Художественное ткачество 7-15-3 года обучения

Управление образованием Новолялинского муниципального округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования Новолялинского муниципального округа
«Дом детского творчества «Радуга»

Принята на заседании
педагогического совета
«28» августа 2025 г.
Протокол № 01

Утверждена
приказом директора
МАОУ ДО НМО «ДДТ «Радуга»
от 01.09.2025 № 90 од
Муниципальное автономное
образовательное учреждение
дополнительного
образования Новолялинского
муниципального округа "Дом
детского творчества "Радуга"
2025.09.10 10:59:33 +05'00'

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности

«Художественное ткачество»
Возраст обучающихся: 7-15 лет
Срок реализации: 3 года

Автор-составитель программы:
Безель Мария Викторовна,
педагог дополнительного
образования

г. Новая Ляля, 2025 г.

Оглавление
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы ............................................................ 3
1.1. Пояснительная записка .............................................................................................................. 3
1.2. Цель и задачи программы .......................................................................................................... 6
1.3. Планируемые результаты .......................................................................................................... 7
Раздел 2. Содержание программы ................................................................................................... 8
2.1. Учебный (тематический) план. 1 год обучения. Стартовый уровень ................................... 8
2.2. Содержание учебного (тематического) плана. 1 год обучения ............................................. 9
2.1. Учебный (тематический) план. 2 год обучения. Базовый уровень ...................................... 12
2.2. Содержание учебного (тематического) плана. 2 год обучения ........................................... 13
2.3. Учебный (тематический) план. 3 год обучения. Базовый уровень ...................................... 15
2.4. Содержание учебного (тематического) плана. 3 год обучения .......................................... 16
Раздел 3. Комплекс организационно-педагогических условий .................................................. 19
3.1. Календарный учебный график ................................................................................................ 19
3.2. Условия реализации программы ............................................................................................. 19
3.2.1. Материально-техническое обеспечение программы ......................................................... 19
3.2.2. Методические материалы ..................................................................................................... 19
3.2.4. Информационно-методические условия ............................................................................. 24
3.3. Формы аттестации .................................................................................................................... 25
3.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов ................................... 25
3.3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов ............................ 25
3.3.3. Характеристика оценочных материалов ............................................................................. 26
Раздел 4. Список литературы ......................................................................................................... 29
4.1. Нормативные документы ......................................................................................................... 29
4.2. Список литературы для педагога ............................................................................................ 29
4.3. Список литературы для детей и родителей. .......................................................................... 30
Приложение...................................................................................................................................... 31
Приложение 1. Календарный учебный график первого года обучения ..................................... 31
Приложение 2. Календарный учебный график второго года обучения ..................................... 33
Приложение 3. Календарный учебный график третьего года обучения .................................... 35
Приложение 4. Мониторинг ........................................................................................................... 37
Приложение 5. Примеры готовых работ ....................................................................................... 38
Приложение 6. Воспитательная деятельность .............................................................................. 43

2

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
На протяжении всей истории человечества искусство было неотъемлемой
частью национальной культуры, которая способствует сохранению традиций, и
влияет на формирование художественного вкуса. Изделия народных
художественных промыслов ценятся именно потому, что они сохраняют
творческий характер труда народного мастера, результатом которого будет
уникальное произведение искусства.
В условиях возрастания социальной роли личности как носителя
национальных традиций художественной культуры важнейшей задачей
становится повышение эффективности художественного образования. Язык
различных видов искусства делает художественную деятельность уникальным
средством воспитания, обучения и развития ребенка. Кроме того, занятия
декоративно-прикладным искусством дают заложенную в человеке
потребность в творчестве, желание созидать, создавать прекрасное своими
руками. Каждому ребенку важно почувствовать себя творцом, открыть для себя
мир изобразительного искусства, дизайна, народной культуры, научиться
видеть красоту окружающей природы.
Направленность программы: программа «Художественное ткачество»
относится к художественной направленности.
Актуальность программы: меняется мир, одна эволюция сменяет
другую, но народные промыслы остаются по-прежнему с нами. Предметы быта,
создаваемые человеком в процессе ручного труда, окружают нас всюду. Это и
гончарные и деревянные изделия, резьба по кости, дереву, кружевоплетение и
ткачество, и многие другие виды ремесел. Россия богата мастерами
разнообразной народной культуры. Различные промыслы переплелись между
собой и порой мы забываем, откуда пришло к нам то или иное ремесло.
Занятия народным декоративно-прикладным искусством – это путь
приобщения обучающихся к истокам фольклорной культуры, воспитание
эстетического отношения к предметам быта, знакомство с историей своей
страны, своего региона.
Отличительные особенности программы «Художественное ткачество»
состоит в том, что она предлагает изучение основ декоративного оформления
тканых изделий, технологию ковроткачества, техники ручного ткачества, а
также различные виды плетения. Программа позволяет освоить технические
приемы, необходимые для самостоятельного творчества: от декорирования
предметов одежды и плетения декоративных ковриков или элементов декора
для интерьера до создания станковых мини-гобеленов.
Программа дополнительного образования детей «Художественное
ткачество» является авторской. Ее новизна состоит в том, что данный курс
представлен в виде изучения отдельной технологии - «Гладкое ткачество»,
который является базовым для дальнейшего освоения разнообразных техник
плетения и способов ткачества на ручных станках и ремизных рамах. Кроме
того, в программу включено изучение элементов традиционного народного
3

ткачества. В программе большое внимание уделяется обучению основам
декоративной композиции, орнамента и колористики.
Уровень программы является стартовым (1 год обучения) и базовым
(2 и 3 год обучения).
Адресат программы: программа «Художественное ткачество»
адресована обучающимся 7-15 лет. Изменения, происходящие в организме
младших школьников, способствуют развитию мелких мышц кисти, благодаря
чему появляется способность выполнять тонкие движения. Непрерывно
совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших
полушарий головного мозга, усиливаются аналитическая и синтетическая
функция. Восприятие младших школьников неустойчиво и неорганизованно, но
в то же время отличается остротой и свежестью, «созерцательной
любознательностью».
Повышенная
впечатлительность
способствует
проявлению яркого воображения и восприимчивости к образному содержанию.
В подростковом возрасте происходят существенные изменения в
развитии
познавательных
процессов.
Подросток
может
хорошо
концентрировать внимание в значимой для него деятельности. У него
продолжает развиваться теоретическое мышление, появляется способность
достаточно легко абстрагироваться от конкретного наглядного материала.
Основной особенностью их интеллектуальной деятельности является
нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению. Важной
особенностью этого возраста является формирование самостоятельного,
творческого мышления. Реализуя свой творческий потенциал, проявляя
творческую активность, у обучающихся определяется система ценностей
человеческого существования, формируется положительная «Я-концепция»,
которая характеризуется отношением подростка к самому себе и
объективностью его самооценки. Группа является разновозрастной.
Объединение детей и подростков разного возраста строится на основе общих
целей и интересов. Состав обучающихся разного возраста и разного уровня
подготовленности в разновозрастной группе позволяет успешно решать ряд
общих образовательных и воспитательных задач в зависимости от той роли,
которую выполняет обучающийся. В любом случае ребенок приобретает опыт
социального взаимодействия, что составляет суть его социального развития,
расширяется сфера его самореализации и самоутверждения.
Общий объем программы составляет 512 часов
Год обучения
1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения

Продолжительность
занятия
40 минут
40 минут
40 минут

Количество занятий в
неделю
4
6
6

Общее количество
занятий за год
128
192
192

Особенности организации образовательного процесса – традиционная
модель, линейная последовательность освоения содержания программы. Этапы
освоения программы распределены от простого к сложному. Изучение
начинается со знакомства с декоративно-прикладным искусством, во второй
4

год обучения идет ознакомление с историей традиционного народного
ткачества, с основами и разновидностями техник плетения, основными
материалами, оборудованием и организацией рабочего места. На третьем году
обучения выполняются упражнения по освоению основных технических
приемов и операций с использованием образцов, шаблонов, технологических
карт и прямого копирования действий педагога. Затем обучающиеся знакомятся
с теоретическими основами, необходимыми для выполнения эскизов и
шаблонов к самостоятельным творческим работам в технике ручного ткачества
с учетом требований технологии гладкого ткачества; учатся выполнять эскизы,
подчиняясь законам построения декоративной композиции или орнамента,
грамотно стилизуя мотивы и сочетая цвета. Воплощение в тканых изделиях
творческих идей, представленных в эскизах или технических рисунках,
является итогом освоения технологии гладкого ткачества.
Для реализации программы «Художественное ткачество» создано
творческое объединение «ДПИ и народные промыслы».
Программа «Художественное ткачество» базируется на основе
педагогических принципов:
•
доступности (соответствует возрастным особенностям детей 7-15 лет);
•
последовательности (учебный материал изучается от простого к
сложному, от упражнений на освоение технических приемов ткачества к
самостоятельным творческим работам);
•
наглядности
(предусматривает
использование
нагляднодидактических материалов, иллюстраций, демонстраций технических приемов);
•
научности (практическое освоение технологий производства ткани);
•
индивидуальности
(освоение
программы
предполагает
индивидуальный подход и вариативность заданий);
•
результативности
(предусмотрены
различные
виды
учета
образовательных результатов).
Режим занятий: в 1 год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по
2 академических часа, 2 и 3 годы обучения – занятия 3 раза в неделю по 2
академических часа. Академический час – 40 минут, перемена 10 минут.
Форма обучения – очная.
Форма организации образовательного процесса: индивидуальная,
парная, индивидуально-групповая.
Форма реализации образовательной программы – традиционная.
Перечень форм проведения занятий: беседа, лекция, мастер-класс,
экскурсия, дискуссия, практическое упражнение под руководством педагога по
закреплению определенных навыков, самостоятельное изготовление изделия,
учебная игра, типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое
упражнение). Занятия включают в себя организационную, практическую и
теоретическую части.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы (формы итогового контроля):
Формы подведения итогов: тестирование, участие в творческих
5

