ПрограммаСОШ№1

Управление образованием Новолялинского городского округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования Новолялинского городского округа
«Дом детского творчества «Радуга»

Принята на заседании
педагогического совета
«30» августа 2024г.
Протокол №

Утверждена
приказом директора
МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга
от 30.08.2024 № 69 од

Разноуровневая дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Шахматы. СОШ №1»
Возраст обучающихся: 6 - 11 лет

Срок реализации: 4 года

Составитель: Перминов
Евгений Александрович,
педагог дополнительного образования
высшая квалификационная категория

Новая Ляля, 2024г.

Оглавление
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы ........................................................3
1.1.
Пояснительная записка ..................................................................................................3
Практическая значимость. ............................................................................................................5
1.2. Цель и задачи программы ......................................................................................................5
1.3.
Планируемые результаты ...............................................................................................6
Раздел 2. Содержание программы ...............................................................................................7
2.1. Учебный (тематический) план первого года обучения ......................................................7
2.2. Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения .............................8
2.3. Учебный (тематический) план второго года обучения .......................................................8
2.4. Содержание учебного (тематического) плана второго года обучения .............................9
2.5. Учебный (тематический) план третьего года обучения ...................................................10
2.6. Содержание учебного (тематического) плана третьего года обучения ..........................10
2.7. Учебный (тематический) план четвертого года обучения ..............................................11
2.8. Содержание учебного (тематического) плана четвертого года обучения ......................12
Раздел 3. Комплекс организационно-педагогических условий ..............................................13
3.1. Календарный учебный график ............................................................................................13
3.2. Условия реализации программы .........................................................................................14
3.2.1. Материально-техническое обеспечение программы .....................................................14
3.2.2. Кадровое обеспечение .......................................................................................................14
3.3. Методические материалы ....................................................................................................14
3.4. Формы аттестации ................................................................................................................18
3.5. Оценочные материалы .........................................................................................................18
4. Список литературы..................................................................................................................20
4.1. Нормативные документы .....................................................................................................20
4.2. Список литературы, использованной при составлении программы ...............................20
4.3. Список литературы для детей и родителей .......................................................................21
Приложение 1. Календарный учебный график первого года обучения .................................22
Приложение 2. Календарный учебный график второго года обучения .................................23
Приложение 3. Календарный учебный график третьего года обучения ................................25
Приложение 4. Календарный учебный график четвертого года обучения............................26
Приложение 5. Лист оценки результатов для школьников .....................................................28
Приложение 6. Диагностические задания по оценке уровня освоения программы .............28

2

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Шахматы – древняя игра, по творческим возможностям – богатейшая.
Сегодня обучение шахматам – популярный и эффективный инструмент
развития интеллекта детей.
Направленность программы. Разноуровневая дополнительная
общеобразовательная программа «Шахматы. СОШ№1» является программой
физкультурно-спортивной направленности.
Актуальность программы. В настоящее время, когда весь мир вступил
в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое
значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном
объеме информации, умение анализировать ее и делать логические выводы.
Очень большую роль в формировании логического и системного мышления
играют шахматы. Особенно важно обучение игре в шахматы гиперактивных
детей, которые с трудом могут долго усидеть на месте. Они становятся
спокойнее, уравновешеннее.
В последние годы шахматы, по сравнению с другими видами спорта,
отошли на второй план незаслуженно. Шахматы, как вид спорта, должны идти
в ногу с такими видами спорта, как футбол, хоккей, кроме того известно, что
в небольших поселках и городах нет базы для развития этих видов спорта.
Учитывая остроту проблемы и личную заинтересованность в развитии
шахматного спорта, творческое объединение «Шахматы» ДДТ «Радуга»
функционирует на базе нескольких школ г. Новая Ляля.
Актуальность программы заключается в том, что обучающиеся после
прохождения программы дальше самостоятельно могут осваивать игру в
шахматы и участвовать в соревнованиях.
Отличительная особенность программы. Работа с детьми по данной
программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах,
проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала. Программа
интегрирована с ежегодным графиком городских и школьных соревнований,
что позволяет обучающимся в полной мере проявить полученные
теоретические знания на практике, а также выявить недостатки в подготовке.
Занятия многообразны по своей форме: лекции, беседы, игровые занятия,
выполнение упражнений пересекаются с сеансами одновременной игры с
руководителем, конкурсами по решению задач, этюдами, турнирами, играми
с гандикапом, играми различного типа на шахматную тематику. В рамках
освоения программы проводится анализ сыгранных партий на ответственных
турнирах.
Образовательный процесс строится с учетом следующих принципов:
1.Индивидуального подхода к учащимся.
Этот принцип предусматривает взаимодействие между педагогом и
воспитанником. Подбор индивидуальных практических заданий необходимо
3

производить с учетом личностных особенностей каждого учащегося, его
заинтересованности и достигнутого уровня знаний.
2.Системности.
Полученные знания, умения и навыки, учащиеся системно применяют
на практике, участвуют в шахматных турнирах. Это позволяет использовать
знания и умения в единстве, целостности, реализуя собственный замысел, что
способствует самовыражению ребенка, развитию его творческого потенциала.
3.Комплексности и последовательности.
Реализация этого принципа предполагает, например, постепенный
переход обучающего от одной стадии шахматной партии к другой, с каждым
годом углубляя приобретенные знания, умения, навыки.
4.Цикличности.
Учащиеся всех лет обучения осваивают последовательно одни и те же
разделы, существует возможность предлагать вновь пришедшим детям
задания сначала более простые, соответствующие первому году обучения, а
затем более сложные.
5.Наглядности.
Использование наглядности повышает внимание учащихся, углубляет
их интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания,
воображения, наблюдательности, мышления.
Адресат программы. Программа является разноуровневой, рассчитана
на 4 года обучения. Каждый год обучения представлен как цикл, имеющий
задачи, учебный план, содержание программы, планируемые результаты.
В творческом объединении занимаются дети младшего школьного
возраста: 1 год обучения 6-8 лет, 2 год обучения 7-9 лет, 3 год обучения 810 лет, 4 год обучения 9-11 лет. Обучение детей шахматам в этом возрасте
совершенствует умение планировать свои действия от составления плана
решения задачи к ее практическому решению. Важным моментом является
деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают,
классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на
совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств,
как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные
формы волевого управления поведением.
Объем и сроки освоения программы. Режим занятий. Учебная
нагрузка по программе составляет 127 часов.
Продолжительность одного академического часа составляет 40 минут.
Общее количество часов в неделю:
Год обучения

Число занятий в неделю

1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения
4 год обучения

1
1
1
1

4

Продолжительность Общее число часов в
год
40 минут
31
40 минут
32
40 минут
32
40 минут
32
Итого:
127

