Введение в шахматы 36 часов

Управление образованием Новолялинского городского округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования Новолялинского муниципального округа
«Дом детского творчества «Радуга»
Принята на заседании
педагогического совета
«28» августа 2025г.
Протокол № 01

Утверждена
приказом директора
МАОУ ДО НМО «ДДТ «Радуга»
от 01.09.2025 № 90 од
Муниципальное автономное
образовательное
учреждение
дополнительного
образования
Новолялинского
муниципального округа "Дом
детского творчества "Радуга"
2025.09.08 13:40:05 +05'00'

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Введение в шахматы»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: Перминов
Евгений Александрович,
педагог дополнительного образования
высшая квалификационная категория

г.Новая Ляля, 2025г.

Оглавление
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы ......................................................3
1.1. Пояснительная записка ........................................................................................................3
1.2. Цель и задачи программы ..................................................................................................5
1.3.Планируемые результаты .....................................................................................................5
Раздел 2. Содержание программы .............................................................................................6
2.2. Содержание учебного плана ................................................................................................7
Раздел 3. Комплекс организационно-педагогических условий ............................................10
3.2. Условия реализации программы .......................................................................................10
3.2.1. Материально-техническое обеспечение программы ...................................................10
3.3. Формы аттестации и оценочные материалы ....................................................................11
3.4. Воспитательная деятельность ...........................................................................................13
Приложение 1. Календарный учебный график ......................................................................17
Приложение 2. Лист оценки результатов для дошкольников ...............................................19
Приложение 3. Дидактические игры и упражнения ..............................................................20
Приложение 4. Вопросы для опроса........................................................................................22

2

«Шахматы – превосходная школа последовательного,
логического мышления. Эта игра дисциплинирует,
воспитывает сосредоточенность, развивает память.
Шахматы с самого раннего возраста должны войти
в жизнь детей, как один из элементов
умственной культуры»
(В.А. Сухомлинский)
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Сегодня обучение шахматам – популярный и эффективный инструмент
развития интеллекта ребенка.
В раннем (дошкольном) возрасте у детей происходит формирование
механизма «действия в уме». Это важный период, в котором закладываются
основы мышления; ребенок учится проигрывать ситуацию в уме, прежде чем
что-либо сделать.
Направленность программы – физкультурно-спортивная.
Актуальность программы. Наиболее оптимальный возраст для начала
обучения шахматам – 4 - 6 лет. В этот период дети без труда овладевают всем
новым. Большинство известных гроссмейстеров начинали играть именно в этом
возрасте. Если мы обратимся к биографии выдающихся шахматистов, то
отметим, что экс-чемпионы мира Анатолий Карпов, Гарри Каспаров, Нона
Гаприндашвили познакомились с шахматами в 4-5 лет, Борис Спасский,
Александр Алехин, Михаил Таль – в 7 лет.
Для ребенка шахматы – увлекательная игра, интересная практическая
деятельность, которой он занимается с удовольствием. Обучение этой мудрой
игре с раннего возраста помогает многим детям не отставать в развитии от своих
сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей
некоммуникативного типа.
Актуальность обусловлена и в вопросе развития произвольного внимания
детей и пространственной ориентацией на плоскости.
Шахматы дают возможность развития интеллекта в игровой форме, умение
обобщать и сравнивать, делать выводы. Шахматы положительно влияют на
развитие у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие,
внимание, воображение, начальных форм волевого управления поведением.
На сегодняшний день во всех школах района вводится «учебное занятие
(модуль) «Шахматы» в начальных классах общеобразовательных организациях»
и шахматы в ДОУ станут пропедевтикой в мотивации и освоении этой
дисциплины.
Отличительной особенностью программы является предоставление
детям выбора (цели урока, заданий, форм выполнения упражнений), диалог,
создание доброжелательной атмосферы, когда поощряется инициатива,
творчество, самостоятельность. Стержневым моментом занятий становится
деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют,
3

группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом
предусматривается широкое использование занимательного материала:
наглядных пособий, демонстрационной шахматной доски с большими
шахматными фигурами, дидактических игр и заданий, загадок, чтение
дидактических сказок и т.д.
Вначале дети изучают правила игры, затем учатся составлять планы игры,
решать шахматные задачи, играют партии между собой, участвуют в шахматных
соревнованиях.
Структура занятий приближена к обычным занятиям, проводимых в
детском саду, что делает процесс обучения понятным как для педагога, так и для
детей. Через все занятия прослеживается тесная межпредметная связь (особенно
с математикой, окружающим миром, развитием речи).
Уровень программы. Цель, задачи, содержание и планируемые
результаты соответствуют «стартовому» уровню программы. Данный уровень
предполагает использование и реализацию общедоступных форм организации
материала и минимальную сложность содержания.
Адресат программы. Участниками программы являются дети старшего
дошкольного возраста 5-7 лет. Состав постоянный, набор обучающихся
свободный.
Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это
время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую
жизнь. «Программа» дошкольного детства поистине огромна: овладение речью,
мышлением, воображением, восприятием и т.п. Исследования, проведенные
современными российскими психологами Л. Венгером, В. Давыдовым, В.
Мухиной, свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики
и путем специально организованного обучения можно сформировать у
дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными
лишь детям значительно более старших возрастов.
Ведущий вид деятельности дошкольника – игра, и обучение шахматам
позволяет ребенку быть включенным в такую игру: «на шахматной доске
сражаются два войска - белые и чёрные, дети сами командуют своим шахматным
войском». Но вместе с тем ребёнок начинает понимать, что от его умения зависит
результат игры, что делает его более ответственным к своим действиям. Дети
сами начинают тянуться к получению знаний.
Объем и сроки освоения программы. Режим занятий. Программа
рассчитана на один год обучения для детей старшего дошкольного возраста.
Учебная нагрузка по программе составляет 36 часов.
Продолжительность занятия составляет 30 минут.
Общее количество часов в неделю:
Год обучения

Число занятий в неделю

1 год обучения

1

Продолжительность Общее число часов
в год
30 минут
36

Форма обучения - очная. Групповая, работа в парах, индивидуальногрупповая (при подготовке детей к соревнованиям).
4

При парной работе подбираются пары, которые играют примерно
одинаково, иначе частые проигрыши «слабого» приведут к тому, что он быстро
разочаруется, потеряет веру в свои силы. Через некоторое время пара может
изменяться в зависимости от уровня игры, его повышение или понижение.
Виды занятий: беседа, игра, решение шахматных задач, дидактические
игры и задания, игровые упражнения, шахматные дидактические
игры, соревнование, праздник.
Формы подведения результатов: по каждому разделу предусмотрено
закрепление, где будет организовано повторение и обобщение знаний, умений и
навыков, полученных в ходе работы над разделом, опросы и выполнение
упражнения для закрепления знаний, открытые занятия, соревнования.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: развитие интеллектуальных умений детей дошкольного возраста
через обучение игре в шахматы.
Программа направлена на решение ряда образовательных, развивающих,
воспитательных задач.
Обучающие задачи:
- познакомить детей с шахматной доской, шахматными фигурами и
правилами игры;
⎯ познакомить с элементарными понятиями шахматной игры;
⎯ учить ориентироваться на шахматной доске;
⎯ научить детей видеть в позиции разные варианты решения.
Развивающие задачи:
⎯ развивать познавательные психические процессы - внимание,
воображение, память, мышление;
⎯ совершенствовать объяснительную речь;
⎯ формировать произвольность психических процессов;
⎯ развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию.
Воспитательные задачи:
⎯ воспитывать самостоятельность, целеустремленность, настойчивость в
достижении цели;
⎯ воспитывать целеустремлённость, трудолюбие, настойчивость и
выработке умения работать на результат;
– формировать первичные представления о личной ответственности при
решении дидактических шахматных заданий.
1.3. Планируемые результаты
Личностные результаты освоения программы «Шахматы» отражают
индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны
приобрести в процессе освоения программного материала. Это:
- приучение к выполнению элементарных правил поведения в шахматной
игре и умению рассчитывать свое время;
- рост интеллектуального и социального развития;
5