выставках, конкурсах, мастер-классах.
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический;
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные
впечатления).
Предложенные методы работы в рамках образовательной программы
являются наиболее продуктивными и основаны на проверенных методиках и
сложившихся традициях прикладного творчества.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие художественно-творческих способностей
обучающихся посредством ткачества.
Задачи:
Обучающие:
• овладеть знаниями и представлениями об искусстве художественного
ткачества;
• познакомить с художественными особенностями и творческими
возможностями технологии гладкого ткачества;
• научить применять полученные знания для творческой работы по
ткачеству, соблюдая требования технологии;
• изучить национальные традиции своего региона в декоративноприкладном творчестве.
Развивающие:
• сформировать систему практических навыков и умений, необходимых
для освоения технологии ручного ткачества;
• развивать внимание, память, воображение, образное, абстрактное,
логическое и аналитическое мышление, творческие способности в процессе
художественно-поисковой и практической деятельности по созданию эскизов и
воплощению их в материале;
• формировать
адекватную
оценку
собственной
творческой
деятельности;
• развивать
эстетический вкус, эмоциональное отношение к
окружающему миру, интерес к декоративно-прикладному искусству.
Воспитательные:
• осуществлять трудовое и эстетическое воспитание обучающихся;
• воспитывать волевые качества детей, связанные с достижением
качественных результатов практических работ на ткани: усидчивость, терпение,
упорство, аккуратность, желание исправлять ошибки;
• формировать коммуникативную культуру, терпимость к чужому
мнению, умение работать в группе.

6

1.3. Планируемые результаты
Метапредметные:
- осуществлять контроль результатов на каждом этапе при выполнении
творческой работы;
- использовать предложения и оценки педагога, одноклассников,
родителей и других людей для улучшения результата;
- умение работать в коллективе;
- развивать внимание, память, воображение, образное, абстрактное,
логическое и аналитическое мышление, творческие способности.
Личностные:
- формировать основы российской гражданской идентичности и культуры
обучающихся, ценностного отношения к окружающему миру, природе России
и родного края, культурным традициям своего народа;
- проявлять интерес к содержанию предмета «Художественное
ткачество»;
- понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к
труду людей ремесленных профессий.
- чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
- воплощать творческий замысел в материале с учетом его декоративных
свойств.
Предметные:
- иметь теоретические знания, практические умения и навыки в области
ручного ткачества;
- работать с нужными инструментами и приспособлениями;
- формировать навыки ручного труда;
- выполнять различные виды декоративных работ: орнаменты,
декоративные композиции, декоративные изделия в техниках ручного
ткачества;
- применять творческие способности в процессе художественнопоисковой и практической деятельности по созданию эскизов и воплощению их
в материале.
- знать и применять техники и технологические приемы выполнения
произведений декоративно-прикладного искусства в различных технологиях и
материалах ручного ткачества.

7

Раздел 2. Содержание программы
2.1. Учебный (тематический) план. 1 год обучения. Стартовый уровень
Задачи:
- знакомство с декоративно-прикладным искусством, различными видами
рукоделия;
- первоначальное знакомство с народными промыслами;
- научить простейшим способам изготовления декоративных тканых изделий.
№
раздела
1.
2.
3.

Тема занятия

Количество часов
Всего

теория

практика

1
1
4

1
1
2

2

6

1

5

5.

Введение в предмет
Материалы и инструменты
Изготовление фоторамки в
технике плетение
Изготовление декоративного
панно в смешанной технике
Панно из помпонов

8

1

7

6.

Народные промыслы

2

2

-

7.

Изготовление брелока из пряжи

2

1

1

8.

Вязание шнура

4

1

3

9.

Изготовление коврика в технике
«круговое плетение» («шитье»)

12

2

10

10.

История ткачества

1

1

-

11.

Ручное гладкое ткачество

1

1

-

12.

Техника и приемы ткачества на
картоне

20

4

16

13.

Изготовление веера с элементами
декорирования изделия в технике
гладкое ткачество

10

2

8

14.

Изготовление емкости для
хранения в технике гладкое
ткачество («оплетка»)

10

2

8

15.

Декоративное панно в технике
ручной вышивки

16

4

12

4.

8

Формы
аттестации

Наблюдение
Входящий контроль
Наблюдение.
Выставка.
Наблюдение.
Выставка.
Наблюдение.
Выставка,
обсуждение и
оценка результатов
Наблюдение.
Устный опрос
Наблюдение.
Выставка.
Наблюдение.
Выставка.
Наблюдение.
Выставка готовых
изделий
Наблюдение.
Устный опрос
Наблюдение.
Устный опрос.
Наблюдение.
Выставка готовых
изделий
Наблюдение.
Выставка готовых
изделий,
обсуждение и
оценка результатов
Наблюдение.
Выставка готовых
изделий,
обсуждение и
оценка результатов
Наблюдение.
Выставка,

16.

Технология индивидуального
творчества

30

2

28

Итого

128

28

100

обсуждение и
оценка результатов
Наблюдение.
Выставка.
Устный опрос.

2.2. Содержание учебного (тематического) плана. 1 год обучения
1. Введение в предмет.
Теоретическая часть. Знакомство с предметом. Внутренний распорядок,
общие правила безопасности труда и личной гигиены.
2. Материалы и инструменты.
Теоретическая часть. Знакомство с основными материалами,
оборудованием и инструментами, необходимыми для практических занятий.
3. Изготовление фоторамки в технике плетение.
Теоретическая часть. Знакомство с простейшими техниками плетения.
Ознакомление с наглядными пособиями. Специфика и технология создания
фоторамки.
Практическая часть. Подготовка основы фоторамки. Подбор цветовой
гаммы ниток. Плетение по схеме. Выставка готовых изделий.
4. Изготовление декоративного панно в смешанной технике.
Теоретическая часть. Знакомство с технологией кругового наматывания
ниток. Особенности техники и приемов. Понятие «панно». Ознакомление с
наглядными пособиями. Виды художественного применения. Композиция и
цвет. Материалы, инструменты и приспособления для изготовления панно с
круговым наматыванием ниток на картон.
Практическая часть. Изготовление основы панно из картона. Подбор
цветовой гаммы ниток. Круговое наматывание ниток на картон по схеме.
Компановка элементов панно в единое композиционное решение изделия.
Выставка готовых изделий.
5. Панно из помпонов.
Теоретическая часть. Знакомство с технологией изготовления помпонов.
Особенности техники и способы изготовления. Виды художественного и
практического применения готовых изделий. Материалы и инструменты.
Специфика работы с приспособлениями для изготовления помпонов.
Композиция и цвет в декоративных панно.
Практическая часть. Подготовка приспособлений из картона для
изготовления помпонов. Подбор цветовой гаммы ниток. Изготовление
помпонов на картоне с использованием различных техник и приемов по схеме.
Крепление помпонов на рейку/ветку. Выставка готовых изделий.
6. Народные промыслы.
Теоретическая часть. Декоративно-прикладное искусство и его значение
в жизни человека. Демонстрация изделий и техник народного творчества.
7. Изготовление брелока из пряжи.
Теоретическая часть. Знакомство с материалом. Художественное и
практическое применение готовых изделий. Технологическая карта
9

