Юный турист

Управление образованием Новолялинского муниципального округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования Новолялинского муниципального округа
«Дом детского творчества «Радуга»

Принята на заседании
педагогического совета
«28» августа 2025г.
Протокол № 01

Утверждена
приказом директора
МАОУ ДО НМО «ДДТ «Радуга»
от 01.09.2025 № 90 од
Муниципальное автономное
образовательное
учреждение
дополнительного
образования
Новолялинского
муниципального округа "Дом
детского творчества "Радуга"
2025.09.11 16:21:42 +05'00'

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности

«Юный турист»
Возраст обучающихся: 10 – 18 лет
Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:
Егоров Василий Никонорович,
педагог дополнительного
образования

г. Новая Ляля, 2025

Оглавление
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ .......................... 3
1.1. Пояснительная записка ........................................................................................ 3
1.2. Цели программы ................................................................................................... 5
1.3. Планируемые результаты .................................................................................... 5
РАЗДЕЛ 2. Содержание программы ......................................................................... 7
2.1. Учебный (тематический) план первого года обучения .................................... 7
2.2. Учебный (тематический) план второго года обучения .................................... 7
2.3. Содержание учебного (тематического) плана................................................... 7
РАЗДЕЛ 3. Организационно-педагогические условия ........................................... 9
3.1. Материально-техническое обеспечение ........................................................... 9
3.2. Методические материалы .................................................................................... 9
3.3. Формы аттестации .............................................................................................. 10
3.3.1. Оценочные материалы .................................................................................... 10
3.3.2. Характеристика оценочных материалов ....................................................... 13
РАЗДЕЛ 4. Список литературы ............................................................................... 16
4.1. Нормативные документы .................................................................................. 16
4.2. Литература, использованная при составлении программы ........................... 16
4.3. Рекомендуемый список литературы для педагога .......................................... 17
4.4. Рекомендуемый список литературы для обучающихся и родителей ........... 17
Приложение ............................................................................................................... 18
Приложение 1. Календарный учебный график первого года обучения .............. 18
Приложение 2. Календарный учебный график второго года обучения .............. 19
Приложение 3. Ведомость уровня освоения программы ...................................... 22
Приложение 4. Зачетный летний поход .................................................................. 22
Приложение 5. Рекомендуемый перечень личного туристского снаряжения
учащегося ................................................................................................................... 23

2

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Детско-юношеский туризм является одной из наиболее эффективных
оздоровительных технологий, способствующих всестороннему развитию
личности, формированию здорового образа жизни человека и общества в
целом, что имеет большое значение в воспитании подрастающего поколения.
Актуальность. Туризм способствует развитию понимания как интересно
и содержательно можно организовывать свой досуг, освоению практических
навыков, необходимых в различных жизненных ситуациях, повышению
мотивации на здоровье и здоровый образ жизни. Участие в походах,
экспедициях воспитывают умение преодолевать трудности в сложных
ситуациях, самостоятельность, ответственность за порученное дело.
Применяя на практике знания топографии, ориентирования, охраны
природы
идет
непосредственное
знакомство
с
природой,
достопримечательностями родного края.
Отличительные особенности программы. Содержание программы
условно можно разделить на три направления «Мой край» (разделы «Наш
край», «Охрана природы»), «Поход» (разделы «Организация и проведение
похода», «Туристическое снаряжение», «Топографическая подготовка»,
«Ориентирование в походе») и «Медицина» (разделы «Гигиена туриста»,
«Первая доврачебная помощь»). Данные направления позволяют обучить детей
двум ролям поведения: «Я житель», «Я турист». Согласно этому, обучающиеся
знакомятся с родным краем, Россией и практически осваивают условия
походной подготовки и проживания. Программа предполагает посещение
виртуальных и реальных экскурсий, выходы в краеведческие музеи района, в
близлежащие музеи Свердловской области.
Предлагаемая программа предусматривает дифференцированный подход
к обучению детей. Освоение программы в зависимости от способностей,
обучающихся даёт им возможность улучшить спортивные результаты,
акцентировать внимание на понимании важности здорового образа жизни.
Применение методов обучения из области физической культуры во
взаимосвязи с местным историческим, экологическим, географическим
аспектами позволяет индивидуализировать процесс обучения, направив его на
развитие личностных качеств и достижения успеха в смежных областях.
Ценностные ориентиры содержания программы. Содержание программы
«Юный турист» направлено на воспитание у подрастающего поколения
эмоционально-ценностного и ответственного отношения к природе, к России, к
родному краю, к своему здоровью и здоровью окружающих людей, на
воспитание активной жизненной позиции.
Новизна программы заключается в том, что в процессе туристскокраеведческой деятельности у детей формируются такие жизненно важные
качества, как упорство, честность, мужество, взаимовыручка.
3