-уважительное отношение к сопернику;
- дисциплинированность, внимательность, ответственности, трудолюбие и
упорство в достижении поставленных целей.
Метапредметные результаты освоения программы «Шахматы»
характеризуют сформированность следующих умений:
– способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать,
контролировать;
– анализировать результат своих действий;
– строить речевое высказывание с использованием соответствующих
шахматных терминов;
– работать индивидуально и в группе.
Предметные.
Воспитанники будут знать:
- названия фигур, некоторые шахматные термины;
⎯ представление о шахматной доске и ориентирование на ней;
⎯ представление об элементарных правилах игры;
– представление о шахматных понятиях.
Воспитанники будут уметь:
⎯ различать и называть шахматные фигуры;
⎯ правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске
(начальное положение);
⎯ правильно применять элементарные правила игры;
⎯ ходить всеми фигурами;
⎯ играть малым числом фигур;
– решать шахматные задачи в один ход.
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам
шахматную партию от начала до конца.
Раздел 2. Содержание программы
2.1 Учебный план
№
раздел
а

Темы/ Вид деятельности

1
2
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.

Шахматная доска
Фигуры, их ходы, взятия
Ладья, ее ходы и взятие
Слон, его ходы, его взятие
Ферзь, его ходы, его взятие
Король, его ходы, его взятие
Конь, его ходы, его взятие
Пешки, их ходы, их взятие
Закрепление по теме «Фигуры, их
ходы, взятия»

Количество
часов
теория практи
ка
1
3
5
1
1
1
1
1
1
1
1

6

Всего

Формы
аттестации

1
8
1
1
1
1
2
1
1

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
опрос

3
4
4.1.
4.2.

4.3.
5
5.1.
5.2.
5.3.
6
6.1.
6.2.
7
7.1.
7.2.
7.3.
8

Расстановка фигур на шахматной
доске
Сила фигур, их ценность
Сравнительная ценность фигур.
Дидактические игры.
Фигуры под защитой. Фигуры без
защиты. Решение упражнений.
Закрепление пройденного по теме
«Сила фигур».
Понятие «Шах». Защита от шаха
Понятие «шах»
Защита от шаха
Закрепление пройденного по теме
«Шах». «Защита от шаха»
Понятие «Мат»
Мат – как цель игры. Простые маты.
Мат двумя фигурами.
Основные правила игры. Рокировка
Основные правила игры. Начало
партии.
Понятие «Рокировка»
Ничья в шахматной партии. Пат.
Подведение итогов года
Итого

1

1

наблюдение

2
1

5
1

7
2

наблюдение
наблюдение

1

3

4

наблюдение

1

1

наблюдение

3
2
1

6
3
2
1

9
5
3
1

наблюдение
наблюдение
наблюдение

1
1

3
1
2
3

4
2
2
5
1

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение

1
2
1
24

2
2
1
36

наблюдение
наблюдение

2
1
1

12

2.2. Содержание учебного плана
1.

2.

Шахматная доска.
Теория: Форма доски, клетки, их цвет, линии на шахматной доске.
Практика: Решение упражнений и дидактических игр.
2. Фигуры их ходы, взятие.
2.1.
Ладья, ее ходы и взятие
Теория: Знакомство с ладьей. Место ладьи в начальном положении. Ход и взятие
ладьи.
Практика: Решение дидактических заданий, упражнений и игр.
2.2. Слон, его ходы и взятие
Теория: Знакомство со слоном. Место слона в начальном положении. Ход слона,
взятие. Белопольные и чернопольные слоны.
Практика: Решение дидактических заданий, упражнений и игр.
2.3. Ферзь, его ходы и взятие
Теория: Знакомство с ферзем. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя,
взятие. Ферзь – тяжелая фигура.
Практика: Решение дидактических заданий, упражнений и игр.
2.4. Король – главная фигура, его ходы, его взятия.
Теория: Знакомство с королем. Место коня в начальном положении. Ход короля,
взятие.
Практика: Решение дидактических заданий, упражнений и игр.
2.5. Конь, его ходы
Теория: Знакомство с конем. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие.
Конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против
двух.
7

