Управление образованием Новолялинского городского округа Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования Новолялинского городского округа «Дом детского творчества «Радуга» Принята на заседании педагогического совета «30» августа 2024г. Протокол № 1 Утверждена приказом директор МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга» от 30.08.2024 № 69 од Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности Патриотическое воспитание в ВПК «Каскад» Срок реализации 3 года Возраст обучающихся: 9 – 17 лет Составитель: Горбунов Андрей Викторович, педагог дополнительного образования Новая Ляля, 2024 г. Оглавление РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ .............................................3 1.1. Пояснительная записка ...............................................................................................3 1.2. Цель и задачи программы ......................................................................................................5 1.4. Планируемые результаты ......................................................................................................5 РАЗДЕЛ 2. Содержание программы ............................................................................................7 2.1. Учебный тематический план .................................................................................................7 2.2. Содержание учебного (тематического) плана .....................................................................8 Требования к уровню подготовки..............................................................................................10 РАЗДЕЛ 3. Организационно-педагогические условия ............................................................13 3.2. Условия реализации программы .........................................................................................13 3.2.1. Материально-техническое обеспечение ..........................................................................13 3.2.2. Кадровое обеспечение .......................................................................................................13 3.3. Методические материалы ....................................................................................................13 3.4. Формы аттестации ................................................................................................................14 3.4.1. Оценочные материалы ......................................................................................................15 3.4.2. Нормативы по физической подготовке для мальчиков .................................................15 3.4.3. Нормативы по физической подготовке для девочек ......................................................16 3.4.4. Характеристика оценочных материалов .........................................................................16 РАЗДЕЛ 4. Список литературы ..................................................................................................18 Приложение..................................................................................................................................22 Приложение 1. Календарный учебный график.........................................................................22 2 РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка Направленность – социально-гуманитарная. Актуальность. В военно-патриотическом воспитании можно выделить два основных компонента. Первый характеризуется широкой социальнопедагогической направленностью. Он основывается на таких элементах как: позитивные мировоззренческие взгляды, которые в свою очередь опираются на социальные, исторические, нравственные и политические проблемы нашего общества. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, интересами, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации защиты Отечества, службе в органах Министерства внутренних дел и работе на благо страны и города. Второй компонент военно-патриотического воспитания характеризуется более конкретной направленностью. Практическая реализация призвана обеспечить глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отечеству, основанном на высокой личной ответственности за выполнение требований военной и государственной службы. Формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек необходимых для успешного выполнения обязанностей в рядах вооруженных сил РФ, в органах Министерства внутренних дел. Основой содержания второго компонента воспитания является любовь к Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу. Воспитание таких качеств как честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка. Отличительные особенности программы. Ориентация на духовнонравственные и историко-культурные традиции повышает значимость национально-регионального компонента. Военно-патриотическая тематика перекликается с тематикой школьных предметов: «История России», «ОБЖ», «Физическая культура», «Литература» и др. Содержание программы включает в себя следующие блоки: туризм, теоретические и практические занятия по ОБЖ, военной истории, по духовно-нравственному воспитанию, прикладное физическое воспитание, специальное физическое воспитание, общеоздоровительные мероприятия. Данная программа стремится к тому, чтобы у каждого ребенка была развита совокупность его способностей, чтобы ребенок был творцом развитых форм общения. Отсюда - идея целостного подхода к воспитанию, достижение теории и практики, чтобы каждый ребенок стал Человеком, Гражданином, Личностью, Патриотом! При одинаковых разделах и темах изменяется содержание программы с усложнением от простого к сложному. 