МИР ТЕАТРА 1 класс

Управление образованием Новолялинского городского округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования Новолялинского городского округа
«Дом детского творчества «Радуга»

Принята на заседании
педагогического совета
«30» августа 2024г.
Протокол № 1

Утверждена
приказом директор
МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга»
от 30.08.2024 № 69 од

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности

«Мир театра»
Возраст обучающихся: 7 - 9 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Самойлова Ольга
Владимировна,
педагог дополнительного
образования

г. Новая Ляля 2024

Оглавление
РАЗДЕЛ 1. Комплекс основных характеристик программы .................................. 3
1.1. Пояснительная записка ........................................................................................ 3
1.2. Цель и задачи программы.................................................................................... 5
1.3. Планируемые результаты освоения программы ............................................... 5
Раздел 2. Содержание программы ............................................................................. 6
2.1. Учебный (тематический) план ........................................................................... 6
2.2. Содержание учебного (тематического) плана................................................... 7
РАЗДЕЛ 3. Комплекс организационно-педагогических условий ........................ 10
3.1. Календарный учебный график .......................................................................... 10
3.2. Условия реализации программы ...................................................................... 11
3.2.1. Материально-техническое обеспечение ....................................................... 11
3.2.2. Кадровое обеспечение .................................................................................... 11
3.2.3. Методические материалы............................................................................... 11
3.3. Формы аттестации и оценочные материалы ................................................... 12
3.3.1. Характеристика оценочных материалов....................................................... 14
РАЗДЕЛ 4. Список литературы ............................................................................... 15
4.1. Нормативные документы .................................................................................. 15
4.2. Литература по программе: ................................................................................ 16
Приложение 1. Календарный учебный график первого года обучения .............. 18
Приложение 2. Контрольно-измерительные материалы для оценки результатов
обучения по программе «школьный театр» при проведении промежуточной
аттестации обучающихся ......................................................................................... 22
Приложение 3. Методика проведения занятий ...................................................... 25

РАЗДЕЛ 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Театральное искусство – отражает действительность, характеры, события,
конфликты, их трактовки и оценки посредством драматического действия,
возникающего в процессе игры актера перед публикой. В сегодняшней жизни, с
ее бурными социальными потрясениями и экономическими переменами, занятия
театральным творчествам помогают детям верно понять происходящие в жизни
процессы, формируют способность самостоятельно делать выбор, быстрее
ориентироваться в жизненных ситуациях, иметь более открытый, непредвзятый
и смелый взгляд на мир.
Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и
действия с изобразительным искусством, музыкой и т.д. Поэтому привлечение
детей к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра,
открывает большие возможности для многостороннего развития их
способностей. Вдумчивый анализ исполняемого произведения, проникновение в
художественный замысел пьесы помогают формированию у детей верных
этических и эстетических оценок доступного их пониманию круга жизненных
явлений, человеческих взаимоотношений. В сегодняшней жизни, с ее бурными
социальными потрясениями и экономическими переменами, идеалы прошлых
поколений уже разрушены, а современные идеалы не совсем еще определены.
Знания, умения и навыки, которые дети приобретают на занятиях в театре,
формируют у них верные этические и эстетические оценки происходящих в
жизни процессов, способность самостоятельно делать выбор, быстрее
ориентироваться в жизненных ситуациях, иметь более открытый, непредвзятый
и смелый взгляд на мир.
Направленность программы дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Мир театра» по содержанию является
программой художественной направленности.
Актуальность.
Театр – искусство коллективное, и, поскольку спектакль является
результатом творческих усилий всего коллектива, то театральные занятия
способствуют получению богатого и разнообразного опыта общения и
совместной деятельности, обеспечивают каждому члену коллектива
возможность для активного участия в его творческой работе, оставаясь при этом
и в коллективе свободной, независимой личностью, уважающей интересы своих
товарищей и всего коллектива.
Программа ориентирована на социальный заказ, потребности родителей и
обучающихся. Программа способствует гармоничному развитию личности,
активизирует индивидуальные особенности ребенка, формирует и развивает
актерские способности у детей.
При разработке программы были учтены современные задачи развития
образования, закрепленные в Концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 года, которая определяет в качестве целей развития
дополнительного образования создание условий для самореализации и развития

талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой
и социально ответственной личности. Содержание и механизмы освоения
программы, в том числе направлены на: формирование у детей и молодежи
общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской
ответственности; формирование функциональной грамотности и навыков,
повышающих качество образовательных результатов у детей, испытывающих
трудности в освоении основных общеобразовательных программ; поддержку
профессионального самоопределения, формирование навыков планирования
карьеры обучающимися.
В соответствии с национальным проектом «Культура» программа
направлена на создание условий для воспитания гармонично развитой и
социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей
народов Российской Федерации и возможности для самореализации и развития
талантов.
Адресность программы.
Программа ориентирована на возраст обучающихся от 7 до 9 лет,
разработана с учётом психофизиологических особенностей данных возрастных
категорий.
Возрастные особенности обучающихся.
7-9 лет. Именно в этом возрасте начинает проявляться тяга детей к театру,
литературе, музыке. Важными личностными особенностями детей в этом
возрасте является их открытость, послушание и исполнительность. Эти черты
создают хорошие условия для воспитания ребенка как личности, но требуют от
педагога большой ответственности, внимательного нравственного контроля за
своими действиями и суждениями, поскольку этот возраст характеризуется
безграничным доверием к взрослым и подражанием им. Необходимо помнить,
что стимулирование и максимальное использование мотивации достижения
успехов в виде похвалы, признания, одобрения, различных форм поощрений за
успехи имеет особое значение для развития на данном этапе. Нельзя допустить
формирования и закрепления у ребенка мотива избегания неудачи, который
отнюдь не является стимулом к достижению успехов. Поскольку целью нашей
программы является развитие и раскрепощение личности, то педагог именно на
этом этапе ставит своей задачей развитие и пробуждение эмоциональной сферы
ребенка через игру и раскрепощение его, снятие «зажимов».
Реализация программы позволяет включить механизм воспитания каждого
члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой
самореализации. На основе полученных базовых знаний предоставляется
возможность, эффективно готовить воспитанников к освоению накопленного
человечеством социально-культурного опыта, безболезненной адаптации в
окружающей среде, позитивному самоопределению.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Общее
количество часов по программе – 124 часа.
Срок освоения общеразвивающей программы
Программа реализуется в течение 1 года.

