Театр +

Управление образованием Новолялинского муниципального округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования Новолялинского муниципального округа
«Дом детского творчества «Радуга»

Принята на заседании
педагогического совета
«28» августа 2025г.
Протокол № 01

Утверждена
приказом директора
МАОУ ДО НМО «ДДТ «Радуга»
от 01.09.2025 № 90 од
Муниципальное автономное
образовательное
учреждение
дополнительного
образования
Новолялинского
муниципального округа "Дом
детского творчества "Радуга"
2025.09.24 09:26:10 +05'00'

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Театр+»
Возраст обучающихся: 7-18 лет
Срок реализации программы: 1 год

Автор-составитель: Караваева Н.А.,
педагог-организатор

г. Новая Ляля, 2025 г.

Оглавление
РАЗДЕЛ 1. Комплекс основных характеристик программы .................................. 3
1.1.

Пояснительная записка .................................................................................. 3

1.2. Цель и задачи программы.................................................................................... 6
Планируемые результаты ........................................................................................... 7
Раздел 2. Содержание программы ........................................................................... 10
2.1. Учебный план ..................................................................................................... 10
2.2. Содержание программы .................................................................................... 10
Раздел 3. Организационно-педагогические условия ............................................. 14
3.1. Календарный учебный график .......................................................................... 14
3.2. Условия реализации программы ...................................................................... 14
3.2.1. Материально-техническое обеспечение программы ................................... 14
3.2.2. Методические материалы............................................................................... 15
3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы. .................................. 16
Раздел 4. Список литературы ................................................................................... 19
4.1. Нормативные документы .................................................................................. 19
Приложение ............................................................................................................... 22
Приложение 1 Календарный учебный график ....................................................... 22
Приложение 2 Контрольно-измерительные материалы для оценки результатов
обучения при проведении промежуточной аттестации обучающихся ............... 29
Приложение 3. Сводная таблица оценки результатов по программе .................. 33
Приложение 4 Воспитательная деятельность ........................................................ 34

2

РАЗДЕЛ 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
В наши дни роль системы дополнительного образования в подготовке
подрастающего поколения ощутимо возрастает. Её призвание - решить
важнейшую социальную проблему, которая связана с выявлением и развитием
тех задатков и способностей детей, которые обеспечат их устойчивое
саморазвитие в дальнейшей жизни.
Современное общество требует от человека основных базовых навыков в
любой профессиональной деятельности – эмоциональная грамотность,
управление вниманием, творчество и креативность, способность к
(само)обучению и др. При правильно выстроенной работе основную часть из
востребованных в будущем навыков можно развить, занимаясь театральной
деятельностью.
Театральное искусство предоставляет все возможности для развития
разносторонней личности нового времени, умеющей нестандартно мыслить,
быть уверенной в себе, отстаивать свою точку зрения, отвечать за свои поступки,
способную слушать и слышать мнение другого человека, видеть мир в его
разнообразии, различать оттенки эмоций и говорить о своих чувствах. Театр с
его широчайшим спектром художественно-выразительных и воспитательных
возможностей – это ещё и искусство общения.
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Театр+» имеет художественную направленность.
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена тем, что через знакомство и
приобщение к театральному искусству у обучающихся формируются социальноличностные компетенции. Совершенствуются способности анализировать и
действовать с позиции различных областей человеческой культуры,
определяется система ценностей, ориентаций и отношений личности к себе, к
другим людям, профессиональной деятельности, гражданским правам и
обязанностям в духовной сфере общественной жизни.
Специфика театрального искусства – это человековедение, где объектом
исследования и изображения, а также исполнителем является сам человек,
выходящий на прямое, непосредственное общение с другим человеком
(партнером, зрителем), создает особые предпосылки для формирования с
помощью этого искусства социально-активной, творческой личности, способной
изменить мир. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа направлена на развитие творческих способностей детей, расширение
их кругозора и получение базового объема компетенций в области театрального
искусства.
Отличительной особенностью программы является объединение двух
видов творчества – игрового и театрального, что позволит более широко и полно
раскрыть творческие задатки и возможности детей. При таком подходе к
занятиям театральное творчество не только будет активизировать интерес к
искусству театра и к разным видам искусства, не только будет развивать

фантазию, память, внимание и другие качества, но и улучшит психологическую
атмосферу детского коллектива. Участие в жизни студии позволит учащимся
овладеть навыками организации игровой и театральной деятельности.
Программа ориентирована на разновозрастной коллектив, состоящий из
младшего, среднего и старшего школьного возраста обучающихся. Такой
разновозрастной коллектив позволяет как в семье младшим учится у старших, а
страшим реализовывать свои способности, помогая и направляя младших.
Новизна программы заключается, во-первых, в формировании
интегрированной
образовательной
среды
посредством
комбинации
образовательных задач, с учетом различных уровней усвоения содержания для
разных категорий обучающихся. Во-вторых, организована жизнедеятельность
коллектива как творческая и исследовательская команда с использованием
воспитательных возможностей разновозрастной общности.
При реализации программы используются следующие педагогические
технологии:
- личностно-ориентированное обучение,
- дифференцированное обучение,
- игровые технологии,
- системно-деятельностный подход в организации обучения школьников.
Также могут быть использованы дистанционные образовательные технологии.
Программа построена на принципах дидактики:
- принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
- принцип систематичности и последовательности в практическом
овладении основами театральной культуры;
- принцип движения от простого к сложному, постепенное усложнение
теоретического и практического материала;
- принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия,
наблюдения, показа;
- принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности
школьников.
Эти важнейшие педагогические принципы позволяют вносить коррективы
в программу согласно интересам, потребностям и возможностям каждого
ребёнка в его творческом развитии.
Уровень программы базовый.
Адресат программы
Адресат программы – это разновозрастной творческий коллектив. Важный
принцип детской театральной студии «Созвездие» – «студия-дом», т.е. все
обучающиеся участвуют в ее жизнедеятельности. Более старшие и опытные
участвуют в проведении занятий и репетиций, что формирует у них
ответственность, инициативность, режиссерские и организаторские навыки.
Младшие дети, присутствуя на занятиях старших, видят и слышат более высокий
уровень исполнения и отношения к репетиционной работе на основе единых
требований. Это способствует формированию коллектива, преемственности
4

