Управление образованием Новолялинского муниципального округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования Новолялинского муниципального округа
«Дом детского творчества «Радуга»
Принята на заседании
педагогического совета
«28» августа 2025г.
Протокол № 01
Утверждена
приказом директора
МАОУ ДО НМО «ДДТ «Радуга»
от 01.09.2025 № 90 од
Муниципальное автономное
образовательное учреждение
дополнительного
образования Новолялинского
муниципального округа "Дом
детского творчества "Радуга"
2025.09.17 13:05:20 +05'00'
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
Растим патриота – ВПК «Гвардия»
Возраст обучающихся: 9 – 18 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
Егоров Василий Никонорович,
педагог дополнительного
образования,
высшая квалификационная
категория
г. Новая Ляля, 2025 г.
Оглавление
РАЗДЕЛ 1. Основные характеристики программы ........................................................................ 3
1.1. Пояснительная записка .............................................................................................................. 3
1.2. Цель и задачи программы .......................................................................................................... 5
1.3. Планируемые результаты .......................................................................................................... 5
РАЗДЕЛ 2. Содержание программы ................................................................................................ 7
2.1. Учебный (тематический) план. 1 год обучения ....................................................................... 7
2.2. Содержание учебного (тематического) плана. Первый год обучения .................................. 8
2.3. Учебный (тематический) план. 2 год обучения ..................................................................... 10
2.4. Содержание учебного (тематического) плана ....................................................................... 11
2.4. Требования к уровню подготовки........................................................................................... 14
РАЗДЕЛ 3. Организационно-педагогические условия ................................................................ 16
3.1. Календарный учебный график ................................................................................................ 16
3.2. Условия реализации программы ............................................................................................. 16
3.2.1. Материально-техническое обеспечение .............................................................................. 16
3.2.2. Методические материалы ..................................................................................................... 16
3.3. Формы аттестации .................................................................................................................... 17
3.3.1. Оценочные материалы .......................................................................................................... 17
3.3.2. Нормативы по физической подготовке для мальчиков ..................................................... 18
3.3.3. Нормативы по физической подготовке для девочек .......................................................... 18
3.3.4. Характеристика оценочных материалов ............................................................................. 19
РАЗДЕЛ 4. Список литературы ...................................................................................................... 22
4.1. Нормативные документы ......................................................................................................... 22
4.2. Литература, использованная при составлении программы .................................................. 22
4.3. Рекомендуемый список литературы для педагога: ............................................................... 23
Приложение...................................................................................................................................... 25
Приложение 1. Календарный учебный график 1 года обучения (подготовительной группы) 25
Приложением 2. Календарный учебный график 2 года обучения (основной группы) ............ 27
Приложение 3. Выявление уровня патриотизма, гражданственности и чувства
ответственности перед Родиной .................................................................................................... 30
2
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Направленность – социально-гуманитарная.
Актуальность. В военно-патриотическом воспитании можно выделить два
основных компонента. Первый характеризуется широкой социальнопедагогической направленностью. Он основывается на таких элементах как:
позитивные мировоззренческие взгляды, которые в свою очередь опираются на
социальные, исторические, нравственные и политические проблемы нашего
общества. Только сформировав личность гражданина и патриота России с
присущими ему ценностями, взглядами, интересами, мотивами деятельности и
поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач
по подготовке к реализации защиты Отечества, службе в органах Министерства
внутренних дел и работе на благо страны и города.
Второй компонент военно-патриотического воспитания характеризуется
более конкретной направленностью. Практическая реализация призвана
обеспечить глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места
в служении Отечеству, основанном на высокой личной ответственности за
выполнение требований военной и государственной службы. Формирование
основных качеств, свойств, навыков, привычек необходимых для успешного
выполнения обязанностей в рядах вооруженных сил РФ, в органах Министерства
внутренних дел. Основой содержания второго компонента воспитания является
любовь к Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу. Воспитание
таких качеств как честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть,
мужество, взаимовыручка.
Отличительные особенности программы. Ориентация на духовнонравственные и историко-культурные традиции повышает значимость
национально-регионального компонента. Военно-патриотическая тематика
перекликается с тематикой школьных предметов: «История России», «ОБЖ»,
«Начальной военной подготовки», «Физическая культура», «Литература» и др.
Содержание программы включает в себя следующие блоки: туризм,
теоретические и практические занятия по ОБЖ, военной истории, по духовнонравственному воспитанию, прикладное физическое воспитание, специальное
физическое воспитание, общеоздоровительные мероприятия.
Данная программа стремится к тому, чтобы у каждого ребенка была развита
совокупность его способностей, чтобы ребенок был творцом развитых форм
общения. Отсюда – идея целостного подхода к воспитанию, достижение теории
и практики, чтобы каждый ребенок стал Человеком, Гражданином, Личностью,
Патриотом!
Группы являются разновозрастными. Переводы с групп обучения
осуществляются согласно возрасту обучающихся и после того, как обучающийся
успешно сдал квалификационные испытания.
Уровень программы. 1 год обучения (9-13 лет) – стартовый, 2 год
обучения (14-18 лет) – базовый.
3
Адресат программы. Данная программа адресована обучающимся трех
возрастных категорий: младший, средний и старший школьный возраст, с 9 – 18
лет.
В младшем школьном возрасте повышена восприимчивость к усвоению
нравственных правил и норм. В сознании ребенка преобладают повелительные
элементы, которые обусловлены указаниями, советами и требованиями педагога.
В этом возрасте дети с особенным доверием относятся к взрослым. Взрослея,
младшие школьники пытаются активно, самостоятельно разбираться в сложных
жизненных ситуациях.
В среднем возрасте идет незаметный внешне, но интенсивный процесс
формирования отношений к окружающему миру, все более и более
осознаваемого ими жизненного опыта, закладываются основы их жизненной
позиции, чувства Родины. Опыт показывает, что взгляды и убеждения,
отношения, сложившиеся в этом возрасте, существенно влияют на последующие
развитие идейно-нравственного облика личности.
Для обучающихся старших классов – это период формирования научного
мировоззрения, интеллектуального развития, социального воспитания личности.
Юноши и девушки стремятся активно участвовать в жизни не только своего
коллектива, но и общества. В старших классах заметно ускоряется процесс
формирования гражданской позиции, становится все более осознанным
чувством Родины, необходимости ее защиты, растет стремление к
самообразованию и самовоспитанию, и ясность, определенность жизненной
цели.
Программа предполагает обучение по двум возрастным категориям:
- подготовительная группа: 9 – 13 лет;
- основная группа: 14 – 18 лет.
Объем и сроки освоения программы. Программа рассчитана на два года.
Объем программы – 288 часов.
1 год обучения – 128 часов в год.
2 год обучения – 216 часов в год.
Особенности организации образовательного процесса:
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа – 40 минут, перерыв
между занятиями – 10 минут.
Год освоения
1 год обучения
2 год обучения
Число занятий в неделю
4
5
Общее число часов в год
128
160
Занятия проводятся: 1 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа; 2 год
обучения – 2 раза в неделю по 2 и 3 часа.
Форма обучения – очная.
Форма реализации образовательного процесса – фронтальная,
групповая, индивидуально-групповая.
Формы реализации образовательной программы – традиционная
модель. Представляет собой линейную последовательность освоения
4
содержания в течении одного или нескольких лет обучения в одной
образовательной организации.
Формы проведения занятий: беседа, лекция, посещение музея, трудовые
десанты, встречи с ветеранами локальных конфликтов, воинами запаса, уроки
мужества, тематические вечера, приуроченные к знаменательным датам,
спортивно-массовые мероприятия: соревнования, спортивные праздники, игры,
занятия по обучению азам воинской службы, практикум по строевой и огневой
подготовке, смотры-конкурсы.
Формы подведения итогов: наблюдение, беседа, презентация, спортивномассовые мероприятия, соревнования, смотры-конкурсы, выступления.
1.2. Цель и задачи программы
Цели программы:
– развитие у обучающихся военно-патриотического клуба (далее – ВПК)
гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и
социальных ценностей;
– формирование профессионально значимых качеств и умений и готовности
к их активному проявлению в различных сферах жизни, верности
конституционному и воинскому долгу, высокой дисциплинированности и
ответственности, уважения к родному городу его жителям и гостям.
Основные задачи программы:
Обучающие:
– организовать проведение занятий по дисциплинам: история Отечества,
основы правовых знаний, огневая, техническая, строевая и физическая
подготовка, основы военной топографии, гражданская оборона;
Развивающие:
– укреплять физическое развитие обучающихся ВПК для повышения
привлекательности здорового образа жизни.
