Управление образованием Новолялинского городского округа Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования Новолялинского городского округа «Дом детского творчества «Радуга» Принята на заседании педагогического совета «30» августа 2024г. Протокол № 1 Утверждена приказом директора МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга» от 30.08.2024 № 69 од Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественная керамика» Возраст обучающихся: 7-17 лет Срок реализации: 2 года Автор-составитель программы: Безель Мария Викторовна, педагог дополнительного образования г. Новая Ляля, 2024 г. Оглавление Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы ............................................................ 3 1.1. Пояснительная записка ...................................................................................................... 3 1.2. Цель и задачи программы .................................................................................................. 6 1.3. Планируемые результаты .......................................................................................................... 6 Раздел 2. Содержание программы ................................................................................................... 7 2.1. Учебный (тематический) план. 1 год обучения ....................................................................... 7 2.2. Содержание учебного плана. 1 год обучения .......................................................................... 8 2.3. Учебный (тематический) план. 2 год обучения ....................................................................... 9 2.4. Содержание учебного плана. 2 год обучения .......................................................................... 9 Раздел 3. Комплекс организационно-педагогических условий .................................................. 11 3.1. Календарный учебный график ................................................................................................ 11 3.2. Условия реализации программы ............................................................................................. 11 3.2.1. Материально-техническое обеспечение программы ......................................................... 11 3.2.2. Кадровое обеспечение программы ...................................................................................... 12 3.2.3. Методические материалы ..................................................................................................... 12 3.2.4. Информационно-методические условия ............................................................................. 13 3.3. Формы аттестации .................................................................................................................... 15 3.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов ................................... 15 3.3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов ............................ 16 3.3.3. Характеристика оценочных материалов ............................................................................. 16 Раздел 4. Список литературы ......................................................................................................... 18 4.1. Нормативные документы ......................................................................................................... 18 Приложение...................................................................................................................................... 22 Приложение 1. Календарный учебный график первого года обучения ..................................... 22 Приложение 2. Календарный учебный график второго года обучения ..................................... 23 Приложение 3. Вопросы для тестирования обучающихся .......................................................... 26 Приложение 4. Диагностическая карта ......................................................................................... 27 2 Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка С незапамятных времен человек овладел умением лепить из глины и обжигать необходимую домашнюю утварь - сосуды для хранения пищи и жидкости, научился делать их формы разнообразными, а декор служил украшением и имел часто сакральное значение. Наравне с изготовлением необходимой домашней посуды из глины, гончары лепили фигурки людей и животных для ритуалов защиты дома и детей. Со временем эти фигурки просто превратились в игрушки для малышей и в часть интерьера. По изделиям из глины можно судить о религиозных пристрастиях, политическом устройстве, развитии науки и прочем многих ушедших цивилизаций. Глина используется в лечебных целях. Керамические изделия очень часто сопровождают и наш современный повседневный быт: это и сантехнические приборы, плитка на стенах, декоративные панно, тарелки, облицовка каминов, столовая посуда, вазы, цветочные горшки, статуэтки, различные сувенирные изделия и народные игрушки. Форма и декор керамических изделий несет в себе зафиксированную информацию – для чего предназначено изделие, из какого оно времени, какого стиля. В декоративно-художественных работах художник-керамист может передать свое отношение к окружающим его событиям, зафиксировать свои идеи и мысли. Керамические изделия несут в себе тепло огня и всегда создают уют и комфорт в интерьере. На занятиях по изготовлению керамики ребенок проживает историю культуры человечества, законы гармонии цвета, формы и линии, погружается в мир природы, руками ощущает этот удивительный материал, созданный в течение многих тысяч