Группы являются разновозрастными. Переводы с групп обучения
осуществляются согласно возрасту обучающихся и после того, как
обучающийся успешно сдал квалификационные испытания.
Предлагаемая программа предусматривает дифференцированный подход
к обучению школьников. Выполнение программы в зависимости от
способностей учащихся даёт им возможность достичь высоких спортивных
результатов, стать профессиональным спортсменом, вести здоровый образ
жизни, уметь выживать в различных жизненных ситуациях, осуществлять
принцип преемственности и передачи умений и навыков, приобретенных на
занятиях.
Уровень программы - базовый.
Адресат программы. Программа адресована детям младшего, среднего и
старшего школьного возраста. Состав группы разновозрастной, но постоянного
состава. Принцип интеграции и дифференциации задач, содержания, средств
становится основой для обучения в такой группе. На занятиях старшие
выступают организаторами групповой деятельности, объясняют то, что не
усвоено младшими, но, в связи с этим, педагог должен определять и работу со
старшими ребятами, сохраняя у них интерес к занятиям.
Объем и срок освоения программы. Программа реализуется два года в
объеме 256 часов. 1 год обучения – 128 часов в год, 2 год обучения – 128 часов
в год.
Особенности организации образовательного процесса:
Режим занятий. Обучение проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, в том
числе время, отведенное на тренировки в лесном полигоне и организации
походов (4, 8, и т.д. часов). Каждый год обучения заканчивается летним двухили трехдневным походом, где отрабатывается и совершенствуется
практическая часть программы.
Продолжительность одного академического часа – 40 минут, перерыв –
10 минут.
Год освоения
1 год обучения
2 год обучения

Число занятий в неделю
4
4

Общее число часов в год
128
128

Форма обучения – очная.
Форма организации образовательного процесса. В процессе занятия
используются коллективные, индивидуальные, групповые формы работы с
обучающимися.
Форма реализации образовательной программы – традиционная
модель. Представляет собой линейную последовательность освоения
содержания в течении одного или нескольких лет обучения в одной
образовательной организации.
Формы проведения занятий: беседа, тестирование, практические
занятия, теоретические занятия, открытые уроки, соревнования, экскурсии,
учебно-тренировочные сборы, поход. Ведущей формой организации
образовательного процесса является занятие. Программа предполагает
использование аудиторных занятий (включающих освоение теории,
4

практические упражнения). Помимо аудиторных занятий в программе
используются внеаудиторные занятия: экскурсии, походы, соревнования.
Теоретические и практические занятия проводятся с привлечением
наглядных материалов. Необходимо воспитывать у детей умение и навык
самостоятельного принятия решения, неукоснительного выполнения
требований в походе, экскурсии, на соревнованиях. Обязательным условием
является практическое участие обучающихся в соревнованиях по
ориентированию и технике пешеходного туризма.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
наблюдение, беседа, сдача нормативов, тестирование, соревнования, учебнотренировочные сборы. Поход.
1.2. Цели программы
- привлечение учащихся к систематическим занятиям туризмом;
- пропаганда здорового образа жизни через занятия туризмом;
- формирование у воспитанников нравственных ценностей и
экологической культуры;
- подготовка юных инструкторов по туризму и судей.
Задачи программы:
1. Обучающие:
- дать необходимые знания, умения и навыки в области спортивного
ориентирования, пешеходного и лыжного туризма;
- знание способов оказания первой медицинской помощи;
- изучение техники туризма.
2. Развивающие:
- совершенствование туристских умений, навыков;
- приобретение и использование организаторских качеств и специальных
знаний при проведении соревнований и походов;
- развитие организаторских способностей, навыков руководства группами
младших классов.
2. Воспитательные:
- способствовать формированию интереса к окружающей среде;
- формирование нравственной и физической культуры;
- воспитывать чувство коллективизма, дисциплинированность,
настойчивость в достижении цели; - воспитывать самостоятельность и
активность, мужество и волю, необходимые в современной жизни;
- формирование здорового образа жизни.
1.3. Планируемые результаты
Ожидаемым результатом реализации программы является
формирование у учащихся метапредметных результатов:
- познавательный интерес к туризму и краеведению;
- интерес обучающихся к туристической деятельности и краеведческому
исследованию;
5