3 Адресат программы. Данная программа адресована обучающимся трех возрастных категорий: младший, средний и старший школьный возраст, с 9 – 17 лет. В младшем школьном возрасте повышена восприимчивость к усвоению нравственных правил и норм. В сознании ребенка преобладают повелительные элементы, которые обусловлены указаниями, советами и требованиями педагога. В этом возрасте дети с особенным доверием относятся к взрослым. Взрослея, младшие школьники пытаются активно, самостоятельно разбираться в сложных жизненных ситуациях. В среднем возрасте идет незаметный внешне, но интенсивный процесс формирования отношений к окружающему миру, все более и более осознаваемого ими жизненного опыта, закладываются основы их жизненной позиции, чувства Родины. Опыт показывает, что взгляды и убеждения, отношения, сложившиеся в этом возрасте, существенно влияют на последующие развитие идейно-нравственного облика личности. Для обучающихся старших классов – это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального развития, социального воспитания личности. Юноши и девушки стремятся активно участвовать в жизни не только своего коллектива, но и общества. В старших классах заметно ускоряется процесс формирования гражданской позиции, становится все более осознанным чувством Родины, необходимости ее защиты, растет стремление к самообразованию и самовоспитанию, и ясность, определенность жизненной цели. Объем и сроки освоения программы. Программа рассчитана на три года обучения (по 4 часа в неделю). Учебная нагрузка по программе составляет 384 часа. Продолжительность одного академического часа составляет 40 минут. Перерыв между занятиями – 10 минут. Режим занятий Год освоения 1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения Число занятий в неделю 4 4 4 Итого: Общее число часов в год 128 128 128 384 Форма обучения – очная. Перечень видов занятий – лекция, практические занятия. Перечень форм подведения итогов – соревнования, открытые занятия. Особенности организации образовательной деятельности. Особенностью организации образовательной деятельности является то, что при наличии одинаковых разделов и тем учебного тематического плана для всех трех лет обучения содержание для каждого года обучения изменяется. Обучение строится по принципу от простого к сложному с постепенным усложнением теоретической части и требованиям к практической подготовке, что способствует лучшему усвоению материала и постепенному увеличению физической нагрузки. 4 Формы реализации образовательной программы – традиционная модель. Представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение трех лет обучения. Организационные формы обучения. Группы являются разновозрастными. Переводы с групп обучения осуществляются согласно возрасту обучающихся и после того, как обучающийся успешно сдал квалификационные испытания. 1.2. Цель и задачи программы Цели программы: – развитие у обучающихся военно-патриотического клуба (далее – ВПК) гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей; – формирование профессионально значимых качеств и умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни, верности конституционному и воинскому долгу, высокой дисциплинированности и ответственности, уважения к родному городу его жителям и гостям. Основные задачи программы: обучающие – организовать проведение занятий по дисциплинам: история Отечества, основы правовых знаний, огневая, техническая, строевая и физическая подготовка, основы военной топографии, гражданская оборона; развивающие – укреплять физическое развитие обучающихся ВПК для повышения привлекательности здорового образа жизни; – привлекать к занятиям с обучающимися ВПК специалистов из средних и высших специальных учебных заведений для их ориентации на поступление в Академии, ВУЗы и колледжи МВД, ФСБ и другие учебные заведения, осуществление профессиональной ориентации подростков; воспитательные – воспитывать чувство патриотизма, верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите. 1.4. Планируемые результаты Осуществление настоящей программы позволит: – сформировать готовность у обучающихся к патриотическому действию, к активной гражданской позиции; – заполнить свободное время подростка социально значимыми, интересными делами, остановив тем самым нарастающую бездуховность; – создать условия для реализации лидерского и творческого потенциала личности, навыков коллективной деятельности. Планируемые результаты Метапредметными результатами освоения данной программы является формирование следующих умений: – планирование деятельности, выделение этапов деятельности, оценка своей деятельности и деятельности сверстников; – организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; 5 – участие в коллективных творческих делах; – формирование гражданско-патриотического сознания, чувства сопричастности судьбе Отечества и ответственности за будущее России; − опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; – потребность в здоровом образе жизни; – привычка самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья. Личностными результатами освоения данной программы является формирование следующих умений: – умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; – ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, Предметными результатами освоения данной программы является формирование следующих умений: – получение знаний о Родине, истории страны, родного края, природе, государственной символике, законах Российской Федерации, народных традициях; – элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, о культурном достоянии страны и своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга. 6 РАЗДЕЛ 2. Содержание программы 2.1. Учебный тематический план № Наименование раздела, темы 1. 