Патр восп в ВПК Каскад

Управление образованием Новолялинского муниципального округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования Новолялинского муниципального округа
«Дом детского творчества «Радуга»

Принята на заседании
педагогического совета
«24» октября 2025г.
Протокол № 3

Утверждена
приказом директор
МАОУ ДО НМО «ДДТ «Радуга»
от 24.10.2025 № 123 од
Муниципальное автономное
образовательное учреждение
дополнительного
образования Новолялинского
городского округа "Дом
детского творчества "Радуга"
2025.10.27 15:35:30 +05'00'

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности

Патриотическое воспитание в ВПК «Каскад»
Срок реализации 1 год
Возраст обучающихся: 10 – 17 лет

Составитель:
Тарасов Сергей Александрович,
педагог дополнительного
образования

Новая Ляля, 2025 г.

Оглавление
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ .............................................3
1.1.

Пояснительная записка ...............................................................................................3

1.2. Цель и задачи программы ......................................................................................................5
1.4. Планируемые результаты ......................................................................................................5
РАЗДЕЛ 2. Содержание программы ............................................................................................7
2.1. Учебный тематический план .................................................................................................7
2.2. Содержание учебного (тематического) плана .....................................................................8
Требования к уровню подготовки..............................................................................................11
РАЗДЕЛ 3. Организационно-педагогические условия ............................................................13
3.1. Календарный учебный график ............................................................................................13
3.2. Условия реализации программы .........................................................................................13
3.2.1. Материально-техническое обеспечение ..........................................................................13
3.2.2. Методические материалы .................................................................................................13
3.3. Формы аттестации ................................................................................................................14
3.3.1. Оценочные материалы ......................................................................................................15
3.3.2. Нормативы по физической подготовке для мальчиков .................................................15
3.3.3. Нормативы по физической подготовке для девочек ......................................................16
3.3.4. Характеристика оценочных материалов .........................................................................16
РАЗДЕЛ 4. Список литературы ..................................................................................................19
4.1. Нормативные документы .....................................................................................................19
4.2. Литература, использованная при составлении программы ..............................................19
4.3. Рекомендуемый список литературы для педагога: ...........................................................20
Приложение..................................................................................................................................22
Приложение 1. Календарный учебный график.........................................................................22

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Направленность – социально-гуманитарная.
Актуальность. В военно-патриотическом воспитании можно выделить
два основных компонента. Первый характеризуется широкой социальнопедагогической направленностью. Он основывается на таких элементах как:
позитивные мировоззренческие взгляды, которые в свою очередь опираются
на социальные, исторические, нравственные и политические проблемы
нашего общества. Только сформировав личность гражданина и патриота
России с присущими ему ценностями, взглядами, интересами, мотивами
деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более
конкретных задач по подготовке к реализации защиты Отечества, службе в
органах Министерства внутренних дел и работе на благо страны и города.
Второй
компонент
военно-патриотического
воспитания
характеризуется более конкретной направленностью. Практическая
реализация призвана обеспечить глубокое понимание каждым молодым
человеком своей роли и места в служении Отечеству, основанном на высокой
личной ответственности за выполнение требований военной и
государственной службы. Формирование основных качеств, свойств, навыков,
привычек необходимых для успешного выполнения обязанностей в рядах
вооруженных сил РФ, в органах Министерства внутренних дел. Основой
содержания второго компонента воспитания является любовь к Отечеству,
верность гражданскому и воинскому долгу. Воспитание таких качеств как
честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество,
взаимовыручка.
Отличительные особенности программы. Ориентация на духовнонравственные и историко-культурные традиции повышает значимость
национально-регионального компонента. Военно-патриотическая тематика
перекликается с тематикой школьных предметов: «История России», «ОБЖ»,
«Физическая культура», «Литература» и др.
Содержание программы включает в себя следующие блоки: туризм,
теоретические и практические занятия по ОБЖ, военной истории, по духовнонравственному воспитанию, прикладное физическое воспитание, специальное
физическое воспитание, общеоздоровительные мероприятия.
Данная программа стремится к тому, чтобы у каждого ребенка была
развита совокупность его способностей, чтобы ребенок был творцом развитых
форм общения. Отсюда - идея целостного подхода к воспитанию, достижение
теории и практики, чтобы каждый ребенок стал Человеком, Гражданином,
Личностью, Патриотом!
При одинаковых разделах и темах изменяется содержание программы с
усложнением от простого к сложному.
Уровень программы – стартовый.
3

Адресат программы. Данная программа адресована обучающимся трех
возрастных категорий: младший, средний и старший школьный возраст, с 10
– 17 лет.
В среднем возрасте идет незаметный внешне, но интенсивный процесс
формирования отношений к окружающему миру, все более и более
осознаваемого ими жизненного опыта, закладываются основы их жизненной
позиции, чувства Родины. Опыт показывает, что взгляды и убеждения,
отношения, сложившиеся в этом возрасте, существенно влияют на
последующие развитие идейно-нравственного облика личности.
Для обучающихся старших классов – это период формирования
научного мировоззрения, интеллектуального развития, социального
воспитания личности. Юноши и девушки стремятся активно участвовать в
жизни не только своего коллектива, но и общества. В старших классах заметно
ускоряется процесс формирования гражданской позиции, становится все
более осознанным чувством Родины, необходимости ее защиты, растет
стремление к самообразованию и самовоспитанию, и ясность, определенность
жизненной цели.
Объем и сроки освоения программы. Программа рассчитана на два года
обучения (по 6 часов в неделю). Учебная нагрузка по программе составляет
312 часов.
Особенности организации образовательного процесса. Группы
являются разновозрастными. Переводы с групп обучения осуществляются
согласно возрасту обучающихся и после того, как обучающийся успешно сдал
квалификационные испытания.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа составляет 40 минут.
Перерыв между занятиями – 10 минут.
Год освоения
1 год обучения,
младшая группа
1 год обучения,
старшая группа

Число занятий в неделю
6

Общее число часов в год
156

6

156

Итого:

312

Форма обучения – очная.
Форма организации образовательного процесса: фронтальная,
индивидуальная, индивидуально-групповая.
Формы реализации образовательной программы – традиционная.
Перечень видов занятий –. лекция, беседа, практические занятия,
тематические экскурсии, дискуссии, досуговые и массовые мероприятия,
помощь ветеранам войн, вахта памяти, показательные выступления.
Перечень форм подведения итогов – тесты, соревнования, открытые
занятия.