лет под воздействием ветра, дождя и солнечного тепла. У него формируется эмоционально-образное мышление, он раскрывает свой творческий потенциал, приобщаясь к огромному человеческому опыту. Юные керамисты отличаются особой непосредственностью в передаче форм и декора в своем творчестве. Для детей важно целостное восприятие мира, познания себя и окружающих через художественное творчество. Самовыражение посредством объемного мышления – лепки круглых, объемных фигур, позволяет развивать и укреплять многие умственные и физические процессы в растущем организме. Так, например, развитие мелкой моторики пальцев способствует улучшению речевых, математических способностей, улучшает память, снимает нервозность, тренирует логику действий, развивает процесс опосредованного мышления. В свободное от школы время дети получают возможность расширить и углубить свои знания и навыки в области искусства, получить новые знания в учебных группах дополнительного образования. Направленность дополнительной общеразвивающей программы – художественная. Актуальность программы в формировании творческого взгляда ребенка на подход к достижению задуманного художественного образа. Сотворить из пластичного материала аналогии из окружающего его мира предметов и событий, флору и фауну. Украсить свой дом, доставить радость близким и друзьям подарком, сделанным собственноручно. Занятия керамикой дают возможность лучше познать себя и окружающих, донести о своем видении мира, о своих чувствах. Во время учебного процесса обучающиеся знакомятся с разнообразием видов керамической деятельности, накопленной поколениями, изучают сложность и многообразие творческого процесса. Дети имеют возможность попробовать свои силы в различных техниках и видах выполнения изделий поработать в разных стилях и формах. Данная программа помогает желанию ребенка выразить свою индивидуальность в объемных работах. Обучение по программе способствует самовыражению обучающихся, самостоятельному созданию творческих работ из глины. Посредством творческой деятельности дети имеют возможность проявить свободу личности, сделать свой выбор, создать композицию, используя приемы лепки и декорирования. В программе предусматривается широкое привлечение жизненного опыта обучающихся: желание наблюдать и познавать окружающий мир, отображать его в собственных работах, подходить творчески к объектам окружающей действительности и выражать свое отношение к ним. Отличительные особенности программы. Керамика является одним из традиционных видов декоративно-прикладного искусства с глубокими национальными корнями, формирующая эстетический вкус ребенка, а также развивающая чувство прекрасного. Изучая традиции ремесла, усваивая язык форм, орнамента, технологию изготовления, знакомясь с особенностями материала, учащийся постигает опыт, накопленный человечеством, и получает импульс к развитию творческих способностей. Программа «Художественная керамика» предполагает объединение детей в разновозрастные группы: 7-10 лет, 10-13 лет, 13-17 лет. Такое деление по возрастам отвечает, во-первых, психологическим особенностям обучающихся, вовторых, эффективность обучения в разновозрастной группе в значительной мере обусловливается характером взаимодействия детей разного возраста. Обучение в разновозрастной группе позволяет успешно решать ряд общих образовательных и воспитательных задач в зависимости от той роли, которую выполняет обучающийся. Ребенок приобретает опыт социального взаимодействия, что составляет суть его социального развития, расширяется сфера его самореализации и самоутверждения. Адресат программы. Программа «Художественная керамика» адресована обучающимся 7 – 17 лет. Важной особенностью этого возраста является формирование самостоятельного, творческого мышления. Одним из направлений развития творчества на этапе наглядно-действенного мышления является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Данное качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни, образы предметов. Рост самостоятельности мыслительной деятельности и рост критичности мышления, которое формируется в исследовательской активности детей, связан с развитием причинного мышления. В процессе формируется эвристическое мышление, которое, опираясь на критерии избирательного поиска, позволяет решать сложные, неопределенные 4 проблемные ситуации. Занятия творчеством развивают эстетическое восприятие, память, мышление, мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию и помогают познать окружающий мир в деталях. Занятия «Художественной керамикой» поможет детям активно развиваться не только физически, но и эмоционально. Ребёнок, занимаясь каким-нибудь видом творчества, думает, сравнивает, воображает, учится видеть «конечный результат». Программа «Художественная керамика» адресована как мальчикам, так и девочкам, она способствует развитию творческих способностей, креативности и художественного вкуса. Особенностью процесса является не только передача готовых знаний, форм и способов деятельности, а совместный поиск новых решений. Развитие каждого обучающегося рассматривается и расценивается по шкале их собственных возможностей, а не в сравнении с другими. Режим занятий: учебная нагрузка для обучающихся составляет – 2 академических часа 1 раз в неделю. Академический час – 40 минут, перерыв между занятиями – 10 минут. Общий объём программы составляет 128 часов. Год обучения 1 год обучения 2 год обучения Продолжительность занятия 40 минут 40 минут Количество занятий в неделю 2 2 Итого Общее количество занятий за год 64 64 128 Сроки реализации программы - программа