Год обучения
1 год обучения

Кол-во часов в Продолжительность
Кол-во часов за год
неделю
занятия
4 час в неделю
40 мин.
124 часа
Общее кол-во учебных часов по программе 124 часа

Форма обучения: очная. Программа, в зависимости от темы занятия,
включает такие формы работы:
– индивидуально-групповая;
– групповая;
– фронтальная.
Перечень видов занятий: беседа, практическое занятие, круглый стол,
тренинг, мастер-класс, открытое занятие и др.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы: спектакль, творческий отчет, фестиваль,
презентация, практическое занятие, открытое занятие, выступление, беседа и т.д.
1.2. Цель и задачи программы
Целью программы является приобщение детей младшего школьного
возраста к искусству театра, развитие творческих способностей и формирование
социально активной личности средствами театрального искусства.
Задачи программы
Обучающие:
− обучить основам сценического действия;
− познакомить с основным языком театрального искусства;
Развивающие:
− развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность,
находчивость, фантазию, воображение, эмоционально-волевую сферу,
образное мышление;
− научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
− развить речевой слух, внимание;
− способствовать развитию культуры речи.
Воспитательные:
− воспитывать уважительное отношение между членами коллектива,
чувство ответственности за общее дело;
− воспитывать культуру поведения в театре;
− формировать потребность в творческом самовыражении и создать
мотивацию для поиска собственных решений в создании художественного
образа;
− содействовать
формированию
эстетического
восприятия
и
художественного вкуса;
− содействовать формированию личностных качеств: самостоятельности,
уверенности, эмпатии, толерантности.
1.3. Планируемые результаты освоения программы
Метапредметные:

− развиты творческие способности, творческая фантазия, способность
эмоционально воспринимать окружающий мир;
− умеют работать в команде с педагогом, слушать и выполнять его задания.
− умеют применять навыки и умения, полученные на занятиях по
актёрскому мастерству, в работе над спектаклем;
− знают комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, умеет
пользоваться дыхательными упражнениями;
используют на практике основы актерского мастерства.
Личностные:
− владеют культурой общения со сверстниками и взрослыми;
− заботливо относятся к партнерам по совместному творчеству;
− умеют быть самокритичными в оценке своих творческих и
профессиональных способностей.
Предметные:
− знают основные элементы театра, театральную терминологию;
− знают правила поведения на сцене и за кулисами;
− знают основные принципы театральной игры.

Раздел 2. Содержание программы
2.1. Учебный (тематический) план
№

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

п/
п
1

Всего

Теория

Практи
ка
Беседа,
1
индивидуальный опрос,
выполнение творческих заданий

Азбука театра

4

3

2

Сценическая речь
(Культура и техника
речи)

14

2

12

Наблюдение, выполнение
творческих заданий

3

Актёрская
грамота

20

4

16

Беседа, опрос, практическая
работа, просмотр, исполнение
этюдов, контрольные
упражнения.

4

26

4

22

Наблюдение, выполнение
творческих заданий, просмотр

5

Предлагаемые
обстоятельства
(Театральные игры)
Детские миниатюры

4

-

4

Открытое занятие

6

Ритмопластика

24

4

20

7

Работа над
инсценировками
(миниатюрами,
миниспектаклями)
ИТОГО

32

6

26

Наблюдение, практическая
работа, выполнение творческих
заданий
Наблюдение, выполнение
творческих заданий

124

23

101

2.2. Содержание учебного (тематического) плана
1. Азбука театра
Теория: знакомство с обучающимися. Ознакомление с режимом занятий,
правилами поведения на занятиях, формой одежды и программой. Инструктаж
по технике безопасности на занятиях, во время посещения спектаклей, поездок в
автобусе, правилами противопожарной безопасности. Беседа о театре. Театр как
вид искусства. Особенности театрального искусства. Виды театров. Правила
поведения в театре. Устройство сцены и театра. Театральные профессии.
Практика: Театр вокруг нас. Ролевая игра «Мы идем в театр». Актер –
главное «чудо» театра. Беседа «Почему актера называют чудом?». О профессии
актера и его способности перевоплощаться. Игры «По правде и понарошку»,
«Одно и то же по-разному».
2. Сценическая речь
Теория. Предмет сценической речи. Диапазон звучания. Темп речи.
Интонация. Дыхательная гимнастика, фонационная (звуковая) гимнастика.
Артикуляционная гимнастика. Гигиенический массаж, вибрационный массаж.
Художественное чтение как вид исполнительского искусства. Основы
практической работы над голосом. Выразительное чтение, громкость и
отчетливость речи, посыл звука в зрительный зал.

