Волшебная кисточка

Управление образованием Новолялинского городского округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования Новолялинского городского округа
«Дом детского творчества «Радуга»

Принята на заседании
педагогического совета
«31» октября 2024 г.
Протокол № 2

Утверждена
приказом директор
МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга»
от 01.11.2024 № 95/1 од
Муниципальное
автономное
образовательное
учреждение
дополнительного
образования
Новолялинского
городского округа "Дом
детского творчества
"Радуга"
2024.11.11 14:39:49 +05'00'

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности

«Волшебная кисточка»
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель программы:
Гарбуз Марина Сергеевна,
педагог дополнительного
образования

г. Новая Ляля, 2024 г.

Оглавление
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы...................................... 3
1.1. Пояснительная записка ........................................................................................ 3
1.2. Цель и задачи программы.................................................................................... 5
1.3. Планируемые результаты .................................................................................... 5
Раздел 2. Содержание программы ............................................................................. 7
2.1. Учебно-тематический план ................................................................................. 7
2.2. Содержание учебно-тематического плана......................................................... 7
Раздел 3. Комплекс организационно-педагогических условий............................ 10
3.1. Календарный учебный график .......................................................................... 10
3.2. Условия реализации программы ...................................................................... 10
3.2.1. Материально-техническое обеспечение программы ................................... 10
3.2.2. Кадровое обеспечение программы ................................................................ 10
3.2.3. Методические материалы............................................................................... 10
3.3. Формы аттестации и оценочные материалы ................................................... 11
3.3.1. Характеристика оценочных материалов ....................................................... 12
Раздел 4. Список литературы ................................................................................... 15
4.1. Нормативные документы .................................................................................. 15
4.2. Список методической литературы ................................................................... 15
4.3. Список учебной литературы ............................................................................. 16
Приложение ............................................................................................................... 17
Приложение 1. Календарный учебный график ...................................................... 17

2

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Наши непростые условия жизни требуют от человека знаний, интуиции,
фантазии, упорства, выдержки, готовности решать сложные проблемы,
обладать воображением стратега. А его интеллектуальные горизонты должны
постоянно расширяться. Очевидно, что в последние годы существует дефицит
чувственной составляющей в человеке, когда всё в большей степени начинает
преобладать рационализм, прагматизм и личная материальная выгода. Плата за
это – оскудение внутреннего мира, потеря многих смыслов, чувствований и
переживаний, без которых жизнь человека тускла и не полноценна.
Одно из активных средств формирования мировоззрения обучающегося,
воспитывающего его художественно-образное мышление, эмоциональное
отношение к действительности, вкуса, восприятия красоты в природе, в
человеческих отношениях – это художественное образование.
Направленность программы – художественная.
Актуальность программы заключается в том, что умение учиться и
развиваться, составляющее основу личностного роста обучающегося, означает
умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, находить
разные пути решения; учиться сотрудничать с другими людьми не только в
урочной, но и во внеурочной деятельности. Актуальность
программы
обусловлена необходимостью обращения детей к духовному единению с
природой. Умению «Не просто смотреть, а осматриваться, не просто слушать,
но вслушиваться» (С. Рубинштейн).
Отличительные особенности программы. Наряду с обучением
традиционным техникам рисования в программе идёт ознакомление, обучение
детей нетрадиционным способам рисования, работа с необычными
материалами, используемые при создании объемных аппликаций, что
способствует развитию фантазии, воображения.
Методика проведения работы с обучающимися строится на сезонной
тематике. На каждом занятии проблема ставится как творческая задача.
Увлекательным здесь являются как сама задача, так и технический процесс,
связанный с её осуществлением. Решения творческих задач не слишком
трудоемки и утомительны. Как правило, они рассчитаны на определенный
отрезок времени – выполняются в течение одного-двух занятий.
Программа – модифицированная, на основе типовой программы Б.М.
Неменского «Изобразительное искусство 1-4 классы».
Адресат программы. Программа разработана для обучающихся
начальной школы (7-11 лет). В этом возрасте основной вид деятельности – это
учебная деятельность. Идёт активное интеллектуальное развитие, тем самым
снижается любознательность, детская непосредственность. Вместе с
уменьшением способности фантазировать у детей объединяется личность,
снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к
творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у
детей, необходима особая деятельность. Дети «Рисуют головой, а не руками» –
3