рассчитана на 2 года обучения. Особенности организации образовательного процесса. Для реализации программы «Художественная керамика» создано творческое объединение «ДПИ и народные промыслы». Количество детей в учебной группе – не более 15 человек. Такое количество обучающихся обусловлено необходимостью индивидуального подхода к каждому ребенку. Группа смешанного состава, разновозрастная – это обусловлено спецификой работы в керамическом классе, где старшие дети помогают младшим в процессе обучения (помощь в закреплении нового учебного материала, помощь в перемещении тяжелых материалов и приспособлений для лепки и формовки, помощь в выполнении). Планируются участия в фестивалях, конкурсах и выставках; посещение выставочных залов, творческих мастерских, экскурсии в музеи; поездки по местам народных промыслов. Каждый год обучения представлен, как цикл, имеющий задачи, учебный план, содержание программы, планируемые результаты. Форма обучения – очная. Виды проведения занятий: вводное занятие, занятие-беседа, занятиеигра, занятие-экскурсия, практическая работа, выставка, итоговое занятие. Методы обучения: репродуктивные, наглядные, словесные, практические, самостоятельная работа. 5 Формы подведения итогов обучения. По завершению обучения по программе «Художественная керамика» показательными моментами успешности обучения становятся подготовка и участие в выставках, просмотрах, конкурсах. 1.2. Цель и задачи программы Цель: развитие творческих способностей детей через обучение основам керамического искусства. Задачи: Обучающие: ✓ обучить основам керамического искусства, ✓ дать знания о способах и приемах работы с материалами и инструментами, ✓ познакомить с художественными и культурными ценностями России и населяющих ее народов, ✓ обучить основам художественной композиции, цветоведения, используемым в керамическом искусстве, ✓ дать знания об основных способах и видах декорирования готовых изделий из керамики; Развивающие: ✓ развить мелкую моторику рук, ✓ развивать уверенность в своих силах, и творческую смекалку, ✓ развивать логику и мышление; ✓ развивать навыки самостоятельного освоения новых знаний и применение их на практике, ✓ развивать воображение, художественный вкус, чувство гармонии в познании мира; Воспитательные: ✓ воспитывать толерантность и уважение к творческому проявлению, ✓ воспитывать бережное отношение к русской культуре, истории, народным традициям, ✓ воспитывать аккуратность в выполнении работ, ✓ воспитывать товарищеские взаимоотношения при работе в группе. 1.3. Планируемые результаты Метапредметные: - развитие внимания, памяти, воображения, образного, абстрактного, логического и аналитического мышления, творческих способностей; - грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки; - умение работать в коллективе. Личностные: - воплощать творческий замысел в материале с учетом его свойств. Предметные: 6 - выполнять различные виды декоративных работ: плоскостные и объёмные изделия, декоративные композиции в технике художественной керамики; - знать и применять техники и технологические приемы выполнения произведений декоративно-прикладного искусства в материале. К концу года обучения обучающиеся будут знать: ✓ что такое керамика, где и для чего используется; ✓ об основных способах работы с глиняными массами; ✓ о теории сушки и обжига; ✓ о различных инструментах и приспособлениях для работы с глиняными массами и декорирующими материалами (темпера ПВА и глазурях). уметь: ✓ организовать свое рабочее место и его уборку после занятия; ✓ выполнять основные манипуляции с материалом: раскатать пласт, жгут, скатать шар, разделить на заданные части, соединить детали, разгладить поверхность; ✓ использовать основные способы изготовления фигурок - пластичный, конструктивный, комбинированный; ✓ подбирать и наносить декор. Раздел 2. Содержание программы 2.1. Учебный (тематический) план. 1 год обучения Задачи: - дать первоначальное знакомство с разновидностями глины и способами ее обработки; - научить простейшим способам изготовления керамических изделий; - учить преобразовывать глиняные массы на основе модуля. № раздела 1. Тема занятия 3.1. 3.2. 3.3. 4. 4.1. 4.2. Знакомство с разновидностями глины Материалы и оборудование Рельеф и плоскостные изображения Растительный орнамент Лепка животных и птиц Техника «оттиск» Лепка объемных изделий Лепка животных и птиц «Колокольчики» 5. 5.1. 5.2. Гончарное дело Тарелка Кружка 2. 3. Количество часов Всего теория практика 1 1 - 1 10 1 4 6 2 6 2 18 8 10 1 2 1 4 2 2 1 4 1 14 6 8 10 2 8 3 1 2 7 1 6 7 Формы аттестации Входящий мониторинг Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение. Наблюдение Наблюдение. Выставка Наблюдение Наблюдение 6. 6.1. 6.2. 6.3. 7. 8. Народные промыслы Свистульки Изразцы Коллективная работа на заданную тему Фактура, создаваемая методом отпечатков Роспись изделий Итого 12 8 2 2 4 3 1 - 8 5 1 2 2 1 1 10 2 8 64 20 44 Наблюдение Наблюдение Наблюдение. Выставка Наблюдение Наблюдение. Выставка 2.2. Содержание учебного плана. 1 год обучения 1.Знакомство с разновидностями глины. Теория: Керамическое ремесло. Что такое глина. Что такое керамика. Разнообразие глин. Особенности работы с керамической глиной. 2. Материалы и оборудование. Теория: Инструменты для лепки. Рабочее пространство. 3. Рельеф и плоскостные изображения. Теория: Виды рельефов (горельеф, барельеф, контррельеф). Простейшие композиции на плоскости. Практика: Лепка плоскостных изображений растительного орнамента, птиц и животных. 