Управление образованием Новолялинского городского округа Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования Новолялинского городского округа «Дом детского творчества «Радуга» Принята на заседании педагогического совета «30» августа 2024г. Протокол № 1 Утверждена приказом директор МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга» от 30.08.2024 № 69 од Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Эстрадный вокал Возраст обучающихся: 7-9 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Иванова Т.М. педагог дополнительного образования г. Новая Ляля, 2024 Оглавление Раздел 1. Основные характеристики программы ..................................................... 3 1.1. Пояснительная записка .................................................................................. 3 1.2. Цель и задачи программы .............................................................................. 5 1.3. Планируемые результаты .................................................................................... 6 Раздел 2. Содержание программы ............................................................................. 8 2.1. Учебный (тематический) план ........................................................................... 8 2.2. Содержание программы ...................................................................................... 8 Раздел 3. Комплекс организационно-педагогических условий............................ 10 3.1. Календарный учебный график .......................................................................... 10 3.2. Условия реализации программы ...................................................................... 10 3.2.1. Материально-техническое обеспечение ....................................................... 10 3.2.2. Кадровое обеспечение .................................................................................... 10 3.3. Формы аттестации .............................................................................................. 12 3.3.1. Формы контроля и подведения итогов реализации программы ................ 12 3.3.1. Характеристика оценочных материалов ....................................................... 13 РАЗДЕЛ 4. Список литературы ............................................................................... 17 4.1. Нормативные документы .................................................................................. 17 Приложение ............................................................................................................... 19 Приложение 1. Календарный учебный график ...................................................... 19 2 Раздел 1. Основные характеристики программы 1.1. Пояснительная записка Голос – это прекрасный, живой инструмент. Он меняется и развивается вместе с нами, поэтому и учиться петь можно всю жизнь, с каждым годом находя в нем новые краски и возможности. Вместе с человеком голос переживает те же жизненные этапы: рождение, формирование, становление, расцвет и угасание. Мы поговорим об особенностях развития детского голоса. Именно с раннего возраста нужно приобщать детей к вокальному искусству. Детский организм развивается и вместе с ним развивается и голосовой аппарат. Обучение вокалу детей обладает целым рядом особенностей, по сравнению с обучением взрослых. В этот период формируются не только вокальные навыки и знания, но также развивается музыкальный слух и вкус. Направленность программы – художественная. Актуальность программы. В современных условиях социальнокультурного развития общества главной задачей образования становится воспитание человека, способного к творческому саморазвитию, самореализации. Восприятие искусства через пение - важный элемент эстетического наслаждения. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и мелодия воздействуют на людей, формируют его взгляды, чувства. Пение способствует формированию и общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой, певческой деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты. Отличительные особенности. Современные подходы к преподаванию музыки предполагают актуализацию, в числе других, следующих направлений деятельности педагога дополнительного образования: - организация проектной - музыкально-творческой и исследовательской деятельности обучающихся; - использование информационно-коммуникационных средств в обучении и поисковой деятельности обучающихся; - формирование информационной грамотности учащихся через активизацию их языковой компетентности в области музыкального искусства. Сказанное требует, помимо применения традиционного оборудования и традиционных музыкальных инструментов, и демонстрационных материалов, введения современного инструментария (детские клавишные синтезаторы) и, в связи с этим, компьютеризации процесса обучения (компьютер со звуковой картой и музыкально-программным обеспечением). Особенность программы в том, что она разработана для обучающихся, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом обучающиеся не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Эстрадный вокал» заключается в том, что наряду с теоретическими знаниями обучающиеся должны приобрести практический опыт, выступая на различных конкурсах и концертах. По форме организации программа предусматривает как групповое обучение (пение в дуэтах, трио, ансамблях) для всех обучающихся, так и индивидуальное обучение талантливых детей. Чёткая структура занятий имеет особое значение. Хорошо продуманная последовательность видов работы, чередование лёгкого материала и трудного, напряжения и разрядки делают занятия продуктивными и действенными. Адресат программы. Возраст детей — 7-9 лет. Обучение обучающихся основывается на организации самонаблюдения, самоанализа и индивидуальных творческих возможностей ученика, что в последующие годы будет способствовать реализации возможностей и способностей обучающегося. Возраст 7-10 лет называется младшим домутационным. В этот период звучание голосов у мальчиков и у девочек одинаковое – детское, высокое. В этом возрасте дети очень эмоциональны и их исполнение живое и естественное. Режим занятий Год обучения Часов в неделю Общее число часов в год 1 год обучения 2 64 Объем программы, срок освоения. Программа рассчитана на 1 год обучения, 64 часа (2 часа один раз в неделю: 40 минут – 10 минут перерыв – 40 минут). Формы обучения – очная. Особенности организации образовательного процесса: Формы реализации образовательной программы – традиционная модель. Представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течении одного года обучения в одной образовательной организации. Основной формой учебной и воспитательной работы является занятие, проводимое в форме индивидуальных (солист) или коллективных (вокальная группа) занятий. Среди них: 1. Занятие, которое включает в себя часы теории и практики; 2. Концертная деятельность; 3. Участие в конкурсах, фестивалях. Организационные формы обучения. Группа одного возраста с постоянным составом. Состав группы постоянный. В соответствии с возрастными особенностями обучающихся подбирается песенный репертуар. Голос у детей до 10 лет легкий и резонирование высокое, головное. Голосовые связки при пении колеблются только крайними частями, смыкание связок происходит не полностью, в результате чего остается щель между связками в момент образования звука. В голосе нет ярко выраженной динамики, поэтому нельзя заставлять детей петь громко – это может привести к 4 перенапряжению связок и узелкам. Диапазон маленький – от до первой октавы до ре второй октавы. Голос звучит неровно, поэтому важно использовать упражнения на выравнивание голоса, особенно гласных звуков. Ближе к 9 годам у детей уже достаточно развит дыхательный аппарат и важной задачей становится обучение правильному певческому дыханию. Упражнения на дыхание можно использовать в качестве разогревающей гимнастики перед распеванием, добиваясь, чтобы певческое дыхание стало естественным для ребенка. Правильное дыхание является неотъемлемой составляющей при постановке голоса. Правильно поставленный голос — это голос с красивым тембром, широким диапазоном, четкой дикцией. Главное отличие - такой голос не подвергается последствиям многочасовых нагрузок. Основными методами работы с обучающимися на занятиях является: 1. Метод демонстрации: прослушивание лучших образцов исполнения, использование наглядных пособий, личный пример. 2. Словесный метод: беседа, рассказ; обсуждение, сообщение задач. 3. Метод разучивания: по элементам; по частям; в целом виде. 4. Метод анализа: все выступления в процессе обучения обучающихся желательно снимать на видеокамеру и совместно с ними анализировать, выявлять ошибки, подчёркивать лучшие моменты выступления. Программный материал осваивается поэтапно, в зависимости от возрастных и индивидуальных вокальных данных ученика. Каждый учащийся в процессе обучения последовательно должен освоить технику эстрадного пения (дыхание, звукообразование, мышечная и голосовая раскрепощённость). Режим занятий. В ходе реализации программы сочетается групповая (работа в вокальной группе до 15 обучающихся) и индивидуальная работа (сольное пение). В студии эстрадного пения обучающиеся набираются после предварительного прослушивания. Вокальные занятия проводятся в форме занятий, включающих в себя распевание, дыхательные упражнения и работу над произведением. Для этого имеется актовый зал с усилительной аппаратурой, микрофонами, проигрывателем для аудионосителей, электронные клавишные инструменты, фортепиано. В каникулярное время проводятся музыкальные игры, конкурсы, организуется концертная деятельность. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Эстрадный вокал»: в конце учебного года готовится отчетный концерт, в котором принимают участие все обучающиеся. Также применяются следующие формы отслеживания результативности данной общеобразовательной программы: тестирование; индивидуальный опрос; фронтальный опрос; диагностика; концерт. 