– привлекать к занятиям с обучающимися ВПК специалистов из средних и
высших специальных учебных заведений для их ориентации на поступление в
Академии, ВУЗы и колледжи МВД, ФСБ и другие учебные заведения,
осуществление профессиональной ориентации подростков;
Воспитывающие:
– воспитывать чувство патриотизма, верности Родине, готовности к
служению Отечеству и его вооруженной защите.
1.3. Планируемые результаты
Осуществление настоящей программы позволит:
– сформировать готовность у обучающихся к патриотическому действию,
к активной гражданской позиции;
– заполнить свободное время подростка социально значимыми,
интересными делами, остановив тем самым нарастающую бездуховность;
– создать условия для реализации лидерского и творческого потенциала
личности, навыков коллективной деятельности.
5
Планируемые результаты
Метапредметными результатами освоения данной программы является
формирование следующих умений:
– планирование деятельности, выделение этапов деятельности, оценка
своей деятельности и деятельности сверстников;
– организация учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками;
– участие в коллективных творческих делах;
– формирование гражданско-патриотического сознания, чувства
сопричастности судьбе Отечества и ответственности за будущее России;
− опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской,
патриотической позиции;
– потребность в здоровом образе жизни;
– привычка самостоятельно заниматься физическими упражнениями,
сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения
работоспособности и укрепления здоровья.
Личностными результатами освоения данной программы является
формирование следующих умений:
– умения соотносить поступки и события с принятыми этическими
принципами;
– ценностное отношение к России, своему народу, своему краю,
отечественному культурно-историческому наследию,
Предметными результатами освоения данной программы
является
формирование следующих умений:
– получение знаний о Родине, истории страны, родного края, природе,
государственной символике, законах Российской Федерации, народных
традициях;
– элементарные представления об институтах гражданского общества, о
государственном устройстве и социальной структуре российского общества,
наиболее значимых страницах истории страны, о культурном достоянии страны
и своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга.
6
РАЗДЕЛ 2. Содержание программы
2.1. Учебный (тематический) план. 1 год обучения
(подготовительная группа). Стартовый уровень.
Задачи.
Обучающие:
•
Обучение основам огневой, строевой, защиты от оружия массового
поражения, физической подготовки.
Развивающие:
•
Пробудить у обучающихся желание к самосовершенствованию и
овладению военными знаниями.
•
Развитие физических качеств: силы, выносливости, ловкости.
•
Развитие индивидуальных творческих способностей по начальной
военной подготовке.
Воспитательные:
•
Воспитывать детей в духе высокой личной культуры поведения и
общения со своими сверстниками.
•
Воспитание чувства гордости за свою Родину, уважение к
«старшим».
№
1.
1.1.
Наименование раздела, темы
Патриотическое воспитание
История Отечества
Формирование правовой и
нравственной культуры
1.3. Встреча с ветеранами ВОВ и Отряда
1.4. Участие в торжественных
мероприятиях Отряда
2.
Основы правовых знаний
Конституция РФ – основной закон
2.1.
государства.
Основные положения
2.2. административного законодательства
РФ.
3. 3. Основы доврачебной помощи
Личная гигиена и профилактика
3.1.
заболеваний.
1.2.
Количество часов
Всего
18
10
Теории
12
10
Практики
6
-
2
2
-
Входящая
диагностика
Наблюдение
2
4
-
2
4
Наблюдение
Наблюдение
6
4
2
1
2
1
Беседа
1
Реферат
9
2
Беседа
4
3
14
5
4
2
Первая доврачебная помощь.
6
1
Психологическая подготовка к службе
в В.С. и МВД
4. 4. Основы топографии (туризм)
4
2
10
5
3.2.
3.3.
Формы
аттестации/
контроля
5
2
5
Практически
е занятия
Беседа
Ориентирование в крупном городе, на
местности по карте и без карты,
движение по азимуту.
Топографические карты. Условные
топографические знаки и
4.2. пояснительные надписи. Чтение
топографических карт, планов и схем
местности.
5. Гражданская оборона
Оружие массового поражения.
5.1.
Сигналы гражданской обороны.
5.2. Индивидуальные средства защиты
6
Техническая подготовка
7
Огневая подготовка
Зачет
4.1.
8
4
4
Соревнован
ие
2
1
1
10
6
4
4
4
-
6
6
18
2
3
6
4
3
12
42
19
8
Физическая подготовка
46
4
8.1.
Общая физическая подготовка
20
1
8.2.
Основы рукопашного боя
16
2
8.3.
Игровые виды спорта
10
1
ВСЕГО ЧАСОВ
128
45
14
9
Беседа
Наблюдение
Наблюдение
Итоговая
диагностика
Итоговая
диагностика
Итоговая
диагностика
Итоговая
диагностика
83
2.2. Содержание учебного (тематического) плана. Первый год обучения
Патриотическое воспитание. История Отечества.
Теория. Предмет военной истории. Краткая летопись военной истории.
Русская армия и военное искусство в истории страны.
Практика. Просмотр видеороликов.
Духовно-нравственное воспитание.
Теория. «Духовная природа человека». Духовность в природе человека.
Проблема добра и зла. Идеал. Самовоспитание.
Практика. Посещение музеев, выставок, картинных галерей, театров,
музыкальных залов и консерватории.
Основы правовых знаний.
Теория. Основой закон государства - Конституция.
Основы топографии (туризм)
Теория. Автономное существование и выживание: первая помощь; поиск и
очистка воды; животный и растительный мир; охота и рыбная ловля; стихийные
бедствия и передвижение.
Практика. Основы ориентирования: работа с картой и компасом;
определение расстояний; определение высоты; определение сторон горизонта по
Солнцу и звездам; определение сторон горизонта по растениям и поведению
животных; определение сторон горизонта по рельефу, почвам, ветру, снегу,
постройкам, звуку, свету, следам...
Гражданская оборона
8
Теория. Общественная безопасность: «Общество как целостная система»,
«Социальные связи, взаимодействия и отношения», «Системный анализ
общественной жизни», «Система общественной безопасности», «Организации,
обеспечивающие внутреннюю и внешнюю безопасность России», «Право,
личность, общество», «Взаимодействие государства и права», «Сущность
права», «Основные признаки права», «Право в системе социальных норм»,
«Нормы права», «Понятие и виды чрезвычайных ситуаций», «Типология и
особенности чрезвычайных ситуаций», «Влияние на человека и общество
чрезвычайных ситуаций», «Сигнал Внимание всем!!!»
Практика. Решение задач по ГО.
Огневая подготовка
Теория. Строение пистолета, винтовки, приемы и техника обращения с
оружием. Правила обращения с оружием, меры безопасности при пользовании
оружием и проведение стрельб в тире. Основы и способы стрельбы.
Практика. Сборка и разборка автомата.
Физическая подготовка. Общеоздоровительное направление.
Теория. Комплексы физических упражнений, направленные на развитие
координации, выносливости, гибкости, силы и ловкости.
Практика. Комплексы упражнений корригирующей направленности.
Предупреждение плоскостопия. Общее закаливание организма. Занятия на
природе. Гигиеническая гимнастика.
Прикладное Физическое воспитание.
Теория. Прикладная акробатика: падение вперед, падение вбок, падение
назад, перекат боком, кувырок вперед через плечо, кувырок вбок, кувырок назад
через плечо, кувырок боком через бок «зашагивание». Соединение 8-и элементов
в связках и комплексах. Изучение прикладной акробатики в трех уровнях
положений тела
• нижний уровень (положение страховки);
• средний уровень (положение снайпера с упором на колено);
• высокий уровень (положение верхней стойки). Акробатика в парах как
элемент борьбы и рукопашного боя в положении нижней страховки.
Практика. Тестирование по прикладной акробатике. Выполнение
упражнений.
Изучение основных бросков прикладного вида борьбы самбо подножки,
зацепы, подхваты, подбивы, подсечки, броски через бедро, спину, голову,
болевые приемы и т.д. Прикладной вид плавания содержит курс обучения
навыкам специального передвижения на воде и плавания в сложных условиях
безопасность в водной среде; плавание в различных условиях (ночь, шторм,
мышечные судороги, сильное течение и т.д.); подводное плавание; специальная
техника передвижения; помощь пострадавшему на воде (подплывание, поиск
под водой, освобождение от захватов, буксировка, выход с пострадавшим из
воды, оказание ПМП; акватлон.
Специальное физическое воспитание.
9
Теория. Русская система рукопашного боя: возникновение, история и
концепция системы; освобождение от различных захватов через бросковую
технику боевого вида самбо.
