Баушкин чуланчик

Управление образованием Новолялинского муниципального округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования Новолялинского муниципального округа
«Дом детского творчества «Радуга»

Принята на заседании
педагогического совета
«30» сентября 2025 г.
Протокол № 02

Утверждена
Утверждена
приказом
приказом
директора
директора
МАОУ МАОУ
ДО НМО
ДО«ДДТ
НМО«Радуга»
«ДДТ «Радуга»
от 30.09.2025
от 30.09.2025
№ 105 од
№ 105 од
Муниципальное автономное
образовательное учреждение
дополнительного образования
Новолялинского
муниципального округа "Дом
детского творчества "Радуга"
2025.10.06 08:39:57 +05'00'

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности

«Баушкин Чуланчик»
Возраст обучающихся: 9 - 11 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель:
Лобканова Кристина Андреевна,
педагог дополнительного
образования

г. Новая Ляля, 2025 г.

Оглавление
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы...................................... 3
1.1. Пояснительная записка ....................................................................................... 3
1.2. Цели и задачи программы ................................................................................... 6
1.3. Планируемые результаты освоения программы ............................................... 7
Раздел 2. Содержание программы ............................................................................. 9
2.1. Учебный (тематический) план ........................................................................... 9
2.2. Содержание учебного плана первого года обучения ..................................... 10
Раздел 3. Комплекс организационно-педагогических условий............................ 12
3.1. Календарный учебный график .......................................................................... 12
3.2. Условия реализации программы ...................................................................... 12
3.2.1. Материально-техническое обеспечение ....................................................... 12
3.2.2. Информационно-методические условия реализации программы: ............ 12
3.2.3. Методические материалы............................................................................... 12
3.3. Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы ................................ 14
3.3.1. Оценочные материалы .................................................................................... 14
3.3.2. Характеристика оценочных материалов ....................................................... 14
Раздел 4. Список используемой литературы ......................................................... 16
4.2. Список литературы, используемой при написании программы: .................. 16
4.3. Список литературы для педагога...................................................................... 17
4.4. Список литературы, рекомендованный обучающимися:.............................. 17
4.5. Список литературы, рекомендованный родителям ........................................ 17
Приложение ............................................................................................................... 18
Приложение 1. Календарный учебный график ...................................................... 18
Приложение 2. Оценочные материалы ................................................................... 20

2

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
История развития прикладного искусства — это история талантливого
русского народа и своеобразия окружающей среды. Меняемся мы, меняется
природа, но красота, сделанных народными умельцами вещей, остается
неизменной. Художественный вкус в сочетании с максимальными удобствами,
многофункциональностью вещи — все это характерно для русских мастеров.
Направленность программы – разноуровневая дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа «Баушкин Чуланчик»
является программой художественной направленности.
Актуальность программы заключается в том, что в период обновления
образования значительно возрастает роль народной культуры как источника
развития творческого потенциала детей.
Рукоделие – это важнейший компонент трудового обучения детей.
Занимаясь созданием игрушек, поделок из различных материалов, (бумаги,
картона, ткани, ниток) дети улучшают мелкую моторику, когнитивные
функции, развивают фантазию, приобретают навыки вышивания и навыки
работы с иглой и ножницами.
Важно в каждом предмете или событии показать детям общезначимое и
индивидуальное, их тесную взаимосвязь. Это возможно только при достижении
психологической и эмоциональной комфортности, которая позволяет
обеспечить в работе с детьми декоративно - прикладным искусством.
Только в деятельности ребенок учится находить нестандартные решения
и преодолевать трудности.
Отличительные особенности программы
Программа носит составительский характер, является учебновоспитательной и рассчитана на 1 год обучения. За основу данной программы
взяты типовые программы: «Как плести из бисера» М. Закирова; «Рукоделие».
В.А.Барбала; «Поделки из папье-маше» В.Б.Зайцев, «Папье-маше» Н.Б.
Бельтюкова; «Сказки янтарного леса» Д. Соколовская; «Волшебная бумага»
З.Р. Дадашова; «Художественный текстиль. Роспись по ткани». М.С.
Широковских.
Программа «Баушкин Чуланчик» включает в себя не только обучение
техникам, но и создание индивидуальных, коллективных сюжетнотематических композиций, позволяет детям познакомиться с разнообразием
декоративно-прикладного искусства, а после освоения знаний обучающиеся
смогут применить полученные навыки в жизни.
Программа «Баушкин Чуланчик» является разноуровневой, рассчитана на
1 год обучения. Этот год обучения представлен как цикл, имеющий задачи,
учебный план, содержание программы и планируемые результаты.
Содержание программы ориентирует на «зону ближайшего развития»,
как на то, что ребенок может усвоить самостоятельно или с помощью взрослых,
так и на перспективу, ориентируя на развивающее обучение, с использованием
3