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Практика: Решение дидактических заданий, упражнений и игр.
2.6. Пешки, их ходы и взятие
Теория: Знакомство с пешкой. Место пешки в начальном положении. Особенности
пешки. Пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две
пешки против двух. Превращение пешки в разные фигуры.
Практика: Решение дидактических заданий, упражнений и игр.
2.7. Закрепление по теме «Фигуры, их ходы, взятие»
Практика: решение дидактических игр на знание фигур, розыгрыши несложных
положений, решение упражнений с использованием схем, опрос по теории.
Расстановка фигур.
Расстановка фигур на шахматной доске.
Практика: расстановка фигур перед началом шахматной партии.
Сила фигур, их ценность.
4.1. Пешка, как единица измерения силы фигур.
Теория: Сравнительная ценность фигур.
Практика: Дидактические игры.
4.2. Защищенные и незащищенные фигуры.
Теория: Фигуры без защиты. Фигуры под защитой.
Практика: Решение простых упражнений.
4.3. Закрепление пройденного по теме «Сила фигур».
Практика: Решение упражнений.
Понятие «Шах». Защита от шаха.
5.1. Понятие «шах».
Теория: Шах – нападение на короля – важное шахматное понятие. Охрана своего
короля. Шах королю любой фигурой.
Практика: Решение дидактических заданий, упражнений и игр.
5.2. Защита от шаха.
Теория: Защита короля от шаха тремя способами: «срубить фигуру», «уйти
королем», «закрыться фигурой».
Практика: Решение простых упражнений: «шах» королю соперника и защита своего
короля от «шаха».
5.3. Закрепление пройденного по теме «Способы защиты от шаха».
Практика: Индивидуальные игры, решение дидактических заданий, упражнений.
Понятие «мат».
6.1. Мат – как цель игры.
Теория: Отличие шаха от мата. Простые маты.
Практика: решение простых упражнений, дидактические игры.
6.2. Мат двумя фигурами.
Практика: решение простых упражнений, дидактические игры.
Основные правила игры. Рокировка.
7.1. Правила игры, правила поведения во время игры.
Теория: Правило «Тронул-ходи».
7.2. Понятие «Рокировка».
Теория: Рокировка длинная и короткая. Выбор рокировки. Позиции, когда ее делать
нельзя.
Практика: Решение простых упражнений.
7.3. Ничья в шахматной партии.
Теория: Мат или пат. Виды ничьи в шахматах.
Практика: Решение простых упражнений.
Подведение итогов года
Практика: Проведение опроса, решение простых упражнений, дидактических
заданий.
8

Требования к уровню подготовки
Воспитанники должны знать:
⎯ иметь представление об элементарных правилах игры;
⎯ иметь представление о некоторых тактических приемах.
Воспитанники должны уметь:
⎯ правильно располагать доску между партнерами, расставлять фигуры;
⎯ различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
⎯ правильно применять элементарные правила игры;
⎯ правильно делать рокировку;
⎯ ставить мат королю в 1 ход;
⎯ решать элементарные шахматные задач

9

Раздел 3. Комплекс организационно-педагогических условий
3.1. Календарный учебный график
Год
обучения
1 год

Дата
начала
обучения
1. 09.2025

Дата
окончания
обучения
29.05.2026

Количество
учебных
недель
36

Количество Количество
учебных
учебных
дней
часов
36
36

Режим
занятий
1 занятие
по 1 часу
в неделю

3.2. Условия реализации программы
3.2.1. Материально-техническое обеспечение программы
№
1
2
3
5

Оборудование, инструменты и материалы
Кабинет
Магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами
Комплекты шахматных фигур с досками
Шахматная литература

№
п/п

Название
раздела, темы

Материально-техническое
оснащение, дидактикометодический материал

1

Шахматная
доска

Магнитная
демонстрационная доска.

2

Фигуры, их
ходы, взятия

Магнитная
демонстрационная доска.

3

Расстановка
фигур на
шахматной
доске

Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат.

4

Сила фигур, их
ценность

Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат.