традиций студии, стимулирует дальнейший личностный и допрофессиональный
рост воспитанников.
Программа ориентирована на детей, предрасположенных к публичным
выступлениям, без ОВЗ.
Программа
предназначена
для
обучающихся
1-11
классов
общеобразовательной школы. Возраст обучающихся по данной программе: 7-18
лет. К обучению по программе допускаются дети без предварительного отбора.
Образовательный процесс выстраивается с учетом психофизических и
возрастных особенностей детей в группе.
Возрастные и психофизические особенности обучающихся.
Младший школьный возраст (7–11 лет). Младший школьный возраст
называют вершиной детства. Этому возрасту свойственны: легкомыслие,
наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Ведущий вид деятельности ребенка
младшего школьного возраста – учебная деятельность. Движущая сила развития
– интерес. Происходят существенные изменения в психическом развитии. Чем
больше позитивных приобретений будет в этот период, тем легче ребенок
справится
с
предстоящими
сложностями
подросткового
возраста.
Доминирующей функцией становится мышление, происходит переход от
наглядно-образного к словесно-логическому.
Подростковый возраст (10–14 лет). Как эпиграф к подростковому
возрасту можно зять слова Льюис Кэрролл: «Я знаю, кем я была сегодня утром,
но с тех пор я уже несколько раз менялась…». В этом возрасте довольно часты
перепады настроения, связанные с нарушениями эмоционального плана. В этот
период происходят основные изменения в физиологическом, умственном,
нравственном и социальном развитии личности. Сложности этого возраста в том,
что ребенок включается в новую систему отношений и общений; это и период
полового созревания ребенка. У подростков снижается работоспособность,
повышается утомляемость. Они часто жалуются на головные боли в связи с
нестабильным артериальным давлением, не исключены обморочные состояния.
Ведущая деятельность — общение со сверстниками, подростки осваивают
нормы социального поведения, морали. Подростки пытаются быть похожими на
взрослых, приобрести права, но забывают об обязанностях и ответственности. И
поэтому чаще всего возникают проблемы у подростков в общении с взрослыми.
Старший школьный возраст (15-18 лет). Юношеский возраст – третий
этап в развитии школьника. В этом возрасте завершается физическое развитие и
половое созревание. Это приводит к изменению в облике старшеклассника. Он
не может создать цельное представление о себе. Отсюда переживания,
беспокойства, неадекватные поступки. Юность – важный период в развитии
человека, происходит вхождение человека во взрослую жизнь. Но самое главное,
старшеклассник – совсем взрослый человек. Поэтому обращаться с ним надо так,
как вы обращаетесь с взрослым человеком. Уважать его мнение.
Объем программы, срок освоения.
Срок реализации программы – 1 год.
Общее количество учебных часов: 128 (32 недели).
5

Особенности организации образовательного процесса:
Режим занятий
Продолжительность академического часа – 40 минут, перерыв между
учебными занятиями – 10 минут. Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа.
Формы обучения – очная.
Форма организации образовательного процесса – фронтальная,
групповая, индивидуальная. На занятиях применяется дифференцированный,
индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Форма реализации образовательной программы – традиционная модель.
Представляет собой линейную последовательность освоения содержания в
течении одного года обучения в одной образовательной организации.
Формы проведения занятий: беседы, наблюдения, тренинги, этюды,
театральная игра, репетиции, художественное чтение текста, индивидуальная
работа над отрывками, представление спектакля, экскурсия/просмотр спектакля.
Нетрадиционные формы занятий: занятия, основанные на имитации
общественной деятельности, занятие-творчество, занятия, основанные на
межпредметных связях, занятия на основе нетрадиционно организации ученого
процесса.
Формы подведения итогов: участие в театрализованных представлениях
или сценических постановках, участие в праздничных мероприятиях, концертах,
открытые занятия, реализация итогового проекта в конце учебного года
(спектакля, миниатюр), участие в конкурсах, смотрах, праздниках, фестивалях,
ситуационные игры и этюды.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: развитие творческих способностей и формирование социальноактивной личности средствами театрального искусства.
Задачи программы
Обучающие:
⎯
познакомить с историей театра;
⎯
познакомить с основами сценического искусства;
⎯
научить анализировать текст и образы героев художественных
произведений;
⎯
научить выразительной речи, ритмопластике и действию на сцене;
⎯
сформировать навыки театрально-исполнительской деятельности.
⎯
овладеть основными навыками речевого искусства.
Развивающие:
⎯
развивать творческие задатки каждого ребенка;
⎯
пробудить интерес к чтению и посещению театра;
⎯
пробудить интерес к изучению мирового искусства;
⎯
развивать эстетическое восприятие и творческое воображение,
художественный вкус;
6

⎯
развивать индивидуальные актерские способности детей (образное
мышление, эмоциональную память, воображение, сосредоточенность,
наблюдательность, выдержку, слуховое и визуальное внимание, умение
ориентироваться в пространстве, взаимодействие с партнером на сцене);
⎯
формировать правильную, грамотную и выразительную речь;
⎯
развивать навыки общения, коммуникативную культуру, умение
вести диалог;
⎯
развивать навыки самоорганизации;
⎯
формировать потребность в саморазвитии.
Воспитательные:
⎯
воспитывать интерес к театральному искусству и зрительскую
культуру;
⎯
прививать культуру осмысленного чтения литературных и
драматургических произведений;
⎯
воспитывать волевые качества, дух командности (чувство
коллективизма,
⎯
взаимопонимания, взаимовыручки и поддержки в группе), а также
трудолюбие, ответственность, внимательное и уважительное отношения к делу
и человеку;
⎯
воспитывать социально адекватную личность, способную к
активному творческому сотрудничеству;
⎯
помочь обучающимся обрести нравственные ориентиры;
⎯
формировать навыки поведения и совместной деятельности в
творческом коллективе.
Планируемые результаты
Метапредметные результаты
⎯
наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной
и творческой деятельности, понимание их специфики и эстетического
многообразия;
⎯
умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей
действительности, участвовать в жизни коллектива;
⎯
овладение способностью к реализации собственных творческих
замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового
характера;
⎯
применение знаково-символических и речевых средств для решения
коммуникативных и познавательных задач;
⎯
готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез,
обобщение, классификация по стилям и жанрам театрального искусства;
⎯
владение планированием, контролем и оценкой собственных
учебных действий, понимать их успешности или причины неуспешности, уметь
корректировать свои действия;
7

⎯
участие в совместной деятельности на основе сотрудничества,
поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
⎯
умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном,
культурном, природном и художественном разнообразии.
Личностные результаты
⎯
приобщение обучающихся к искусству театра;
⎯
укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в
соответствии с духовными традициями семьи и народа;
⎯
развитие эмоционального отношения к искусству, эстетического
взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
⎯
сформированность личностных смыслов постижения искусства и
расширение ценностной сферы в процессе общения с театром;
⎯
приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в
современном мире и позитивная самооценка своих театрально-творческих
возможностей;
⎯
развитие мотивов театрально-учебной деятельности и реализация
творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) процесса;
⎯
приобщение к продуктивному сотрудничеству (общение,
взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в
т.ч. театральных;
⎯
формирование духовно-нравственных и этических чувств,
эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания, уважительного
отношения к историко-культурным традициям других народов.
Предметные результаты
⎯
умение слышать и видеть партнера по площадке;
⎯
владение механизмом переключения с одного эмоционального
состояния на другое;
⎯
умение передавать сценическое событие в этюде на основе
алгоритма (восприятие, оценка, поиск решения, принятие решения и
целенаправленное действие);
⎯
владение комплексом упражнений на развитие речевого аппарата
(дыхание, артикуляция, дикция и развитие опоры голоса);
⎯
умение оценивать произведения разных видов искусства;
⎯
художественное восприятие;
⎯
умение размышлять о театре как способе выражения духовных
переживаний человека;
⎯
умение
пользоваться
словами,
выражающими
основные
человеческие чувства;
⎯
умение строить диалог, самостоятельно выбирать партнера;
⎯
понимание роли театра в жизни человека и в духовно-нравственном
развитии.
Обучающийся получит возможность научиться:
8

⎯
ориентироваться в культурном многообразии окружающей
действительности;
⎯
принимать активное участие в жизни коллектива;
⎯
выбирать способы решения задач через понимания поставленной
цели;
⎯
логически действовать: анализировать, сравнивать, обобщать,
синтезировать;
⎯
планировать, контролировать и оценивать собственные учебные
действия;
⎯
корректировать свои действия, понимая их успешность или причину
неуспешности;
⎯
участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества,
поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
⎯
воплощать свои творческие идеи в жизнь.