Практика. Выполнение упражнение по рукопашному бою.
2.3. Учебный (тематический) план. 2 год обучения
(основная группа). Базовый уровень
Задачи
Обучающие:
•
Выработка у подростков самостоятельного овладения военными
знаниями.
•
Обучения основам огневой, тактической, строевой, физической
подготовке. Выработка физической выносливости.
•
Успешно сдать основные нормативы по огневой подготовке (№1,2),
физической выносливости, военно-прикладных нормативов.
Развивающие:
•
Дальнейшие развитие индивидуальных творческих способностей по
НВП и в других видах общественной деятельности.
Воспитательные:
•
Воспитание высокой личной культуры поведения в детском
воинском коллективе и умения общения со своими сверстниками.
•
Воспитание чувства гордости за свое оружие, свою малую и
большую Родину.
№
Наименование раздела, темы
Количество часов
1.Патриотическое воспитание
1.1. История Отечества
Формирование правовой и
нравственной культуры
1.3. Встреча с ветеранами ВОВ и Отряда
1.4. Участие в торжественных
мероприятиях Отряда
2.Основы правовых знаний
1.2.
Конституция РФ – основной закон
государства.
Основные положения
2.2. административного законодательства
РФ.
6. 3. Основы доврачебной помощи
2.1.
3.1.
Личная гигиена и профилактика
заболеваний.
10
Формы
аттестации/
контроля
Всего
23
14
Теории
17
14
Практики
6
-
3
3
-
Входящая
диагностика
Наблюдение
2
4
-
2
4
Наблюдение
Наблюдение
9
6
3
3
2
6
4
18
7
5
2
1
Беседа
2
Реферат
11
3
Беседа
3.2.
Первая доврачебная помощь.
Психологическая подготовка к службе
в В.С. и МВД
7. 4. Основы топографии (туризм)
Ориентирование в крупном городе, на
4.1. местности по карте и без карты,
движение по азимуту.
Топографические карты. Условные
топографические знаки и
4.2. пояснительные надписи. Чтение
топографических карт, планов и схем
местности.
5.Гражданская оборона
3.3.
2
Практически
е занятия
Беседа
4
4
10
8
Зачет
-
2
Соревнован
ие
13
6
7
8
2
5
3
14
6
12
2
5
4
5.2.
6
7
Оружие массового поражения.
Сигналы гражданской обороны.
Индивидуальные средства защиты
Техническая подготовка
Огневая подготовка
1
Беседа
8
8
23
2
2
8
6
6
15
Наблюдение
Наблюдение
Итоговая
диагностика
8
Физическая подготовка
52
8
Общая физическая подготовка
24
2
44
22
8.1.
8.2.
Основы рукопашного боя
18
4
8.3.
Игровые виды спорта
10
2
ВСЕГО ЧАСОВ
160
58
5.1.
14
8
Итоговая
диагностика
Итоговая
диагностика
Итоговая
диагностика
102
2.4. Содержание учебного (тематического) плана. Второй год обучения.
Патриотическое воспитание. История Отечества.
Теория. Великая Отечественная война, ее ход и последствия. Локальные
войны, межнациональные конфликты. Организация вооруженных сил и военное
строительство в период с 1945 по 2007 г. г. Российские ордена, наградные медали
и коллективные боевые награды.
Практика. Выезды и экскурсии к местам боевой славы.
Духовно-нравственное воспитание.
Теория. Совесть как всеобщий естественный закон. «Нравственность и
этика». Нравственность и человек. Творчество как способ осмысления жизни.
Музыка, живопись, литература, как искусство. Массовая культура. «Защита
духовных и нравственных ценностей». Культурологическая безопасность.
Защита личности как носителя духовных и нравственных традиций. «Культура в
общественной системе». Общество и культура. Состав культуры. Социальные
нормы. Формы культуры.
Практика. Посещение музеев, выставок, картинных галерей, театров,
музыкальных залов и консерватории.
11
Основы правовых знаний.
Теория. Основные положения УК РФ, КоАП РФ и др.
Основы топографии (туризм)
Теория. Пеший поход: подготовка к походу; преодоление препятствий;
привал; заготовка дров; разведение костра; личная гигиена (уход за телом,
одеждой, обувью); питание.
Горный поход: снаряжение; особенности режима и порядок движения;
преодоление горных склонов; веревки и узлы; правила безопасности при
движении в горах; исследование пещер; поиск воды и пищи в горах.
Водный поход: снаряжение; подготовка лодки к путешествию;
особенности режима и порядок движения; линия движения; загрузка лодок и
маневры; сплав на плотах; основные естественные и искусственные препятствия;
пороги; аварии и их ликвидация; ремонт байдарки; организация безопасности.
Лыжный поход: снаряжение; пропитка и смазка; особенности режима и
порядка движения; подъемы, спуски, торможения, повороты; ремонт лыж;
ночлег.
Практика. Проведение похода, экскурсии.
Гражданская оборона
Теория. Личная безопасность: «Понятие и виды экстремальных ситуаций»,
«Типология и особенности экстремальных ситуаций», «Влияние на человека и
общество», «Выход из экстремальной ситуации», «Информационная защита»,
«Оценка информации», «Средства массовой информации», «Выбор средств
информации», «Прогнозирование», «Защита от безработицы», «Психология
безработного», «Выбор работы и проверка фирмы», «Права милиции в
отношении граждан», «Поведение при проверке, задержании обыске».
Стрессовые состояния и их влияние на поведение человека», «Способы
преодоления
психической
напряженности»,
«Динамика
развития
эмоциональных состояний», «Коммуникация - роль и значение в жизни
человека», «Построение информации, мотивы, конфликтология», «Наркомания
в современном мире», «Терминология и классификация наркотических средств»,
«Установление факта употребления наркотических средств», «Табакокурение
как проблема современного общества», «Алкоголизм как социальное
заболевание и его последствия для семьи и общества», «Правильное питание»,
«Роль и значение физического воспитания», «Создание семьи как важная
социальная потребность»
Практика. Решение задач по ГО.
Огневая подготовка
Теория.
Пневматическая
винтовка,
назначение,
технические
характеристики, общее устройство, порядок неполной разборки и сборки
винтовок ТОЗ-8, ТОЗ-12. Малокалиберный пистолет, назначение, технические
характеристики, общее устройство пистолета Марголина, порядок неполной
разборки и сборки, от лотка и подготовка пистолета к стрельбе. Парашютная
подготовка: знакомство со специальным снаряжением и изучение прыжковой
техники.
12
Практика. Упражнения по стрельбе в тире.
Физическая подготовка. Общеоздоровительное направление.
Теория. Комплексы физических упражнений, направленные на развитие
координации, выносливости, гибкости, силы и ловкости.
Практика. Комплексы упражнений корригирующей направленности.
Предупреждение плоскостопия. Общее закаливание организма. Занятия на
природе. Гигиеническая гимнастика.
Прикладное Физическое воспитание.
Теория. Изучение основных бросков прикладного вида борьбы самбо
подножки, зацепы, подхваты, подбивы, подсечки, броски через бедро, спину,
голову, болевые приемы и т.д. Прикладной вид плавания содержит курс
обучения навыкам специального передвижения на воде и плавания в сложных
условиях безопасность в водной среде; плавание в различных условиях (ночь,
шторм, мышечные судороги, сильное течение и т.д.); подводное плавание;
специальная техника передвижения; помощь пострадавшему на воде
(подплывание, поиск под водой, освобождение от захватов, буксировка, выход с
пострадавшим из воды, оказание ПМП; акватлон.
Практика. Тестирование. Выполнение упражнений.
Специальное физическое воспитание.
Теория. Русская система рукопашного боя: ударная техника рук и ног;
защитная техника от ударов рук, ног и нападений противника с оружием;
использование подручных средств в целях самообороны; психо-физическая и
психо-соматическая подготовка.
Практика. Выполнение упражнение по рукопашному бою.
13
2.4. Требования к уровню подготовки
Курсант
Обучающийся
Курсант
Курсант 1-го,
2-го класса
Обучающийся
Курсант
Курсант 1-го,
2-го класса
Курсант
Курсант 1-го,
2-го класса
Медицинская подготовка
Первая помощь. Приоритеты в обработке ран. Аптечка первой помощи и НАЗ. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
Кровотечения, ранения и повязки. Лечение мозолей и водянок. Переломы. Симптоматика. Иммобилизация. Ожоги и обморожения.
Солнечный и тепловой удар. Естественные лекарства.