Форма обучения - очная. В школах занятия проводятся в учебных
кабинетах в свободное от учебы время.
Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов,
бесед, анализируются сыгранные ребятами партии, а также разбираются
партии известных шахматистов, ребята готовят доклады по истории шахмат.
Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и
сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач,
этюдов, и игровые занятия, турниры, игры с гандикапом, игры различного
типа на шахматную тематику.
Индивидуальный подход проводится для детей, у которых возникают
трудности с усвоением программы, но и для тех воспитанников, которые
способны на изучение материала быстрее и глубже остальных.
Педагогическая целесообразность программы в том, что происходит
вовлечение детей в такой интеллектуальный, значимый вид спорта, как
шахматы. В предлагаемой программе реализуется связь с общим
образованием, выраженная в более эффективном и успешном освоении
учащимися общеобразовательной программы благодаря развитию личности
способной к логическому и аналитическому мышлению, а также
настойчивости в достижении цели. В целях приобщения детей к жизни
объединения и Дома детского творчества «Радуга» планируется вовлечение
детей в общие воспитательные и досуговые мероприятия.
Практическая значимость.
Программа разработана на основе разноуровневого подхода и
предусматривает три уровня сложности: стартовый (ознакомительный),
базовый, продвинутый.
Первый год обучения – уровень стартовый (ознакомительный).
Обучающиеся с знакомятся с первоначальными понятиями, правилами
игры, с удовольствием играют в шахматы.
Второй и третий год обучения - базовый уровень.
Обучающиеся знакомятся с основными тактическими приемами,
открытыми дебютами и основными идеями эндшпиля.
Четвертый год обучения - продвинутый уровень.
Обучающиеся знакомятся более углубленно с различными дебютами и
ловушками, уверенно применяют тактические приемы на практике.
Особенности организации образовательной деятельности. Группы
одного возраста с постоянным составом.
Формы реализации образовательной программы – традиционная
модель. Представляет собой линейную последовательность освоения
содержания в течении одного или нескольких лет обучения в одной
образовательной организации.
1.2. Цель и задачи программы

5

Цель программы – развитие интеллектуальных и творческих
способностей детей посредством организации полноценного досуга через
обучение игре в шахматы.
Задачи. Обучающие:
−
познакомить с историей шахмат;
−
дать обучающимся теоретические знания о шахматной игре и
рассказать о правилах игры и правилах турнирного поведения;
−
привить обучающимся навыки самостоятельной работы с учебной
шахматной литературой;
−
научить делать выводы и ставить задачи на будущее.
Развивающие:
−
развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость;
−
привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом;
−
планировать свою деятельность, работать самостоятельно;
−
научить применять полученные знания на практике при игре с
друзьями и взрослыми.
Воспитательные:
−
научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них;
−
учить выбирать из множества единственно правильное решение;
−
ввести в мир логической красоты и образного мышления;
−
расширить представления об окружающем мире;
−
научить уважать соперника.
1.3. Планируемые результаты
Метапредметные. Регулятивные УУД. Обучающийся научится:
– работать по предложенному педагогом плану,
– самостоятельно планировать свою деятельность;
– совместно с педагогом и другими воспитанниками давать
объективную оценку сыгранной партии.
Познавательные УУД. Обучающийся научится:
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
разные источники информации;
– перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всей команды;
Коммуникативные УУД. Обучающийся научится:
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль;
– принимать другую точку зрения, отличную от своей;
– выслушивать собеседника и вести диалог.
Личностные результатами освоения программы «Шахматы» является
формирование следующих умений:
−
рост интеллектуального и социального развития;
−
выбирать из множества вариантов единственно правильное
решение;
−
работать самостоятельно;
6

−
уважать соперника.
Предметные. Обучающиеся будут знать:
−
правила игры и турнирного поведения;
−
основные тактики и стратегия, активно применять в своей игре
тактические приемы;
−
основы по разыгрыванию дебюта, миттельшпиля и эндшпиля;
Обучающиеся будут уметь:
−
решать задачи на мат в несколько ходов;
−
проводить комбинации;
−
применять полученные теоретические знания на практике.
Раздел 2. Содержание программы
2.1. Учебный (тематический) план первого года обучения
Стартовый уровень
Цель. Знакомство с правилами игры в шахматы, и первоначальными
понятиями.
Задачи.
Образовательные:
- привить устойчивый интерес учащихся к занятиям по шахматам;
- создать условия для усвоения и понимания правил и понятий
шахматной игры.
Развивающие:
- создать условия для мотивации учащихся к познанию нового,
неизвестного для них;
- развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость.
Воспитательные:
−
ввести в мир логической красоты и образного мышления;
−
расширить представления об окружающем мире.
№

Количество часов

Тема / Виды деятельности

1.
Организационное занятие
2.
Шахматы – спорт, наука, искусство
3.
Правила игры
4.
Первоначальные понятия
5.
Дебют
6.
Тактика игры
7.
Эндшпиль
8.
Конкурсы по решению задач
Всего:

7

теория

практика

Всего

1
1
1
4
2
1
1
11

8
3
4
2
3
20

1
1
1
12
5
5
3
3
31

Формы
аттестации
Беседа
Беседа
Беседа
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Конт. занятие

2.2. Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения
1.
2.
3.
4.

5.

6.

7.

8.

Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год.
Правила техники безопасности.
Шахматы – спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат. Различные
системы проведения шахматных соревнований.
Правила игры. Правила турнирного поведения. Правило «тронул-ходи».
Практические занятия: запоминание элементарных правил.
Первоначальные понятия. Шах, мат, ничья. Относительная ценность фигур.
Практические занятия: упражнения на запоминание правил шахматной нотации,
игры с ограниченным набором фигур, простейшие этюды.
Дебют. Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания.
Рокировка.
Практика: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ
наиболее часто повторяющихся ошибок.
Тактика игры. Понятие о тактике и комбинации. Простые тактические приемы.
Пат.
Практика: разбор специально подобранных позиций, решение тематических
этюдов.
Эндшпиль. Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в
эндшпиле. Правило квадрата. Практика: разбор и разыгрывание с партнером
специально подобранных позиций, решение задач.
Конкурсы по решению задач. Понятие о позиции. Правила проведения
конкурсов решений.
Практика: решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса.

Требования к уровню подготовки
После первого года обучения обучающиеся должны знать:
- представление об истории и происхождении шахмат;
- правила игры и турнирного поведения;
- основные шахматные понятия.
К концу первого года обучения обучающиеся должны уметь:
- активно применять в своей игре простые тактические приемы;
- владеть первоначальными знаниями по разыгрыванию дебюта и
эндшпиля;
- применять полученные теоретические знания на практике;
- с удовольствием играть в шахматы;
- видеть и осознавать свои ошибки.
2.3. Учебный (тематический) план второго года обучения
Базовый уровень.
Цель. Знакомство с основными тактическими приемами.
Задачи.
Образовательные:
- привить обучающимся навыки самостоятельной работы с учебной
шахматной литературой.
Развивающие:
8

- научить применять полученные знания на практике при игре с
друзьями и взрослыми;
- планировать свою деятельность, работать самостоятельно.
Воспитательные:
- учить выбирать из множества единственно правильное решение.
№

Количество часов
теория
практика

Тема / Виды деятельности

Вводное занятие
Шахматы – спорт, наука, искусство
Тактика игры
Стратегия игры
Дебют
Миттельшпиль
Эндшпиль
Конкурсы по решению задач
Сеанс одновременной игры с
9.
руководителем
Всего:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Всего

1
1
1
2
2
1
1
-

4
6
4
2
3
3

1
1
5
8
6
3
4
3

-

1

1

10

22

32

Формы
аттестации

Беседа
Беседа
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Опрос
Конт. задание

2.4. Содержание учебного (тематического) плана второго года обучения
1.
2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.
9.