изготовления брелока. Специфика техники переплетения нитей.
Практическая часть. Подбор цветовой гаммы ниток. Изготовление
брелока по схеме. Выставка готовых изделий.
8. Вязание шнура.
Теоретическая часть. Знакомство с техникой плетения шнура из 7ми
нитей. Виды художественного и практического применения готовых изделий.
Особенности техники. Принципы подбора пряжи и цветовой гаммы. Специфика
изготовления и использования «станка» для плетения шнура из 7ми нитей.
Практическая часть. Подбор пряжи и цветовой гаммы. Изготовление
«станка». Плетение шнура на картоне. Выставка готовых изделий.
9. Изготовление коврика в технике «круговое плетение» («шитье»).
Теоретическая часть. Знакомство с техникой кругового плетения.
Ознакомление с наглядными пособиями. Виды художественного и
практического применения готовых изделий. Особенности техники. Материалы
и инструменты для изготовления коврика в технике кругового плетения.
Технология плетения и сшивания рядов.
Практическая часть. Подготовка материалов и инструментов. Плетение
коврика по схеме. Выставка готовых изделий.
10. История ткачества.
Теоретическая часть. История ткачества полотен, тканей, ковров.
Знакомство с терминами и их назначением. Разновидности ткачества.
Инструменты и приспособления для ткачества. Виды ткацких рам и станков, их
назначение, характеристика с точки зрения домашнего творчества и
доступности для обучения детей.
11. Ручное гладкое ткачество.
Теоретическая
часть.
Художественные
и
технологические
характеристики пряжи, различного состава и фактуры, применяемой в технике
гладкого ткачества. Знакомство с терминами и их назначением. Советы по
хранению нитей, пряжи и готовых текстильных изделий. Особенности ручного
ткачества. Инструменты и приспособления для ручного гладкого ткачества:
челноки, деревянные расчески, ножницы, гобеленовые иглы и др., их описание,
способы подготовки к работе, правила применения. Инструктаж по технике
безопасности выполнения практических работ в технике гладкого ткачества в
мастерской художественной обработки материалов.
12. Техника и приемы ткачества на картоне.
Теоретическая часть. Знакомство с техникой плетения. Виды
художественного и практического применения готовых изделий. Особенности
техники и приемов ткачества на картоне. Принципы подбора цветовой гаммы.
Материалы и инструменты для ткачества на картоне. Специфика натягивания
нитей основы на прямоугольную (квадратную), круглую формы. Технология
ткачества.
Практическая часть. Подготовка картона для ткачества. Подбор
цветовой гаммы ниток. Плетение на картоне с использованием различных
техник и приемов. Особенности внешнего вида, варианты отделки и
технологические карты для их изготовления. Выставка готовых изделий.
10

13. Изготовление веера с элементами декорирования изделия в
технике гладкое ткачество.
Теоретическая часть. Продолжение знакомства с техникой полотняного
плетения (гладкое ткачество). История появления веера. Особенности внешнего
вида, варианты отделки. Специфика изготовления веера. Технология ткачества.
Практическая часть. Подготовка каркаса для веера. Подбор цветовой
гаммы ниток. Плетение с использованием различных видов и приемов плетения
гладкого полотна. Выставка готовых изделий.
14. Изготовление емкости для хранения в технике гладкое ткачество
(«оплетка»).
Теоретическая часть. Закрепление знаний по теме техники полотняного
плетения (гладкое ткачество). Ознакомление с наглядными пособиями. Виды
«оплетки». Особенности техники и приемов «оплетки» различных предметов в
технике гладкое ткачество. Материалы и инструменты для ткачества.
Специфика создания основы – емкости для хранения. Технология ткачества.
Практическая часть. Подготовка основы для «оплетки». Подбор
цветовой гаммы ниток. Плетение с использованием различных техник и
приемов по схеме. Выставка готовых изделий.
15. Декоративное панно в технике ручной вышивки.
Теоретическая часть. История вышивки. Анализ художественного и
практического применения вышивки в народном творчестве. Ознакомление с
наглядными пособиями. Особенности, виды, техники и приемы.
Художественный шов. Принципы подбора цветовой гаммы. Материалы и
инструменты для вышивки. Варианты отделки и технологические карты для
изготовления панно.
Практическая часть. Разработка панно на заданную тему. Подбор
цветовой гаммы ниток. Вышивка на ткани с использованием различных техник
и приемов по схеме. Выставка готовых изделий.
16. Технология индивидуального творчества.
Теоретическая часть.
Стадии работы над панно и гобеленами:
формирование идеи, разработка фор-эскиза, эскиз изделия, аналитические
расчеты, подбор материалов.
Практическая часть. Алгоритм работы над созданием текстильного
изделия. Выполнение эскиза к изделию. Изготовление панно в одной из
изученных техник на выбор с использованием схемы. Выставка готовых
изделий.
Требования к уровню подготовки 1-го года обучения
В конце первого года обучения обучающиеся должны:
знать:
- основные сведения об истории декоративно-прикладного искусства,
различных видах рукоделия, народных промыслов (ткачество);
- технологические приемы выполнения текстильных изделий декоративноприкладного искусства в различных техниках;
- оборудования и технологию художественной обработки материала;
11

уметь:
- организовывать свое рабочее место;
- осуществлять контроль результатов на каждом этапе при выполнении
творческой работы;
- применять основные технологии изготовления различных декоративных
тканых изделий.
2.1. Учебный (тематический) план. 2 год обучения. Базовый уровень
Задачи:
- познакомить с понятием «гобелен»;
- познакомить с техникой гладкого ткачества, схемами плетения;
- изучить народные промыслы и ручное ткачество;
- учить технологии изготовления тканого полотна на раме.
№
раздела
1.
2.
3.
4.

Тема занятия

Количество часов
Всего

Ручное гладкое ткачество
Материалы, оборудование и
инструменты
Схемы плетений в гладком
ткачестве
Ткачество в технике «полотняное
плетение» на раме

теория

практика

1
1

1
0,5

0,5

Наблюдение
Входящий контроль

2

1

1

40

6

34

Наблюдение.
Выставка.
Наблюдение за
ткачеством,
обсуждение и
оценка результатов.
Выставка.
Наблюдение,
обсуждение и
оценка результатов.
Выставка.
Наблюдение.
Устный опрос
Наблюдение
Наблюдение за
ткачеством,
обсуждение и
оценка результатов.
Выставка.
Наблюдение
Наблюдение

5.

Техника и приемы отделки
тканых изделий

10

2

8

6.

Гобелены. Художественноэстетические особенности.
Проектирование
Технология индивидуального
творчества

2

2

-

4
60

2
12

2
48

2
8

1
2

1
6

2

2

-

60

12

48

7.
8.

9.
10.
11.
12.

Схемы узорчатых плетений
Художественное оформление
изделий
Дизайн в текстиле и народные
промыслы
Пояс

Формы
аттестации

12

Наблюдение.
Устный опрос
Наблюдение за
ткачеством,
обсуждение и
оценка результатов.

Выставка.
Итого

192

43,5

148,5

2.2. Содержание учебного (тематического) плана. 2 год обучения
1. Ручное гладкое ткачество.
Теоретическая часть. История ручного ткачества и его значение в жизни
человека. Демонстрация изделий. Внутренний распорядок, общие правила
безопасности труда и личной гигиены.
2. Материалы, оборудование и инструменты.
Теоретическая
часть.
Художественные
и
технологические
характеристики пряжи, различного состава и фактуры. Советы по хранению
нитей и пряжи. Инструктаж по технике безопасности выполнения практических
работ в технике ручного гладкого ткачества.
Практическая часть. Викторина по изученному материалу (материалы,
оборудование и инструменты, необходимые для практических занятий)
3. Схемы плетений в гладком ткачестве.
Теоретическая часть. Знакомство с главными видами ткацких
переплетений нитей. Термины и их значение. Графическое изображение схем и
правила их «чтения».
Практическая часть. Освоение видов переплетения нитей в гладком
ткачестве. Выполнение самостоятельной работы.
4. Ткачество в технике «полотняное плетение» на раме.
Теоретическая часть. Примеры простых гобеленов с сюжетом из
геометрических форм. Технология ткачества по схеме. Особенности внешнего
вида изделия, цветовой гаммы и декоративного оформления. Особенности
ткачества на раме. Специфика изготовления «станка» для ручного ткачества.
Практическая часть. Изготовление «станка» для ручного ткачества на
раме. Ткачество гобелена в технике «полотняное плетение» на раме на тему
«абстракция». Выставка готовых работ.
5. Техника и приемы отделки тканых изделий.
Теоретическая часть. Роль декоративной отделки тканых полотен.
Многообразие элементов отделки, выполненных из текстильных материалов, в
том числе и из нитей и пряжи: кисти, помпоны, шнуры, цепочки. Их
художественные характеристики. Материалы и инструменты для изготовления
элементов отделки. Техника и приемы их выполнения. Технические приемы.
Примеры различных вариантов декоративной отделки тканых изделий.
Практическая часть. Упражнения по выполнению отделки тканого
изделия. Выставка готовых изделий.
6. Гобелены. Художественно-эстетические особенности.
Теоретическая часть. История гобеленов. Знакомство с терминами и их
назначением. Гобелен, как предмет не утилитарного значения, а как
произведение искусства. Эстетические и художественные особенности
современных гобеленов.
7. Проектирование.
Теоретическая часть. Правила построения технического рисунка для
13

