Управление образованием Новолялинского муниципального округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования Новолялинского муниципального округа
«Дом детского творчества «Радуга»
Принята на заседании
педагогического совета
«28» августа 2025 г.
Протокол № 01
Утверждена
приказом директора
МАОУ ДО НМО «ДДТ «Радуга»
от .01.09.2025 № 90 од
Муниципальное автономное
образовательное
учреждение
дополнительного
образования
Новолялинского
муниципального округа
"Дом детского творчества
"Радуга"
2025.09.26 11:25:55 +05'00'
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Шахматы плюс»
для детей 6 -16 лет
срок реализации 1 год
Автор-составитель: Перминов
Евгений Александрович,
педагог дополнительного образования
высшая квалификационная категория
г. Новая Ляля, 2025 г
Оглавление
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы ........................................................ 3
1.1. Пояснительная записка .......................................................................................................... 3
Практическая значимость. ............................................................................................................ 4
1.2. Цель и задачи программы ..................................................................................................... 5
1.3. Планируемые результаты ...................................................................................................... 6
Раздел 2. Содержание программы ............................................................................................... 7
2.1. Учебный (тематический) план .............................................................................................. 7
2.2. Содержание учебного (тематического) плана ..................................................................... 7
Раздел 3. Комплекс организационно-педагогических условий ................................................ 9
3.2. Условия реализации программы ........................................................................................... 9
3.2.1. Материально-техническое обеспечение программы ....................................................... 9
3.3. Формы аттестации и оценочные материалы ..................................................................... 10
Раздел 4. Список литературы ..................................................................................................... 12
4.1. Нормативные документы ..................................................................................................... 12
4.2. Список литературы, использованной при составлении программы ............................... 12
4.3. Список литературы для детей и родителей ....................................................................... 13
Приложение 1. Календарный учебный график......................................................................... 14
Приложение 2. Лист оценки результатов для школьников ..................................................... 16
Приложение 3. Диагностические задания по оценке уровня освоения программы ............. 16
Приложение 4. Воспитательная деятельность .......................................................................... 19
2
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Шахматы – древняя игра, по творческим возможностям – богатейшая.
Сегодня обучение шахматам – популярный и эффективный инструмент
развития интеллекта детей.
Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная
программа «Шахматы плюс» является программой физкультурно-спортивной
направленности.
Актуальность программы. В настоящее время, когда весь мир вступил в
эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое
значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном
объеме информации, умение анализировать ее и делать логические выводы.
Очень большую роль в формировании логического и системного мышления
играют шахматы. Особенно важно обучение игре в шахматы гиперактивных
детей, которые с трудом могут долго усидеть на месте. Они становятся
спокойнее, уравновешеннее.
В последние годы шахматы, по сравнению с другими видами спорта,
отошли на второй план незаслуженно. Шахматы, как вид спорта, должны идти
в ногу с такими видами спорта, как футбол, хоккей, кроме того, известно, что в
небольших поселках и городах нет базы для развития этих видов спорта.
Учитывая остроту проблемы и личную заинтересованность в развитии
шахматного спорта, творческое объединение «Шахматы» ДДТ «Радуга»
функционирует на базе нескольких школ г. Новая Ляля.
Актуальность программы заключается в том, что обучающиеся после
прохождения программы дальше самостоятельно могут осваивать игру в
шахматы и участвовать в соревнованиях.
Отличительная особенность программы. Работа с детьми по данной
программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах,
проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала. Программа
интегрирована с ежегодным графиком городских и школьных соревнований,
что позволяет обучающимся в полной мере проявить полученные
теоретические знания на практике, а также выявить недостатки в подготовке.
Занятия многообразны по своей форме: лекции, беседы, игровые занятия,
выполнение упражнений пересекаются с сеансами одновременной игры с
руководителем, конкурсами по решению задач, этюдами, турнирами, играми с
гандикапом, играми различного типа на шахматную тематику. В рамках
освоения программы проводится анализ сыгранных партий на ответственных
турнирах. В программе отведено большее количество часов на практику.
Образовательный процесс строится с учетом следующих принципов:
1. Индивидуального подхода к учащимся.