1.1. Патриотическое воспитание История Отечества 18 10 12 10 6 - Формирование правовой и нравственной культуры 1.3. Встреча с ветеранами боевых действий и Отряда 1.4. Участие в торжественных мероприятиях Отряда 2. Основы правовых знаний Конституция РФ – основной закон 2.1. государства. Основные положения 2.2. административного законодательства РФ. 3. 3. Основы доврачебной помощи Личная гигиена и профилактика 3.1. заболеваний. 2 2 - Входящая диагностика Наблюдение 2 - 2 Наблюдение 4 - 4 Наблюдение 6 4 2 1 2 1 Беседа 1 Реферат 4 3 14 5 4 2 9 2 Беседа 6 1 4 2 10 6 4 4 6 6 18 1.2. 3.2. Первая доврачебная помощь. Психологическая подготовка к службе в В.С. и МВД 4. Гражданская оборона. Оружие массового поражения. Сигналы 4.1. гражданской обороны. 4.2. Индивидуальные средства защиты 5 Техническая подготовка 6 Огневая подготовка 3.3. Количество часов Всего Теории Практики Формы аттестации/ контроля 2 Практически е занятия Беседа 4 - Беседа 2 3 6 4 3 12 Наблюдение Наблюдение Итоговая диагностика 52 31 7 Физическая подготовка 56 4 7.1. Общая физическая подготовка 32 1 7.2. Основы рукопашного боя 14 2 7.3. Игровые виды спорта 10 1 ВСЕГО ЧАСОВ 128 40 5 12 9 Итоговая диагностика Итоговая диагностика Итоговая диагностика 88 7 2.2. Содержание учебного (тематического) плана 1. Патриотическое воспитание. 1.1. История Отечества. 1 год обучения. Предмет военной истории. Краткая летопись военной истории. 2 год обучения. Русская армия и военное искусство в истории страны. Великая Отечественная война, ее ход и последствия. Локальные войны, межнациональные конфликты. 3 год обучения. Организация вооруженных сил и военное строительство в период с 1945 по 2024г. г. Российские ордена, наградные медали и коллективные боевые награды. Выезды и экскурсии к местам боевой славы. 1.2. Формирование правовой и нравственной культуры. 1 год обучения. «Духовная природа человека». Духовность в природе человека. Проблема добра и зла. Идеал. Самовоспитание. Совесть как всеобщий естественный закон. «Нравственность и этика». Нравственность и человек. Творчество как способ осмысления жизни. 2 год обучения. Музыка, живопись, литература, как искусство. Массовая культура. «Защита духовных и нравственных ценностей». Культурологическая безопасность. Защита личности как носителя духовных и нравственных традиций. 3 год обучения. «Культура в общественной системе». Общество и культура. Состав культуры. Социальные нормы. Формы культуры. Посещение музеев, выставок, картинных галерей, театров, музыкальных залов и консерватории. 1.3. Встреча с ветеранами боевых действий Практическая работа: беседа, участие в массовых мероприятиях, посвященных дню воинской славы и памятным датам. 1.4. Участие в торжественных мероприятиях отряда. Практическая работа: 1 год обучения. Участие объединения в общественной жизни школы. 2 год обучения. Участие объединения в общественной жизни школы, города. 3 год обучения. Участие объединения в общественной жизни школы, города, района. 2. Основы правовых знаний 2.1. Конституция РФ – основной закон государства. 1 год обучения. Ознакомление с основным законом государства – Конституцией. 2 год обучения. Основные положения УК РФ, КоАП РФ и др. 3 год обучения. Понятие уголовной, административной ответственности. Практическая работа: игры, соревнования, викторины 2.2. Основные положения административного законодательства РФ. 8 1 год обучения. Первоначальные сведения об административных правонарушениях. 2 год обучения. Закон и ответственность. 3 год обучения. Ответственность – дело каждого. Практическая работа: игры, соревнования, викторины, квесты, квизы 3. Основы доврачебной помощи. 3.1. Личная гигиена и профилактика заболеваний 1 год обучения. Режим дня и здоровый образ жизни. 2 год обучения. Основные заболевания, связанные с нарушением личной гигиены и профилактика. 3 год обучения. Защити себя сам. Практическая работа: выпуск брошюр, буклетов, защита презентации. 3.2. Первая доврачебная помощь 1 год обучения. Доврачебная помощь: что такое, чем важна, кем выполняется. Практическая работа: практическая отработка переноски раненого 2 год обучения. Первая медицинская помощь. Практическая работа: практическая отработка оказания первой медицинской помощи. 3 год обучения. Чрезвычайные ситуации. Комплекс срочных простейших мероприятий, направленных на спасение человека. Практическая работа: отработка первой (доврачебной) помощи при чрезвычайных ситуациях. 3.3. Психологическая подготовка к службе в ВС и МВД 1 год обучения. Защита Родины – обязанность каждого. Виды вооруженных сил. Практическая работа: игры, викторины, тестовая диагностика. 2 год обучения. Профессиональный отбор для службы в ВС и МВД. Практическая работа: игры, соревнования. 3 год обучения. Психологическая атмосфера в армии и роль психологической службы. Практическая работа: игры, викторины, квесты. 