5

Понятие «Шах»,
защита от шаха

Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат.

Количество
1
1
8
2

3.2.2. Методические материалы

10

Формы, методы,
приемы обучения.
Педагогические
технологии
Словесные,
наглядные.
Технология
группового
обучения
Словесные,
наглядные.
Технология
группового
обучения
Словесные,
наглядные,
практические.
Технология
группового
обучения
Словесные,
наглядные,
практические.
Технология
группового
обучения
Словесные,
наглядные,
практические.
Технология

Формы
учебного
занятия
Беседа

Беседа

Беседа.
Игра в парах

Беседа.
Игра в парах

Беседа.
Игра в парах

6

Понятие «Мат»

Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат.

7

Основные
правила игры.
Рокировка.

Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат.

8

Подведение
итогов года.

Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат.

группового
обучения
Словесные,
наглядные,
практические.
Технология
группового
обучения
Словесные,
наглядные,
практические.
Технология
группового
обучения
Словесные,
наглядные,
практические.
Технология
группового
обучения

Беседа.
Игра в парах

Беседа.
Игра в парах

Контрольное
занятие

3.3. Формы аттестации и оценочные материалы
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
грамоты, дипломы, журнал посещаемости, протоколы соревнований.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
открытые занятия, опросы, соревнования.
Оценочные материалы. Результативность обучения определяется путем
диагностики среди детей в следующих формах: решение простых упражнений,
беседы с фронтальным опросом, индивидуальные беседы. Диагностика
проводится два раза в год: в декабре и в мае. Данные по уровню усвоения
программы воспитанниками заносятся в таблицу, где основными критериями
диагностики являются: знания всех фигур, умения ими ходить и делать взятия,
иметь представление об элементарных правилах игры, знать шахматные
понятия: рокировка, шах, мат, пат, ничья, размен, умение правильно делать
рокировку, ставить мат королю в 1 ход, правильно применять элементарные
правила игры.
Характеристика оценочных материалов
Критерии
оценивания

Умение отвечать
на поставленные
вопросы

Вопросы по
теории

Личност
ные
результа
ты

Планируемые
результаты

Виды
Диагностический
контроля/промежуточной инструментарий
аттестации
(формы, методы,
диагностики)
Входной контроль

11

Опрос,
наблюдение

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Рост
интеллектуального
и социального
развития
Приучение к
выполнению
элементарных
правил поведения
в шахматной игре
и мнению
расчитывать свое
время.
Умение уважать
соперника

Способность
принимать и
сохранять
учебную цель и
задачу,
планировать,
контролировать
Строить речевое
высказывание с
использованием
соответствующих
шахматных
терминов
Анализировать
результат своих
действий

Участие в
конкурсах

Конкурс

Грамоты,
итоговый
протокол

Решение
шахматных
задач

Промежуточная и
итоговая аттестации

Наблюдение,
контрольное
занятие

Оценка
поведения
после
победы в
шахматной
партии
Анализ
сыгранных
партий

Игра в парах

Наблюдение

Игра в парах

Беседа,
наблюдение,
опрос

Оценка
объяснения
ходов
фигурами

Ведение диалога

Беседа,
наблюдение,
опрос,
практические
задания

Оценка
объяснения
позиции,
ситуации

Самостоятельная работа

Наблюдение,
беседа,
разыгрывание
шахматных
комбинаций
Беседа,
наблюдение

Работать
Оценка
индивидуально и в поведения в
группе
конфликтной
ситуации
Различать и
Знать
называть
названия
шахматные
фигур
фигуры
Ходить всеми
Знать ходы и
фигурами
взятия фигур
Правильно
применять
элементарные
правила игры

Знать
основные
правила
игры

Ведение диалога

Промежуточная
аттестация

Беседа

Промежуточная и
итоговая аттестация

Наблюдение,
контрольное
занятие
Беседа,
наблюдение.

Промежуточная
итоговая аттестации

12

и

Решать
шахматные задачи
в один ход.