9

Раздел 2. Содержание программы
2.1. Учебный план
№
п/п

Названия разделов и тем

Количество часов

1.

Вводное занятие

2

-

2

Наблюдение

2.

Актерское мастерство

21

1

20

3.

Знакомство с
драматургией (работа
над пьесой и
спектаклем)

70

6

64

4.

Основы театральной
культуры

2

1

1

Наблюдение,
упражнения,
игры, этюды
Наблюдение, показ отдельных
эпизодов и сцен из спектакля,
творческое задание, анализ
видеозаписей репетиций, показ
спектакля
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий

5.

Сценическая речь

28

2

26

Наблюдение,
номеров

6.

Ритмопластика

5

1

4

Наблюдение,
зарисовки

128

11

117

всего

Итого:

теория

Формы аттестации/ контроля

практика

зачет

чтецких
этюдные

2.2. Содержание программы
1. Вводное занятие
Практика. Игра «Что я знаю о театре» (по типу «Снежный ком»).
Инструктаж по технике безопасности. Организационные вопросы. Устав и
название коллектива. График занятий и репетиций.
2. Актерское мастерство
2.1. Организация внимания, воображения, памяти.
Теория. Знакомство с правилами выполнения упражнений. Знакомство с
правилами игры.
Практика. Актерский тренинг. Упражнения на раскрепощение и развитие
актерских навыков. Коллективные коммуникативные игры.
Игры: «Волшебный мешочек», «Перевод цвета в звук, запаха в жест и т.д.»
Упражнения «Передай другому», «Что изменилось», «Найди предмет». Игры:
«Поймай хлопок», «Нитка», «Коса-Бревно».
2.2. Игры на развитие чувства пространства и партнерского
взаимодействия
Теория. Знакомство с правилами выполнения упражнений. Знакомство с
правилами и принципами партнерского взаимодействия. Техника безопасности
в игровом взаимодействии.
Практика. Игры: «Суета», «Король», «Голливуд», «Салют». Игры:
«Зеркало», «Магнит», «Марионетка», «Снежки». «Перестроения»
2.3. Сценическое действие.
Теория. Элементы сценического действия. Бессловесные элементы
действия. «Вес». «Оценка». «Пристройка». Словесные действия. Способы

словесного действия. Логика действий и предлагаемые обстоятельства. Связь
словесных элементов действия с бессловесными действиями. Составные образа
роли. Драматургический материал как канва для выбора логики поведения.
Театральные термины: «действие», «предлагаемые обстоятельства», «простые
словесные действия».
Практика. Практическое освоение словесного и бессловесного действия.
Упражнения и этюды. Работа над индивидуальностью.
3. Знакомство с драматургией.
Работа над пьесой и спектаклем.
3.1. Выбор пьесы.
Теория. Выбор пьесы. Работа за столом. Чтение. Обсуждение пьесы.
Анализ пьесы. Определение темы пьесы. Анализ сюжетной линии. Главные
события, событийный ряд. Основной конфликт. «Роман жизни героя».
3.2. Анализ пьесы по событиям.
Теория. Анализ пьесы по событиям. Выделение в событии линии действий.
Определение мотивов поведения, целей героев. Выстраивание логической
цепочки. Театральные термины: «событие», «конфликт».
3.3. Работа над отдельными эпизодами.
Практика. Творческие пробы. Показ и обсуждение. Распределение ролей.
Работа над созданием образа, выразительностью и характером персонажа.
Репетиции отдельных сцен, картин.
3.4. Выразительность речи, мимики, жестов.
Практика. Работа над характером персонажей. Поиск выразительных
средств и приемов. Театральные термины: «образ», «темпоритм», «задача
персонажа», «замысел отрывка, роли», «образ как логика действий».
3.5. Закрепление мизансцен.
Практика. Репетиции. Закрепление мизансцен отдельных эпизодов.
Театральные термины: «мизансцена».
3.6. Изготовление реквизита, декораций.
Практика. Изготовление костюмов, реквизита, декораций. Выбор
музыкального оформления.
3.7. Прогонные и генеральные репетиции.
Практика. Репетиции как творческий процесс и коллективная работа на
результат с использованием всех знаний, навыков, технических средств и
таланта.
3.8. Показ спектакля.
Практика. Премьера. Анализ показа спектакля (рефлексия). Творческая
встреча со зрителем.
4. Основы театральной культуры
4.1. История театра.
Теория. Древнегреческий театр. Древнеримский театр. Русский Театр.
Известные русские актеры.
Практика. Просмотр видеозаписей, презентаций, учебных фильмов.
4.2. Виды театрального искусства.
11

Теория. Драматический театр. Музыкальный театр: Опера, Балет, Мюзикл.
Особенности. Театр кукол. Самые знаменитые театры мира.
Практика. Просмотр видеозаписей лучших театральных постановок.
4.3. Театральное закулисье.
Теория. Сценография. Театральные декорации и бутафория. Грим.
Костюмы.
Практика. Творческая мастерская: «Грим сказочных персонажей».
4.4. Театр и зритель.
Теория. Театральный этикет. Культура восприятия и анализ спектакля.
5. Сценическая речь
Практика
Дыхание. Обращать внимание на:
- соединение дыхания и движения (например, гусиный шаг, пол горит,
ритмичные шаги, координация движений и т.п.);
- одну техническую задачу многократно повторять с разными вариантами
образов (например, фиксированный выдох на Ф – задуваю свечу, отгоняю
комаров, рисую портрет и т.п.);
- активизацию коммуникативных навыков через речевые упражнения (например,
парные упражнения – согреть дыханием партнера, перебросить воображаемые
мячики и т.п.).
Артикуляция. Обращать внимание на:
- обособленность движений (занимаемся развитием мышц языка, а губы и
нижняя челюсть находятся в покое);
- медленный темп увеличивает нагрузку на мышцы и делает упражнение более
эффективным;
- координация движений и покоя всех частей речевого аппарата;
- координация работы мышц речевого аппарата с жестами и мимикой
(например, движение языка противоположно движению и темпу движения рук,
плюс к этому движение зрачков и т.п.).
Дикция. Обращать внимание на:
- активизацию коммуникативных навыков через речевые упражнения
(например, давать творческие парные задания – диалог из простых и сложных
звукосочетаний)
- ритмические вариации в ускоренном темпе (скороговорки в диалогах с
различным словесным действием – убедить, заинтересовать, посмеяться над кемто и т.п.).
Голос. Упражнения на развитие голоса для этого возраста
нецелесообразны.
Финальным материалом может стать коллективный рассказ по
литературному материалу и поэтическая композиция на актуальные темы.
5.1. Речевой тренинг.
Теория. Орфоэпия. Свойства голоса.