1.2. Цель и задачи программы Цель - выявление и реализация творческих исполнительских возможностей обучающегося во взаимосвязи с духовно-нравственным развитием через вхождение в мир музыкального искусства; практическое 5 овладение вокальным мастерством для концертной и дальнейшей профессиональной деятельности. Задачи: Образовательные: - дать представление о строении голосового аппарата; - обучить детей вокальным навыкам (правильному и естественному звукоизвлечению, певческому дыханию, чёткой дикции); - обучить музыкальной грамоте; - познакомить со средствами музыкальной выразительности; - освоить навыки выразительного исполнения народной, современной отечественной и эстрадной вокальной песни; - познакомить детей с основными приёмами сценического движения, актёрского мастерства. Развивающие: - развивать музыкальную память; - развить артикуляцию и дикцию; - развить музыкальные способности; -содействовать развитию фантазии детей; - способствовать развитию творческой деятельности, самообразования; - способствовать развитию вокальных возможностей детей; - развить индивидуальные качества ребёнка. Воспитательные: - способствовать воспитанию доброжелательности в отношениях со сверстниками; - способствовать воспитанию музыкального вкуса; - способствовать воспитанию чувства патриотизма, коллективизма; - способствовать формированию общей культуры личности ребенка, способной адаптироваться в современном обществе; - способствовать воспитанию эстетического вкуса, трудолюбия, терпения, целеустремленности. 1.3. Планируемые результаты Метапредметные: - способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.; - владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; - способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах, и прежде всего при исполнении песни; 6 готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в вокальной группе и социальном окружении. Личностные: - осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; - освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; - понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Предметные: - сформированность первоначальных представлений о роли музыки и песни в жизни человека, их роли в духовно-нравственном развитии человека; - сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и песне и музыкальной деятельности; - умение воспринимать музыку и песню и выражать к ним своё отношение; использование музыкальных образов при создании вокальных композиции. - 7 Раздел 2. Содержание программы 2.1. Учебный (тематический) план № Название раздела, темы Количество часов Всего Теории Практики 1 Вводное занятие 2 1 1 2 Вокально-интонационная работа над песней Работа над песней Работа над партиями Работа над ансамблевым исполнением песни Запись песни в студии Работа над сценическим номером 9 2 7 32 5 6 4 1 - 28 4 6 5 5 - 5 5 64 8 56 3 4 5 6 7 Всего часов: Формы аттестации / контроля Наблюдение, тестирование Наблюдение, опрос Наблюдение Наблюдение Наблюдение, опрос Наблюдение Концертная деятельность 2.2. Содержание программы 1. Вводное занятие. Теория. Правила поведения на занятиях. Инструктаж по технике безопасности. Викторина «Как зарождалась музыка?». Практика. Начальная диагностика музыкальных способностей. Обсуждение репертуара. 2. Вокально-интонационная работа над песней. Теория. Понятие «музыкальный звук», его свойства. Виды нот: целые, половинные, четвертные. Знаки молчания в музыке. Виды пауз: целая, половинная, четвертная. Ряд звуков, расположенных по высоте. Устойчивые и неустойчивые ступени. Практика. Длительности нот. Музыкальный счет нот. Исполнение упражнений с различными длительностями нот. Исполнение музыкальных упражнений. Исполнение гласных звуков с акцентированием внимания на органах голосового аппарата. Разучивание мелодии песни с отрабатыванием вокальных трудностей отдельно для каждой партии, интервальных скачков, распевок, пение с различной динамикой, а затем соединение партии. 3. Работа над песней. Теория. Особенности певческого дыхания. Моменты вдоха и выдоха. Взаимосвязь певческой установки, дыхания и качества звучания голоса. Основные правила вокальной речи. Строение артикуляционного аппарата. Доказательство зависимости качества певческого звука от четкости произносимого текста и степени связанности звуков. Подвижные и неподвижные нюансы. Система обозначения динамических оттенков. Ритм – средство музыкальной выразительности. Его виды и значение в технике исполнения. Практика. Навыки певческого дыхания. Исполнение упражнений на распределение дыхания. Приём утрирования согласных. Упражнения на 8 качество произносимых согласных, гласных. Работа над устранением форсированного звука. Упражнения с различными нюансами. Исполнение песен с применением различных. Исполнение упражнений, песен. Этапы работы над песней: показ песни, разучивание нотного и литературного текста, фразировки. 4. Работа по партиям. Теория. Четкое и уверенное знание своего голоса при одновременном звучании других голосов. Практика. Исполнение своей партии отдельно под фонограмму. 