4. Лепка объемных изделий. Теория: Способы лепки. Сочетание деталей из пласта и из жгутов. Приёмы их соединения. Использование фактурных поверхностей. Практика: Лепка объемных изделий: животные, птицы, «колокольчики». 5. Гончарное дело. Теория: Правила построения тела сосуда. Названия его частей. Различные виды керамических сосудов и зависимость их формы от назначения. Практика: Ручная лепка тарелки, кружки. 6. Народные промыслы. Теория: Народные игрушки разных областей России. Каноны выполнения игрушек. Особенности формы, оригинальность росписи. Игрушки: Дымковская, Филимоновская, Каргопольская. Практика: Лепка свистульки, изразцов, коллективная работа на заданную тему. 7. Фактура, создаваемая методом отпечатков. Теория: Основные понятия об орнаменте. Его особенности в керамике. Орнаментальный строй. Растительный и геометрический орнаменты. Практика: Составление тисненых орнаментов на заготовках по сырому фону методом отпечатков стеков, штампов. 8. Роспись изделий. Теория: Первичное знакомство с видами и свойствами декорирующих материалов. Декорирование безобжиговыми красками. Практика: Роспись изделий, подготовка к выставке. Выставка. Требования к уровню подготовки. 1 год обучения В конце первого года обучения обучающиеся должны: знать: 8 - основные сведения об истории возникновения искусства керамики; - виды глины; - историю возникновения керамической игрушки; - виды народных керамических игрушек; - алгоритм выполнения работы, пользуясь модулем. уметь: - организовывать свое рабочее место; - работать самостоятельно; - преобразовывать глиняные массы на основе модуля. 2.3. Учебный (тематический) план. 2 год обучения Задачи: - продолжить знакомство с разновидностями глины и способами ее обработки; - научить способам и приёмам лепки объёмных керамических изделий; - учить декорировать керамическое изделие, согласно разработанному идейному замыслу. № раздела 1. 2. 3. 3.1. 3.2. 4. 4.1. 4.2. 5. 5.1. 6. 6.1. 7. 7.1. 8. Тема занятия Всего Количество часов теория практика Формы аттестации Знакомство с разновидностями глины Материалы и оборудование 1 1 - Наблюдение 1 1 - Входящий мониторинг Рельеф и плоскостные изображения Лепка животных и птиц Натюрморт 14 3 11 4 10 1 2 3 8 Лепка объёмных изделий Лепка животных и птиц Лепка человеческой фигуры Основы композиции Выразительные средства Объёмная пластика Форма, конструкция, движение, объём Стилизация в декоративной композиции Создание скульптурного декоративного панно Роспись изделий 26 12 14 2 2 4 4 4 2 2 1 1 2 2 22 10 12 1 1 3 3 6 2 4 6 2 4 10 2 8 64 24 49 Итого Наблюдение Наблюдение. Выставка Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение. Выставка Наблюдение. Выставка 2.4. Содержание учебного плана. 2 год обучения 1. Знакомство с разновидностями глины. Теория: Глина, её особенности. Практическое знакомство с глиной, ее основные свойства (пластичность, 9 цвет, глины «тощие» и «жирные», термичность и т. п.). Прочие компоненты входящие в состав массы (песок, каолин, полевой шпат, кварц и т. д.). Основные способы изготовления изделий: ручной и механический. Изготовление изделий на гончарном станке, литьё. Технология изготовления керамических изделий: заготовка сырья; приготовление массы; выполнение изделия; сушка; обработка; первый «утильный» обжиг; глазурование; «политой» обжиг. Практика: Замешивание глины. 2. Материалы и оборудование. Теория: Инструменты для формовки. Свойства красок. Разновидности глазурей, способы и приемы нанесения; температурный режим обжига глазурей. Практика: Входящий мониторинг. 3. Рельеф и плоскостные изображения. Теория: Виды рельефов (горельеф, барельеф, контррельеф) и их идейно-стилистическая основа. Создание композиции на плоскости. Практика: Лепка плоскостных изображений птиц, животных, натюрморт. 4. Лепка объемных изделий. Теория: Разработка формы и темы, подбор стиля и декора изделия. Знакомство со способами создания объемных керамических изделий. Практика: Лепка объемных изделий: животные, птицы, фигура человека. 5. Основы композиции. Теория: Понятие о композиции. Виды композиционных построений. Изобразительные средства композиции. Практика: Создание композиции с использованием изобразительных средств. 6. Объёмная пластика. Понятия «форма», «конструкция», «движение», «объем». Их использование в композиции. Практика: Выполнение упражнений на построение графической и пластической композиций с выражением определенного художественного образа, применяя понятия «форма», «конструкция», «движение», «объем». 7. Стилизация в декоративной композиции. Теория: Понятие стилизации и стиля. Стилизация в орнаменте. Стилизация природных форм. Практика: Пластическое построение композиции орнамента природных форм. Создание скульптурного декоративного панно. Выставка 8. Роспись изделий. Теория: Виды и свойства декорирующих материалов: глазурей. Разнообразие глазурей, их «паспорт». Основы колористики. Способы и приемы декорирования глиной. Приемы работы с ангобом. Инструменты для тиснения и способы работы с ними. Практика: Роспись изделий, подготовка к выставке. Выставка. Требования к уровню подготовки 2го года обучения В конце второго года обучения обучающиеся должны: знать: - теоретические основы развития искусства керамики; - виды глины, их свойства и качества; - основы композиции художественных изделий; - способы и приёмы лепки объёмных керамических изделий; 10 - технологию росписи керамических изделий и основы колористики. уметь: - структурированно и последовательно разрабатывать идейно-тематическую основу для создания творческих работ из керамической глины; - самостоятельно создавать керамическое художественное изделие; - декорировать керамическое