Нормативы по строевой подготовке
Строй и их элементы. Знать: Виды строев и их элементы. Глубина и ширина строя. Направляющий и замыкающий. Правый и левый фланг.
Интервал и дистанция. Обязанности военнослужащих перед построением и в строю. Колонна и шеренга. Одно- и двухшеренгожный строй.
Развернутый строй и походный, ответ на воинское приветствие в составе подразделения.
Одиночная подготовка. Уметь выполнять: команды «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправится». Повороты на месте направо, налево,
кругом. В составе подразделения на месте. Выполнять команды «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться». Повороты на месте
направо, налево, кругом.
Движение. Одиночная подготовка. Элементы строевого и походного шага: подъем ноги, вынос руки, положение корпуса. Темп и скорость
движения. Постановка ноги. Движение строевым и походным шагом. Переход со строевого шага на походный и обратно. Повороты в
движении направо, налево, кругом. Выполнение воинского приветствия. Одиночная подготовка. Отдание воинской чести на месте с головным
убором и без него. Отдание воинской чести в движении с головным убором и без него. Выход из строя и возвращение в строй.
Подход к начальнику и отход от него. Контрольное занятие.
Уметь управлять строем (отделение, взвод).
Требование к курсанту 3-го класса: Строевое слаживание отделения. Походный и развернутый одно- и двухшереножный строй. Выравнивание
отделения. Размыкание и смыкание отделения. Перестроение отделения из одной шеренги в две и обратно. Повороты направо, налево, кругом
в движении. Действия отделения в походном строю. Перестроения отделения. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении.
Отдание воинской чести. Движение отделения походным и строевым шагом.
Рукопашный бой
Знать и уметь принимать боевую стойку. Выполнять самостраховку при падении. Выполнять освобождение от захватов за руки, туловище,
одежду, горло спереди и сзади. Уметь защищаться от ударов ножом прямо, сверху, снизу, сбоку.
Выполнять приемы защиты и нападения с автоматом (комплекс РБ с АК – 74)
Вести поединок с 3 вооруженными противниками. Пользоваться подручными предметами в рукопашной схватке. Вести поединок с 2
противниками.
Требование к курсанту 3-го класса: Уметь защищаться при атаках автоматом, лопаткой, палкой. Вести вольный бой с 1 противником.
Воздушно-десантная подготовка
Историю воздушно десантных войск в нашей стране. Назначение и устройство парашютов разных типов. Устройство парашютных приборов.
Теоретические основы прыжка с парашютом. Правила передвижения по аэродрому.
Совершать парашютные прыжки с самолета Ан-2 (вертолетов Ми-8, Ми-6). Грамотно действовать после приземления. Выполнять нормативы
по укладке парашютов типа Д-5 и З-5.
Курсант
Курсант 1-го,
2-го класса
Курсант
Уставы вооруженных сил Российской Федерации
Основные понятия и определения обороны государства. Организация обороны государства. Конституция Российской Федерации. Законы
государства о защите Родины. Правовые основы прохождения военной службы. Назначение и состав Вооруженных Сил Российской
Федерации. Принципы строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации.
Символы воинской чести. Дни воинской славы – победные дни России. Особенности прохождения службы в различных видах и родах
Вооруженных Сил Российской Федерации. Альтернативная гражданская служба. Военная присяга и порядок приведения граждан к военной
присяге. Воинские звания и военная форма одежды. Понятие воинской дисциплины. Ее сущность и значение.
Права и обязанности, ответственность военнослужащих. Взаимоотношения между военнослужащими. Обязанности командиров, солдат
(матросов). Обязанности суточного наряда, караульного, часового.
Экстремальная подготовка
Психологию выживания. Факторы риска. Формирование плана выживания. Как правильно выбирать одежду. Уход за одеждой и обувью.
Набор путешественника. Рюкзак. Палатка. Запасная одежда. Ножи. Носимый аварийный запас (НАЗ).
Вода. Требования к употреблению воды в различных климатических условиях. Минимизация потерь воды. Поиск, методы добывания и
транспортировка. Очистка воды. Пища. Потребности человека. Приготовление. Простейшая навигация. Карты. Правила пользования картой.
План и схема местности. Составление карты и плана местности. Поиск направлений. Азимут. Определение направлений сторон света.
Составление плана маршрута. Особенности движения. Подача сигналов бедствия. Огонь, отражатели.
15
РАЗДЕЛ 3. Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
Год
обучения
Дата начала
обучения
Дата
Количеств
окончания о учебных
обучения недель
Количество
учебных
дней
1 год
обучения
15 сентября
23 мая
32
64
Количес
тво
учебных
часов
128
2 год
обучения
15 сентября
23 мая
32
64
160
Режим
занятий
2 занятия
по 2 часа
в неделю
2 занятия
по 2 часа
и 3 часа в
неделю
Каникулы:
Осенние: 27 октября – 02 ноября
Зимние: 29 декабря – 11 января
Весенние: 28 марта – 05 апреля
3.2. Условия реализации программы
3.2.1. Материально-техническое обеспечение
- спортивный зал
- тир (в том числе электронный)
- игровая площадка
- спорт инвентарь
- гимнастические снаряды
- тренажерные снаряды
- макеты АКМ
- магазин ММГ
- пневматические винтовки
- газоболонные пистолеты,
- рации
- мат гимнастический
- макивара
необходимо
3
1
1
10
10
10
10
5
10
10
10
10
15
в наличии
3
1
1
5
5
5
0
0
8
0
2
2
1
3.2.2. Методические материалы
№
1
2
Название раздела, Материальнотемы
техническое
оснащение, дидактикометодический
материал
Патриотическое
Учебная
литература,
воспитание
видеоролики,
раздаточный материал
Формы,
методы, Формы
приемы обучения. учебного
Педагогические
занятия
технологии
Рассказ,
Лекция,
объяснение,
семинар,
беседа,
игра. самостоятельная
Развивающее
работа.
обучение.
Основы правовых Учебная
литература, Рассказ,
Лекция,
знаний
видеоролики,
объяснение,
семинар,
раздаточный материал. беседа,
игра. самостоятельная
работа.
3
Основы
доврачебной
помощи
Учебная
литература,
плакаты, раздаточный
материал.
4
Гражданская
оборона
Учебная
литература,
индивидуальные
средства защиты.
5
Техническая
подготовка
6
Огневая
подготовка
7
Физическая
подготовка
Учебная
литература,
видеоролики,
раздаточный материал.
Учебная литература;
учебные
автоматы,
патроны;
магазины;
пневматические
винтовки.
Учебная
литература,
гимнастические маты,
тренажеры,
оборудование
для
отработки
приемов
рукопашного боя.
Развивающее
обучение.
Рассказ,
объяснение,
демонстрация,
упражнение.
Обучение
в
сотрудничестве.
Рассказ,
объяснение, показ.
Развивающее
обучение.
Рассказ,
лекция,
работ с учебником.
Объяснение,
демонстрация.
Развивающее
обучение.
Семинар,
практическая
работа.
Семинар,
практическая
работа.
Лекция,
тестирование.
Практическая
работа,
соревнование.
Объяснение,
Практическая
упражнение, игра. работа.
Разноуровневое
Соревнование.
обучение.
3.3. Формы аттестации
• Отзывы, фото- и видеоматериалы;
• Повышение общего культурно-образовательного уровня детей и
подростков,
«отрыв» от улицы, организацию досуга и навыков и спортивных мероприятиях
района, округа и города, создание единого и сплоченного коллектива,
способного оценивать и принимать правильные решения, формирование
социальной среды района).
3.3.1. Оценочные материалы
Неполная разборка и сборка автомата Калашникова.
- разборка 15 сек. – 5 баллов,
18 сек. – 4 балла,
Время свыше – 0 баллов.
- сборка
21 сек. – 5 баллов,
24 сек. – 4 балла,
Время свыше – 0 баллов.
Снаряжение магазина к АК 30 патронами.
30 сек. – 5 баллов,
35 сек. – 4 балла,
Время свыше – 0 баллов.
17
21 сек. – 3 балла,
27 сек. – 3 балла,
40 сек. – 3 балла,
3.3.2. Нормативы по физической подготовке для мальчиков
Результат / оценка
Класс
№
Контрольные упражнения
1
Подтягивание на перекладине
2
Сгибание и разгибание рук в
упоре на брусьях
Подъем переворотом
3
5
Сгибание и разгибание рук в
упоре лежа
Бег на 100 м.с
6
Бег на 1000 м.мин
7
Гиря 16 кг, отдельно правой и
левой рукой (толчок от груди), без
учёта времени.