полученных знаний в разных областях.
Программа даёт возможность раскрыть любую тему нетрадиционно, с
необычной точки зрения, когда занятие становится важным этапом становления
личности с развитым художественным вкусом.
Программа уникальна тем, что обеспечивает ребенку достаточно
широкий кругозор и позволяет сформировать практические умения работы в
области декоративно прикладного искусства с использованием различных
материалов: бумаги и картона, ткани, бисера и других материалов.
Во время занятий для создания непринужденной и творческой атмосферы
используются аудиозаписи звуков живой природы и музыкальных
произведений, что способствует эмоциональному развитию детей.
Данная программа включает следующие разделы, отражающие обучение
детей различными видами декоративно-прикладного творчества:
1) «Зазеркалье»:игрушки из папье-маше, картины из папье маше и бисера,
создание диорам и пр.
2) «Фетряной переполох» (пошив и производство узорных кошельков,
осенне-зимних гирлянд, закладок для книг и др.)
3) «Кастомная роспись: создание уникальных вещей с помощью
художественного рисунка, крепление брошей, пуговиц, цепочек и пр.
4) Поздравительные открытки
5) «Мир фантазий» - производство уникального декора для дома и
праздников
6) «Душевная ручная вышивка» (создание простой и воздушной вышивки
на одежде)
Образовательный процесс строится с учетом следующих принципов:
1. Индивидуальный подход к обучающимся. Этот принцип
предусматривает взаимодействие между педагогом и обучающимся. Подбор
индивидуальных практических заданий необходимо производить с учетом
личностных особенностей каждого обучающегося, его заинтересованности и
достигнутого уровня подготовки.
2. Культуросообразность. В программе учитываются возрастные и
индивидуальные особенности детей. Содержание программы опирается на
виды художественного искусства.
3. Системность. Полученные знания, умения и навыки, обучающиеся
системно применяют на практике, создавая творческую работу. Это позволяет
использовать знания и умения в единстве, целостности, реализуя собственный
замысел, что способствует самовыражению ребенка, развитию его творческого
потенциала.
4. Комплексность и последовательность. Реализация этого принципа
предполагает постепенное введение обучающихся в мир разнообразия
художественного искусства, то есть, от простого к сложному. С каждым годом
углубляя приобретенные знания, умения и навыки по таким направлениям как
работа с бумагой и картоном, тканью и неткаными материалами.
5. Цикличность. Обучающиеся всех лет обучения осваивают
4

последовательно одни и те же разделы, существует возможность предлагать
вновь пришедшим детям задания сначала более простые, соответствующие
первому году обучения, а затем более сложные.
6. Наглядность. Использование наглядности повышает внимание
обучающихся, углубляет их интерес к изучаемому материалу, способствует
развитию внимания, воображения, наблюдательности и мышления.
Программа «Баушкин Чуланчик» построена таким образом, что с первых
же занятий дети видят конкретные результаты своего труда. Обучающимся,
которым
трудно
выполнить
практическое
задание,
предлагается
индивидуальная помощь, организуется взаимообучение.
Связь с существующими по данному направлению общешкольными
программами.
Программа «Баушкин Чуланчик» неотъемлемо пересекается с
различными общешкольными программами:
1) Изобразительное искусство В рамках данной программы дети учатся
передавать размеры, пропорции и располагать объекты в пространстве,
что помогает им лучше понимать мир вокруг.
2) Технология Непосредственное пересечение программы с данным
предметом прослеживается через приготовление рабочей массы для
папье-маше, ознакомление с техниками вышивания, овладение
технологическими операциями и тканью.
3) Физкультура Использование комплекса спортивных и танцевальных
упражнений на перерывах (переменах).
4) Музыка Музыкальное сопровождение (классические произведения,
детские песни) на занятиях или мастер - классах при выполнении
самостоятельной работы обучающихся.
Специального отбора детей в объединение для обучения по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Баушкин
чуланчик» не предусмотрено. Набор в группу свободный, по заявлению
родителей и согласно правилам приёма.
В каникулярное время работа творческого объединения предполагает
использование следующих видов совместной деятельности педагога и
обучающихся:
- художественное творчество (декоративно - прикладная деятельность)
- игровая деятельность;
- организация и участие в выставках, конкурсах и мастер - классах.
Уровень программы – стартовый.
Адресат программы.
Программа «Баушкин Чуланчик» предназначена для детей от 9 до 11 лет.
Детей младшего школьного возраста характеризует переход от прямого
копирования к потребности сделать самому. Данный возраст является
благоприятным периодом для развития творческих способностей. В своих
5