изделие, согласно разработанному идейному замыслу. Раздел 3. Комплекс организационно-педагогических условий 3.1. Календарный учебный график Год обучения 1 год Дата начала обучения 16 сентября 2024 года Дата окончания обучения 24 мая 2025 года Количество учебных недель 32 2 год 16 сентября 2024 года 24 мая 2025 года 32 Количество Количество учебных учебных дней часов 32 64 32 64 Режим занятий 1 занятие по 2 часа в неделю 1 занятие по 2 часа в неделю Каникулы: Осенние: 27.10.2024 – 03.11.2024 Зимние: 29.12.2024 – 10.01.2025 Весенние: 29.03.2025 – 06.04.2025 3.2. Условия реализации программы 3.2.1. Материально-техническое обеспечение программы № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. Оборудование, инструменты и материалы Кабинет Магнитно-меловая доска Ноутбук Колонки Мультимедиа Печь муфельная Место и ящики для хранения глиняных смесей Мольберты Доски Турнетки Подставки различных размеров Стеки различных видов Петли различных видов Струны для разрезания глиняных масс Кисти плоские и круглые Палитры Глиняные массы Клей-карандаш 11 Кол-во 1 1 1 1 1 1 1 15 15 15 15 наборов 15 15 15 15 наборов 15 15 наборов 15 19. 20. 21. 22. 23. 24. Клей ПВА Темпера поливинилацетатная различных цветов Глазури различных цветов Ватман Альбом Простой карандаш 15 15 наборов 15 наборов 15 15 15 3.2.2. Кадровое обеспечение программы Программу ведет педагог дополнительного образования Безель Мария Викторовна, образование высшее. 3.2.3. Методические материалы 1 год обучения № 1. Знакомство с разновидностями глины 2. Материалы и оборудование Рельеф и плоскостные изображения Материальнотехническое оснащение, дидактикометодический материал Наглядные пособия бытовых изделий в материале, примеры агрегатного состояния глины Учебно-методические пособия Демонстративные образцы изделий 4. Лепка объемных изделий Демонстративные образцы изделий 5. Гончарное дело Гончарный круг, станки 6. Народные промыслы Демонстративные образцы изделий 7. Фактура, создаваемая методом отпечатков Стеки, петли, штампы 8. Роспись изделий Демонстративные образцы изделий, кисти, темпера 3. Название раздела, темы 12 Формы, методы, приёмы обучения, педагогические технологии Рассказ, демонстрация Формы учебного занятия Беседа, игровое проектирование Объяснение, метод погружения, упражнение Объяснение, метод погружения, упражнение Метод ключевых вопросов, метод погружения, метод свободных ассоциаций, практическая работа Рассказ, демонстрация, практическая работа Учебная дискуссия, демонстрация Объяснение, демонстрация, практическая работа Лекция, практическая работа Практическая работа Лекция, экскурсия Практическая работа Контрольная работа, выставка Лекция, самостоятельная работа Самостоятельная работа, выставка Экскурсия, практическая работа, выставка 2 год обучения № 1. Знакомство с разновидностями глины 2. Материалы и оборудование Рельеф и плоскостные изображения Материальнотехническое оснащение, дидактикометодический материал Наглядные пособия бытовых изделий в материале, примеры агрегатного состояния глины Учебно-методические пособия Демонстративные образцы изделий 4. Лепка объемных изделий Демонстративные образцы изделий 5. Основы композиции 6. Объемная пластика Ноутбук, мультимедиа, учебнометодические пособия Скульптурный станок, Метод погружестеки ния, упражнение 7. Стилизация в декоративной композиции Учебно-методические пособия 8. Роспись изделий Демонстративные образцы изделий, кисти, глазури, ангобы 3. Название раздела, темы Формы, методы, приёмы обучения, педагогические технологии Рассказ, демонстрация Формы учебного занятия Беседа, игровое проектирование Объяснение, метод погружения, упражнение Объяснение, метод погружения, упражнение Беседа, игровое проектирование Лекция, практическая работа Практическая работа Объяснение, метод погружения, упражнение Объяснение, демонстрация, практическая работа Лекция, экскурсия Практическая работа Лекция Лекция, контрольная работа, экскурсия Лекция, практическая работа Экскурсия, практическая работа, выставка 3.2.4. Информационно-методические условия Электронные образовательные ресурсы Видеоуроки по гончарному делу. Методические материалы Программа предусматривает последовательное усложнение заданий. Для успешного результата в освоении программы «Художественная керамика» необходимы следующие учебно-методические пособия: - наглядные методические пособия по темам, - технологические карты, традиционные изделия народных промыслов, - интернет-ресурсы, презентационные материалы по тематике. Формы организации учебно-воспитательного процесса: − очный, − дистанционный (при выполнении диагностических работ и в рамках дистанционного обучения). Методы обучения: 13 − словесный, − наглядный практический, − объяснительно-иллюстративный, − частично-поисковый, − частично проблемный, − частично дискуссионный. Формы организации образовательной деятельности: − групповая, − индивидуально-групповая. Формы организации учебного занятия: беседа, игра, открытое занятие, практическое занятие, презентация. Программой предусмотрены следующие педагогические технологии: технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология блочно-модульного обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология дистанционного обучения, технология исследовательской деятельности, коммуникативная технология обучения. Занятия строятся следующим способом: Тема - «Лепка из жгутов. Сосуды». Закрепление умения использовать прием жгутовой лепки сосудов. Практическая часть: Лепка из глиняных масс - чашка, карандашница, горшочек, ваза, бутыль. В процессе создания сосудов, дети разрабатывают форму, подбирают стиль и декор изделия, работают с глазурями. Ребята имеют возможность почувствовать себя настоящими художниками - керамистами. Закрепляют умение использовать технику лепки из жгутов по кругу. Работы получаются разнообразными и интересными. 