Управление образованием Новолялинского городского округа Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования Новолялинского городского округа «Дом детского творчества «Радуга» Принята на заседании педагогического совета «30» августа 2024г. Протокол № 1 Утверждена приказом директора МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга» от 30.08.2024 № 69 од Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Введение в шахматы» Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 1 год Составитель: Перминов Евгений Александрович, педагог дополнительного образования высшая квалификационная категория г.Новая Ляля, 2024г. Оглавление Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы ........................................................ 4 1.1. Пояснительная записка ...................................................................................................... 4 1.2. Цель и задачи программы ................................................................................................ 6 1.3. Содержание программы ......................................................................................................... 7 1.3.2. Содержание учебного плана ........................................................................................... 7 1.3.3. Учебный (тематический) план ......................................................................................... 11 1.4. Планируемые результаты ................................................................................................ 14 Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий .............................................. 15 2.1. Условия реализации программы ......................................................................................... 15 2.1.1. Материально-техническое обеспечение ...................................................................... 15 2.1.2. Информационное обеспечение......................................................................................... 15 2.1.3. Кадровое обеспечение. .................................................................................................. 15 2.2. Методические материалы ................................................................................................... 15 2.3. Формы аттестации и оценочные материалы .................................................................. 16 РАЗДЕЛ 3. Список литературы .................................................................................................. 17 Приложение.................................................................................................................................. 18 Приложение 1. Дидактические игры и упражнения ................................................................ 18 Приложение 2. Вопросы для опроса .......................................................................................... 19 Приложение 3. Лист оценки результатов для дошкольников ............................................. 20 2 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Введение в шахматы» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: 1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. № 273-Ф3. 2. «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» (распоряжение от 31 марта 2022г. № 678-р МОСКВА). 3. «Концептуальные подходы к развитию дополнительного образования детей в Свердловской области» (Приказ от 06 мая 2022 г. № 434-Д). 4. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 5. Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей (от 3 сентября 2019 г. № 467). 6. Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28 сентября 2020 года № 28. 7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). 9. Устав МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга». 10. Образовательная программа МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга». 3 «Шахматы – превосходная школа последовательного, логического мышления. Эта игра дисциплинирует, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Шахматы с самого раннего возраста должны войти в жизнь детей, как один из элементов умственной культуры» (В.