Управление образованием Новолялинского муниципального округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования Новолялинского муниципального округа
«Дом детского творчества «Радуга»
Принята на заседании
педагогического совета
«30» сентября 2025г.
Протокол № 02
Утверждена
приказом директора
МАОУ ДО НМО «ДДТ «Радуга»
от 30.09.2025 № 105
Муниципальное автономное
образовательное
учреждение
дополнительного
образования
Новолялинского
муниципального округа "Дом
детского творчества "Радуга"
2025.09.30 12:22:43 +05'00'
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Мир театра»
Возраст обучающихся: 8 - 10 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Самойлова Ольга
Владимировна,
педагог дополнительного
образования
г. Новая Ляля 2025
Оглавление
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы ........................................................................... 3
1.1. Пояснительная записка ............................................................................................................................. 3
1.2. Цель и задачи программы......................................................................................................................... 5
1.3. Планируемые результаты освоения программы .................................................................................... 6
Раздел 2. Содержание программы .................................................................................................................. 8
2.1. Учебный (тематический) план ................................................................................................................ 8
2.2. Содержание учебного (тематического) плана ........................................................................................ 8
РАЗДЕЛ 3. Комплекс организационно-педагогических условий.............................................................. 11
3.1. Календарный учебный график ............................................................................................................... 12
3.2. Условия реализации программы ............................................................................................................ 12
3.2.1. Материально-техническое обеспечение ............................................................................................ 12
3.2.2. Методические материалы .................................................................................................................... 12
3.3. Формы аттестации и оценочные материалы......................................................................................... 13
3.3.1. Оценочные материалы ......................................................................................................................... 14
3.3.2. Характеристика оценочных материалов ............................................................................................ 15
4. Список литературы .................................................................................................................................... 17
4.1. Нормативные документы ....................................................................................................................... 17
4.2. Литература по программе:...................................................................................................................... 17
Приложение 1. Календарный учебный график первого года обучения.................................................... 19
Приложение 2. Контрольно-измерительные материалы для оценки результатов обучения по
программе «школьный театр» при проведении промежуточной аттестации обучающихся .................. 23
Приложение 3. Контрольный тест по программе «Мир театра» ............................................................... 25
Приложение 4. Методика проведения занятий ........................................................................................... 26
Приложение 5. Воспитательная деятельность............................................................................................. 28
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Театральное искусство – отражает действительность, характеры, события,
конфликты, их трактовки и оценки посредством драматического действия,
возникающего в процессе игры актера перед публикой. В сегодняшней жизни, с
ее бурными социальными потрясениями и экономическими переменами,
занятия театральным творчествам помогают детям верно понять происходящие
в жизни процессы, формируют способность самостоятельно делать выбор,
быстрее ориентироваться в жизненных ситуациях, иметь более открытый,
непредвзятый и смелый взгляд на мир.
Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и
действия с изобразительным искусством, музыкой и т.д. Поэтому привлечение
детей к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра,
открывает большие возможности для многостороннего развития их
способностей. Вдумчивый анализ исполняемого произведения, проникновение
в художественный замысел пьесы помогают формированию у детей верных
этических и эстетических оценок доступного их пониманию круга жизненных
явлений, человеческих взаимоотношений. В сегодняшней жизни, с ее бурными
социальными потрясениями и экономическими переменами, идеалы прошлых
поколений уже разрушены, а современные идеалы не совсем еще определены.
Знания, умения и навыки, которые дети приобретают на занятиях в театре,
формируют у них верные этические и эстетические оценки происходящих в
жизни процессов, способность самостоятельно делать выбор, быстрее
ориентироваться в жизненных ситуациях, иметь более открытый, непредвзятый
и смелый взгляд на мир.
Направленность программы. Художественная.
Актуальность программы. Театр – искусство коллективное, и,
поскольку спектакль является результатом творческих усилий всего
коллектива, то театральные занятия способствуют получению богатого и
разнообразного опыта общения и совместной деятельности, обеспечивают
каждому члену коллектива возможность для активного участия в его
творческой работе, оставаясь при этом и в коллективе свободной, независимой
личностью, уважающей интересы своих товарищей и всего коллектива.
Программа ориентирована на социальный заказ, потребности родителей и
обучающихся. Программа способствует гармоничному развитию личности,
активизирует индивидуальные особенности ребенка, формирует и развивает
актерские способности у детей.
При разработке программы были учтены современные задачи развития
образования, закрепленные в Концепции развития дополнительного
образования детей до 2030 года, которая определяет в качестве целей развития
дополнительного образования создание условий для самореализации и развития
талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой
и социально ответственной личности. Содержание и механизмы освоения
программы, в том числе направлены на: формирование у детей и молодежи
общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской
ответственности; формирование функциональной грамотности и навыков,
повышающих качество образовательных результатов у детей, испытывающих
трудности в освоении основных общеобразовательных программ; поддержку
профессионального самоопределения, формирование навыков планирования
карьеры обучающимися.
В соответствии с национальным проектом «Культура» программа
направлена на создание условий для воспитания гармонично развитой и
социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей
народов Российской Федерации и возможности для самореализации и развития
талантов.
Отличительные особенности программы. Программа «Мир театра»
рассчитана на один год обучения. Главная особенность – последовательность
освоения элементов техники актёра: «От простого к сложному! Без спешки и
больших скачков! Каждый следующий элемент вбирает в себя все
предыдущие». Порядок прохождения элементов актёрского мастерской
техники согласно методике.
Уровень программы – базовый.
Адресность программы.
Программа ориентирована на возраст обучающихся от 8 до 10 лет,
разработана с учётом психофизиологических особенностей данных возрастных
категорий.
Именно в этом возрасте начинает проявляться тяга детей к театру,
литературе, музыке. Важными личностными особенностями детей в этом
возрасте является их открытость, послушание и исполнительность. Эти черты
создают хорошие условия для воспитания ребенка как личности, но требуют от
педагога большой ответственности, внимательного нравственного контроля за
своими действиями и суждениями, поскольку этот возраст характеризуется
безграничным доверием к взрослым и подражанием им. Необходимо помнить,
что стимулирование и максимальное использование мотивации достижения
успехов в виде похвалы, признания, одобрения, различных форм поощрений за
успехи имеет особое значение для развития на данном этапе. Нельзя допустить
формирования и закрепления у ребенка мотива избегания неудачи, который
отнюдь не является стимулом к достижению успехов. Поскольку целью нашей
программы является развитие и раскрепощение личности, то педагог именно на
этом этапе ставит своей задачей развитие и пробуждение эмоциональной сферы
ребенка через игру, и раскрепощение его, снятие «зажимов».