Бег на 10х10 м.с.
Преодоление
полосы
препятствий, мин
4
8
9
10
Учащийся
ВПК
не менее
раз
не менее
раз
не менее
раза
Не менее
раз
15,4
16,0
16,7
3,40
3,50
4,05
12,
13,
15.
29, 30, 31
2,15
2,20
2,30
8
8
1
20
12
13
14
15
16
17
Курсант
ВПК
1 класса
не менее
21 раза
не менее
21 раза
не менее
9 раз
30, 25,20
40, 35, 30
45, 40, 35
50, 45, 40
14,9
15,4
16,0
3,35
3,45
4,00
17
19
20
28, 29, 30
2,10
2,15
2,25
14,5
14,9
15,5
3,30
3,40
3,55
20
23
27
27, 28, 29
2,05
2,10
2,20
14,1
14,5
15,0
3,25
3,35
3,55
30
35
40
26, 27, 28
2,00
2,05
2,15
Со
снаряжен
ием
Со
снаряжен
ием
45
50
55
35, 30, 25
40, 35, 30
45, 40, 35
Курсант ВПК
3 класса
не менее 12
раз
не менее 12
раз
не менее 3
раз
Метание гранаты весом 700 г.м
30, 25, 20
11
не менее 15
раз
не менее 15
раз
не менее
5
раз
Курсант
ВПК
2 класса
не менее
18 раз
не менее
18 раз
не менее
7 раз
Курсант
ВПК
Прыжки в высоту, см
Подъёмы ног в висе на турнике
(угол меньше 90 градусов,
раскачивание не допускается)
Марш-бросок на 3 км
Бег на лыжах на 5 км
Шпагат вправо и влево
(расстояние до пола), см
Шпагат поперёк (расстояние до
пола), см
оценка по физической культуре в
школе
135, 125, 110
135, 130,
115
140, 135, 120
140, 135,
125
не менее 15
раз
не менее 20
раз
не менее 25
раз
не менее
30 раз
Превышат
ь
норматив
Превышат
ь
норматив
не менее
35 раз
Без учета времени
Без учета времени
35 и менее
25 и менее
25-10
5 и менее
0
40 и менее
35 -15
10 и менее
5 и менее
0
5
5
5
3 и выше
4и
выше
3.3.3. Нормативы по физической подготовке для девочек
№
Контрольные упражнения
1
Подтягивание на низкой
перекладине из виса лежа
Подъем туловища за 30 с из
положения лежа
2
Учащийся
ВПК
не менее
5
не менее
10
18
Результат / оценка
Класс
Курсант Курсант
Курсант
ВПК
ВПК
ВПК
3 класса
2 класса
не менее
не
10-19
7
менее 9
не менее
не
15-21
12
менее 14
Курсант
ВПК
1 класса
20 и более
22 и более
3
Прыжки со скакалкой (раз)
4
Сгибание и разгибание рук
в упоре лежа
Броски медбола (3 кг) в
течение 30 с из положения
лежа на груди (раз)
Шпагат вправо и влево
(расстояние до пола), см
5
6
7
8
Шпагат поперёк
(расстояние до пола), см
оценка по физической
культуре в школе
не менее
80
не менее
18
не менее
90
не менее
22
100
120
150
не
менее 28
29-38
39 и более
не менее
20
не менее
23
не менее
25
30
35
35 и
менее
25 и
менее
25-10
5 и менее
0
40 и
менее
35 -15
10 и
менее
5 и менее
0
3 и выше
4и
выше
5
5
5
Метапредметные результаты
Личностные результаты
3.3.4. Характеристика оценочных материалов
Планируемые
результаты
Критерии
оценивания
умение соотносить
поступки и события с
принятыми
этическими
принципами
ценностное отношение
к России, своему
народу, своему краю,
отечественному
культурноисторическому
наследию
планирование
деятельности,
выделение этапов,
оценка своей
деятельности и
деятельности
сверстников
организация учебного
сотрудничества с
педагогом и
сверстниками
Адекватность
восприятия оценки
своей деятельности
Виды
Диагностический
контроля/промежу инструментарий
точной аттестации (формы, методы
диагностики)
Промежуточный,
Наблюдение
итоговый
Положительное
отношение к своей
школе, городу,
природе, стране
Входящий,
промежуточный,
итоговый
Наблюдение,
викторина,
соревнования
Умение планировать
свою деятельность
Промежуточный
Наблюдение,
беседа,
практические
работы
Понимать и
использовать
преимущества
командной и
индивидуальной
работы при решении
конкретной
проблемы,
обосновывать
необходимость
применения
Входящий,
промежуточный,
итоговый
Наблюдение,
викторина,
практическая
работа,
соревнования
19
участие в
коллективных
творческих делах
формирование
гражданскопатриотического
сознания, чувства
сопричастности судьбе
Отечества и
ответственности за
будущее России
опыт ролевого
взаимодействия и
реализации
гражданской,
патриотической
позиции
потребность в
здоровом образе
жизни
Предметные
результаты
привычка
самостоятельно
заниматься
физическими
упражнениями,
сознательно
применять их в целях
отдыха, тренировки,
повышения
работоспособности и
укрепления здоровья
получение знаний о
Родине, истории
страны, родного края,
природе,
государственной
символике, законах
Российской
Федерации, народных
традициях
групповых форм
взаимодействия при
решении
поставленной задачи
Умение работать в
коллективе, команде
Входящий,
промежуточный,
итоговый
Патриотические
Входящий,
мотивы (любовь к
промежуточный,
Родине через любовь итоговый
к родному краю,
городу)
Наблюдение,
игры, викторины,
соревнования
Наблюдение,
беседы
понимать цель
совместной
деятельности,
коллективно строить
действия по ее
достижению:
распределять роли,
договариваться,
обсуждать процесс и
результат
совместной работы
Соблюдение режима
дня,
Отсутствие вредных
привычек
Самостоятельно
выполняет
поставленную задачу
Промежуточный,
итоговый
Наблюдение
Входящий,
промежуточный,
итоговый
Наблюдение,
беседы
Входящий,
промежуточный,
итоговый
Наблюдение
Контрольные
задания
Знает историю
страны,
государственную
символику, законы
РФ, народные
традиции
Входящий,
промежуточный,
итоговый
Тесты, викторины
20
элементарные
представления об
институтах
гражданского
общества, о
государственном
устройстве и
социальной структуре
российского общества,
наиболее значимых
страницах истории
страны, о культурном
достоянии страны и
своего края, о
примерах исполнения
гражданского и
патриотического долга
Имеет
представления об
институтах
гражданского
общества, о
государственном
устройстве и
социальной
структуре
российского
общества
21
Входящий,
промежуточный,
итоговый
Тесты, викторины
РАЗДЕЛ 4. Список литературы
4.1. Нормативные документы
Программа «Растим патриота – ВПК «Гвардия» социально-гуманитарной
направленности разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
1.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-Ф3.
2.
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 № 678р.
3.
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 №
996-р.
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее-СанПиН).
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
7.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 № 629 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
8.
Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
9.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 №
09-3242 «О направлении информации» (вместе с Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы).
10. Устав МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга».
11. Образовательная программа МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга».
4.2. Литература, использованная при составлении программы
1. Бака М.М. Физическая и военно-прикладная подготовка допризывной
молодежи. Учебн.-метод. пособие/ М.М. Бака. – М.: Советский спорт, 2004. –
280с.
2. Военно-прикладная физическая подготовка в оборонно-спортивных
лагерях. Учебно-методическое пособие /под ред. О.Гущин./ ОГУ «Уральский
информационно-образовательный центр молодежи». – Екатеринбург, 2006. –
54с.
3. Воропаев К.Е. Вопросы патриотического воспитания / В.Б. Белолугова,
О.В. Гущина, Р.Р. Садриев// Сборник статей. - Екатеринбург: Изд-во
Гуманитарного Университета, 2004. – 152с.
4. Дмитриев Е.С. Комплексная оценка уровней физической подготовленности
учащихся и молодежи. Методическое пособие./Н.С. Петров. – Челябинск: ДЦНТИ, 1994.
– 40с.
5. Лях В.И., Мейксон Г.Б., Кофман Л.Б. Концепция физического
воспитания детей и подростков./ Г.Б. Мейксон.// Физическая культура:
воспитание, образование, тренировки. – 1996.- №1. – с. 5-10.
6 . Мазыкина Н.В., Мишин Б.И. Сборник нормативных правовых
документов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовке
обучающихся к военной службе/ Н.В. Мазыкина, Б.И. Мишин. - М.: Мнемозииа,
2000.-199 с.
7. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Введение в
предмет: Учебник для высших специальных физкультурных учебных
заведений./ Л.П. Матвеев. – Издательство «Лань» С-Пб., М., Краснодар. 2003.160с.
8. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. Для интов физ. культ. / Л.П. Матвеев. - М., 1991.
9. Постановление главы города Новая Ляля от 21 августа 2004 года
№12/88 «О создании муниципального образовательного учреждения
дополнительного образования детей «Военно-патриотических клубов».
10. Прядеин В.П., Гришин А.В. Диагностика направленности и
психофизической готовности школьников к выбранному виду спорта и
будущей профессии. Учебно-методическое пособие/ В.П. Прядеин, А.В.
Гришин. - Екатеринбург, 2005.
4.3. Рекомендуемый список литературы для педагога:
1. Васягин А.В., Кайзер В.А. Будущим офицерам. Методические
рекомендации./ А.В. Васягин. - Екатеринбург, Издательство гуманитарного
университета, 2004.- 76с.
2. Митяевский К.И. Наставление по физической подготовке и спорту в
вооруженных силах Российской Федерации./ К.И. Митяевский. - М.:
Редакционно-издательский центр генерального штаба вооруженных сил
Российской федерации 2001.- 224с.
3. Полянский В.П. Теоретико-методические основы совершенствования
прикладной физической культуры (ее содержания и форм) в современном
обществе: Дисс. д.п.н. / В.П. Полянский. М.: РГАФК, 1999.
4. Организация работы по патриотическому воспитанию молодежи в
муниципальных образованиях в Свердловской области. Опыт работы:
информационно-методический сборник № 56/ В.Н.Щербако, Н.А. Платонов,
Ю.Н. Роева. – Изд-во Правительства Свердловской области, 2006. – 224с.
5. Путин В.В. Постановление правительства Российской Федерации о
государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской
23
Федерации на 2006-2010 годы»/ Путин В.В.// Военные комиссариаты. - 2005. №4. - с.40-43.
6. Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособие для
студентов фак. Физ. Воспитания пед. ин-тов / Б.А. Ашмарин, М.Я. Виленский,
К.Х Грантынь и др.// Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1979. – 360с.
7. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического
воспитания и спорта. Учебное пособие для студ- высш. учеб, заведений - 2 изд.
испр. и доп./ Ж.К.Холодов.- М: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.
8. Черник Е.С. Наглядность в работе учителя физической культуры: Книга
для учителя, - М., 1991. 26.Федеральный Закон №53 от 28 марта 1998 года «О
воинской обязанности и военной службы.
24
Приложение
Приложение 1. Календарный учебный график 1 года обучения (подготовительной группы)
№
Мес
яц
1.
2.
9
9
3.
9
4.
5.
9
10
6.
10
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
10
10
10
10
10
10
11
11
11
11
11
11
19.
20.
21.
11
11
12
Форма
занятия
Часы
Тема занятия
Место проведения
Форма
контроля
теория
Теория
практика
Теория
практика
Практика
Теория
практика
Теория
2
1
1
1
1
2
1
1
2
История Отечества
Конституция РФ – основной закон государства.
Гимнастический зал
Гимнастический зал
наблюдение
Наблюдение
Общая физическая подготовка
Гимнастический зал
Наблюдение
Огневая подготовка
Игровые виды спорта
Гимнастический зал
Гимнастический зал
наблюдение
наблюдение
Гимнастический зал
Наблюдение
Теория
Теория
Практика
Практика
Теория
Теория
Теория
Практика
Теория
Практика
Практика
Теория
практика
Теория
Практика
Практика
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
2
2
2
Ориентирование в крупном городе, на местности по карте и без карты, движение по
азимуту.
Оружие массового поражения. Сигналы гражданской обороны
Личная гигиена и профилактика заболеваний.
Игровые виды спорта
Общая физическая подготовка
История Отечества
Основы рукопашного боя
Формирование правовой и нравственной культуры
Общая физическая подготовка
Техническая подготовка
Игровые виды спорта
Огневая подготовка
Первая доврачебная помощь.
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
наблюдение
Зачет
наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
наблюдение
История Отечества
Общая физическая подготовка
Ориентирование в крупном городе, на местности по карте и без карты, движение по
азимуту.
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Зачет
наблюдение
Наблюдение
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
12
12
12
12
12
12
12
1
30.
31.
32.
1
1
1
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
1
1
2
2
2
2
2
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
2
2
2
3
3
3
3
3
3
3
3
Практика
Теория
Практика
Практика
Практика
Теория
Теория
Теория
практика
Практика
Практика
Теория
практика
Практика
Практика
Теория
Практика
Теория
Практика
Теория
2
2
2
2
2
2
2
1
1
2
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Теория
Практика
Практика
Практика
Практика
Теория
практика
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
Игровые виды спорта
Основные положения административного законодательства РФ.
Основы рукопашного боя
Огневая подготовка
Участие в торжественных мероприятиях Отряда
История Отечества
Психологическая подготовка к службе в В.С. и МВД
Основные положения административного законодательства РФ.
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Актовый зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Наблюдение
наблюдение
Зачет
наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
наблюдение
наблюдение
Общая физическая подготовка
Огневая подготовка
Топографические карты. Условные топографические знаки и пояснительные надписи.
Чтение топог. карт, планов и схем местности.
Игровые виды спорта
Огневая подготовка
История Отечества
Общая физическая подготовка
Оружие массового поражения. Сигналы гражданской обороны
Основы рукопашного боя
Ориентирование в крупном городе, на местности по карте и без карты, движение по
азимуту.
Основы рукопашного боя
Первая доврачебная помощь.
Огневая подготовка
Огневая подготовка
Общая физическая подготовка
Индивидуальные средства защиты
Основы рукопашного боя
Первая доврачебная помощь.
Общая физическая подготовка
Психологическая подготовка к службе в В.С. и МВД
Техническая подготовка
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Наблюдение
Наблюдение
наблюдение
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
наблюдение
Зачет
наблюдение
Наблюдение
Гимнастический зал
Гимнастический зал
наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
наблюдение
Зачет
наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
наблюдение
26
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
51.
52.
53.
54.
55.
4
4
4
4
4
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
2
2
2
2
2
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
4
4
4
5
5
5
5
5
5
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Индивидуальные средства защиты
Общая физическая подготовка
Основы рукопашного боя
Личная гигиена и профилактика заболеваний.
Ориентирование в крупном городе, на местности по карте и без карты, движение по
азимуту.
Индивидуальные средства защиты
Техническая подготовка
Общая физическая подготовка
Огневая подготовка
Основы рукопашного боя
Встреча с ветеранами ВОВ и Отряда
Участие в торжественных мероприятиях Отряда
Основы рукопашного боя
Огневая подготовка
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Зачет
наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
наблюдение
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Ак. зал
площадь
Гимнастический зал
Гимнастический зал
наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Зачет
наблюдение
Наблюдение
наблюдение
наблюдение
Наблюдение
128 ч.
Приложением 2. Календарный учебный график 2 года обучения (основной группы)
№
Мес
яц
1.
2.
9
9
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9
9
10
10
10
10
9.
10.
11.
10
10
10
Форма
занятия
теория
Теория
практика
Теория
Теория
Теория
Теория
Теория
Теория
практика
Практика
Теория
Теория
Часы
Тема занятия
Место проведения
Форма
контроля
2
2
1
2
3
2
3
2
2
1
2
3
2
История Отечества
Конституция РФ – основной закон государства.
Гимнастический зал
Гимнастический зал
наблюдение
Наблюдение
Общая физическая подготовка
Огневая подготовка
Игровые виды спорта
Оружие массового поражения. Сигналы гражданской обороны
Личная гигиена и профилактика заболеваний.
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Наблюдение
наблюдение
наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
наблюдение
Общая физическая подготовка
История Отечества
Основы рукопашного боя
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Ориентирование в крупном городе, на местности по карте и без карты, движение по азимуту.
27
12.
13.
14.
10
11
11
15.
16.
11
11
17.
18.
19.
20.
11
11
11
11
21.
22.
23.
24.
12
12
12
12
25.
26.
27.
28.
12
12
12
12
29.
30.
1
1
31.
1
32.
33.
34.
35.
36.
1
1
1
2
2
37.