Этот принцип предусматривает взаимодействие между педагогом и
воспитанником. Подбор индивидуальных практических заданий необходимо
производить с учетом личностных особенностей каждого учащегося, его
заинтересованности и достигнутого уровня знаний.
2.
Системности.
Полученные знания, умения и навыки, учащиеся системно применяют на
практике, участвуют в шахматных турнирах. Это позволяет использовать
знания и умения в единстве, целостности, реализуя собственный замысел, что
способствует самовыражению ребенка, развитию его творческого потенциала.
3. Комплексности и последовательности.
Реализация этого принципа предполагает, например, постепенный
переход обучающего от одной стадии шахматной партии к другой, с каждым
годом углубляя приобретенные знания, умения, навыки.
4. Цикличности.
Учащиеся осваивают последовательно разделы, существует возможность
предлагать вновь пришедшим детям задания сначала более простые, а затем
более сложные.
5. Наглядности.
Использование наглядности повышает внимание учащихся, углубляет их
интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания,
воображения, наблюдательности, мышления.
Практическая значимость.
Программа предусматривает продвинутый уровень сложности.
Педагогическая целесообразность программы в том, что происходит
вовлечение детей в такой интеллектуальный, значимый вид спорта, как
шахматы. В предлагаемой программе реализуется связь с общим образованием,
выраженная в более эффективном и успешном освоении учащимися
общеобразовательной программы благодаря развитию личности способной к
логическому и аналитическому мышлению, а также настойчивости в
достижении цели. В целях приобщения детей к жизни объединения и Дома
детского творчества «Радуга» планируется вовлечение детей в общие
воспитательные и досуговые мероприятия.
Уровень программы – продвинутый.
Обучающиеся знакомятся с основными тактическими приемами,
дебютами и основными идеями игры в миттельшпиле и эндшпиле.
Адресат программы. Программа - продвинутый уровень, рассчитана на
1 год обучения для детей умеющих играть в шахматы.
В творческом объединении занимаются дети разного школьного
возраста с 6 до 16 лет. Обучение детей шахматам в этом возрасте
совершенствует умение планировать свои действия от составления плана
решения задачи к ее практическому решению. Важным моментом является
деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают,
классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности.
Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование у детей
многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание,
воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления
поведением.
Объем и сроки освоения программы. Режим занятий.
Учебная нагрузка по программе составляет 128 часов.
4
Год обучения
Число занятий в неделю
Продолжительность
1 год обучения
2
40 минут+40 минут
40 минут+40 минут
Общее
число
часов в год
128
Особенности организации образовательной деятельности. Группа
разного возраста с постоянным составом. Индивидуальный подход проводится
для детей, у которых возникают трудности с усвоением программы, но и для
тех воспитанников, которые способны на изучение материала быстрее и глубже
остальных.
Режим занятий.
Продолжительность одного академического часа составляет 40 минут.
Перерыв между занятиями – 10 минут.
Форма обучения - очная.
Форма организации образовательного процесса. Фронтальная,
групповая, индивидуально-групповая, парная.
Формы реализации образовательной программы – традиционная
модель. Представляет собой линейную последовательность освоения
содержания в течении одного года обучения в одной образовательной
организации.
Перечень форм проведения занятий. Теоретическая работа с детьми
проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализируются сыгранные
ребятами партии, а также разбираются партии известных шахматистов, ребята
готовят доклады по истории шахмат.
Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы
одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов,
и игровые занятия, турниры, игры с гандикапом, игры различного типа на
шахматную тематику.
Перечень форм подведения итогов. Соревнования, диагностические
задания, опрос, наблюдение, беседа, контрольные и открытые занятия.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – развитие интеллектуальных и творческих
способностей детей посредством организации полноценного досуга через
обучение игре в шахматы.
Задачи. Обучающие:
−
дать обучающимся теоретические знания о шахматной игре и
рассказать о правилах игры и правилах турнирного поведения;
−
привить обучающимся навыки самостоятельной работы с учебной
шахматной литературой.
Развивающие:
−
развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость;
−
привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом;
−
планировать свою деятельность, работать самостоятельно.
5
Воспитательные:
−
научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них;
−
учить выбирать из множества единственно правильное решение.