Реализация программы позволяет включить механизм воспитания
каждого члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой
самореализации. На основе полученных базовых знаний предоставляется
возможность, эффективно готовить воспитанников к освоению накопленного
человечеством социально-культурного опыта, безболезненной адаптации в
окружающей среде, позитивному самоопределению.
Объем программы, срок освоения. Программа рассчитана на 1 год
обучения. Общее количество учебных часов, необходимых для освоения
программы – 60.
Год обучения
Количество часов
1 год обучения
60 часов в год
Особенности организации образовательного процесса:
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Продолжительность занятия – 40 минут, перерыв – 10 минут.
Общее количество часов по программе – 60 часов.
Год обучения
Кол-во часов в Продолжительность
неделю
занятия
1 год обучения
2 час в неделю
40 мин.
Общее кол-во учебных часов по программе
Кол-во часов за
год
60 часов
60 часов
Форма обучения: очная.
Формы организации образовательного процесса: фронтальная,
групповая, парная, индивидуальная.
Формы реализации образовательной программы – традиционная
модель. Представляет собой линейную последовательность освоения
содержания в течение одного года обучения в одной образовательной
организации.
Перечень форм проведения занятий:
• игра
• импровизация
• инсценировки и драматизация
• объяснение
• беседы
• разучивание стихов
• обсуждение
• наблюдения
• словесные и подвижные игры
• пантомимические этюды и упражнения
• репетиция, спектакль.
Формы подведения итогов:
- открытое занятие;
- выступления в малых подгруппах;
- показ миниатюр в тематических праздниках;
- участие в конкурсной деятельности;
- участие в городских, муниципальных, окружных, фестивалях;
1.2. Цель и задачи программы
Целью программы является приобщение детей младшего школьного
возраста к искусству театра, развитие творческих способностей и
формирование социально активной личности средствами театрального
искусства.
Задачи программы.
Обучающие:
−
обучить основам сценического действия;
−
познакомить с основным языком театрального искусства;
Развивающие:
−
развивать
зрительное
и
слуховое
внимание,
память,
наблюдательность,
находчивость, фантазию, воображение, эмоционально-волевую сферу,
образное мышление;
−
научить пользоваться интонациями, выражающими основные
чувства;
−
развить речевой слух, внимание;
−
способствовать развитию культуры речи.
Воспитательные:
−
воспитывать уважительное отношение между членами коллектива,
чувство ответственности за общее дело;
−
воспитывать культуру поведения в театре;
−
формировать потребность в творческом самовыражении и создать
мотивацию для поиска собственных решений в создании художественного
образа;
−
содействовать формированию эстетического восприятия и
художественного вкуса;
−
содействовать
формированию
личностных
качеств:
самостоятельности, уверенности, эмпатии, толерантности.
1.3. Планируемые результаты освоения программы
Метапредметные:
−
развиты творческие способности, творческая фантазия, способность
эмоционально воспринимать окружающий мир;
−
умеют работать в команде с педагогом, слушать и выполнять его
задания;
−
умеют применять навыки и умения, полученные на занятиях по
актёрскому мастерству, в работе над спектаклем;
−
знают комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, умеет
пользоваться дыхательными упражнениями;
используют на практике основы актерского мастерства.
Личностные:
−
владеют культурой общения со сверстниками и взрослыми;
−
заботливо относятся к партнерам по совместному творчеству;
−
умеют быть самокритичными в оценке своих творческих и
профессиональных способностей.
Предметные:
−
знают основные элементы театра, театральную терминологию;
−
−
знают правила поведения на сцене и за кулисами;
знают основные принципы театральной игры.
Раздел 2. Содержание программы
2.1. Учебный (тематический) план
№ Название раздела, темы
п/
п
1 Азбука театра
Количество часов
Формы аттестации/контроля
Всего Теория Практи
ка
Беседа,
1
1
индивидуальный опрос,
выполнение творческих заданий
2
Сценическая речь
(Культура и техника
речи)
7
2
5
Наблюдение, выполнение
творческих заданий
3
Актёрская
грамота
10
2
8
Беседа, опрос, практическая
работа, просмотр, исполнение
этюдов, контрольные
упражнения.
4
13
3
10
Наблюдение, выполнение
творческих заданий, просмотр
5
Предлагаемые
обстоятельства
(Театральные игры)
Детские миниатюры
2
-
2
Открытое занятие
6
Ритмопластика
12
4
8
7
Работа над
инсценировками
(миниатюрами, мини
спектаклями)
ИТОГО
15
4
11
Наблюдение, практическая
работа, выполнение творческих
заданий
Наблюдение, выполнение
творческих заданий
60
15
45
2.2. Содержание учебного (тематического) плана
1. Азбука театра
Теория: знакомство с обучающимися. Ознакомление с режимом занятий,
правилами поведения на занятиях, формой одежды и программой. Инструктаж
по технике безопасности на занятиях, во время посещения спектаклей, поездок
в автобусе, правилами противопожарной безопасности. Беседа о театре. Театр
как вид искусства. Особенности театрального искусства. Виды театров.
Правила поведения в театре. Устройство сцены и театра. Театральные
профессии.
Практика: Театр вокруг нас. Ролевая игра «Мы идем в театр». Актер –
главное «чудо» театра. Беседа «Почему актера называют чудом?». О профессии
актера и его способности перевоплощаться. Игры «По правде и понарошку»,
«Одно и то же по-разному».
2. Сценическая речь
Теория. Предмет сценической речи. Диапазон звучания. Темп речи.
Интонация. Дыхательная гимнастика, фонационная (звуковая) гимнастика.
Артикуляционная гимнастика. Гигиенический массаж, вибрационный массаж.
Художественное чтение как вид исполнительского искусства. Основы
практической работы над голосом. Выразительное чтение, громкость и
отчетливость речи, посыл звука в зрительный зал.