А. Сухомлинский) Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Сегодня обучение шахматам – популярный и эффективный инструмент развития интеллекта ребенка. В раннем (дошкольном) возрасте у детей происходит формирование механизма «действия в уме». Это важный период, в котором закладываются основы мышления; ребенок учится проигрывать ситуацию в уме, прежде чем что-либо сделать. Направленность программы – физкультурно-спортивная. Актуальность программы. Наиболее оптимальный возраст для начала обучения шахматам – 4 - 6 лет. В этот период дети без труда овладевают всем новым. Большинство известных гроссмейстеров начинали играть именно в этом возрасте. Если мы обратимся к биографии выдающихся шахматистов, то отметим, что экс-чемпионы мира Анатолий Карпов, Гарри Каспаров, Нона Гаприндашвили познакомились с шахматами в 4-5 лет, Борис Спасский, Александр Алехин, Михаил Таль – в 7 лет. Для ребенка шахматы – увлекательная игра, интересная практическая деятельность, которой он занимается с удовольствием. Обучение этой мудрой игре с раннего возраста помогает многим детям не отставать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Актуальность обусловлена и в вопросе развития произвольного внимания детей и пространственной ориентацией на плоскости. Шахматы дают возможность развития интеллекта в игровой форме, умение обобщать и сравнивать, делать выводы. Шахматы положительно влияют на развитие у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, начальных форм волевого управления поведением. На сегодняшний день во всех школах района вводится «учебное занятие (модуль) «Шахматы» в начальных классах общеобразовательных организаций и шахматы в ДОУ станут пропедевтикой в мотивации и освоении этой дисциплины. Отличительной особенностью программы является предоставление детям выбора (цели урока, заданий, форм выполнения упражнений), диалог, создание доброжелательной атмосферы, когда поощряется инициатива, творчество, самостоятельность. Стержневым моментом занятий становится 4 деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала: наглядных пособий, демонстрационной шахматной доски с большими шахматными фигурами, дидактических игр и заданий, загадок, чтение дидактических сказок и т.д. Вначале дети изучают правила игры, затем учатся составлять планы игры, решать шахматные задачи, играют партии между собой, участвуют в шахматных соревнованиях. Структура занятий приближена к обычным занятиям, проводимых в детском саду, что делает процесс обучения понятным как для педагога, так и для детей. Через все занятия прослеживается тесная межпредметная связь (особенно с математикой, окружающим миром, развитием речи). Адресат программы. Участниками программы являются дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет. Состав постоянный, набор обучающихся свободный. Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. «Программа» дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлением, воображением, восприятием и т.п. Исследования, проведенные современными российскими психологами Л. Венгером, В. Давыдовым, В. Мухиной, свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов. Ведущий вид деятельности дошкольника – игра, и обучение шахматам позволяет ребенку быть включенным в такую игру: «на шахматной доске сражаются два войска - белые и чёрные, дети сами командуют своим шахматным войском». Но вместе с тем ребёнок начинает понимать, что от его умения зависит результат игры, что делает его более ответственным к своим действиям. Дети сами начинают тянуться к получению знаний. Режим занятий. Продолжительность занятий: в подготовительной группе – 30 минут. Объем и сроки освоения программы. Программа рассчитана на один год обучения для детей старшего дошкольного возраста. Количество часов по программе: 72 часа (2 часа в неделю). Уровневость. Цель, задачи, содержание и планируемые результаты соответствуют «стартовому» уровню программы. Данный уровень предполагает использование и реализацию общедоступных форм организации материала и минимальную сложность содержания. Форма обучения - очная. Групповая, работа в парах, индивидуальногрупповая (при подготовке детей к соревнованиям). При парной работе подбираются пары, которые играют примерно одинаково, иначе частые проигрыши «слабого» приведут к тому, что он быстро 5 разочаруется, потеряет веру в свои силы. Через некоторое время пара может изменяться в зависимости от уровня игры, его повышение или понижение. Виды занятий: беседа, игра, решение шахматных задач, дидактические игры и задания, игровые упражнения, шахматные дидактические игры, соревнование, праздник. Формы подведения результатов: по каждому разделу предусмотрено закрепление, где будет организовано повторение и обобщение знаний, умений и навыков, полученных в ходе работы над разделом, опросы и выполнение упражнения для закрепления знаний, открытые занятия, соревнования. 