Практика: Работа над четкой артикуляцией. Гимнастика для губ, языка,
челюсти: «Точилка», «Иголки», «Ходики», ««Лопатки – жало», «Волейбольная
сетка», «Трубочка», «Укол», «Зонтик», «Чашечка», «Кружочки», «Лопатка»,
«Лошадки» и т.д. Выполнение упражнений дыхательной гимнастики.
Выполнение дикционных упражнений, произнесение скороговорок. Голосовой
тренинг. Участие в играх на выразительность и громкость голоса: «Оркестр»,
«Метание звуков», «Звук и движение». Выразительное чтение по ролям.
Разучивание и инсценировка чистоговорок, скороговорок и стихов. Участие в
играх со словами и звуками: «Ворона», «Чик-чирик», «Мишень», «Сочиняю я
рассказ». «Все слова на букву…». Упражнения «и,э,а,о,у,ы»; двойные согласные:
«пэ-ббэ, па-бба, пу-ббу, пы-ббы» и т.п. Сказ о том, как была придумана азбука
(по сказке Р. Киплинга «Как была выдумана азбука»). Развитие навыка
логического анализа текста (на материале детских стишков). Знаки препинания,
грамматические паузы, логические ударения.
3. Актерская грамота
Теория. Работа актера над собой. Особенности сценического внимания.
Значение дыхания в актерской работе. Мышечная свобода. Зажим. Сценическое
оправдание как мотивировка сценического поведения актера. Понятие о
предлагаемых обстоятельствах. Сценическое отношение – путь к образу.
Сценическая задача и чувство. Сценическое действие. Мысль и подтекст.
Сценический образ как «комплекс отношений».
Практика. Тренинги на внимание. Выполнение упражнений на
коллективную согласованность действий. Тренинги и выполнение упражнений с
приемами релаксации. Выполнение упражнений: на развитие сценического
внимания. Работа над дыханием. Выполнение этюдов: на достижение цели, на
события, на зону молчания, на рождение слова, этюдов-наблюдений.
4. Предлагаемые обстоятельства (Театральные игры)
Теория. Общеразвивающие игры и специальные театральные игры.
Понятие «игра». Возникновение игры. Понятие «театральная игра». Значение
игры в театральном искусстве. Воображение и вера в вымысел. Режиссерская
игра. Игры-импровизации. Игры-инсценировки. Игры-превращения. Игрыдраматизации. Язык жестов, движений и чувств. Понятие «Предлагаемые
обстоятельства». Понятие «Я» в предлагаемых обстоятельствах. Составление
этюдов. Индивидуальные и групповые этюды. Этюды-пантомимы. Танец и
слово. Работа с реквизитом. Работа с декорациями. Инсценирование
музыкальных произведений. Импровизация.
Практика. Выполнение упражнений на предлагаемые обстоятельства.
Участие в играх-инсценировках, играх-превращениях, сюжетных играх.
Обыгрывание бытовых ситуаций из детских литературных произведений.
Сочинение и представление этюдов по сказкам. Выполнение музыкальных
этюдов. Выполнение упражнений: «Сказка», «Ассоциация», «Борьба стихий»,
«Ладонь», «Три точки» и др. Выполнение упражнений: «Круги внимания»,
«Угадать шумы», «Искусственные шумы», «Радио», «Слышать одного» и др.
Выполнение упражнений: «Узнать запахи», «Ощущения запаха», «Вкусовые

ощущения», «Фотография» и др. Выполнение этюдов: «Встреча», «Знакомство»,
«Ссора», «Радость», «Удивление».
5. Детские миниатюры
Практика. Открытое занятие. Показ специальных упражнений по
актерскому психотренингу, театральных миниатюр (инсценировок), игры.
Рефлексия. Творческий отчёт. Показ инсценировок (миниатюр).
6. Ритмопластика
Теория. Пластика. Мышечная свобода. Жесты. Универсальная разминка.
Тренировка суставно-мышечного аппарата. Тело человека: его физические
качества, двигательные возможности, проблемы и ограничения. Гимнастика на
снятие зажимов рук, ног и шейного отдела. Речевая и двигательная гимнастика.
Произношение текста в движении. Характерность движения. Правильно
поставленный корпус – основа всякого движения. Упражнения на координацию
движений и ощущения тела в пространстве при произнесении диалога. Речевое
взаимодействие. Такт, музыкальная фраза, акценты, сильная и слабая доля.
Правильная техника дыхания. Музыкальный образ средствами пластики и
пантомимы. Музыка и пластический образ. Влияние музыки на возникновение
пластических образов, попытки создания образа, внутреннее созерцание образа
в движении под музыку. Пластическая импровизация на музыку разного
характера.
Понятия:
− точки зала (сцены);
− круг, колонна, линия (шеренга);
− темпы: быстро, медленно, умеренно.
Буквы и звуки. Комплексы упражнений, тренирующих все части тела с акцентом
на развитие гибкости и подвижности во время произнесения текста и
выполнения сценической задачи: общее и различное.
Практика. Выполнение упражнений на развитие двигательных
способностей (ловкости, гибкости, подвижности, выносливости), на
освобождение мышц, равновесие, координацию в пространстве. Участие в играх
и выполнение упражнений на развитие пластической выразительности
(ритмичности, музыкальности, координации движений). Тренинги: «Тележка»,
«Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте». Тренировочный бег. Бег с
произношением цифр, чтением стихов, прозы. Выполнение упражнений при
произнесении элементарных стихотворных текстов. Выполнение основных
позиций рук, ног, постановки корпуса. Работа над жестами (уместность,
выразительность). Участие в играх на жестикуляцию (плач, прощание, встреча).
Выполнение этюдов на основные эмоции (грусть, радость, гнев). Перестроение
в указанные (геометрические) фигуры. Хлопки, ходьба, бег в заданном ритме.
Выполнение упражнений на запоминание и воспроизведение ритмического
рисунка, для развития актерской выразительности. Участие в играх на
определение сценического образа через образ музыкальный. Слушание музыки
и выполнение движений (бег – кони, прыжки – воробей, заяц, наклоны – ветер
дует и т.д.) в темпе музыкального произведения.
7. Работа над инсценировками (миниатюрами, миниспектаклями)