4

1.2. Цель и задачи программы
Цели программы:
– развитие у обучающихся военно-патриотического клуба (далее – ВПК)
гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и
социальных ценностей;
– формирование профессионально значимых качеств и умений и
готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни, верности
конституционному и воинскому долгу, высокой дисциплинированности и
ответственности, уважения к родному городу его жителям и гостям.
Основные задачи программы:
обучающие – организовать проведение занятий по дисциплинам:
история Отечества, основы правовых знаний, огневая, техническая, строевая и
физическая подготовка, основы военной топографии, гражданская оборона;
развивающие – укреплять физическое развитие обучающихся ВПК для
повышения привлекательности здорового образа жизни;
– привлекать к занятиям с обучающимися ВПК специалистов из средних
и высших специальных учебных заведений для их ориентации на поступление
в Академии, ВУЗы и колледжи МВД, ФСБ и другие учебные заведения,
осуществление профессиональной ориентации подростков;
воспитательные – воспитывать чувство патриотизма, верности Родине,
готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите.
1.4. Планируемые результаты
Осуществление настоящей программы позволит:
– сформировать готовность у обучающихся к патриотическому
действию, к активной гражданской позиции;
– заполнить свободное время подростка социально значимыми,
интересными делами, остановив тем самым нарастающую бездуховность;
– создать условия для реализации лидерского и творческого потенциала
личности, навыков коллективной деятельности.
Планируемые результаты
Метапредметными результатами освоения данной программы является
формирование следующих умений:
– планирование деятельности, выделение этапов деятельности, оценка
своей деятельности и деятельности сверстников;
– организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
– участие в коллективных творческих делах;
– формирование гражданско-патриотического сознания, чувства
сопричастности судьбе Отечества и ответственности за будущее России;
− опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской,
патриотической позиции;
– потребность в здоровом образе жизни;
5

– привычка самостоятельно заниматься физическими упражнениями,
сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения
работоспособности и укрепления здоровья.
Личностными результатами освоения данной программы является
формирование следующих умений:
– умения соотносить поступки и события с принятыми этическими
принципами;
– ценностное отношение к России, своему народу, своему краю,
отечественному культурно-историческому наследию,
Предметными результатами освоения данной программы является
формирование следующих умений:
– получение знаний о Родине, истории страны, родного края, природе,
государственной символике, законах Российской Федерации, народных
традициях;
– элементарные представления об институтах гражданского общества, о
государственном устройстве и социальной структуре российского общества,
наиболее значимых страницах истории страны, о культурном достоянии
страны и своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического
долга.

6

РАЗДЕЛ 2. Содержание программы
2.1. Учебный тематический план
№

Наименование раздела, темы

1.
1.1.

Патриотическое воспитание
История Отечества

18
10

12
10

6
-

Формирование правовой и нравственной
культуры
1.3. Встреча с ветеранами боевых действий
и Отряда
1.4. Участие в торжественных мероприятиях
Отряда
2.
Основы правовых знаний
Конституция РФ – основной закон
2.1.
государства.
Основные положения
2.2. административного законодательства
РФ.
3. 3. Основы доврачебной помощи
Личная гигиена и профилактика
3.1.
заболеваний.

2

2

-

Входящая
диагностика
Наблюдение

2

-

2

Наблюдение

4

-

4

Наблюдение

6

4

2

1

2
1

Беседа

1

Реферат

4

3

14

5

4

2

9
2

Беседа

6

1

4

2

10

6

4

4

6
6
18

1.2.

3.2.

Первая доврачебная помощь.

Психологическая подготовка к службе в
В.С. и МВД
4. Гражданская оборона.
Оружие массового поражения. Сигналы
4.1.
гражданской обороны.
4.2. Индивидуальные средства защиты
5
Техническая подготовка
6
Огневая подготовка
3.3.

Количество часов
Всего
Теории Практики

Формы
аттестации/
контроля

2

Практически
е занятия
Беседа

4
-

Беседа

2
3
6

4
3
12

Наблюдение
Наблюдение
Итоговая
диагностика

52
31

7

Физическая подготовка

56

4

7.1.

Общая физическая подготовка

32

1

7.2.

Основы рукопашного боя

14

2

7.3.