Практика: Работа над четкой артикуляцией. Гимнастика для губ, языка,
челюсти: «Точилка», «Иголки», «Ходики», ««Лопатки – жало», «Волейбольная
сетка», «Трубочка», «Укол», «Зонтик», «Чашечка», «Кружочки», «Лопатка»,
«Лошадки» и т.д. Выполнение упражнений дыхательной гимнастики.
Выполнение дикционных упражнений, произнесение скороговорок. Голосовой
тренинг. Участие в играх на выразительность и громкость голоса: «Оркестр»,
«Метание звуков», «Звук и движение». Выразительное чтение по ролям.
Разучивание и инсценировка чистоговорок, скороговорок и стихов. Участие в
играх со словами и звуками: «Ворона», «Чик-чирик», «Мишень», «Сочиняю я
рассказ». «Все слова на букву…». Упражнения «и,э,а,о,у,ы»; двойные
согласные: «пэ-ббэ, па-бба, пу-ббу, пы-ббы» и т.п. Сказ о том, как была
придумана азбука (по сказке Р. Киплинга «Как была выдумана азбука»).
Развитие навыка логического анализа текста (на материале детских стишков).
Знаки препинания, грамматические паузы, логические ударения.
3. Актерская грамота
Теория. Работа актера над собой. Особенности сценического внимания.
Значение дыхания в актерской работе. Мышечная свобода. Зажим. Сценическое
оправдание как мотивировка сценического поведения актера. Понятие о
предлагаемых обстоятельствах. Сценическое отношение – путь к образу.
Сценическая задача и чувство. Сценическое действие. Мысль и подтекст.
Сценический образ как «комплекс отношений».
Практика. Тренинги на внимание. Выполнение упражнений на
коллективную согласованность действий. Тренинги и выполнение упражнений
с приемами релаксации. Выполнение упражнений: на развитие сценического
внимания. Работа над дыханием. Выполнение этюдов: на достижение цели, на
события, на зону молчания, на рождение слова, этюдов-наблюдений.
4. Предлагаемые обстоятельства (Театральные игры)
Теория. Общеразвивающие игры и специальные театральные игры.
Понятие «игра». Возникновение игры. Понятие «театральная игра». Значение
игры в театральном искусстве. Воображение и вера в вымысел. Режиссерская
игра. Игры-импровизации. Игры-инсценировки. Игры-превращения. Игрыдраматизации. Язык жестов, движений и чувств. Понятие «Предлагаемые
обстоятельства». Понятие «Я» в предлагаемых обстоятельствах. Составление
этюдов. Индивидуальные и групповые этюды. Этюды-пантомимы. Танец и
слово. Работа с реквизитом. Работа с декорациями. Инсценирование
музыкальных произведений. Импровизация.
Практика. Выполнение упражнений на предлагаемые обстоятельства.
Участие в играх-инсценировках, играх-превращениях, сюжетных играх.
Обыгрывание бытовых ситуаций из детских литературных произведений.
Сочинение и представление этюдов по сказкам. Выполнение музыкальных
этюдов. Выполнение упражнений: «Сказка», «Ассоциация», «Борьба стихий»,
«Ладонь», «Три точки» и др. Выполнение упражнений: «Круги внимания»,
«Угадать шумы», «Искусственные шумы», «Радио», «Слышать одного» и др.
Выполнение упражнений: «Узнать запахи», «Ощущения запаха», «Вкусовые
ощущения», «Фотография» и др. Выполнение этюдов: «Встреча»,
«Знакомство», «Ссора», «Радость», «Удивление».
5. Детские миниатюры
Практика. Открытое занятие. Показ специальных упражнений по
актерскому психотренингу, театральных миниатюр (инсценировок), игры.
Рефлексия. Творческий отчёт. Показ инсценировок (миниатюр).
6. Ритмопластика
Теория. Пластика. Мышечная свобода. Жесты. Универсальная разминка.
Тренировка суставно-мышечного аппарата. Тело человека: его физические
качества, двигательные возможности, проблемы и ограничения. Гимнастика на
снятие зажимов рук, ног и шейного отдела. Речевая и двигательная гимнастика.
Произношение текста в движении. Характерность движения. Правильно
поставленный корпус – основа всякого движения. Упражнения на координацию
движений и ощущения тела в пространстве при произнесении диалога. Речевое
взаимодействие. Такт, музыкальная фраза, акценты, сильная и слабая доля.
Правильная техника дыхания. Музыкальный образ средствами пластики и
пантомимы. Музыка и пластический образ. Влияние музыки на возникновение
пластических образов, попытки создания образа, внутреннее созерцание образа
в движении под музыку. Пластическая импровизация на музыку разного
характера.
Понятия:
− точки зала (сцены);
− круг, колонна, линия (шеренга);
− темпы: быстро, медленно, умеренно.
Буквы и звуки. Комплексы упражнений, тренирующих все части тела с
акцентом на развитие гибкости и подвижности во время произнесения текста и
выполнения сценической задачи: общее и различное.
Практика. Выполнение упражнений на развитие двигательных
способностей (ловкости, гибкости, подвижности, выносливости), на
освобождение мышц, равновесие, координацию в пространстве. Участие в
играх и выполнение упражнений на развитие пластической выразительности
(ритмичности, музыкальности, координации движений). Тренинги: «Тележка»,
«Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте». Тренировочный бег. Бег с
произношением цифр, чтением стихов, прозы. Выполнение упражнений при
произнесении элементарных стихотворных текстов. Выполнение основных
позиций рук, ног, постановки корпуса. Работа над жестами (уместность,
выразительность). Участие в играх на жестикуляцию (плач, прощание, встреча).
Выполнение этюдов на основные эмоции (грусть, радость, гнев). Перестроение
в указанные (геометрические) фигуры. Хлопки, ходьба, бег в заданном ритме.
Выполнение упражнений на запоминание и воспроизведение ритмического
рисунка, для развития актерской выразительности. Участие в играх на
определение сценического образа через образ музыкальный. Слушание музыки
и выполнение движений (бег – кони, прыжки – воробей, заяц, наклоны – ветер
дует и т.д.) в темпе музыкального произведения.
7. Работа над инсценировками (миниатюрами, миниспектаклями)
Теория. Чтение литературного произведение. Разбор. Читка по ролям.
Разучивание текстов.
Практика. Этюдные репетиции на площадке. Разбор мизансцен.