1.3. Планируемые результаты
Метапредметные. Регулятивные УУД. Обучающийся научится:
– работать по предложенному педагогом плану,
– самостоятельно планировать свою деятельность;
– совместно с педагогом и другими воспитанниками давать объективную
оценку сыгранной партии.
Познавательные УУД. Обучающийся научится:
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные
источники информации;
– перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всей команды;
Коммуникативные УУД. Обучающийся научится:
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль;
– принимать другую точку зрения, отличную от своей;
– выслушивать собеседника и вести диалог.
Личностные результатами освоения программы «Шахматы» является
формирование следующих умений:
−
рост интеллектуального и социального развития;
−
выбирать из множества вариантов единственно правильное
решение;
−
работать самостоятельно;
−
уважать соперника.
Предметные. Обучающиеся будут знать:
−
правила игры и турнирного поведения;
−
основные тактики и стратегия, активно применять в своей игре
тактические приемы;
−
основы по разыгрыванию дебюта, миттельшпиля и эндшпиля;
Обучающиеся будут уметь:
−
решать задачи на мат в несколько ходов;
−
проводить комбинации;
−
применять полученные теоретические знания на практике.
6
Раздел 2. Содержание программы
2.1. Учебный (тематический) план
Продвинутый уровень
Цель. Знакомство с различными дебютами и основами разыгрывания
миттельшпиля и эндшпиля.
Задачи.
Образовательные:
- подготовка шахматистов-разрядников.
Развивающие:
- формирование системного и конкретного мышления, развития
долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого
воображения.
Воспитательные:
- формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки,
воспитания уважения к чужому мнению.
№
Тема / Вид деятельности
1.
2.
3
Вводное занятие
Тактика и стратегия игры
Дебют
4.
Эндшпиль
5
Сеансы одновременной игры
6
Конкурсы по решению задач
Всего:
Количество часов
теория
2
10
20
практика
20
40
Всего
2
30
60
6
14
20
38
8
8
90
8
8
128
Формы
аттестации
Беседа
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение,
Сам. работа
Конт. занятие
Конт. занятие
2.2. Содержание учебного (тематического) плана
1.
2.
3.
4.
Вводное занятие.
Теория: постановка задач на год. Правила техники безопасности.
Тактика и стратегия игры.
Теория: Теория: защита от тактических приемов. Атака при разносторонних и
односторонних
рокировках.
Атака
на
нерокированного
короля.
Комбинирование приемов. Активные и пассивные фигуры. Лавирование.
Закрытый (неподвижный) центр в шахматной партии. План игры. Подрыв
центра на ферзевом фланге. Подрыв центра на королевском фланге.
Практика: разбор специально подобранных позиций, решение тематических
этюдов.
Дебют.
Теория: развитие фигур и борьба за центр в различных дебютах. Дебютные
ошибки. Выбор дебютного репертуара. Открытые, полуоткрытые и закрытые
дебюты.
Практика: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ
партий известных шахматистов.
Эндшпиль.
Теория: фигура против пешки. Позиционная ничья. Борьба фигур в эндшпиле.
Особенности каждой фигуры в эндшпиле. Понятие «Оппозиция». Метод
5.
6.
треугольника. Сочетание тактических приемов с участием проходной пешки.
Практика: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных
позиций, решение задач.
Сеансы одновременной игры.
Практика: проведение руководителем объединения сеансов одновременной
игры (в том числе тематических) с последующим разбором партий.
Конкурсы решения задач, этюдов.
Практика: решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса.
К концу года обучения дети должны знать:
- розыгрыши основных дебютов и окончаний, имеет в своем арсенале
несколько наиболее проработанных дебютов;
- все тактические приемы и шахматные термины.
К концу года обучения дети должны уметь:
- разбираться в системах проведения шахматных соревнований;
- оценивать свою позицию на любой стадии шахматной партии;
- уверенно владеть тактическими приемами, грамотно их комбинировать;
- строить и реализовывать стратегические планы, читать планы
противника;
- осознавать свои и чужие ошибки, искать их причину, стараться
использовать ошибки соперника;
- самостоятельно грамотно анализировать позиции, четко направлять
тактические приемы на реализацию стратегических планов.