12

Практика. Речевые тренинги: Постановка дыхания. Артикуляционная
гимнастика. Речевая гимнастика. Дикция. Интонация. Полетность. Диапазон
голоса. Выразительность речи. Работа над интонационной выразительностью.
5.2. Работа над литературно -художественным произведением.
Практика. Особенности работы над стихотворным и прозаическим
текстом. Выбор произведения: басня, стихотворение, отрывок из прозаического
художественного произведения. Тема. Сверхзадача. Логико-интонационная
структура текста.
6. Ритмопластика
6.1. Пластический тренинг.
Практика. Работа над освобождением мышц от зажимов. Развитие
пластической
выразительности.
Разминка,
настройка,
релаксация,
расслабление/напряжение. Упражнения на внимание, воображение, ритм,
пластику.
6.2. Пластический образ персонажа.
Практика. Музыка и движение. Приемы пластической выразительности.
Походка, жесты, пластика тела. Этюдные пластические зарисовки.
Промежуточная и итоговая аттестация
Практика. Открытый показ этюдов, миниатюр, чтецких номеров,
спектакля.

13

Раздел 3. Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
Год
обучения
1 год обучения

Дата
Дата
Количество Количество Количество Режим
начала окончания учебных
учебных
учебных занятий
занятий занятий
недель
дней
часов
15
23 мая
32
64
128
2 занятия
сентября
по 2 часа в
неделю

Каникулы:
Осенние: 25 октября – 02 ноября
Зимние: 29 декабря – 11 января
Весенние: 30 марта – 05 апреля

•
•
•
•
•
•
•
•

3.2. Условия реализации программы
3.2.1. Материально-техническое обеспечение программы
учебный кабинет (аудитория, актовый зал);
наличие ученических столов и стульев;
аудио и видеоаппаратура (компьютер);
игрушки мягкие, мячи, маты (коврики) для тренинга;
элементы театральных (сценических) костюмов;
Фото и видеоаппаратура;
Ноутбук и мультимедийная аппаратура, экран;
Костюмы, декорации, реквизит для этюдов, миниатюр, спектакля.

Информационное обеспечение
1. Книги, статьи, учебники по мастерству актёра, сценической речи,
сценическому
движению:
[Электронный
ресурс]:
URL:
http://pmatsuk.narod.ru/teatr-knigi.html
2. «Драматешка» - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки,
методическая литература: [Электронный ресурс] URL: http://dramateshka.ru/.
3. Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия: [Электронный
ресурс] URL: http://biblioteka.teatr-obraz.ru/.
4.
Театральная
энциклопедия:
[Электронный
ресурс]:
URL:
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Teatr/_Index.php
5. Книги, статьи, учебники по мастерству актёра, сценической речи,
сценическому движению: [сайт] URL: http://pmatsuk.narod.ru/teatr-knigi.html.
6. https://www.culture.ru/movies/7674/detskii-albom
7. https://www.culture.ru/movies/4306/moi-dedushka-byl-vishnei
8. https://www.culture.ru/movies/1740/konek-gorbunok
9. time_continue=4&v=uRXBdUtcEGs&feature=emb_title

10. https://rutube.ru/video/2d6e57019dac6eabb42cd6288d321bfd/
11. https://rutube.ru/video/fd1870c4ecbd407655e9573ccb0b0c8f/
12. https://rutube.ru/video/2b5ef424c7cd5eaedcabf495ca46b83c/
13. Детская
театральная
студия
«Созвездие»
https://vk.com/sozvezdieddt

ВКонтакте

3.2.2. Методические материалы
№ Название
п/п темы

Формы,
методы, Формы
приёмы
обучения. учебного
Педагогические
занятия
технологии

1.

раздела, Материальнотехническое
оснащение,
дидактический
материал
Вводное занятие
Ноутбук,
музыкальные
колонки, мяч
Актерское мастерство Ноутбук,
музыкальные
колонки,
необходимый
реквизит
(мячи,
стаканчики, палочки,
листы бумаги…)

Беседа, тимбилдинг

Знакомство
с
драматургией (работа
над
пьесой
и
спектаклем)

Работа с текстом,
анализ
произведения,
этюды по мотивам
произведения

Читка
пьесы,
этюды,
репетиции,
технические
прогоны,
выступление

Беседа,
просмотр
видеосюжетов,
презентации, анализ
и
обсуждение,
рассказы по истории
театра

Показ
презентации,
видеосюжетов,
посещение
театра

2.

3.

4.

5.

Художественное
произведение
или
пьеса,
ноутбук,
музыкальные
колонки,
мультимедиа,
необходимый
реквизит
Основы театральной Ноутбук,
культуры
музыкальные
колонки,
мультимедиа,
презентации
по
театральному
этикету и истории
театра
Сценическая речь
Карточки
«Артикуляционная
гимнастика»,
«Автоматизация
звуков»,
«Чистоговорки»,
ноутбук,
музыкальные
колонки,

Тренинг

Беседа,
актерский Творческие
тренинг,
ролевая задания,
игра, викторина
тренинг, этюды

Беседа,
речевые Творческие
игры, этюды
задания,
тренинг, этюды

15

6.

Ритмопластика

мультимедиа,
презентации
ноутбук,
музыкальные
колонки,
музыкальные
композиции

Беседа,
пластический
тренинг

Творческие
задания,
тренинг, этюды

Основные формы организации образовательной деятельности: беседа,
наблюдение, показ, репетиция.
При освоении программы используются следующие методы обучения:
- наглядные (показ, просмотр видеоматериалов);
- словесные (рассказы, беседы, работа с текстами, анализ и обсуждение);
- практические (репетиции, экскурсии, посещение театров и концертных
залов).
3.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
Формы аттестации.
Реализация программы «Театр+» предусматривает текущий контроль,
промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Текущий контроль проводится на занятиях в форме педагогического
наблюдения за выполнением специальных упражнений, театральных игр, показа
этюдов и миниатюр.
Промежуточная аттестация проводится для оценки эффективности
реализации и усвоения обучающимися дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы и повышения качества образовательного
процесса.
Промежуточная аттестация проводится 1 раз в год в форме открытого
занятия в период с 20 по 30 декабря и включает в себя проверку практических
умений и навыков.
Формы проведения промежуточной аттестации: игры и упражнения по
актерскому психотренингу, театральные миниатюры (инсценировки).
Для оценки результатов обучения разработаны контрольно-измерительные
материалы (Приложение 1).
Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце учебного года по
окончании освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Театр+» в форме творческого отчета – показа инсценировок,
театральных миниатюр или спектаклей.
Оценочные материалы
Результативность обучения дифференцируется по трем уровням: высокий,
средний, низкий.
Высокий уровень освоения программы (10-12 баллов)
Для высокого уровня освоения программы характерны: активная
познавательная
и
творческая
преобразующая
деятельность
детей,
16