Игровые виды спорта

10

1

8

Строевая подготовка
ВСЕГО ЧАСОВ

28
156

2
42

5

12
9
26
114

Итоговая
диагностика
Итоговая
диагностика
Итоговая
диагностика
Наблюдение

2.2. Содержание учебного (тематического) плана
1. Патриотическое воспитание.
1.1. История Отечества.
1 год обучения, младшая группа. Предмет военной истории. Краткая
летопись военной истории. Русская армия и военное искусство в истории
страны. Великая Отечественная война, ее ход и последствия. Локальные
войны, межнациональные конфликты.
1 год обучения, старшая группа. Организация вооруженных сил и военное
строительство в период с 1945 по 2025 гг. Российские ордена, наградные
медали и коллективные боевые награды. Выезды и экскурсии к местам
боевой славы.
1.2. Формирование правовой и нравственной культуры.
1 год обучения, младшая группа. «Духовная природа человека». Духовность
в природе человека. Проблема добра и зла. Идеал. Самовоспитание.
Совесть как всеобщий естественный закон. «Нравственность и этика».
Нравственность и человек. Творчество как способ осмысления жизни.
Массовая культура. «Защита духовных и нравственных ценностей».
Культурологическая безопасность. Защита личности как носителя
духовных и нравственных традиций.
1 год обучения, старшая группа. «Культура в общественной системе».
Общество и культура. Состав культуры. Социальные нормы. Формы
культуры. Посещение музеев, выставок, картинных галерей, театров,
музыкальных залов и консерватории.
1.3. Встреча с ветеранами боевых действий
Практическая работа: беседа, участие в массовых мероприятиях,
посвященных дню воинской славы и памятным датам.
1.4. Участие в торжественных мероприятиях отряда.
Практическая работа:
1 год обучения, младшая группа. Участие объединения в общественной
жизни школы, города.
1 год обучения, старшая группа. Участие объединения в общественной
жизни школы, города, района.
2. Основы правовых знаний
2.1. Конституция РФ – основной закон государства.
1 год обучения, младшая группа. Ознакомление с основным законом
государства – Конституцией. Основные положения УК РФ, КоАП РФ и др.
1 год обучения, старшая группа. Понятие уголовной, административной
ответственности.
Практическая работа: игры, соревнования, викторины
2.2. Основные положения административного законодательства РФ.
1 год обучения, младшая группа. Первоначальные сведения об
административных правонарушениях. Закон и ответственность.
1 год обучения, старшая группа. Ответственность – дело каждого.
Практическая работа: игры, соревнования, викторины, квесты, квизы
8

3. Основы доврачебной помощи.
3.1. Личная гигиена и профилактика заболеваний
1 год обучения, младшая группа. Здоровый образ жизни Основные
заболевания, связанные с нарушением личной гигиены, профилактика.
1 год обучения, старшая группа. Защити себя сам.
Практическая работа: выпуск брошюр, буклетов, защита презентации.
3.2. Первая доврачебная помощь
1 год обучения, младшая группа. Доврачебная помощь: что такое, чем
важна, кем выполняется. Первая медицинская помощь.
Практическая работа: практическая отработка переноски раненого,
практическая отработка оказания первой медицинской помощи.
1 год обучения, старшая группа. Чрезвычайные ситуации. Комплекс
срочных простейших мероприятий, направленных на спасение человека.
Практическая работа: отработка первой (доврачебной) помощи при
чрезвычайных ситуациях.
3.3. Психологическая подготовка к службе в ВС и МВД
1 год обучения, младшая группа. Защита Родины – обязанность каждого.
Виды вооруженных сил. Профессиональный отбор для службы в ВС и
МВД (профориентация).
Практическая работа: игры, соревнования, викторины, тестовая
диагностика.
1 год обучения, старшая группа. Психологическая атмосфера в армии и
роль психологической службы.
Практическая работа: игры, викторины, квесты.
4. Гражданская оборона
4.1. Оружие массового поражения. Сигналы гражданской обороны
1 год обучения, младшая группа. Виды оружия массового поражения.
Поражающие факторы оружия массового поражения.
1 год обучения, старшая группа. Сигналы гражданской обороны.
4.2. Индивидуальные средства защиты
1 год обучения, младшая группа. Ознакомление с индивидуальными
средствами защиты. Технические характеристики индивидуальных
средств защиты, их назначение.
1 год обучения, старшая группа. ИСЗ – неотъемлемая часть экипировки
военнослужащего.
Практическая работа: соревнования, отработка нормативов.
5. Техническая подготовка
1 год обучения, младшая группа. Техническое оснащение Вооруженных
Сил РФ. История и этапы оснащения ВС РФ на протяжении 20 века.
1 год обучения, старшая группа. Дальнейшие пути развития технического
оснащения ВС РФ.
Практическая работа: игры, викторины, тестовая диагностика.
6. Огневая подготовка
9

1 год обучения, младшая группа. Защита Родины – обязанность каждого.
Виды вооруженных сил. Профессиональный отбор для службы в ВС и
МВД.
1 год обучения, старшая группа. Психологическая атмосфера в армии и
роль психологической службы.
Практическая работа: сборка-разборка автомата, стрельба, снаряжение
магазина, отработка нормативов.
7. Физическая подготовка
7.1. Общая физическая подготовка.
1 год обучения, младшая группа. Комплексы физических упражнений,
направленные на развитие координации, выносливости, гибкости, силы и
ловкости. Комплексы упражнений корригирующей направленности.
1 год обучения, старшая группа. Общее закаливание организма.
Практическая работа: игры, соревнования, итоговая диагностика,
экскурсии.
7.2. Основы рукопашного боя.
1 год обучения, младшая группа. Прикладная акробатика: падение вперед,
падение вбок, падение назад, перекат боком, кувырок вперед через плечо,
кувырок вбок, кувырок назад через плечо. Соединение 8-и элементов в
связках и комплексах.
1 год обучения, старшая группа. Изучение основных бросков прикладного
вида борьбы самбо.
Практическая работа: соревнования, показательные выступления,
разучивание и отработка приемов.
7.3. Игровые виды спорта.
1 год обучения, младшая группа. Игры, направленные на развитие силы,
выносливости, быстроты.
1 год обучения, старшая группа. Игры, направленные на развитие
специальных качеств.
Практическая работа: изучение и проведение различных игр.
8. Строевая подготовка
1 год обучения, младшая группа. Основные понятия: строй, шеренга,
колонна.
1 год обучения, старшая группа. Основные понятия: фланг, фронт,
интервал.
Практическая работа: строевая стойка — исходное положение для
выполнения всех команд, требует правильной осанки, положения рук, ног
и головы. Строевые команды — устные сигналы, которые определяют
действия военнослужащих. Могут быть направлены на изменение
положения тела, перемещение, построение и другие действия. Строевые
движения — выполнение команд, связанных с перемещением (шагом,
бегом) и изменением построения. Строевые приёмы — отдельные
элементы строевой подготовки, такие как повороты, развороты,
перестроения.
10