ткачества гобелена с учетом темы. Требования к эскизу и шаблону. Технология
ткачества по техническому рисунку, эскизу, шаблону.
Практическая часть. Разработка эскиза к гобелену на заданную тему.
Отрисовка технического рисунка. Подготовка «станка» для ручного ткачества.
8. Технология индивидуального творчества.
Теоретическая часть. Стадии работы над гобеленом: формирование
идеи, разработка фор-эскиза, эскиз изделия, аналитические расчеты, подбор
материалов, ткачество полотна, художественная отделка изделия.
Практическая часть. Воспроизведение разработанного эскиза в технике
гладкого ткачества. Ткачество полотна с использованием схемы. Выставка
готовых изделий.
9. Схемы узорчатых плетений.
Теоретическая часть. Знакомство с различными вариантами узорчатых
переплетений нитей в ручном гладком ткачестве, необходимых для плетения
более сложных элементов изображения. Термины и их значение. Графическое
изображение схем и правила их «чтения».
Практическая часть. Освоение узорчатых видов переплетения нитей.
Выполнение самостоятельной работы.
10. Художественное оформление изделий.
Теоретическая часть. Особенности оформления художественного
текстиля. Принцип обобщенного стилистического и тематического решения в
художественной отделке творческой работы для создания гармонично
сконструированного текстильного изделия. Декоративные элементы отделки.
Технические особенности художественного оформления текстильных изделий.
Практическая часть. Освоение различных вариантов художественного
оформления тканых изделий. Выполнение самостоятельной работы.
11. Дизайн в текстиле и народные промыслы.
Теоретическая часть. История текстиля и ткачества в народных
промыслах и их значение. Знакомство с терминами и их назначением.
Эстетические и художественные особенности текстиля в народном творчестве,
сравнительный анализ. Традиционные техники изготовления текстильных
изделий.
12. Пояс.
Теоретическая часть. История элемента одежды «пояс». История
традиционных техник плетения поясов. Технические особенности плетения
поясов. Виды и техники плетения поясов. Материалы и инструменты для
плетения пояса. Специфика инструментов и приспособлений для ткачества
пояса (описание, способы подготовки к работе, правила применения).
Инструктаж по технике безопасности выполнения практических работ при
плетении пояса. Технология и схемы ткачества пояса в традиционной технике.
Виды художественного и практического применения готового изделия.
Практическая часть. Подготовка инструментов и приспособлений для
ткачества. Проектирование внешнего вида изделия, варианты отделки и
технологическая карта для их изготовления. Плетение пояса с использованием
различных традиционных техник и приемов по схеме. Выставка готовых
14

изделий.
Требования к уровню подготовки 2-го года обучения
В конце второго года обучения обучающиеся должны:
знать:
- основные сведения об истории возникновения искусства ручного гладкого
ткачества, народных промыслов и художественного ткачества;
- технологические приемы выполнения произведений декоративно-прикладного
искусства в технике ручного гладкого ткачества;
- оборудования и технологию художественной обработки материала;
уметь:
- организовывать свое рабочее место;
- осуществлять контроль результатов на каждом этапе при выполнении
творческой работы;
- применять основные технологии ручного гладкого ткачества на раме.
2.3. Учебный (тематический) план. 3 год обучения. Базовый уровень
Задачи:
- продолжить знакомство с искусством художественного ткачества;
- научить традиционным техникам и приемам ручного ткачества;
- учить декорировать тканое изделие, согласно разработанному идейному
замыслу;
- освоить основы композиции тканого полотна;
- ознакомить с дизайном и технологией нетрадиционных техник тканого
полотна;
- познакомить с народными промыслами (костюм, текстиль);
- изучить историю орнамента, его композиционные особенности, символика,
цвет и способы построения.
№
раздела
1.

Тема занятия

Всего

Художественное ткачество и
народные промыслы
2. Материалы, оборудование и
инструменты
3. Орнамент
3.1. История орнамента
3.2. Особенности построения и
разработка эскиза
3.3. Ткачество полотна

4.

Количество часов
теория

практика

Формы
аттестации

1

1

-

Наблюдение

1

0,5

0,5

Входящий
мониторинг

74
2
8

14
2
2

60
6

64

10

54

8

2

6

Дизайн текстильного изделия

15

Наблюдение
Наблюдение.
Устный опрос.
Наблюдение.
Выставка готовых
изделий
Наблюдение.
Устный опрос.
Практическое
задание.

Ткачество в технике
«саржевого плетения»
5.1. История и особенности плетения
5.2. Схемы ткачества саржевого
полотна
5.3. Основы композиции и разработка
эскиза

44

10

34

Наблюдение

2
2

2
2

-

10

2

8

5.4. Ткачество полотна

30

4

26

Наблюдение
Наблюдение.
Устный опрос.
Наблюдение.
Устный опрос.
Практическое
задание. Выставка
готовых изделий.
Наблюдение.
Выставка готовых
изделий
Наблюдение.
Выставка готовых
изделий.
Наблюдение.
Устный опрос.
Выставка готовых
изделий.

5.

6.

Панно и гобелены в
нетрадиционной технике

4

1

3

7.

Выполнение авторского
изделия

60

8

52

Итого

192

36,5

155,5

2.4. Содержание учебного (тематического) плана. 3 год обучения
1. Художественное ткачество и народные промыслы
Теоретическая часть. Традиционное художественное ткачество и
краткие исторические сведения о возникновении и развитии промысла.
Демонстрация изделий.
2. Материалы, оборудование и инструменты.
Теоретическая
часть.
Художественные
и
технологические
характеристики тканого текстиля, различного состава и фактур ткани. Советы
по хранению тканого текстиля. Инструктаж по технике безопасности
выполнения практических работ в технике ручного гладкого ткачества.
Практическая часть. Викторина по изученному материалу (материалы,
оборудование и инструменты, необходимые для практических занятий).
3. Орнамент
3.1. История орнамента
Теоретическая часть. Понятие «орнамент». Орнаменты народов мира.
История русского орнамента в текстиле. Символика орнамента в русских
народных костюмах. Символика цвета.
3.2. Особенности построения и разработка эскиза
Теоретическая часть. Особенности построения орнамента и формы
передачи сюжета: декоративная, реалистическая и комбинированная трактовка
сюжета. Статическая, динамическая композиции. Термины и их значение
Принцип построения орнамента. Композиция в сегменте и цвет.
Практическая часть. Построение орнамента с подбором цветовой
гаммы. Разработка эскиза. Выполнение самостоятельной работы: Выполнение
технического рисунка для ткачества орнаментального полотна с
16

использованием узоров из цветных полос и «столбиков».
3.3. Ткачество полотна
Теоретическая часть. Ассортиментный ряд текстильных изделий, в
которых используются тканые полотна, выполненные в технике гладкого
ткачества.
Практическая часть. Подготовка «станка» для ручного ткачества.
Ткачество орнамента в технике «полотняного плетения» по разработанному
эскизу. Художественное оформление изделия. Выставка готовых изделий.
4.
Дизайн текстильного изделия
Теоретическая часть. Виды текстильного дизайна. Современные
тенденции в текстильном дизайне.
Практическая часть. Выполнение самостоятельной работы.
Ткачество в технике «саржевого плетения»
5.1. История и особенности плетения
Теоретическая часть. Саржа и саржевое переплетение. Теоретические
основы «саржевого плетения». Понятия, термины и их значение. Особенности
саржевого плетения и сфера его применения в гладком ткачестве.
5.2. Схемы ткачества саржевого полотна
Теоретическая часть. Схемы «саржевого плетения». Основные
характеристики ткани (саржа). Понятия, термины и их значение. Чередование
нитей основы в саржевом переплетении. Приемы создания рельефной
поверхности полотна в саржевом переплетении.
5.3. Основы композиции и разработка эскиза
Теоретическая часть. Композиция: части, виды, элементы. Роль
композиции в искусстве. Условия правильной и гармоничной композиции.
Основы создания авторской работы с применением полученных знаний по
основам композиции. Особенности составления композиции (рельефного
рисунка) при помощи «саржевого плетения».
Практическая часть. Разработка эскиза на основе композиции.
Выполнение декоративной композиции из цветной бумаги с использованием
техники плетения. Выставка готовых изделий.
5.4. Ткачество полотна
Теоретическая часть. Алгоритм работы над созданием модели
текстильного изделия от набросков до дизайн-проекта и разработки
технологической карты.
Практическая часть. Подготовка «станка» для ручного ткачества.
Ткачество саржевого полотна по эскизу. Выполнение приемов ткачества
фактурного саржевого полотна. Выставка готовых изделий.
5.
Панно и гобелены в нетрадиционной технике
Теоретическая часть. Нетрадиционные виды ткачества. Виды техник
ручного ткачества, способы их комбинации («полотнянка» и «ворс»). Примеры
современных панно и гобеленов, выполненных в нетрадиционной технике.
Практическая часть. Подбор пряжи различной структуры и цвету.
Выполнение изделия с использованием новой техники, художественное
оформление изделия. Выставка.
17

7.
Выполнение авторского изделия
Теоретическая часть. Алгоритм выполнения авторского изделия на
заданную тему. Основы проектирования художественных изделий в технике
гладкого ткачества. Примеры традиционных гобеленов утилитарных изделий,
сувенирной продукции и декоративно-художественных произведений,
выполненных в технике гладкого ткачества.
Практическая часть. Изготовление авторского изделия в одной из двух
тем на выбор: полотняное плетение «Подушка», саржевое плетение
«Сюжетный орнамент». Разработка идеи, отрисовка эскиза, ткачество полотна,
художественное оформление изделия. Выставка готовых работ.
Требования к уровню подготовки 3-го года обучения
В конце третьего года обучения обучающиеся должны:
знать:
- теоретические основы художественного ткачества;
- историю народных промыслов текстиля и художественного ткачества;
- оборудования и технологию художественной обработки материала;
- традиционные и нетрадиционные техники и приемы ручного ткачества;
- техники и приемы плетения;
- специфики художественного оформления тканых изделий;
уметь:
- работать самостоятельно;
- выполнять различные виды декоративных работ: орнаменты, декоративные
композиции, декоративные изделия в техниках ручного ткачества;
- выполнять основные технологические операции по художественной обработке
материала;
- декорировать тканое изделие, согласно разработанному идейному замыслу;
- воплощать творческий замысел в материале с учетом его декоративных
свойств.