Выполнение сценического действия, своей задачи. Сценическая оценка.
Прогоны.
Требования к знаниям и умениям
Обучающиеся будут знать:
• особенности театра как вид искусства;
• виды театров; театральные профессии;
• теоритические основы актёрского мастерства, пластики и сценической
речи;
• упражнения для проведения артикуляционной гимнастики;
• упражнения для снятия мышечных зажимов;
уметь:
• ориентироваться в сценическом пространстве;
• выполнять простые действия на сцене;
• взаимодействовать на сценической площадке с партнёром;
• передавать образы с помощью вербальных и невербальных
выразительных средств.
Обучающийся получит возможность научиться
• владеть навыками самоконтроля и самооценки;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
РАЗДЕЛ 3. Комплекс организационно-педагогических условий
3.1. Календарный учебный график
Год
обучения
1 год
Дата
начала
обучения
1 октября
Дата
окончания
обучения
23 мая
Количество
учебных
недель
30
Количество
учебных
дней
60
Количество Режим
учебных
занятий
часов
60
2 занятия
по 1 часу
в неделю
Каникулы:
Осенние 27 октября-02 ноября
Зимние 29 декабря-11 января
Весенние 30 марта-05 апреля
3.2. Условия реализации программы
3.2.1. Материально-техническое обеспечение
Наименование
Количество
Оборудование
Актовый зал
1
Стол
2
Стулья
10
Материалы
Детские костюмы для спектаклей
10
Технические средства
Музыкальный центр
1
Ноутбук
1
Мультимедийная система
1
3.2.2. Методические материалы
№
п/п
1.
Название
темы
раздела, Материальнотехническое
оснащение,
дидактический
материал
Художественная
Азбука театра
литература,
Видеоролики по
темам занятия
2.
Сценическая речь
(Культура и
техника речи)
3.
Актёрская
Комплекс
скороговорок
и
упражнений
на
дикцию, комплекс
стихов
для
заучивания.
Комплекс этюдов
Формы,
методы, Формы
приёмы обучения. учебного
Педагогические
занятия
технологии
Наглядные
(демонстрация,
просмотр
видеоматериалов).
Словесные (рассказ,
объяснение, беседа),
Практические (игра,
упражнение,
театрализованные
игры, этюды).
Словесные (рассказ,
объяснение, работа
с текстами
обсуждение)
Практические (игра,
Викторины,
ролевая
игра,
беседа,
Ролевая
игра,
праздники,
спектакль.
Диалог, беседа,
грамота
4.
Предлагаемые
обстоятельства
(Театральные
игры)
Комплекс
игр
упражнений
5.
Детские
миниатюры
Музыкальное
сопровождение
миниатюр
6.
Ритмопластика
Картотека
игр
упражнений
7.
Работа над
инсценировками
(миниатюрами,
миниспектаклями)
Тексты
заучивания
упражнение,
театрализованные
игры, этюды,
репетиции).
и Практические (игра,
упражнение,
театрализованные
игры, этюды,
репетиции).
Практические
(упражнение,
театрализованные
игры, этюды).
репетиция,
праздники.
и Практические (игра,
Игровые занятия,
репетиции
упражнение,
театрализованные
игры, этюды).
для Словесные (рассказ,
объяснение, работа
с текстами, анализ и
обсуждение)
Режиссёрская
игра,
игрыпревращения,
этюды-антомимы
Открытое
занятие,
творческий отчет
Репетиции
Методические материалы для проведения занятий
1. Конспекты занятий.
2. Сценарии театрализованных представлений.
3. Репертуарные сборники пьес, книги по истории кукольного театра,
сборники детских сказок и стихов, специальная литература по изготовлению
кукол и декораций.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
объяснительно-демонстрационный, сценические игры, этюды, упражнения,
репетиции; танцевально-ритмические композиции и упражнения;
речевое декламированные, упражнения на развитие сценической речи.
3.3. Формы аттестации и оценочные материалы
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- журнал посещаемости;
- диагностический бланк;
- грамоты;
- фото, статьи на сайте ДДТ «Радуга».
Этапы отслеживания образовательных результатов
Входная контроль – октябрь – наблюдение, беседа, разыгрывание этюдов.
Текущий контроль Итоговый контроль (итоговая аттестация) - апрель – наблюдение,
выступления в малых подгруппах, показ миниатюр в тематических праздниках,
участие в конкурсной деятельности.
Формы контроля
Реализация программы «Мир театра» предусматривает текущий
контроль, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Текущий контроль проводится на занятиях в форме педагогического
наблюдения за выполнением специальных упражнений, театральных игр,
показа этюдов и миниатюр.
Промежуточная аттестация проводится 1 раз в год в форме открытого
занятия в период с 20 по 30 декабря и включает в себя проверку практических
умений и навыков.
Формы проведения промежуточной аттестации: игры и упражнения по
актерскому психотренингу, театральные миниатюры (инсценировки).
Для оценки результатов обучения разработаны контрольноизмерительные материалы (Приложение 1).
Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце учебного года по
окончании освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Мир театра» в форме творческого отчета – показа инсценировок,
театральных миниатюр или мини-спектаклей.
3.3.1. Оценочные материалы
Контроль освоения программы обучающимися осуществляется по
следующим критериям:
−
соблюдение правил техники безопасности на сцене;
−
знание и соблюдение законов сценического проживания;
−
артикуляция и дикция;
−
контроль за свободой своего тела (владение собственным телом,
мышечная свобода);
−
умение удерживать внимание зрителей/слушателей;
−
уверенность действия на сценической площадке;
−
правильность выполнения задач роли;
−
взаимодействие с партнёром или малой группой;
−
самоконтроль поведения, бесконфликтность поведения,
вежливость, доброжелательность и т.п.
Результативность обучения дифференцируется по трем уровням:
высокий, средний, низкий.
Высокий уровень освоения программы (3 балла)
Для высокого уровня освоения программы характерны: активная
познавательная
и
творческая
преобразующая
деятельность
детей,
самостоятельная работа, заинтересованность,
увлечённость, высокая
внутренняя мотивация. Обучающийся проявляет устойчивый интерес к
театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную
идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его
содержание. Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные
состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения.