Требования к уровню подготовки
Обучающийся – обучающийся 1-го года обучения.
Курсант – обучающийся 2-го года обучения.
Медицинская подготовка
Первая помощь. Приоритеты в обработке ран. Аптечка первой помощи и
НАЗ. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
Кровотечения, ранения и повязки. Лечение мозолей и водянок.
Переломы. Симптоматика. Иммобилизация. Ожоги и обморожения.
Солнечный и тепловой удар. Естественные лекарства.
Нормативы по строевой подготовке
Обучающийся Строй и их элементы. Знать: Виды строев и их элементы. Глубина и
ширина строя. Направляющий и замыкающий. Правый и левый фланг.
Интервал и дистанция. Обязанности военнослужащих перед
построением и в строю. Колонна и шеренга. Одно- и двухшереножный
строй. Развернутый строй и походный, ответ на воинское приветствие в
составе подразделения.
Одиночная подготовка. Уметь выполнять: команды «Равняйсь»,
«Смирно», «Вольно», «Заправиться». Повороты на месте направо,
налево, кругом. В составе подразделения на месте. Выполнять команды
«Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться». Повороты на месте
направо, налево, кругом.
Курсант
Движение. Одиночная подготовка. Элементы строевого и походного
шага: подъем ноги, вынос руки, положение корпуса. Темп и скорость
движения. Постановка ноги. Движение строевым и походным шагом.
Переход со строевого шага на походный и обратно. Повороты в
движении направо, налево, кругом. Выполнение воинского приветствия.
Одиночная подготовка. Отдание воинского приветствия на месте с
головным убором и без него. Отдание воинского приветствия в
движении с головным убором и без него. Выход из строя и возвращение
в строй.
Подход к начальнику и отход от него. Контрольное занятие.
Рукопашный бой
Обучающийся Знать и уметь принимать боевую стойку. Выполнять самостраховку при
падении. Выполнять освобождение от захватов за руки, туловище,
одежду, горло спереди и сзади. Уметь защищаться от ударов ножом
прямо, сверху, снизу, сбоку.
Курсант
Выполнять приемы защиты и нападения с автоматом (комплекс РБ с АК
– 74)
Уставы вооруженных сил Российской Федерации
Курсант
Основные понятия и определения обороны государства. Организация
обороны государства. Конституция Российской Федерации. Законы
государства о защите Родины. Правовые основы прохождения военной
службы. Назначение и состав Вооруженных Сил Российской Федерации.
Принципы строительства Вооруженных Сил Российской Федерации.
Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации. Символы
воинской чести. Дни воинской славы – победные дни России.
Особенности прохождения службы в различных видах и родах
Вооруженных Сил Российской Федерации. Альтернативная гражданская
служба. Военная присяга и порядок приведения граждан к военной
Курсант

Курсант

присяге. Воинские звания и военная форма одежды. Понятие воинской
дисциплины. Ее сущность и значение.
Экстремальная подготовка
Психологию выживания. Факторы риска. Формирование плана
выживания. Как правильно выбирать одежду. Уход за одеждой и обувью.
Набор путешественника. Рюкзак. Палатка. Запасная одежда. Ножи.
Носимый аварийный запас (НАЗ).
Вода. Требования к употреблению воды в различных климатических
условиях. Минимизация потерь воды. Поиск, методы добывания и
транспортировка. Очистка воды. Пища. Потребности человека.
Приготовление. Простейшая навигация. Карты. Правила пользования
картой. План и схема местности. Составление карты и плана местности.
Поиск направлений. Азимут. Определение направлений сторон света.
Составление плана маршрута. Особенности движения. Подача сигналов
бедствия. Огонь, отражатели.

12

РАЗДЕЛ 3. Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
Год
обучения

Дата начала
обучения

Дата
Количеств
окончания о учебных
обучения недель

1 год
05 ноября
23 мая
обучения,
младшая
группа
1 год
05 ноября
23 мая
обучения,
старшая
группа
Каникулы:
Зимние 29 декабря – 11 января
Весенние 30 марта – 05 апреля

Количество
учебных
дней

26

78

Количес
тво
учебных
часов
156

26

78

156

Режим
занятий

3 занятия
по 2 часа
в неделю

3 занятия
по 2 часа
в неделю

3.2. Условия реализации программы
3.2.1. Материально-техническое обеспечение
в наличии
3
1
1
5
5
5
4
5
8
6
1

- спортивный зал
- тир (в том числе электронный)
- игровая площадка
- спорт инвентарь
- гимнастические снаряды
- тренажерные снаряды
- макеты АКМ
- магазин ММГ
- пневматические винтовки
- мат гимнастический
- макивара

3.2.2. Методические материалы
№

Название
раздела, темы

1

Патриотическое
воспитание

2

Основы
правовых знаний

Материальнотехническое
оснащение,
дидактикометодический
материал
Учебная литература,
видеоролики,
раздаточный
материал

Формы, методы, Формы
приемы обучения. занятия
Педагогические
технологии

Рассказ,
объяснение,
беседа,
игра.
Развивающее
обучение.
Учебная литература, Рассказ,
видеоролики,
объяснение,
раздаточный
беседа,
игра.
материал.
Развивающее
обучение.

учебного

Лекция, семинар,
самостоятельная
работа.
Лекция, семинар,
самостоятельная
работа.