К концу года обучения обучающиеся получат возможность:
- участвовать в проводимых мероприятиях не только как участник, но и
как организатор;
- проявлять инициативу, помогать начинающим, заниматься
самостоятельно.
8
Раздел 3. Комплекс организационно-педагогических условий
3.1. Календарный учебный график
Год
обучения
Дата
начала
обучения
15
сентября
1 год
Дата
окончания
обучения
23 мая
Количество
учебных
недель
32
Количество Количество
учебных
учебных
дней
часов
64
128
Режим
занятий
2 занятия
по 2 часа в
неделю
Каникулы.
Осенние 27 октября-02 ноября
Зимние 29 декабря-11 января
Дополнительные 16 февраля-22 февраля
Весенние 30 марта-05 апреля
3.2. Условия реализации программы
3.2.1. Материально-техническое обеспечение программы
№
1
2
3
4
5
Оборудование, инструменты и материалы
Кабинет
Магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами
Комплекты шахматных фигур с досками
Шахматные часы
Шахматная литература
Количество
1
1
8
5
5
3.2.2. Методические материалы
№ Название
п/п раздела, темы
1
Вводное занятие
2
Тактика и
стратегия игры
3
Дебют
4
Эндшпиль
5
Сеанс
одновременной
Материально-техническое
оснащение, дидактикометодический материал
Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат.
Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат. Шахматные часы.
Шахматная литература.
Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат. Шахматные часы.
Шахматная литература.
Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат. Шахматные часы.
Шахматная литература.
Комплекты настольных
шахмат.
Формы, методы,
приемы обучения.
Педагогические
технологии
Словесные,
наглядные.
Технология
группового обучения
Словесные,
наглядные,
практические.
Технология
группового обучения
Словесные,
наглядные,
практические.
Технология
группового обучения
Словесные,
наглядные,
практические.
Технология
группового обучения
Игра. Технология
группового обучения
Формы
учебного
занятия
Беседа
Беседа.
Игра в
парах
Беседа.
Игра в
парах
Беседа.
Игра в
парах
Контрольно
е занятие
6
игры
Конкурсы по
решению задач
Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат. Шахматные часы.
Шахматная литература.
Словесные,
наглядные,
практические.
Технология
группового обучения
Контрольно
е занятие
3.3. Формы аттестации и оценочные материалы
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
грамоты, дипломы, журнал посещаемости, протоколы соревнований.
Формы
предъявления
и
демонстрации
образовательных
результатов: открытые занятия, соревнования.
Личностные результаты
Характеристика оценочных материалов
Планируемые
результаты
Критерии
оценивания
Умение выбирать
правильное
решение
Рост
интеллектуального
и социального
развития
Умение выбирать
из множества
вариантов
единственно
правильное
решение
Умение работать
самостоятельно
Вопросы по
теории, игра в
парах
Участие в
шахматных
турнирах
Умение уважать
соперника
Метапредмет
ные
результаты
Совместно с
педагогом и
другими
воспитанниками
дает объективную
оценку сыгранной
Виды
Диагностический
контроля/промежуточной инструментарий
аттестации
(формы, методы,
диагностики)
Входной контроль
Опрос, наблюдение
Соревнование, турнир
Грамоты, итоговый
протокол
Решение
шахматных
задач
Промежуточная и
итоговая аттестации
Наблюдение,
контрольное
занятие
Работа с
шахматной
литературой;
Участие в
онлайнтурнирах
Оценка
поведения
после победы в
шахматной
партии
Анализ
сыгранных
партий
Промежуточная и
итоговая аттестации
Наблюдение, сеанс
одновременной
игры
Игра в парах
Наблюдение
Игра в парах, с
руководителем
Беседа,
наблюдение, опрос
10
Предметные результаты
партии.
Умение добывать
новые знания:
находить ответы
на вопросы,
используя разные
источники
информации
Умение доносить
свою позицию до
других: оформлять
свою мысль
Умение принимать
другую точку
зрения, отличную
от своей
Знание основ по
разыгрыванию
дебюта,
миттельшпиля и
эндшпиля;
Умение решать
задачи на мат в
несколько ходов
Проведение
различных
комбинаций
Применение
полученные
теоретических
знаний на
практике.