говорят современные психологи, потому что, выполняя такую тонкую работу, у
ребенка развивается мозг. По ходу освоения программы обучающийся, видя
объекты окружающего мира, постоянно находящиеся перед глазами детей, на
которых они порой не сосредотачивают внимания, теперь предстанут перед
детьми как объекты, завораживающие, рождающие множество ассоциаций,
интересные по форме, цвету, фактуре, ракурсу. Группа разновозрастная, состав
группы постоянный. Набор в группу свободный, по заявлению родителей.
Объем освоения программы. Программа «Волшебная кисточка»
разработана на 1 год обучения, учебная нагрузка по программе составляет 52
часа (26 недель по 2 часа в неделю).
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательной деятельности. Группа
формируется с учётом дифференцированного подхода, психологопедагогических
и
физиологических
особенностей
обучающихся.
Наполняемость в группе составляет не менее 15 человек. Основой
образовательного процесса является групповое обучение. Методика
организации работы творческого объединения основывается на принципах
дидактики, систематичности, последовательности, доступности. Программа
занятий составляется с учётом склонности и интересов детей. Особенностью
данного вида деятельности является то, что младшие получают разнообразные
сведения от старших, осваивают практические навыки; старшие заботятся о
младших, отвечают за воспитание у них определенных качеств и развития
конкретных навыков и умений. Учитывая способности обучающихся, педагог
дает им такие задания, чтобы каждый мог выступить в роли организатора
интересного дела, творческого проекта. Такой подход способствует более
быстрому формированию и развитию у обучающихся творческих способностей,
разнообразных умений и навыков, социальной адаптации, обеспечивает
стабильность детского коллектива.
Творческая деятельность разновозрастной группы направлена на поиск,
изобретения и имеет социальную значимость. Наряду с учебными занятиями
проводятся общие для детского коллектива праздники, конкурсы, выставки.
Процесс обучения в объединении строится на неразрывной связи всех
элементов изобразительного языка: рисунка, живописи, композиции, беседы по
изобразительному искусству. На практических занятиях обучающиеся учатся
пользоваться инструментами и материалами, получают умения и закрепляют
навыки, развивают творческие способности. Для расширения художественного
кругозора обучающихся проводятся экскурсии в музеи и на выставки,
просматривается литература и видеоматериалы по мировой культуре и
искусству. Важным элементом работы объединения является участие
обучающихся в различных выставках и конкурсах, что позволяет им сравнивать
свои работы с другими и даёт толчок к творческому развитию.
Режим занятий: учебная нагрузка для обучающихся составляет – 2
академических часа 1 раз в неделю. Академический час – 40 минут, перерыв
между занятиями – 10 минут.
4

Общий объём программы составляет 52 часа.
Год обучения
1 год обучения

Продолжительность
занятия
40 минут

Количество занятий Общее
количество
в неделю
занятий за год
2
52
Итого
52

В каникулярное время работа творческого объединения предполагает
использование следующих видов совместной деятельности педагога и детей:
- прогулки по окрестностям нашего города;
- художественное творчество (декоративно-прикладная деятельность,
художественное фотографирование);
- проектировочная деятельность (подготовка, презентация);
- игровая деятельность;
- организация праздников, участие в выставках, конкурсах.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: развитие визуально-пространственного мышления обучающихся
как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира.
Задачи программы
Обучающие:
• формировать элементарные знания по теории изобразительного,
народного и декоративно-прикладного искусства;
• приобретать опыт собственной художественно-творческой деятельности;
Развивающие:
• развивать умение создавать художественные проекты-импровизации,
используя приемы художественного конструирования;
• развивать коммуникативные качества и активную жизненную позицию
обучающихся.
Воспитывающие:
• воспитывать интерес к искусству народов мира;
•воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые
сочетания цветов;
•воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным
трудом;
•воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию.
1.3. Планируемые результаты
Метапредметные:
– развитие художественно-творческих способностей;
– развитие индивидуально выраженных способностей;
– развитие памяти, внимания, воображения, образного, абстрактного,
логического и аналитического мышления;
– наличие адекватной самооценки учебных достижений;
– адекватное восприятие предложений и оценки педагога;
5