Владеет
интонационно-образной
и
языковой
выразительностью
художественной речи и применяет в различных видах художественнотворческой деятельности. Активный организатор и ведущий коллективной
творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах
работы.
Средний уровень освоения программы (2 балла)
Для среднего уровня освоения программы характерны: активная
познавательная деятельность, проявление самостоятельности и творческой
инициативы при выполнении заданий, неустойчивая положительная мотивация.
Обучающийся проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и
театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и
театральных профессиях. Понимает содержание произведения. Дает словесные
характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные
выражения. Владеет знаниями об эмоциональных состояниях героев, может их
продемонстрировать в работе над пьесой с помощью педагога. Создает по
эскизу или словесной характеристике – инструкции педагога образ персонажа.
Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно
участвует в различных видах творческой деятельности.
Низкий уровень освоения программы (1 балл)
Для низкого уровня освоения программы характерны: репродуктивный
характер творческой деятельности ребёнка, начальный познавательный уровень
активности, трудности с изображением или представлением сценических
персонажей, на занятии необходима помощь педагога, внешний вид мотивации.
Обучающийся мало эмоционален, проявляет интерес к театральному искусству
только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра. Знает
правила поведения в театре. Понимает содержание произведения, но не может
выделить единицы сюжета. Пересказывает произведение только с помощью
руководителя. Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не
может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения. Не
проявляет
активности
в
коллективной
творческой
деятельности.
Несамостоятелен, выполняет все операции только с помощью руководителя.
3.3.2. Характеристика оценочных материалов
Личностные результаты
Планируемые
результаты
Владеют культурой
общения со
сверстниками и
взрослыми
Заботливо относятся к
партнерам по
совместному
творчеству;
Критерии оценивания
Виды контроля/
промежуточной
аттестации
Умение работать в
коллективе.
Самоконтроль
поведения,
бесконфликтность
поведения,
вежливость,
доброжелательность
Умение
взаимодействовать с
партнёром или малой
группой
Входящий,
промежуточный,
итоговый
Диагностический
инструментарий
(формы, методы,
диагностики)
Наблюдение,
индивидуальная
беседа
Промежуточный, Наблюдение
итоговый
Метапредметные результаты
Предметные результаты
Умеют быть
самокритичными в
оценке своих
творческих и
профессиональных
способностей
Развиты творческие
способности,
творческая фантазия,
способность
эмоционально
воспринимать
окружающий мир
Умеют работать в
команде с педагогом,
слушать и выполнять
его задания.
Умеют применять
навыки и умения,
полученные на
занятиях по
актёрскому
мастерству, в работе
над спектаклем
Знают комплекс
упражнений
артикуляционной
гимнастики, умеет
пользоваться
дыхательными
упражнениями
Используют
на
практике
основы
актерского мастерства
Знают основные
элементы театра,
театральную
терминологию
Знают правила
поведения на сцене и
за кулисами
Знают основные
принципы театральной
игры
Самоконтроль
поведения и оценка
своих способностей
Входящий,
промежуточный,
итоговый
Беседа,
наблюдение,
выступления.
Умение
самостоятельно
выполнять
поставленную задачу,
контроль за свободой
своего тела
Входящий,
промежуточный,
итоговый
Беседа,
наблюдение
Правильность
выполнения задач
роли
Входящий,
промежуточный,
итоговый
Наблюдение,
выступление
Самостоятельно
создаёт образ героя,
уверенность действия
на сценической
площадке
Промежуточный, Наблюдение,
итоговый
показ
инсценировок и
театральных
миниатюр
Правильное
выполнение
артикуляции и
дикции
Входящий,
промежуточный,
итоговый
Диагностическая
карта,
наблюдение
Знание и соблюдение
законов сценического
проживания,
правильность
выполнения задач
роли
Знание о видах театра
и жанрах
театрального
искусства
Соблюдение правил
техники безопасности
на сцене
Контроль за свободой
своего тела
Входящий,
промежуточный,
итоговый
Диагностическая
карта,
Наблюдение,
тесты, показ
театральных
миниатюр
Наблюдение,
беседа,
диагностическая
карта
Наблюдение
Входящий,
промежуточный,
итоговый
Входящий,
промежуточный,
итоговый
Промежуточный, Наблюдение,
итоговый
практические
задания, показ
инсценировок
4. Список литературы
4.1. Нормативные документы
Настоящая дополнительная общеразвивающая программа «Мир театра»
художественной направленности разработана в соответствии с нормативно правовыми документами:
1.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273Ф3.
2.
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 №
678-р.
3.
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от
29.05.2015 № 996-р.
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее-СанПиН).
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
7.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 № 629 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
8.
Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
9.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015
№ 09-3242 «О направлении информации» (вместе с Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы).
10. Устав МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга».
11. Образовательная программа МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга».
4.2. Литература по программе:
Для педагога:
1. Библиотечка в помощь руководителям школьных театров
«Я вхожу в мир искусства». – М.: «Искусство», 1996;
2. Бруссер А.М. Сценическая речь. /Методические рекомендации и
практические задания для начинающих педагогов театральных вузов. – М.:
ВЦХТ, 2008;
3. Бруссер А.М., Оссовская М.П. Глаголим.ру. /Аудиовидео уроки по технике
речи.
Часть 1. – М.: «Маска», 2007;
4. Вахтангов Е.Б. Записки, письма, статьи. – М.: «Искусство», 1939;
5. Ершов П.М. Технология актерского искусства. – М.: ТОО «Горбунок», 1992;
6. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: учебное пособие / Б.Е. Захава;
под редакцией П.Е. Любимцева. – 10-е изд., – СПб.: «Планета музыки», 2019;
7. Михайлова А.П. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. –
М.: «Просвещение», 1975;
8. Программа общеобразовательных учреждений
«Театр 1-11 классы». – М.: «Просвещение», 1995;
9. Станиславский К.С. Работа актера над собой. – М.: «Юрайт», 2019;
10. Станиславский 24
Интернет-ресурсы:
1. Устройство сцены в театре
http://istoriya-teatra.ru/theatre/item/f00/s09/e0009921/index.shtml
Для обучающихся:
1. Абалкин Н.А. Рассказы о театре. – М.: Молодая гвардия, 1986;
2. Алянский Ю.Л. Азбука театра. – Л.: Детская литература, 1990;
3. Детская энциклопедия. Театр. – М.: Астрель, 2002;
4. Климовский В.Л. Мы идем за кулисы. Книга о театральных цехах. –
М.: Детская литература, 1982.