Теория. Чтение литературного произведение. Разбор. Читка по ролям.
Разучивание текстов.
Практика. Этюдные репетиции на площадке. Разбор мизансцен.
Выполнение сценического действия, своей задачи. Сценическая оценка.
Прогоны.
Требования к знаниям и умениям
Обучающиеся будут знать:
• особенности театра как вид искусства;
• виды театров; театральные профессии;
• теоритические основы актёрского мастерства, пластики и сценической
речи;
• упражнения для проведения артикуляционной гимнастики;
• упражнения для снятия мышечных зажимов;
уметь:
• ориентироваться в сценическом пространстве;
• выполнять простые действия на сцене;
• взаимодействовать на сценической площадке с партнёром;
• передавать образы с помощью вербальных и невербальных
выразительных средств.
Обучающийся получит возможность научиться
• владеть навыками самоконтроля и самооценки;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

РАЗДЕЛ 3. Комплекс организационно-педагогических условий
3.1. Календарный учебный график

Год
обучения
1 год

Дата
начала
обучения
12
сентября

Дата
окончания
обучения
24 мая

Количество
учебных
недель
31

Количество
учебных
дней
62

Количество Режим
учебных
занятий
часов
124
2 занятия
по 2 часа в
неделю

Каникулы: осенние 26.10.24- 03.11.2024г.
зимние 30.12.24 - 10.01.2025 г.
дополнительные 15.02. – 23.02.2025 г.
весенние 29.03.2025 – 06.04.2025 г.

3.2. Условия реализации программы
3.2.1. Материально-техническое обеспечение
Наименование

Количество
Оборудование
Актовый зал
1
Стол
2
Стулья
10
Материалы
Детские костюмы для спектаклей
10
Технические средства
Музыкальный центр
1
Ноутбук
1
Мультимедийная система
1

3.2.2. Кадровое обеспечение
Дополнительная общеобразовательная программа реализуется педагогом
дополнительного образования, имеющим профессиональное образование в
области, соответствующей профилю программы, и постоянно повышающим
уровень профессионального мастерства.
3.2.3. Методические материалы
№
п/п

1.

2.

Название
темы

раздела, Материальнотехническое
оснащение,
дидактический
материал
Художественная
Азбука театра
литература,
Видеоролики по
темам занятия

Сценическая речь
(Культура и
техника речи)

Комплекс
скороговорок
и
упражнений
на
дикцию, комплекс
стихов
для
заучивания.

Формы,
методы, Формы
приёмы обучения. учебного
Педагогические
занятия
технологии
Наглядные
(демонстрация,
просмотр
видеоматериалов).
Словесные (рассказ,
объяснение, беседа),
Практические (игра,
упражнение,
театрализованные
игры, этюды).
Словесные (рассказ,
объяснение, работа

Викторины,
ролевая
игра,
беседа,

Ролевая
игра,
праздники,
спектакль.

3.

Актёрская
грамота

4.

Предлагаемые
обстоятельства
(Театральные
игры)

5.

Детские
миниатюры

6.

Ритмопластика

7.

Работа над
инсценировками
(миниатюрами,
миниспектаклями)

с текстами
обсуждение)
Комплекс этюдов
Практические (игра,
упражнение,
театрализованные
игры, этюды,
репетиции).
Комплекс
игр
и Практические (игра,
упражнений
упражнение,
театрализованные
игры, этюды,
репетиции).
Музыкальное
Практические
сопровождение
(упражнение,
миниатюр
театрализованные
игры, этюды).
Картотека
игр
упражнений

и Практические (игра,

упражнение,
театрализованные
игры, этюды).
Тексты для заучивания Словесные (рассказ,
объяснение, работа
с текстами, анализ и
обсуждение)

Диалог, беседа,
репетиция,
праздники.
Режиссёрская
игра,
игрыпревращения,
этюды-антомимы
Открытое
занятие,
творческий отчет

Игровые занятия,
репетиции

Репетиции

3.3. Формы аттестации и оценочные материалы
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Формы контроля
Реализация программы «Мир театра» предусматривает текущий контроль,
промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Текущий контроль проводится на занятиях в форме педагогического
наблюдения за выполнением специальных упражнений, театральных игр, показа
этюдов и миниатюр.
Промежуточная аттестация проводится для оценки эффективности
реализации и усвоения обучающимися дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы и повышения качества образовательного
процесса.
Промежуточная аттестация проводится 1 раз в год в форме открытого
занятия в период с 20 по 30 декабря и включает в себя проверку практических
умений и навыков.
Формы проведения промежуточной аттестации: игры и упражнения по
актерскому психотренингу, театральные миниатюры (инсценировки).
Для оценки результатов обучения разработаны контрольно-измерительные
материалы (Приложение 1).
Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце учебного года по
окончании освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программы «Мир театра» в форме творческого отчета – показа инсценировок,
театральных миниатюр или мини-спектаклей.
Средства контроля
Контроль освоения программы обучающимися осуществляется по
следующим критериям:
− соблюдение правил техники безопасности на сцене;
− знание и соблюдение законов сценического проживания;
− артикуляция и дикция;
− контроль за свободой своего тела (владение собственным телом,
мышечная свобода);
− умение удерживать внимание зрителей/слушателей;
− уверенность действия на сценической площадке;
− правильность выполнения задач роли;
− взаимодействие с партнёром или малой группой;
− самоконтроль поведения, бесконфликтность поведения,
вежливость, доброжелательность и т.п.
Результативность обучения дифференцируется по трем уровням:
высокий, средний, низкий.
Высокий уровень освоения программы (3 балла)
Для высокого уровня освоения программы характерны: активная
познавательная
и
творческая
преобразующая
деятельность
детей,
самостоятельная работа, заинтересованность, увлечённость, высокая внутренняя
мотивация. Обучающийся проявляет устойчивый интерес к театральному
искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею
литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его
содержание. Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные
состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения.
Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной
речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности.
Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности.
Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.
Средний уровень освоения программы (2 балла)
Для среднего уровня освоения программы характерны: активная
познавательная деятельность, проявление самостоятельности и творческой
инициативы при выполнении заданий, неустойчивая положительная мотивация.
Обучающийся проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и
театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и
театральных профессиях. Понимает содержание произведения. Дает словесные
характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные
выражения. Владеет знаниями об эмоциональных состояниях героев, может их
продемонстрировать в работе над пьесой с помощью педагога. Создает по эскизу
или словесной характеристике – инструкции педагога образ персонажа.
Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно
участвует в различных видах творческой деятельности.