- формирование чувства ответственности за свои действия,
дисциплинированность, взаимопомощь;
- владение способами совместной деятельности в группе, приемами
действий в ситуациях общения, умениями искать и находить компромиссы
личностных результатов:
- умение видеть красоту окружающего мира;
- умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей
среде;
- желание вести здоровый образ жизни;
- владение культурой поведения в обществе
предметных результатов:
- знание техники безопасности на тренировках и в походе;
- знание места Новолялинского городского округа на карте Свердловской
области, краеведческие достопримечательности;
- знание простейших условных знаков и масштабы карт;
- умение оказывать первую доврачебную помощь в походе;
- умение правильно вести себя на маршруте.

6

РАЗДЕЛ 2. Содержание программы
2.1. Учебный (тематический) план первого года обучения
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Наименование темы
Введение
Наш край. Охрана природы
Организация и проведение похода.
Туристическое снаряжение.
Топографическая подготовка.
Ориентирование в походе.
Гигиена туриста. Первая доврачебная
помощь.
ВСЕГО

Количество часов
всего
теория
4
4
8
4
20
4
36
6
24
16
28
12
8
4

практика
4
16
30
8
16
4

128

78

50

Формы
аттестации
наблюдение
наблюдение
зачёт
зачёт
наблюдение
наблюдение
наблюдение

2.2. Учебный (тематический) план второго года обучения
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Наименование темы
Введение
Наш край. Охрана природы
Организация и проведение похода.
Туристическое снаряжение.
Топографическая подготовка.
Ориентирование в походе.
Гигиена туриста. Первая доврачебная
помощь.
ВСЕГО

Количество часов
всего теория практика
4
4
12
4
8
20
4
16
36
4
32
20
4
16
28
4
24
8
4
4
128

28

Формы
аттестации
наблюдение
наблюдение
зачёт
зачёт
наблюдение
наблюдение
наблюдение

100

2.3. Содержание учебного (тематического) плана
1. Введение. Беседа о туризме и о работе кружка. Законы туристов.
Достижения предыдущих групп воспитанников в соревнованиях. Показ
видеофильмов.
2. Наш край. Охрана природы. Город, в котором я живу, район,
область. Географическое положение, климат, растительность, животный мир,
реки, озера нашего края.
3. Организация и проведение походов. Изучение района похода.
Подбор и подготовка снаряжения. Расчет питания. Организация ночлега.
Практическое занятие. Движение цепочкой, разбивка бивака, разведение
костра. Движение по азимуту.
4. Туристическое снаряжение. Личное и групповое снаряжение.
Распределение группового снаряжения. Правила укладки рюкзака.
Практическое занятие. Установка палатки.
5. Топографическая подготовка. Знакомство с топографическими
знаками и картой.
Практическое занятие. Зарисовка простейших топографических знаков и
местных предметов. Чтение карты села и района.
6. Ориентирование в походе. Знакомство с компасом.
7

Практическое занятие. Определение сторон горизонта по компасу и
местным предметам. Определение азимута на предмет.
7. Гигиена туриста. Первая доврачебная помощь. Гигиенические
требования к одежде, обуви, посуде, биваку. Походная аптечка.
Практическое занятие. Доврачебная помощь пострадавшему. Переноска
пострадавшего.
На занятиях объединения, в походах выходного дня и многодневных
походах воспитанники должны научиться:
к окончанию первого года обучения:
- фиксировать наблюдения во время похода;
- вести наблюдения за погодой и составлять прогнозы;
- ориентироваться на незнакомой местности при помощи карты;
- выбирать место для бивака, ставить палатку, разжигать костер,
изготовить простейшее туристское оборудование;
- оказать первую доврачебную помощь;
к окончанию второго года обучения:
- составлять план путешествия и разрабатывать маршрут;
- фиксировать наблюдения во время похода;
- проводить
простейшие
исследования,
обрабатывать
и
коллекционировать собранные материалы;
- вести наблюдения за погодой и составлять прогнозы;
- ориентироваться на незнакомой местности при помощи карты, компаса
и по различным местным объектам;
- выбирать место для бивака, ставить палатку, разжигать костер, готовить
пищу на костре, изготовить простейшее туристское оборудование;
- оказать первую доврачебную помощь;
- организовывать и проводить школьные соревнования, судить разные
этапы районных соревнований;
- организовывать и проводить походы выходного дня с младшими
классами.