Участие в
шахматных
конкурсах

Промежуточная и
итоговая аттестация

Наблюдение,
контрольное
занятие

3.4. Воспитательная деятельность
Воспитательная деятельность педагога занимает центральное место в
образовательном процессе, поскольку именно она способствует формированию
не только знаний и умений, но и ценностных ориентиров, социальных навыков
и личностных качеств обучающихся.
Цель. Создание условий для саморазвития, самореализации личности
обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи.
- воспитание готовности отвечать за любое порученное дело, взятое на
себя обязательство;
- приобщение обучающихся к нормам культурной жизни, расширение
представлений о них;
- воспитание потребности и умения оценивать свое поведение в сравнении
с поведением окружающих людей;
- приобщение обучающихся к участию в общественной жизни;
- воспитание в детях уважения к себе и другим.
Воспитательная деятельность в общеобразовательном учреждении
планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной
политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №996-р).
Приоритетная задача в сфере воспитания в Российской Федерации:
развитие
высоконравственной
личности,
разделяющей
российские
традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и
умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного
общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Современный российский национальный воспитательный идеал –
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и
культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Направления воспитательной деятельности: гражданско-патриотическое и
физкультурно-спортивное.
Формы и методы воспитания: рассказ, беседа, использование
демонстрационной доски. Это словесные методы, сообщение и анализ
информации, имеющей воспитательное содержание и значение. Методы
контроля: наблюдение, опрос, шахматные конкурсы.
Планируемые результаты.
- воспитать готовность отвечать за любое порученное дело, взятое на себя
обязательство;
13

- приобщить обучающихся к нормам культурной жизни;
- воспитать потребность и умения оценивать свое поведение в сравнении
с поведением окружающих людей;
- приобщить обучающихся к участию в общественной жизни;
- воспитать в детях уважения к себе и другим.
Календарный план воспитательной работы
№п/п

1

2

3

4

5

Название мероприятия

Дата
Форма
Практический
проведения проведения
результат
Культурно-массовые мероприятия МАОУ ДО НМО «ДДТ Радуга»
Муниципальный шашечный май
Турнир
Грамоты,
медали,
турнир среди дошкольных
заметка
образовательных учреждений
г. Новая Ляля
Мероприятия физкультурно-спортивной направленности
Конкурс в Д/саду по решению март
Конкурс
Грамот
шахматных задач
ы,
призы
заметка
Мероприятия патриотической направленности
Конкурс
рисунков
на февраль
Конкурс
Грамоты,
призы,
шахматную тематику
заметка
Открытые занятия
Открытое занятие «Способы В течении Открытое
Фотоотчет,
защиты от шаха» или года
занятие
в видеоролик, заметка
«Выигрыш фигуры»
рамках
семинара
или
для
родителей
Профилактические мероприятия
Викторина
«Скажем ноябрь
Познаватель Фотоотчет
коррупции нет!»
но-игровая
программа

14

4. Список литературы
4.1. Нормативные документы
Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматы» разработана в
соответствии с нормативно-правовыми документами:
1.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-Ф3.
2.
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 № 678р.
3.
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 №
996-р.
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее-СанПиН).
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
7.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 № 629 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
8.
Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
9.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 №
09-3242 «О направлении информации» (вместе с Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы).
10. Устав МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга».
11. Образовательная программа МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга».
4.2. Список литературы, использованной при составлении программы
1. Авербах, Ю. А. Шахматные окончания [текст] / Ю. А. Авербах.- М.:
Физкультура и спорт, 1981;
2. Карпов, А. Е. Шахматные сюжеты [текст] / А. Е. Карпов, Е. Я. Гик.- М.:
Знание, 1991;
3.Карпов, А. Е. Все о шахматах [текст] / А. Е. Карпов, Е. Я. Гик.- М.:
ФАИР-ПРЕСС, 2005;
4.Карпов, А. Е. Шахматный калейдоскоп [текст]/ А. Е. Карпов, Е. Я.Гик.М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1981;
15