– умение организовать собственную творческую деятельность на основе
сформированных регулятивных учебных действий;
– умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
– способность осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности;
Личностные:
– наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к
духовным ценностям;
– чувство уверенности в себе, вера в свои возможности;
Предметные результаты:
– умение пользоваться понятиями: «композиция», «перспектива»,
«объём», «набросок», «эскизный проект», «художественный образ»;
– развитие художественных знаний, умений и навыков;
– умение работать с нужными инструментами и художественными
материалами;
– применение творческих способностей в процессе художественнопоисковой и практической деятельности.

6

Раздел 2. Содержание программы
2.1. Учебно-тематический план
№
1

Тема занятия

Вводное занятие. «Пятна»

Фрукты
2.1. Рисование с натуры яблока
2.2. Натюрморт «Фрукты»
3
Зимушка-зима
3.1. Коллективная работы «Волшебные сады
Деда Мороза»
3.2. Рисование по представлению «Мы рисуем
зимние деревья»
3.3. Открытка «Сосновая ветка»
3.4. «Новогодний натюрморт»
3.5. Рисование по представлению «Морозные
узоры»
3.6. Рисование по представлению «Снегири»
3.7. Рисование «Холмистый мотив»
3.8. Открытка к 23 февраля
3.9. Палитра зимы
4
Весна идет!
4.1. Открытка к 8 марта
4.2. Сюжетная картина «Кошка на крышки»
4.3. Палитра весны
4.4. Пасхальный натюрморт
5
Я рисую море –голубые дали
5.1. Коллективная работа «Море»
5.2. Композиция «Морские жители"
6
Жаркие страны
6.1. Рисование с элементами аппликации
«Корабли пустыни»
Итого
2

всего

В том числе

Формы
аттестации

теория

практика

4

1

3

6
2
4
20
2

1
0,5
0,5
4,5
0,5

5
1,5
3,5
15,5
1,5

2

0,5

1,5

выставка

2
4
2

0,5
0,5
0,5

1,5
3,5
1,5

наблюдение
наблюдение
выставка

2
2
2
2
12
2
4
2
4
8
6
2
2
2

0,5
0,5
0,5
0,5
2
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5

1,5
1,5
1,5
1,5
10
1,5
3,5
1,5
3,5
7
5,5
1,5
1,5
1,5

наблюдение
наблюдение
наблюдение
выставка

52

10

42

Входящий
мониторинг
Наблюдение
выставка
наблюдение

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
выставка
наблюдение

2.2. Содержание учебно-тематического плана
1. Вводное занятие. «Пятна». Теория. Знакомство с планом на учебный
год. Техника безопасности. Инструменты и материалы.
Практика. Выполнение упражнений на определение сформированности
навыков рисования и творческого мышления. «Пятна» (цветную бумагу
наклеить и дорисовать до узнаваемого образа).
Материал для работы: цветная бумага, клей-карандаш, фломастеры,
тушь, бумага.
2. Фрукты. Теория. Знакомство с темой урока, со спецификой
реалистического рисования фруктов с натуры, развитие восприятия,
ознакомление с понятием «блик», «падающие тени». Какие бывают фрукты,
виды, семейства, подвиды; техника рисунка и в Рисование с натуры «Банан,
клубника, вишни».
7