8

РАЗДЕЛ 3. Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
Год
обучения

Дата начала
обучения

Дата
Количеств
окончания о учебных
обучения недель

Количество
учебных
дней

1 год
обучения

15 сентября

23 мая

32

64

Количес
тво
учебных
часов
128

2 год
обучения

15 сентября

23 мая

32

64

128

Режим
занятий
по 2
занятия
2 раза в
неделю
по 2
занятия
2 раза в
неделю

Каникулы:
Осенние: 27 октября – 02 ноября
Зимние: 29 декабря – 11 января
Весенние: 28 марта – 05 апреля

3.1. Материально-техническое обеспечение
Для тренировок по технике туризма и для совершения походов со
школьниками:
- Страховочные системы – 5 комплектов
- Карабины: простые - 10 шт.
автоматы – 24 шт.
- Прусики для самостраховки 15-20 шт.
- Каски 4 шт.
- Веревки основные 10 мм: - 5 х 40 метров.
- 4 х 30 метров.
- 3 х 20 метров.
- Рюкзаки 8 шт.
- Спальные мешки 18 шт.
- Коврики 18 шт.
- Палатки: - 1 местные 1 шт.
- 2-х местные 3 шт.
- 4-х местные 4 шт.
- Костровые принадлежности – 1 комплект.
- Котлы: - 3-х литровый 1 шт.
- 5-и литровый 1 шт.
- 8-и литровый 2 шт.
3.2. Методические материалы
№

Название раздела,
темы

Материальнотехническое оснащение,
дидактикометодический материал
9

Формы, методы,
приемы обучения.
Педагогические
технологии

Формы
учебного
занятия

1

Наш край.
Охрана природы

Учебная литература,
видеоролики,
раздаточный материал

2

Организация и
проведение
похода.

Учебная литература,
видеоролики,
раздаточный материал,
оборудование.

3

Туристическое
снаряжение.

Учебная литература,
плакаты, раздаточный
материал,
оборудование.

4

Топографическая
подготовка.

Учебная литература,
учебное оборудование,
карты.

5

Ориентирование
в походе.

6

Гигиена туриста.
Первая
доврачебная
помощь.

Учебная литература,
видеоролики,
раздаточный материал.
Учебная литература,
раздаточный материал.

Рассказ,
объяснение, беседа,
игра. Развивающее
обучение.
Рассказ,
объяснение, беседа,
игра. Развивающее
обучение,
практические
занятия
Рассказ,
объяснение,
демонстрация,
упражнение,
практические
занятия Обучение в
сотрудничестве
Рассказ,
объяснение, показ.
Развивающее
обучение.
Рассказ, лекция,
работ с учебником.
Объяснение,
демонстрация.

Лекция,
семинар,
самостоятельна
я работа.
Лекция,
семинар,
самостоятельна
я работа.
Семинар,
практическая
работа.

Семинар,
практическая
работа.
Лекция,
практическая
работа.
Лекция,
практическая
работа

3.3. Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
– Журнал посещаемости;
– Материал наблюдения и тестирования;
– Участие в многодневном походе и походе выходного дня;
– Заметки и фотоотчеты.
3.3.1. Оценочные материалы
Для определения соответствия результатов освоения программы
заявленным целям и планируемым результатам обучения предусмотрено
использование таких видов контроля, как входной, текущий, промежуточный и
итоговый.
Входной контроль (сентябрь) проводится в форме собеседования с
преподавателем. Оценивается уровень стартовых знаний и уровень
физического развития обучающихся. Текущий контроль проводится в течение
всего года. Используются такие методы как наблюдение, опрос, выполнение
практических заданий и упражнений. Промежуточный контроль (декабрь)
проводится по окончании первого учебного полугодия по итогам выполнения
практических упражнений после пройденных разделов программы. Итоговый
10