5. Осачук, А. П. Закрытый центр в шахматной партии [текст] / А.
П.Осачук.- Ростов н/Д: Феникс,2005;
6.Пак, В. Н. Все чемпионы мира по шахматам [текст] / В. Н. Пак.-М.: АСТ:
Донецк: Сталкер,2005.
4.3. Список литературы для детей и родителей
1. Авербах, Ю. Шахматная школа [текст] / Ю. Авербах, А. Котов. – Ростов
н/Д: Феникс, 2007;
2. Карпов, А. Е. Учитесь шахматам [текст] / А. Е. Карпов. — М.: Эгмонт
Россия Лтд, 2004;
3. Карпов, А. Е. Школьный шахматный учебник [текст] / А. Е. Карпов, А.
Б. Шингирей. — М.: Русский шахматный дом, 2005;
4. Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей [текст] / В. В.
Костров, Д. А. Давлетов. — СПб.: Литера, 2005;
5. Мазаник, С.В. Шахматы для всей семьи [текст] / С.В. Мазаник. — СПб.:
Питер, 2009;
6. Петрушина, Н. М. Шахматный учебник для детей [текст] / Н. М.
Петрушина – Ростов н/Д Феникс, 2006;
7. Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] /
И. Г. Сухин. — Ростов н/Д: Феникс, 2004.

16

Приложение 1. Календарный учебный график
№

Дата

Форма
Месяц
Неделя занятия
Раздел 1. Шахматная доска
1
сентябрь
1
Беседа

Часы

Тема занятия

Место
проведения

Форма
контроля

1

Знакомство с детьми. Шахматная доска. Поля, линии на
доске.

Груп.комната1

Беседа

Ладья, ее ходы. Ладья, ее взятия.

Груп.комната

Наблюдение

Раздел 2. Фигуры, их ходы, взятия
2
сентябрь
2
Игра
1
3

сентябрь

3

Игра

1

Слон, его ходы. Слон, его взятия.

Груп.комната

Наблюдение

4

сентябрь

4

Игра

1

Ферзь, его ходы. Ферзь, его взятия.

Груп.комната

Наблюдение

Груп.комната
Груп.комната

Наблюдение
Наблюдение

Груп.комната
Груп.комната

Наблюдение
Наблюдение

Груп.комната

Наблюдение

Груп.комната

Наблюдение

Груп.комната
Груп.комната
Груп.комната
Груп.комната
Груп.комната
Груп.комната

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Устный
опрос

Груп.комната

Наблюдение

5
октябрь
1
Игра
1
Король, его ходы, взятия.
6
октябрь
2
Игра
1
Конь, его ходы.
7
октябрь
3
Игра
1
Конь, его взятия.
8
октябрь
4
Игра
1
Пешки, их ходы. Пешки, их взятия.
9
октябрь
5
Игра
1
Превращение пешки в разные фигуры.
Раздел 3. Расстановка фигур на шахматной доске
10 ноябрь
1
Игра
1
Расстановка фигур на шахматной доске.
Раздел 4. Сила фигур, их ценность
11 ноябрь
2
Игра
1
Сравнительная ценность фигур. Игра «Шахматный
магазин».
12 ноябрь
3
Игра
1
Решение шахматных примеров.
13 ноябрь
4
Игра
1
Две фигуры без защиты.
14 декабрь
1
Игра
1
Одна фигура без защиты, вторая под защитой.
15 декабрь
2
Игра
1
Две фигуры под защитой.
16 декабрь
3
Игра
1
Закрепление пройденного по теме «Сила фигур».
17 декабрь
4
Беседа
1
Проведение опроса «Вопросы по теории».
Раздел 5. Понятие «Шах», защита от шаха.
18 январь
2
Игра
1
Шах ладьей.
Групповая комната (сокращение автора)

1

17

19
20
21

январь
январь
февраль

3
4
1

Игра
Игра
Игра

1
1
1

Шах слоном.
Шах ферзем.
Шах конем.