Приложение 1. Календарный учебный график первого года обучения
№
п/п
дата
месяц
неделя
1
3
4
2
5
6
Октябрь
1
2
3
7
4
8
9
1
11
12
13
14
Ноябрь
10
2
3
Тема занятия
Кол-во
часов
Форма
занятия
Место проведения
Азбука театра. Особенности театрального искусства
Сценическая речь. Предмет сценической речи.
Интонация.
Актёрская грамота. Работа актёра над собой
Сценическая речь. Основы работы практической
работы над голосом.
Актёрская грамота. Тренинги на внимание.
Работа над инсценировками. Читка по ролям.
1
1
Групповая
Групповая
Актовый зал
Актовый зал
1
1
Групповая
Групповая
Актовый зал
Актовый зал
1
1
Групповая
Групповая
Актовый зал
Актовый зал
Актёрская грамота. Выполнение упражнений на
развитие сценического внимания, работа над дыханием.
Работа над инсценировками. Читка по ролям.
Ритмопластика. Выполнение упражнений на развитие
двигательных способностей.
Сценическая речь. Выразительное чтение, громкость и
отчётливость.
Предлагаемые обстоятельства. Воображение и вера в
вымысел.
Работа над инсценировками. Разучивание текстов.
Актёрская грамота. Мышечная свобода, тренинги.
Работа над инсценировками. Читка по ролям.
1
Групповая
Актовый зал
1
1
Групповая
Групповая
Актовый зал
Актовый зал
1
Групповая
Актовый зал
1
Групповая
Актовый зал
1
1
1
Групповая
Групповая
Групповая
Актовый зал
Актовый зал
Актовый зал
4
Ритмопластика. Пластика. Мышечная свобода. Жесты.
Работа над инсценировками. Разучивание текстов.
1
1
Групповая
Групповая
Актовый зал
Актовый зал
17
18
1
Ритмопластика. Работа над жестами.
Работа над инсценировками. Этюдные репетиции.
Разбор мизансцен.
Актёрская грамота. Сценическое оправдание как
1
1
Групповая
Групповая
Актовый зал
Актовый зал
1
Групповая
Актовый зал
19
Декабр
ь
15
16
2
Форма контроля
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
Наблюдение,
20
21
3
22
23
4
24
25
2
27
28
Январь
26
29
3
4
30
31
1
33
34
35
36
37
38
Февраль
32
2
3
4
мотивировка сценического поведения.
Работа над инсценировками. Этюдные репетиции на
площадке.
Ритмопластика. Характерность движения.
1
Групповая
Актовый зал
1
Групповая
Актовый зал
Работа над инсценировками. Прогон.
1
Групповая
Актовый зал
Детские миниатюры. Показ специальных упражнений
и театральных миниатюр.
Сценическая
речь.
Дикционные
упражнения,
произнесение скороговорок.
Предлагаемые обстоятельства. Игры-импровизации.
Игры-инсценировки.
Сценическая речь. Сказ о том, как была придумана
азбука.
Предлагаемые обстоятельства. Игры-превращения.
Сценическая речь. Логический анализ текста, знаки
препинания, паузы.
Предлагаемые обстоятельства.
Язык жестов,
движений и чувств.
Сценическая речь. Игры со словами и звуками.
Актёрская грамота. Сценическое отношение – путь к
образу.
Работа над инсценировками. Чтение литературного
произведения. Разбор.
Актёрская грамота. Выполнение этюдов: на
достижение цели, на событие.
Работа над инсценировками. Разбор.
Актёрская грамота. Сценическая задача и чувство.
Ритмопластика. Постановка корпуса – основа всякого
движения.
Предлагаемые обстоятельства. Игры - драматизации.
Ритмопластика. Универсальная разминка.
1
Групповая
Актовый зал
1
Групповая
Актовый зал
1
Групповая
Актовый зал
1
Групповая
Актовый зал
1
1
Групповая
Групповая
Актовый зал
Актовый зал
1
Групповая
Актовый зал
1
1
Групповая
Групповая
Актовый зал
Актовый зал
1
Групповая
Актовый зал
Групповая
Актовый зал
1
1
Групповая
Групповая
Групповая
Актовый зал
Актовый зал
Актовый зал
1
1
Групповая
Групповая
Актовый зал
Актовый зал
выполнение
творческих заданий
Промежуточная
аттестация
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
39
1
40
41
42
Март
43
2
3
44
45
4
46
47
1
48
50
51
2
Апрель
49
3
52
53
4
54
56
57
1
Май
55
2
Актёрская грамота. Сценическое действие. Мысль и
подтекст.
Ритмопластика. Речевая и двигательная гимнастика.
Предлагаемые обстоятельства. Составление этюдов.
Работа над инсценировками. Чтение литературного
произведения. Разбор.
Актёрская грамота. Сценический образ как «комплекс
отношений».
Предлагаемые обстоятельства. Игры-инсценировки,
игры-превращения.
1
Групповая
Актовый зал
1
1
1
Групповая
Групповая
Групповая
Актовый зал
Актовый зал
Актовый зал
1
Групповая
Актовый зал
1
Групповая
Актовый зал
Предлагаемые обстоятельства. Работа с реквизитом.
1
Групповая
Актовый зал
Работа над инсценировками. Разбор мизансцен.
1
Групповая
Актовый зал
Предлагаемые обстоятельства.
Понятие «Я» в
предлагаемых обстоятельствах.
Работа над инсценировками. Сценическая оценка.
1
Групповая
Актовый зал
1
Групповая
Актовый зал
Предлагаемые обстоятельства. Работа с декорациями.
1
Групповая
Актовый зал
Работа над инсценировками. Прогон.
1
Групповая
Актовый зал
Ритмопластика. Произношение текста в движении,
чтение стихов.
Работа над инсценировками. Прогон.
1
Групповая
Актовый зал
1
Групповая
Актовый зал
Ритмопластика.
Упражнения
на
координацию
движений и ощущения тела в пространстве.
Детские миниатюры. Итоговая аттестация.
1
Групповая
Актовый зал
1
Групповая
Актовый зал
Предлагаемые обстоятельства. Этюды-пантомимы.
