Волшебная кисточка

Управление образованием Новолялинского муниципального округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования Новолялинского муниципального округа
«Дом детского творчества «Радуга»

Принята на заседании
педагогического совета
«28» августа 2025 г.
Протокол № 1

Утверждена
приказом директора
МАОУ ДО НМО «ДДТ «Радуга»
от 01.09.2025 № 90 од
Муниципальное
автономное
образовательное
учреждение
дополнительного
образования
Новолялинского
муниципального округа
"Дом детского творчества
"Радуга"
2025.09.22 11:21:04 +05'00'

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности

«Волшебная кисточка»
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель программы:
Эгле Марина Сергеевна,
педагог дополнительного
образования

г. Новая Ляля, 2025 г.

Оглавление
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы ........................................ 3
1.1. Пояснительная записка .......................................................................................... 3
1.2. Цель и задачи программы...................................................................................... 5
1.3. Планируемые результаты ...................................................................................... 6
Раздел 2. Содержание программы ............................................................................... 7
2.1. Учебно-тематический план ................................................................................... 7
Содержание учебно-тематического плана.................................................................. 7
Содержание учебно-тематического плана.................................................................. 8
Раздел 3. Комплекс организационно-педагогических условий.............................. 14
3.1. Календарный учебный график ............................................................................ 14
3.2. Условия реализации программы......................................................................... 14
3.2.1. Материально-техническое обеспечение программы ..................................... 14
3.2.2. Методические материалы ................................................................................. 14
3.3. Формы аттестации и оценочные материалы ..................................................... 15
3.3.1. Характеристика оценочных материалов ......................................................... 16
Раздел 4. Список литературы ..................................................................................... 19
4.1. Нормативные документы .................................................................................... 19
4.2. Список методической литературы ..................................................................... 20
4.3. Список учебной литературы ............................................................................... 20
Приложение ................................................................................................................. 22
Приложение 1. Календарный учебный график первого года обучения ................ 22
Приложение 3. Диагностический инструментарий ................................................. 25

2

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Наши непростые условия жизни требуют от человека знаний, интуиции,
фантазии, упорства, выдержки, готовности решать сложные проблемы, обладать
воображением стратега. А его интеллектуальные горизонты должны постоянно
расширяться. Очевидно, что в последние годы существует дефицит чувственной
составляющей в человеке, когда всё в большей степени начинает преобладать
рационализм, прагматизм и личная материальная выгода. Плата за это –
оскудение внутреннего мира, потеря многих смыслов, чувствований и
переживаний, без которых жизнь человека тускла и не полноценна.
Одно из активных средств формирования мировоззрения обучающегося,
воспитывающего его художественно-образное мышление, эмоциональное
отношение к действительности, вкуса, восприятия красоты в природе, в
человеческих отношениях – это художественное образование.
Направленность программы – художественная.
Актуальность программы заключается в том, что умение учиться и
развиваться, составляющее основу личностного роста обучающегося, означает
умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, находить
разные пути решения; учиться сотрудничать с другими людьми не только в
урочной, но и во внеурочной деятельности. Актуальность
программы
обусловлена необходимостью обращения детей к духовному единению с
природой. Умению «Не просто смотреть, а осматриваться, не просто слушать, но
вслушиваться» (С. Рубинштейн).
Отличительные особенности программы. Наряду с обучением
традиционным техникам рисования в программе идёт ознакомление, обучение
детей нетрадиционным способам рисования, работа с необычными материалами,
используемые при создании объемных аппликаций, что способствует развитию
фантазии, воображения.
Методика проведения работы с обучающимися строится на сезонной
тематике. На каждом занятии проблема ставится как творческая задача.
Увлекательным здесь являются как сама задача, так и технический процесс,
связанный с её осуществлением. Решения творческих задач не слишком
трудоемки и утомительны. Как правило, они рассчитаны на определенный
отрезок времени – выполняются в течение одного-двух занятий.
Программа – модифицированная, на основе типовой программы Б.М.
Неменского «Изобразительное искусство 1-4 классы».
Уровень программы – стартовый (ознакомительный).
Адресат программы. Программа разработана для обучающихся
начальной школы (7-11 лет). В этом возрасте основной вид деятельности – это
учебная деятельность. Идёт активное интеллектуальное развитие, тем самым
снижается любознательность, детская непосредственность. Вместе с
уменьшением способности фантазировать у детей объединяется личность,
снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к
творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у
детей, необходима особая деятельность. Дети «Рисуют головой, а не руками» –