контроль проводится в конце учебного года в форме сдачи контрольных
спортивных нормативов и оценке результативности участия в соревнованиях по
спортивному туризму.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
– Журнал посещаемости, ведомость участия в соревнованиях по
спортивному туризму различного уровня;
– Материал наблюдения и тестирования;
– Участие в многодневном походе и походе выходного дня;
– Заметки и фотоотчеты.
Перед педагогом стоит задача, чтобы его обучающиеся в процессе
обучения выполнили спортивные разряды. Но это не обязательное условие для
каждого, все зависит от данных обучающегося. Так, в зависимости от
физических и физиологических данных ребенка педагог должен сам подобрать
формы контроля возможно даже индивидуально для каждого.
Здесь могут быть следующие формы контроля:
– тестовые задания (выполнение без учета времени, но на улучшение
собственного результата);
– соревнования;
– походы (уметь подбирать личное и групповое снаряжение, укладывать
рюкзак, составлять меню, упаковывать продукты, ориентироваться, участвовать
в походах, в итоге организовывать ПВД).
На первом году обучения:
Тестовые задания:
Специальная техническая подготовка:
– «подгонять» и надевать страховочную систему;
– владеть карабинами на время (например: траверс);
– вязать узлы;
– маркировать веревку;
Общая физическая подготовка:
– силовые качества: пресс – сгибание-разгибание туловища за 1 мин.
– участие на дистанциях 1-2 класса муниципального уровня (закончить
дистанцию в контрольное время (для условия выполнения норм для присвоения
разряда).
Походы:
– участие в конце учебного года в учебно-тренировочном походе
выходного дня, многодневный поход (не менее 2х ночевок), в ходе и по итогам
которого оценивается умение: подбирать личное снаряжение, укладывать
рюкзак, упаковывать продукты, устанавливать палатку, работать с компасом;
– под присмотром педагога: разжигать костры; работать у костровища,
готовить пищу.
На втором году обучения:
Тестовые задания:
Специальная техническая подготовка:
– владеть карабинами на время;
11

– вязать узлы на время;
– маркировать веревку на время;
– жумаринг (подъем по вертикальной веревке М – 20м., Ж – 15м. (в
зависимости от возраста)).
Общая физическая подготовка:
– силовые качества: пресс – сгибание-разгибание туловища за 1 мин.
(и.п.- лежа на спине); сила рук – подтягивание, отжимание;
– общая выносливость: кросс 1-3 км. (в зависимости от возраста).
– скоростно-силовая выносливость: выпрыгивание за 1 мин. (упор присев
– упор лежа – упор присев – прыжок вверх, руки вверх – выполняется в
прыжке).
Соревнования:
– участие на дистанциях 1-2 кл. муниципального, регионального уровня
(выполнить нормы для присвоения разряда).
Для более подготовленных: выполнить нормы для присвоения 3 разряда.
Походы:
– участие в конце учебного года в учебно-тренировочном степенном
походе, либо в походе 1 к.с., в ходе и по итогам которого оценивается умение:
подбирать личное и групповое снаряжение, укладывать рюкзак, упаковывать
продукты, работать у костровища, готовить пищу, читать мелкомасштабную
карту.
Метапредметные результаты освоения программы оцениваются при
помощи педагогического наблюдения. Критерии оценки метапредметных
результатов:
3 балла (высокий уровень): обучающийся умеет налаживать и
поддерживать доброжелательные отношения, совместно принимать решения и
решать проблемы, работать для достижения общей цели; умеет самостоятельно
выполнять свои обязанности; умеет переносить трудности на занятиях и в
походах; умеет оценивать свои действия для достижения нужного результата
поставленной задачи, умеет правильно оценить конечный результат.
2 балла (средний уровень): при решении конфликтных вопросов
требуется помощь руководителя; иногда возникают трудности при
необходимости взаимодействия на занятиях и в походах; для достижения
поставленной задачи совершаются ненужные или лишние действия; требуется
помощь педагога в оценке результатов.
1 балл (низкий уровень): обучающийся демонстрирует нежелание быть в
коллективе; тяжело переносит трудности во время занятий и походов; работу
выполняет по принуждению руководителя; не в состоянии оценить
правильность выполнения поставленной задачи; требуется контроль.
Для отслеживания личностных результатов освоения программы
используются такие методы как педагогическое наблюдение, беседа. Критерии
оценки личностных результатов:
3 балла (высокий уровень) – здоровый образ жизни становится
неотъемлемой частью жизни; занимается спортивным туризмом без внешней
12

мотивации; во время занятий и в походах самостоятельно ищет возможность
помочь коллективу, проявляет желание участвовать в общественных делах.
2 балла (средний уровень) - желание соблюдать здоровый образ жизни
проявляется периодически; чувство ответственности за коллектив проявляется,
но в зависимости от ситуации; желание учиться есть, но периодически
ослабевает, требуется внешняя мотивация.
1 балл (низкий уровень) – нет потребности в здоровом образе жизни; про
ответственность приходится постоянно объяснять и напоминать; педагогу
необходимо жестко контролировать выполнение заданий. Все результаты
заносятся в бланки мониторинга, на основании которого формируется сводная
ведомость уровня освоения программы (приложение 3).
Планируемые
результаты