Практика: Поиск изобразительно-выразительных средств для передачи
характерных признаков (общий абрис фруктов, строение).
Материал для работы: карандаш, резинка, восковые мелки, акварель,
баночка, кисть, палитра.
3. «Зимушка-зима». Теория: построение дерева. Организация
пространства. Возникновение открытки, ее назначение и тематика, создания и
её оформления.
Практика: создание образов морозных узоров, передача красками
красоты зимней природы.
Материал для работы: цветная бумага синих оттенков, ножницы, клей,
кисть, гуашь, тонированная бумага или цветной картон.
4. «Весна идет!» Теория: создание живописной композиции, свободное
применение и комбинирование художественных техник. История праздника.
Практика: создание натюрморта, открытки
Материал для работы: гуашь, акварель, маркер, клей, ножницы
5. «Я рисую море – голубые дали». Теория: Рисование – коллективная
композиции. Рисование пластических обитателей моря на основе волнистой
линии (осьминоги, медузы, водоросли). Орнамент, виды орнамента. Свободное
сочетание разных изобразительных техник, стилизация изображений рыб,
морских обитателей, водорослей, их декорирование.
Практика: создание композиции, декоративное рисование с элементами
«индивидуальной» рыбки.
Материал для работы: лист А-3, гуашь, матрицы, кисти, тряпочки,
ванночки для красок, баночка, кисточки, резинки.
6. «Жаркие страны» Теория: Знакомство с темой урока. Вспоминаем
плавила работы ножницами и клейм
Практика: Создание работы с использование аппликации
Материал для работы: цветные карандаши, фломастеры, восковые
мелки, цветные гелиевые ручки, ножницы, клей.
В конце обучения дети должны знать:
- технику работы акварелью, гуашью, карандашом, тушью, фломастерами,
восковыми мелками;
- приемы работы с некоторыми видами материалов (бумага, картон);
- назначение художника на разных этапах его работы;
- роль цвета, композиции, фактуры материала при создании
художественной е аппликации работы;
- ряд произведений изобразительного искусства и фамилии их создателей;
- технику безопасности при работе на занятиях по изобразительному
искусству.
уметь:
- представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании
братьев-Мастеров;
8

- различать предметы народного творчества по их специфическим
особенностям и материалам;
- правильно сидеть за столом;
- верно держать лист бумаги и карандаш;
- свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в
нужных направлениях, не вращать при этом лист бумаги;
- передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное
положение, основной цвет предмета;
- правильно работать акварельными и гуашевыми красками – рисовать и
смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность, выполнять
простейшие узоры в полосе, квадрате, круге из декоративных форм
растительного мира;
- применять приемы рисования кистью;
- работать в трех основных видах художественной деятельности –
изобразительной,
декоративной
и
конструктивной;
вглядываться,
содержательно рассматривать мир, развивая наблюдательность и интерес к
окружающему.
Личностными результатами изучения программы «Волшебная
кисточка» являются:
- развитие самостоятельности в поиске решения различных
изобразительных задач;
- формирование духовных и эстетических потребностей;
- овладение различными приёмами и техниками изобразительной
деятельности;
- воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения,
возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые
простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих
нравственных ценностей).

9

Раздел 3. Комплекс организационно-педагогических условий
3.1. Календарный учебный график
Год
обучени
я
1 год

Дата
начала
обучения
05 ноября
2024 года

Дата
окончания
обучения
24 мая
2025 года

Количество
учебных
недель
26

Количество Количество
учебных
учебных
дней
часов
26
52

Режим
занятий
1 раз в
неделю
по 2 часа

Каникулы:
Зимние: 29.12.2024 – 10.01.2025
Весенние: 29.03.2025 – 06.04.2025

3.2. Условия реализации программы
3.2.1. Материально-техническое обеспечение программы
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Оборудование, инструменты и материалы
Кабинет
Магнитно-меловая доска
Ноутбук
Мультимедиа
Картон
Карандаши простые
Ластики
Линейки
Ножницы
Клей
Маркеры
Тушь
Перья
Краски
Кисти
Малярный скотч

Кол-во
1
1
1
1
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
1

3.2.2. Кадровое обеспечение программы
Программу ведет педагог дополнительного образования Гарбуз Марина
Сергеевна, образование среднее профессиональное.
3.2.3. Методические материалы
№

Название
раздела, темы

Материальнотехническое оснащение,
дидактикометодический материал

1.