4. Гражданская оборона 4.1. Оружие массового поражения. Сигналы гражданской обороны 1 год обучения. Виды оружия массового поражения. 2 год обучения. Поражающие факторы оружия массового поражения. 3 год обучения. Сигналы гражданской обороны. 4.2. Индивидуальные средства защиты 1 год обучения. Ознакомление с индивидуальными средствами защиты. 2 год обучения. Технические характеристики индивидуальных средств защиты, их назначение. 3 год обучения. ИСЗ – неотъемлемая часть экипировки военнослужащего. Практическая работа: соревнования, отработка нормативов. 5. Техническая подготовка 9 1 год обучения. Техническое оснащение Вооруженных Сил РФ. 2 год обучения. История и этапы оснащения ВС РФ на протяжении 20 века. 3 год обучения. Дальнейшие пути развития технического оснащения ВС РФ. Практическая работа: игры, викторины, тестовая диагностика. 6. Огневая подготовка 1 год обучения. Защита Родины – обязанность каждого. Виды вооруженных сил. 2 год обучения. Профессиональный отбор для службы в ВС и МВД. 3 год обучения. Психологическая атмосфера в армии и роль психологической службы. Практическая работа: сборка-разборка автомата, стрельба, снаряжение магазина, отработка нормативов. 7. Физическая подготовка 7.1. Общая физическая подготовка. 1 год обучения. Комплексы физических упражнений, направленные на развитие координации, выносливости, гибкости, силы и ловкости. 2 год обучения. Комплексы упражнений корригирующей направленности. 3 год обучения. Общее закаливание организма. Практическая работа: игры, соревнования, итоговая диагностика. 7.2. Основы рукопашного боя. 1 год обучения. Прикладная акробатика: падение вперед, падение вбок, падение назад, перекат боком, кувырок вперед через плечо, кувырок вбок, кувырок назад через плечо. 2 год обучения. Соединение 8-и элементов в связках и комплексах. 3 год обучения. Изучение основных бросков прикладного вида борьбы самбо. Практическая работа: соревнования, показательные выступления, разучивание и отработка приемов. 7.3. Игровые виды спорта. 1 год обучения. Игровые виды спорта в школьной программе. 2 год обучения. Игры, направленные на развитие силы, выносливости, быстроты. 3год обучения. Игры, направленные на развитие специальных качеств. Практическая работа: изучение и проведение различных игр. Требования к уровню подготовки Обучающийся – обучающийся 1-го года обучения. Курсант – обучающийся 2-го года обучения. Курсант 1-го, 2-го класса – обучающийся 3-го года обучения. Курсант Медицинская подготовка Первая помощь. Приоритеты в обработке ран. Аптечка первой помощи и НАЗ. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. 10 Кровотечения, ранения и повязки. Лечение мозолей и водянок. Переломы. Симптоматика. Иммобилизация. Ожоги и обморожения. Солнечный и тепловой удар. Естественные лекарства. Нормативы по строевой подготовке Обучающийся Строй и их элементы. Знать: Виды строев и их элементы. Глубина и ширина строя. Направляющий и замыкающий. Правый и левый фланг. Интервал и дистанция. Обязанности военнослужащих перед построением и в строю. Колонна и шеренга. Одно- и двухшереножный строй. Развернутый строй и походный, ответ на воинское приветствие в составе подразделения. Одиночная подготовка. Уметь выполнять: команды «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться». Повороты на месте направо, налево, кругом. В составе подразделения на месте. Выполнять команды «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться». Повороты на месте направо, налево, кругом. Курсант Движение. Одиночная подготовка. Элементы строевого и походного шага: подъем ноги, вынос руки, положение корпуса. Темп и скорость движения. Постановка ноги. Движение строевым и походным шагом. Переход со строевого шага на походный и обратно. Повороты в движении направо, налево, кругом. Выполнение воинского приветствия. Одиночная подготовка. Отдание воинского приветствия на месте с головным убором и без него. Отдание воинского приветствия в движении с головным убором и без него. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Контрольное занятие. Курсант 1-го, Уметь управлять строем (отделение, взвод). 2-го класса Требование к курсанту 3-го класса: Строевое слаживание отделения. Походный и развернутый одно- и двухшереножный строй. Выравнивание отделения. Размыкание и смыкание отделения. Перестроение отделения из одной шеренги в две и обратно. Повороты направо, налево, кругом в движении. Действия отделения в походном строю. Перестроения отделения. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении. Движение отделения походным и строевым шагом. Рукопашный бой Обучающийся Знать и уметь принимать боевую стойку. Выполнять самостраховку при падении. Выполнять освобождение от захватов за руки, туловище, одежду, горло спереди и сзади. Уметь защищаться от ударов ножом прямо, сверху, снизу, сбоку. Курсант Выполнять приемы защиты и нападения с автоматом (комплекс РБ с АК – 74) Курсант 1-го, Вести поединок с 3 вооруженными противниками. Пользоваться 2-го класса подручными предметами в рукопашной схватке. Вести поединок с 2 противниками. Требование к курсанту 3-го класса: Уметь защищаться при атаках автоматом, лопаткой, палкой. Вести вольный бой с 1 противником. Уставы вооруженных сил Российской Федерации Курсант Основные понятия и определения обороны государства. Организация обороны государства. Конституция Российской Федерации. Законы государства о защите Родины. Правовые основы прохождения военной службы. Назначение и состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Принципы строительства Вооруженных Сил Российской 11 Курсант 1-го, 2-го класса Курсант Федерации. Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации. Символы воинской чести. Дни воинской славы – победные дни России. Особенности прохождения службы в различных видах и родах Вооруженных Сил Российской Федерации. Альтернативная гражданская служба. Военная присяга и порядок приведения граждан к военной присяге. Воинские звания и военная форма одежды. Понятие воинской дисциплины. Ее сущность и значение. Права и обязанности, ответственность военнослужащих. Взаимоотношения между военнослужащими. Обязанности командиров, солдат (матросов). Обязанности суточного наряда, караульного, часового. Экстремальная подготовка Психологию выживания. Факторы риска. Формирование плана выживания. Как правильно выбирать одежду. Уход за одеждой и обувью. Набор путешественника. Рюкзак. Палатка. Запасная одежда. Ножи. Носимый аварийный запас (НАЗ). Вода. Требования к употреблению воды в различных климатических условиях. Минимизация потерь воды. Поиск, методы добывания и транспортировка. Очистка воды. Пища. Потребности человека. Приготовление. Простейшая навигация. Карты. Правила пользования картой. План и схема местности. Составление карты и плана местности. Поиск направлений. Азимут. Определение направлений сторон света. Составление плана маршрута. Особенности движения. Подача сигналов бедствия. Огонь, отражатели. 12 РАЗДЕЛ 3. Организационно-педагогические условия 3.1. Календарный учебный график Год обучения Дата начала обучения Дата Количеств окончания о учебных обучения недель Количество учебных дней 1 год обучения 16 сентября 2024 24 мая 2025 г. 32 64 Количес тво учебных часов 128 2 год обучения 16 сентября 2024 24 мая 2025 г. 32 64 128 3 год обучения 16 сентября 2024 24 мая 2025 г. 32 64 128 Режим занятий 2 занятия по 2 часа в неделю 2 занятия по 2 часа в неделю 2 занятия по 2 часа в неделю Каникулы: осенние 26.10.24 – 03.11.24 Зимние 30.12.24 – 10.01.25 Весенние 29.03.25 – 06.04.25 3.2. Условия реализации программы 3.2.1. Материально-техническое обеспечение в наличии - спортивный зал 3 - тир (в том числе электронный) 1 - игровая площадка 1 - спорт инвентарь 5 - гимнастические снаряды 5 - тренажерные снаряды 5 - макеты АКМ 4 - магазин ММГ 5 - пневматические винтовки 8 - мат гимнастический 6 - макивара 1 3.2.2. Кадровое обеспечение Программу ведёт педагог дополнительного образования Горбунов Андрей Викторович, соответствие занимаемой должности. Образование высшее. 3.3. Методические материалы № 1 Название раздела, Материальнотемы техническое оснащение, дидактикометодический материал Патриотическое Учебная литература, воспитание видеоролики, раздаточный материал Формы, методы, Формы приемы обучения. учебного Педагогические занятия технологии Рассказ, объяснение, беседа, Лекция, семинар, игра. самостоятельная 2 Основы правовых Учебная литература, знаний видеоролики, раздаточный материал. 3 Основы доврачебной помощи Учебная литература, плакаты, раздаточный материал. 4 Гражданская оборона Учебная литература, индивидуальные средства защиты. 5 Техническая подготовка 6 Огневая подготовка 7 Физическая подготовка Учебная литература, видеоролики, раздаточный материал. Учебная литература; учебные автоматы, патроны; магазины; пневматические винтовки. Учебная литература, гимнастические маты, тренажеры, оборудование для отработки приемов рукопашного боя. Развивающее обучение. Рассказ, объяснение, беседа, игра. Развивающее обучение. Рассказ, объяснение, демонстрация, упражнение. Обучение в сотрудничестве. Рассказ, объяснение, показ. Развивающее обучение. Рассказ, лекция, работ с учебником. работа. Объяснение, демонстрация. Развивающее обучение. Практическая работа, соревнование. Лекция, семинар, самостоятельная работа. Семинар, практическая работа. Семинар, практическая работа. Лекция, тестирование. Объяснение, Практическая упражнение, игра. работа. Разноуровневое Соревнование. обучение. Основными методами реализации программы являются: – привлечение специалистов и преподавателей к сотрудничеству по практическим дисциплинам (огневая, строевая, физическая, техническая подготовка); – проведение спортивных мероприятий внутреннего значения и участие в спортивных мероприятиях окружного, областного уровня; – организация походов; – организованное посещение музеев; – проведение встреч с ветеранами Афганской, Чеченской кампаний, СВО. 3.4. Формы аттестации • Отзывы, фото- и видеоматериалы; • Повышение общего культурно-образовательного уровня детей и подростков, «отрыв» от улицы, организацию досуга и навыков и спортивных мероприятиях района, округа и города, создание единого и сплоченного коллектива, способного оценивать и принимать правильные решения, формирование социальной среды района). 14 3.4.1. Оценочные материалы Неполная разборка и сборка автомата Калашникова. - разборка 15 сек. – 5 баллов, 18 сек. – 4 балла, Время свыше – 0 баллов. - сборка 21 сек. – 5 баллов, 24 сек. – 4 балла, Время свыше – 0 баллов. Снаряжение магазина к АК 30 патронами. 30 сек. – 5 баллов, 35 сек. – 4 балла, Время свыше – 0 баллов. 