Критерии
оценивания

Умение видеть
красоту окружающего
мира

Умение видеть и
передавать с
помощью слов,
эмоций, мимики
красоту
окружающего мира
Личное поведение

Умение
прогнозировать свои
действия по
отношению к
окружающей среде
Желание вести
здоровый образ жизни

Владение культурой
поведения в обществе

Познавательный
интерес к туризму и
краеведению

Метапредметные
результаты

Личностные результаты

3.3.2. Характеристика оценочных материалов

безопасное
поведение в
природной среде;
применение правил
личной гигиены;
Владеет способами
совместной
деятельности в
группе, приемами
действий в
ситуациях общения,
умениями искать и
находить
компромиссы
Мотивация детей к
активному
движению;
мотивация
обучающихся к
усвоению
преподаваемого
13

Виды
контроля/промеж
уточной
аттестации
Входящий,
промежуточный,
итоговый

Диагностический
инструментарий
(формы, методы
диагностики)
Наблюдение,
беседа

Входящий,
промежуточный,
итоговый

Наблюдение,
беседа

Промежуточный,
итоговый

Наблюдение,
викторина,
соревнование

Итоговый

Наблюдение,
соревнования

Промежуточный,
итоговый

Наблюдение,
беседа,
практические
работы, игры,
соревнования

Предметные результаты

материала через
передачу его своим
сверстникам
Интерес обучающихся Умение
к туристической
самостоятельно
деятельности и
изучать материал
краеведческому
через различные
исследованию
источники
Формирование чувства Дисциплинированно
ответственности за
сть; умение доводить
свои действия,
начатое дело до
дисциплинированност конца; желание
ь, взаимопомощь
помогать
сверстникам,
преподавателям,
ближайшему
окружению
Владение способами
Личное поведение;
совместной
занятие
деятельности в группе, определенной
приемами действий в
позиции в обществе,
ситуациях общения,
коллективе;
умениями искать и
адекватность
находить
восприятия оценки
компромиссы
своей деятельности
Знание техники
Применение
безопасности на
полученных знаний
тренировках и в
на практике
походе
Знание места
Новолялинского
городского округа на
карте Свердловской
области,
краеведческие
достопримечательност
и

Знание простейших
условных знаков и
масштабы карты

Знание истории
страны, истории
Свердловской
области,
Новолялинского
района; знание
растительного и
животного мира
Среднего и
Северного Урала,
особо охраняемые
природные
территории,
достопримечательно
сти
Соответствие знаний
и практических
умений и навыков
программным
требованиям.
Умение
ориентироваться по
14

Входящий,
промежуточный,
итоговый

Наблюдение,
игры, викторины,
практические
работы, беседа

Промежуточный,
итоговый

Наблюдение,
беседы,
практическая
работа,
соревнования

Входящий,
промежуточный,
итоговый

Наблюдение,
беседы,
практическая
работа

Входящий,
промежуточный,
итоговый

Тесты,
викторины,
беседа,
практическая
работа
Тесты,
викторины,
беседа

Промежуточный,
итоговый

Входящий,
промежуточный,
итоговый

Тесты,
викторины,
наблюдение

карте, компасу,
природным объектам

Умение оказывать
первую доврачебную
помощь в походе

Применение
полученных знаний
на практике

Промежуточный,
итоговый

Наблюдение,
практическая
работа,
соревнования

Умение правильно
вести себя на
маршруте

Выполнение
нормативов

Итоговый

Наблюдение,
практическая
работа,
соревнования

15

РАЗДЕЛ 4. Список литературы
4.1. Нормативные документы
Программа по туристско-краеведческому направлению разработана в
соответствии с нормативно-правовыми документами:
1.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273Ф3.
2.
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 №
678-р.
3.
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от
29.05.2015 № 996-р.
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее-СанПиН).
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
7.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 № 629 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
8.
Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
9.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015
№ 09-3242 «О направлении информации» (вместе с Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы).
10. Устав МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга».
11. Образовательная программа МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга».
4.2. Литература, использованная при составлении программы
1. Л.А.Вяткин – Организация и проведение туристских пешеходных
походов со школьниками. – 1994 г.
2. П.И.Истомин – Туристская деятельность школьников: вопросы теории
и методики.
3. Русский турист. (Нормативные акты по спортивно-оздоровительному
туризму в России на 1998-2000 г.) – 1998 г.