Вводное занятие.
«Пятна»

2.

Фрукты

Ноутбук, мультимедиа,
учебно-методические
пособия
Учебно-методические
пособия, муляжи

10

Формы,
методы,
приёмы
обучения,
педагогические
технологии
Рассказ,
демонстрация
Беседа,
демонстрация

Формы
учебного
занятия

Беседа,
викторина,
наблюдение
Беседа,
наблюдение,

3.

Зимушка-зима

4.

Весна идет!

5.

Я рисую море –
голубые дали

6.

Жаркие страны

Ноутбук, мультимедиа,
учебно-методические
пособия,
демонстрационные
образцы
Учебно-методические
пособия,
демонстрационные
образцы
Ноутбук, мультимедиа,
учебно-методические
пособия,
демонстрационные
образцы
Ноутбук, мультимедиа,
демонстрационные
образцы

Объяснение,
метод
погружения,
упражнение

выставка
Практическая
работа, выставка

Беседа,
демонстрация

Беседа,
наблюдение,
выставка

Беседа,
демонстрация,
метод
погружения

Беседа,
наблюдение,
выставка

Беседа,
демонстрация,
метод
погружения

Беседа,
наблюдение,
выставка

3.3. Формы аттестации и оценочные материалы
Формы контроля. Важной формой контроля по приобретению
обучающимися новых знаний является проверка, проводимая в форме
выполняемых на занятиях работ по заданию педагога. В конце каждого занятия
подразумевается обсуждение работ, выставленных по желанию самих детей.
Метод демонстрации готовых работ обучающихся в ходе занятия
является традиционным, поэтому желательно применять его как можно чаще,
поскольку на занятиях по изобразительному искусству этот метод является
одним из наиболее эффективных. Указывая на неточности, следует
максимально корректно подсказать ребенку, как в дальнейшем избежать их.
Обсуждение работ обучающихся с точки зрения их содержания и
выразительности активизирует внимание детей, формирует у них опыт
творческого общения. Периодическая организация выставок лучших работ дает
ребятам возможность заново увидеть и оценить свои поделки и рисунки,
ощутив при этом радость успеха. Работы, выполненные на занятиях, могут
быть использованы как подарки родным и друзьям, могут применяться в
оформлении школы.
Контрольно-диагностический блок.
Диагностика образовательного процесса позволяет систематизировать и
наглядно оформить индивидуальные данные об обучающихся, организовать
деятельность с использованием диагностических методов, максимально
раскрывающих потенциал каждого ребенка. Анализ результатов диагностики
позволяет подобрать эффективные способы организации детского коллектива,
определить перспективу индивидуального развития личности.
Для большинства обучающихся основным результатом является
произведение собственных рук, а также набор компетенций, приобретаемых в
ходе освоения данной программы. Использование принципа постепенного
11

продвижения личности, дает возможность для самореализации воспитанника в
условиях свободного выбора различных видов изобразительной деятельности.
При этом успехи и достижения сравниваются не со стандартом, а с исходными
возможностями. Для определения возможностей и умений ребенка при записи в
объединение первичное тестирование, используется методика выявления
исходного уровня владения умениями и навыками. Дальнейшее отслеживание
результатов обучения проводится по контрольным заданиям, защите
творческого проекта в течение года и итоговому тестированию в конце
учебного года.

Метапредметные
результаты

Личностные результаты

3.3.1. Характеристика оценочных материалов
Планируемые
результаты

Критерии оценивания

Виды контроля /
промежуточной
аттестации

Наличие
мотивации к
творческому
труду, бережному
отношению к
духовным
ценностям

Активное участие в
решении практических
задач технологической
и социальной
направленности;
интерес к
практическому
изучению профессий и
труда различного рода,
в том числе на основе
применения изучаемого
предметного знания;
ориентация на
моральные ценности и
нормы в ситуациях
нравственного выбора
Самоанализ, умение
любить и ценить себя и
свою творческую
деятельность
Умение анализировать,
сравнивать,
группировать
различные объекты,
явления, факты;
устанавливать
закономерности и
использовать их при
выполнении заданий
Умение привнести
оригинальность в свою
работу