Вводное занятие. Теория: постановка задач на год. Правила техники безопасности.
Шахматы – спорт, наука, искусство. Теория: краткая история шахмат.
Классификационная система. Русские и советские шахматисты. Практика:
изучение системы проведения шахматных соревнований.
Тактика игры. Теория: основные тактические приемы. Понятие темпа.
Контрудары. Тактические возможности позиций.
Практика: разбор специально подобранных позиций, решение тематических
этюдов.
Стратегия игры. Теория: принципы разыгрывания середины партии.
Централизация. Комбинационные тактические приемы.
Практика: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.
Дебют. Теория: план в дебюте. Дебютные принципы. Открытые дебюты. Основные
идеи некоторых начал.
Практика: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ
наиболее часто повторяющихся ошибок.
Миттельшпиль. Теория: основные идеи миттельшпиля. Форсированный переход
в эндшпиль.
Практика: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.
Эндшпиль. Теория: пешечный эндшпиль. Легкофигурный эндшпиль. Ладейные
окончания.
Практика: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций,
решение задач.
Конкурсы по решению задач.
Практика: решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса.
Сеансы одновременной игры.
Практика: проведение руководителем сеансов одновременной игры (в том числе
тематических) с последующим разбором партий.

Требования к уровню подготовки
9

К концу второго года обучения дети должны знать:
- историю русских (советских) шахмат, имена чемпионов мира;
- представление об организации шахматных соревнований;
- розыгрыши основных дебютов и окончаний;
- правила этикета при игре в шахматы
К концу второго года обучения дети должны уметь:
- уверенно владеть тактическими приемами, стараться их сочетать;
- строить и стараться реализовывать свои стратегические планы;
- с удовольствием играть в шахматы;
- участвовать в соревнованиях, различных мероприятиях;
- осознавать свои ошибки, видеть ошибки соперника,
- самостоятельно оценить позицию: преимущества и недостатки у
каждой из сторон, возможные варианты развития событий.
2.5. Учебный (тематический) план третьего года обучения
Базовый уровень
Цель. Знакомство с основными дебютами, основами разыгрывания
эндшпиля.
Задачи.
Образовательные:
- познакомить с принципами разыгрывания различных дебютов;
- научить делать выводы и ставить задачи на будущее.
Развивающие:
- развитие умений производить логические операции (анализ, синтез,
сравнение, обобщение).
Воспитательные:
- воспитание важных личностных качеств (усидчивость, настойчивость,
трудолюбие, целеустремлённость, воля к победе, эмоциональная
устойчивость к поражениям).
№

Тема / Вид деятельности

1.

3.

Вводное занятие
Шахматы – спорт, наука,
искусство
Тактика игры и стратегия игры

4.
5.

2.

Количество часов
теория
1

практика Всего
1

1

-

1

2

4

6

Дебют

2

5

7

Эндшпиль

3

7

10

10

3
4
22

3
4
32

6
Сеансы одновременной игры
7.
Конкурсы по решению задач
Всего:

Формы
аттестации
Беседа
Беседа
Наблюдение
Наблюдение,
сам. работа
Наблюдение.
сам. раб
Конт. занятие
Конт. занятие

2.6. Содержание учебного (тематического) плана третьего года обучения
10

1. Вводное занятие. Теория: постановка задач на год. Правила техники безопасности.
Шахматы – спорт, наука, искусство. Теория: краткая история шахмат. Проникновение
2. шахмат в Европу и Россию. Претенденты на шахматную корону. ФИДЕ. Сильнейшие
шахматисты современности. Знакомство с системами проведения соревнований.
3.

4.

5.

6.
7.

Тактика и стратегия игры. Теория: защита от тактических приемов. Атака при
разносторонних и односторонних рокировках. Атака на нерокированного короля.
Комбинирование приемов. Активные и пассивные фигуры. Лавирование.
Практика: разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов.
Дебют. Теория: развитие фигур и борьба за центр в наиболее популярных дебютах. Выбор
дебютного репертуара.
Практика: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ партий
известных шахматистов.
Эндшпиль. Теория: фигура против пешки. Позиционная ничья. Борьба фигур в эндшпиле.
Особенности каждой фигуры в эндшпиле.
Практика: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение
задач.
Сеансы одновременной игры.
Практика: проведение руководителем кружка сеансов одновременной игры (в том числе
тематических) с последующим разбором партий с кружковцами.
Конкурсы по решению задач.
Практика: решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса.

Требования к уровню подготовки. К концу третьего года обучения
дети должны знать:
- историю мировых и отечественных шахмат;
- имена чемпионов мира;
- розыгрыши основных дебютов и окончаний, имеет в своем арсенале
несколько наиболее проработанных дебютов.
К концу третьего года обучения дети должны уметь:
- разбираться в системах проведения шахматных соревнований;
- записывать партию;
- уверенно владеть тактическими приемами, грамотно их
комбинировать;
- строить и реализовывать стратегические планы, читать планы
противника;
- следовать правилам этикета без напоминаний, не боясь признать свое
поражение;
- осознавать свои и чужие ошибки, искать их причину, стараться
использовать ошибки соперника.
К концу третьего года обучения обучающиеся получат
возможность:
- проявлять инициативу, помогать начинающим, заниматься
самостоятельно.
2.7. Учебный (тематический) план четвертого года обучения
Продвинутый уровень
Цель. Знакомство с различными дебютами и дебютными ловушками.
Задачи.
11

Образовательные:
- подготовка шахматистов-разрядников.
Развивающие:
- формирование системного и конкретного мышления, развития
долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого
воображения.
Воспитательные:
- формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки,
воспитания уважения к чужому мнению.
№

Тема / Вид деятельности

1.

3.
4.

Вводное занятие
Шахматы – спорт, наука,
искусство
Тактика и стратегия игры
Дебют

5.

Эндшпиль

6.

Сеансы
игры

одновременной

7.

Конкурсы
задач

по

2.