стремлениях дети доверяют ровесникам. Ребенок старается стать интересным
человеком для сверстников, повышается роль его самооценки, которая
проявляется в сравнении себя с другими людьми.
Задача педагога – создать условия для доверительного общения с
взрослыми таким образом, чтобы каждый ребенок мог проявить свои
способности и реализовать свою творческую активность.
Объем и сроки освоения программы
Объем программы – 120 часов. Программа «Баушкин Чуланчик»
рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса
Программа «Баушкин Чуланчик» проводится на базе МБОУ НМО «СОШ
№2», МАОУ ДО НМО ДДТ «Радуга».
Режим занятий
Занятия проходят два раза в неделю по 2 часа. Продолжительность
академического часа составляет 40 минут, перерыв между занятиями 10 минут
Год обучения
1 год обучения

Длительность
занятий
40 минут

часов
в неделю
4

Общее число
часов в год
120

Формы обучения – очная.
Форма организации образовательного процесса: фронтальная,
индивидуально-групповая.
Форма реализации образовательной программы – традиционная.
Формы проведения занятий: беседа, мастер-классы, занятия-фантазии.
Формы подведения итогов: выставки, наблюдения.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы: создание условий для творческого самовыражения
обучающихся, стимулирующего дальнейшее совершенствование мастерства в
области декоративно прикладного искусства и определяющего выбор будущей
профессии.
Задачи:
обучающие:
− познакомить с историей и современными направлениями развития
декоративно прикладного искусства;
− научить владеть различными техниками работы с материалами,
инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
− обучить детей начальной технике вышивки, сложной лепке из бумаги.
развивающие:
− способствовать развитию творческих способностей каждого ребенка на
основе личностно-ориентированного подхода;
− развить сенсорную сферу ребенка (чувства цвета, формы, моторики);
− развивать творческую активность детей, путем создания ими
собственных художественных композиций на основе повтора, вариации,
импровизации.
6

− развивать волевые качества: усидчивость, терпение, умение доводить
работу до конца.
воспитательные:
– формировать устойчивый интерес и мотивацию к самореализации
средствами изобразительного и декоративно прикладного искусства; уважения
к народной исторической культуре и современному искусству;
– воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему
миру, способствовать формированию художественно - эстетического вкуса.
– научить планировать, анализировать, контролировать предложенное
задание.
1.3. Планируемые результаты освоения программы
Метапредметные
Регулятивные УУД. Обучающиеся научатся:
– выбирать материалы для создания творческих работ;
– осуществлять технологию выполнения работ;
– воспринимать оценку педагога после завершения работы.
Познавательные УУД. Обучающиеся научатся:
– осуществлять практические навыки и умения в ДПИ;
–различать особенности материала и техник, применяемых в декоративно
– прикладном искусстве;
–осуществлять поиск нужной информации для выполнения, поставленной
задачи с использованием текста, иллюстрации;
Коммуникативные УУД. Обучающиеся научатся:
– выполнять предлагаемые задания в малых группах;
–осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в
сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
–познавательный интерес к современному изобразительному и
декоративно - прикладному искусству;
–умение формулировать и передавать свое впечатление в творческой
работе;
–адекватно оценивать результаты своей творческой деятельности,
эмоциональное удовлетворение от продуктивности собственной деятельности.
Предметные
Обучающиеся должны знать:
– сведения о материалах, инструментах, приспособлениях и техниках, для
создания изделия;
– знать холодные и тёплые цвета;
– технологическую последовательность изготовления изделий;
Обучающиеся должны уметь:
– приготовить рабочее место и поддерживать порядок на нём во время
работы, правильно работать ручными инструментами;
7

–подбирать оптимальные технологические способы изготовления деталей
и изделия в целом;
–применять правильность выполнения швов различных видов вышивок.