самостоятельная работа, заинтересованность, увлечённость, высокая внутренняя
мотивация.
Обучающийся проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и
театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного
произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание. Способен
сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния,
самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет
интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и
применяет в различных видах художественно-творческой деятельности.
Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности.
Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.
Средний уровень освоения программы (7-9 баллов)
Для среднего уровня освоения программы характерны: активная
познавательная деятельность, проявление самостоятельности и творческой
инициативы при выполнении заданий, неустойчивая положительная мотивация.
Обучающийся проявляет эмоциональный интерес к театральному
искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных
видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения.
Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты,
сравнения и образные выражения. Владеет знаниями об эмоциональных
состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с
помощью педагога. Создает по эскизу или словесной характеристике –
инструкции педагога образ персонажа. Проявляет активность и согласованность
действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой
деятельности.
Низкий уровень освоения программы (1-6 баллов)
Для низкого уровня освоения программы характерны: репродуктивный
характер творческой деятельности ребёнка, начальный познавательный уровень
активности, трудности с изображением или представлением сценических
персонажей, на занятии необходима помощь педагога, внешний вид мотивации.
Обучающийся мало эмоционален, проявляет интерес к театральному
искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов
театра. Знает правила поведения в театре. Понимает содержание произведения,
но не может выделить единицы сюжета. Пересказывает произведение только с
помощью руководителя. Различает элементарные эмоциональные состояния
героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста,
движения. Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности.
Несамостоятелен, выполняет все операции только с помощью руководителя.
Планируемые результаты Критерии оценивания

Виды контроля / Диагностический
промежуточной инструментарий
аттестации
(формы, методы,
диагностики)

17

Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты

Владеют культурой
Умение
работать
в Входящий,
Диагностическая
общения со сверстниками коллективе.
промежуточный, карта, наблюдение,
и взрослыми
итоговый
индивидуальная
беседа
Умение находить выход
из создавшейся ситуации.
Уважительно относиться к Умение принимать
Текущий
Наблюдение
партнёрам по
мнение других детей
промежуточный,
совместному творчеству
итоговый
Умеют быть
Умение принимать
Текущий,
Наблюдение
самокритичными в оценке критику других и самим промежуточный,
своих творческих и
оценивать себя
итоговый
профессиональных
способностей
Понимают, принимают и Умение самостоятельно Промежуточный, Беседа, наблюдение
способны решить
выполнять поставленную итоговый
поставленную педагогом задачу
задачу
Планировать свои
Проявляет
Текущий,
Наблюдение,
действия на отдельных
самостоятельность и
промежуточный,
выступление
этапах работы над ролью инициативу в работе над итоговый
ролью
Проявлять
умеет применять
Промежуточный, Контрольные
индивидуальные
полученные знания, опыт итоговый
задания,
творческие способности в своем творчестве
наблюдение
при работе над ролью
Умеют донести образ
Владеет чёткой
Текущий,
Наблюдение,
героя, использую
артикуляцией,
промежуточный, диагностическая
образную речь, яркую
необходимыми
итоговый
карта
характерность, мимику, актерскими приемами
жесты
создания образа героя
Проявлять творческие
Умение
Текущий,
Наблюдение
способности
взаимодействовать со
промежуточный,
зрителем
итоговый
Знают основы актерского Умеет применять
Входящий,
Наблюдение,
мастерства
тренинговые упражнения текущий,
беседа
актерского мастерства в промежуточный,
работе над ролью, знает и итоговый
соблюдает театральную
этику
Знают основные правила Умеют делать логический Входящий,
Диагностическая
работы с прозаическим и анализ текста, владеют
текущий,
карта,
поэтическим текстами,
базовыми приемами
промежуточный,
законы сценического
сценического воплощения итоговый
наблюдение
мастерства, принципы
художественного текста
художественного чтения

18

Раздел 4. Список литературы
4.1. Нормативные документы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Театр+» художественной направленности разработана в соответствии с
нормативно-правовыми документами:
1.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-Ф3.
2.
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 № 678р.
3.
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 №
996-р.
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее-СанПиН).
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
7.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 № 629 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
8.
Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
9.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 №
09-3242 «О направлении информации» (вместе с Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы).
10.
Устав МАОУ ДО НМО «ДДТ «Радуга».
11.
Образовательная программа МАОУ ДО НМО «ДДТ «Радуга».
Список литературы для педагога
1. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.
Методические рекомендации для учителя, 2-4 классы. – М.: Баласс, 2005
2.
Игнатова С.В. Театр теней своими руками – М.: Айрис-пресс, 2008.
3.
Казакова Л.С. Актерский тренинг. Практикум / Л.С.Казакова;
ЧГАКИ. – Челябинск, 2005.
4.
Козлянинов Г.И. Упражнения по дикции- М., 2004.
5.
Колчеев Ю.В. Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.,

Школьная Пресса, 2003.
6.
Кутьмин С.П. Краткий словарь театральных терминов. – ТГИИК. –
Тюметь, 2003.
7.
Ласкавая Е.В. Голосо-речевой тренинг. – М., «Театральная
педагогика», 2008.
8.
Нахимовский А.М. Театральное действо от А до Я. – М., «Аркти»,
2002.
9.
Пеня Т.Г. Программа «Космос театра» - М., 1986.
10. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановки у детей
звуков. – СПб, КАРО, 2006.
11. Савкова З.В. Голосо-речевой тренинг. – М., 2009.
12. Савкова З.В. Техника звучащего слова. Учебное пособие. – СПб,
1997.
13. Стеценко В.М. Сто уроков театра: Учеб.-метод. пособие / ЧГАКИ. –
Челябинск, 2004.
Список литературы для детей
1. Алянский Ю.Л. Азбука театра. – М.: АРКТИ, 1998.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.,
1991.
3. Генералова И.А. Интегративный предмет «Театр», или Воспитание
искусством. – М., 1997.
4. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям //
Театр и образование: Сб. научных трудов. – С. 10-24.- М., 1992.
5. Доронова Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности. – М.:
Просвещение, 1998.
6. Дорфман Л. Эмоции в искусстве. - М.: Педагогическое общество
России, 2002.
7. Зарубина В.Е. Куклы. М.: ТЦ «Сфера», 2001.
8. Кард В., Петров С. Сказки из пластилина. - СПб., 1997.
9. Крутенкова А.Д. Кукольный театр. Программа, рекомендации, миниспектакли, пьесы. 1 – 9 классы.- Волгоград: Издательство «Учитель», 2008.
10. Кулагина И.Е. Художественное движение (метод Л.Н. Алексеевой). –
Нижний Новгород – Москва, 1993.
11. Парулина О.В. Мир игрушек и поделок. – Смоленск, 2000.
12. Пикулева Н.В. Слово на ладошке. – М.: ТЦ «Сфера», 1997.
13. Савкова З.В. Техника звучащего слова: Методическое пособие. – М.:
«ВЛАДОС», 1998.
14. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: «Фолио», 2000.
15. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. – М.: «Генезис», 2004.
Список литературы для родителей
1. Безымянная О.В. Школьный театр. – М.: Рольф, 2001.
2. Богуславская Н.Е. , Кунина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург, 1997.
20