1. Центральная идея: Выполнить красивый, интересный, функциональный сосуд 2. Учебные задачи: • Знакомство с особенностями применения жгутовой техники, ее древность. • Изучение жгутовой техники выполнения сосуда. • Разработка формы и декора сосуда. 3. Вопросы педагога: • Какое применение у сосудов? • Что должно доминировать в сосуде – форма или декор? • В чем заключается работа керамиста? 4. Вопросы обучающихся, возникшие в процессе обсуждения темы: • Как выбрать форму для сосуда? • Какая должна быть толщина жгутов? • Как соединить внутреннюю поверхность сосуда?? • Почему этот способ один из древнейших? 5. Направляющая деятельность педагога: 14 • Рассказ на тему «История и удобство жгутового способа лепки сосудов». • Демонстрация готовых работ и иллюстраций. • Обоснование основных правил выполнения сосудов. • Организовать ситуационную игру «Вы - художник-керамист, к вам пришел заказчик». • Продолжить объяснение особенностей жгутовой техники и ее декора. 6. Деятельность обучающихся в процессе занятий: • Рассмотрели готовые изделия и иллюстрации. • Обсудили последовательность выполнения изделия (выбор формы, декора). • Активно участвовали в игре «Вы – художник-керамист». • Выполнение эскизов сосуда. • Самостоятельный выбор техники декора. • Активное обсуждение выполненных работ. 7. Оценивание результатов освоения темы. В процессе изучения темы проводится оценивание всего процесса работы над изделием-выбор формы, декора, эскизирование, выполнение задуманного. • Предварительное оценивание: Рассказ на тему «Как можно сделать сосуд» Предварительное рассматривание сосудов, выполненных в жгутовой технике в музее и на современных выставках, иллюстративного материала. • Промежуточное оценивание: Активность обучающегося во время игры и обсуждения. Выполнение эскизов композиции. Самостоятельный подбор материала. Самостоятельное ведение работы по этапам. Овладение обучающимися навыками техники и декора. • Итоговое оценивание: Ответ на вопросы заданные в начале темы изучения. Выполнение обучающимся изделия с индивидуальным характером. Проведение выставки работ обучающихся по теме. Самооценка и оценка окружающих: Взаимное обсуждение и оценка завершенных работ. Рассказ о своей работе. 3.3. Формы аттестации 3.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов - Журнал посещаемости. - Материал анкетирования и тестирования. - Диагностические работы. 15 - Перечень готовых работ. - Заметки и фотоотчеты. - Выставки. - Конкурсы. 3.3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов В период реализации Программы предусмотрены творческие отчеты о проделанной работе, это могут быть конкурсные программы, отчетные и тематические выставки, мастер-классы, открытые занятия на которых могут присутствовать родители, а также беседы, опросы, анкетирование, входное тестирование, промежуточное тестирование, итоговое тестирование (Приложение 1), проекты. Учащиеся три раза в год проходят аттестацию, в случае получения неудовлетворительных результатов, учащиеся могут быть оставлены на повторное обучение на стартовом уровне. Тестирование (Приложение 1) проводится в устной форме, результаты вносятся в Диагностическую карту учащихся (Приложение 2). Итоговый результат заносится в лист оценки достижений учащихся. Оценочные материалы. Оценка деятельности обучающихся разделяется на два вида: оценка теоретических знаний и умений – профессиональные навыки; и оценка поведенческих навыков – умение коммуникации в группе. Оценивание производится при помощи методов наблюдения, анкетирования, тестирования, беседы, участия в выставках, конкурсах. 1. Оценка теоретических знаний и практических умений: - навыки работы с глиной; - знание особенностей народных игрушек; - знание алгоритма лепки и росписи народных игрушек; - навыки применения инструментов; - выполнение выставочных и конкурсных работ. 2. Оценка поведенческих навыков: - организация рабочего пространства; - уважение к работам других учащихся; - оценка результатов своей работы; - знание и выполнение техники безопасности труда; - работа в коллективе; - творческая инициативность. Аттестация проводится три раза в год: в начале учебного года; в конце первого полугодия; в конце второго полугодия, итоги всего учебного года (период проведения аттестации с 11 по 23 мая). Результат заносится в лист оценки достижений учащихся. 3.3.3. Характеристика оценочных материалов 16 Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты Планируемые результаты Критерии оценивания Виды контроля / промежуточной аттестации Воплощение творческого замысла в материале с учетом его свойств Умение создавать изделие с учетом используемого материала Промежуточный, итоговый Развитие внимания, памяти, воображения, образного, абстрактного, логического и аналитического мышления, творческих способностей Умение концентрироваться на задании, Умение привнести оригинальность в свою работу, Соблюдение технологической карты Умение оказывать помощь товарищу, соблюдение дисциплины Критическое мышление, самоанализ, умение адекватно воспринимать оценку других обучающихся и руководителя Наличие готового изделия Входящий, проНаблюдение, межуточный, ито- опрос, беседа, выговый ставки, конкурсы Итоговый Выставка, конкурс Умение оперировать техниками и технологическими приёмами Промежуточный Наблюдение, беседа, критический