3

Основы
доврачебной
помощи

4

Гражданская
оборона

5

Техническая
подготовка

6

Огневая
подготовка

7

Физическая
подготовка

8

Строевая
подготовка

Учебная литература, Рассказ,
плакаты, раздаточный объяснение,
материал.
демонстрация,
упражнение.
Обучение
в
сотрудничестве.
Учебная литература, Рассказ,
индивидуальные
объяснение, показ.
средства защиты.
Развивающее
обучение.
Учебная литература, Рассказ, лекция,
видеоролики,
работ с учебником.
раздаточный
материал.
Учебная литература; Объяснение,
учебные
автоматы, демонстрация.
патроны; магазины; Развивающее
пневматические
обучение.
винтовки.
Учебная литература, Объяснение,
гимнастические маты, упражнение, игра.
тренажеры,
Разноуровневое
оборудование
для обучение.
отработки
приемов
рукопашного боя.
Учебная литература, Объяснение,
видеоролики
упражнение, игра.
Разноуровневое
обучение.

Семинар,
практическая
работа.

Семинар,
практическая
работа.
Лекция,
тестирование.
Практическая
работа,
соревнование.
Практическая
работа.
Соревнование.

Практическая
работа.
Соревнование.

Основными методами реализации программы являются:
– привлечение специалистов и преподавателей к сотрудничеству по
практическим дисциплинам (огневая, строевая, физическая, техническая
подготовка);
– проведение спортивных мероприятий внутреннего значения и участие в
спортивных мероприятиях окружного, областного уровня;
– организация походов;
– организованное посещение музеев;
– проведение встреч с ветеранами Афганской, Чеченской кампаний, СВО.
3.3. Формы аттестации
– отзывы, фото- и видеоматериалы;
– повышение общего культурно-образовательного уровня детей и подростков,
«отрыв» от улицы, организацию досуга и навыков и спортивных мероприятиях
района, округа и города, создание единого и сплоченного коллектива,
способного оценивать и принимать правильные решения, формирование
социальной среды района).

14

3.3.1. Оценочные материалы
Неполная разборка и сборка автомата Калашникова.
- разборка 15 сек. – 5 баллов,
18 сек. – 4 балла,
Время свыше – 0 баллов.
- сборка
21 сек. – 5 баллов,
24 сек. – 4 балла,
Время свыше – 0 баллов.
Снаряжение магазина к АК 30 патронами.
30 сек. – 5 баллов,
35 сек. – 4 балла,
Время свыше – 0 баллов.

21 сек. – 3 балла,
27 сек. – 3 балла,
40 сек. – 3 балла,

3.3.2. Нормативы по физической подготовке для мальчиков
№
1
2
3

Контрольные
упражнения
Подтягивание на
перекладине
Сгибание и разгибание
рук в упоре на брусьях
Подъем переворотом

5

Сгибание и разгибание
рук в упоре лежа
Бег на 100 м.с

6

Бег на 1000 м.мин

7

Гиря 16 кг, отдельно
правой и левой рукой
(толчок от груди), без
учёта времени.
Бег на 10х10 м.с.
Преодоление полосы
препятствий, мин

4

8
9

10
11
12

13
14
15

16

17

Метание гранаты весом
700 г.м
Прыжки в высоту, см
Подъёмы ног в висе на
турнике (угол меньше
90 градусов,
раскачивание не
допускается)
Марш-бросок на 3 км
Бег на лыжах на 5 км
Шпагат вправо и влево
(расстояние до пола),
см
Шпагат поперёк
(расстояние до пола),
см
оценка по физической
культуре в школе

Результат / оценка
Класс
Учащийся ВПК
не менее 8 раз
не менее 8 раз
не менее
раза

1

Курсант ВПК
не менее
раз
не менее
раз
не менее
раз

12
12
3

Курсант ВПК
3 класса
не менее 15
раз
не менее
15
раз
не менее 5 раз

Курсант
ВПК
2 класса
не менее
18 раз
не
менее
18 раз
не менее 7
раз

Курсант
ВПК
1 класса
не
менее
21 раза
не
менее
21 раза
не менее 9
раз

Не менее 20 раз

30, 25,20

40, 35, 30

45, 40, 35

50, 45, 40

15,4
16,0
16,7
3,40
3,50
4,05

14,9
15,4
16,0
3,35
3,45
4,00

14,5
14,9
15,5
3,30
3,40
3,55

14,1
14,5
15,0
3,25
3,35
3,55

Со
снаряжение
м
Со
снаряжение
м

12,
13,
15.

17
19
20

20
23
27

30
35
40

45
50
55

29, 30, 31
2,15
2,20
2,30

28, 29, 30
2,10
2,15
2,25

27, 28, 29
2,05
2,10
2,20

26, 27, 28
2,00
2,05
2,15

30, 25, 20

35, 30, 25

40, 35, 30

45, 40, 35

135, 125, 110

135, 130, 115

140, 135, 120

140, 135,
125

Превышать
норматив
Превышать
норматив

не менее 15 раз

не менее 20
раз

не менее 25 раз

не менее 30
раз

не менее 35
раз

Без учета времени
Без учета времени
35 и менее

25 и менее

25-10

5 и менее

0

40 и менее

35 -15

10 и менее

5 и менее

0

5

5

5

3 и выше

4и

выше

15

3.3.3. Нормативы по физической подготовке для девочек
№

1

2

3
4

5

6

7

8

Контрольные
упражнения
Подтягивание на
низкой перекладине из
виса лежа
Подъем туловища за
30 с из положения
лежа
Прыжки со скакалкой
(раз)
Сгибание и
разгибание рук в
упоре лежа
Броски медбола (3 кг)
в течение 30 с из
положения лежа на
груди (раз)
Шпагат вправо и
влево (расстояние до
пола), см
Шпагат поперёк
(расстояние до пола),
см
оценка по физической
культуре в школе