18

Раздел 3. Комплекс организационно-педагогических условий
3.1. Календарный учебный график
Год
обучен
ия
1 год

Дата
начала
обучения
15
сентября

Дата
окончания
обучения
23 мая

Количество
учебных
недель
32

Количество Количество
учебных
учебных
дней
часов
64
128

2 год

15
сентября

23 мая

32

96

192

2 год

15
сентября

23 мая

32

96

192

Режим
занятий
2 занятия в
неделю по
2 часа
3 занятия в
неделю по
2 часа
3 занятия в
неделю по
2 часа

Каникулы:
Осенние: 27 октября – 02 ноября
Зимние: 29 декабря – 11 января
Весенние: 28 марта – 05 апреля

3.2. Условия реализации программы
3.2.1. Материально-техническое обеспечение программы
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Оборудование, инструменты и материалы
Кабинет
Магнитно-меловая доска
Ноутбук
Колонки
Мультимедиа
Картон упаковочный
Карандаши простые
Ручки
Линейки
Ножницы
Клей
Цветные мотки пряжи
Учебно-методическая литература

Кол-во
1
1
1
1
1
15 листов
15
15
15
15
15
15

3.2.2. Методические материалы
1 год обучения
№

Название раздела,
темы

1.

Введение в предмет

Материальнотехническое
оснащение,
дидактикометодический
материал
Ноутбук,
мультимедиа,
учебнометодические
19

Формы,
методы,
приемы
обучения,
педагогические
технологии
Рассказ,
демонстрация

Формы
учебного
занятия

Лекция,
экскурсия

2.

3.

пособия
Учебнометодические
пособия
Изготовление фоторамки Демонстративные
в технике плетение
образцы изделий
Материалы и
инструменты

Беседа,
демонстрация

Лекция

Объяснение,
метод
погружения,
упражнение
Объяснение,
метод
погружения,
упражнение
Объяснение,
метод
погружения,
метод
свободных
ассоциаций,
упражнение
практическая
работа

Практическая
работа

4.

Изготовление
декоративного панно в
смешанной технике

Демонстративные
образцы изделий

5.

Панно из помпонов

Учебнометодические
пособия,
демонстративные
образцы изделий

6.

Народные промыслы

Рассказ,
демонстрация,
упражнение

Лекция,
контрольная
работа

7.

Изготовление брелока из
пряжи

Учебная
дискуссия,
демонстрация,
упражнение

Самостоятельна
я работа,
выставка

8.

Вязание шнура

Ноутбук,
мультимедиа,
учебнометодические
пособия,
демонстративные
образцы изделий
Учебнометодические
пособия,
демонстративные
образцы изделий
Учебнометодические
пособия,
демонстративные
образцы изделий

Объяснение,
метод
погружения,
метод
свободных
ассоциаций,
упражнение
практическая
работа

Лекция,
самостоятельна
я работа,
выставка

9.

Изготовление коврика в
технике «круговое
плетение» («шитье»)

Учебнометодические
пособия,
демонстративные
образцы изделий

Объяснение,
метод
погружения,
метод
свободных
ассоциаций,
упражнение
практическая

Лекция,
самостоятельна
я работа,
контрольная
работа,
выставка

20

Практическая
работа
Лекция,
самостоятельна
я работа,
выставка

работа
10.

История ткачества

11.

Ручное гладкое
ткачество

12.

Техника и приемы
ткачества на картоне

Учебнометодические
пособия,
демонстративные
образцы изделий

13.

Изготовление веера с
элементами
декорирования изделия в
технике гладкое
ткачество
Изготовление емкости
для хранения в технике
гладкое ткачество
(«оплетка»)

14.

Ноутбук,
мультимедиа,
учебнометодические
пособия
Ноутбук,
мультимедиа,
учебнометодические
пособия

Рассказ,
демонстрация,
упражнение

Лекция,
контрольная
работа

Рассказ,
демонстрация,
метод
погружения
практическая
работа
Объяснение,
метод
погружения,
метод
свободных
ассоциаций,
упражнение
практическая
работа

Лекция,
практическая
работа

Демонстративные
образцы изделий

Объяснение,
метод
погружения,
упражнение

Практическая
работа,
выставка

Демонстративные
образцы изделий

Объяснение,
метод
погружения,
упражнение

Практическая
работа,
контрольная
работа,
выставка
Лекция,
самостоятельна
я работа,
выставка

15.

Декоративное панно в
Учебнотехнике ручной вышивки методические
пособия,
демонстративные
образцы изделий

Объяснение,
метод
погружения,
метод
свободных
ассоциаций,
упражнение
практическая
работа

16.

Технология
индивидуального
творчества

Объяснение,
метод
погружения,
метод
свободных
ассоциаций,
упражнение
практическая
работа

Демонстративные
образцы изделий

21

Лекция,
самостоятельна
я работа,
выставка

Лекция,
самостоятельна
я работа,
выставка

2 год обучения
№

Название раздела,
темы

1.

Ручное гладкое
ткачество

2.

Материалы,
оборудование и
инструменты
Схемы плетений в
гладком ткачестве

3.

Материальнотехническое
оснащение,
дидактикометодический
материал
Ноутбук,
мультимедиа, учебнометодические пособия
Учебно-методические
пособия

Формы,
методы,
приемы
обучения,
педагогические
технологии
Рассказ,
демонстрация

Формы
учебного
занятия

Беседа,
демонстрация

Лекция

Демонстративные
образцы изделий

Объяснение,
метод
погружения,
упражнение
Объяснение,
метод
погружения,
упражнение
Объяснение,
демонстрация,
метод ключевых
вопросов, метод
погружения,
метод
свободных
ассоциаций,
практическая
работа
Рассказ,
демонстрация,
метод
погружения
практическая
работа
Учебная
дискуссия,
демонстрация,
метод ключевых
вопросов,
упражнение
Объяснение,
метод
погружения,
метод
свободных
ассоциаций,
упражнение
практическая

Практическая
работа

4.

Ткачество в технике
«полотняное плетение»
на раме

Демонстративные
образцы изделий

5.

Техника и приемы
отделки тканых
изделий

Учебно-методические
пособия,
демонстративные
образцы изделий

6.

Гобелены.
Художественноэстетические
особенности.

Демонстративные
образцы изделий

7.

Проектирование

Ноутбук,
мультимедиа,
демонстративные
образцы изделий

8.

Технология
индивидуального
творчества

Ноутбук,
мультимедиа,
Демонстративные
образцы изделий

22

Лекция,
экскурсия

Практическая
работа
Лекция,
самостоятельная
работа, выставка

Лекция,
контрольная
работа

Самостоятельная
работа, выставка

Лекция,
самостоятельная
работа, выставка

9.

Схемы узорчатых
плетений

Учебно-методические
пособия,
демонстративные
образцы изделий

10.

Художественное
оформление изделий

Ноутбук,
мультимедиа,
Демонстративные
образцы изделий

11.

Дизайн в текстиле и
народные промыслы

Ноутбук,
мультимедиа,
Демонстративные
образцы изделий

12.

Пояс

Ноутбук,
мультимедиа,
Демонстративные
образцы изделий

работа
Объяснение,
демонстрация,
метод
погружения,
практическая
работа
Объяснение,
демонстрация,
метод
погружения,
метод
свободных
ассоциаций,
упражнение
Учебная
дискуссия,
метод ключевых
вопросов,
демонстрация,
метод
погружения,
метод
свободных
ассоциаций,
упражнение
Объяснение,
метод
погружения,
метод
свободных
ассоциаций,
упражнение
практическая
работа

Лекция,
самостоятельная
работа, выставка

Лекция,
практическая
работа, выставка

Лекция,
практическая
работа, выставка

Лекция,
самостоятельная
работа, выставка

3 год обучения
№

1.

2.

3.