3 Еценко В.Г. Кукольный театр в школе. – Новосибирск: Издательская
компания «Лада», 2001.
4. Лосич Л.Н. Игрушки-самоделки. – Минск: Элайда, 1998.
5. Мирясова В.И. Играем в театр. – М.: Гном-Пресс, 1999.
6. Овдиенко Г.Г., Цаплина Л.Н. Смешное и грустное на школьной сцене.
– М.: Издат-школа 2000.
7. Поляк Л.Я. Театр сказок. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
8.
Сорокина Н.Ф.Играем в кукольный театр: программа «Театр –
творчество – дети». – М.: АРКТИ, 2002.
9.
Театр, где играют дети: учебно-методическое пособие для
руководителей детских театральных коллективов под ред. А.Б. Никитиной. – М.:
«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001.
10. Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками. – М.: Рольф, 2001.
11. Юнисов М..М. Маленький театр: пьесы для домашних и школьных
постановок. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2003.
12.
Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: пособие для
педагогов. – М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001.
Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: «Издательство ГНОМ и Д»,
2000.
13.
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. –
Ярославль: «Академия развития», 1996
14.
Сорокина Н.Ф.Играем в кукольный театр: программа «Театр –
творчество – дети». – М.: АРКТИ, 2002.
15.
Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной
деятельности дошкольников и младших школьников. Программа и репертуар. –
М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2000.
16. Ястребова А.В., Лазоренко О.И. Хочу в школу. – М.: АРКТИ, 1999

21

Приложение
Приложение 1 Календарный учебный график
№

Месяц

1.
1.1.

Сентябрь

неделя

3

2.
2.1
2.2.1.

3

2.2.2.
2.2.3.

4
4

2.2.

2.2.1.

5

2.2.2.

1

2.2.3.

2.3.
2.3.1.
2.3.2.

Октябрь

2

2

Тема занятия

Кол-во
часов

Форма
проведения
занятия

Место
проведения

Форма контроля

Вводное занятие
Школьный театр и техника безопасности.
Беседа о театре. О профессии актера и его
способности перевоплощаться. Игры.
Актерское мастерство
Внимание, воображение, память.
Актерский тренинг. Упражнения на
раскрепощение и развитие актерских
навыков.
Коллективные коммуникативные игры
Актерский тренинг. Игры: «Поймай хлопок»,
«Нитка», «Коса-Бревно»
Актерский тренинг. Игры на развитие
чувства пространства и партнерского
взаимодействия
Актерский тренинг на взаимодействие.
Знакомство с правилами и принципами
партнерского взаимодействия. Техника
безопасности в игровом взаимодействии
Актерский тренинг. Игры: «Суета»,
«Король», «Голливуд», «Салют»
Актерский тренинг на Внимание. Игры:
«Зеркало», «Магнит», «Марионетка»,
«Снежки». «Перестроения»
Сценическое действие
Элементы сценического действия.
Бессловесные элементы действия. «Вес».

2
2

Беседа,
тренинг

Актовый зал

21
6
2

Тренинг,
творческая
мастерская

Актовый зал

Беседа;
выполнение
творческих
заданий
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий

2
2
6

2

2
2

9
1
1

2.3.3.

3

2.3.4.

3

2.3.5.
2.3.6.

3
4

2.3.7
2.3.8

4
4

3.

3.1
3.1.2.

Ноябрьдекабрь

2

«Оценка», «Пристройка». Словесные
действия
Способы словесного действия. Логика
действий и предлагаемые обстоятельства.
Связь словесных элементов действия
с бессловесными действиями. Термины:
«действие», «предлагаемые обстоятельства»,
«простые словесные действия»
Составные образа роли. Драматургический
материал как канва для выбора логики
поведения.
Практическое освоение словесного
и бессловесного действия. Упражнения и
этюды
Работа над индивидуальностью
Практическое освоение словесного
и бессловесного действия. Упражнения и
этюды
Работа над индивидуальностью
Практическое освоение словесного
и бессловесного действия. Упражнения и
этюды
ЗНАКОМСТВО С ДРАМАТУРГИЕЙ
(работа над новогодней пьесой и
спектаклем)
Читка пьесы. «Застольный» период
Выбор пьесы. Работа за столом. Чтение.
Обсуждение пьесы. Анализ пьесы.
Определение темы пьесы. Анализ сюжетной
линии. Главные события, событийный ряд.
Основной конфликт

1

2

1
2

1
2

32

Творческая
мастерская,
репетиция

Кабинет

Наблюдение

2
2

23

3.2.
3.2.1.

2

3.3.
3.3.1.
3.3.2

3
3

3.3.3.
3.3.4.

4
4

3.3.5.
3.4.
3.4.1.
3.4.2.
3.5.
3.5.1.

5

3.6.
3.6.1

5
1
1

2

3.6.2.
3.7.
3.7.1

2

3.7.2
3.8

3
4

3

Анализ пьесы по событиям
Анализ пьесы по событиям. Выделение
в событии линии действий. Определение
мотивов поведения, целей героев.
Выстраивание логической цепочки
Работа над отдельными эпизодами
Распределение ролей
Работа над созданием образа,
выразительностью и характером персонажа
Репетиции отдельных сцен, картин
Работа над созданием образа,
выразительностью и характером персонажа
Репетиции отдельных сцен, картин
Выразительность речи, мимики, жестов
Работа над характером персонажей
Поиск выразительных средств и приемов
Закрепление мизансцен
Репетиции. Закрепление мизансцен
отдельных эпизодов
Изготовление реквизита, декораций
Изготовление костюмов, реквизита,
декораций
Выбор музыкального оформления
Прогонные и генеральные репетиции
Репетиции как творческий процесс и
коллективная работа на результат с
использованием всех знаний, навыков,
технических средств и таланта.
Репетиция
Показ спектакля

2
2

10
2
2
2
2
2
4
2
2
2
2
4
2
2
4
2

2
4

Актовый зал

Промежуточная
аттестация
24

4.
4.1

3
Январь

4.2.

5.
5.1
5.1.1.
5.1.2.
5.1.3.
5.1.4.
5.1.5.
5.1.6
5.1.7.

3

Февраль

3
4
4
5
5
2
2

5.2
5.2.1.

3

5.2.2.

3

Основы театральной культуры
История театра
Возникновение театра. Древнегреческий
театр. Русский Театр. Скоморохи. Первый
придворный театр. Профессиональные
русские театры. Известные русские актеры
Драматический театр. Особенности
Музыкальный театр: Опера, Балет, Мюзикл.
Театр кукол. Самые знаменитые театры мира
Театр и зритель
Театральный этикет. Культура восприятия и
анализ спектакля
Сценическая речь
Речевой тренинг
Орфоэпия
Свойства голоса. Дыхание
Артикуляционная гимнастика
Дикция
Речевая гимнастика. Полётность. Диапазон
голоса. Упражнения
Интонация. Выразительность речи.
Работа над интонационной
выразительностью
Работа над литературнохудожественным произведением
Особенности работы над стихотворным
и прозаическим текстом.
Приемы работы над текстом.