Учащийся
ВПК

Результат / оценка
Класс
Курсант
Курсант
Курсант
ВПК
ВПК
ВПК
3 класса
2 класса

Курсант
ВПК
1 класса

не менее
5

не менее
7

не менее 9

10-19

20 и
более

не менее
10

не менее
12

не менее
14

15-21

22 и
более

не менее
80

не менее
90

100

120

150

не менее
18

не менее
22

не менее
28

29-38

39 и
более

не менее
20

не менее
23

не менее 25

30

35

35 и
менее

25 и
менее

25-10

5 и менее

0

40 и
менее

35 -15

10 и менее

5 и менее

0

3 и выше

4и
выше

5

5

5

Личностные результаты

3.3.4. Характеристика оценочных материалов
Планируемые
результаты

Критерии
оценивания

готовность к
патриотическому
действию, к активной
гражданской позиции

Личное поведение;
взаимосвязь со
сверстниками,
преподавателем,
ближайшим
окружением
Личное поведение;
занятие
определенной
позиции в обществе,
коллективе

заполнение
свободного времени
социально значимыми,
интересными делами

Виды
контроля/проме
жуточной
аттестации
Итоговый

Диагностический
инструментарий
(формы, методы
диагностики)
Наблюдение,
соревнования

Входящий,
промежуточный,
итоговый

Наблюдение,
беседа

16

Метапредметные результаты

создание условий для
реализации лидерского
и творческого
потенциала личности,
навыков коллективной
деятельности

умение соотносить
поступки и события с
принятыми
этическими
принципами
ценностное отношение
к России, своему
народу, своему краю,
отечественному
культурноисторическому
наследию
планирование
деятельности,
выделение этапов,
оценка своей
деятельности и
деятельности
сверстников
участие в
коллективных
творческих делах
формирование
гражданскопатриотического
сознания, чувства
сопричастности судьбе
Отечества и
ответственности за
будущее России
потребность в
здоровом образе
жизни
привычка
самостоятельно
заниматься
физическими
упражнениями,
сознательно
применять их в целях
отдыха, тренировки,

Проявляет чувства
личной
ответственности за
свои дела и
поступки, проявляет
уважение к
старшему
поколению и
сверстникам
Адекватность
восприятия оценки
своей деятельности

промежуточный,
итоговый

Наблюдение,
викторина,
соревнование

промежуточный,
итоговый

Наблюдение

Положительное
отношение к своей
школе, городу,
природе, стране

Входящий,
промежуточный,
итоговый

Наблюдение,
викторина,
соревнования

Умение планировать
свою деятельность

Промежуточный

Наблюдение,
беседа,
практические
работы

Умение работать в
коллективе, команде

Входящий,
промежуточный,
итоговый

Наблюдение,
игры,
викторины,
соревнования
Наблюдение,
беседы

Патриотические
Входящий,
мотивы (любовь к
промежуточный,
Родине через любовь итоговый
к родному краю,
городу)

Соблюдение режима
дня,
Отсутствие вредных
привычек
Самостоятельно
выполняет
поставленную задачу

Входящий,
промежуточный,
итоговый

Наблюдение,
беседы

Входящий,
промежуточный,
итоговый

Наблюдение
Контрольные
задания

17

Предметные результаты

повышения
работоспособности и
укрепления здоровья
получение знаний о
Родине, истории
страны, родного края,
природе,
государственной
символике, законах
Российской
Федерации, народных
традициях
элементарные
представления об
институтах
гражданского
общества, о
государственном
устройстве и
социальной структуре
российского общества,
наиболее значимых
страницах истории
страны, о культурном
достоянии страны и
своего края, о
примерах исполнения
гражданского и
патриотического долга

Знает историю
страны,
государственную
символику, законы
РФ, народные
традиции

Входящий,
промежуточный,
итоговый

Тесты,
викторины

Имеет
представления об
институтах
гражданского
общества, о
государственном
устройстве и
социальной
структуре
российского
общества

Входящий,
промежуточный,
итоговый

Тесты,
викторины

18

РАЗДЕЛ 4. Список литературы
4.1. Нормативные документы
Программа «Патриотическое воспитание в ВПК «Каскад» социальногуманитарной направленности разработана в соответствии с нормативноправовыми документами:
1.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273Ф3.
2.
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 №
678-р.
3.
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от
29.05.2015 № 996-р.
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее-СанПиН).
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
7.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 № 629
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
8.
Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении
Целевой
модели
развития
региональных
систем
дополнительного образования детей».
9.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015
№ 09-3242 «О направлении информации» (вместе с Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы).
10.
Устав МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга».
11.
Образовательная программа МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга».
4.2. Литература, использованная при составлении программы
1. Бака М.М. Физическая и военно-прикладная подготовка допризывной
молодежи. Учебн.-метод. пособие/ М.М. Бака. – М.: Советский спорт, 2004. –
280с.
2. Военно-прикладная физическая подготовка в оборонно-спортивных
лагерях. Учебно-методическое пособие /под ред. О.Гущин./ ОГУ «Уральский