21 сек. – 3 балла, 27 сек. – 3 балла, 40 сек. – 3 балла, 3.4.2. Нормативы по физической подготовке для мальчиков Результат / оценка Класс № Контрольные упражнения 1 Подтягивание на перекладине 2 Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях Подъем переворотом 3 5 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа Бег на 100 м.с 6 Бег на 1000 м.мин 7 Гиря 16 кг, отдельно правой и левой рукой (толчок от груди), без учёта времени. Бег на 10х10 м.с. Преодоление полосы препятствий, мин 4 8 9 10 Учащийся ВПК не менее раз не менее раз не менее раза Не менее раз 15,4 16,0 16,7 3,40 3,50 4,05 12, 13, 15. 29, 30, 31 2,15 2,20 2,30 8 8 1 20 12 13 14 15 16 17 Курсант ВПК 1 класса не менее 21 раза не менее 21 раза не менее 9 раз 30, 25,20 40, 35, 30 45, 40, 35 50, 45, 40 14,9 15,4 16,0 3,35 3,45 4,00 17 19 20 28, 29, 30 2,10 2,15 2,25 14,5 14,9 15,5 3,30 3,40 3,55 20 23 27 27, 28, 29 2,05 2,10 2,20 14,1 14,5 15,0 3,25 3,35 3,55 30 35 40 26, 27, 28 2,00 2,05 2,15 Со снаряжен ием Со снаряжен ием 45 50 55 35, 30, 25 40, 35, 30 45, 40, 35 Курсант ВПК 3 класса не менее 12 раз не менее 12 раз не менее 3 раз Метание гранаты весом 700 г.м 30, 25, 20 11 не менее 15 раз не менее 15 раз не менее 5 раз Курсант ВПК 2 класса не менее 18 раз не менее 18 раз не менее 7 раз Курсант ВПК Прыжки в высоту, см Подъёмы ног в висе на турнике (угол меньше 90 градусов, раскачивание не допускается) Марш-бросок на 3 км Бег на лыжах на 5 км Шпагат вправо и влево (расстояние до пола), см Шпагат поперёк (расстояние до пола), см оценка по физической культуре в школе 135, 125, 110 135, 130, 115 140, 135, 120 140, 135, 125 не менее 15 раз не менее 20 раз не менее 25 раз не менее 30 раз Превышат ь норматив Превышат ь норматив не менее 35 раз Без учета времени Без учета времени 35 и менее 25 и менее 25-10 5 и менее 0 40 и менее 35 -15 10 и менее 5 и менее 0 5 5 5 3 и выше 4и выше 15 3.4.3. Нормативы по физической подготовке для девочек № Контрольные упражнения 1 Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа Подъем туловища за 30 с из положения лежа Прыжки со скакалкой (раз) 2 3 4 5 6 7 8 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа Броски медбола (3 кг) в течение 30 с из положения лежа на груди (раз) Шпагат вправо и влево (расстояние до пола), см Шпагат поперёк (расстояние до пола), см оценка по физической культуре в школе не менее 5 не менее 10 не менее 80 не менее 18 Результат / оценка Класс Курсант Курсант Курсант ВПК ВПК ВПК 3 класса 2 класса не менее не 10-19 7 менее 9 не менее не 15-21 12 менее 14 не менее 100 120 90 не менее не 29-38 22 менее 28 не менее 20 не менее 23 не менее 25 30 35 35 и менее 25 и менее 25-10 5 и менее 0 40 и менее 35 -15 10 и менее 5 и менее 0 3 и выше 4и выше 5 5 5 Учащийся ВПК Курсант ВПК 1 класса 20 и более 22 и более 150 39 и более 3.4.4. Характеристика оценочных материалов Планируемые результаты Личностные результаты готовность к патриотическому действию, к активной гражданской позиции Критерии оценивания Личное поведение; взаимосвязь со сверстниками, преподавателем, ближайшим окружением заполнение Личное поведение; свободного времени занятие социально значимыми, определенной интересными делами позиции в обществе, коллективе создание условий для Проявляет чувства реализации лидерского личной и творческого ответственности за потенциала личности, свои дела и навыков коллективной поступки, проявляет деятельности уважение к старшему Виды контроля/проме жуточной аттестации Итоговый Диагностический инструментарий (формы, методы диагностики) Наблюдение, соревнования Входящий, промежуточный, итоговый Наблюдение, беседа промежуточный, итоговый Наблюдение, викторина, соревнование 16 привычка самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья получение знаний о Родине, истории страны, родного края, природе, Предмет ные результа ты Метапредметные результаты умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурноисторическому наследию планирование деятельности, выделение этапов, оценка своей деятельности и деятельности сверстников участие в коллективных творческих делах формирование гражданскопатриотического сознания, чувства сопричастности судьбе Отечества и ответственности за будущее России потребность в здоровом образе жизни поколению и сверстникам Адекватность восприятия оценки своей деятельности промежуточный, итоговый Наблюдение Положительное отношение к своей школе, городу, природе, стране Входящий, промежуточный, итоговый Наблюдение, викторина, соревнования Умение планировать свою деятельность Промежуточный Наблюдение, беседа, практические работы Умение работать в коллективе, команде Входящий, промежуточный, итоговый Патриотические Входящий, мотивы (любовь к промежуточный, Родине через любовь итоговый к родному краю, городу) Наблюдение, игры, викторины, соревнования Наблюдение, беседы Соблюдение режима дня, Отсутствие вредных привычек Самостоятельно выполняет поставленную задачу Входящий, промежуточный, итоговый Наблюдение, беседы Входящий, промежуточный, итоговый Наблюдение Контрольные задания Знает историю страны, государственную символику, законы Входящий, промежуточный, итоговый Тесты, викторины 17 государственной символике, законах Российской Федерации, народных традициях элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, о культурном достоянии страны и своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга РФ, народные традиции Имеет представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества Входящий, промежуточный, итоговый Тесты, викторины РАЗДЕЛ 4. Список литературы 4.1. Нормативные документы Программа «Патриотическое воспитание в ВПК «Каскад» социальногуманитарной направленности разработана в соответствии с нормативноправовыми документами: 1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273Ф3. 