анализ Знаниевый компонент Итоговый Опрос, тестирование Применение знаний в процессе изготовления изде- Промежуточный Наблюдение, беседа, критический анализ Умение работать в коллективе Умение грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки Выполнение различных видов декоративных работ: плоскостные и объёмные изделия, декоративные композиции в технике художественной керамики Знание и применение техник и технологических приёмов выполнения произведений декоративноприкладного искусства в материале Знание, что такое керамика, где и для чего используется Знание основных способов работы с глиняными массами 17 Диагностический инструментарий (формы, методы, диагностики) Наблюдение, выставки Входящий, проНаблюдение, игромежуточный, ито- вая программа, раговый бота в парах, микрогруппах Итоговый Выставка, конкурс Знание теоретических основ сушки и обжига Знание различных инструментов и приспособлений для работы с глиняными массами и декорирующими материалами (темпера ПВА и глазурях) Организация своего рабочего места и его уборка после занятия Выполнение основных манипуляций с материалом: раскатать пласт, жгут, скатать шар, разделить на заданные части, соединить детали, разгладить поверхность Использование основных способов изготовления фигурок пластичный, конструктивный, комбинированный Умение подбирать и наносить декор лия Знаниевый компонент Использование полученных знаний на практике Итоговый Промежуточный Опрос, тестирование Наблюдение, беседа Умение организовать свою деятельность Применение полученных знаний на практике Входящий, проНаблюдение, бесемежуточный, ито- да говый Промежуточный Наблюдение, беседа Применение полученных знаний на практике Промежуточный Наблюдение, беседа, тест, опрос Использование законов композиции и цветоведения Промежуточный Наблюдение, беседа, тест, опрос Раздел 4. Список литературы 4.1. Нормативные документы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Художественная керамика» художественной направленности разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: 1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273Ф3. 2. «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 № 678-р. 3. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р. 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Са- 18 нитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее-СанПиН). 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 7. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 8. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). 10. Устав МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга». 11. Образовательная программа МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга». 4.2. Литература для педагога 1. Августиник А. И. Керамика. – М., 1970. – 183 с. 2. Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. — М.: «Искусство», 1975. – 148 с. 3. Буббико Д. А. Керамика. – СПб., 2006. – 321 с. 4. Бурдейный М.А. Искусство керамики. – М.: «Проф – Издат». 2009. – 104 с. 5. Величко Н.Г. Роспись (Техники. Приемы. Изделия). – М.: АСТ-Пресс, 1999. – 97 с. 6. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М: «Педагогический поиск», 1999. – 144с. 7. Дайн Г. Л. Русская народная игрушка. — М.: «Лёгкая и пищевая промышленность», 1981. – 192с. 8. Данкевич Е.В. Знакомьтесь: глина. – С-Пб: Кристалл, 1998. – 115 с. 9. Деркач Т.Б. под. ред. Дымковская игрушка. Тетрадь для творчества. М.: Дрофа, 2013. – 18с. 10. Иванов Д.Н. Искусство керамики. – М., 1965. – 126 с. 11. Ковычева Е.И. Народная игрушка. – М.: «ВЛАДОС», 2010. – 159 с. 12. Лельчук А.М. Игры с глиной. М.: «Национальное образование», 2017. – 96с. 13. Лобанова В.А. Лепим из глины. - М.: Сфера, 2014. – 80 с. 14. Лыкова И.А. Чудеса из глины. - М.: ИД Цветной мир, 2014. – 66с. 19 15. Маклашевский А. И. Технология художественной керамики. – СПб., 2003. – 196с. 16. Малыхина Л.Б. Справочник педагога дополнительного образования. – М.: Учитель, 2016. – 239 с. 17. Малыхина Л.Б. Проектирование и анализ учебного занятия в системе дополнительного образования детей. ФГОС. – М.: Учитель, 2015. – 171с. 18. Подарки (Техники. Приемы. Изделия) – М.: АСТ-Пресс, 1999. – 85 с. 19. Совицкий С. А. Работа с глиной. – М.,1968. – 324 с. 20. Федотов Г.Д. Послушная глина. – М: АСТ-Пресс, 1999. – 238 с. 21. Фишер Д. Расписываем керамику. – М.: «АСТ», 2010. – 64с. 22. Чекалов А.К. Искусство в быту. – М.: Академия художеств, 1961. – 218 с. 23. Шейкна Е.А., Вагина Л.А. Итоговая аттестация учащихся в учреждении дополнительного образования. Организация. Рекомендации. – М.: Учитель, 2016. – 84с. 4.3. Литература для обучающихся 1. Данкевич Е.В. Знакомьтесь: глина. – С-Пб: Кристалл, 1998. – 115 с. 2. Дымковская игрушка. Альбом для творчества. ФГОС. - М.: МозаикаСинтез, 2016., - 24с. 3. Лыкова И.А. Чудеса из глины. - М.: ИД Цветной мир, 2014. – 66с. 4. Лобанова В.А. Лепим из глины. - М.: Сфера, 2014. – 80с. 5. Энциклопедия для детей. Том 7. «Искусство». - М.: Аванта+, 1997. – 287 с. 6. Рони Орен. Секреты пластилина. Динозавры. – М.: «Махаон», 2014. – 56с. 7. Скляренко О.А. Динозавры из пластилина. – М.: «Эксмо», 2014. – 64с. 8. Жегалова С.К. Росписи Хохломы. – М.: Детская литература, 1991. – 48 с. 4.4. Литература для родителей 1. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М: «Педагогический поиск», 1999. – 144с. 2. Лельчук А.М. Игры с глиной. М.: «Национальное образование», 2017. – 96с. 3. Лыкова И.А. Чудеса из глины. - М.: ИД Цветной мир, 2014. – 66с. 4. Лобанова В.