5. Работа над ансамблевым исполнением песни. Практика. Исполнение унисона и двух, трехголосия в ансамбле. 6. Запись песни в студии. Практика. Пение под фонограмму. Прослушивание записанного, анализ вокального исполнения. 7. Работа над сценическим номером: Практика. Поиск сценического образа, оптимально подходящего к исполняемой песне. Работа с хореографом: танцевальные движения. 9 Раздел 3. Комплекс организационно-педагогических условий 3.1. Календарный учебный график Год обучения Дата начала обучения Дата Количеств окончания о учебных обучения недель Количество учебных дней 1 год обучения 16 сентября 2024 24 мая 2025 г. 32 32 Количес тво учебных часов 64 Режим занятий 1 занятие 2 часа в неделю Каникулы: осенние 26.10.24 – 03.11.24 Зимние 30.12.24 – 10.01.25 Весенние 29.03.25 – 06.04.25 3.2. Условия реализации программы 3.2.1. Материально-техническое обеспечение Занятия проходят в актовом зале, оборудованном в соответствии с требованиями, предъявляемые к направлению программы. № 1 2 3 4 Оборудование, инструменты и материалы Актовый зал, соответствующий нормам САНПиН. Музыкальный центр Микрофоны Мультимедийная техника: компьютер, микшер Кол-во 1 1 10 1 3.2.2. Кадровое обеспечение Программу ведет педагог дополнительного образования Иванова Татьяна Михайлова. Образование средне-специальное по направлению деятельности. Высшая квалификационная категория. 3.2.3. Методические материалы № Название раздела, тема 1 Вводное занятие 2 Вокальноинтонационная работа над песней МатериальноФормы, методы, техническое приёмы обучения. оснащение, Педагогические дидактикотехнологии методический материал Фортепиано, СD, MP3 Беседа, игра; словесный, наглядный, репродуктивный, викторина Комплект Практическое и дидактических теоретическое карточек, таблицы, занятие; словесный, ребусы, нотная наглядный, тетрадь, нотные практический. издания с вокальными произведениями 10 Формы подведения итогов Диагностическ ое анкетирование Фронтальный опрос, индивидуальн ый опрос, упражнения 3 Работа над песней Музыкальный центр, фонограммы «минус» музыкальных композиций различных стилевых направлений 4 Работа над партиями Музыкальный центр, фонограммы «минус» музыкальных композиций различных стилевых направлений 5 Работа над ансамблевым исполнением песни Музыкальный центр, фонограммы «минус» музыкальных композиций различных стилевых направлений 6 Запись песни в студии Музыкальный центр, фонограммы «минус» музыкальных композиций различных стилевых направлений, микрофоны 7 Работа над сценическим номером Музыкальный центр, фонограммы «минус» музыкальных композиций различных стилевых направлений, микрофоны Беседа, практическое занятие, словесный, наглядно-слуховой, репродуктивный, практический, проблемный, творческий Беседа, практическое занятие, словесный, наглядно-слуховой, репродуктивный, практический Беседа, практическое занятие, словесный, наглядно-слуховой, репродуктивный, практический Беседа, практическое занятие, словесный, наглядно-слуховой, репродуктивный, практический, проблемный, творческий Беседа, практическое занятие, словесный, наглядно-слуховой, репродуктивный, практический, проблемный, творческий Фронтальный опрос, упражнения, наблюдение Фронтальный опрос, упражнения, наблюдение Фронтальный опрос, упражнения, наблюдение Фронтальный опрос, индивидуальн ый опрос, тестирование, упражнения Индивидуальн ый опрос, упражнения, отчетный концерт На занятиях в зависимости от темы используются следующие формы работы: 1. показ вокальных приемов, правильного выполнения упражнений; 2. прослушивание разучиваемого произведения, отдельной его партии; 3. устный анализ услышанного (увиденного) способствует пониманию правильного звучания (при этом полезно сравнивать правильно и неправильно сформированное звучание); 11 4. разучивание - по элементам; по частям; в целом виде; разучивание музыкального материала, стихотворного текста. Для освоения учащимися полного курса программы используются следующие методы: - словесные: лекция, объяснение терминов и понятий.; -наглядные: демонстрация педагогом образца исполнения песен, использование презентаций; - практические: исполнение вокальных произведений, тренировочных вокальных упражнений, хореографических движений; - репродуктивный метод: метод показа и подражания; - проблемный метод: нахождение исполнительских средств (вокальных и пластических) для создания сценического образа исполняемого произведения; - творческий метод: определяет качественно- результативный показатель практического воплощения программы; благодаря ему, проявляется индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии ученика. 