информационно-образовательный центр молодежи». – Екатеринбург, 2006. –
54с.
3. Воропаев К.Е. Вопросы патриотического воспитания /
В.Б.
Белолугова, О.В. Гущина, Р.Р. Садриев// Сборник статей. - Екатеринбург: Издво Гуманитарного Университета, 2004. – 152с.
4. Дмитриев Е.С. Комплексная оценка уровней физической подготовленности
учащихся и молодежи. Методическое пособие./Н.С. Петров. – Челябинск: ДЦНТИ,
1994. – 40с.
5. Лях В.И., Мейксон Г.Б., Кофман Л.Б. Концепция физического
воспитания детей и подростков./ Г.Б. Мейксон.// Физическая культура:
воспитание, образование, тренировки. – 1996.- №1. – с. 5-10.
6 . Мазыкина
Н.В.,
Мишин
Б.И.
Сборник
нормативных
правовых документов и материалов по патриотическому воспитанию и
подготовке обучающихся к военной службе/ Н.В. Мазыкина, Б.И. Мишин.
- М.: Мнемозииа, 2000.-199 с.
7. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Введение
в предмет: Учебник для высших специальных физкультурных учебных
заведений./ Л.П. Матвеев. – Издательство «Лань» С-Пб., М., Краснодар.
2003.-160с.
8. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. Для интов физ. культ. / Л.П. Матвеев. - М., 1991.
9. Постановление главы города Новая Ляля от 21 августа 2004 года
№12/88 «О создании муниципального образовательного учреждения
дополнительного образования детей «Военно-патриотических клубов».
10. Прядеин В.П., Гришин А.В. Диагностика направленности
и психофизической готовности школьников к выбранному виду спорта и
будущей профессии. Учебно-методическое пособие/ В.П. Прядеин, А.В.
Гришин.- Екатеринбург, 2005.
4.3. Рекомендуемый список литературы для педагога:
1. Васягин
А.В.,
Кайзер
В.А.
Будущим
офицерам.
Методические рекомендации./ А.В. Васягин.- Екатеринбург, Издательство
гуманитарного университета, 2004.- 76с.
2. Митяевский К.И. Наставление по физической подготовке и спорту в
вооруженных силах Российской Федерации./ К.И. Митяевский. - М.:
Редакционно-издательский центр генерального штаба вооруженных сил
Российской федерации 2001.- 224с.
3.
Полянский
В.П.
Теоретико-методические
основы
совершенствования прикладной физической культуры (ее содержания и форм)
в современном обществе: Дисс. д.п.н. / В.П. Полянский. М.: РГАФК, 1999.
4. Организация работы по патриотическому воспитанию молодежи в
муниципальных образованиях в Свердловской области. Опыт работы:
информационно-методический сборник № 56/ В.Н.Щербако, Н.А. Платонов,
Ю.Н. Роева. – Изд-во Правительства Свердловской области, 2006. – 224с.
20

5. Путин В.В. Постановление правительства Российской Федерации о
государственной программе «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2006-2010 годы»/ Путин В.В.// Военные
комиссариаты. - 2005. - №4. - с.40-43.
6. Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособие для
студентов фак. Физ. Воспитания пед. ин-тов / Б.А. Ашмарин, М.Я. Виленский,
К.Х Грантынь и др.// Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1979. – 360с.
7. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического
воспитания и спорта. Учебное пособие для студ- высш. учеб, заведений - 2 изд.
испр. и доп./ Ж.К.Холодов.- М: Издательский центр «Академия», 2002. - 480
с.
8. Черник Е.С. Наглядность в работе учителя физической культуры:
Книга для учителя, - М., 1991. 26.Федеральный Закон №53 от 28 марта 1998
года «О воинской обязанности и военной службы.

21

Приложение
Приложение 1. Календарный учебный график
№

Месяц

Неделя

Тема занятия

Часы
2
2

Форма
занятия
Лекция
Лекция

Место
проведения
У-ч класс
У-ч класс

Форма
контроля
наблюдение
Наблюдение

1.
2.

11
11

1
1

3.

11

1

4.
5.
6.

11
11
11

2
2
2

7.

11

3

8.
9.
10.
11.
12.

11
11
11
11
11

3
3
4
4
4

13.

12

1

14.
15.
16.
17.

12
12
12
12

1
1
2
2

18.
19.

12
12

2
3

20.

12

3

Патриотическое воспитание. История Отечества
Основы правовых знаний. Конституция РФ –
основной закон государства.
Физическая подготовка. Общая физическая
подготовка
Огневая подготовка
Физическая подготовка. Игровые виды спорта
Гражданская оборона. Оружие массового
поражения. Сигналы гражданской обороны
Основы доврачебной помощи. Личная гигиена и
профилактика заболеваний.
Физическая подготовка. Игровые виды спорта
Строевая подготовка.
Патриотическое воспитание. История Отечества
Физическая подготовка. Основы рукопашного боя
Патриотическое воспитание. Формирование
правовой и нравственной культуры
Физическая подготовка. Общая физическая
подготовка
Строевая подготовка.
Физическая подготовка. Игровые виды спорта
Огневая подготовка
Основы доврачебной помощи. Первая доврачебная
помощь.
Патриотическое воспитание. История Отечества
Физическая подготовка. Общая физическая
подготовка
Строевая подготовка.

2

Учебная игра

Спорт- зал

Наблюдение

2
2
2

Учебная игра
Учебная игра
Лекция

Тир
Спорт- зал
У-ч класс

наблюдение
наблюдение
Наблюдение

2

Лекция

У-ч класс

наблюдение

2
2
2
2
2

Лекция
Лекция
Учебная игра
Лекция

Спорт- зал
У-ч класс
У-ч класс
Спорт- зал
У-ч класс

наблюдение
наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
наблюдение

2

Учебная игра

Спорт- зал

Зачет

2
2
2
2

Учебная игра
Учебная игра
Лекция
Лекция

Спорт- зал
Спорт- зал
У-ч класс
У-ч класс

наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
наблюдение

2
2

Лекция
Учебная игра

У-ч класс
Спорт- зал

Зачет
наблюдение

2

Учебная игра

Спорт- зал

Наблюдение

21.

12

3

22.
23.

12
12

4
4

24.

12

4

25.
26.
27.

1
1
1

3
3
3

28.
29.

1
1

4
4

30.

1

4

31.

1

5

32.
33.

1
1

5
5

34.
35.
36.
37.

2
2
2
2

1
1
1
2

38.

2

2

39.
40.