8

Раздел 2. Содержание программы
2.1. Учебный (тематический) план
Количество часов
Перечень разделов, тем

1.

2.

3.

4.

всего теория пра
кти
ка
26
6,5
19,5
папье-маше
4
1
3

«Зазеркалье»
1.1 Обьемная картина из
«Вдохновение»
1.2 Картина из бисера «Иллюзия»
1.3 Обьемная поделка из бумаги «Космонавт»
1.4. «Мишка из розочек» Подарок маме. Работа
с бумагой
1.5. «Букет-сердце» Работа с салфетками и
картоном
1.6. Деревенский домик из картона.
1.7. Объёмная поделка «Бумажные цветы»
1.8 Театральная маска из папье-маше
1.9 Объемная поделка из папье-маше
«Девушка»
Фетряной переполох
2.1. Пальчиковый театр из фетра
2.2. Осенняя гирлянда «Домашний уют»
2.3. Объёмная поделка «Конверт Деда Мороза»
из фетра и бисера
2.4. Игрушки-брелоки «Котики»
2.5. «Чайная» закладка для книги из нити и
фетра
2.6 «Фетряная валентинка»
Мир фантазий (домашний декор)
3.1. Объёмная поделка «Тарелочка»
3.2 Мини-картина на деревянных дощечках
3.3. Декор на штору «Мотылек»
3.4. Роспись камней на свободную тему
3.5 Рождественская поделка

3.6 Игрушка-брелок «Мушка»
3.7 Поделка «Макет боевой техники» к 23
февраля
3.8 Поделки из ненужных предметов
3.9 Поделка к 8 марта «Для твоей улыбки»
3.10 Поделка на Пасху
Поздравительные открытки
4.1 Открытка к Новому Году
4.2. Открытка «Цветочек» ко Дню матери
4.3. Открытка «Боевая техника» к празднику
23 февраля

3
1,5
3

Формы
аттестации

Беседа
Демонстрация
Демонстрация
Выставка
Демонстрация

4
2
4

1
0,5
1

2

0,5

2
2
2

0,5
0,5
0,5

1,5
1,5
1,5

4

1

3

16
2

4
0,5

12
1,5

4
2

1
0,5

3
1,5

Беседа
Демонстрация
Демонстрация
Выставка

4
2

1
0,5

3
1,5

Демонстрация
Демонстрация

2
30
2
2
4
2
4

0,5
7,5
0,5
0,5
1
0,5
1

1,5
22,5
1,5
1,5
3
1,5
3

Демонстрация

2
4

0,5
1

1,5
3

4
2
4
16
2

1
0,5
1
4
0,5

3
1,5
3
12
1,5

2
2

0,5
0,5

1,5
1,5

1,5

Конкурс
Выставка
Наблюдение
беседа
демонстрация
выставка

Демонстрация
Демонстрация
Демонстрация
Демонстрация
беседа
демонстрация
Демонстрация
Выставка
Демонстрация

Беседа
Демонстрация
Демонстрация
Конкурс

5.

6.

4.4.Открытка «Весенние тюльпаны» к 8 марта
4.5.Пасхальная открытка
4.6. Открытка «Мир! Труд! Май! к празднику
1 мая
4.7. Открытка «Салют Победе!» к празднику
9 мая
4.8 Открытка к 14 февраля «Для самых
любимых»
Душевная ручная вышивка
5.1.Вышивка «Сердце»

2
2
2

0,5
0,5
0,5

1,5
1,5
1,5

Демонстрация
Демонстрация
Демонстрация

2

0,5

1,5

Демонстрация

2

0,5

1,5

демонстрация

12
2

3
0,5

9
1,5

5.2. Вышивка «Цветок»
5.3. Вышивка «Имя»
5.4. Вышивка на свободную тему
5.5 Вышивка на ткани

2
4
2
2

0,5
1
0,5
0,5

1,5
3
1,5
1,5

Кастомная роспись. Уникальные вещи

20

5

15

6.1 Роспись на ткани

4

1

3

4
4
4
4
120

1
1
1
1
30

3
3
3
3
90

6.2.Роспись на старой одежде
6.3.Роспись на носках
6.4 Роспись шопперов
6.5 Роспись футболок
Итого

Беседа.
Демонстрация
Демонстрация
Демонстрация
Демонстрация
Беседа
демонстрация
Беседа
Демонстрация
Демонстрация
Демонстрация
Демонстрация
Демонстрация