Низкий уровень освоения программы (1 балл)
Для низкого уровня освоения программы характерны: репродуктивный
характер творческой деятельности ребёнка, начальный познавательный уровень
активности, трудности с изображением или представлением сценических
персонажей, на занятии необходима помощь педагога, внешний вид мотивации.
Обучающийся мало эмоционален, проявляет интерес к театральному искусству
только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра. Знает
правила поведения в театре. Понимает содержание произведения, но не может
выделить единицы сюжета. Пересказывает произведение только с помощью
руководителя. Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не
может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения. Не
проявляет
активности
в
коллективной
творческой
деятельности.
Несамостоятелен, выполняет все операции только с помощью руководителя.
3.3.1. Характеристика оценочных материалов
Планируемые
результаты

Метапредметные
результаты

Личностные результаты

Владеют культурой
общения со
сверстниками и
взрослыми

Заботливо относятся к
партнерам по
совместному
творчеству;
Умеют быть
самокритичными в
оценке своих
творческих и
профессиональных
способностей
Развиты творческие
способности,
творческая фантазия,
способность
эмоционально
воспринимать
окружающий мир

Критерии оценивания

Виды контроля/
промежуточной
аттестации

Диагностический
инструментарий
(формы, методы,
диагностики)
Наблюдение,
индивидуальная
беседа

Умение работать в
коллективе.
Самоконтроль
поведения,
бесконфликтность
поведения,
вежливость,
доброжелательность
Умение
взаимодействовать с
партнёром или малой
группой

Входящий,
промежуточный,
итоговый

Самоконтроль
поведения и оценка
своих способностей

Входящий,
промежуточный,
итоговый

Беседа,
наблюдение,
выступления.

Умение
самостоятельно
выполнять
поставленную задачу,
контроль за свободой
своего тела

Входящий,
промежуточный,
итоговый

Беседа,
наблюдение

Промежуточный, Наблюдение
итоговый

Предметные результаты

Умеют работать в
команде с педагогом,
слушать и выполнять
его задания.

Правильность
выполнения задач
роли

Входящий,
промежуточный,
итоговый

Умеют применять
навыки и умения,
полученные на
занятиях по
актёрскому
мастерству, в работе
над спектаклем
Знают комплекс
упражнений
артикуляционной
гимнастики, умеет
пользоваться
дыхательными
упражнениями
Используют
на
практике
основы
актерского мастерства

Самостоятельно
создаёт образ героя,
уверенность действия
на сценической
площадке

Промежуточный, Наблюдение,
итоговый
показ
инсценировок и
театральных
миниатюр

Правильное
выполнение
артикуляции и
дикции

Входящий,
промежуточный,
итоговый

Диагностическая
карта,
наблюдение

Знание и соблюдение
законов сценического
проживания,
правильность
выполнения задач
роли
Знание о видах театра
и жанрах
театрального
искусства
Соблюдение правил
техники безопасности
на сцене

Входящий,
промежуточный,
итоговый

Диагностическая
карта,
Наблюдение,
тесты, показ
театральных
миниатюр
Наблюдение,
беседа,
диагностическая
карта
Наблюдение

Контроль за свободой
своего тела

Промежуточный, Наблюдение,
итоговый
практические
задания, показ
инсценировок

Знают основные
элементы театра,
театральную
терминологию
Знают правила
поведения на сцене и
за кулисами
Знают основные
принципы театральной
игры

Входящий,
промежуточный,
итоговый
Входящий,
промежуточный,
итоговый

Наблюдение,
выступление

РАЗДЕЛ 4. Список литературы
4.1. Нормативные документы
Настоящая дополнительная общеразвивающая программа «Мир театра»
художественной направленности разработана в соответствии с нормативно правовыми документами:
1.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-Ф3.

2.
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 № 678р.
3.
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 №
996-р.
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее-СанПиН).
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
7.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 № 629 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
8.
Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
9.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 №
09-3242 «О направлении информации» (вместе с Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы).
10. Устав МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга».
11. Образовательная программа МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга».
4.2. Литература по программе:
Для педагога:
1. Библиотечка в помощь руководителям школьных театров
«Я вхожу в мир искусства». – М.: «Искусство», 1996;
2. Бруссер А.М. Сценическая речь. /Методические рекомендации и практические
задания для начинающих педагогов театральных вузов. – М.: ВЦХТ, 2008;
3. Бруссер А.М., Оссовская М.П. Глаголим.ру. /Аудиовидео уроки по технике
речи.
Часть 1. – М.: «Маска», 2007;
4. Вахтангов Е.Б. Записки, письма, статьи. – М.: «Искусство», 1939;
5. Ершов П.М. Технология актерского искусства. – М.: ТОО «Горбунок», 1992;
6. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: учебное пособие / Б.Е. Захава;
под редакцией П.Е. Любимцева. – 10-е изд., – СПб.: «Планета музыки», 2019;
7. Михайлова А.П. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. –
М.: «Просвещение», 1975;