говорят современные психологи, потому что, выполняя такую тонкую работу, у
ребенка развивается мозг. По ходу освоения программы обучающийся, видя
объекты окружающего мира, постоянно находящиеся перед глазами детей, на
которых они порой не сосредотачивают внимания, теперь предстанут перед
детьми как объекты, завораживающие, рождающие множество ассоциаций,
интересные по форме, цвету, фактуре, ракурсу. Группа разновозрастная, состав
группы постоянный. Набор в группу свободный, по заявлению родителей.
Группа формируется с учётом дифференцированного подхода, психологопедагогических и физиологических особенностей обучающихся. Наполняемость
в группе составляет не менее 8 человек. Основой образовательного процесса
является групповое обучение. Методика организации работы творческого
объединения основывается на принципах дидактики, систематичности,
последовательности, доступности. Программа занятий составляется с учётом
склонности и интересов детей. Особенностью данного вида деятельности
является то, что младшие получают разнообразные сведения от старших,
осваивают практические навыки; старшие заботятся о младших, отвечают за
воспитание у них определенных качеств и развития конкретных навыков и
умений. Учитывая способности обучающихся, педагог дает им такие задания,
чтобы каждый мог выступить в роли организатора интересного дела,
творческого проекта. Такой подход способствует более быстрому
формированию и развитию у обучающихся творческих способностей,
разнообразных умений и навыков, социальной адаптации, обеспечивает
стабильность детского коллектива.
Творческая деятельность разновозрастной группы направлена на поиск,
изобретения и имеет социальную значимость. Наряду с учебными занятиями
проводятся общие для детского коллектива праздники, конкурсы, выставки.
Процесс обучения в объединении строится на неразрывной связи всех
элементов изобразительного языка: рисунка, живописи, композиции, беседы по
изобразительному искусству. На практических занятиях обучающиеся учатся
пользоваться инструментами и материалами, получают умения и закрепляют
навыки, развивают творческие способности. Для расширения художественного
кругозора обучающихся проводятся экскурсии в музеи и на выставки,
просматривается литература и видеоматериалы по мировой культуре и
искусству. Важным элементом работы объединения является участие
обучающихся в различных выставках и конкурсах, что позволяет им сравнивать
свои работы с другими и даёт толчок к творческому развитию.
В каникулярное время работа творческого объединения предполагает
использование следующих видов совместной деятельности педагога и детей:
- прогулки по окрестностям нашего города;
- художественное творчество (декоративно-прикладная деятельность,
художественное фотографирование);
- проектировочная деятельность (подготовка, презентация);
- игровая деятельность;
- организация праздников, участие в выставках, конкурсах.
4

Объем программы, срок освоения. Программа «Юные художники»
разработана на 1 год обучения, учебная нагрузка по программе составляет 64
часа (32 недели).
Особенности организации образовательного процесса:
Режим занятий: учебная нагрузка для обучающихся составляет – 2
академических часа 1 раз в неделю. Академический час – 40 минут, перерыв
между занятиями – 10 минут.
Год обучения
Продолжительность Количество
Общее
занятия
занятий в неделю количество
занятий за год
1 год обучения
40 минут
2
64
Итого
64
Форма обучения – очная.
Форма организации образовательного процесса: фронтальная,
индивидуальная.
Форма реализации образовательной программы – традиционная.
Формы проведения занятий: беседа, мастер-класс, экскурсия, выставка,
занятие-фантазия, проектная деятельность, тематические праздники.
Формы подведения итогов: наблюдение, выставка, участие в конкурсной
деятельности.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: развитие визуально-пространственного мышления обучающихся как
формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира.
Задачи программы
Обучающие:
• формировать элементарные знания по теории изобразительного,
народного и декоративно-прикладного искусства;
• приобретать опыт собственной художественно-творческой деятельности;
Развивающие:
• развивать умение создавать художественные проекты-импровизации,
используя приемы художественного конструирования;
• развивать коммуникативные качества и активную жизненную позицию
обучающихся.
Воспитывающие:
• воспитывать интерес к искусству народов мира;
•воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые
сочетания цветов;
•воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным
трудом;
•воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию.

5

1.3. Планируемые результаты
Метапредметные:
– развитие художественно-творческих способностей;
– развитие индивидуально выраженных способностей;
– развитие памяти, внимания, воображения, образного, абстрактного,
логического и аналитического мышления;
– наличие адекватной самооценки учебных достижений;
– адекватное восприятие предложений и оценки педагога;
– умение организовать собственную творческую деятельность на основе
сформированных регулятивных учебных действий;
– умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
– способность осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности;
Личностные:
– наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к
духовным ценностям;
– чувство уверенности в себе, вера в свои возможности;
Предметные результаты:
– умение пользоваться понятиями: «композиция», «перспектива», «объём»,
«набросок», «эскизный проект», «художественный образ»;
– развитие художественных знаний, умений и навыков;
– умение работать с нужными инструментами и художественными
материалами;
– применение творческих способностей в процессе художественнопоисковой и практической деятельности.

6

Раздел 2. Содержание программы
2.1. Учебно-тематический план
Содержание учебно-тематического плана
№

Тема занятия

Осеннее настроение
1.1.
Бабушкин
коврик
(Аппликация с
элементами рисования)
1.2. Осеннее дерево в разноцветье
1.3. Ёжик среди осенних листьев
1.4. Дождливый парк осенью
1.5. Рисование с натуры «Листопад золотистый»
1.6. Прогулка грибника: Мухомор и белый
2
Фрукты и овощи
2.1. Осенняя принцесса - тыква
2.2. Урожай яблок
2.2. Натюрморт «Фрукты»
3
Мир за окном
3.1.
Морозные
узоры
(рисование
по
представлению)
3.2. Рождественская ночь
3.3. «Пушистое животное» (Рисование по сырому)
3.4. «Новогодний натюрморт»
3.5. «Волшебное дерево». Рисование по
представлению
3.6. «Воздушные вологодские узоры. Паутинки
(рисование по представлению)
3.7. «Снегири»
3.8. Рисование «Холмистый мотив»
3.9. Волшебная гирлянда
3.10. Открытка к 23 февраля
4
Весна идет!
4.1. Открытка к 8 марта
4.2. Сюжетная картина «Кошка на крыше»
4.3. «Дом с садом» Рисование по представлению
4.4. Цветущие сады
4.5 Пасхальный натюрморт
4.6 Рисование с натуры комнатного цветка
4.7. Рисование с элементами бумажной
пластики
5
Скоро лето
5.1. Коллективная работа «Красна улица
домами»
5.2. «Бабочки» аппликация сюжетная
Итого
1