А. Лепим из глины. - М.: Сфера, 2014. – 80с. 5. Максимов Ю. В. У истоков мастерства. – М., 1983. – 301с. 4.5. Интернет-ресурсы 1. Дымковская игрушка [электронный ресурс]/ О. Васильев. – Режим доступа: http://история-вещей.рф/igryi/dyimkovskaya-igrushka.html, свободный. (Дата обращения: 01.04.19). 2. Чистый источник. Каргопольская игрушка [электронный ресурс]/ Svasti Asta. – Режим доступа: https://www.perunica.ru/chistiy_ist/1190-kargopolskayaglinyanaya-igrushka.html, свободный. (Дата обращения 10.06.19). 20 3. Элементы филимоновской росписи. Технология росписи филимоновской игрушки [электронный ресурс]/ М. Камнева. – Режим доступа: http://fb.ru/article/169156/elementyi-filimonovskoy-rospisi-tehnologiya-rospisifilimonovskoy-igrushki, свободный. (Дата обращения 30.05.19). 21 Приложение Приложение 1. Календарный учебный график первого года обучения № раздела 1. 2. Месяц Дата Неделя Кол-во часов Форма занятия Групповая, лекция, экскурсия Групповая, беседа, практическая работа Кабинет Наблюдение Кабинет Входящий мониторинг Практическая работа Практическая работа Кабинет Наблюдение Кабинет Наблюдение. Выставка Групповая, практическая работа Кабинет Наблюдение Практическая работа Кабинет Наблюдение Практическая работа Кабинет Наблюдение Контрольная работа, выставка Кабинет Наблюдение Сентябрь 3 Знакомство с разновидностями глины 1 Сентябрь 3 Материалы и оборудование 1 Рельеф и плоскостные изображения Растительный орнамент 10 2 Лепка животных и птиц 6 Техника «оттиск» 2 Лепка объемных изделий Лепка животных и птиц 18 8 «Колокольчики» 10 Гончарное дело Тарелка 10 2 3. 3.1. Сентябрь 4 3.2. Октябрь 3.3. Октябрь 1 2 3 4 4. 4.1. Ноябрь 4.2. Декабрь Январь 5. 5.1. Тема занятия Январь 1 2 3 4 1 2 3 4 3 4 Место проведения Форма контроля 5.2. 6. 6.1. Январь Февраль 5 1 2 3 Февраль Март Кружка 8 Народные промыслы Свистульки 12 8 Изразцы 2 6.2. Март 4 1 2 3 4 6.3. Апрель 2 Коллективная работа на заданную тему 2 7. Апрель 3 2 8. Апрель 4 5 1 2 3 Фактура, создаваемая методом отпечатков Роспись изделий 10 ИТОГО 64 Май Контрольная работа, выставка Кабинет Наблюдение Лекция, самостоятельная работа Кабинет Наблюдение. Выставка Беседа, самостоятельная работа Беседа, самостоятельная работа Самостоятельная работа, выставка Экскурсия, практическая работа, выставка Кабинет Кабинет Наблюдение. Выставка Наблюдение Кабинет Входящий мониторинг Кабинет Наблюдение Приложение 2. Календарный учебный график второго года обучения № раздела 1. Дата Неделя Месяц Сентябрь 3 2. Сентябрь 3 Тема занятия Кол-во часов Форма занятия Знакомство с разновидностями глины 1 Материалы и оборудование 1 Групповая, беседа, экскурсия Групповая, беседа, практическая рабо- 23 Место проведения Форма контроля Кабинет Наблюдение Кабинет Входящий мониторинг та 3. 3.1. 3.2. Сентябрь Октябрь Октябрь Ноябрь 4. 4.1. Ноябрь Декабрь 4.2. Январь Февраль 5. 5.1. 6. 6.1. Март Март 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 3 4 5 1 2 3 4 1 2 3 7. 7.1. Март 4 Рельеф и плоскостные изображения Лепка животных и птиц 14 4 Натюрморт 10 Лепка объемных изделий Лепка животных и птиц 26 12 Лепка человеческой фигуры 14 Основы композиции Выразительные средства 2 2 Объемная пластика Форма, конструкция, движение, объем 4 4 Стилизация в декоративной композиции Создание скульптурного декоративного 6 6 24 Практическая работа Практическая работа Кабинет Наблюдение Кабинет Наблюдение. Выставка Практическая работа Кабинет Наблюдение Практическая работа Кабинет Наблюдение Групповая, беседа, практическая работа Кабинет Наблюдение Лекция, контрольная работа, экскурсия Кабинет Наблюдение Лекция, практиче- Кабинет Наблюдение. Апрель 8. Апрель Май 2 3 4 5 1 2 3 панно ская работа Роспись изделий 10 ИТОГО 64 25 Экскурсия, практическая работа, выставка Выставка Кабинет Наблюдение. Выставка Приложение 3. Вопросы для тестирования обучающихся Входное тестирование 1. Что такое глина? 2. Перечислить инструменты для работы с глиной? 3. Есть ли глина розового цвета? 4. Что нужно сделать с глиной, прежде чем начать лепить? 5. Можно ли одновременно двумя руками скатать шарики? 6. Из какой геометрической фигуры можно вылепить колесо? 7. Расскажите, как вылепить морковку? 8. Как называется прокраска всей глиняной игрушки белым цветом? 9. Как называется соразмерность, соотношение деталей игрушки по величине? 10. Как называется мечта, выдумка, то, чего нет в реальности? Промежуточное тестирование 1. Что такое насечки, для чего они нужны? 2. Что такое шликер, как его сделать, для чего применяется? 3. Какой цвет получится при смешении желтого и красного? 4. Какой цвет получится при смешении синего и красного? 5. Какой цвет получится при смешении зеленого и красного? 6. Как называется декоративное плоскостное изображение? 7. Как лепить парные детали, какие они между собой? 8. Что такое модуль, как его можно применить? 9. Как называется инструмент для работы с пластичным материалом? 10. Чем отличается объемная работа от плоской? Итоговое тестирование 1. Прикладное творчество это…? 2. Назовите прием лепки, используемый при соединении двух деталей? 3. Разновидность мелкой пластики это…? 4. Что такое жгуты, как их выполнить? 5. Какое время необходимо для сушки вылепленных изделий из глины? 6. Какова температура для обжига глины? 7. Какие цвета традиционно используются для росписи дымковской игрушки? 8. Какие цвета традиционно используются для росписи филимоновской игрушки? 9. Какие цвета традиционно используются для росписи каргопольской игрушки? 10. Объясните, что означает декорировать? Приложение 4. Диагностическая карта № ________________________________ ФИО учащегося Вопросы тестирования 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 27 Итог 10