Название раздела,
темы

Художественное
ткачество и народные
промыслы
Материалы,
оборудование и
инструменты
Орнамент

Материальнотехническое
оснащение,
дидактикометодический
материал
Ноутбук,
мультимедиа, учебнометодические пособия
Учебно-методические
пособия

Формы,
методы,
приемы
обучения,
педагогические
технологии
Рассказ,
демонстрация

Формы
учебного
занятия

Беседа,
демонстрация

Лекция

Демонстративные
образцы изделий,

Объяснение,
метод

Самостоятельная
работа,

23

Лекция,
экскурсия

учебно-методические
пособия

4.

Дизайн текстильного
изделия

Ноутбук,
мультимедиа,
Демонстративные
образцы изделий
Учебно-методические
пособия

5.

Ткачество в технике
«саржевого плетения»

6.

Панно и гобелены в
нетрадиционной
технике

Ноутбук,
мультимедиа,
Демонстративные
образцы изделий

7.

Выполнение
авторского изделия

Учебно-методические
пособия

погружения,
упражнение,
практическая
работа
Учебная
дискуссия,
демонстрация,
упражнение
Объяснение,
демонстрация,
метод
погружения,
метод
свободных
ассоциаций,
практическая
работа
Учебная
дискуссия,
демонстрация,
метод
погружения,
метод
свободных
ассоциаций,
упражнение
Объяснение,
демонстрация,
метод
погружения,
метод
свободных
ассоциаций,
упражнение

контрольная
работа, выставка
Лекция,
практическая
работа, выставка
Самостоятельная
работа,
контрольная
работа, выставка

Лекция,
практическая
работа, выставка

Лекция,
самостоятельная
работа,
контрольная
работа, выставка

3.2.4. Информационно-методические условия
Электронные образовательные ресурсы
Видеоматериалы: Видеоурок «Ткачество» (https://infourok.ru/videourokna-temu-tkachestvo-1872632.html?ysclid=lnomzcc06z968762968),
видео мастер-классы по ткачеству
(https://vk.com/wall99425022_4256?ysclid=lnomyolng1830431961)
Формы организации учебно-воспитательного процесса:
−
очный,
−
дистанционный (при выполнении диагностических работ и в рамках
дистанционного обучения).
Методы обучения:
−
словесный,
24

−
наглядный практический,
−
объяснительно-иллюстративный,
−
частично-поисковый,
−
частично проблемный,
−
частично дискуссионный.
Формы организации образовательной деятельности:
−
групповая,
−
индивидуально-групповая.
Формы организации учебного занятия: беседа, игра, открытое занятие,
практическое занятие, презентация, экскурсия.
Программой предусмотрены следующие педагогические технологии:
технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения,
технология блочно-модульного обучения, технология развивающего обучения,
технология проблемного обучения, технология дистанционного обучения,
технология проектной исследовательской деятельности, коммуникативная
технология обучения.
Наглядные пособия: примеры готовых работ.
3.3. Формы аттестации
3.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
- Журнал посещаемости.
- Материал анкетирования и тестирования.
- Диагностические работы.
- Перечень готовых работ.
- Выставочная деятельность.
- Конкурсная деятельность.
- Заметки и фотоотчеты.
3.3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
- диагностическая карта;
- защита творческих работ, презентаций;
- выставки;
- конкурсы;
- открытые занятия.
Результативность и целесообразность работы по программе
«Художественное
ткачество»
выявляется
с
помощью
комплекса
диагностических методик:
1.
Вводный контроль (тестирование, беседа, анкетирование,
наблюдение) проводится ежегодно в начале учебного года.
2.
Текущий контроль (результаты выполненных учащимися
творческих работ, участие в выставках; анкетирование и т.д.) проводится после
изучения каждой темы.
3.
Итоговый контроль (беседа, тестирование, наблюдение,
результаты самостоятельных работ, портфолио) проводится в мае месяце.
25

3.3.3. Характеристика оценочных материалов

Личностные результаты

Планируемые
результаты
Формирование основы
российской
гражданской
идентичности и
культуры
обучающихся,
ценностного
отношения к
окружающему миру,
природе России и
родного края,
культурным
традициям своего
народа
Проявление интереса
к содержанию
предмета
«Художественное
ткачество»

Критерии
оценивания

Виды контроля /
промежуточной
аттестации

Диагностический
инструментарий
(формы, методы,
диагностики)
Опрос,
тестирование

Знаниевый
компонент

Итоговый

Умение
планировать свою
деятельность,
Желание
использовать
готовые изделия,
Коллективное
взаимообучение
Знаниевый
компонент

Входящий,
промежуточный

Наблюдение,
игровая
программа, работа
в парах,
микрогруппах

Итоговый

Опрос,
тестирование

Входящий,
промежуточный,
итоговый

Наблюдение,
беседа, выставки,
конкурсы

Промежуточный,
итоговый

Наблюдение,
выставки

Понимание
исторических
традиций ремесел,
положительно
относиться к труду
людей ремесленных
профессий
Чувство уверенности в Самоанализ,
себе, верить в свои
умение любить и
возможности
ценить себя и
свою творческую
деятельность
Воплощение
Умение создавать
творческого замысла в изделие с учетом
материале с учетом
используемого
его декоративных
материала
свойств

26

Метапредметные
результаты
Предметные
результаты

Осуществление
контроля результатов
на каждом этапе при
выполнении
творческой работы

Критическое
мышление,
самоанализ

Итоговый

Выставка, конкурс

Использование
предложений и оценки
педагога,
одноклассников,
родителей и других
людей для улучшения
результата

Критическое
мышление, умение
адекватно
воспринимать
оценку других
обучающихся,
родителей и
педагога

Итоговый

Выставка, конкурс

Умение работать в
коллективе

Умение оказывать
помощь товарищу,
соблюдение
дисциплины

Входящий,
промежуточный,
итоговый

Наблюдение,
игровая
программа, работа
в парах,
микрогруппах

Развитие внимания,
памяти, воображения,
образного,
абстрактного,
логического и
аналитического
мышления,
творческих
способностей
Имеет теоретические
знания, практические
умения и навыки в
области ручного
ткачества

Умение
концентрироваться
на задании,
Умение привнести
оригинальность в
свою работу,
Соблюдение
технологической
карты
Знаниевый
компонент,
Применение
знаний в процессе
изготовления
изделия

Входящий,
промежуточный,
итоговый

Наблюдение,
опрос, беседа,
выставки,
конкурсы

Промежуточный,
итоговый

Наблюдение,
беседа,
критический
анализ, опрос,
тестирование

Работа с нужными
инструментами и
приспособлениями

Использование
полученных
знаний на
практике

Промежуточный

Наблюдение,
беседа

27

Формирование
навыков ручного
труда
Выполнение
различных видов
декоративных работ:
орнаменты,
декоративные
композиции,
декоративные изделия
в техниках ручного
ткачества
Применение
творческих
способностей в
процессе
художественнопоисковой и
практической
деятельности по
созданию эскизов и
воплощению их в
материале
Знание и применение
техник и
технологических
приемов выполнения
произведений
декоративноприкладного
искусства в различных
технологиях и
материалах ручного
ткачества

Умение
организовать свою
деятельность
Наличие готового
изделия

Входящий,
промежуточный,
итоговый
Итоговый

Наблюдение,
беседа

Использование
законов
композиции и
цветоведения

Промежуточный

Наблюдение,
беседа, тест,
опрос

Умение
оперировать
техниками и
технологическими
приемами

Промежуточный

Наблюдение,
беседа,
критический
анализ

28

Выставка, конкурс

Раздел 4. Список литературы
4.1. Нормативные документы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Художественное ткачество» художественной направленности разработана в
соответствии с нормативно-правовыми документами:
1.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273Ф3.
2.
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 №
678-р.
3.
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от
29.05.2015 № 996-р.
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее-СанПиН).
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
7.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 № 629 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
8.
Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
9.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015
№ 09-3242 «О направлении информации» (вместе с Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы).
10. Устав МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга».
11. Образовательная программа МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга».
4.2. Список литературы для педагога
Основная литература
1) Бохан М.В. Необычный гобелен: сумки, пояса, игрушки. – М.: АСТПРЕСС КНИГА, 2011. – 144с.: ил.
2) Уталишвили Н.А. Эксклюзивный гобелен: Техника. Приемы. Изделия:
Энциклопедия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009. – 80 с.: ил.
3) Фрейтаг И.П., Аникина Л.Л. Что умеют мастера. Детям о
традиционной культуре Русского Севера. – Выпуск 5. – Ткачество: учебное
29

пособие по трудовому обучению для учащихся начальной школы. – СПб.:
Издательство «СМИО Пресс», 2007. – 40 с.: ил.
Дополнительная литература
1) Зариф М. Ковры: [справочник]/Мехди Зариф; пер. с ит. И. Замойской –
М.: АСТ: Астрель, 2006. – 319 с.; ил.
2) Хлопцева Е.В. Гобелен: это модно: сумки, пояса, панно. – Ростов на
Дону: Феникс, 2007. – 155с.
3) Хромова С.А. Гобелены. – М.: Профиздат, 2008. – 112с.
4.3. Список литературы для детей и родителей.
1)
Бохан М.В. Необычный гобелен: сумки, пояса, игрушки. – М.: АСТПРЕСС КНИГА, 2011. – 144с.: ил.
2) Уталишвили Н.А. Эксклюзивный гобелен: Техника. Приемы. Изделия:
Энциклопедия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009. – 80 с.: ил.
3) Фрейтаг И.П., Аникина Л.Л. Что умеют мастера. Детям о
традиционной культуре Русского Севера. – Выпуск 5. – Ткачество: учебное
пособие по трудовому обучению для учащихся начальной школы. – СПб.:
Издательство «СМИО Пресс», 2007. – 40 с.: ил.