7

Всег
о

В том числе
теория

практика

Формы
аттестации

12
2

3
0,5

9
1,5

наблюдение

2
2
2
2
2
8
2
2
4
22
2

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1,5
0,5
0,5
0,5
4,5
0,5

1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
6,5
1,5
1,5
3,5
15,5
1,5

наблюдение
наблюдение
наблюдение
выставка
наблюдение

2
2

0,5
0,5

1,5
1,5

выставка
выставка

4
2

0,5
0,5

3,5
1,5

наблюдение
наблюдение

2

0,5

1,5

выставка

2
2
2
2
16
2
2
2
2
4
2
2

0,5
0,5
0,5
0,5
3,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

1,5
1,5
1,5
1,5
12,5
1,5
1,5
1,5
1,5
3,5
1,5
1,5

наблюдение
наблюдение
наблюдение
выставка

6
4

1
0,5

5
3,5

2
64

0,5
11

1,5
53

наблюдение
наблюдение
Выставка
наблюдение

наблюдение
наблюдение
выставка
наблюдение
наблюдение
выставка
наблюдение
наблюдение
выставка

Содержание учебно-тематического плана
1. Осеннее настроение.
1.1. «Бабушкин коврик». Аппликация с элементами рисования.
Рисование декоративное. Теория: закрепление знаний по теме «Порядок цветов
радуги».
Практика: знакомство с видами графического изображения (линия, точка,
пятно).
Материал для работы: цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры.
1.2. Осеннее дерево в разноцветье. Теория: Закрепление знаний о цветах
осени, изучение понятия колорит.
Практика: Развитие умения создавать композицию с использованием
разных оттенков и форм.
Материал для работы: Бумага А3, цветные карандаши, акварель
1.3. Ёжик среди осенних листьев. Теория: Занятие посвящено созданию
выразительного образа ежа среди осенних листьев. Используются штриховка и
растушевка для придания объёма фигуркам животных и листьям.
Практика: Создание выразительного образа животного средствами
аппликации и рисунка.
Материал для работы: Бумага, мелки, цветные карандаши.
1.4. Дождливый парк осенью. Теория: Формирование представлений о
погодных явлениях, введение понятий светотени и перспективы.
Практика: Отработка техники нанесения дождя брызгами.
Материал для работы: Акварель, акварельные кисти, бумага формата A3,
карандаш, резинка.
1.5. Рисование с натуры «Листопад золотистый». Теория:
Совершенствование восприятия формы, цвета и фактуры листьев.
Практика: Овладение техникой передачи объема и пространства.
Материал для работы: Натуральный лист дерева, простой карандаш,
пастель, уголь, альбомный лист бумаги.
1.6. Прогулка грибника: Мухомор и белый. Теория: показать
возможности соединения линейного и цветового решения в одной работе;
закрепить представление о выразительных возможностях линии.
Практика: освоение художественной техники пластилиновая живопись
(рельеф).
Материал для работы: Пластилин, досочка .
2. Фрукты и овощи.
2.1. Осенняя принцесса – тыква. Теория: Знакомство с тематикой урока,
понимание специфики реалистичного рисования овощей с натуры.
Ознакомление с такими понятиями, как форма, объём, блики и рефлексы.
Особенности анатомии плода тыквы, её разнообразие видов и сортов. Основные
приёмы создания эффекта трёхмерности в рисунке, использование техник
наложения тона и плавных переходов света-тени.
Практика: Развитие визуального восприятия формы и структуры объекта,
умение находить характерные признаки овоща, передавать фактуру поверхности
8

и особенности окраски. Работа над созданием целостного реалистичного
изображения.
Материал для работы: Простой карандаш, ластик, акварель, кисти
разного размера, палитра, баночка с водой.
2.2. Урожай яблок Теория. Знакомство с темой урока, со спецификой
реалистического рисования фруктов с натуры, развитие восприятия,
ознакомление с понятием «блик», «падающие тени». Какие бывают фрукты,
виды, семейства, подвиды; техника рисунка и в Рисование с натуры яблок.
Практика: Поиск изобразительно-выразительных средств для передачи
характерных признаков, строения.
Материал для работы: карандаш, резинка, восковые мелки, акварель,
баночка, кисть, палитра.
2.3. Натюрморт «Фрукты» Теория: Ознакомление учащихся с основами
построения натюрморта, особенностями расположения предметов относительно
друг друга и общей композицией. Рассмотрение вопросов освещения объектов и
распределения теней, обучение построению правильных пропорций и размеров
изображаемых плодов. Изучение приёмов наложения мазков и слоёв краски для
достижения натурального вида фруктов.
Практика: Отработка навыка точного воспроизведения формы и цвета,
создание живописного изображения натюрморта. Использование контраста света
и тени для придания объёма объектам, работа с цветом и оттенком, передача
гладкости кожицы и сочности фруктов.
Материал для работы: бумага А3, гуашь, гуашевые краски, тонкие и
толстые кисти, палитра, вода.
3. Мир за окном.
3.1. Морозные узоры (рисование по представлению). Теория: знакомство
с техникой граттаж.
Практика: освоение технических приемов, подготовка рабочего
материала; рисование морозных узоров в стилистике кружевоплетения (точка,
круг, завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия с
узелками, сетка, цветок, петля и др.) узоры Гжели.
Материал для работы: белый картон, свеча, гуашь, тушь фиолетовая,
мыло, перо.
3.2 Рождественская ночь. Теория: рассказать о празднике Рождество: его
значении и символах
Практика: нарисовать рождественскую ночь в технике рисования гуашью.
Материал для работы: Карандаш, листы А3, краски, кисточки, вода.
3.3. «Пушистое животное» (Рисование по-сырому.) Теория: Знакомство с
техникой «по-сырому».
Практика: освоение художественной техники «по-сырому».
Материал для работы: Карандаш, тушь, перо, кисть.
3.4. «Новогодний натюрморт» Теория: построение.
Практика: декоративное рисование.
Материалы для работы: гуашь, кисти, бумага А3, карандаш, резинка.
9