Работа с
шахматной
литературой и
интернет
источниками
Самостоятельная работа
Беседа,
наблюдение, опрос,
практические
задания
Оценка
объяснения
позиции,
ситуации
Самостоятельная работа
Оценка
поведения в
конфликтной
ситуации
Участие в
шахматных
турнирах
Ведение диалога
Наблюдение,
беседа,
разыгрывание
шахматных
комбинаций
Беседа, наблюдение
Решение
шахматных
задач
Участие в
шахматных
турнирах,
решение
шахматных
задач
Участие в
шахматных
турнирах,
сеанс
одновременной
игры, онлайнтурниры
Соревнование, турнир
Грамоты, итоговый
протокол
Промежуточная и
итоговая аттестации
Наблюдение,
контрольное
занятие
Грамоты, итоговый
протокол.
Наблюдение,
контрольное
занятие
Соревнование, турнир.
Промежуточная и
итоговая аттестации
Соревнование, турнир
11
Грамоты, итоговый
протокол.
Наблюдение, опрос,
беседа
Раздел 4. Список литературы
4.1. Нормативные документы
Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматы» разработана в
соответствии с нормативно-правовыми документами:
1.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273Ф3.
2.
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 №
678-р.
3.
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от
29.05.2015 № 996-р.
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее-СанПиН).
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
7.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 № 629 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
8.
Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
9.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015
№ 09-3242 «О направлении информации» (вместе с Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы).
10. Устав МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга».
11. Образовательная программа МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга».
4.2. Список литературы, использованной при составлении программы
1. Авербах, Ю. А. Шахматные окончания [текст] / Ю. А. Авербах.- М.:
Физкультура и спорт, 1981;
2. Карпов, А. Е. Шахматные сюжеты [текст] / А. Е. Карпов, Е. Я. Гик.- М.:
Знание, 1991;
3.Карпов, А. Е. Все о шахматах [текст] / А. Е. Карпов, Е. Я. Гик.- М.:
ФАИР-ПРЕСС, 2005;
4.Карпов, А. Е. Шахматный калейдоскоп [текст]/ А. Е. Карпов, Е. Я.Гик.М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1981;
5. Осачук, А. П. Закрытый центр в шахматной партии [текст] / А.
П.Осачук.- Ростов н/Д: Феникс,2005;
6.Пак, В. Н. Все чемпионы мира по шахматам [текст] / В. Н. Пак.-М.:
АСТ: Донецк: Сталкер,2005.
4.3. Список литературы для детей и родителей
1. Авербах, Ю. Шахматная школа [текст] / Ю. Авербах, А. Котов. –
Ростов н/Д: Феникс, 2007;
2. Карпов, А. Е. Учитесь шахматам [текст] / А. Е. Карпов. — М.: Эгмонт
Россия Лтд, 2004;
3. Карпов, А. Е. Школьный шахматный учебник [текст] / А. Е. Карпов, А.
Б. Шингирей. — М.: Русский шахматный дом, 2005;
4. Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей [текст] / В.
В. Костров, Д. А. Давлетов. — СПб.: Литера, 2005;
5. Мазаник, С.В. Шахматы для всей семьи [текст] / С.В. Мазаник. —
СПб.: Питер, 2009;
6. Петрушина, Н. М. Шахматный учебник для детей [текст] / Н. М.
Петрушина – Ростов н/Д Феникс, 2006;
7. Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] /
И. Г. Сухин. — Ростов н/Д: Феникс, 2004.
13
Приложение 1. Календарный учебный график
Продвинутый уровень
№
Дата
Часы
Тема занятия
Место
проведен
ия
Форма
контроля
Раздел 1 Вводное занятие
1
сентябрь 3
Игра в парах
2
Вводное занятие.
Постановка задач на год
Кабинет
Беседа
Раздел 2 Тактика и стратегия игры
2
сентябрь 3
Игра в парах
3
сентябрь 4
Игра в парах
4
октябрь 1
Игра в парах
5
октябрь 2
Игра в парах
6
октябрь 3
Игра в парах
7
октябрь 4
Игра в парах
8
ноябрь
1
Игра в парах
9
ноябрь
2
Игра в парах
2
4
4
4
4
4
4
4
Защита от тактических приемов. Решение задач
Защита от тактических приемов. Решение задач
Атака короля при короткой рокировке. Решение задач
Атака короля при длинной рокировке. Решение задач
Атака нерокированного короля. Решение задач.