4.3. Рекомендуемый список литературы для педагога
1. В.М.Алешин – Карта в спортивном ориентировании. – 1983 г.
2. К.Антропов, М.Расторгуев – Узлы – 1992 г.
3. С.Ф.Богатов, О.Г.Крюков – Спортивное ориентирование. – 1982 г.
4. Ю.С.Константинов – Туристические соревнования учащихся. – 1995 г.
5. Б.И.Огородников, А.Л.Моисеенко, Е.С.Приймак – Сборник задач и
упражнений по спортивному ориентированию. – 1980 г.
6. Ориентирование на местности. Правила соревнований. – 1989 г.
7. Основы безопасности в пешем походе. (Центральный совет по туризму
и экскурсиям) – 19983 г.
8. Л.П. Пронтишева – Истоки мастерства. – 1990 г.
9. В.А.Уваров, А.А. Козлов – В поход пешком – 1988 г.
10. В.М.Шимоловский, В.М.Топольский – Питание в туристическом
путешествии.
11. Ю.В.Штюрмер. Краткий справочник туриста – 1985 г.
4.4. Рекомендуемый список литературы для обучающихся и родителей
1. В.М.Алешин, А.В.Серебреников - Туристская топография.- 1985 г.
2. В.Н.Ганьшин – Простейшие измерения на местности. – 1973 г.
3. Карманная книга натуралиста и краеведа. – 1961 г.
4. А.Н. Стрижев – Туристу о природе. – 1986 г.

17

Приложение
Приложение 1. Календарный учебный график первого года обучения
№ Меся
Форма занятия
Кол- Тема занятия
ц
во
часов
1. 9
теория
4
Введение
2. 9
Теория
4
Организация и проведение
похода
3. 10
Теория
4
Наш Край. Охрана природы
4. 10
Теория
4
Туристическое снаряжение
5. 10
Теория
2
Туристическое снаряжение
Практика
2
6. 10
Теория
4
Ориентирование в походе
7. 11
Теория
4
Гигиена туриста
8. 11
Теория
4
Топографическая подготовка
9. 11
Практика
4
Организация и проведение
похода
10. 11
Теория
4
Гигиена туриста. Первая
доврачебная помощь
11. 12
Практика
4
Туристическое снаряжение
12. 12
Практика
4
Туристическое снаряжение
13. 12
Практика
4
Ориентирование в походе
14. 12
Практика
4
Топографическая подготовка
15. 1
Практика
4
Туристическое снаряжение
16. 1
Практика
4
Туристическое снаряжение

Место проведения

Форма контроля

Гимнастический зал наблюдение
Гимнастический зал Наблюдение
Гимнастический зал Наблюдение
Гимнастический зал наблюдение
Гимнастический зал наблюдение
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал

Наблюдение
Наблюдение
наблюдение
наблюдение

Гимнастический зал Наблюдение
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал

Наблюдение
наблюдение
Зачет
наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

17. 1
18. 2

Практика
Практика

4
4

19. 2

Практика

4

20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

Практика
Теория
Практика
Практика
Теория
Теория
Теория
Практика
Теория
Практика
Практика
Практика
Практика

4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4

2
2
3
3
3
3
4
4
4
4
5
5
5

Наш край. Охрана природы
Организация и проведение
похода
Гигиена туриста. Первая
доврачебная помощь
Туристическое снаряжение
Топографическая подготовка
Туристическое снаряжение
Туристическое снаряжение
Топографическая подготовка
Топографическая подготовка
Ориентирование в походе
Ориентирование в походе
Ориентирование в походе
Ориентирование в походе
Ориентирование в походе
Топографическая подготовка
Организация и проведение
похода

Гимнастический зал наблюдение
Гимнастический зал Зачет
Гимнастический зал наблюдение
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал

Наблюдение
Наблюдение
наблюдение
Зачет
наблюдение
Наблюдение
наблюдение
наблюдение
Наблюдение
наблюдение
Зачет
наблюдение
Зачет

Место проведения

Форма контроля

128
Приложение 2. Календарный учебный график второго года обучения
№ Меся
Форма занятия
Кол- Тема занятия
ц
во
часов
1. 9
теория
4
Введение
19

Гимнастический зал наблюдение

2. 9

Теория

4

3.
4.
5.
6.
7.