3.5. «Волшебное дерев». Рисование по представлению. Теория:
знакомство с понятием «линия», «пятно» как художественно выразительных
средств живописи; анализ формы дерева; формирование первоначальных
представлений о цветовом (теплый свет и холодная тень) и светлотном
контрасте (темное дерево и светлые дуновения ветра).
Практика: закрепление навыков смешивания красок и получения
различных оттенков (в частности, очень светлых).
Материал для работы: цветной картон (синий), гуашь (желтая, красная,
синяя всех оттенков и белая, кисти № 1, 5. Тряпочки для вытирания кистей.
Баночка для воды.
3.6. «Воздушные вологодские узоры. Паутинки (рисование по
представлению) Теория: знакомство с элементами вологодского кружева
(вилюшка, сетка-решетка, плетешок), с осью симметрии, видами орнамента.
Мастера, создающие орнаменты, учатся у природы (вязальщицы,
вышивальщицы, расписчики и резчики по дереву и др.переносят в свои
произведения элементы природы-цветов, листьев, символы солнца, воды, земли).
Практика: рисование узоров в стилистике кружевоплетения (точка, круг,
завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия с
узелками, сетка, цветок, петля и др.) узоры Гжели.
Материал для работы: тушь, палочка, перо, гелевые ручки, цветной
картон
3.7. «Снегири». Теория: возникновение открытки, ее назначение и
тематика.
Практика: Техника создания и оформления открытки.
Материал для работы: цветной картон, бумага, ножницы, клей.
3.8. Рисование «Холмистый мотив» Теория: Членение плоскостей.
Ломаные линии.
Практика: Создание замерзшего поля в технике «растяжка» (переход от
светлого к темному).
Материал для работы: лист, гуашь синего, черного, белого цветов, кисть,
баночка.
3.9. Волшебная гирлянда Теория: значении гирлянды в культуре
праздников, о традиционных формах украшений. Детально объясняются основы
создания узоров и форм методом отпечатков.
Практика: Дети получают лист бумаги и начинают работу, делая
отпечатки своими руками, формируя огни гирлянды (точки, линии, круги). Затем
добавляют декоративные элементы: шары, снежинки, маленькие фигурки
животных или ангелов.
Материалы для работы: лист А4, гуашь, ватман, губка, кисти, краски,
ножницы, клей и трафарет фигурок.
3.10. Открытка к 23 февраля Теория: Создаем открытку-поздравление с
Днем защитника Отечества, экспериментируя с отпечатками ладошек, военных
символов (звезды, ордена, самолеты, танки).
10

Практика: Создание рельефных картинок и декоративных штампов
военной тематики на бумаге с помощью рук и пальцев.
Материалы для работы: Лист А4, гуашь, ватман, губки, кисти, краски,
ножницы, клей, трафареты звездочек и орденов.
4. «Весна идет!»
4.1. Открытка к 8 Марта. Теория: рассматриваем поздравительные
открытки
Практика: рисуем красочные следы-штампы цветов, веточек и листьев.
Материалы для работы: Лист А4, Цветные карандаши, фломастеры
4.2. Сюжетная картина «Кошка на крыше» Теория: Рисуем кошку,
расположенную на фоне городского пейзажа, изучая технику светотени.
Используем методы наложения слоев.
Практика: Работаем акварелью, создавая тени и полутени, чтобы
подчеркнуть объем кошки и крыши дома.
Материалы для работы: Лист А3, простой карандаш, акварель.
4.3. «Дом с садом». Рисование по представлению. Теория: анализ внешней
формы зданий, различных форм окон, дверей, крыш и т.п.; освоение понятий
«цветовой контраст» и «контраст фактур».
Практика: освоение выразительных возможностей цветового контраста
фактур.
4.4. Цветущие сады. Теория: Экспериментируем с необычными методами
рисования (пальчиковое рисование) для передачи весеннего настроения и
расцветающих деревьев.
Практика: Получение ярких отпечатков растительных следов и создание
абстракций весенних сюжетов.
Материалы для работы: Лист А3, гуашь, влажные салфетки, палитра.
4.5. «Пасхальный натюрморт». Теория: история праздника.
Практика: создание живописной композиции, свободное применение и
комбинирование художественных техник.
Материал для работы: гуашь, акварель, маркер.
4.6. «Рисование с натуры комнатного цветка». Теория: Анализ формы
предмета.
Практика: освоение художественной техники пластилиновая живопись
(рельеф).
Материал для работы: Пластилин, досочка, картон.
4.7. Рисование с элементами бумажной пластики. Теория: Анализ
формы предмета «кактус», освоение способов композиционного решения.
Практика: знакомство со спецификой реалистического рисования
комнатных растений, развитие способности к передаче композиции с
определенной точки зрения.
Материал для работы: Восковые мелки, акварель, бумага цветная, клей,
ножницы.
5. Скоро лето.
11