18 «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 № 678-р. 3. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р. 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее-СанПиН). 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 7. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 8. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). 10. Устав МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга». 11. Образовательная программа МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга». 2. 4.2. Литература, использованная при составлении программы 1. Бака М.М. Физическая и военно-прикладная подготовка допризывной молодежи. Учебн.-метод. пособие/ М.М. Бака. – М.: Советский спорт, 2004. – 280с. 2. Военно-прикладная физическая подготовка в оборонно-спортивных лагерях. Учебно-методическое пособие /под ред. О.Гущин./ ОГУ «Уральский информационно-образовательный центр молодежи». – Екатеринбург, 2006. – 54с. 3. Воропаев К.Е. Вопросы патриотического воспитания / В.Б. Белолугова, О.В. Гущина, Р.Р. Садриев// Сборник статей. - Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного Университета, 2004. – 152с. 4. Дмитриев Е.С. Комплексная оценка уровней физической подготовленности учащихся и молодежи. Методическое пособие./Н.С. Петров. – Челябинск: ДЦНТИ, 1994. – 40с. 19 5. Лях В.И., Мейксон Г.Б., Кофман Л.Б. Концепция физического воспитания детей и подростков./ Г.Б. Мейксон.// Физическая культура: воспитание, образование, тренировки. – 1996.- №1. – с. 5-10. 6 . Мазыкина Н.В., Мишин Б.И. Сборник нормативных правовых документов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе/ Н.В. Мазыкина, Б.И. Мишин. - М.: Мнемозииа, 2000.-199 с. 7. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Введение в предмет: Учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений./ Л.П. Матвеев. – Издательство «Лань» С-Пб., М., Краснодар. 2003.-160с. 8. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. Для ин-тов физ. культ. / Л.П. Матвеев. - М., 1991. 9. Постановление главы города Новая Ляля от 21 августа 2004 года №12/88 «О создании муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Военно-патриотических клубов». 10. Прядеин В.П., Гришин А.В. Диагностика направленности и психофизической готовности школьников к выбранному виду спорта и будущей профессии. Учебно-методическое пособие/ В.П. Прядеин, А.В. Гришин.- Екатеринбург, 2005. 4.3. Рекомендуемый список литературы для педагога: 1. Васягин А.В., Кайзер В.А. Будущим офицерам. Методические рекомендации./ А.В. Васягин.- Екатеринбург, Издательство гуманитарного университета, 2004.- 76с. 2. Митяевский К.И. Наставление по физической подготовке и спорту в вооруженных силах Российской Федерации./ К.И. Митяевский. - М.: Редакционно-издательский центр генерального штаба вооруженных сил Российской федерации 2001.- 224с. 3. Полянский В.П. Теоретико-методические основы совершенствования прикладной физической культуры (ее содержания и форм) в современном обществе: Дисс. д.п.н. / В.П. Полянский. М.: РГАФК, 1999. 4. Организация работы по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях в Свердловской области. Опыт работы: информационно-методический сборник № 56/ В.Н.Щербако, Н.А. Платонов, Ю.Н. Роева. – Изд-во Правительства Свердловской области, 2006. – 224с. 5. Путин В.В. Постановление правительства Российской Федерации о государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»/ Путин В.В.// Военные комиссариаты. - 2005. - №4. - с.40-43. 6. Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособие для студентов фак. Физ. Воспитания пед. ин-тов / Б.А. Ашмарин, М.Я. 20 Виленский, К.Х Грантынь и др.// Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1979. – 360с. 7. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. Учебное пособие для студ- высш. учеб, заведений - 2 изд. испр. и доп./ Ж.К.Холодов.- М: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с. 8. Черник Е.С. Наглядность в работе учителя физической культуры: Книга для учителя, - М., 1991. 26.Федеральный Закон №53 от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службы. 21 Приложение Приложение 1. Календарный учебный график № Мес яц Неделя Тема занятия Часы Форма занятия 1. 9 3 Патриотическое воспитание. История Отечества 2 Теория 2. 9 3 2 Теория 3. 9 4 2 Практика 4. 9 4 Основы правовых знаний. Конституция РФ – основной закон государства. Физическая подготовка. Общая физическая подготовка Огневая подготовка 2 Практика 5. 10 1 Физическая подготовка. Игровые виды спорта 2 Практика 6. 10 1 2 Практика 7. 10 2 2 Теория 8. 10 2 Гражданская оборона. Оружие массового поражения. Сигналы гражданской обороны Основы доврачебной помощи. Личная гигиена и профилактика заболеваний. Физическая подготовка. Игровые виды спорта 2 Практика 9. 10 3 2 Практика 10. 10 3 Физическая подготовка. Общая физическая подготовка Патриотическое воспитание. История Отечества 2 Теория 11. 10 4 Физическая подготовка. Основы рукопашного боя 2 Практика 12. 10 4 2 Теория 13. 11 1 2 Практика 14. 11 1 Патриотическое воспитание. Формирование правовой и нравственной культуры Физическая подготовка. Общая физическая подготовка Техническая подготовка 2 Практика 15. 