8. Программа общеобразовательных учреждений
«Театр 1-11 классы». – М.: «Просвещение», 1995;
9. Станиславский К.С. Работа актера над собой. – М.: «Юрайт», 2019;
10. Станиславский 24
Интернет-ресурсы:
1. Устройство сцены в театре
http://istoriya-teatra.ru/theatre/item/f00/s09/e0009921/index.shtml
Для обучающихся:
1. Абалкин Н.А. Рассказы о театре. – М.: Молодая гвардия, 1986;
2. Алянский Ю.Л. Азбука театра. – Л.: Детская литература, 1990;
3. Детская энциклопедия. Театр. – М.: Астрель, 2002;
4. Климовский В.Л. Мы идем за кулисы. Книга о театральных цехах. –
М.: Детская литература, 1982.

Приложение 1. Календарный учебный график первого года обучения
№
п/п

дата
месяц
неделя

1.

3

Сентябрь

4

4.

1

7.
8.

2

Октябрь

5.
6.

9.

3

10.
11.
4
12.
1

Ноябрь

13.
14.
15.
16.

Кол-во
часов

Форма
занятия

2

Групповая

Актовый зал

2

Групповая

Актовый зал

Азбука театра. Особенности театрального искусства.

2

Групповая

Актовый зал

Работа над инсценировками. Чтение литературного
произведения.

2

Групповая

Актовый зал

Актёрская грамота. Работа актёра над собой
Сценическая речь. Основы работы практической
работы над голосом.
Актёрская грамота. Тренинги на внимание.
Работа над инсценировками. Читка по ролям.

2
2

Групповая
Групповая

Актовый зал
Актовый зал

2
2

Групповая
Групповая

Актовый зал
Актовый зал

Актёрская грамота. Выполнение упражнений на
развитие сценического внимания, работа над дыханием.
Работа над инсценировками. Читка по ролям.
Ритмопластика. Выполнение упражнений на развитие
двигательных способностей.
Сценическая речь. Выразительное чтение, громкость и
отчётливость.
Предлагаемые обстоятельства. Воображение и вера в
вымысел.
Работа над инсценировками. Разучивание текстов.
Актёрская грамота. Мышечная свобода, тренинги.
Работа над инсценировками. Читка по ролям.

2

Групповая

Актовый зал

2
2

Групповая
Групповая

Актовый зал
Актовый зал

2

Групповая

Актовый зал

2

Групповая

Актовый зал

2
2
2

Групповая
Групповая
Групповая

Актовый зал
Актовый зал
Актовый зал

Азбука театра. Знакомство с обучающимися
Сценическая
Интонация.

2.

3.

Тема занятия

2

речь.

Предмет

сценической

речи.

Место проведения

Форма контроля

Беседа, выполнение
творческих заданий
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
Беседа, выполнение
творческих заданий
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий

17.
18.

3

Ритмопластика. Пластика. Мышечная свобода. Жесты.
Работа над инсценировками. Разучивание текстов.

2
2

Групповая
Групповая

Актовый зал
Актовый зал

19.
20.

4

2
2

Групповая
Групповая

Актовый зал
Актовый зал

21.

1

Ритмопластика. Работа над жестами.
Работа над инсценировками. Этюдные репетиции.
Разбор мизансцен.
Актёрская грамота. Сценическое оправдание как
мотивировка сценического поведения.
Работа над инсценировками. Этюдные репетиции на
площадке.
Ритмопластика. Характерность движения.
Работа над инсценировками. Прогон.

2

Групповая

Актовый зал

2

Групповая

Актовый зал

2
2

Групповая
Групповая

Актовый зал
Актовый зал

Детские миниатюры. Показ специальных упражнений
и театральных миниатюр.
Сценическая
речь.
Дикционные
упражнения,
произнесение скороговорок.

2

Групповая

Актовый зал

2

Групповая

Актовый зал

Предлагаемые обстоятельства. Игры-импровизации.
Игры-инсценировки.
Сценическая речь. Сказ о том, как была придумана
азбука.
Предлагаемые обстоятельства. Игры-превращения.
Сценическая речь. Логический анализ текста, знаки
препинания, паузы.
Предлагаемые обстоятельства.
Язык жестов,
движений и чувств.
Сценическая речь. Игры со словами и звуками.
Актёрская грамота. Сценическое отношение – путь к
образу.
Работа над инсценировками. Чтение литературного
произведения. Разбор.
Актёрская грамота. Выполнение этюдов: на
достижение цели, на событие.
Работа над инсценировками. Разбор.

2

Групповая

Актовый зал

2

Групповая

Актовый зал

2
2

Групповая
Групповая

Актовый зал
Актовый зал

2

Групповая

Актовый зал

2
2

Групповая
Групповая

Актовый зал
Актовый зал

2

Групповая

Актовый зал

2

Групповая

Актовый зал

2

Групповая

Актовый зал

22.
2

Декабрь

23.
24.
25.
26.

27.

3

4

28.
2

31.

3

32.
33.

Январь

29.
30.

4

35.
36.

Февр
аль

34.
1

Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
Промежуточная
аттестация
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий

2

39.
40.

4

41.

1

42.
43.
44.

2

45.

Март

37.
38.

3

46.
47.

4

48.
49.

1

50.

52.
53.

2

Апрель

51.

3

54.
55.
56.

4

Актёрская грамота. Сценическая задача и чувство.
Ритмопластика. Постановка корпуса – основа всякого
движения.
Предлагаемые обстоятельства. Игры - драматизации.
Ритмопластика. Универсальная разминка.