5.1. Коллективная работа «Красна улица домами» Коллективная
работа. Теория: Оформление пространства вокруг дома: ворота, ограда, деревья,
цветы.
Практика: освоение выразительных возможностей цветового контраста
фактур.
Материал для работы: цв.карандаш, фломастеры, восковые мелки,
цветные гелевые ручки, тушь, палочка, ножницы, клей.
5.2. «Бабочки» аппликация сюжетная. Теория: создание композиции из
пластических образов насекомых: бабочки; знакомство с осью симметрии,
видами орнамента. Мастера, создающие орнаменты, учатся у природы
(вязальщицы, вышивальщицы, расписчики и резчики по дереву и др.переносят в
свои произведения элементы природы-цветов, листьев, символы солнца, воды,
земли).
Практика: упражнения на применение принципов зеркальной симметрии.
Материал для работы: цветная бумага, ножницы, клей.
В конце обучения дети должны знать:
- технику работы акварелью, гуашью, карандашом, тушью, фломастерами,
восковыми мелками;
- приемы работы с некоторыми видами материалов (бумага, картон);
- назначение художника на разных этапах его работы;
- роль цвета, композиции, фактуры материала при создании
художественной аппликации работы;
- ряд произведений изобразительного искусства и фамилии их создателей;
- технику безопасности при работе на занятиях по изобразительному
искусству.
уметь:
- представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании
братьев-Мастеров;
- различать предметы народного творчества по их специфическим
особенностям и материалам;
- правильно сидеть за столом;
- верно держать лист бумаги и карандаш;
- свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в
нужных направлениях, не вращать при этом лист бумаги;
- передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное
положение, основной цвет предмета;
- правильно работать акварельными и гуашевыми красками – рисовать и
смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность, выполнять
простейшие узоры в полосе, квадрате, круге из декоративных форм
растительного мира;
- применять приемы рисования кистью;

12

- работать в трех основных видах художественной деятельности –
изобразительной, декоративной и конструктивной; вглядываться, содержательно
рассматривать мир, развивая наблюдательность и интерес к окружающему.
Личностными результатами изучения программы «Волшебная кисточка»
являются:
- развитие самостоятельности в поиске решения различных
изобразительных задач;
- формирование духовных и эстетических потребностей;
- овладение различными приёмами и техниками изобразительной
деятельности;
- воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения,
возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые
простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих
нравственных ценностей).

13

Раздел 3. Комплекс организационно-педагогических условий
3.1. Календарный учебный график
Год
Обучения
1 год
обучения

Дата
начала
обучения
15
сентября

Дата
окончания
обучения
23 мая

Количество
учебных
недель
32

Количество Количество
учебных
учебных
дней
часов
32
64

Режим
занятий
1 раз в
неделю
по 2 часа

Каникулы:
Осенние 27 октября-02 ноября
Зимние 29 декабря-11 января
Весенние 30 марта-05 апреля

3.2. Условия реализации программы
3.2.1. Материально-техническое обеспечение программы
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Оборудование, инструменты и материалы
Кабинет
Магнитно-меловая доска
Ноутбук
Мультимедиа
Картон
Карандаши простые
Ластики
Линейки
Ножницы
Клей
Маркеры
Тушь
Перья
Краски
Кисти
Малярный скотч

Кол-во
1
1
1
1
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
1

3.2.2. Методические материалы
№

Название раздела,
темы

1.

Осеннее настроение

2.

Фрукты и овощи

Материальнотехническое
оснащение,
дидактикометодический
материал
Учебнометодические
пособия,
демонстрационные
образцы
Учебнометодические
пособия,

Формы,
методы,
приёмы
обучения,
педагогические
технологии
Объяснение,
метод
погружения,
упражнение

Формы
учебного
занятия

Объяснение,
метод
погружения,

Практическая
работа

Практическая
работа

демонстрационные
образцы
Учебнометодические
пособия,
демонстрационные
образцы

3.

Мир за окном

4.

Весна идёт!

Демонстрационные
образцы

5.

Скоро лето

Ноутбук,
мультимедиа,
демонстрационные
образцы, учебнометодические
пособия,

упражнение
Объяснение,
демонстрация,
метод ключевых
вопросов, метод
погружения,
метод
свободных
ассоциаций,
практическая
работа
Рассказ,
демонстрация,
метод
погружения
Объяснение,
демонстрация,
упражнение

Лекция,
самостоятельная
работа, выставка

Лекция,
практическая
работа
Лекция,
контрольная
работа, выставка

3.3. Формы аттестации и оценочные материалы
Формы контроля. Важной формой контроля по приобретению
обучающимися новых знаний является проверка, проводимая в форме
выполняемых на занятиях работ по заданию педагога. В конце каждого занятия
подразумевается обсуждение работ, выставленных по желанию самих детей.
Метод демонстрации готовых работ обучающихся в ходе занятия является
традиционным, поэтому желательно применять его как можно чаще, поскольку
на занятиях по изобразительному искусству этот метод является одним из
наиболее эффективных. Указывая на неточности, следует максимально
корректно подсказать ребенку, как в дальнейшем избежать их. Обсуждение
работ обучающихся с точки зрения их содержания и выразительности
активизирует внимание учащихся, формирует у них опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок лучших работ дает ребятам возможность
заново увидеть и оценить свои поделки и рисунки, ощутив при этом радость
успеха. Работы, выполненные на занятиях, могут быть использованы как
подарки родным и друзьям, могут применяться в оформлении школы.
Контрольно-диагностический блок.
Диагностика образовательного процесса позволяет систематизировать и
наглядно оформить индивидуальные данные об обучающихся, организовать
деятельность с использованием диагностических методов, максимально
раскрывающих потенциал каждого ребенка. Анализ результатов диагностики
15