Активные и пассивные фигуры. Лавирование. Разбор позиций
Закрытый центр в шахматной партии. Разбор позиций
Закрепление пройденного
Кабинет
Кабинет
Наблюдение
Наблюдение
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Раздел 3 Дебют
10 ноябрь
3
11 ноябрь
4
12 декабрь 1
Игра в парах
Игра в парах
Игра в парах
4
4
4
Открытые дебюты. Испанская партия. Разбор партий
Итальянская партия. Разбор партий
Русская партия. Разбор партий
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
13
14
15
декабрь
декабрь
декабрь
2
3
4
Игра в парах
Игра в парах
Игра в парах
4
4
4
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Наблюдение
Наблюдение
16
17
18
19
20
21
22
январь
январь
январь
февраль
февраль
февраль
февраль
2
3
4
1
2
3
4
Игра в парах
Игра в парах
Игра в парах
Игра в парах
Игра в парах
Игра в парах
Игра в парах
4
4
4
4
4
4
4
Шотландская партия. Разбор партий
Королевский гамбит. Разбор партий
Решение упражнений на пройденные темы.
От теории к практике.
Полуоткрытые дебюты. Сицилианская защита. Разбор партий
Скандинавская защита. Разбор партий
Французская защита. Разбор партий
Защита Каро-канн. Разбор партий
Закрытые дебюты. Принятый ферзевой гамбит. Разбор партий
Отказанный ферзевой гамбит. Разбор партий
Защита Нимцовича. Разбор партий
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Месяц
Неделя
Форма
занятия
Наблюдение
Конт. Занятие
Опрос
23 март
1
Игра в парах
24 март
2
Игра в парах
Раздел 4 Эндшпиль
25 март
3
Игра в парах
26 март
4
Игра в парах
27 апрель
1
Игра в парах
28 апрель
2
Игра в парах
29 апрель
3
Игра в парах
Раздел 5 Сеанс одновременной игры
30 апрель
4
Игра
31 май
1
Игра в парах
Раздел 6 Конкурсы по решению задач
32 май
2
Игра в парах
33 май
3
Игра в парах
итого
4
4
Староиндийская защита. Разбор партий
Система Колле. Разбор партий
Кабинет
Кабинет
Наблюдение
Наблюдение
4
4
4
4
4
Этюд Рети и другие окончания
Метод треугольника. Решение этюдов
Позиционная ничья. Разбор позиций
Особенности каждой фигуры в эндшпиле
Закрепление пройденного
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Сам. работа
4
4
Сеанс одновременной игры с руководителем
Разбор и анализ сыгранных партий
Кабинет
Кабинет
Конт. занятие
4
4
Решение задач на тему «Найди комбинацию»
Решение задач на тему «Найди комбинацию»
Подведение итогов года
Кабинет
Кабинет
Сам. работа
Конт. занятие
128
15
Сам. работа
Решение
задач на
мат
декабрь
Решение
задач на
выигрыш
фигуры
декабрь
Вопросы
по теории
май
Розыгр
ыш
дебюта
май
Решение
задач на
мат
май
Уровень
Итого
Личностные
результаты
Розыгрыш
дебюта
декабрь
УУД
Вопросы по
теории
декабрь
Теоретическа
я подготовка
УУД
Фамилия
имя
Теоретическа
я подготовка
Приложение 2. Лист оценки результатов для школьников
Решение
задач на
выигрыш
фигуры
май
Критерии оценки: высокий – 3-2.5 балла; средний – 2.4-1.5 балла; низкий – ниже1.4 балла
Приложение 3. Диагностические задания по оценке уровня освоения программы
Продвинутый уровень
Задание № 1. (Знания. Некоронованные чемпионы мира по
шахматам. Сильнейшие советские шахматисты).
Инструкция:
Назови некоронованных чемпионов мира по шахматам. Назови
советских чемпионов мира.
Критерии оценки:
Высокий - называет 3-4 некоронованных чемпиона мира по шахматам.