1.2. Цель и задачи программы Цель. Развитие интеллектуальных умений детей дошкольного возраста через обучение игре в шахматы. Программа направлена на решение ряда образовательных, развивающих, воспитательных задач. Образовательные задачи: ⎯ познакомить детей с шахматной доской, шахматными фигурами и правилами игры; ⎯ познакомить с элементарными понятиями шахматной игры; ⎯ учить ориентироваться на шахматной доске; ⎯ научить детей видеть в позиции разные варианты решения; – способствовать обучению устным приёмам вычисления; ⎯ обогащать сознание детей новыми знаниями, способствующими накоплению представлений о мире. Развивающие задачи: ⎯ развивать познавательные психические процессы - внимание, воображение, память, мышление; ⎯ совершенствовать объяснительную речь; ⎯ формировать произвольность психических процессов; ⎯ развивать волевую сферу личности. ⎯ развивать самостоятельность в решении шахматных задач; ⎯ развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию. Воспитательные задачи: ⎯ воспитывать самостоятельность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели. – воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться цели; ⎯ воспитывать целеустремлённость, трудолюбие, настойчивость и выработке умения работать на результат. – формировать первичные представления о личной ответственности при решении дидактических шахматных заданий. 6 1.3. Содержание программы 1.3.1. Учебный план № раздел а Темы/ Вид деятельности 1 2 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. Шахматная доска Фигуры, их ходы, взятия Ладья, ее ходы и взятие Слон, его ходы, его взятие Ферзь, его ходы, его взятие Король, его ходы, его взятие Конь, его ходы, его взятие Пешки, их ходы, их взятие Закрепление по теме «Фигуры, их ходы, взятия» Расстановка фигур на шахматной доске Сила фигур, их ценность Сравнительная ценность фигур. Дидактические игры. Фигуры под защитой. Фигуры без защиты. Решение упражнений. 3 4 4.1. 4.2. 4.3. 5 5.1. 5.2. 5.3. 6 6.1. 6.2. 7 7.1. 7.2. 7.3. 7.4. 7.5. 8 Количество часов теория практи ка 1 1 4 10 1 1 1 1 2 1 1 2 1 2 1 Закрепление пройденного по теме «Сила фигур». Понятие «Шах». Защита от шаха Понятие «шах» Защита от шаха Закрепление пройденного по теме «Шах». «Защита от шаха» Понятие «Мат» Мат – как цель игры. Простые маты. Мат двумя фигурами. Основные правила игры. Рокировка Основные правила игры. Понятие «Рокировка» Ничья в шахматной партии. Пат. Начало партии. Закрепление по пройденным темам Подведение итогов года Итого Всего Формы аттестации 2 14 2 2 2 2 2 3 1 наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение опрос 1 1 наблюдение 2 1 5 1 7 2 наблюдение наблюдение 1 3 4 наблюдение 1 1 наблюдение 6 2 3 1 10 5 4 1 16 7 7 2 наблюдение наблюдение наблюдение 2 2 --8 2 2 2 2 ----23 4 2 2 14 6 4 2 22 2 5 5 4 6 4 72 наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение 3 3 2 6 4 49 1.3.2. Содержание учебного плана 1.Шахматная доска. Теория: Форма доски, клетки, их цвет, линии на шахматной доске. Практика: Решение упражнений и дидактических игр. 7 опрос 2. Фигуры их ходы, взятие. 2.1. Ладья, ее ходы и взятие Теория: Знакомство с ладьей. Место ладьи в начальном положении. Ход и взятие ладьи. Практика: Решение дидактических заданий, упражнений и игр. 2.2. Слон, его ходы и взятие Теория: Знакомство со слоном. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Практика: Решение дидактических заданий, упражнений и игр. 2.3. Ферзь, его ходы и взятие Теория: Знакомство с ферзем. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Практика: Решение дидактических заданий, упражнений и игр. 2.4. Король – главная фигура, его ходы, его взятия Теория: Знакомство с королем. Место коня в начальном положении. Ход короля, взятие. Король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки. Практика: Решение дидактических заданий, упражнений и игр. 2.5. Конь, его ходы Теория: Знакомство с конем. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух. Практика: Решение дидактических заданий, упражнений и игр. 2.6. Пешки, их ходы и взятие Теория: Знакомство с пешкой. Место пешки в начальном положении. Особенности пешки. Пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух. Превращение пешки в разные фигуры. Практика: Решение дидактических заданий, упражнений и игр. 2.7. Закрепление по теме «Фигуры, их ходы, взятие» Практика: решение дидактических игр на знание фигур, розыгрыши несложных положений, решение упражнений с использованием схем, опрос по теории. 3. Расстановка фигур. 3.1. Расстановка фигур на шахматной доске. Практика: расстановка фигур перед началом шахматной партии. 4.Сила фигур, их ценность. 4.1. Пешка, как единица измерения силы фигур. Теория: Сравнительная ценность фигур. Практика: Дидактические игры. 4.2. Защищенные и незащищенные фигуры. Теория: Фигуры без защиты. Фигуры под защитой. Практика: Решение простых упражнений. 4.3. Закрепление пройденного по теме «Сила фигур». Практика: Решение упражнений. 5. Понятие «Шах». Защита от шаха. 8 5.1. Понятие «шах». Теория: Шах – нападение на короля – важное шахматное понятие. Охрана своего короля. Шах королю любой фигурой. Практика: Решение дидактических заданий, упражнений и игр. 5.2. Защита от шаха. Теория: Защита короля от шаха тремя способами: «срубить фигуру», «уйти королем», «закрыться фигурой». Практика: Решение простых упражнений: «шах» королю соперника и защита своего короля от «шаха». 5.3. Закрепление пройденного по теме «Способы защиты от шаха». Практика: Индивидуальные игры, решение дидактических заданий, упражнений. 6. Понятие «мат». 6.1. Мат – как цель игры. Теория: Отличие шаха от мата. Простые маты. Практика: решение простых упражнений, дидактические игры. 6.2. Мат двумя фигурами. Практика: решение простых упражнений, дидактические игры. 7. Основные правила игры. Рокировка. 7.1. Правила игры, правила поведения во время игры. Теория: Правило «Тронул-ходи». 7.2. Понятие «Рокировка». Теория: Рокировка длинная и короткая. Выбор рокировки. Позиции, когда ее делать нельзя. Практика: Решение простых упражнений. 7.3. Ничья в шахматной партии. Теория: Мат или пат. Виды ничьи в шахматах. Практика: Решение простых упражнений. 7.4. Начало партии. Теория: Первые ходы. Центр доски и фланги. «Легкие» и «Тяжелые фигуры». Каждый ход новой фигурой. Время делать рокировку. Практика: Решение простых упражнений, дидактические игры. 7.5. Закрепление по пройденным темам Практика: Индивидуальные игры, решение дидактических заданий, упражнений. 8. Подведение итогов года Практика: Проведение опроса, решение простых упражнений, дидактических заданий. Требования к уровню подготовки Воспитанники должны знать: ⎯ иметь представление об элементарных правилах игры; ⎯ иметь представление о некоторых тактических приемах. Воспитанники должны уметь: ⎯ правильно располагать доску между партнерами, расставлять фигуры; 9 ⎯ различать горизонталь, вертикаль, диагональ; ⎯ правильно применять элементарные правила игры; ⎯ правильно делать рокировку; ⎯ ставить мат королю в 1 ход; ⎯ решать элементарные шахматные задачи. 10 1.3.3. Учебный (тематический) план № Дата Форма Месяц Неделя занятия Раздел 1. Шахматная доска 1 сентябрь 1 Беседа Часы Тема занятия Место проведения 1 1 Знакомство с детьми. Шахматная доска. Поля, линии на доске. Груп.комната1 Беседа Раздел 2. Фигуры, их ходы, взятия 2 сентябрь 2 Игра 1 1 3 сентябрь 3 Игра 1 1 4 сентябрь 4 Игра 1 1 5 октябрь 1 Игра 1 1 6 октябрь 2 Игра 1 1 7 октябрь 3 Игра 1 1 8 октябрь 4 Игра 1 1 Ладья, ее ходы. Ладья, ее взятия. Слон, его ходы. Слон, его взятия. Ферзь, его ходы. Ферзь, его взятия. Король, его ходы. Король, его взятия. Конь, его ходы. Конь, его взятия. Пешки, их ходы. Пешки, их взятия. Превращение пешки в разные фигуры. Закрепление материала по теме «Фигуры, их ходы, взятия». Раздел 3. Расстановка фигур на шахматной доске 9 ноябрь 1 Игра 1 Расстановка фигур в начальное положение. Раздел 4. Сила фигур, их ценность 10 ноябрь 1 Игра 1 Сравнительная ценность фигур. Игра «шахматный магазин». 11 ноябрь 2 Игра 1 Решение шахматных примеров. 1 Две фигуры без защиты. 12 ноябрь 3 Игра 1 Одна фигура без защиты, вторая под защитой. 1 Две фигуры под защитой. Групповая комната (сокращение автора) 1 11 Форма контроля Груп.комната Наблюдение Груп.комната Наблюдение Груп.комната Наблюдение Груп.