Груп.комната
Груп.комната
Груп.комната

22
23
24
25
26

февраль
февраль
февраль
март
март

2
3
4
1
2

Игра
Игра
Игра
Игра
Игра

1
1
1
1
1

Шах пешками, в том числе с превращением в фигуры.
Первый способ защиты – срубить фигуру.
Второй способ защиты – уйти королем.
Третий способ защиты – закрыться фигурой.
Закрепление пройденного по теме «Способы защиты от
шаха»

Груп.комната
Груп.комната
Груп.комната
Груп.комната
Груп.комната

Раздел 6. Понятие «Мат».
27 март
3
Игра
1
Мат – как цель игры. Простые маты.
28 март
4
Игра
1
Мат двумя фигурами.
29 апрель
1
Игра
1
Мат в 1 ход. Решение упражнений.
30 апрель
2
Игра
1
Шах или мат. Решение упражнений.
Раздел 7. Основные правила игры. Рокировка.
31 апрель
3
Игра
1
Основные правила игры. Начало партии.
32 апрель
4
Игра
1
Короткая рокировка. Рокировка длинная.
33 май
1
Игра
1
Когда рокировку делать нельзя.
34 май
2
Игра
1
Ничья, ее виды. Пат.
35 май
3
Игра
1
Мат или пат. Решение упражнений.
Раздел 8. Подведение итогов года
36 май
4
Беседа
1
Проведение опроса «Вопросы по теории». Подведение
итогов года.
итого
36

18

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

Груп.комната
Груп.комната
Груп. комната
Груп. комната

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

Груп.комната
Груп.комната
Груп.комната
Груп.комната
Груп.комната

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

Груп.комната

Опрос

Приложение 2. Лист оценки результатов для дошкольников
Теоретическая
подготовка
Фамилия имя

Вопросы по
теории декабрь

УУД
Ходы
фигурами
декабрь

Взятия
фигурами
декабрь

Теоретичес
кая
подготовка
Вопросы
по теории
май

19

УУД
Решение
задач на
выигрыш
фигуры
май

Решение
задач на
тему
«Шах»
май

Личностные
результаты

Итого Уровень
высокий – 3-2,5
б.;
средний – 2,41,5 б.
низкий - ниже
1,4 б.

Приложение 3. Дидактические игры и упражнения
Тема: «Шахматная доска»
«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками
(фишками и пешками).
«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
«Диагональ». То же самое, но заполняется она из диагоналей шахматной доски.
Тема «Шахматные фигуры»
«Угадайка». Загадать какую-нибудь шахматную фигуру и спрятать её в кулаке. Предложить ребёнку догадаться, что
это за фигура. Использовать подсказки(похожа на.., ходит ...) Когда ребёнок назовет загаданную фигуру, новую фигуру
прячет он сам (лучше всего за спиной) и т. д.
«Угадайка». Взрослый словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске,
уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, неподвижными).
«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на
«заминированные» поля и не перепрыгивая их.
«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на
«заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
«Да или нет?». Педагог берет две шахматные фигуры, а дети отвечают, стоят ли эти фигуры рядом в начальном
положении.
«Не зевай!». Педагог говорит какую-либо фразу о начальном положении, например, «Ладья стоит в углу», и бросает
кому-либо из учеников мяч; если утверждение верно, то мяч следует поймать.
«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной
доски.
Тема «Шах»
«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых дети должны определить: стоит ли король под шахом
или нет.
«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.
«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.
Тема «Способы защиты»
«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим
образом: на каждый ход педагога ученик отвечает двумя своими ходами подряд.
20

«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
«Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих
фигур.
Тема «Закрепление»
«Игра на уничтожение». Именно здесь все плюсы шахмат начинают «работать» на ученика – формируется
внутренний план действий, аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным
числом фигур (чаще всего фигура против фигуры); выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

21

Приложение 4. Вопросы для опроса
1. Сколько клеток имеет шахматная доска?
2. Сколько горизонталей и вертикалей на шахматной доске?
3. Как правильно расставить фигуры в начальное положение?
4. Как называются фигуры и как ходит каждая из них?
5. В чем заключается цель игры?
6. Что такое шах?
7. Какие есть способы защиты от шаха?
8. Что такое мат?
9. Что такое размен?
10. Что такое рокировка?
11. Для чего делают рокировку?
12. Что такое пат?
13. Чем мат отличается от пата?
14. Какой фигурой кроме пешки можно начать шахматную партию?

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».