Входящий,
промежуточный,
итоговый

Чувство
уверенности в
себе, верить в свои
возможности
Развитие
художественнотворческих
способностей

Развитие
индивидуально
выраженных
способностей

12

Диагностический
инструментарий
(формы, методы,
диагностики)
Наблюдение,
игровая
программа, работа
в парах, опрос,
тестирование

Входящий,
промежуточный,
итоговый

Наблюдение,
беседа, выставки,
конкурсы

Промежуточный

Наблюдение,
беседа

Промежуточный,
Итоговый

Наблюдение,
беседа, выставка

Предметные результаты

Развитие памяти,
внимания,
воображения,
образного,
абстрактного,
логического и
аналитического
мышления
Наличие
адекватной
самооценки
учебных
достижений
Адекватное
восприятие
предложений и
оценки педагога
Умение
организовать
собственную
творческую
деятельность на
основе
сформированных
регулятивных
учебных действий
Умение
договариваться о
распределении
функций и ролей в
совместной
деятельности
Способность
осуществлять
взаимный
контроль в
совместной
деятельности
Умение
пользоваться
понятиями:
«композиция»,
«перспектива»,
«объём»,
«набросок»,
«эскизный
проект»,
«художественный
образ»

Умение
концентрироваться на
задании,
Умение привнести
оригинальность в свою
работу,
Соблюдение
технологической карты
Критическое
мышление, самоанализ

Входящий,
промежуточный,
итоговый

Наблюдение,
опрос, беседа,
выставки,
конкурсы

Итоговый

Выставка, конкурс

Критическое
мышление, умение
адекватно
воспринимать оценку
педагога
Соблюдение
технологической карты

Итоговый

Выставка, конкурс

Входящий,
промежуточный,
итоговый

Наблюдение,
опрос, беседа,
выставки,
конкурсы

Умение оказывать
помощь товарищу,
соблюдение
дисциплины

Входящий,
промежуточный,
итоговый

Наблюдение,
игровая
программа, работа
в парах,
микрогруппах

Критическое
мышление, самоанализ,
соблюдение
дисциплины,
взаимопомощь

Промежуточный,
Итоговый

Наблюдение,
выставка, конкурс

Знаниевый компонент,
использование
профессиональной
лексики, применение
теоретических
академических знаний в
процессе рисунка

Промежуточный,
итоговый

Наблюдение,
беседа,
критический
анализ, опрос,
тестирование

13

Развитие
художественных
знаний, умений и
навыков;
Умение работать с
нужными
инструментами и
художественными
материалами
Применение
творческих
способностей в
процессе
художественнопоисковой и
практической
деятельности

Умение оперировать
техниками и приёмами
«академического
рисунка»
Использование
полученных знаний на
практике

Промежуточный

Использование законов
композиции,
перспективы и
цветоведения, умение
пользоваться
графическими
средствами
изображения

Промежуточный

14

Промежуточный

Наблюдение,
беседа,
критический
анализ
Наблюдение,
беседа

Наблюдение,
беседа, тест, опрос

Раздел 4. Список литературы
4.1. Нормативные документы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волшебная кисточка» художественной направленности разработана в
соответствии с нормативно-правовыми документами:
1.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273Ф3.
2.
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 №
678-р.
3.
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от
29.05.2015 № 996-р.
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее-СанПиН).
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
7.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 № 629 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
8.
Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
9.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015
№ 09-3242 «О направлении информации» (вместе с Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы).
10. Устав МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга».
11. Образовательная программа МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга».
4.2. Список методической литературы
1. Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. / Под ред. Неменского
Б.М. Изобразительное искусство: искусство вокруг нас.: учеб. для 3 кл. М.:
Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2007