2
2

Групповая
Групповая

Актовый зал
Актовый зал

2
2

Групповая
Групповая

Актовый зал
Актовый зал

Актёрская грамота. Сценическое действие. Мысль и
подтекст.
Ритмопластика. Речевая и двигательная гимнастика.
Предлагаемые обстоятельства. Составление этюдов.
Работа над инсценировками. Чтение литературного
произведения. Разбор.
Актёрская грамота. Сценический образ как «комплекс
отношений».
Предлагаемые обстоятельства. Игры-инсценировки,
игры-превращения.

2

Групповая

Актовый зал

2
2
2

Групповая
Групповая
Групповая

Актовый зал
Актовый зал
Актовый зал

2

Групповая

Актовый зал

2

Групповая

Актовый зал

Предлагаемые обстоятельства. Работа с реквизитом.

2

Групповая

Актовый зал

Работа над инсценировками. Разбор мизансцен.

2

Групповая

Актовый зал

Предлагаемые обстоятельства.
Понятие «Я» в
предлагаемых обстоятельствах.
Работа над инсценировками. Сценическая оценка.

2

Групповая

Актовый зал

2

Групповая

Актовый зал

Предлагаемые обстоятельства. Работа с декорациями.

2

Групповая

Актовый зал

Работа над инсценировками. Прогон.

2

Групповая

Актовый зал

Ритмопластика. Произношение текста в движении,
чтение стихов.
Работа над инсценировками. Прогон.

2

Групповая

Актовый зал

2

Групповая

Актовый зал

Ритмопластика.
Упражнения
на
координацию
движений и ощущения тела в пространстве.
Детские миниатюры. Итоговая аттестация.

2

Групповая

Актовый зал

2

Групповая

Актовый зал

Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
Наблюдение
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
Наблюдение
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий

57.

1

58.

60.
61.
62.

2

Май

59.

3

Предлагаемые обстоятельства. Этюды-пантомимы.

2

Групповая

Актовый зал

Ритмопластика.
Комплексы
упражнений,
тренирующих все части тела.
Предлагаемые обстоятельства. Выполнение этюдов
«Встреча», «Ссора», «Радость».
Ритмопластика. Гимнастика на снятие зажимов рук,
ног и шейного отдела.
Предлагаемые обстоятельства.
Импровизация.
Выполнение упражнений «Сказка», «Ассоциация».
Ритмопластика. Музыка и пластический образ.

2

Групповая

Актовый зал

2

Групповая

Актовый зал

2

Групповая

Актовый зал

2

Групповая

Актовый зал

2

Групповая

Актовый зал

Итого:

124

Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий

Приложение 2. Контрольно-измерительные материалы для оценки
результатов обучения по программе «школьный театр» при проведении
промежуточной аттестации обучающихся
Контрольный критерий №1
Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или
последовательно
Обучающийся должен в зависимости от задания включиться в игровое
пространство вместе с другими или выполнить действие один.
Контрольно-измерительный материал: игра «Японская машинка»: все
участники занятия выполняют синхронно ряд движений (как машина). Когда
группа овладела набором и последовательностью движений и выполняет их
ритмично и синхронно, меняется темп движений согласно темпу, задаваемому
ведущим. Затем вводится и речь. Упражнение тренирует координацию
движений, слов, внимания.
0 баллов
Обучающийся не
понял смысл
задания, начал
движение не со
всеми, закончил не
по команде

1 балл
Обучающийся
вступил в игровое
пространство вместе
со всеми, но
закончил не по
команде

2 балла
Обучающийся
вступил в игровое
пространство вместе
со всеми, выполнил
требования игры, но
не справился с
самостоятельным
вступлением

3 балла
Обучающийся
вступил в игровое
пространство вместе
со всеми, выполнил
требования игры,
справился с
самостоятельным
вступлением

Контрольный критерий №2
Готовность к творчеству, интерес к сценическому искусству
Формирование у обучающихся в процессе обучения положительного
отношения к сценическому искусству и развитие мотивации к дальнейшему
овладению актерским мастерством и развитию познавательного интереса.
Контрольно-измерительный
материал:
музыкально-театральные
миниатюры.
1 балл
2 балла
3 балла
0 баллов 10
баллов
Не проявляет
активности на
занятии.
Нет интереса
к изображению
и представлению
различных
сценических
персонажей.
Отрицательная
мотивация

1 балл 2 бал
ла 3 балла

Низкий уровень
познавательной
деятельности.
Самостоятельно
выполняет задания,
но без инициативы.
Внешний вид
мотивации

Активная
познавательная
деятельность.
Проявляет
самостоятельность
и инициативу
на занятии.
Неустойчивая
положительная
мотивация

Высокий уровень
познавательной
деятельности.
С интересом
изучает,
играет различные
роли. Проявляет
творческую
активность
на занятии. Высокая
внутренняя
мотивация

Контрольный критерий №3
Действие с воображаемым предметом. Обучающийся должен
представить воображаемый предмет и совершить простейшие физические
действия с ним.
Контрольно-измерительный материал: игра «Память физических
действий»: школьники, работая с воображаемыми предметами, демонстрируют
различные действия: готовят еду, шьют одежду, делают медицинские процедуры
и т.д.
0 баллов
Обучающийся
не представляет
воображаемый
предмет

1 балл
Обучающийся
представил
воображаемый
предмет, но
с неправильными
формами и
неточными
движениями

2 балла
Обучающийся
представил
воображаемый
предмет, правильно
показал его
формы и произвел
точные действия с
ним

3 балла
Обучающийся
представил
воображаемый
предмет, правильно
показал его формы
и произвел
действия с ним
в согласованности
с партнером

Контрольный критерий №4
Действие в предлагаемых обстоятельствах
Умение представить себя и партнера в предлагаемых обстоятельствах,
выполнять одни и те же действия в различных воображаемых ситуациях.
Контрольно-измерительный материал: игра «Превращение комнаты»:
обучающиеся работают по группам или по одному. Детям предлагается
выполнить такие движения, которые бы подсказали действия на определенные
предлагаемые обстоятельства (этюд), например: вы находитесь в лесу, на
необитаемом острове, в магазине игрушек и т.д. Обучающиеся должны уметь
представить себя и других партнеров в предлагаемых обстоятельствах и
разыграть историю. Этюды на действия в предлагаемых обстоятельствах
(индивидуальные и групповые).