2.2. Содержание учебного плана первого года обучения
1. «Зазеркалье»
Теория. История возникновения техники папье-маше. Инструменты и
материалы.
Знакомство с техникой папье-маше. Возможности применения папьемаше в жизни.
Практическая работа: создание игрушек и картин
2. «Фетряной переполох»
Теория. История возникновения фетра. Работа с тканными шаблонами,
нитями и схематичным рисунком на картоне
Практическая работа: производство брелоков и уютных подарков
3. «Мир фантазий» (домашний декор)
Теория. История бумаги. Техника безопасности. Исследование свойств
бумаги: сгибание, вырезание и склеивание и т.п. Знакомство с диорамой.
Украшение предметов.
Практическая работа: изготовление диорамы, объемных уютных поделок.
4. Поздравительные открытки
10

Теория. История открытки. Инструменты и материалы. Техника
безопасности. Поэтапное оформление бумаги. Техника скрапбукинга.
Знакомство с техникой скрапбукинга. Работа с красками, линерами, клеем,
кусочками лент, ткани и пр.
Практическая работа: создание акварельных открыток с элементами
скрапбукинга.
5. Душевная ручная вышивка
Теория. История вышивки. Виды вышивок. Виды швов, используемые в
вышивке. Нить основы, нить утка.
Практическая работа. Вышивка салфеток.
6. Кастомная роспись
Теория. Знакомство с историей кастома. Техника безопасности (опрос).
Работа с инструментами и приспособлениями. Художественное творчество по
ткани. Роспись красками. Креативное оформление вещей. Работа с нитками,
кусочками ткани и разными украшениями.
Практическая работа: производство уникальных вещей с кастомной
росписью, нашивками, бисером, брошью.
В конце первого года обучения обучающиеся должны знать:
– сведения о материалах, инструментах, приспособлениях и техниках для
создания работ;
– знать холодные и тёплые цвета;
– иметь представление об эстетических понятиях: художественный образ,
форма и содержание; и эстетический вкус.
Формируются понятия: перенесение рисунка, «аппликация», виды
аппликации, цветовое и композиционное решение.
Уметь:
–приготовить рабочее место и поддерживать порядок на нём во время
работы, правильно работать ручными инструментами;
–наблюдать,
сравнивать,
сопоставлять,
производить
анализ
геометрической формы предмета, изображать предметы различной формы,
использовать простые формы для создания выразительных образов;
–выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью
приспособлений (шаблон, трафарет).

11

Раздел 3. Комплекс организационно-педагогических условий
3.1. Календарный учебный график
Год
обучения
1 год

Дата
Дата
Количество Количество Количество Режим занятий
начала
окончания
учебных
учебных
учебных
обучения
обучения
недель
дней
часов
01 октября
23 мая
60
60
120
2 занятия по 2
часа в неделю

Каникулы:
Осенние: 25 октября – 02 ноября
Зимние: 31 декабря – 11 января
Весенние: 28 марта – 05 апреля

3.2. Условия реализации программы
3.2.1. Материально-техническое обеспечение
Занятия проходят в учебном кабинете:
- перечень оборудования учебного кабинета (классная доска, столы и
стулья для обучающихся и педагога, стеллаж для хранения дидактических
пособий и учебных материалов);
- технические средства обучения (компьютер);
- материалы, необходимые для занятий: краски, карандаши, нитки,
иголки, ткани, фурнитура, ватные диски, бумажные салфетки, фетр, клей,
картон, цветная бумага, атласные ленты, подложка, скотч и др.
3.2.2. Информационно-методические условия реализации программы:
ЭОР: Сеть творческих учителей (http://www.it-n.ru/);
Сетевое социально-педагогические сообщества (http://nsportal.ru/).
Тематические выпуски программы «Галилео».
Блог
творческого
объединения
«Баушкин
Чуланчик»
t.me/baushkin_chulanchik25
3.2.3. Методические материалы
№
п/п

1.

2.

3.

4.

Название раздела,
тема

Материально –
техническое оснащение,
дидактико-методический
материал
Зазеркалье
Бумага, фольга, скотч,
салфетки, клей ПВА,
кисти
Фетряной
Фетр, нитки, пуговицы,
переполох
ножницы, вата( а также
др.наполнитель)
Мир фантазий
Ленты, картон, бисер,
(Домашний декор) альбом, клей, степлер,
ножницы, краски,кисти
Поздравительные
Кусочки ткани,

Формы, методы,
приёмы обучения.
Педагогические
технологии
объяснение, набл

Формы учебного
занятия
практическое
занятие

объяснение, набл

практическое
занятие

объяснение, набл

практическое
занятие

обьяснение, набл

практическое

открытки

5.