11 2 Физическая подготовка. Игровые виды спорта 2 Практика Место проведения Форма контроля Гимнастический зал Гимнастический зал Гимнастический зал Гимнастический зал Гимнастический зал Гимнастический зал Гимнастический зал Гимнастический зал Гимнастический зал Гимнастический зал Гимнастический зал Гимнастический зал Гимнастический зал Гимнастический зал Гимнастический наблюдение Наблюдение Наблюдение наблюдение наблюдение Наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение Наблюдение Наблюдение наблюдение Зачет наблюдение Наблюдение 16. 11 2 Огневая подготовка 2 Практика 17. 11 3 2 Теория 18. 11 3 Основы доврачебной помощи. Первая доврачебная помощь. Патриотическое воспитание. История Отечества 2 Теория 19. 11 4 2 Практика 20. 11 4 Физическая подготовка. Общая физическая подготовка Физическая подготовка. Игровые виды спорта 2 Практика 21. 12 1 2 Теория 22. 12 1 Основы правовых знаний. Основные положения административного законодательства РФ. Физическая подготовка. Основы рукопашного боя 2 Практика 23. 12 2 Огневая подготовка 2 Практика 24. 12 2 2 Практика 25. 12 3 Патриотическое воспитание. Участие в торжественных мероприятиях Отряда Патриотическое воспитание. История Отечества 2 Теория 26. 12 3 2 Теория 27. 12 4 2 Теория 28. 12 4 2 Практика 29. 1 3 Основы доврачебной помощи. Психологическая подготовка к службе в В.С. и МВД Основы правовых знаний. Основные положения административного законодательства РФ. Физическая подготовка. Общая физическая подготовка Огневая подготовка 2 Практика 30. 1 3 2 Практика 31. 1 4 Физическая подготовка. Общая физическая подготовка. Физическая подготовка. Игровые виды спорта 2 Практика 32. 1 4 Огневая подготовка 2 Практика 23 зал Гимнастический зал Гимнастический зал Гимнастический зал Гимнастический зал Гимнастический зал Гимнастический зал Гимнастический зал Гимнастический зал Актовый зал Гимнастический зал Гимнастический зал Гимнастический зал Гимнастический зал Гимнастический зал Гимнастический зал Гимнастический зал Гимнастический Наблюдение наблюдение Зачет наблюдение Наблюдение наблюдение Зачет наблюдение Наблюдение Наблюдение наблюдение наблюдение Наблюдение Наблюдение наблюдение наблюдение Наблюдение 33. 1 5 Патриотическое воспитание. История Отечества 2 Теория 34. 1 5 2 Практика 35. 2 1 2 Практика 36. 2 1 Физическая подготовка. Общая физическая подготовка Гражданская оборона. Оружие массового поражения. Сигналы гражданской обороны Физическая подготовка. Основы рукопашного боя 2 Практика 37. 2 2 2 Практика 38. 2 2 Физическая подготовка. Общая физическая подготовка Физическая подготовка. Основы рукопашного боя 2 Практика 39. 2 3 2 Практика 40. 2 3 2 Практика 41. 2 4 Физическая подготовка. Общая физическая подготовка Основы доврачебной помощи. Первая доврачебная помощь. Огневая подготовка 2 Практика 42. 2 4 Огневая подготовка 2 Практика 43. 3 1 2 Практика 44. 3 1 2 Практика 45. 3 2 Физическая подготовка. Общая физическая подготовка Гражданская оборона. Индивидуальные средства защиты Физическая подготовка. Основы рукопашного боя 2 Практика 46. 3 2 2 Практика 47. 3 3 2 Практика 48. 3 3 2 Теория 49. 3 4 Основы доврачебной помощи. Первая доврачебная помощь. Физическая подготовка. Общая физическая подготовка Основы доврачебной помощи. Психологическая подготовка к службе в В.С. и МВД Техническая подготовка 2 Практика 24 зал Гимнастический зал Гимнастический зал Гимнастический зал Гимнастический зал Гимнастический зал Гимнастический зал Гимнастический зал Гимнастический зал Гимнастический зал Гимнастический зал Гимнастический зал Гимнастический зал Гимнастический зал Гимнастический зал Гимнастический зал Гимнастический зал Гимнастический Наблюдение наблюдение Зачет наблюдение Наблюдение наблюдение наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение наблюдение Зачет наблюдение Наблюдение Наблюдение наблюдение Гражданская оборона. Индивидуальные средства защиты Физическая подготовка. Общая физическая подготовка Физическая подготовка. Основы рукопашного боя 2 Практика 2 Практика 2 Практика Основы доврачебной помощи. Личная гигиена и профилактика заболеваний. Гражданская оборона. Индивидуальные средства защиты Техническая подготовка 2 Теория 2 Практика 2 Практика Физическая подготовка. Общая физическая подготовка Огневая подготовка 2 Практика 2 Практика 2 Практика 2 Практика 2 Практика площадь наблюдение 2 Физическая подготовка. Общая физическая подготовка Патриотическое воспитание. Встреча с ветеранами боевых действий и Отряда Патриотическое воспитание. Участие в торжественных мероприятиях Отряда Физическая подготовка. Основы рукопашного боя зал Гимнастический зал Гимнастический зал Гимнастический зал Гимнастический зал Гимнастический зал Гимнастический зал Гимнастический зал Гимнастический зал Гимнастический зал Ак. зал 2 Практика наблюдение 5 2 Огневая подготовка 2 Практика 63. 5 3 2 Практика 64. 5 3 Физическая подготовка. Общая физическая подготовка Физическая подготовка. Общая физическая подготовка 2 Практика Гимнастический зал Гимнастический зал Гимнастический зал Гимнастический зал 50. 3 4 51. 4 2 52. 4 2 53. 4 3 54. 4 3 55. 4 4 56. 4 4 57. 4 5 58. 4 5 59. 5 1 60. 5 1 61. 5 62. 128 ч. 25 Зачет наблюдение Наблюдение Наблюдение наблюдение Наблюдение Наблюдение Зачет наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение зачет