30

Приложение
Приложение 1. Календарный учебный график первого года обучения
№
Дата
разд Месяц
Неделя
ела
1.
Сентябрь 3

Тема занятия

Кол-во
часов

Форма
занятия

Введение в предмет

1

Групповая, лекция,
экскурсия
Групповая, лекция
Лекция,
практическая
работа
Лекция,
практическая
работа
Лекция,
самостоятельная
работа, выставка
Лекция,
контрольная работа
Лекция,
самостоятельная
работа, выставка
Лекция,
практическая
работа, выставка
Лекция,
контрольная
работа, выставка
Лекция, экскурсия

Кабинет

Наблюдение

Кабинет
Кабинет

Входящий контроль
Наблюдение.
Выставка.

Кабинет

Наблюдение.
Выставка.

Кабинет

Наблюдение.
Выставка.

Кабинет

Наблюдение.
Устный опрос
Наблюдение.
Выставка.

Лекция,
практическая
работа
Лекция,
самостоятельная
работа, выставка

Кабинет

2.
3.

Сентябрь
Сентябрь

3
3
4

Материалы и инструменты
Изготовление фоторамки в технике
плетение

1
2
2

4.

Сентябрь
Октябрь

4
1

Изготовление декоративного панно в
смешанной технике

2
4

5.

Октябрь

2
3

Панно из помпонов

4
4

6.

Октябрь

4

Народные промыслы

2

7.

Октябрь

4

Изготовление брелока из пряжи

2

8.

Ноябрь

1

Вязание шнура

4

9.

Ноябрь

Изготовление коврика в технике
«круговое плетение» («шитье»)

10.

Декабрь

2
3
4
1

История ткачества

4
4
4
1

11.

Декабрь

1

Ручное гладкое ткачество

1

12.

Декабрь

1
2
3
4

Техника и приемы ткачества на картоне

2
4
4
4

Место
проведения

Кабинет

Форма контроля

Кабинет

Наблюдение.
Выставка.

Кабинет

Наблюдение.
Устный опрос.
Выставка.
Наблюдение.
Устный опрос
Наблюдение.
Устный опрос

Кабинет

Кабинет

Наблюдение за ткачеством,
обсуждение и оценка
результатов.
Выставка.

Январь
13.

Январь

14.

Февраль
Февраль

15.

Февраль
Март

16.

Март
Апрель

Май

3
4
4
5
1
2
3
4
4
1
2
3
4
4
2
3
4
5
1
2
3

4
2
2
4
4
4
4
2
2
4
4
4
2
2
4
4
4
4
4
4
4
128

Изготовление веера с элементами
декорирования изделия в технике
гладкое ткачество
Изготовление емкости для хранения в
технике гладкое ткачество («оплетка»)
Декоративное панно в технике ручной
вышивки

Технология индивидуального
творчества

ИТОГО

32

Лекция,
самостоятельная
работа, выставка
Лекция,
контрольная
работа, выставка
Лекция,
самостоятельная
работа, выставка

Кабинет

Наблюдение.
Выставка.

Кабинет

Наблюдение.
Устный опрос.
Выставка.
Наблюдение.
Устный опрос.
Выставка.

Лекция,
контрольная
работа,
самостоятельная
работа, выставка

Кабинет

Кабинет

Наблюдение, обсуждение и
оценка результатов.
Устный опрос.
Выставка готовых изделий.

Приложение 2. Календарный учебный график второго года обучения
№
Дата
разд Месяц
Неделя
ела
1.
Сентябрь 3

Тема занятия

Кол-во
часов

Форма
занятия

Ручное гладкое ткачество

1

Кабинет

Наблюдение

Материалы, оборудование и
инструменты
Схемы плетений в гладком ткачестве

1

Групповая, лекция,
экскурсия
Групповая, лекция

Кабинет

Входящий контроль

Кабинет

Наблюдение.

2
6
6
6
6
6
6
2
4
6

Лекция,
практическая
работа
Лекция,
практическая
работа,
контрольная
работа, выставка

Кабинет

Наблюдение, обсуждение и
оценка результатов.
Устный опрос.
Выставка.

Лекция,
самостоятельная
работа, выставка
Лекция,
контрольная работа

Кабинет

Наблюдение.
Устный опрос.
Выставка
Наблюдение.
Устный опрос.

Лекция,
практическая
работа
Лекция,
контрольная
работа,
самостоятельная
работа, выставка

Кабинет

Наблюдение

Кабинет

Наблюдение, обсуждение и
оценка результатов.
Устный опрос.
Выставка готовых изделий.

2.

Сентябрь

3

3.

Сентябрь

3

4.

Сентябрь

3
4
1
2
3
4
1
2
2
3

Ткачество в технике «полотняное
плетение» на раме

Октябрь

Ноябрь

2

5.

Ноябрь

6.

Ноябрь

4

Гобелены. Художественно-эстетические
особенности.

2

7.

Ноябрь

4

Проектирование

4

8.

Декабрь

1
2
3
4
3
4
5
1

Технология индивидуального
творчества

6
6
6
6
6
6
6
6

Январь
Февраль

Техника и приемы отделки тканых
изделий

33

Место
проведения

Кабинет

Форма контроля

9.

Февраль

2
3
4

10.

Февраль
Март

4
1

Художественное оформление изделий

4
4

11.

Март

1

Дизайн в текстиле и народные
промыслы

2

12.

Март

2
3
4
2
3
4
5
1
2
3

Пояс

Апрель

Май

6
6
2

Схемы узорчатых плетений

6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
192

ИТОГО

34

Лекция,
практическая
работа
Лекция,
практическая
работа
Лекция,
практическая
работа
Лекция,
контрольная
работа,
самостоятельная
работа, выставка

Кабинет

Наблюдение.
Выставка.

Кабинет

Наблюдение.
Выставка.

Кабинет

Наблюдение.

Кабинет

Наблюдение, обсуждение и
оценка результатов.
Устный опрос.
Выставка готовых изделий.

Приложение 3. Календарный учебный график третьего года обучения
№
Дата
разд Месяц
Неделя
ела
1.
Сентябрь 3

Тема занятия

Кол-во
часов

Форма
занятия

1

Групповая, лекция,
экскурсия
Групповая, лекция

Кабинет

Наблюдение

Кабинет

Входящий контроль

2

Лекция,
контрольная работа

Кабинет

Наблюдение.
Устный опрос.

Лекция,
практическая
работа
Лекция,
контрольная
работа,
самостоятельная
работа, выставка

Кабинет

Наблюдение, обсуждение и
оценка результатов

Кабинет

Наблюдение.
Устный опрос.
Выставка готовых изделий.

Лекция,
практическая
работа

Кабинет

Наблюдение.

2.

Сентябрь

3

3.
3.1.

Сентябрь

3

Художественное ткачество и
народные промыслы
Материалы, оборудование и
инструменты
Орнамент
История орнамента

3.2.

Сентябрь

3
4

Особенности построения и разработка
эскиза

2
6

3.3.

Октябрь

1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
3
4

Ткачество полотна

6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
4
2
6

Ноябрь

Декабрь

4.

Декабрь

Дизайн текстильного изделия

5.1

Январь

3

Ткачество в технике «саржевого
плетения»
История и особенности плетения

5.2.

Январь

3

Схемы ткачества саржевого полотна

5.

1

35

Место
проведения

Форма контроля

2

Лекция,
контрольная работа

Кабинет

Наблюдение.
Устный опрос.

2

Лекция,
практическая

Кабинет

Наблюдение.
.

5.3.

Январь

5.4

Январь
Февраль

6.

Март
Март

7.

Март
Апрель

Май

3
4
5
5
1
2
3
4
1
1

Основы композиции и разработка
эскиза

2
3
4
2
3
4
5
1
2
3

Выполнение авторского изделия

2
6
2
4
6
6
6
6
2
4

Ткачество полотна

Панно и гобелены в нетрадиционной
технике

6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
192

ИТОГО

36

работа
Лекция,
практическая
работа
Лекция,
контрольная
работа,
самостоятельная
работа, выставка
Лекция,
практическая
работа
Лекция,
контрольная
работа,
самостоятельная
работа, выставка

Кабинет

Наблюдение, обсуждение и
оценка результатов

Кабинет

Наблюдение, обсуждение и
оценка результатов.
Устный опрос.
Выставка готовых изделий.