6.

акварельные краски,
гуашь, бумага для
акварели, кисти, клей
ПВА, узорчатые
ножницы
Душевная ручная
нитки мулине, игла
вышивка
большая, ножницы,
пяльца, канва
Кастомная роспись Ткань, краски по ткани,
синтетические кисти,
маркеры по ткани,
разбавитель, салфетки
влажные, пяльца,
прищепки,
пластмассовая
подложка

занятие

обьяснение, набл

практическое
занятие

обьяснение, набл

практическое
занятие

Структура занятия
В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить в
виде последовательности следующих этапов:
1этап - организационный
- организация начала занятия, создание психологического настроя на
учебную деятельность и активизация внимания.
II этan - проверочный
- проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
III этап - подготовительный
- сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной
деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание
детям).
IV этап - основной
В качестве основного этапа могут выступать следующие:
1 Усвоение новых знаний и способов действии.
2. Первичная проверка понимания
3 Закрепление знаний и способов действий
4. Обобщение и систематизация знаний.
V этап – контрольный
VI этап - итоговый
- педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали
учащиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками
овладели.
VII
этап - рефлексивный
Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние,
результативность работы, содержание и полезность учебной работы.
Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из
них могу не иметь места в зависимости от педагогических целей.
13

3.3. Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы
3.3.1. Оценочные материалы
Оценочные задания спроектирован таким образом, чтобы был результат
на их выполнение. Для программы разработаны свои параметры и критерии для
диагностики каждого года обучения. Теоретическая часть проводится в виде
тестов.
3.3.2. Характеристика оценочных материалов

Метапредметные
результаты

Личностные

результаты

Планируемые
результаты
Сформирован
познавательный
интерес к
историческому, к
современному
изобразительному и
декоративно прикладному
искусству

Формулирование и
передача своего
впечатления в
творческой работе
Умение адекватно
оценивать
результаты своей
творческой
деятельности,
эмоциональное
удовлетворение от
продуктивности
собственной
деятельности
Сформировать
умение выбирать и
подбирать материалы
для создания
творческих работ

Критерии
оценивания
Находить прекрасное
в окружающей
действительности
вносить его в свою
жизнь; стремление и
потребность
заниматься
изобразительным и
декоративноприкладным
искусством
Личное отношение к
творческой работе

Анализ своей
деятельности;
адекватное
восприятие критики
со стороны
сверстников,
педагога;
умение найти
применение своей
работе
Самостоятельно
разбираться в
материалах, их
свойствах для
создания работ в
различных техниках
Иметь представление Различать тёплые и
о цветовой гамме и
холодные цвета.
правилах композиции Умение составлять
композиции
14

Виды контроля/ Диагностический
промежуточная инструментарий
аттестация
(формы, методы,
диагностика)
Входящий,
Наблюдение,
промежуточный, беседа
итоговый

Промежуточный, Наблюдение,
итоговый
конкурсная
выставочная
деятельность
Промежуточный, Наблюдение,
итоговый
опрос,
выставочная
деятельность

Входящий,
промежуточный,
итоговый

Наблюдение

Промежуточный, Наблюдение
итоговый

и

Предметные результаты

Осуществлять
взаимный контроль и
оказывать партнёрам
в сотрудничестве
необходимую
взаимопомощь
Узнавать сведения о
материалах,
инструментах,
приспособлениях и
техниках, для
создания изделия

Знать правила
приготовления
своего рабочего
места и
поддерживать
порядок, соблюдать
технику
безопасности
Знать принцип
составления
технологической
карты для
изготовления
изделий
Подбирать
оптимальные
технологические
способы изготовления
деталей и изделия в
целом с помощью
различных видов
швов.
Знать теплые и
холодные цвета

Уметь контролировать Промежуточный, Наблюдение
свои действия в
итоговый
создании изделий и
возможность помочь в
работе товарищам
Находить сведения о
материалах,
инструментах,
приспособлениях,
которые можно
применить в
создания различных
изделиях

Входящий,
промежуточный,
итоговый

Наблюдение,
тестирование

Умение приготовить Входящий,
своё рабочее место к промежуточный,
началу занятия и
итоговый
поддерживать
порядок. Выполнять
требования по
технике безопасности

Наблюдение,
тестирование

Умение составлять
технологическую
карту, применяя её
для изготовления
изделий

Промежуточный, Наблюдение
итоговый

Умение применять
свои знания в
правильности
выполнения швов.