1
Групповая
Актовый зал
Ритмопластика.
Комплексы
упражнений,
тренирующих все части тела.
Предлагаемые обстоятельства. Выполнение этюдов
«Встреча», «Ссора», «Радость».
1
Групповая
Актовый зал
1
Групповая
Актовый зал
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
Наблюдение
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
Наблюдение
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
Наблюдение,
выполнение
58
59
60
3
Ритмопластика. Гимнастика на снятие зажимов рук,
ног и шейного отдела.
Предлагаемые обстоятельства.
Импровизация.
Выполнение упражнений «Сказка», «Ассоциация».
Ритмопластика. Музыка и пластический образ.
1
Групповая
Актовый зал
творческих заданий
1
Групповая
Актовый зал
1
Групповая
Актовый зал
Наблюдение,
выполнение
творческих заданий
Итого:
60
Приложение 2. Контрольно-измерительные материалы для оценки
результатов обучения по программе «школьный театр» при проведении
промежуточной аттестации обучающихся
Контрольный критерий №1
Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или
последовательно
Обучающийся должен в зависимости от задания включиться в игровое
пространство вместе с другими или выполнить действие один.
Контрольно-измерительный материал: игра «Японская машинка»: все
участники занятия выполняют синхронно ряд движений (как машина). Когда
группа овладела набором и последовательностью движений и выполняет их
ритмично и синхронно, меняется темп движений согласно темпу, задаваемому
ведущим. Затем вводится и речь. Упражнение тренирует координацию
движений, слов, внимания.
0 баллов
Обучающийся не
понял смысл
задания, начал
движение не со
всеми, закончил не
по команде
1 балл
Обучающийся
вступил в игровое
пространство вместе
со всеми, но
закончил не по
команде
2 балла
Обучающийся
вступил в игровое
пространство вместе
со всеми, выполнил
требования игры, но
не справился с
самостоятельным
вступлением
3 балла
Обучающийся
вступил в игровое
пространство вместе
со всеми, выполнил
требования игры,
справился с
самостоятельным
вступлением
Контрольный критерий №2
Готовность к творчеству, интерес к сценическому искусству
Формирование у обучающихся в процессе обучения положительного
отношения к сценическому искусству и развитие мотивации к дальнейшему
овладению актерским мастерством и развитию познавательного интереса.
Контрольно-измерительный
материал:
музыкально-театральные
миниатюры.
1 балл
2 балла
3 балла
0 баллов 10
баллов
Не проявляет
активности на
занятии.
Нет интереса
к изображению
и представлению
различных
сценических
персонажей.
Отрицательная
мотивация
Низкий уровень
познавательной
деятельности.
Самостоятельно
выполняет задания,
но без инициативы.
Внешний вид
мотивации
1 балл, 2 балла, 3 балла.
Активная
познавательная
деятельность.
Проявляет
самостоятельность
и инициативу
на занятии.
Неустойчивая
положительная
мотивация
Высокий уровень
познавательной
деятельности.
С интересом
изучает,
играет различные
роли. Проявляет
творческую
активность
на занятии. Высокая
внутренняя
мотивация
Контрольный критерий №3
Действие с воображаемым предметом. Обучающийся должен
представить воображаемый предмет и совершить простейшие физические
действия с ним.
Контрольно-измерительный материал: игра «Память физических
действий»: школьники, работая с воображаемыми предметами, демонстрируют
различные действия: готовят еду, шьют одежду, делают медицинские
процедуры и т.д.
0 баллов
Обучающийся
не представляет
воображаемый
предмет
1 балл
Обучающийся
представил
воображаемый
предмет, но
с неправильными
формами и
неточными
движениями
2 балла
Обучающийся
представил
воображаемый
предмет, правильно
показал его
формы и произвел
точные действия с
ним
3 балла
Обучающийся
представил
воображаемый
предмет, правильно
показал его формы
и произвел
действия с ним
в согласованности
с партнером
Контрольный критерий №4
Действие в предлагаемых обстоятельствах
Умение представить себя и партнера в предлагаемых обстоятельствах,
выполнять одни и те же действия в различных воображаемых ситуациях.
Контрольно-измерительный материал: игра «Превращение комнаты»:
обучающиеся работают по группам или по одному. Детям предлагается
выполнить такие движения, которые бы подсказали действия на определенные
предлагаемые обстоятельства (этюд), например: вы находитесь в лесу, на
необитаемом острове, в магазине игрушек и т.д. Обучающиеся должны уметь
представить себя и других партнеров в предлагаемых обстоятельствах и
разыграть историю. Этюды на действия в предлагаемых обстоятельствах
(индивидуальные и групповые).
Приложение 3. Контрольный тест по программе «Мир театра»
Выберите правильный вариант ответа
1. Театр – это…
а) искусство
в) учение
б) наука
г) благотворительный фонд
2. Театр – это искусство…
а) пения
в) изобразительного творчества
б) действия
г) макраме
3. В театре выпускают…
а) модели одежды
б) спектакли
в) книги
г) кино
4. Постановкой спектакля занимается…
а) оператор
в) композитор
б) режиссер
г) продюсер
5. Выбери те театральные профессии
а) учитель
в) композитор
б) режиссер
г) костюмер
6. Выразительными средствами спектакля являются…
а) свет
в) декорации
б) музыка
г) грим
7. Кого называют «главным чудом» театра?
а) художника
в) осветителя
б) актера
г) гримера
8. Как называется театр, где актеры – куклы?
а) театр юного зрителя
в) кукольный
б) драматический
г) театр теней
9. Выбери те подходящую одежду для похода в театр:
а) школьная форма
в) домашняя одежда
б) карнавальный костюм г) нарядное платье, костюм
10. Что самое главное во врем я просмотра спектакля?
а) разговоры с соседом
в) смех
б) внимание
г) мысли о буфете
Приложение 4. Методика проведения занятий
Упражнения на развитие дыхания нужно давать через образ и фантазию:
−
основы правильного дыхания (например, у вас в животе цветок,
книжка, мячи т.п.);
−
упражнения на холодный и тeплый выдох (например, сдувать
пылинки пушинки,
−
согревать партнера, оттаивать заледеневшее стекло или рисовать на
нем рисунки);
−
упражнения на дыхание лeжа (например, поднимать ноги в
положение «Шлагбаум» и не пропускать других детей или конкретного
партнера);
−
Блок упражнений по артикуляции и дикции в этой возрастной
категории рекомендуется сделать основным.