3.3. Формы аттестации 3.3.1. Формы контроля и подведения итогов реализации программы Оценка качества реализации программы включает в себя вводный, текущий(тематический), промежуточный и итоговый контроль учащихся. Вводный контроль: определение исходного уровня знаний и умений учащихся. Входной контроль осуществляется в начале обучения. Промежуточный контроль: осуществляется 1 раз в середине учебного года (январь) Текущий контроль: осуществляется в течении всего учебного года (в конце каждого раздела программы) Итоговый контроль: осуществляется в конце курса освоения программы и направлен на определение результатов работы и степени усвоения теоретических и практических ЗУН, сформированных личностных качеств. По уровню освоения программного материала результаты достижений условно подразделяются на высокий, средний и низкий Уровень усвоения программы оценивается как высокий, если обучаемые полностью овладели теоретическими знаниями, правильно их используют на практике Уровень усвоения программы оценивается как средний, если обучаемые овладели не всей полнотой теоретических знаний и практических умений Уровень усвоения программы оценивается как низкий, если учащиеся овладели лишь частью теоретических знаний и практических навыков. Форма подведения итогов Отчетный концерт – в конце учебного года. 12 Формы отслеживания результативности: Тестирование. Индивидуальный опрос Фронтальный опрос. Диагностика Концерт. Формой оценки результатов обучения воспитанника являются результаты, демонстрируемые им при участии в конкурсах и фестивалях детско-юношеского творчества; участии в концертных программах. Формы и методы оценивания результатов: − создание ситуаций проявления качеств, умений и навыков − устный анализ творческих заданий − устный анализ самостоятельных работ − итоговая аттестация в форме отчётного концерта в конце года. Личностные результаты 3.3.1. Характеристика оценочных материалов Планируемые результаты Критерии оценивания Виды контроля/промеж уточной аттестации Входящий, промежуточный, итоговый Диагностический инструментарий (формы, методы диагностики) Наблюдение, беседа Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека Осмысление социальнонравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе Понимание культурного Определенный уровень знаний о взаимосвязях «человек – общество». Умение уважать традиции других людей Входящий, промежуточный, итоговый Наблюдение, беседа Уважение старших; вежливое и грамотное общение со сверстниками, педагогом, другими людьми Входящий, промежуточный, итоговый Наблюдение, беседа Принятие другого человека как члена Входящий, промежуточный, Наблюдение, беседа 13 Метапредметные результаты многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность учебную, общественную и др. Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах, и прежде всего при исполнении песни Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в вокальной группе и социальном окружении общества, его культуру итоговый Умение ставить цель, планировать задачи для ее достижения Входящий, промежуточный, итоговый Наблюдение, беседа Работа с различными Входящий, источниками промежуточный, информации (книга, итоговый Интернет, сообщество) Наблюдение, беседа Умение находить решение поставленной задачи; внесение своего отношения к исполняемому репертуару Умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в деятельности; готовность к преодолению трудностей; формирование установки на поиск способов разрешения трудностей Промежуточный, итоговый Наблюдение, беседа, концертная деятельность Входящий, промежуточный, итоговый Наблюдение, беседа, концертная деятельность 14 Предметные результаты Сформированность первоначальных представлений о роли музыки и песни в жизни человека, их роли в духовнонравственном развитии человека Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и песне и музыкальной деятельности Умение воспринимать музыку и песню и выражать к ним своё отношение Знания о роли музыки и песни в жизни человека Промежуточный, итоговый Наблюдение, беседа, опрос, тестирование Знание общих Итоговый понятий анатомии голосового аппарата и гигиены певческого голоса, источника звука, органы дыхания (диафрагма – главная дыхательная мышца), резонаторов (головной или верхний, грудной или нижний), механизма работы дыхательного аппарата, атаки звука (мягкая, придыхательная, твердая), - звучание фонограммы (плюсовая, минусовая). Умение Промежуточный, пользоваться итоговый ровностью голоса на всем его протяжении; самостоятельно осваивать и анализировать музыкальный материал; самостоятельно работать над осмыслением сценического образа Опрос, тестирование 15 Наблюдение, беседа, концертная деятельность Использование музыкальных образов при создании вокальных композиции Умение чувствовать движение мелодии и кульминацию в исполняемых произведениях, выполнять простейшие исполнительские задачи, исполнять вокализ, уметь чисто и слаженно петь двухголосные песни и упражнения 16 Промежуточный, итоговый Наблюдение, концертная деятельность РАЗДЕЛ 4. Список литературы 4.1. Нормативные документы разработана в соответствии с нормативно-правовыми Программа документами: 1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273Ф3. 2. «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 № 678-р. 3. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р. 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее-СанПиН). 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 7. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 8. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). 10. Устав МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга». 11. Образовательная программа МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга». 4.2. Рекомендуемый список литературы для педагога 1. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г. 2. Вайнкоп Ю., Гусин И.Краткий биографический словарь композиторов-Л., Музыка, 1987г 3. Исаева И. Эстрадное пение – М.: Владос, 2005. 4. Клѐнов А. Там, где музыка живѐт. – М., 1986. 5. Светличная Л., Сказка о музыке – М.: Творческий центр, 2003 17 6. Юдина А.А. «Сценическая речь, движение, имидж». – СПб.: «Ария», 2000. 4.3. Рекомендуемый список литературы для обучающихся и родителей 1. Битус А.Ф., Битус С.В. Певческая азбука ребѐнка - Минск: ТетраСистемс, 2007. 2. Кидл Мэри. «Сценический костюм». –М.: «Арт-родник», 2004. 3. Малахов Современные дыхательные методики – Донецк, 2003. 4. Морозов В. Вокальный слух и голос - М., 1965. 5. Морозов В. Тайны вокальной речи – Л.: Наука.1967. 6. Рыбкина Т.В., Шеверева Т.Г. Как сказать мяу. Музыкально-речевые игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста - М.: Классика-XXI, 2005. 7. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д. Карателло . – СПб.: Питер, 2007. 8. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет/ Сост. Орлова Т.М., Бекина С.И. - М.: Просвещение, 1988. 9. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой – М., ФИС, 2000 18 Приложение Приложение 1. Календарный учебный график № Дата Неделя разд Месяц ела 1. Сентябрь 3 2. 3. Тема занятия Кол-во часов Форма занятия Вводное занятие 2 Фронтальная, практическая работа Групповая, беседа Фронтальная, практическая работа Фронтальная, практическая работа Фронтальная, практическая работа Фронтальная, практическая работа Фронтальная, практическая работа Фронтальная, практическая работа Фронтальная, практическая работа Фронтальная, практическая работа Фронтальная, практическая работа Фронтальная, практическая работа Фронтальная, практическая работа Фронтальная, практическая работа Сентябрь 4 Вокально-интонационная работа над песней 2 Октябрь 1 2 Октябрь 2 Октябрь 3 Октябрь 4 Октябрь 4 Вокально-интонационная работа над песней Вокально-интонационная работа над песней Вокально-интонационная работа над песней Вокально-интонационная работа над песней Работа над песней Ноябрь 1 Работа над песней 2 Ноябрь 2 Работа над песней 2 Ноябрь 3 Работа над песней 2 Ноябрь 4 Работа над песней 2 декабрь 1 Работа над песней 2 декабрь 2 Работа над песней 2 2 2 1 1 Место проведения Форма контроля Актовый зал Актовый зал Наблюдение, тестирование Актовый зал Актовый зал Актовый зал Актовый зал Актовый зал Актовый зал Актовый зал Актовый зал Актовый зал Актовый зал Актовый зал Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение 4. 5. декабрь 3 Работа над песней 2 декабрь 4 Работа над песней 2 январь 3 Работа над песней 2 январь 4 Работа над песней 2 январь 5 Работа над песней 2 февраль 1 Работа над песней 2 февраль 2 Работа над песней 2 февраль 3 Работа над песней 2 февраль 4 Работа над песней 2 март 1 Работа над песней 1 март 1 Работа над партиями 1 март 2 Работа над партиями 2 март 3 Работа над партиями 2 март 4 2 апрель 2 апрель 3 Работа над ансамблевым исполнением песни Работа над ансамблевым исполнением песни Работа над ансамблевым исполнением песни 2 2 20 Фронтальная, практическая работа Фронтальная, практическая работа Фронтальная, практическая работа Фронтальная, практическая работа Фронтальная, практическая работа Фронтальная, практическая работа Фронтальная, практическая работа Фронтальная, практическая работа Фронтальная, практическая работа Фронтальная, практическая работа Фронтальная, практическая работа Фронтальная, практическая работа Фронтальная, практическая работа Фронтальная, практическая работа Фронтальная, практическая работа Фронтальная, практическая работа Актовый зал Актовый зал Актовый зал Актовый зал Актовый зал Актовый зал Актовый зал Актовый зал Актовый зал Актовый зал Актовый зал Актовый зал Актовый зал Актовый зал Актовый зал Актовый зал Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос 6. 7. апрель 4 Запись песни в студии 2 апрель 5 Запись песни в студии 2 май 1 Запись песни в студии 1 май 1 Работа над сценическим номером 1 май 2 Работа над сценическим номером 2 май 3 Работа над сценическим номером 2 64 21 Фронтальная, практическая работа Фронтальная, практическая работа Фронтальная, практическая работа Фронтальная, практическая работа Фронтальная, практическая работа Фронтальная, практическая работа Актовый зал Актовый зал Актовый зал Актовый зал Актовый зал Актовый зал Наблюдение Наблюдение Наблюдение Концертная деятельность Концертная деятельность Концертная деятельность