Промежуточный, Наблюдение,
итоговый
практическая
работа,
тестирование

Умение сочетать
различные виды
материалов по
принципу цветового
круга

Промежуточный, Наблюдение,
итоговый
практическая
работа,
тестирование

15

Раздел 4. Список используемой литературы
4.1. Нормативные документы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Баушкин Чуланчик» художественной направленности разработана в
соответствии с нормативно-правовыми документами:
1.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273Ф3.
2.
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 №
678-р.
3.
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от
29.05.2015 № 996-р.
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее-СанПиН).
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
7.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 № 629 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
8.
Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
9.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015
№ 09-3242 «О направлении информации» (вместе с Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы).
10. Устав МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга».
11. Образовательная программа МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга».
4.2. Список литературы, используемой при написании программы:
1.M.Закирова «Как плести из бисера» Издательство «Эксмо», 2024
2.В.А.Барбала «Рукоделие». Издательство «АСТ» 1955
3.З.Р.Дадашова «Волшебная бумага» Издательство «Феникс», 2012
4.В.Б.Зайцев «Поделки из папье-маше»
Издательство Рипол-классик, 2012
5.Н.Б.Бельтюкова «Папье-маше» Питер(Айлиб), 2014
6.Д.Соколовская «Сказки янтарного леса» Издательство «Бомбора», 2023

7.М.С.Широковских «Художественный текстиль. Роспись по ткани»
Издательство РГПУ им. А.И .Герцена, 2024

1.
2.
3.
4.
5.

4.3. Список литературы для педагога
Р.Гибсон «Поделки.Папье-маше.Бумажные цветы» РОСМЭН, 1998
Григорьева А. «Любимое рукоделие». М., 2009
Ди Ван Никерк «Розы из шелковых лент и органзы». М.,2011
Зайцева А.А. «Вышивка лентами». М., 2014
Зайцева А.А., Моисеев Е. «Цветы из ткани». М.2011

4.4. Список литературы, рекомендованный обучающимися:
1. Агапова И., Давыдова М. «Поделки из бумаги». М., 2006
2. Васина Н.С. «Бумажная симфония». М.,2009
3. Гришечкина Н.В. «Поделки своими руками» Ярославль 2007
4. Дадашова
З.Р. «Волшебная бумага» Ростов -на- Дону 2013
5. Зайцев В.Б. «Поделки из ткани, ниток и пуговиц». М.,2012
6. Золотая коллекция «Ажурная бумага». М., 2008
7. Золотая коллекция «Эксклюзивные открытки». М., 2008
8. Лори Вия «Вышивка. Лучшие техники». М., 2008
9. Серов В.Ю., Серов В.В. «Снежинки». М., 2013
10. Чиотти Д. «Оригинальные поделки из бумаги». М., 2010
4.5. Список литературы, рекомендованный родителям
1. Анистратова А.А. «Поделки к праздникам». М., 2011
2. Белякова О.В. «207 лучших подарков своими руками». М., 2009
3. Дадашова З.Р. «Резные открытки» М.,2014
4. Кононович Т. «Игрушки-сувениры» М., 2003
5. Шахова Н.В. «Подарки к любимому празднику». М.,2006

17

Приложение
Приложение 1. Календарный учебный график
Месяц

Октябрь

Не
дел
я
1
2
3
4
1

Ноябрь

2

3
4
1
Декабрь
2
3

№

Тема занятия

Часы

Форма занятий

Место

Форма
контроля

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Объемная поделка «Бумажные цветы»
Деревенский домик из картона
Осенняя гирлянда «Домашний уют»

2
2
4

практическое
практическое
практическое

кабинет
кабинет
кабинет

наблюдение
выставка
демонстрация

Игрушки-брелоки «Котики»

4

практическое

кабинет

Мишка из розочек. «Подарок маме». Работа с бумагой

4

практическое

кабинет

беседа
демонстрация
демонстрация

Открытка ко дню мамы «Цветок»
Чайная фетровая закладка для книги из нити и фетра
Пальчиковый театр

2
2
2

практическое
практическое
практическое

кабинет
кабинет
кабинет

12

Театральная маска из папье-маше

2

практическое

кабинет

13
14
15
16
17
18

Объемная поделка «Тарелочка»
Мини-картина на деревянных дощечках
Роспись шопперов