2
2

2
3

Основы правовых знаний. Основные положения
административного законодательства РФ.
Огневая подготовка.
Гражданская оборона. Индивидуальные средства
защиты.
Физическая подготовка. Общая физическая
подготовка.
Физическая подготовка. Основы рукопашного боя
Огневая подготовка
Патриотическое воспитание. Участие в
торжественных мероприятиях Отряда
Патриотическое воспитание. История Отечества
Основы доврачебной помощи. Психологическая
подготовка к службе в В.С. и МВД
Основы правовых знаний. Основные положения
административного законодательства РФ.
Физическая подготовка. Общая физическая
подготовка
Строевая подготовка.
Физическая подготовка. Общая физическая
подготовка.
Строевая подготовка.
Строевая подготовка.
Патриотическое воспитание. История Отечества
Физическая подготовка. Общая физическая
подготовка
Гражданская оборона. Оружие массового
поражения. Сигналы гражданской обороны
Физическая подготовка. Основы рукопашного боя
Физическая подготовка. Общая физическая
подготовка
23

2

Лекция

У-ч класс

наблюдение

2
2

Учебная игра
Лекция

Тир
У-ч класс

Наблюдение
Наблюдение

2

Учебная игра

Спорт- зал

зачет

2
2
2

Лекция
Лекция
Презентация.

Спорт- зал
У-ч класс
Спорт- зал

Зачет
наблюдение
Наблюдение

2
2

Лекция
Лекция

У-ч класс
У-ч класс

Наблюдение
наблюдение

2

Лекция

У-ч класс

наблюдение

2

Учебная игра

Спорт- зал

Наблюдение

2
2

Учебная игра
Учебная игра

Спорт- зал
Спорт- зал

Наблюдение
наблюдение

2
2
2
2

Учебная игра
Учебная игра
Беседа
Учебная игра

Спорт- зал
Спорт- зал
У-ч класс
Спорт- зал

наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
наблюдение

2

Лекция

У-ч класс

Зачет

2
2

Учебная игра
Учебная игра

Спорт- зал
Спорт- зал

наблюдение
Наблюдение

41.
42.

2
2

3
3

43.

2

4

44.
45.
46.

2
2
3

4
4
1

47.

3

1

48.
49.
50.

3
3
3

1
2
2

51.

3

2

52.
53.

3
3

3
3

54.

3

3

55.
56.

3
3

4
4

57.
58.
59.

3
4
4

4
2
2

60.

4

2

Физическая подготовка. Основы рукопашного боя
Физическая подготовка. Общая физическая
подготовка
Основы доврачебной помощи. Первая доврачебная
помощь.
Огневая подготовка
Строевая подготовка.
Физическая подготовка. Общая физическая
подготовка
Гражданская оборона. Индивидуальные средства
защиты
Физическая подготовка. Основы рукопашного боя
Строевая подготовка.
Физическая подготовка. Общая физическая
подготовка
Основы доврачебной помощи. Психологическая
подготовка к службе в В.С. и МВД
Техническая подготовка
Гражданская оборона. Индивидуальные средства
защиты
Физическая подготовка. Общая физическая
подготовка
Физическая подготовка. Основы рукопашного боя
Основы доврачебной помощи. Личная гигиена и
профилактика заболеваний.
Строевая подготовка.
Техническая подготовка
Физическая подготовка. Общая физическая
подготовка
Огневая подготовка
24

2
2

Учебная игра
Учебная игра

Спорт- зал
Спорт- зал

наблюдение
наблюдение

2

Лекция

У-ч класс

Наблюдение

2
2
2

Учебная игра
Учебная игра
Учебная игра

Тир
Спорт- зал
Спорт- зал

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

2

Лекция

У-ч класс

наблюдение

2
2
2

Учебная игра
Учебная игра
Учебная игра

Спорт- зал
Спорт- зал
Спорт- зал

Зачет
наблюдение
Наблюдение

2

Лекция

У-ч класс

Наблюдение

2
2

Лекция
Лекция

У-ч класс
У-ч класс

наблюдение
Зачет

2

Учебная игра

Спорт- зал

наблюдение

2
2

Учебная игра
Лекция

Спорт- зал
Спорт- зал

Наблюдение
Наблюдение

2
2
2

Учебная игра
Лекция
Учебная игра

Спорт- зал
У-ч класс
Спорт- зал

наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

2

Учебная игра

Тир

Зачет

61.

4

3

62.

4

3

63.

4

3

64.
65.
66.

4
4
4

4
4
4

67.
68.
69.
70.
71.
72.

4
4
4
5
5
5

5
5
5
1
1
1

73.
74.
75.
76.
77.
78.

5
5
5
5
5
5

2
2
2
3
3
3

Физическая подготовка. Общая физическая
подготовка
Патриотическое воспитание. Встреча с ветеранами
боевых действий и Отряда.
Патриотическое воспитание. Участие в
торжественных мероприятиях Отряда.
Физическая подготовка. Основы рукопашного боя.
Огневая подготовка.
Физическая подготовка. Общая физическая
подготовка.
Строевая подготовка.
Физическая подготовка. Игровые виды спорта.
Строевая подготовка.
Строевая подготовка.
Физическая подготовка. Игровые виды спорта.
Основы доврачебной помощи. Первая доврачебная
помощь.
Строевая подготовка.
Огневая подготовка.
Огневая подготовка.
Строевая подготовка.
Техническая подготовка.
Физическая подготовка. Общая физическая
подготовка.

2

Учебная игра

Спорт- зал

наблюдение

2

Экскурсия.

Наблюдение

2

Презентация.

Образоват.
орган-ия
Спорт- зал

2
2
2

Учебная игра
Учебная игра
Учебная игра

Спорт- зал
Тир
Спорт- зал

наблюдение
наблюдение
наблюдение

2
2
2
2
2
2

Учебная игра
Учебная игра
Учебная игра
Учебная игра
Учебная игра
Лекция

Спорт- зал
Спорт- зал
Спорт- зал
Спорт- зал
Спорт- зал
У-ч класс

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение

2
2
2
2
2
2

Учебная игра
Учебная игра
Учебная игра
Учебная игра
Лекция
Учебная игра

Спорт- зал
Тир
Тир
Спорт- зал
У-ч класс
Спорт- зал

наблюдение
наблюдение
Зачет
Зачет
Зачет
Зачет

156 ч.

25

наблюдение


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».