Всего:

решению

Количество часов
теория
1

практика Всего
1

1

-

1

2
3

5
7

7
10

2

4

6

-

3

3

-

4

4

10

22

32

Формы
аттестации
Беседа
Беседа
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение,
сам. работа
Контрольное
занятие
Контрольное
занятие,
сам.работа

2.8. Содержание учебного (тематического) плана четвертого года
обучения
1. Вводное занятие. Теория: постановка задач на год. Правила техники безопасности.
Шахматы – спорт, наука, искусство. Теория: краткая история шахмат.
Некоронованные (неофициальные) чемпионы мира. Творчество Пола Морфи.
2.
Сильнейшие шахматисты современности. Знакомство с системами проведения
соревнований.
Тактика и стратегия игры. Теория: сочетание тактических приемов: связки и
двойного удара, связки и перекрытия. Понятие «рентген» в шахматах. Закрытый
3. (неподвижный) центр в шахматной партии. План игры. Подрыв центра на ферзевом
фланге. Подрыв центра на королевском фланге. Игра на фланге без подрыва центра.
Практика: разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов.
Дебют. Теория: развитие фигур и борьба за центр в закрытых дебютах. Дебютные
ошибки. Выбор дебютного репертуара. Принятый ферзевой гамбит. Отказанный
ферзевой гамбит. Английское начало. Староиндийская защита. Новоиндийская
4.
защита.
Практика: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ
партий известных шахматистов.
Эндшпиль. Теория: понятие «оппозиция» в шахматах. Метод треугольника.
Позиционная ничья. Борьба фигур в эндшпиле. Сочетание тактических приемов с
5. участием проходной пешки.
Практика: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций,
решение задач.
12

Сеансы одновременной игры.
6. Практика: проведение руководителем объединения сеансов одновременной игры (в
том числе тематических) с последующим разбором партий.
Конкурсы решения задач, этюдов.
7.
Практика: решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса.

Требования к уровню подготовки. К концу четвертого года
обучения дети должны знать:
- историю мировых и отечественных шахмат;
- имена чемпионов мира и претендентов на шахматную корону,
современных шахматистов;
- розыгрыш открытых, полуоткрытых и закрытых дебютов и их
названия, иметь в своем арсенале несколько наиболее проработанных
дебютов;
- все тактические приемы и шахматные термины.
К концу четвертого года обучения дети должны уметь:
- разбираться в системах проведения шахматных соревнований;
- оценивать свою позицию на любой стадии шахматной партии;
- уверенно владеть тактическими приемами, грамотно их
комбинировать;
- строить и реализовывать стратегические планы, читать планы
противника;
- осознавать свои и чужие ошибки, искать их причину, стараться
использовать ошибки соперника;
- самостоятельно грамотно анализировать позиции, четко направлять
тактические приемы на реализацию стратегических планов.
К концу четвертого года обучения обучающиеся получат
возможность:
- участвовать в проводимых мероприятиях не только как участник, но и
как организатор;
- проявлять инициативу, помогать начинающим, заниматься
самостоятельно.
Раздел 3. Комплекс организационно-педагогических условий
3.1. Календарный учебный график
Год
обучения
1 год

Дата
начала
обучения
16.09.2024

Дата
окончания
обучения
24.05.2025

Количество
учебных
недель
31

2 год

16.09.2024

24.05.2025

32

3 год

16.09.2024

24.05.2025

32

13

Количество Количество
Режим
учебных
учебных
занятий
дней
часов
31
31
1 занятие
по 1 часу
в неделю
32
32
1 занятие
по 1 часу
в неделю
32
32
1 занятие
по 1 часу
в неделю

4 год

16.09.2024

24.05.2025

32

32

32

1 занятие
по 1 часу
в неделю

Каникулы.
Осенние 27.10.2024-03.11.2024
Зимние 29.12.2024-10.01.2025
Весенние 29.03.2025-06.04.2025

3.2. Условия реализации программы
3.2.1. Материально-техническое обеспечение программы
Занятия проводятся в учебном кабинете. На занятиях используются:
• магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами – 1 штука;
• шахматные часы – 3 штуки;
• словарь шахматных терминов;
• комплекты шахматных фигур с досками – 8 штук.
3.2.2. Кадровое обеспечение
Программу ведет педагог дополнительного образования Перминов
Евгений Александрович. Образование высшее по специальности
«лесоинженерное дело», прошел профессиональную подготовку по
специальности
«педагог
дополнительного
образования»,
высшая
квалификационная категория. Является призёром Всероссийского конкурса
профессионального мастерства работников сферы дополнительного
образования «Сердце отдаю детям».
3.3. Методические материалы
1 год обучения
№ Название раздела,
п/п темы

Материальнотехническое оснащение,
дидактикометодический материал
Магнитная
демонстрационная
доска. Комплекты
настольных шахмат.

1

Организационное
занятие

2

Шахматы-спорт,
наука, искусство

Магнитная
демонстрационная
доска. Комплекты
настольных шахмат.

3

Правила игры

Магнитная
демонстрационная
доска. Комплекты
настольных шахмат.
Шахматные часы.

4

Первоначальные
понятия

Магнитная
демонстрационная
14

Формы, методы,
приемы обучения.
Педагогические
технологии
Словесные,
наглядные.
Технология
группового
обучения
Словесные,
наглядные.
Технология
группового
обучения
Словесные,
наглядные,
практические.
Технология
группового
обучения
Словесные,
наглядные,

Формы
учебного
занятия
Беседа

Беседа

Беседа.
Игра в парах

Беседа.
Игра в парах

5

Дебют

6

Тактика игры

7

Эндшпиль

8

Конкурсы по
решению задач

доска. Комплекты
настольных шахмат.
Шахматные часы.
Шахматная литература.
Магнитная
демонстрационная
доска. Комплекты
настольных шахмат.
Шахматные часы.
Шахматная литература.
Магнитная
демонстрационная
доска. Комплекты
настольных шахмат.
Шахматные часы.
Шахматная литература.
Магнитная
демонстрационная
доска. Комплекты
настольных шахмат.
Шахматные часы.
Шахматная литература.
Магнитная
демонстрационная
доска. Комплекты
настольных шахмат.
Шахматные часы.
Шахматная литература.

практические.
Технология
группового
обучения
Словесные,
наглядные,
практические.
Технология
группового
обучения
Словесные,
наглядные,
практические.
Технология
группового
обучения
Словесные,
наглядные,
практические.
Технология
группового
обучения
Словесные,
наглядные,
практические.
Технология
группового
обучения

Беседа.
Игра в парах

Беседа.
Игра в парах

Беседа.
Игра в парах

Контрольное
занятие

2 год обучения
№ Название
п/п раздела, темы

Материальнотехническое оснащение,
дидактико-методический
материал
Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат.

1

Вводное занятие

2

Шахматы-спорт, Магнитная
наука, искусство демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат.

3

Тактика игры

4

Стратегия игры

Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат. Шахматные
часы. Шахматная
литература.
Магнитная
демонстрационная доска.
15

Формы, методы,
приемы обучения.
Педагогические
технологии
Словесные,
наглядные.
Технология
группового
обучения
Словесные,
наглядные.
Технология
группового
обучения
Словесные,
наглядные,
практические.
Технология
группового
обучения
Словесные,
наглядные,

Формы
учебного
занятия
Беседа

Беседа

Беседа.
Игра в парах

Беседа.
Игра в парах

5

Дебют

6

Миттельшпиль

7

Эндшпиль

8

Конкурсы по
решению задач

9

Сеанс
одновременной
игры

Комплекты настольных
шахмат. Шахматные
часы. Шахматная
литература.
Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат. Шахматные
часы. Шахматная
литература.
Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат. Шахматные
часы. Шахматная
литература.
Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат. Шахматные
часы. Шахматная
литература.
Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат. Шахматные
часы. Шахматная
литература.
Комплекты настольных
шахмат.