позволяет подобрать эффективные способы организации детского коллектива,
определить перспективу индивидуального развития личности.
Для большинства обучающихся основным результатом является
произведение собственных рук, а также набор компетенций, приобретаемых в
ходе освоения данной программы. Использование принципа постепенного
продвижения личности, дает возможность для самореализации воспитанника в
условиях свободного выбора различных видов изобразительной деятельности.
При этом успехи и достижения сравниваются не со стандартом, а с исходными
возможностями. Для определения возможностей и умений ребенка при записи в
объединение первичное тестирование, используется методика выявления
исходного уровня владения умениями и навыками. Дальнейшее отслеживание
результатов обучения проводится по контрольным заданиям, защите
творческого проекта в течение года и итоговому тестированию в конце учебного
года.

Личностные результаты

3.3.1. Характеристика оценочных материалов
Планируемые
результаты

Критерии оценивания

Виды контроля /
промежуточной
аттестации

Наличие
мотивации к
творческому
труду, бережному
отношению к
духовным
ценностям

Активное участие в
решении практических
задач технологической и
социальной
направленности;
интерес к
практическому
изучению профессий и
труда различного рода,
в том числе на основе
применения изучаемого
предметного знания;
ориентация на
моральные ценности и
нормы в ситуациях
нравственного выбора
Самоанализ, умение
любить и ценить себя и
свою творческую
деятельность

Входящий,
промежуточный,
итоговый

Чувство
уверенности в
себе, верить в свои
возможности

16

Входящий,
промежуточный,
итоговый

Диагностический
инструментарий
(формы, методы,
диагностики)
Наблюдение,
игровая
программа, работа
в парах, опрос,
тестирование

Наблюдение,
беседа, выставки,
конкурсы

Метапредметные
результаты

Развитие
художественнотворческих
способностей

Развитие
индивидуально
выраженных
способностей
Развитие памяти,
внимания,
воображения,
образного,
абстрактного,
логического и
аналитического
мышления
Наличие
адекватной
самооценки
учебных
достижений
Адекватное
восприятие
предложений и
оценки педагога
Умение
организовать
собственную
творческую
деятельность на
основе
сформированных
регулятивных
учебных действий
Умение работать с
простейшими
информационными
объектами:
рисунком, схемой;
Умение
договариваться о
распределении
функций и ролей в
совместной
деятельности

Умение анализировать,
Промежуточный
сравнивать,
группировать различные
объекты, явления,
факты;
устанавливать
закономерности и
использовать их при
выполнении заданий
Умение привнести
Промежуточный,
оригинальность в свою
Итоговый
работу

Наблюдение,
беседа

Умение
концентрироваться на
задании,
Умение привнести
оригинальность в свою
работу,
Соблюдение
технологической карты
Критическое мышление,
самоанализ

Входящий,
промежуточный,
итоговый

Наблюдение,
опрос, беседа,
выставки,
конкурсы

Итоговый

Выставка, конкурс

Критическое мышление,
умение адекватно
воспринимать оценку
педагога
Соблюдение
технологической карты

Итоговый

Выставка, конкурс

Входящий,
промежуточный,
итоговый

Наблюдение,
опрос, беседа,
выставки,
конкурсы

Умение сопоставлять и
отбирать информацию,
полученную из
различных источников

Входящий,
промежуточный

Наблюдение,
критический
анализ

Умение оказывать
помощь товарищу,
соблюдение
дисциплины

Входящий,
промежуточный,
итоговый

Наблюдение,
игровая
программа, работа
в парах,
микрогруппах

17

Наблюдение,
беседа, выставка

Предметные результаты

Осуществление
взаимного
контроля в
совместной
деятельности
Умение
пользоваться
понятиями:
«линейноконструктивный
рисунок»,
«тональный
рисунок»,
«композиция»,
«перспектива»,
«объём»,
«набросок»,
«эскизный
проект»,
«художественный
образ»
Овладение
основами
академического
рисунка
Развитие
художественных
знаний, умений и
навыков;
Умение работать с
нужными
инструментами и
художественными
материалами
Применение
творческих
способностей в
процессе
художественнопоисковой и
практической
деятельности

Критическое мышление,
самоанализ, соблюдение
дисциплины,
взаимопомощь

Промежуточный,
Итоговый

Наблюдение,
выставка, конкурс

Знаниевый компонент,
использование
профессиональной
лексики, применение
теоретических
академических знаний в
процессе рисунка

Промежуточный,
итоговый

Наблюдение,
беседа,
критический
анализ, опрос,
тестирование

Умение организовать
свою деятельность,
наличие готовой работы

Входящий,
промежуточный,
итоговый

Наблюдение,
беседа, выставка,
конкурс

Умение оперировать
техниками и приёмами
«академического
рисунка»
Использование
полученных знаний на
практике

Промежуточный

Наблюдение,
беседа,
критический
анализ
Наблюдение,
беседа

Промежуточный

Использование законов
Промежуточный
композиции,
перспективы и
цветоведения, умение
пользоваться
графическими
средствами изображения

18

Наблюдение,
беседа, тест, опрос

Раздел 4. Список литературы
4.1. Нормативные документы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волшебная кисточка» художественной направленности разработана в
соответствии с нормативно-правовыми документами:
1.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273Ф3.
2.
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 №
678-р.
3.
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от
29.05.2015 № 996-р.
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее-СанПиН).
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
7.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 № 629 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
8.
Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
9.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015
№ 09-3242 «О направлении информации» (вместе с Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы).