2
1

Беседа,
опрос

Актовый зал

Наблюдение

1

28
14
2
2
2
2
2

Тренинг,
творческая
мастерская

Актовый зал

Наблюдение,
выполнение
творческих заданий

2
2
14
2
2

25

5.2.3.

4

5.2.4.

4

5.2.5.

Март

5

5.2.6.

5

5.2.7.

2

3.
3.1
3.1.2.

2

3.2.
3.2.1.

3

3.3.
3.3.1.
3.3.2

3
4

3.3.3.
3.3.4.

4
5

Особенности работы над стихотворным
текстом. Выбор произведения: басня,
стихотворение.
Тема. Сверхзадача. Логико-интонационная
структура текста
Особенности работы над прозаическим
текстом. Выбор произведения: отрывок из
прозаического художественного
произведения.
Тема. Сверхзадача. Логико-интонационная
структура текста. Виды работы над текстом
Творческая работа

2

ЗНАКОМСТВО С ДРАМАТУРГИЕЙ
(работа над пьесой и спектаклем)
Читка пьесы. «Застольный» период
Выбор пьесы. Работа за столом. Чтение.
Обсуждение пьесы. Анализ пьесы.
Определение темы пьесы. Анализ сюжетной
линии. Главные события, событийный ряд.
Основной конфликт
Анализ пьесы по событиям
Анализ пьесы по событиям. Выделение
в событии линии действий. Определение
мотивов поведения, целей героев.
Выстраивание логической цепочки
Работа над отдельными эпизодами
Распределение ролей
Работа над созданием образа,
выразительностью и характером персонажа
Репетиции отдельных сцен, картин
Работа над созданием образа,

36

2
2

Открытое занятие

2
2

2
2

Творческая
мастерская,
репетиция

Кабинет

Наблюдение

2
2

14
2
2
2
2
26

3.3.5.
3.3.6
3.3.7.
3.4.
3.4.1.
3.4.2.
3.5.
3.5.1.

5
2
Апрель

2
3
3
4

3.6.
3.6.1

4

3.6.2.
3.7.
3.7.1

5
2
Май

3.7.2
3.8
6.
6.1
6.1.1.

2
3

3

выразительностью и характером персонажа
Репетиции отдельных сцен, картин
Работа над созданием образа,
выразительностью и характером персонажа
Репетиции отдельных сцен, картин
Выразительность речи, мимики, жестов
Работа над характером персонажей
Поиск выразительных средств и приемов
Закрепление мизансцен
Репетиции. Закрепление мизансцен
отдельных эпизодов
Изготовление реквизита, декораций
Изготовление костюмов, реквизита,
декораций
Выбор музыкального оформления
Прогонные и генеральные репетиции
Репетиции как творческий процесс и
коллективная работа на результат с
использованием всех знаний, навыков,
технических средств и таланта.
Репетиция
Показ спектакля
Ритмопластика
Пластический тренинг
Разминка, настройка, расслаблениенапряжение. Упражнения на внимание,
воображение, ритм, пластику. Развитие
пластической выразительности

2
2
2
4
2
2
2
2
4
2
2
4
2

Актовый зал

2
4
5

Творческая
мастерская

Кабинет

Итоговая
аттестация
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий

27

6.1.2.

6.2
6.1.1.

4

4

Работа над освобождением мышц от
зажимов. Развитие пластической
выразительности.
Пластический образ персонажа
Музыка и движение. Приемы пластической
выразительности. Походка, жесты, пластика
тела

4
2

128

28

Приложение 2 Контрольно-измерительные материалы для оценки
результатов обучения при проведении промежуточной аттестации
обучающихся
Теоретическая подготовка
История театра
Выберите правильный ответ и
1.
Актеры надевали маски
обведите его номер
2.
Были титры
Греческий театр появился в период
3. Ведущий называл каждую роль
празднования
представления
1. Зевсий
4. Зрителям раздавалось либретто
2. Дионисий
1
3. Олимпийских игр
Роль рассказчика исполняли:
4. Ленеи
2
1.
Актеры
Первые сцены, которые разыгрывались
2.
Ведущий
греками, были из жизни бога:
3.
Хор
1. Зевса
4.
Импресарио
3
2. Диониса
В античном театре называли высокие
3. Апполона
подставки, прикрепленные к обуви
4. Персефоны 2
актеров:
Песни в честь Диониса назывались:
1.
котурны
1. Трагедии
2.
экиклемы
2. Комедии
3.
эоремы
3. Оперы
4.
эпсодии
1
4. Мистерии 1
В древнегреческой драме катарсис –
Слово «трагедия» означает:
1.
Очищение
1.
Песня козлов
2.
Переживание
2.
Песня Зевсу
3.
Страсть
3.
Грустная песня
4.
Узнавание 1
4.
Ода 1
В древнегреческом театре орхестра –
Первые театральные представления
1.
Зрительские места
древней Греции включали:
2.
Место игры актеров
1.
Только актеров
3.
Стена здания
2.
Актера и хор
4.
Кулисы
2
3.
Только хор
В древнегреческом театре скена –
4.
Хор и два актера 3
1.
Зрительские места
Женские роли в греческом театре
2.
Место игры актеров
исполняли:
3.
Стена здания
1.
Женщины
4.
Оркестровая яма 3
2.
Мужчины
В древнегреческом театре театрон –
3.
Женских ролей не было
1.
Зрительские места
4.
Хор 2
2.
Место игры актеров
Зрители понимали, какую роль играет
3.
Стена здания
актер тогда, когда:
4.
Гримерная 1

«Отцом трагедии» из драматургов
Древней Греции называли:
1.
Софокл
2.
Эсхил
3.
Еврипид
4.
Аристофан 2
Автором древнегреческих комедий
был:
1. Софокл
2. Эсхил
3. Еврипид
4. Аристофан
4
В
Западной
Европе
эпохи
средневековья гистрион –
1.
Площадной актер
2.
Поэт и драматург
3.
Придворный шут
4.
Шарманщик
1
Трубадуры и труверы проживали в:
1.
Англия
2.
Германия
3.
Италия
4.
Франция 4
Карнавал появился в эпоху:
1.
Античность
2.
Просвещение
3.
Ренессанс
4.
Средние века
4
На площадях средневековых городов
исполнялись зрелища:
1.
Миракль
2.
Мистерия
3.
Моралите
4.
Комедия 2
Миракль 1. дидактическая
драма
с
персонажами-аллегориями
2. монументальное зрелище на
библейские темы
3. представление
о
чудесах
апостолов и святых
4. фантастическая драма 3
Мистерия -