практические.
Технология
группового
обучения
Словесные,
наглядные,
практические.
Технология
группового
обучения
Словесные,
наглядные,
практические.
Технология
группового
обучения
Словесные,
наглядные,
практические.
Технология
группового
обучения
Словесные,
наглядные,
практические.
Технология
группового
обучения
Игра. Технология
группового
обучения

Беседа.
Игра в парах

Беседа.
Игра в парах

Беседа.
Игра в парах

Контрольное
занятие

Контрольное
занятие

3 год обучения
№ Название
п/п раздела, темы

Материальнотехническое оснащение,
дидактико-методический
материал
Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат.

1

Вводное занятие

2

Шахматы-спорт, Магнитная
наука, искусство демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат.

3

Тактика и
стратегия игры

Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат. Шахматные
16

Формы, методы,
приемы обучения.
Педагогические
технологии
Словесные,
наглядные.
Технология
группового
обучения
Словесные,
наглядные.
Технология
группового
обучения
Словесные,
наглядные,
практические.
Технология

Формы
учебного
занятия
Беседа

Беседа

Беседа.
Игра в парах

4

Дебют

5

Эндшпиль

6

Сеанс
одновременной
игры
Конкурсы по
решению задач

7

часы. Шахматная
литература.
Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат. Шахматные
часы. Шахматная
литература.
Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат. Шахматные
часы. Шахматная
литература.
Комплекты настольных
шахмат.
Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат. Шахматные
часы. Шахматная
литература.

группового
обучения
Словесные,
наглядные,
практические.
Технология
группового
обучения
Словесные,
наглядные,
практические.
Технология
группового
обучения
Игра. Технология
группового
обучения
Словесные,
наглядные,
практические.
Технология
группового
обучения

Беседа.
Игра в парах

Беседа.
Игра в парах

Контрольное
занятие
Контрольное
занятие

4 год обучения
№ Название
п/п раздела, темы

Материальнотехническое оснащение,
дидактико-методический
материал
Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат.

1

Вводное занятие

2

Шахматы-спорт, Магнитная
наука, искусство демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат.

3

Тактика и
стратегия игры

4

Дебют

Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат. Шахматные
часы. Шахматная
литература.
Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат. Шахматные
часы. Шахматная
литература.
17

Формы, методы,
приемы обучения.
Педагогические
технологии
Словесные,
наглядные.
Технология
группового
обучения
Словесные,
наглядные.
Технология
группового
обучения
Словесные,
наглядные,
практические.
Технология
группового
обучения
Словесные,
наглядные,
практические.
Технология
группового
обучения

Формы
учебного
занятия
Беседа

Беседа

Беседа.
Игра в парах

Беседа.
Игра в парах

5

Эндшпиль

6

Сеанс
одновременной
игры
Конкурсы по
решению задач

7

Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат. Шахматные
часы. Шахматная
литература.
Комплекты настольных
шахмат.
Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат. Шахматные
часы. Шахматная
литература.

Словесные,
наглядные,
практические.
Технология
группового
обучения
Игра. Технология
группового
обучения
Словесные,
наглядные,
практические.
Технология
группового
обучения

Беседа.
Игра в парах

Контрольное
занятие
Контрольное
занятие

3.4. Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
грамоты, дипломы, журнал посещаемости, протоколы соревнований.
Формы
предъявления
и
демонстрации
образовательных
результатов: открытые занятия, соревнования.

Личностные результаты

3.5. Оценочные материалы
Характеристика оценочных материалов
Планируемые
результаты

Критерии
оценивания

Виды
контроля/промежуточно
й аттестации

Рост
интеллектуальног
о и социального
развития
Умение выбирать
из множества
вариантов
единственно
правильное
решение
Умение работать
самостоятельно

Участие в
шахматных
турнирах

Соревнование, турнир

Решение
шахматных
задач

Промежуточная и
итоговая аттестации

Наблюдение,
контрольное
занятие

Работа с
шахматной
литературой;
Участие в
онлайнтурнирах

Промежуточная и
итоговая аттестации

Наблюдение,
сеанс
одновременной
игры

18

Диагностически
й
инструментарий
(формы, методы,
диагностики)
Грамоты,
итоговый
протокол

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Умение уважать
соперника

Игра в парах

Наблюдение

Игра в парах, с
руководителем

Беседа,
наблюдение,
опрос

Работа с
шахматной
литературой и
интернет
источниками

Самостоятельная работа

Беседа,
наблюдение,
опрос,
практические
задания

Умение доносить
свою позицию до
других: оформлять
свою мысль

Оценка
объяснения
позиции,
ситуации

Самостоятельная работа

Умение
принимать другую
точку зрения,
отличную от своей

Оценка
поведения в
конфликтной
ситуации

Ведение диалога

Наблюдение,
беседа,
разыгрывание
шахматных
комбинаций
Беседа,
наблюдение

Участие в
шахматных
турнирах

Соревнование, турнир

Грамоты,
итоговый
протокол

Решение
шахматных
задач
Участие в
шахматных
турнирах,
решение
шахматных
задач
Участие в
шахматных
турнирах,
сеанс
одновременно
й игры,
онлайнтурниры

Промежуточная и
итоговая аттестации

Наблюдение,
контрольное
занятие
Грамоты,
итоговый
протокол.
Наблюдение,
контрольное
занятие
Грамоты,
итоговый
протокол.
Наблюдение,
опрос, беседа

Совместно с
педагогом и
другими
воспитанниками
дает объективную
оценку сыгранной
партии.
Умение добывать
новые знания:
находить ответы
на вопросы,
используя разные
источники
информации

Знание основ по
разыгрыванию
дебюта,
миттельшпиля и
эндшпиля;
Умение решать
задачи на мат в
несколько ходов
Проведение
различных
комбинаций

Применение
полученные
теоретических
знаний на
практике.

Оценка
поведения
после победы в
шахматной
партии
Анализ
сыгранных
партий

Соревнование, турнир.
Промежуточная и
итоговая аттестации

Соревнование, турнир

19

4. Список литературы
4.1. Нормативные документы
Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматы» разработана
в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273Ф3.
2.
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 №
678-р.
3.
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от
29.05.2015 № 996-р.
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее-СанПиН).
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
7.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 № 629
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
8.
Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении
Целевой
модели
развития
региональных
систем
дополнительного образования детей».
9.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015
№ 09-3242 «О направлении информации» (вместе с Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы).
10. Устав МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга».
11. Образовательная программа МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга».
4.2. Список литературы, использованной при составлении программы
1. Авербах, Ю. А. Шахматные окончания [текст] / Ю. А. Авербах.- М.:
Физкультура и спорт, 1981;
2. Карпов, А. Е. Шахматные сюжеты [текст] / А. Е. Карпов, Е. Я. Гик.- М.:
Знание, 1991;
3.Карпов, А. Е. Все о шахматах [текст] / А. Е. Карпов, Е. Я. Гик.- М.: ФАИРПРЕСС, 2005;
4.Карпов, А. Е. Шахматный калейдоскоп [текст]/ А. Е. Карпов, Е. Я.Гик.- М.:
Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1981;
20