10
10
10
10
11

Теория
Теория
Практика
Теория
Теория

4
4
4
4
4

8. 11
9. 11

Теория
Практика

4
4

10. 11

Практика

4

11.
12.
13.
14.
15.

Практика
Практика
Практика
Практика
Практика

4
4
4
4
4

16. 1
17. 1
18. 2

Практика
Практика
Практика

4
4
4

19. 2
20. 2
21. 2

Практика
Практика
Практика

4
4
4

12
12
12
12
1

Организация и проведение
похода
Наш Край. Охрана природы
Туристическое снаряжение
Туристическое снаряжение
Ориентирование в походе
Гигиена туриста. Первая
доврачебная помощь
Топографическая подготовка
Организация и проведение
похода
Гигиена туриста. Первая
доврачебная помощь
Туристическое снаряжение
Туристическое снаряжение
Ориентирование в походе
Топографическая подготовка
Организация и проведение
похода
Туристическое снаряжение
Наш край. Охрана природы
Организация и проведение
похода
Туристическое снаряжение
Топографическая подготовка
Туристическое снаряжение
20

Гимнастический зал Наблюдение
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал

Наблюдение
наблюдение
наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

Гимнастический зал наблюдение
Гимнастический зал наблюдение
Гимнастический зал Наблюдение
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал

Наблюдение
наблюдение
Зачет
наблюдение
Наблюдение

Гимнастический зал Наблюдение
Гимнастический зал наблюдение
Гимнастический зал Зачет
Гимнастический зал Наблюдение
Гимнастический зал Наблюдение
Гимнастический зал наблюдение

22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

3
3
3
3
4
4
4
4
5
5
5

Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика
Практика

4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4

Туристическое снаряжение
Топографическая подготовка
Наш край. Охрана природы
Ориентирование в походе
Ориентирование в походе
Туристическое снаряжение
Ориентирование в походе
Ориентирование в походе
Ориентирование в походе
Топографическая подготовка
Организация и проведение
похода

128

21

Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал
Гимнастический зал

Зачет
наблюдение
Наблюдение
наблюдение
наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
наблюдение
наблюдение
Наблюдение
Зачет

Приложение 3. Ведомость уровня освоения программы

Приложение 4. Зачетный летний поход
(вне сетки часов)
Движение группы по маршруту протяженностью до 5–6 км с
использованием легенды и карты местности или спортивной карты.
Организация лагеря туристской группы, бивака совместно с родителями.
Участие в заготовке дров и оборудовании кострища. Приготовление пищи на
костре под руководством педагога или родителей. Туристские и другие игры и
состязания («Лучшая команда» и пр.). Конкурс знатоков растений на поляне
привала. Поиск и выявление интересных объектов природы, истории на
маршруте и в окрестностях лагеря группы. Операции «Помоги братьям
меньшим» и «Помоги природе» (очистка ближайших окрестностей от бытового
мусора), общественно полезная работа по благоустройству и охране
памятников и пр.
Примерная анкета для разбора похода:
⎯ Что понравилось и не понравилось в походе?
⎯ Было ли трудно в походе? Когда?
⎯ Какой участок маршрута особенно запомнился и почему?
⎯ Как, по твоему мнению, справились со своими обязанностями
командир группы, завхоз по питанию, старший проводник, другие
«должностные» лица?
⎯ Какие недостатки в снаряжении ты заметил?
⎯ Кто показал себя настоящим туристом?

⎯ Кого бы ты взял с собой в новый трудный поход и как бы
распределил обязанности в группе, если бы ты был руководителем такого
похода?
⎯ Как отнеслись родители к твоему участию в походе?
Приложение 5. Рекомендуемый перечень личного туристского снаряжения
учащегося
1. Рюкзак для туристских прогулок.
2. Спальный мешок.
3. Туристские ботинки или обувь на твердой подошве.
4. Обувь спортивная (типа шиповки).
5. Сапоги резиновые.
6. Фляжка или емкость для питьевой воды (1–1,5 л).
7. Головной убор.
8. Штормовка и брюки (ветрозащитный костюм).
9. Спортивный тренировочный костюм.
10.Свитер шерстяной.
11.Брюки ветрозащитные.
12.Столовые принадлежности (тарелка, кружка, ложка, нож складной).
13.Блокнот и ручка.
14.Мазь от кровососущих насекомых.
15.Варежки (для лыжных походов).
16.Коврик туристский.
17.Перчатки рабочие.
18.Носки шерстяные.
19.Седушка походная.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».