Называет всех советских чемпионов мира по шахматам.
Средний - рассказывает с дополнительными вопросами педагога.
Называет 1-2 некоронованных чемпионов мира по шахматам. Называет
2-3 советских чемпиона мира по шахматам.
Низкий - отвечает сложно, дополняет рассказ педагога. Не называет
некоронованных чемпионов мира. Называет 1-2 советских чемпионов
мира по шахматам.
Задание № 2. (Знания. Тактика и стратегия игры).
Критерии оценки:
Инструкция 1:
Высокий - правильно выполняет задание
Объясни следующие понятия: закрытый центр, активные и Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или
пассивные фигуры, лавирование. Расскажи, какой план игры допускает 1-3 ошибки.
возможен при закрытом центре.
Низкий - выполняет задание неправильно.
Инструкция 2:
Расставь на шахматной доске позиции с вышеуказанными
понятиями.
Задание № 3. (Знания. Открытые дебюты).
Инструкция:
Объясни, что значит понятие «Открытый дебют». Перечисли,
какие открытые дебюты ты знаешь.
Критерии оценки:
Высокий - выполняет задание правильно.
Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого,
допускает 12 ошибки.
Низкий - выполняет задание неправильно.
Задание № 4. (Знания. Полуоткрытые дебюты).
Критерии оценки:
Инструкция:
Высокий - выполняет задание правильно.
Объясни, что значит понятие «Полуоткрытый дебют». Перечисли, Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого,
какие полуоткрытые дебюты ты знаешь.
допускает 12 ошибки.
Низкий - выполняет задание неправильно.
Задание № 5. (Знания. Закрытые дебюты).
Критерии оценки:
Инструкция:
Высокий - выполняет задание правильно.
Объясни, что значит понятие «Закрытый дебют». Перечисли, Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого,
какие закрытые дебюты ты знаешь.
допускает 12 ошибки.
Низкий - выполняет задание неправильно.
Задание № 6. (Знания. Эндшпиль.).
Критерии оценки:
Инструкция 1:
Высокий - выполняет задание правильно.
Объясни или расставь на шахматной доске следующие понятия: Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или
цугцванг, оппозиция, правило треугольника.
допускает 1-2 ошибки.
Инструкция 2:
Низкий - выполняет задание неправильно.
Объясни особенности (роль)каждой фигуры в эндшпиле.
Задание № 7. (УУД. Тактика и стратегия игры).
Критерии оценки:
Инструкция 1: Оцени позицию на доске, покажи хорошие ходы, Высокий - правильно выполняет задание.
при игре с закрытым центром.
Средний - правильно выполняет задание с небольшой помощью
Инструкция 2: Оцени позицию на доске, покажи хорошие ходы взрослого,
при плане игры с целью физического уничтожения центра.
или допускает 1-2 ошибки.
Инструкция 3: Оцени позицию на доске, Покажи хорошие ходы Низкий - выполняет задание неправильно.
при плане игры с учетом того, что у соперника есть
изолированная пешка.
17
Задание № 6. (УУД. Дебюты.)
Инструкция 1: Разыграй любой открытый дебют.
Инструкция 2: Разыграй любой полуоткрытый дебют.
Инструкция 3: Разыграй любой закрытый дебют.
Критерии оценки:
Высокий - ребенок правильно выполняет все задания.
Средний - ребенок выполняет задания с небольшой помощью взрослого,
допускает 1-2 ошибки.
Низкий - ребенок выполняет задания неправильно.
Задание № 7. (УУД. Эндшпиль).
Критерии оценки
Инструкция 1: Реши на доске «Оппозицию» зная правило Высокий - выполняет задание правильно.
треугольника.
Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или
Инструкция 2: Реши этюд. Белые начинают и выигрывают. допускает 1-2 ошибки.
(Позиции с участием проходной пешки).
Низкий - выполняет задание неправильно.
18
Приложение 4. Воспитательная деятельность
Воспитательная деятельность педагога занимает центральное место в
образовательном процессе, поскольку именно она способствует формированию
не только знаний и умений, но и ценностных ориентиров, социальных навыков
и личностных качеств обучающихся.
Воспитательная деятельность в общеобразовательном учреждении
планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной
политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №996-р).