5. Осачук, А. П. Закрытый центр в шахматной партии [текст] / А. П.Осачук.Ростов н/Д: Феникс,2005;
6.Пак, В. Н. Все чемпионы мира по шахматам [текст] / В. Н. Пак.-М.: АСТ:
Донецк: Сталкер,2005.
4.3. Список литературы для детей и родителей
1. Авербах, Ю. Шахматная школа [текст] / Ю. Авербах, А. Котов. – Ростов н/Д:
Феникс, 2007;
2. Карпов, А. Е. Учитесь шахматам [текст] / А. Е. Карпов. — М.: Эгмонт
Россия Лтд, 2004;
3. Карпов, А. Е. Школьный шахматный учебник [текст] / А. Е. Карпов, А. Б.
Шингирей. — М.: Русский шахматный дом, 2005;
4. Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей [текст] / В. В.
Костров, Д. А. Давлетов. — СПб.: Литера, 2005;
5. Мазаник, С.В. Шахматы для всей семьи [текст] / С.В. Мазаник. — СПб.:
Питер, 2009;
6. Петрушина, Н. М. Шахматный учебник для детей [текст] / Н. М. Петрушина
– Ростов н/Д Феникс, 2006;
7. Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] / И.
Г. Сухин. — Ростов н/Д: Феникс, 2004.

21

Приложение 1. Календарный учебный график первого года обучения
№

Дата

Форма
занятия
Раздел 1 Организационное занятие
1
сентябрь
3
Игра в парах
Месяц

Часы

Тема занятия

Место
Форма
проведения контроля

1

Знакомство с детьми.
История развития шахмат

Кабинет

Беседа

Знакомство с шахматной доской, поля, их цвет, линии на
доске

Кабинет

Беседа

1

Основные правила шахматной игры

Кабинет

Наблюдение

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Фигуры, их ходы, взятия
Фигуры, их ходы, взятия
Фигуры, их ходы, взятия
Сила фигур, их ценность
Сила фигур, их ценность
Цель игры, понятие «шах».
Шах разными фигурами
Способы защиты от шаха
Понятие «мат». Простые маты
Мат разными фигурами
Мат разными фигурами
Закрепление пройденного по теме
«Первоначальные понятия»

Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Сам. работа1

1
1
1

Рокировка короткая и длинная
Расположение пешек после рокировки
Когда рокировку делать нельзя

Кабинет
Кабинет
Кабинет

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

Неделя

Раздел 2 Шахматы – спорт, наука, искусство
2
сентябрь
4
Игра в парах 1
Раздел 3 Правила игры
3
октябрь
1
Игра в парах
Раздел 4 Первоначальные понятия
4
октябрь
2
Игра в парах
5
октябрь
3
Игра в парах
6
октябрь
4
Игра в парах
7
ноябрь
1
Игра в парах
8
ноябрь
2
Игра в парах
9
ноябрь
3
Игра в парах
10 ноябрь
4
Игра в парах
11 декабрь
1
Игра в парах
12 декабрь
2
Игра в парах
13 декабрь
3
Игра в парах
14 декабрь
4
Игра в парах
15 январь
2
Игра в парах
Раздел 5 Дебют
16 январь
3
17 январь
4
18 февраль
1
1

Игра в парах
Игра в парах
Игра в парах

Самостоятельная работа (сокращение автора)

19

февраль

2

Игра в парах

20 февраль
4
Игра в парах
Раздел 6 Тактика игры
21 март
1
Игра в парах
22 март
2
Игра в парах
23 март
3
Игра в парах
24 март
4
Игра в парах
25 апрель
1
Игра в парах
Раздел 7 Эндшпиль
26 апрель
2
Игра в парах
27 апрель
3
Игра в парах
28 апрель
4
Игра в парах
Раздел 8 Конкурсы по решению задач
29 май
1
Игра в парах

1

Решение упражнений на пройденные темы

Кабинет

1

Закрепление пройденного

Кабинет

Контрольное
занятие
Наблюдение

1
1
1
1
1

Понятие «Размен»
Понятие «Сдвоенные пешки»
Ничья, ее виды.
Пат, решение упражнений
Вечный шах, решение упражнений

Кабинет
Кабинет
Кабинет

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

Кабинет

Наблюдение

1
1
1

Эндшпиль. Король и пешка против короля.
Правило квадрата
Две пешки против короля

Кабинет
Кабинет
Кабинет

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

1

Конкурсы по решению задач на выигрыш фигуры

Кабинет

Контрольное
занятие
Контрольное
занятие
Опрос

30

май

2

Игра в парах

1

Конкурсы по решению задач на мат

Кабинет

31

май
итого

3

Беседа

1
31

От теории к практике

Кабинет

Приложение 2. Календарный учебный график второго года обучения
№

Дата

Форма
Часы
занятия
Раздел 1 Вводное занятие
1
сентябрь 3
Игра в парах 1
Раздел 2 Шахматы – спорт, наука, искусство
2
сентябрь 4
Игра в парах 1
Раздел 3 Тактика игры
3
октябрь 1
Игра в парах 1
4
октябрь 2
Игра в парах 1
5
октябрь 3
Игра в парах 1
Месяц

Тема занятия

Место
Форма
проведения контроля

Постановка задач на год. Шахматная нотация.

Кабинет

Беседа

Русские чемпионы мира по шахматам

Кабинет

Беседа

Понятие «Вилка»
Защита от вилки
Понятие «Связка»

Кабинет
Кабинет
Кабинет

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

Неделя

23

6
октябрь 4
Игра в парах
7
ноябрь
1
Игра в парах
Раздел 4 Стратегия игры
8
ноябрь
2
Игра в парах
9
ноябрь
3
Игра в парах
10 ноябрь
4
Игра в парах
11 декабрь 1
Игра в парах
12 декабрь 2
Игра в парах
13 декабрь 3
Игра в парах
14

декабрь

4

Игра в парах

1
1

Понятие «Перекрытие»
Понятие «Двойной шах». Понятие «Двойной удар»

Кабинет
Кабинет

Наблюдение
Наблюдение

1
1
1
1
1
1

Понятие «Материальный перевес»
Понятие «Блокировка»
Понятие «Сквозной удар»
Понятие «Завлечение»
Понятие «Отвлечение»
Решение упражнений на пройденные темы

Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет

1

Решение задач на пройденные темы

Кабинет

От теории к практике

Кабинет

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Контрольное
занятие
Контрольное
занятие
Опрос

Открытые дебюты. Итальянская партия
Русская партия
Королевский гамбит
Испанская партия
Испанская партия
Выбор дебюта, закрепление пройденного

Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

Реализация материального перевеса
Понятие «позиционный перевес»
Решение упражнений

Кабинет
Кабинет
Кабинет

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

Слон и пешка против короля
Конь и пешка против короля
Ладейный эндшпиль
Двух ладейный эндшпиль

Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

Решение задач на мат в 2 хода

Кабинет

Контрольное
занятие

15 январь
2
Беседа
1
Раздел 5 Дебют
16 январь
3
Игра в парах 1
17 январь
4
Игра в парах 1
18 февраль 1
Игра в парах 1
19 февраль 2
Игра в парах 1
20 февраль 3
Игра в парах 1
21 февраль 4
Игра в парах 1
Раздел 6 Миттельшпиль
22 март
1
Игра в парах 1
23 март
2
Игра в парах 1
24 март
3
Игра в парах 1
Раздел 7 Эндшпиль
25 март
4
Игра в парах 1
26 апрель
1
Игра в парах 1
27 апрель
2
Игра в парах 1
28 апрель
3
Игра в парах 1
Раздел 8 Конкурсы по решению задач
29 апрель
4
Игра в парах 1

24

Наблюдение

30

май

1

Игра в парах

1

31 май
2
Беседа
1
Раздел 9 Сеанс одновременной игры
32 май
3
Игра
1
итого

Решение задач на выигрыш фигуры

Кабинет

От теории к практике

Кабинет

Сеанс одновременной игры с руководителем

Кабинет

Контрольное
занятие
Опрос
Контрольное
занятие

32

Приложение 3. Календарный учебный график третьего года обучения
№

Дата
Форма
Часы
Неделя занятия
Месяц
Раздел 1 Вводное занятие
1
сентябрь
3
Игра в парах
1
Раздел 2 Шахматы – спорт, наука, искусство
2
сентябрь
4
Игра в парах
1
Раздел 3 Тактика и стратегия игры
3
октябрь
1
Игра в парах
4
октябрь
2
Игра в парах
5
октябрь
3
Игра в парах
6
октябрь
4
Игра в парах
7
ноябрь
1
Игра в парах
8
ноябрь
2
Игра в парах
Раздел 4 Дебют
9
ноябрь
3
Игра в парах
10 ноябрь
4
Игра в парах
11 декабрь
1
Игра в парах
12 декабрь
2
Игра в парах
13 декабрь
3
Игра в парах
14 декабрь
4
Игра в парах
15 январь
2
Беседа
Раздел 5 Эндшпиль

Тема занятия

Место
Форма
проведения контроля

Вводное занятие. Постановка задач на год.

Кабинет

Беседа

Чемпионы мира по шахматам.
Сильнейшие шахматисты современности

Кабинет

Беседа

1
1
1
1
1
1

Защита от тактических приемов
Защита от тактических приемов
Атака короля при односторонних рокировках
Атака короля при разносторонних рокировках
Активные и пассивные фигуры
Понятие «лавирование»

Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

1
1
1
1
1
1
1

Полуоткрытые дебюты. Французская защита
Защита Каро - Канн
Сицилианская защита
Сицилианская защита
Ловушки в полуоткрытых дебютах
Решение упражнений на пройденные темы
От теории к практике

Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Конт. занятие
Опрос

25

16 январь
3
Игра в парах
17 январь
4
Игра в парах
18 февраль
1
Игра в парах
19 февраль
2
Игра в парах
20 февраль
3
Игра в парах
21 февраль
4
Игра в парах
22 март
1
Игра в парах
23 март
2
Игра в парах
24 март
3
Игра в парах
25 март
4
Игра в парах
Раздел 6 Сеанс одновременной игры
26 апрель
1
Игра

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Этюд Рети и другие окончания
Ферзь против ладьи в окончании
Конь с пешкой против ладьи
Слон с пешкой против ладьи
Понятие «цугцванг»
Позиционная ничья
Атака в эндшпиле
Особенности каждой фигуры в эндшпиле
Разбор позиций на пройденные темы
Разбор позиций на пройденные темы

Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Сам. работа
Сам. работа

1

Сеанс одновременной игры с руководителем

Кабинет

27 апрель
2
Игра в парах
28 апрель
3
Раздел 7 Конкурсы по решению задач
29 апрель
4
Игра в парах
30 май
1
Игра в парах
31 май
2
Игра в парах
32 май
3
Беседа
итого

1
1

Разбор и анализ сыгранных партий
Разбор и анализ сыгранных партий

Кабинет
Кабинет

Контрольное
занятие
Сам. работа
Сам. работа

1
1
1
1
32

Разбор партий известных шахматистов
Решение задач на тему «Найди комбинацию»
Решение задач на тему «Найди комбинацию»
От теории к практике

Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет

Сам. работа
Конт. занятие
Конт. занятие
Опрос

Приложение 4. Календарный учебный график четвертого года обучения
№

Дата

Форма
занятия
Раздел 1 Вводное занятие
1
сентябрь 3
Игра в парах
Месяц

Часы

Тема занятия

Место
Форма
проведения контроля

1

Вводное занятие. Постановка задач на год.
Повторение пройденного

Кабинет

Беседа

Кабинет

Беседа

Неделя

Раздел 2 Шахматы – спорт, наука, искусство
2
сентябрь 4
Игра в парах
1
Некоронованные чемпионы мира по шахматам.
Разбор интересных партий
Раздел 3 Тактика и стратегия игры

26

1
2
3
4
1
2

Игра в парах
Игра в парах
Игра в парах
Игра в парах
Игра в парах
Игра в парах

1
1
1
1
1
1

Сочетание связки и двойного удара.
Сочетание связки и перекрытия
Закрытый центр в шахматной партии.
Подрыв центра на ферзевом фланге.
Подрыв центра на королевском фланге
Игра на фланге без подрыва центра

Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

9
ноябрь
3
Раздел 4 Дебют
10 ноябрь
4
11 декабрь 1
12 декабрь 2
13 декабрь 3
14 декабрь 4
15 январь
2
16 январь
3

Игра в парах

1

Решение упражнений

Кабинет

Наблюдение

Игра в парах
Игра в парах
Игра в парах
Игра в парах
Игра в парах
Беседа
Игра в парах

1
1
1
1
1
1
1

Принятый ферзевой гамбит.
Отказанный ферзевой гамбит.
Отказанный ферзевой гамбит
Староиндийская защита
Решение упражнений на пройденные темы
От теории к практике
Система Колле

Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет

Наблюдение
Наблюдение

январь

Игра в парах

1

Английское начало

Кабинет

Наблюдение

1
1

Защита Нимцовича
Игра с «кандикапом» с руководителем

Кабинет
Кабинет

Наблюдение
Наблюдение

1
1
1
1
1
1

Оппозиция
Метод треугольника.
Решение упражнений
Ладья против ферзя в эндшпиле. Ничья.
Разбор позиций на пройденные темы
Разбор позиций на пройденные темы

Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Сам. работа
Сам. работа

1
1
1

Сеанс одновременной игры с руководителем
Разбор и анализ сыгранных партий
Разбор и анализ сыгранных партий

Кабинет
Кабинет
Кабинет

Конт. занят
Сам. работа
Сам. работа

3
4
5
6
7
8

17

октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
ноябрь
ноябрь

4

18 февраль 1
Игра в парах
19 февраль 2
Игра в парах
Раздел 5 Эндшпиль
20 февраль 3
Игра в парах
21 февраль 4
Игра в парах
22 март
1
Игра в парах
23 март
2
Игра в парах
24 март
3
Игра в парах
25 март
4
Игра в парах
Раздел 6 Сеанс одновременной игры
26 апрель
1
Игра
27 апрель
2
Игра в парах
28 апрель
3
Игра в парах
Раздел 7 Конкурсы по решению задач