Контрольный тест по программе «Мир театра»
Выберите правильный вариант ответа
1. Театр – это…
а) искусство
в) учение
б) наука
г) благотворительный фонд
2. Театр – это искусство…
а) пения
в) изобразительного творчества
б) действия
г) макраме
3. В театре выпускают…
а) модели одежды
б) спектакли

в) книги
г) кино

4. Постановкой спектакля занимается…
а) оператор
в) композитор
б) режиссер
г) продюсер
5. Выбери те театральные профессии
а) учитель
в) композитор
б) режиссер
г) костюмер
6. Выразительными средствами спектакля являются…
а) свет
в) декорации
б) музыка
г) грим
7. Кого называют «главным чудом» театра?
а) художника
в) осветителя
б) актера
г) гримера
8. Как называется театр, где актеры – куклы?
а) театр юного зрителя
в) кукольный
б) драматический
г) театр теней
9. Выбери те подходящую одежду для похода в театр:
а) школьная форма
в) домашняя одежда
б) карнавальный костюм г) нарядное платье, костюм
10. Что самое главное во врем я просмотра спектакля?
а) разговоры с соседом
в) смех
б) внимание
г) мысли о буфете

Приложение 3. Методика проведения занятий
Упражнения на развитие дыхания нужно давать через образ и фантазию:
− основы правильного дыхания (например, у вас в животе цветок, книжка,
мячи т.п.);
− упражнения на холодный и тeплый выдох (например, сдувать пылинки
пушинки,
− согревать партнера, оттаивать заледеневшее стекло или рисовать на нем
рисунки);
− упражнения на дыхание лeжа (например, поднимать ноги в положение
«Шлагбаум» и не пропускать других детей или конкретного партнера);
− Блок упражнений по артикуляции и дикции в этой возрастной категории
рекомендуется сделать основным.
Артикуляция. Обращать внимание на:
− обособленность движений (занимаемся развитием мышц языка, а губы и
нижняя челюсть находятся в покое);
− медленный темп увеличивает нагрузку на мышцы и делает упражнение
более эффективным;
− координация движений и покоя всех частей речевого аппарата;
− соединение координации и моторики (например, использовать предметымячики, игрушки-мнушки, кольца су-джок и т.д.);
В итоге работы с артикуляционным блоком можно использовать
упражнения под музыку.
Дикция. Обращать внимание на:
− медленный темп упражнений (тексты скороговорок сначала читать
− медленно и только после четкого внятного произношения прибавлять
скорость);
− внятное произношение всех необходимых звуков (не проглатывать звуки,
слоги, согласный в конце слова);
− ритмические вариации (скороговорки в диалогах, с различным словесным
действием – убедить, заинтересовать, посмеяться над кем-то и т.п.);
− многократное повторение, которое должно перевести количество в
качество.
Актерская грамота
Упражнения по актерскому мастерству, направленные на развитие
творческой личности ребенка, воспитывают в ребенке: умение слушать, развитие
памяти, концентрацию, трудовую этику (не подвести партнеров),
самодисциплину, умение работать под давлением, улучшение языка тела,
бесстрашие перед публичными выступлениями, коммуникативные навыки
(исчезает замкнутость и скрытость), уверенность (исчезают страхи),
уравновешенность. Ребенок учится решать проблемы, развивает внимание,
мышечную свободу, воображение, фантазию и многое другое.
Педагогам предлагается определенная форма подачи того или иного
упражнения в процессе воспитания и обучения детей от 7-9 лет.

Пример. Упражнение, направленное на внимание – «Пишущая машинка».
Поставить группу в полукруг либо в круг. Раздать каждому участнику
букву алфавита (у одного ребенка может быть несколько букв). Проверить,
знают ли все ученики, у кого какие буквы.
Преподаватель произносит слово, придуманное им заранее. Например,
слово – «носорог». Преподаватель хлопает в ладоши, ему в ответ хлопает ученик,
у которого была буква «Н», затем вновь преподаватель хлопает в ладоши –
ученик, у которого буква «О» хлопает ему в ответ и так далее. В конце слова
хлопает вся группа. В дальнейшем упражнение усложняется, печатаются целые
фразы в определенном ритмическом рисунке и без хлопков преподавателя.
Теперь рассмотрим, как это упражнение можно объяснить нашей возрастной
группе.
Ребята, мы с вами оказались на необитаемом острове. Нам с вами нужно
написать письмо и отправить его с голубем на материк, тогда к нам в гости
смогут приехать наши родители и близкие друзья. А писать мы будем наше
письмо волшебным способом. Каждую букву мы будем по очереди хлопать в
ладоши. Например, слово «Здравствуйте!». А в конце нашего слова два хлопка
будет делать наш голубь (выбранный из учеников). Это будет означать, что он
запомнил это слово, и мы может печатать дальше. В итоге, печатается целое
предложение. Голубь, запомнив всю фразу, улетает на материк, чтобы
пригласить всех близких в гости на необитаемый остров. Важно в этом
интересном возрасте создавать предлагаемые обстоятельства «сказочной игры»,
тогда линия поведения ребенка будет интегрирована в близкие для него
обстоятельства, что послужит импульсом для его включения в театральноигровой процесс, что повлияет на его творческое развитие.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».