Приоритетная задача в сфере воспитания в Российской Федерации:
развитие
высоконравственной
личности,
разделяющей
российские
традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и
умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного
общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Современный российский национальный воспитательный идеал –
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и
культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Направления воспитательной деятельности: гражданско-патриотическое
и физкультурно-спортивное.
Формы и методы воспитания: рассказ, беседа, использование
демонстрационной доски. Это словесные методы, сообщение и анализ
информации, имеющей воспитательное содержание и значение. Методы
контроля: наблюдение, опрос, шахматные турниры, конкурсы.
Цель. Создание условий для саморазвития, самореализации личности
обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи.
- воспитание готовности отвечать за любое порученное дело, взятое на
себя обязательство;
- приобщение обучающихся к нормам культурной жизни, расширение
представлений о них;
- воспитание потребности и умения оценивать свое поведение в
сравнении с поведением окружающих людей;
- приобщение обучающихся к участию в общественной жизни;
- воспитание в детях уважения к себе и другим.
Планируемые результаты.
- воспитать готовность отвечать за любое порученное дело, взятое на себя
обязательство;
- приобщить обучающихся к нормам культурной жизни;
- воспитать потребность и умения оценивать свое поведение в сравнении
с поведением окружающих людей;
- приобщить обучающихся к участию в общественной жизни;
- воспитать в детях уважения к себе и другим.
Календарный план воспитательной работы
№п/п
Название мероприятия
Дата
Форма
Практический
проведения проведения результат
Культурно-массовые мероприятия МАОУ ДО НМО «ДДТ Радуга»
1
Открытое личное первенство по Осенние
Турнир
Грамоты,
шахматам НМО «Ход конем»
каникулы
медали,
заметка
2
Шахматный
турнир
среди апрель
Турнир
Грамоты,
обучающихся
НМО
«Время
медали,
побеждать»
заметка
Мероприятия физкультурно-спортивной направленности
3
Открытое
личное
первенство сентябрь
Турнир
Грамоты,
Сосьвинского ГО по шахматам среди
медали,
«Точек роста»
заметка
4
Областной онлайн турнир по шахматам ноябрь
Онлайн
Грамоты,
среди обучающихся центров «Точка
турнир
сертификаты,
роста»
заметка
5
Открытое
командное
первенство декабрь
Турнир
Грамоты,
Сосьвинского ГО по шахматам «Белая
медали,
ладья»
заметка
6
Рождественский турнир по быстрым январь
Турнир
Дипломы,
шахматам г. Карпинск
медали,
заметка
7
Отборочный
турнир
внутри февраль
Турнир
Грамоты,
объединения
заметка
8
Первенство СУО по шахматам среди март
Турнир
Дипломы,
детей г. Карпинск
медали,
заметка
9
Открытое
личное
первенство март
Турнир
Дипломы,
Верхотурского ГО «Верхотурский
медали,
ферзь»
заметка
10
Детский областной турнир по быстрым апрель
Турнир
Грамоты,
шахматам п. Восточный
медали.
заметка
11
Конкурс «Лучший спортсмен года» июнь
Конкурс
Кубки,
среди образовательных организаций
дипломы,
НМО
заметка
Мероприятия патриотической направленности
12
Открытый
турнир
по
быстрым ноябрь
Турнир
Грамоты,
шахматам
среди
образовательных
медали,
учреждений п. Лобва
заметка
13
Областное первенство по быстрым январь
Турнир
Дипломы,
шахматам посвященное годовщине
медали,
выводу
советских
войск
из
заметка
Афганистана г. Серов
14
Открытый командный турнир по февраль
Турнир
Грамоты,
быстрым шахматам, посвященный Дню
медали,
Защитника Отечества п. Лобва
заметка
15
Детский День Победы г. Карпинск
май
Турнир
Дипломы,
медали,
заметка
20
16
17
Открытые занятия
Любой год обучения, любая тема
В течении Открытое
года
занятие
в
рамках
семинара
или
для
родителей
Профилактические мероприятия
Викторина «Скажем коррупции нет!»
ноябрь
Познавател
ьно-игровая
программа
21
Фотоотчет,
видеоролик,
заметка
Фотоотчет