Кабинет

Наблюдение.

Кабинет

Наблюдение, обсуждение и
оценка результатов.
Устный опрос.
Выставка готовых изделий.

Приложение 4. Мониторинг
Мониторинг проводится 3 раза в год: входящий (оценивание
первоначальных знаний и умений обучающихся), промежуточный и итоговый
(проверка полученных знаний и умений).
Все результаты мониторинга заносятся в таблицу, следуя балловой
системе, где
1 балл – не справляется самостоятельно;
2 балла – справляется по образцу;
3 балла – справляется самостоятельно.
Таблица мониторинговых результатов
Вид мониторинга

Предметные
результаты

Понятийный аппарат
Теоретическая
Народные промыслы
часть
ДПИ (1 год обучения)
Технология гладкого
ткачества
Практическая
(2 год обучения)
Орнамент (3 год обучения)
Саржа (3 год обучения)

Метапредметные
результаты

Соблюдение технологической карты

Личностные
результаты

Художественно-поисковая деятельность
Коммуникативные способности

ФИО
обучающегося

Приложение 5. Примеры готовых работ
1 год обучения

Изготовление фоторамки в технике плетение

Изготовление декоративного панно в
смешанной технике

–
Панно из помпонов

Изготовление брелока из пряжи

Вязание шнура

Изготовление коврика в технике «круговое
плетение» («шитье»)

Техника и приемы ткачества на картоне

Изготовление веера
с элементами декорирования изделия в
технике гладкое ткачество

Изготовление емкости для хранения в технике
гладкое ткачество («оплетка»)

Декоративное панно в технике ручной
вышивки

39

2 год обучения

Ткачество в технике «полотняное плетение»
на раме

Технология индивидуального творчества

Техника и приемы отделки
тканых изделий

Художественное оформление изделий

40

Схемы узорчатых плетений
Пояс
3 год обучения

Орнамент. Особенности построения и
разработка эскиза

Орнамент. Ткачество полотна

Дизайн текстильного изделия

Панно и гобелены
в нетрадиционной технике

41

Ткачество в технике «саржевого плетения».
Основы композиции и разработка эскиза

Ткачество в технике «саржевого плетения».
Ткачество полотна

Выполнение авторского изделия

42

Приложение 6. Воспитательная деятельность
В ходе обучения «Художественному ткачеству» важная роль отводится
воспитанию, которое способствует развитию эстетического вкуса,
формированию нравственных установок, основ патриотизма и любви к
народной культуре, практических навыков, а также навыков самостоятельного
анализа. Достижение этих целей обеспечивается посредством интеграции
теоретических знаний и практических упражнений, обогащения знаниями в
области народного искусства и культуры страны, а также применение методов
мотивации и стимулирования познавательной и творческой деятельности.
Формы и методы воспитания: фольклор и устное народное творчество,
календарные народные праздники, экскурсии в музей, тематические мастерклассы, конкурсы, беседы, выставочная деятельность, интеллектуальные
викторины, основанные на знании особенностей жизни, языка и быта, истории,
искусства и культуры своей страны.
не только помогают формировать представления о добре, красоте, правде,
храбрости, трудолюбии, верности., но и запускают процесс формирования
гражданской идентичности, позволяют детям не только получить знания, но и
прожить в культуре, в традиции, пропустить ее через себя, почувствовать себя
частичкой своего народа.
Цель: развитие личности обучающегося, эстетического и культурного
восприятия, чувства прекрасного, а также развитие уважения к труду,
формирование трудолюбия и ответственности, нравственных качеств и
самодисциплины, условий для социализации и самоопределения.
Задачи:
Обучающие
• ознакомление обучающихся с эстетическими идеалами, традициями
художественной культуры родного края, с фольклором и народными
промыслами;
• создать условия для непрерывного развития творческих способностей
обучающихся, приобщить к народной культуре;
• выявление лучших творческих работ и одаренных детей.
Развивающие
• сформировать навыки коммуникации;
• развитие творческого сотрудничества детей, увлекающихся тем или
иным видом творчества.
Воспитывающие
• оказать влияние на личностные качества обучающихся – дисциплину и
ответственность;
• способствовать формированию у обучающихся основ гражданской
позиции, приобщение к духовным ценностям, правилам и нормам поведения в
обществе;
• сформировать мотивацию обучающихся к здоровому образу жизни.
Планируемые результаты:
43

Метапредметные
• адаптация обучающегося в детском коллективе;
Личностные
• формирование у обучающихся основ гражданской позиции,
приобщение к духовным ценностям, правилам и нормам поведения в обществе;
• формирование сознательного отношения обучающихся к своей жизни,
здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей.
Предметные
• представление об эстетических идеалах, традициях художественной
культуры родного края, фольклоре и народных промыслах.
• выявление и развитие потенциальных общих и специальных
возможностей и способностей обучающегося.
Календарный план воспитательной работы
№ Название события,
п/п мероприятия

1
2
3
4

5
6
7

8
9
10

11

Дата
проведения

Форма
проведения

Практический
результат и
информационный
продукт,
иллюстрирующий
успешное достижение
цели события
Культурно-массовые мероприятия МАОУ ДО НМО «ДДТ «Радуга»
Выставка ДПИ «Мир
сентябрь
Выставка
Фотоотчет, заметка
творчества»
Мастер-класс по макраме осенние
Мастер-класс
Фотоотчет, заметка
«Осенний листопад»
каникулы
Мастер-класс «Осенняя
осенние
Мастер-класс
Фотоотчет, заметка
поделка»
каникулы
Выставка работ
ноябрь
Выставка
Фотоотчет, заметка
творческих объединений
«Подарок для мамы»
Мастер-класс «Снегирь»
зимние
Мастер-класс
Фотоотчет, заметка
каникулы
Выставка творческих
январь
Выставка
Фотоотчет, заметка
работ «Зимняя сказка»
Выставка работ
март
Выставка
Фотоотчет, заметка
творческих объединений
«Пусть в душе всегда поет
весна»
Мастер-класс к Пасхе
весенние
Мастер-класс
Фотоотчет, заметка
каникулы
Мастер-класс «Брелок из
весенние
Мастер-класс
Фотоотчет, заметка
бусин и кожи «Стрекоза» каникулы
Итоговая выставка работ
апрель-май
Выставка
Фотоотчет, заметка
творческих объединений
«Вдохновение без границ»
Муниципальный этап
октябрь
Муниципальны Итоговый протокол,
областного конкурса
й конкурс
заметка
изобразительного
44

12

13

14

15

16
17

18

19

20
21

22

23
24
25

26

искусства «Дорогами
добра»
Муниципальный конкурс декабрь
Муниципальны Итоговый протокол,
декоративно-прикладного
й конкурс
заметка
творчества
«Рождественское чудо»
Муниципальный конкурс декабрь
Муниципальны Итоговый протокол,
новогодних открыток
й конкурс
заметка
«Навстречу к празднику»
Муниципальный этап
январь
Муниципальны Итоговый протокол,
областного конкурса
й конкурс
заметка
творческих проектов
декоративно-прикладного
искусства «АртМастер»
Муниципальный конкурс апрель
Муниципальны Итоговый протокол,
декоративно-прикладного
й конкурс
заметка
творчества «Пасхальная
радость»
Мероприятия патриотической направленности
Экскурсия в музей
октябрь
Поход в музей Фотоотчет, заметка
Интеллектуальная игра
май
Викторина
Фотоотчет, заметка
(викторина)
Открытые занятия
Мастер-класс
октябрь
Мастер-класс
Фотоотчет, заметка
«Изготовление брелока из
пряжи»
Схемы узорчатых
февраль
Открытое
Фотоотчет, заметка
плетений
занятие
Совместные мероприятия родителей и обучающихся
Праздничная программа,
ноябрь
Выставка
Фотоотчет, заметка
посвященная Дню матери
Праздничная программа
март
Выставка,
Фотоотчет, заметка
«Все начинается с
Мастер-класс
любви», посвященная
Международному
женскому дню
Мероприятия по профессиональной ориентации
Областной конкурс
Февраль-март
Областной
Наградной материал,
декоративно-прикладного
конкурс
заметка
творчества
(г. Верхотурье)
Профилактические мероприятия (профилактика безопасности: информационной,
дорожной пожарной, антитеррористической и т.д.; пропаганда здорового образа
жизни, профилактика коррупции и т.д.)
Игровая программа «Мы
сентябрь
Игра
Фотоотчет
против коррупции»
Беседа по ПДД
октябрь, май
Беседа
Заметка
Час общения о вреде
ноябрь
Беседа
Заметка
курения
Мероприятия по наставничеству и тьюторству
Мастер-класс «Творчество май
Мастер-класс
Выставка, фотоотчет,
45

без границ»

заметка

Оценка: результаты воспитательной деятельности на занятиях по
«Художественному ткачеству» оцениваются через анализ творческих работ
обучающихся и активной деятельности на мероприятиях.

46


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».