15

2. Коротеева Е.И. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство.
Искусство и ты: учеб. для 2 кл. М.: Просвещение, ОАО «Московские
учебники», 2006 .
3. Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное
искусство. М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2006 .
4. Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное
искусство: каждый народ – художник.: учеб. для 4 кл. М.: Просвещение, ОАО
«Московские учебники», 2007 .
4.3. Список учебной литературы
1. Алёхин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. М 1984.
2. Алёхин А.Д. О языке Изобразительного искусства.- М.,1973.
3. Барщ А.О. Наброски и зарисовки, «Искусство», М., 1970.
4. Беда Г.В. Основы изобразительной Грамоты.-М.,1989.
5. Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь - С.Пб.,1993.
6. Дейнека А.А. Живопись, графика, скульптура, мозаика.- Л.,1982.
7. Жегалова С.К. Русская народная живопись. - М.,1984.
8. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. М., 1998.
9.Кузин В.С. Психология. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп.,1998.
10.Кулебакин Г.И. Рисунок и основы композиции. М., «Высшая школа»,
1988.
11.Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. М., 1973.
12.Энциклопедический словарь юного художника. - М.,1983.

16

Приложение
Приложение 1. Календарный учебный график
№
раз
дел
а
1.

Месяц

Дата
Недел
я

Ноябрь

1
2

2.
2.1.

Ноябрь

3

2.2.

Ноябрь
Декабрь

4
1

3.
3.1.

Декабрь

3.2.

Тема занятия

Кол-во
часов

Вводное занятие. «Пятна»

Форма
занятия

Место
проведения

Форма контроля

2
2
6
2

Лекция, сам. работа Кабинет

Наблюдение, беседа.
Входящий мониторинг

Кабинет

Наблюдение, опрос

Натюрморт «Фрукты»

2
2

Беседа, самост.
работа
Беседа,
самостоятельная
работа

Кабинет

Наблюдение, выставка

2

Зимушка-зима
Коллективная работа «Волшебные сады
Деда Мороза»

20
2

Кабинет

Наблюдение

Декабрь

3

Рисование по представлению «Мы
рисуем зимние деревья»

2

Кабинет

Наблюдение, выставка

3.3.

Декабрь

4

Открытка «Сосновая ветка»

2

Кабинет

Наблюдение

3.4.

Январь

3
4

«Новогодний натюрморт»

2
2

Кабинет

Наблюдение

3.5.

Январь

5

Рисование по представлению
«Морозные узоры»

2

Кабинет

Наблюдение, выставка

3.6.

Февраль

1

Рисование по представлению
«Снегири»

2

Беседа,
коллективная
работа
Беседа,
самостоятельная
работа
Беседа,
самостоятельная
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа

Кабинет

Наблюдение, выставка

Фрукты
Рисование с натуры яблока

17

3.7.

Февраль

2

Рисование «Холмистый мотив»

2

3.8.

Февраль

3

Открытка к 23 февраля

2

3.9.

Февраль

4

Палитра зимы

2

Весна идет!
Открытка к 8 марта

12
2

4.
4.1.

Март

1

4.2.

Март

2
3

Сюжетная картина «Кошка на крыше»

2
2

4.3.

Март

4

Палитра весны

2

4.4.

Апрель

2
3

Пасхальный натюрморт

2
2

5.
5.1.

Апрель

Я рисую море – голубые дали
Коллективная композиция «Море»

5.2.

Май
Май

4
5
1
2

8
2
2
2
2

6.
6.1.

Май

3

Композиция «Морские жители»
Жаркие страны
Рисование с элементами аппликации
«Корабли пустыни»
ИТОГО

2
2
52

18

Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа

Кабинет

Наблюдение, выставка

Кабинет

Наблюдение

Кабинет

Наблюдение, выставка

Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа

Кабинет

Наблюдение

Кабинет

Наблюдение, выставка

Кабинет

Наблюдение, выставка

Кабинет

Наблюдение

Беседа,
коллективная
работа
Беседа,
практическая
работа

Кабинет

Наблюдение

Кабинет

Наблюдение, выставка

Контрольная
работа

Кабинет

Наблюдение, опрос,
тестирование, выставка

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».