Артикуляция. Обращать внимание на:
−
обособленность движений (занимаемся развитием мышц языка, а
губы и нижняя челюсть находятся в покое);
−
медленный темп увеличивает нагрузку на мышцы и делает
упражнение более эффективным;
−
координация движений и покоя всех частей речевого аппарата;
−
соединение координации и моторики (например, использовать
предметы-мячики, игрушки-мнушки, кольца су-джок и т.д.);
В итоге работы с артикуляционным блоком можно использовать
упражнения под музыку.
Дикция. Обращать внимание на:
−
медленный темп упражнений (тексты скороговорок сначала читать
−
медленно и только после четкого внятного произношения
прибавлять скорость);
−
внятное произношение всех необходимых звуков (не проглатывать
звуки, слоги, согласный в конце слова);
−
ритмические вариации (скороговорки в диалогах, с различным
словесным действием – убедить, заинтересовать, посмеяться над кем-то и т.п.);
−
многократное повторение, которое должно перевести количество в
качество.
Актерская грамота
Упражнения по актерскому мастерству, направленные на развитие
творческой личности ребенка, воспитывают в ребенке: умение слушать,
развитие памяти, концентрацию, трудовую этику (не подвести партнеров),
самодисциплину, умение работать под давлением, улучшение языка тела,
бесстрашие перед публичными выступлениями, коммуникативные навыки
(исчезает замкнутость и скрытость), уверенность (исчезают страхи),
уравновешенность. Ребенок учится решать проблемы, развивает внимание,
мышечную свободу, воображение, фантазию и многое другое.
Педагогам предлагается определенная форма подачи того или иного
упражнения в процессе воспитания и обучения детей от 7-9 лет.
Пример. Упражнение, направленное на внимание – «Пишущая машинка».
Поставить группу в полукруг либо в круг. Раздать каждому участнику
букву алфавита (у одного ребенка может быть несколько букв). Проверить,
знают ли все ученики, у кого какие буквы.
Преподаватель произносит слово, придуманное им заранее. Например,
слово – «носорог». Преподаватель хлопает в ладоши, ему в ответ хлопает
ученик, у которого была буква «Н», затем вновь преподаватель хлопает в
ладоши – ученик, у которого буква «О» хлопает ему в ответ и так далее. В
конце слова хлопает вся группа. В дальнейшем упражнение усложняется,
печатаются целые фразы в определенном ритмическом рисунке и без хлопков
преподавателя. Теперь рассмотрим, как это упражнение можно объяснить
нашей возрастной группе.
Ребята, мы с вами оказались на необитаемом острове. Нам с вами нужно
написать письмо и отправить его с голубем на материк, тогда к нам в гости
смогут приехать наши родители и близкие друзья. А писать мы будем наше
письмо волшебным способом. Каждую букву мы будем по очереди хлопать в
ладоши. Например, слово «Здравствуйте!». А в конце нашего слова два хлопка
будет делать наш голубь (выбранный из учеников). Это будет означать, что он
запомнил это слово, и мы может печатать дальше. В итоге, печатается целое
предложение. Голубь, запомнив всю фразу, улетает на материк, чтобы
пригласить всех близких в гости на необитаемый остров. Важно в этом
интересном возрасте создавать предлагаемые обстоятельства «сказочной игры»,
тогда линия поведения ребенка будет интегрирована в близкие для него
обстоятельства, что послужит импульсом для его включения в театральноигровой процесс, что повлияет на его творческое развитие.
Приложение 5. Воспитательная деятельность
Воспитательная деятельность педагога занимает центральное место в
образовательном процессе, поскольку именно она способствует формированию
не только знаний и умений, но и ценностных ориентиров, социальных навыков
и личностных качеств обучающихся.
Цель - личностное развитие каждого ребёнка с учётом его
индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на
основе традиционных ценностей российского общества.
Задачи:
–
развивать положительное отношение ребёнка к себе и другим
людям;
–
формировать коммуникативную и социальную компетентности;
–
развивать
у
детей
интерес
к
эстетической
стороне
действительности, знакомить с разными видами и жанрами искусства, в том
числе народного творчества;
–
содействовать становлению у детей ценностей здорового образа
жизни;
–
формировать стремление быть причастным к труду взрослых;
–
формировать представление о России как своей стране, узнавать и
называть символику своей страны;
–
обогащать представления детей о многообразии культурных норм и
ценностей, принятых в обществе;
–
поддерживать самостоятельное взаимодействие и сотрудничество с
взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности;
–
воспитывать
чувство
ответственности,
самостоятельности,
инициативности, формировать основы патриотизма;
–
формировать
систему
ценностей,
основанную
на
непотребительском отношении к природе и понимании самоценности природы;
–
поощрять проявления морально-волевых качеств.
В практике работы будут применятся следующие формы воспитательной
работы: мероприятия, дела, игры.
Формы работы: фестивали, самодеятельные концерты и спектакли,
вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.
Основные формы взаимодействия педагога с родителями
1. Групповые формы: дни открытых дверей, родительское собрание,
творческие мастерские, совместная досуговая деятельность.
2. Индивидуальные формы: индивидуальная консультация (беседа).
Информация для родителей с деятельностью как творческого
объединения, так и учреждения представлена на: сайте организации и блогах
педагогов, информационных стендах, соц.сетях.
№
п/п
1.
1.
2.
3.
Название
мероприятия
события,
Дата
проведения
Форма
проведения
Практический
результат
и
информационный
продукт
Конкурсы и фестивали
Муниципальный
этап октябрь
Конкурсная
Дипломы,
областного
конкурса
деятельность
грамоты,
художественного чтения
фотоотчёт
для учащихся начально
школы «Читалочка»
Совместные мероприятия родителей и обучающихся
Праздничная программа, ноябрь
Участие
в Фотоотчет,
посвящённая Дню матери
концерте
заметка
Праздничная программа март
Сценка,
Фотоотчет,
«Всё
начинается
с
чтецкий
заметка
любви»,
посвящённая
номер
Международному
женскому дню
Открытый
показ апрель-май
Фотоотчет
спектаклей