2
Теория
Практика
Теория
практика
Практика
Теория
практика
Теория
Теория
Практика
Теория
практика
Практика
Теория
Теория
Теория
практика
Практика
Теория
Теория
Теория
практика
Практика
Теория
практика
Практика
3
2
2
1
2
1
2
2
3
2
1
2
2
3
2
1
2
2
3
2
1
2
2
1
2
2
Практика
Практика
Теория
Практика
Теория
практика
Практика
3
2
3
2
2
1
2
Формирование правовой и нравственной культуры
Общая физическая подготовка
Техническая подготовка
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
наблюдение
Зачет
наблюдение
Игровые виды спорта
Огневая подготовка
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Наблюдение
Наблюдение
Первая доврачебная помощь.
История Отечества
Общая физическая подготовка
Ориент-ние в крупном городе, на местности по карте и без карты, движение по азимуту.
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
наблюдение
Зачет
наблюдение
Наблюдение
Игровые виды спорта
Основные положения административного законодательства РФ.
Основы рукопашного боя
Огневая подготовка
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Наблюдение
наблюдение
Зачет
наблюдение
Участие в торжественных мероприятиях Отряда
История Отечества
Психологическая подготовка к службе в В.С. и МВД
Основные положения административного законодательства РФ.
Ак. зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Наблюдение
Наблюдение
наблюдение
наблюдение
Общая физическая подготовка
Огневая подготовка
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Наблюдение
Наблюдение
Топографические карты. Условные топографические знаки и пояснительные надписи.
Чтение топог. карт, планов и схем местности.
Основы рукопашного боя
Огневая подготовка
История Отечества
Основы рукопашного боя
Оружие массового поражения. Сигналы гражданской обороны
Гимнастический зал
наблюдение
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
наблюдение
Зачет
Общая физическая подготовка
Гимнастический зал
Наблюдение
28
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
2
2
2
2
2
3
3
45.
46.
47.
48.
3
3
3
3
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
3
3
4
4
4
4
4
4
4
4
5
5
5
5
5
5
Практика
Практика
Практика
Практика
Теория
Практика
Теория
практика
Практика
Практика
Практика
Теория
практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
3
2
3
2
3
2
2
1
2
3
2
1
2
2
3
2
3
2
3
2
3
2
3
2
3
2
3
2
3
160
Игровые виды спорта
Первая доврачебная помощь.
Общая физическая подготовка
Огневая подготовка
Огневая подготовка
Индивидуальные средства защиты
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Наблюдение
наблюдение
наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
наблюдение
Основы рукопашного боя
Первая доврачебная помощь.
Игровые виды спорта
Психологическая подготовка к службе в В.С. и МВД
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Зачет
наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Техническая подготовка
Индивидуальные средства защиты
Общая физическая подготовка
Основы рукопашного боя
Личная гигиена и профилактика заболеваний.
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Ак. зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
площадь
Гимнастический зал
наблюдение
Зачет
наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
наблюдение
наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Зачет
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Ориентирование в крупном городе, на местности по карте и без карты, движение по азимуту.
Ориентирование в крупном городе, на местности по карте и без карты, движение по азимуту.
Индивидуальные средства защиты
Техническая подготовка
Общая физическая подготовка
Общая физическая подготовка
Встреча с ветеранами ВОВ и Отряда
Огневая подготовка
Основы рукопашного боя
Основы рукопашного боя
Участие в торжественных мероприятиях Отряда
Общая физическая подготовка
29
Приложение 3. Выявление уровня патриотизма, гражданственности и
чувства ответственности перед Родиной
Наблюдение «Уровень гражданственности обучающихся»
Признаки уровней проявления формирующихся качеств (от 3-го уровня до
нулевого уровня)
3- высокий уровень.
2- средний уровень.
1-низкий уровень.
0 –крайне низкий уровень.
Базовые отношения. Базовые качества.
1. Любовь к Отечеству
3 – интересуется и гордится историческим прошлым своего Отечества,
переживает настоящее, обсуждает с товарищами свою роль в созидании его
будущего;
2 – интересуется и гордится историческим прошлым своего Отечества,
переживает настоящее;
1 – сам мало интересуется историей и культурой своего Отечества;
0 – пренебрежительно относится к истории и отечественной культуре.
2. Политическая культура
3 – осведомлен об общественно-политических событиях, имеет собственные
аргументированные оценки, обсуждает их с товарищами;
2 – осведомлен об общественно- политических событиях, имеет
самостоятельные суждения и оценки;
1 – политически недостаточно осведомлен, в суждениях и оценках чаще всего
идет за другими;
0 – политически не осведомлен.
3. Правовая культура
3 – знает основные гражданские и обязанности, соблюдает их, активно работает
по созданию законов и правил жизни коллектива;
2 – знает основные гражданские права и обязанности, соблюдает их, но в
законотворчестве участия не принимает;
1 – допускает отклонения в соблюдении правопорядка, требует дополнительного
контроля со стороны взрослых и товарищей;
0 – нарушает дисциплину и правопорядок.
4. Интернационализм
3 – уважает культуру и традиции других национальностей, пресекает
неуважительное отношение к ним;
2 – проявляет интерес и уважение к культуре и традициям других
национальностей;
1 – не проявляет интереса к культуре других национальностей;
0 – пренебрежительно относится к культуре и традициям других
национальностей.
5.Отношение к собственности. Бережливость в отношении к общественному
достоянию и чужой собственности
3 – бережет общественное достояние, уважает чужую собственность,
стимулирует к этому других;
2 – уважает чужую собственность, бережет общественное достояние;
1 – небрежно относится к общественному достоянию, не уважает чужую
собственность;
0 – наносит ущерб чужой и общественной собственности.
Тест «Гражданин – Отечества достойный сын»
А.1. Человек, принадлежащий к постоянному населению данного государства,
подчиняющийся его законам и имеющий определенные права и обязанности:
1.Патриот
2. Депутат
3. Делегат
4. Гражданин
А.2.Решение важных государственных вопросов путем всенародного опроса:
1. Выборы
2. Референдум
3. Анкетирование
4. Перепись
А.3. Военные формирования, создаваемые на время войны из гражданского
населения, не состоящего на военной службе (главным образом добровольцев):
1. Дружина
2. Армия
3. Ополчение
4. Гвардия
А.4.Участвовать в выборах Президента РФ имеют право:
А. Все граждане РФ;
Б. Все постоянно проживающие на территории РФ.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Оба ответа верны
4. Нет верного ответа
А.5. Верны ли следующие суждения о понятии «гражданин»:
А. В Смутное время Кузьма Минин проявил себя настоящим гражданином и
патриотом своей страны;
Б. Быть гражданином может человек, не достигший 18 лет.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Оба ответа верны
4. Нет верного ответа
А.6. Заполните пропуск в предложении.
Граждане Российской Федерации выбирают своих представителей в
Государственную думу, также ими выбирается _____________ Российской
Федерации.
31
Ответы:
А.1.
4
А.2.
2
А.3.
3
А.4.
1
А.5.
3
А.6.
Президента
За каждый правильный ответ - 1 балл.
•
5 до 6 баллов - вы хорошо знаете свою Родину, вас смело можно назвать
патриотом.
•
4 до 3 баллов - вам стоит больше интересоваться о своей Родине.
•
Менее 2 баллов - у вас нет представлений о своей Родине
Тест по теме «Символика России»
А.1. В каком символе России есть двуглавый орел?
1. Флаг
2. Герб
3. Гимн
4. Знамя
А.2. Какой правитель сделал двуглавого орла символом России?
1. Владимир Мономах
2. Иван III
3. Иван IV
4. Петр I
А.3. Какой из государственных флагов России красного цвета?
1. Знамя Победы
2. Императорский флаг
3. Флаг Военно-морского флота
4. Государственный флаг РФ
А.4. Герб России изображается:
А. На пасторате граждан страны.
Б. На денежных знаках России.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Оба ответа верны
4. Нет верного ответа
А.5. Верно ли, что:
А. Гимн – это торжественная песнь, хвала и прославление в стихах и музыке.
Б. Флаги могут иметь не только государства, но и организации.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Оба ответа верны
4. Нет верного ответа
32
А.6. Что из перечисленного является флагом Военно-морского флота
Российской Федерации?
1. Олимпийский флаг
2.Государственный флаг РФ
3. Андреевский флаг
4. Красное знамя Победы
Ответы:
Задания
Ответы
А.1.
2
А.2.
2
А.3.
1
А.4.
3
А.5.
3
А.6
3
За каждый правильный ответ - 1 балл.
•
5 до 6 баллов - вы хорошо знаете свою Родину, вас смело можно назвать
патриотом.
•
4 до 3 баллов - вам стоит больше интересоваться о своей Родине.