2
2
4

практическое
практическое
практическое

кабинет
кабинет
кабинет

Объемная поделка «Конверт Деда Мороза»
Открытка к Новому году

2
2

практическое
практическое

кабинет
кабинет

19
20
21

Рождественская поделка

4

практическое

кабинет

Вышивка на ткани

2

практическое

кабинет

выставка
беседа
демонстрация
беседа
демонстрация
беседа

22

Вышивка «Сердце»

2

практическое

кабинет

беседа

демонстрация
демонстрация
беседа
демонстрация
беседа
демонстрация
демонстрация
демонстрация
демонстрация

4
3
Январь
4
5
1
Февраль
2
3
4
1
Март
2
3
4
2
Апрель
3
4
5

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54

Роспись на носках

4

практическое

кабинет

демонстрация

Игрушка-брелок «Мушка»
«Букет-сердце» из салфеток
Декор на шторы «Мотылек»

2
2
4

практическое
практическое
практическое

кабинет
кабинет
кабинет

демонстрация
конкурс
демонстрация

Поделка «Макет боевой техники» к 23 февраля

4

практическое

кабинет

выставка

«Фетряная валентинка»
Открытка к 14 февраля «Для самых любимых»
Открытка к 23 февраля «Боевая техника»
Вышивка «Цветок»
Объемная поделка из папье-маше «Девушка»

2
2
2
2
4

практическое
практическое
практическое
практическое
практическое

кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет

демонстрация
демонстрация
конкурс
демонстрация
выставка

Роспись камней на свободную тему
Поделка к 8 марта «Для твоей улыбки»
Открытка к 8 марта «Весенние тюльпаны»
Вышивка на свободную тему
Поделки из ненужных предметов

2
2
2
2
4

практическое
практическое
практическое
практическое
практическое

кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет

демонстрация
демонстрация
демонстрация
демонстрация
демонстрация

Роспись на ткани

4

практическое

кабинет

Поделка на Пасху

4

практическое

кабинет

беседа
демонстрация
выставка

Объемная поделка из бумаги «Космонавт»
Пасхальная открытка
Картина из бисера «Иллюзия»

2
2
4

практическое
практическое
практическое

кабинет
кабинет
кабинет

выставка
демонстрация
демонстрация

Роспись футболок

4

практическое

кабинет

демонстрация

Открытка « Мир! Труд! Май!»
Открытка «Салют Победы!» к 9 мая

2
2

практическое
практическое

кабинет
кабинет

демонстрация
демонстрация

19

1

55
56
57
58
59
60

Май
2
3

Роспись старой одежды

4

практическое

кабинет

демонстрация

Объемная картина из папье-маше «Вдохновение»

4

практическое

кабинет

демонстрация

Композиционная вышивка «Имя»

4

практическое

кабинет

выставка

Итого: 120

Приложение 2. Оценочные материалы
Показатели
(оцениваемые
параметры)
I. Теоретическая
подготовка
ребенка

II. Практическая подготовка
ребенка:
2.1. Практические умения и навыки,
предусмотренные
программой (по
основным разделам учебно-тематического
плана программы)
2.2. Владение
специальным
оборудованием и
оснащением

Критерии

Степень выраженности
оцениваемого качества

Методы
диагностики

Соответствие
теоретических
знаний ребенка
программным
требованиям

Предметные УУД
-1 балл (ребёнок овладел менее чем 1/2 объема знаний, тестирование
предусмотренных программой);
- 2 балла (объем усвоенных знаний составляет более 1/2);
- 3 балла (ребенок освоил практически весь объем знаний,
предусмотренных программой за конкретный период)

Соответствие
практических
умений и навыков
программным
требованиям

- 1 балл (ребенок овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и
навыков);
- 2 балла (объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2);
- 3 балла (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками,
предусмотренными программой за конкретный период);

Отсутствие
затруднений
в использовании
специального
оборудования
и оснащения

- 1 балл (ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе с
оборудованием);
- 2 балла (работает с оборудованием с помощью педагога);
- 3 балла (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает
особых трудностей);

-

- начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок
20

наблюдение

2.3. Творческие
навыки

Креативность
в выполнении
практических
заданий

в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания
педагога);
- репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе
образца);
- творческий уровень (выполняет практические задания с
элементами творчества).

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».