19

4.2. Список методической литературы
1. Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное
искусство. М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2006 .
2. Коротеева Е.И. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство.
Искусство и ты: учеб. для 2 кл. М.: Просвещение, ОАО «Московские
учебники», 2006 .
3. Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. / Под ред. Неменского
Б.М. Изобразительное искусство: искусство вокруг нас.: учеб. для 3 кл. М.:
Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2007
4. Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное
искусство: каждый народ – художник.: учеб. для 4 кл. М.: Просвещение, ОАО
«Московские учебники», 2007 .
4.3. Список учебной литературы
1. Алексеева В.В. Что такое искусство? - М.
2. Алёхин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. М 1984.
3. Алёхин А.Д. О языке Изобразительного искусства.- М.,1973.
4. Барщ А.О. Наброски и зарисовки, «Искусство», М., 1970.
5. Беда Г.В. Основы изобразительной Грамоты.-М.,1989.
6. Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь - С.Пб.,1993.
7. Дейнека А.А. Живопись, графика, скульптура, мозаика.- Л.,1982.
8. Жегалова С.К. Русская народная живопись. - М.,1984.
9. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. М., 1998.
10.Кузин В.С. Психология. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп.,1998.
11.Кулебакин Г.И. Рисунок и основы композиции. М., «Высшая школа»,
1988.
12.Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. М., 1973.
13.Энциклопедический словарь юного художника. - М.,1983.
- для педагога:
1. Арнхейм Р.Л. Искусство и визуальное восприятие. - М.; 1974
2. Бычков В.В. Эстетика. - М.; 2003
3. Выготский А.С. Психология искусства. - М.; 1997
4. Жабинский В.И. Рисунок. - М.; 2008
5. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. - М.; 2004
6.Канн-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М.;
1990
7.Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. - М.; 1998
8.Клее Пауль Педагогические Эскизы. - М.; 2005
9.Меерович М.И. Технология творческого мышления. - М.; 1989
10.Немцов Г.М. Искусство – школа формирования личности. - М.; 2004
11.Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования/под. ред. Полат.Е.С. - М.; 2001
20

12.Огородников Ю.А. Особенности воздействия искусства на человека. М.;1992
13.Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для студ. - М.; 2003
14.Школа изобразительного искусства. Сборник. В 10-ти вып. - М.; 19601988
15.Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.; 1964

21

Приложение
Приложение 1. Календарный учебный график первого года обучения
№
Дата
разде Месяц
Недел
ла
я
1.
1.1.
Сентябрь 3

Тема занятия

Кол-во
часов

1.2.

Сентябрь

4

Осеннее настроение
Бабушкин коврик (Аппликация
элементами рисования)
Осеннее дерево в разноцветье

1.3.

Октябрь

1

Ёжик среди осенних листьев

2

1.4.

Октябрь

2

Дождливый парк осенью

2

1.5.

Октябрь

3

2

1.6.

Октябрь

4

Рисование
с
натуры
листопад
золотистый
Прогулка грибника: Мухомор и белый

8
2

12
2

с

2

2

2.
2.1.

Ноябрь

1

Фрукты и овощи
Осенняя принцесса - тыква

2.2.

Ноябрь

2

Урожай яблок

2

2.3.

Ноябрь

3
4

Натюрморт «Фрукты»

2
2
22
2

3.
3.1

Декабрь

1

3.2.

Декабрь

2

Мир за окном
Морозные узоры (рисование
представлению)
Рождественская ночь

по

2

22

Форма
занятия

Место
проведения

Форма контроля

Беседа, самост.
работа
Беседа, самост.
работа
Беседа, самост.
работа
Беседа, самост.
работа
Беседа, самост.
работа
Беседа, самост.
работа

Кабинет

Наблюдение, опрос

Кабинет

Наблюдение, опрос

Кабинет

Наблюдение, выставка

Кабинет

Наблюдение, опрос

Кабинет

Наблюдение, опрос

Кабинет

Наблюдение, опрос

Беседа, самост.
работа
Беседа, самост.
работа
Беседа, самост.
работа

Кабинет

Наблюдение, опрос

Кабинет

Наблюдение, выставка

Кабинет

Наблюдение, опрос

Беседа, самост.
работа
Беседа,
коллективная
работа

Кабинет

Наблюдение, выставка

Кабинет

Наблюдение

3.3.

Декабрь

3

«Пушистое животное» (Рисование по сырому)

2

3.4.

Декабрь
Январь

4
3

«Новогодний натюрморт»

2
2

3.5.

Январь

4

«Волшебное дерево». Рисование по
представлению

2

3.6.

Январь

5

2

3.7.

Февраль

1

«Воздушные
вологодские
Паутинки
(рисование
представлению)
«Снегири»

3.8.

Февраль

2

Рисование «Холмистый мотив»

2

3.9.

Февраль

3

Волшебная гирлянда

2

3.10

Февраль

4

Открытка к 23 февраля

2

4.
4.1.

Март

1

Весна идет!
Открытка к 8 марта

16
2

4.2.

Март

2

Сюжетная картина «Кошка на крыше»

2

4.3.