комната Наблюдение Груп.комната Наблюдение Груп.комната Наблюдение Груп.комната Наблюдение Груп.комната Наблюдение Груп.комната Наблюдение Груп.комната Наблюдение Груп.комната Наблюдение 13 ноябрь 4 Игра 1 1 Раздел 5. Понятие «Шах». Защита от шаха. 14 декабрь 1 Игра 1 1 15 декабрь 2 Игра 1 1 16 декабрь 3 Игра 1 1 17 декабрь 4 Игра 1 1 18 декабрь 5 Игра 1 1 19 январь 2 Игра 1 1 20 январь 3 Игра 1 1 21 январь 4 Игра 1 1 Решение упражнений. Закрепление пройденного по теме «Сила фигур». Груп.комната Наблюдение Шах ладьей. Шах слоном. Шах ферзем. Шах конем. Шах пешками. Шах пешками с превращением в фигуру. Решение упражнений. Первый способ защиты – срубить фигуру. Первый способ защиты – срубить фигуру. Проведение опроса «Вопросы по теории». Второй способ защиты – уйти королем. Второй способ защиты – уйти королем. Третий способ защиты – закрыться фигурой. Третий способ защиты – закрыться фигурой. Решение упражнений. Закрепление пройденного по теме «Способы защиты от шаха». Груп.комната Наблюдение Груп.комната Наблюдение Груп.комната Наблюдение Груп.комната Наблюдение Груп.комната Наблюдение Груп.комната Наблюдение Груп.комната Наблюдение Груп.комната Наблюдение Груп.комната Наблюдение Груп.комната Наблюдение Груп.комната Наблюдение Груп.комната Наблюдение Груп.комната Наблюдение Груп.комната Наблюдение Раздел 6. Понятие «Мат» 22 февраль 1 Игра 1 Мат – как цель игры. Простые маты. 1 Мат двумя фигурами. 23 февраль 2 Игра 1 Мат двумя фигурами. 1 Мат в 1 ход. Решение упражнений. 24 февраль 3 Игра 1 Мат в 1 ход. Решение упражнений. 1 Шах или мат. Решение упражнений. Раздел 7. Основные правила игры. Рокировка. 25 февраль 4 Игра 1 Основные правила игры. 1 Понятие «Размен». 26 март 1 Игра 1 Короткая рокировка. 1 Длинная рокировка. 27 март 2 Игра 1 Расположение пешек после рокировки. 12 28 март 3 Игра 29 март 4 Игра 30 апрель 1 Игра 31 апрель 2 Игра 32 апрель 3 Игра 33 апрель 4 Игра 34 май 1 Игра 35 май 1 Беседа Раздел 8. Подведение итогов года 36 май 3 Игра 37 май итого 4 Конкурс 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Когда рокировку делать нельзя. Закрепление пройденного по теме «Рокировка». Ничья, ее виды. Пат в шахматной партии. Мат или пат. Решение упражнений Сделай ничью. Решение упражнений. Сделай ничью. Решение упражнений. Начало партии. Центр и фланги на шахматной доске. Легкие и тяжелые фигуры. Каждый ход новой фигурой. Время делать рокировку. Выигрыш фигуры. Решение упражнений. Выигрыш фигуры. Решение упражнений. Решение упражнений на тему «Шах». Решение упражнений не тему «Мат» Решение упражнений на мат в 1 ход. Проведение опроса «Вопросы по теории» 1 1 1 1 72 Игра «Волшебный мешочек». Игра «Шахматный магазин». Игровое занятие. Подведение итогов года 13 Груп.комната Наблюдение Груп.комната Наблюдение Груп.комната Наблюдение Груп.комната Наблюдение Груп.комната Наблюдение Груп.комната Контрольное занятие Контрольное занятие Груп.комната Груп.комната Опрос Груп. комната Наблюдение Актовый зал Праздник 1.4. Планируемые результаты Личностные результаты освоения программы «Шахматы» отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала. Это: – формирование основ шахматной культуры; – приучение к выполнению элементарных правил поведения в шахматной игре и умению рассчитывать свое время; – уважительное отношение к сопернику; – приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками; – дисциплинированность, внимательность, ответственности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей. Метапредметные результаты освоения программы «Шахматы» характеризуют сформированность следующих умений: – способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать, контролировать. – овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения шахматного задания; – анализировать результат своих действий; – устанавливать причинно-следственные связи; – учитывать позицию партнера. – строить речевое высказывание с использованием соответствующих шахматных терминов; – работать индивидуально и в группе. Предметные результаты Воспитанники будут знать: - названия фигур, некоторые шахматные термины; ⎯ представление о шахматной доске и ориентирование на ней; ⎯ представление об элементарных правилах игры; – представление о шахматных понятиях. Воспитанники будут уметь: ⎯ различать и называть шахматные фигуры; ⎯ владеть основными шахматными терминами; ⎯ правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске (начальное положение); ⎯ правильно применять элементарные правила игры; ⎯ ходить всеми фигурами; ⎯ играть малым числом фигур; – решать шахматные задачи в один ход. Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. 14 Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Условия реализации программы 2.1.1. Материально-техническое обеспечение • групповая комната, подготовленный в соответствие с требованиями и нормами СанПиН; • демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; • стол для преподавателя; • столы и стулья для обучающихся. 2.1.2. Информационное обеспечение Интернет-ресурсы: www.chessking.com, www.uralchess.ru https://chessbot.ru 2.1.3. Кадровое обеспечение. Образование высшее по специальности «Лесоинженерное дело», присуждена квалификация «Инженер-технолог». В 2017 году прошел переподготовку в Государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования» по программе профессиональной переподготовки «Теория и практика работы педагога дополнительного образования в образовательной организации». Общий стаж работы 20 лет, стаж педагогической работы 10 лет. 2.2. Методические материалы При обучении придерживается методики И. Г. Сухина. Её цель - привить малышам интерес к мудрой игре, ненавязчиво помочь ребенку самому разобраться в сравнительной силе фигур и, главное, содействовать формированию качеств, необходимых для успешной учебы в школе, создать у ребенка психологическую готовность к обучению. - словесные – беседа, анализ проигрываемых партий, объяснение; - наглядные – наблюдение, показ педагогом шахматных позиций, работа по образцу, игра. - практические – тренировочные упражнения. Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами. Метод проблемного обучения. Разбор партий, их творческое осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре. Методы воспитания, применяемые в обучении – поощрение, упражнение, мотивация, убеждение. Педагогические технологии Технология организации игровой деятельности. Цель: активизировать процесс познания, развить психические процессы, по формированию 15 личностных качеств воспитанников, снизить утомляемость во время занятия, с помощью игровых моментов сделать обучение более комфортным и доступным. Технология педагогического сотрудничества Цель: развивать познавательные способности детей в ходе совместной деятельности педагога и воспитанника. Технология группового обучения. Цель: создать условия для развития познавательной самостоятельности обучающихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы. Структура занятия включает в себя 3 части: Вводная – теоретическую часть (сюрпризный момент или проблемная ситуация); Основная – практическая часть (объяснение нового материала, закрепление пройденного материала и т.д.) Физкультминутка; Заключительная – подведение итогов. Для обеспечения наглядности и доступности освоения программы педагогом используется наглядные пособия следующих видов: - схематические – таблицы, схемы, рисунки; - дидактические пособия - вопросы и задания для устного или письменного опроса, практические задания; - дидактические игры и упражнения; - литература. 2.3. Формы аттестации и оценочные материалы Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: грамоты, дипломы, журнал посещаемости, протоколы соревнований. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: открытые занятия, опросы, соревнования. Оценочные материалы. Результативность обучения определяется путем диагностики среди детей в следующих формах: решение простых упражнений, беседы с фронтальным опросом, индивидуальные беседы. Диагностика проводится два раза в год: в декабре и в мае. Данные по уровню усвоения программы воспитанниками заносятся в таблицу, где основными критериями диагностики являются: знания всех фигур, умения ими ходить и делать взятия, иметь представление об элементарных правилах игры, знать шахматные понятия: рокировка, шах, мат, пат, ничья, размен, умение правильно делать рокировку, ставить мат королю в 1 ход, правильно применять элементарные правила игры. 16 РАЗДЕЛ 3. Список литературы Список литературы для детей 1. Карпов А. Е. Шахматные сюжеты. М.: Знание, 1991 2. Сухин И. Г. Волшебный шахматный мешочек. Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992 3. Сухин И. Г. Приключения в Шахматной стране. М.: Педагогика, 1991 4. Сухин И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 5. Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Астрель; АСТ, 2000. Список литературы 1. Авербах Ю. Л. Шахматные окончания / Ю. Л Авербах. — М.: Физкультура и спорт, 1981. – 288 с; 2. Белявский А, Михальчишин А. Интуиция / А. Белявский, А. Михальчишин – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. – 176 с; 3. Карпов А. Е, Гик Е. Я. Все о шахматах / А. Е. Карпов, Е. Я. Гик. — 3 – е изд, М.: ФАИР – ПРЕСС, 2005. - 528 с; 4. Карпов А. Е, Гик Е. Я. Шахматные сюжеты / А. Е. Карпов, Е. Я. Гик. — М.: Знание, 1991. – 336 с; 5. Карпов А. Е, Гик Е. Я. Шахматный калейдоскоп / А. Е. Карпов, Е. Я. Гик. — М.: Наука. Главная редакция физико – математической литературы, 1981.- 208 с; 6. Осачук А. П. Закрытый центр в шахматной партии / А. П. Осачук. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 160 с; 7. Пак В. Н. Все чемпионы мира по шахматам / В. Н. Пак. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 318 с. 8. Чернев Ирвинг. Основы шахмат. Шаг за шагом / Ирвинг Чернев — Москва: Издательство «Э», 2018. – 272 с; 9. Юзик, В. Я. Приключения шашечки и шахматика / В. К. Погрибной. – М: Ростов-на-Дону, Феникс, 2013; 17 Приложение Приложение 1. Дидактические игры и упражнения Тема: «Шахматная доска» «Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками и пешками). «Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски. «Диагональ». То же самое, но заполняется она из диагоналей шахматной доски. Тема «Шахматные фигуры» «Угадайка». Загадать какую-нибудь шахматную фигуру и спрятать её в кулаке. Предложить ребёнку догадаться, что это за фигура. Использовать подсказки(похожа на.., ходит ...) Когда ребёнок назовет загаданную фигуру, новую фигуру прячет он сам (лучше всего за спиной) и т. д. «Угадайка». Взрослый словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура. «Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, неподвижными). «Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их. «Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур. «Да или нет?». Педагог берет две шахматные фигуры, а дети отвечают, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении. «Не зевай!». Педагог говорит какую-либо фразу о начальном положении, например, «Ладья стоит в углу», и бросает кому-либо из учеников мяч; если утверждение верно, то мяч следует поймать. «Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски. Тема «Шах» «Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых дети должны определить: стоит ли король под шахом или нет. «Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю. «Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха. 18 Тема «Способы защиты» «Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога ученик отвечает двумя своими ходами подряд. «Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры. «Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру. «Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем. «Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур. Тема «Закрепление» «Игра на уничтожение». Именно здесь все плюсы шахмат начинают «работать» на ученика – формируется внутренний план действий, аналитикосинтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры); выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. Приложение 2. Вопросы для опроса 1. Сколько клеток имеет шахматная доска? 2. Сколько горизонталей и вертикалей на шахматной доске? 3. Как правильно расставить фигуры в начальное положение? 4. Как называются фигуры и как ходит каждая из них? 5. В чем заключается цель игры? 6. Что такое шах? 7. Какие есть способы защиты от шаха? 8. Что такое мат? 9. Что такое размен? 10. Что такое рокировка? 11. Для чего делают рокировку? 12. Что такое пат? 13. Чем мат отличается от пата? 14. Какой фигурой кроме пешки можно начать шахматную партию? 19 Приложение 3. Лист оценки результатов для дошкольников Теоретическая подготовка Фамилия имя Вопросы по теории декабрь УУД Ходы фигурами декабрь Взятия фигурами декабрь Теоретичес кая подготовка Вопросы по теории май 20 УУД Решение задач на выигрыш фигуры май Решение задач на тему «Шах» май Личностные результаты Итого Уровень высокий – 32,5 б.; средний – 2,4- 1,5 б. низкий ниже 1,4 б. 21