1. дидактическая
драма
с
персонажами-аллегориями
2. монументальное зрелище на
библейские темы
3. представление
о
чудесах
апостолов и святых
4. фантастическая драма 2
В основе исполнения комедии дель
арте лежит прием
1.
декламация
2.
импровизация
3.
пантомима
4.
стилизация 2
Персонажи комедии дель арте
характеризуются как:
1.
маски
2.
типы
3.
характеры
4.
лицедеи
1
«Глобус» – театр, в котором впервые
были поставлены пьесы
1.
Бомарше
2.
Вольтера
3.
Мольера
4.
Шекспира 4
Декорации, которые одновременно
представляют на сцене несколько мест
действия
1.
сферические
2.
панорамные
3.
симультанные
4.
полицентричные
5.
полимерные
2
Комедия плаща и шпаги возникла в…
1.
Англии
2.
Германии
3.
Испании
4.
Италии
3
Лопе де Вега - создатель...
1.
Комедии дель арте
2.
Комедии плаща и шпаги
3.
Комедии эрудита
4.
Комедии положений 2
Расин – автор, сочинявший в жанре…
30

1.
- Комедии
2.
- Мещанской драмы
3.
- Трагедии
4.
- Хроники 3
Первое театральное здание в Италии
эпохи Возрождения, построенное по
типу античного театра, – 1.
«Бургундский отель»
2.
«Глобус»
3.
«Марэ»
4.
«Олимпико»
4
Драматурги, представители театра
абсурда –
1.
Ануй
2.
Беккет
3.
Ионеско
4.
Камю 2
Вертеп –
1.
Театр кукол
2.
Театр мимов
3.
Театр шутов
4.
Театр скоморохов
1
Страна обитания скоморохов –
1.
Армения
2.
Болгария
3.
Византия
4.
Русь 4
Первой
в
истории
русской
драматургии социально-политической
комедией стала пьеса
1. Фонвизина «Недоросль»
2. Фонвизина «Бригадир»
3. Грибоедова «Горе от ума»
4. Островского «Гроза» 1
Кто из русских писателей особенно
блистал на театральной сцене во
времена правления Екатерины II (1762
– 1796):
1.
А.П.Сумароков;
2.
М.В.Ломоносов;
3.
Д.И.Фонвизин
4.
А.Н. Радищев
3
Самый знаменитый «театр крепостных
актёров»:

1.
театр графа Орлова;
2.
театр графа Шереметева;
3.
театр князя Потёмкина;
4.
театр графа Толстого. 2
Школьный театр в России конца 17 –
начала 18 века существовал при…
1.
Академиях
2.
Гимназиях
3.
Университетах
4.
Лицеях
1
Первый общественный театр был
открыт по указу:
1.
Иоанна Грозного;
2.
Ивана Калиты;
3.
Петра I
4.
Екатерины Великой
3
Автор драмы «Гроза»
1.
Пушкин
2.
Островский
3.
Салтыков-Щедрин
4.
Фонвизин 2
Выдающая русская актриса 19 века:
1.
Ермолова
2.
Садовская
3.
Федотова
4.
Савина
1
Создателем новой системы актерской
игры и театральной режиссуры в
начале XX в. Является
1.
А. Ханжонков
2.
М. Ермолова
3.
К. Станиславский
4.
В. Качалов 3

31

Практическая подготовка
Контрольно-измерительный материал: тренинги и упражнения,
сценическая речь, групповые и одиночные этюды, спектакль (оценивается
каждый вид деятельности).
0 баллов
1 балл
2 балла
3 балла
Не
проявляет Низкий уровень Активная
Высокий уровень
активности
на познавательной
познавательная
познавательной
занятии.
Нет деятельности.
деятельность.
деятельности.
интереса
к Самостоятельно Проявляет
С
интересом
изображению
выполняет
самостоятельность изучает, играет
и представлению задания, но без и инициативу на различные роли.
различных
инициативы.
занятии.
Проявляет
сценических
Внешний вид
Неустойчивая
творческую
персонажей.
мотивации.
положительная
Активность
на
Отрицательная
мотивация
занятии.
мотивация
Высокая
внутренняя
мотивация.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Итоговая

Органичность

Сценическая речь

1 полугодие

Актерское мастерство

Основы театральной
культуры

Итог полугодия

Органичность

Ф.И. обучающегося

Сценическая речь

№
п\п

Актерское мастерство

Основы театральной
культуры

Приложение 3. Сводная таблица оценки результатов по программе
2 полугодие
Уровень
обученности

Приложение 4 Воспитательная деятельность
Сегодня на образовательные организации возложена задача по
формированию ценностных ориентаций обучающихся. Духовно-нравственное
воспитание подрастающего поколения является приоритетным. Воспитательная
работа в детской театральной студии «Созвездие» ориентирована на ключевые
ценности российского общества, такие как любовь к Родине, честность, доброта,
милосердие, сопереживание, справедливость, коллективизм, дружелюбие и
взаимопомощь, уважение к старшим, к памяти предков, их вере и культурным
традициям, к ценностям семьи.
Цель: формирование общей культуры личности, умение применять
знания и навыки публичных выступлений в жизни.
Задачи:
- развитие социальных, нравственных, интеллектуальных, эстетических
качеств;
- развитие эмоционального интеллекта;
- содействие формированию активной нравственно-эстетической
позиции;
- развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала
обучающихся в процессе участия в совместной общественно – полезной
деятельности;
- обучение умениям и навыкам организаторской деятельности,
самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему
городу.
Календарный план воспитательной работы
№ Название события, мероприятия
п/п

Практический
результат и
информационный
продукт,
иллюстрирующий
успешное
достижение цели
события
Культурно-массовые мероприятия МАОУ ДО НМО «ДДТ «Радуга»

1.
2.

Поездка в драматический театр
им. А.П.Чехова (г.Серов)
Новогоднее представление

Дата
проведения

октябрьноябрь
декабрь

Форма
проведения

Заметка на сайт
спектакль

Фото, видео, заметка
на сайт

Конкурсы, фестивали, соревнования
1.

XII Муниципальный конкурсфестиваль детских театральных
коллективов «Театральные
ступеньки»

апрель

конкурс

Дипломы, заметка на
сайт, фото и видео

Открытые занятия
1

Актерское мастерство

март

Заметка на сайт

Совместные мероприятия родителей и обучающихся
ноябрь

концерт

Заметка на сайт,
фото

февраль

Игровая
программа

Заметка на сайт,
фото

март

концерт

Заметка на сайт,
фото

4

Праздничная программа «Мир
начинается с мамы…»,
посвященная Дню матери
Игровая программа «На страже
мира и добра», посвященная
Дню защитника Отечества
Праздничная программа «Всё
начинается с любви»,
посвященная Международному
женскому дню
Открытый показ спектаклей

апрель-май

спектакль

1.

Викторина «Знаток театра»

октябрь

викторина

Муниципальный семинарпрактикум для руководителей
театральных объединений
«Ловушки для вдохновения».
Режиссёрско-актерский
тренинг.

октябрьноябрь

Семинарпрактикум

1.

2.

3

1.
2

1.

Заметка на сайт,
фото
Мероприятия по профессиональной ориентации

Грамота, публикация
на странице ВК
«Созвездие»
Профилактические мероприятия (профилактика безопасности: информационной,
дорожной, пожарной, антитеррористической и т.д.; пропаганда здорового образа
жизни, профилактика коррупции и т.д.)
Информационный час «Вместе
сентябрь
игра
против коррупции»
Экранная игра «Я и моя
октябрь
игра
безопасность»
Мероприятия по наставничеству и тьюторству
сертификат

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».