Март

3

«Дом с садом»
представлению

2

узоры.
по

Рисование

2

по

23

Беседа,
самостоятельная
работа
Беседа,
самостоятельная
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа

Кабинет

Наблюдение, выставка

Кабинет

Наблюдение

Кабинет

Наблюдение

Кабинет

Наблюдение, выставка

Кабинет

Наблюдение, выставка

Кабинет

Наблюдение, выставка

Кабинет

Наблюдение

Кабинет

Наблюдение, выставка

Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая

Кабинет

Наблюдение

Кабинет

Наблюдение, выставка

Кабинет

Наблюдение, выставка

4.4.

Март

4

Цветущие сады

2

4.5.

Апрель

2
3

Пасхальный натюрморт

2
2

4.6.

Апрель

4

Рисование с натуры комнатного цветка

2

4.7.

Апрель

5

Рисование с элементами бумажной
пластики

2

5.
5.1.

Май

1
2

Скоро лето
Коллективная работа «Красна улица
домами»

10
2
2

5.2.

Май

3

«Бабочки» аппликация сюжетная

2

ИТОГО

64

24

работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа

Кабинет

Наблюдение, выставка

Кабинет

Наблюдение, выставка

Кабинет

Наблюдение

Кабинет

Наблюдение

Беседа,
коллективная
работа

Кабинет

Наблюдение

Беседа,
практическая
работа.
Контрольная
работа

Кабинет

Наблюдение, выставка

•
•
•

Приложение 3. Диагностический инструментарий
Цель – определить уровень освоения обучающимися программы.
Задачи:
оценить владение основами изобразительной грамоты;
оценить умение применять теоретические знания на практике;
оценить умение пользоваться художественным материалом.
Метод контроля – контрольная работа
Время выполнения – 2 занятия по 40 минут
Инструкция по выполнению работы. Итоговый мониторинг проводится в
форме контрольной работы. Контрольная работа состоит из трех вопросов по
теоретическому курсу и одного практического творческого задания.
Контрольная работа выполнена в трех вариантах. Творческое задание
оформляется в виде выставки. Одна работа должна быть представлен
обучающимся, выполненная за период обучения.
Оценивание теоретической части:
3 балла – задание выполнено самостоятельно, без ошибок.
2 балла – допущена 1 ошибка
1 балла – допущено 2 ошибки и более ошибок
Оценивание практической работы:
25 - 30 баллов – высокий уровень. Ребенок выполнил работу в полном объеме с
соблюдением необходимой последовательности, составил композицию,
учитывая законы композиции, проявил фантазию, творческий подход.
19 - 24 баллов – средний уровень. В работе есть незначительные недочеты в
композиции и в цветовом решении, при работе есть небрежность
14 - 18 баллов – низкий уровень. Работа выполнена под руководством
преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует
Вопросы для контрольной работы
1. Укажи цвет, который не является основным.
1. жёлтый
2. синий
3. белый
4. красный
2. Выбери материал, с помощью которого нельзя
создать данное произведение искусства.
На изображении представлена объёмная фигура. Объём
можно слепить с помощью пластичных материалов.
1. глина
2. пластилин
3. гуашь
4 гипс

25

3. Кто такой живописец?
1. человек, сочиняющий стихи
2. человек, записывающий мелодию на бумаге
3. человек, рисующий красками
4. человек, который лечит людей
4. В каком варианте ответа перечислены все виды изобразительного
искусства?
1. архитектура, скульптура, живопись
2. архитектура, скульптура, живопись, графика
3. архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное
искусство
4. архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное
искусство, портрет
5. Собери слово по буквам, находящимся в кружках. Что оно означает?

1. украшение, узор и сочетание геометрических, растительных и животных
элементов, ритмически повторяющихся
2. вид изобразительного искусства, изображающий действительность красками
3. равномерное чередование одних и тех же предметов, объектов
4. вид изобразительного искусства, создающий свои произведения с помощью
линий и штрихов
6. Какая из этих картин не является произведением В. Васнецова?

1.

3.

26

2.

4.

7. Соотнеси вид изобразительного искусства с соответствующим
изображением. В каком варианте ответа указана верная комбинация цифр
и букв?

1) архитектура

а)

2) графика

б)

3) живопись
1. 1-в, 2-б, 3-а
2. 1-б, 2-в, 3-а

в)
3. 1-а, 2-б, 3-в
4. 1-а, 2-в, 3-б

8. Как называется художественное изображение на полотне?
1. картина
2. машина
3. сардина
4. гардина
27

9. Какой цвет является холодным?
1. голубой
2. жёлтый
3. оранжевый
4. коричневый
Индикатор правильных ответов
1–3
2–3
3–3
4–3
5 – орнамент, 1
6–4
7-4
8–1
9-1
Критерии оценивания практической работы
Критерии

Высокий Средний Низкий
уровень уровень уровень
3 балла
2 балла
1 балла

владение основами изобразительной грамоты (умение
последовательного выполнения работы в заданном формате,
передачи пропорций и характера изображаемого объекта,
выявление конструктивных и пластических особенностей
формы и объема посредством светотеневой проработки и
расположения в пространстве, передачи тональных
отношений при сохранении цельности изображения).
степень сходства изображения с предметами реальной
действительности
умение решать задачи, основанные на ассоциативном
восприятии окружающего мира через трансформацию
природных и искусственных форм.
умение использовать типы колорита для создания цветовой
гармонии.
умение использовать основные изобразительные средства
выражения замысла: точка, штрих, линия, пятно, цвет, тон,
фактура;
владение различными техниками и приемами в области
изобразительного искусства;
наличие культуры исполнительского мастерства.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».