•
Менее 2 баллов - у вас нет представлений о своей Родине
Тест «Ты гражданином быть обязан»
Ход эксперимента: воспитанникам предлагается список слов: патриотизм,
трудолюбие, требовательность, самообладание, выдержка, творческое
отношение
к
труду,
самокритичность,
идейная
убежденность,
принципиальность, справедливость, настойчивость, совесть, честь, мужество,
интернационализм, жизнерадостность, искренность, гражданственность,
решительность, отзывчивость, радушие, сдержанность, политическая
грамотность, сострадательность, терпеливость, упорство, увлеченность,
энтузиазм. Необходимо записать все эти слова в три колонки:
– самые значимые для тебя слова, характеризующие его гражданскую
направленность;
– слова, которые присущи тебе;
– слова, не значимые для тебя.
Обработка данных: слова из 1-й колонки оцениваются в 5 баллов, из 2-й –
в 4 балла, из 3-й – 3 балла.
Анализ полученных данных позволяет установить и проанализировать
причины того или иного расположения качеств данным учеником и классом в
целом, определить различия в этом плане, сопоставить оценку качеств, характерных и нехарактерных для гражданской зрелости.
33
Диагностическая программа изучения уровней
сформированности гражданственности у подростков
Компоненты
гражданственности
Уровни и показатели гражданственности
Высокий
Средний
Низкий
Крайне низкий
3 балла
2 балла
1 балл
0 баллов
Знает основные права и
обязанности, нормы поведения
гражданина. Всегда
добросовестен в делах, умеет
преодолевать
индивидуалистические
устремления, регулировать
свои потребности и соотносить
их с возможностями общества
и других людей
Знает основные правила и
нормы поведения
гражданина. Соблюдает
правила поведения, но не
всегда может регулировать
свои потребности и
соотносить их с
возможностями других
людей
Не всегда придерживается
общепринятых норм
поведения, принимает
участие в любой
деятельности только под
контролем взрослых и
товарищей
Сознательного отношения к
делам и своим поступкам не
проявляет.
Недисциплинирован,
пассивен
2. Гражданский долг Охотно выполняет
общественные поручения.
Осознанно выполняет свои
обязанности, проявляет убеждённую готовность и
способность защищать Родину,
проявляет чувство долга и
ответственности перед
родителями. Показывает
пример бережного отношения к
природе и общенародному
достоянию. Хорошо учится,
охотно помогает товарищам
Выполняет общественные
поручения и свои
обязанности. Проявляет
готовность защищать
Родину, проявляет чувство
долга и ответственности
перед родителями, в целом
бережно относится к
природе и общенародному
достоянию, только в
отдельных случаях
допускает небрежность
Неохотно выполняет
общественные поручения,
только при условии контроля
со стороны учителей и
товарищей, иногда проявляет
неуважительное отношение к
взрослым
Уклоняется от общественных
поручений, безответственен,
проявляет неуважительное
отношение к родителям и
товарищам
1. Гражданское
самосознание
3. Гражданская
ответственность
Хорошо знает
конституционные права и
законы государства, соблюдает
их. осознаёт ответственность за
судьбу своей страны.
Ответственно относится к
поручениям, к учёбе, проявляет
во всех делах инициативу и
самостоятельность
Знает конституционные
права и законы государства,
соблюдает их. Осознает
ответственность за судьбу
своей страны. Выполняет
поручения, хорошо учится,
инициативу в
делах коллектива проявляет
не всегда
Недостаточно знает законы
государства, допускает
отклонения в соблюдении
правопорядка, нуждается в
дополнительном контроле со
стороны взрослых.
Поручения выполняет только
при условии побуждения со
стороны взрослых
Нарушает дисциплину и
правопорядок, требует
постоянного контроля,
безответственен. Учится
плохо
4. Правовая культура Осознаёт себя гражданином
своей страны, знает права и
обязанности и уважительно
относится к ним. Умеет
грамотно реализовать свои
права и обязанности в жизни
Осознаёт себя гражданином
своей страны, знает свои
права и обязанности, но не
всегда умеет реализовывать
их в жизни
Знает свои права и
обязанности, но реализовать
их может только под
руководством взрослых
Неуважителен к правам
и обязанностям гражданина,
не выполняет требований
общества
5. Соблюдение
Примерно ведёт себя,
законов государства самостоятельно соблюдает
правила поведения в школе, на
улице, дома. Побуждает к
хорошему поведению других.
Знает основные законы и
последствия в случае их
нарушения, проявляет
нетерпимость к злу и
аморальности
Примерно ведёт себя,
Соблюдает правила
соблюдает правила
поведения при условии
поведения в школе, на улице, требовательности и контроля
дома. Знает основные законы со стороны взрослых и
и последствия в случае их
товарищей
нарушения, но к хорошему
поведению других не
побуждает
6. Личная свобода
Имеет свои убеждения и
старается поступать в
соответствии с ними. Как
правило, ответственно
Свободен в выборе решений и
путей достижения цели, но
чувствует ответственность за
этот выбор. Имеет свои
35
Нарушает дисциплину, не
реагирует на внешние
воздействия и требования
взрослых
Проявляет неуверенность в При выборе решения проблем
собственных силах,
не уверен в себе, податлив
убеждения неустойчивы, при дурному влиянию
достижении поставленной
убеждения, правильно
отображающие его интересы и
общественные интересы,
поступает в соответствии с
этими убеждениями
относится к своим
поступкам, но в некоторых
случаях его решения не
соответствуют решениям
общества
цели нуждается в поддержке
друзей и взрослых
7. Гражданское
достоинство
Развито чувство собственного
достоинства, проявляет
требовательность к себе и
другим, считает для себя
честью выполнение самого
трудного дела или поручения.
Не позволяет унижать себя,
встаёт на
защиту слабых
Развито чувство
собственного достоинства,
проявляет требовательность
к себе и другим, стремится
выполнять трудные дела и
поручения, не позволяет
унижать себя, на защиту
других встаёт не всегда
Развито чувство
Требований к себе не
собственного достоинства, но предъявляет. Нет силы воли,
при выполнении трудных
труслив
поручений не всегда
достигает цели, не проявляет
требовательности к себе, с
несправедливостью борется
не всегда.
8. Гражданская
активность
Проявляет активное участие в
процессе выполнения любой
деятельности. Любит
участвовать в трудовых делах,
проявляет инициативу, вносит
новизну, творчество в работу,
предприимчивость, умеет
организовать ребят, повести их
за собой
Принимает участие во
всех видах деятельности,
следуя за другими ребятами,
но в отдельных случаях
может не выполнить
поручение и не довести
начатое дело до конца
Проявляет активность только Уклоняется от участия в
в тех случаях, если дело
трудовых делах, трудится
интересует, требует контроля неохотно, недобросовестно
со стороны взрослых
9. Политическая
культура
Проявляет активное участие в
деятельности, имеющей
общественно-политическую
направленность, с интересом
обсуждает события,
происходящие в стране и за
Принимает участие в
деятельности, имеющей
общественно-полити-ческую
направленность, следует за
другими ребятами.
Участвует в обсуждении
Малоактивен в общественнополитических делах,
предпочитает позицию
зрителя, иногда увлекается
подобной работой, но быстро
охладевает к ней. при оценке
36
Безразличен к общественнополитическим делам школы,
страны, пассивен в работе,
неверно оценивает события,
происходящие в стране и за
рубежом
рубежом, правильно оценивает
их. активно пропагандирует
политические знания среди
товарищей, участвует в
доступных общественнополитических акциях. Умеет
организовать ребят, повести их
за собой
10. Патриотизм и
Интересуется историей и
интернациональность культурой родины, гордится
ею, проявляет бережное
отношение к национальным
богатствам страны, к
национальной культуре,
участвует в историкопатриотической работе.
Выступает организатором
акций интернациональной
дружбы. Пресекает
неуважительное отношение к
национальным традициям и
культуре, людям другой
национальности
общественно-политических
событий, в основном
правильно их оценивает, но
испытывает затруднения в
аргументации своей точки
зрения
общественно - политических
событий не умеет правильно
аргументировать свою точку
зрения
Интересуется историей и
культурой Родины, гордится
ею, участвует в историкопатриотической работе.
Проявляет интерес и
уважение к людям другой
национальности, их культуре
и традициям, принимает
участие в акциях
интернациональной дружбы
и помощи.
Мало интересуется историей
родины, историкопатриотическую работу
выполняет при побуждении и
под контролем. Не проявляет
интереса к культуре и
традициям другой
национальности
.
37
Пренебрежительно относится
к культуре и истории своей
страны, проявляет
неуважение к людям другой
национальности и не дружит
с детьми другой
национальности