27

Наблюдение

Наблюдение
Контр. занят
Опрос
Наблюдение

29
30
31
32

апрель
май
май
май
итого

4
1
2
3

Игра в парах
Игра в парах
Игра в парах
Беседа

1
1
1
1
32

Разбор партий известных шахматистов
Разбор партий известных шахматистов
Решение задач на тему «Найди комбинацию»
От теории к практике

Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет

Сам. работа
Сам. работа
Конт. занятие
Опрос

Приложение 5. Лист оценки результатов для школьников

Фамилия имя

Теорети
ческая
подгото
вка
Вопросы Розыгры
по
ш
теории
дебюта
декабрь
декабрь

УУД

Решение
задач на
мат
декабрь

Теоретичес
кая
подготовка
Решение
задач на
выигрыш
фигуры
декабрь

Вопросы
по теории
май

УУД

Розыгр
ыш
дебюта
май

Решение
задач на
мат
май

Личнос Ито
тные
го
результ
аты

Урове
нь

Решение
задач на
выигрыш
фигуры
май

Критерии оценки: высокий – 3-2.5 балла; средний – 2.4-1.5 балла; низкий – ниже1.4 балла.
Приложение 6. Диагностические задания по оценке уровня освоения программы
1 год обучения
Задание № 1. (Знания. История шахматной игры).
Инструкция:
Расскажи кратко историю развития шахмат.

Задание № 2. (Знания. Фигуры, их ходы, взятие).
Инструкция 1:
Сделай ход пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).
Инструкция 2:

Критерии оценки:
Высокий - знает историю возникновения шахмат, высказывает свое
эмоциональное отношение к игре.
Средний - рассказывает об истории шахмат с дополнительными
вопросами педагога.
Низкий - отвечает односложно, дополняет рассказ педагога.
Критерии оценки:
Высокий - правильно выполняет задание
Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или
допускает 1-3 ошибки.

28

Побей фигуру пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).
Задание № 3. (Знания. Понятия «шах», «мат», «пат»).
Инструкция 1:
Найди схемы, где в шахматной партии королю объявлен «шах».
Инструкция 2:
Найди схемы, где стоит мат.
Инструкция 3:
Найди схемы, где стоит пат.
Задание № 4. (Знания. Рокировка короткая и длинная).
Инструкция:
Скажи, что такое «Рокировка»; для чего ее делают; перечисли
случаи, когда ее делать нельзя.
Задание № 5. (УУД. Ставим мат).
Инструкция:
Поставь на шахматной доске «мат» королю в 1 ход, в 2 хода.

Задание № 6. (УУД. Начало шахматной партии).
Инструкция 1:
Начни парию грамотно, старайся овладеть центром.
Инструкция 2:
Каждый ход делай новой фигурой.
Инструкция 3:
Правильно сделай рокировку, учитывая расположения пешек на
фланге.
Задание № 7. (УУД. Разыгрывание шахматных положений).
Инструкция 1:
Поставь на шахматной доске шах ферзем, ладьей.
Инструкция 2:
Поставь на шахматной доске шах конем, слоном.
Инструкция 3:

Низкий - выполняет задание неправильно.
Критерии оценки:
Высокий - выполняет задание правильно.
Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого,
допускает 12 ошибки.
Низкий - выполняет задание неправильно.
Критерии оценки:
Высокий - выполняет задание правильно.
Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или
допускает 1-2 ошибки.
Низкий - выполняет задание неправильно.
Критерии оценки:
Высокий - правильно выполняет задание.
Средний - правильно выполняет задание с небольшой помощью
взрослого,
или допускает 1-2 ошибки.
Низкий - выполняет задание неправильно.
Критерии оценки:
Высокий - выполняет задание правильно.
Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или
допускает 1-2 ошибки.
Низкий - выполняет задание неправильно.

Критерии оценки:
Высокий - ребенок правильно выполняет все задания.
Средний - ребенок выполняет задания с небольшой помощью
взрослого,
допускает 1-2 ошибки.
Низкий - ребенок выполняет задания неправильно.

29

Поставь на шахматной доске шах пешкой.
Инструкция 4:
Напади своей фигурой на две фигуры соперника.
Задание № 8. (УУД. Окончание партии. Эндшпиль).
Инструкция 1:
Объясни на доске «Правило квадрата».
Инструкция 2:
Расскажи о роли короля в эндшпиле.
Инструкция 3:
Покажи лучшее расположение пешек в окончаниях.

Критерии оценки:
Высокий - выполняет задание правильно.
Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или
допускает 1-2 ошибки.
Низкий - выполняет задание неправильно.

2 год обучения
Задание № 1. (Знания. Системы проведения соревнований.
Русские чемпионы мира по шахматам).
Инструкция:
Назови системы проведения соревнований, кратко расскажи о
каждой. Назови русских чемпионов мира по шахматам.

Критерии оценки:
Высокий - знает системы проведения. Называет всех русских чемпионов
мира по шахматам.
Средний - рассказывает с дополнительными вопросами
педагога. Называет 1-2 чемпиона мира по шахматам.
Низкий - отвечает односложно, дополняет рассказ педагога. Не называет
чемпионов мира по шахматам.
Задание № 2. (Знания. Тактика и стратегия игры).
Критерии оценки:
Инструкция 1: Дай следующие определения: темп игры, открытая Высокий - правильно выполняет задание
линия, материальный перевес.
Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или
Инструкция 2:
допускает 1-3 ошибки.
Покажи на диаграмме сильные и слабые поля, объясни свое Низкий - выполняет задание неправильно.
мнение.
Задание № 3. (Знания. Тактические приемы).
Критерии оценки:
Инструкция:
Высокий - выполняет задание правильно.
Найди схему где смоят: вилка, связка, перекрытие, блокировка, Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или
двойной шах, двойной удар, перегрузка.
допускает 1-2 ошибки.
Низкий - выполняет задание неправильно.
Задание № 4. (Знания. Атака на рокированного короля).
Критерии оценки:
Инструкция:
Высокий - выполняет задание правильно.

30

Покажи на диаграмме позиции, где рокированный король слабо Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого,
защищен, объясни свое мнение.
допускает 12 ошибки.
Низкий - выполняет задание неправильно.
Задание № 5. (Знания. Классификация дебютов).
Критерии оценки:
Инструкция:
Высокий - выполняет задание правильно.
Расскажи,на какие группы делятся дебюты. Дай определение Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или
каждой группе.
допускает 1-2 ошибки.
Низкий - выполняет задание неправильно.
Задание № 6. (Знания. Многопешечный эндшпиль.).
Критерии оценки:
Инструкция 1: Расскажи о роли короля в эндшпиле.
Высокий - выполняет задание правильно.
Инструкция 2: Расскажи при наличии каких фигур на доске Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или
получается «Оппозиция».
допускает 1-2 ошибки.
Инструкция 3: Расскажи о плане игры при пешечном Низкий - выполняет задание неправильно.
большинстве на фланге.
Задание № 7. (УУД. Тактика и стратегия игры).
Критерии оценки:
Инструкция 1: Оцени позицию на доске, покажи ходы Высокий - правильно выполняет задание.
сохраняющие темп игры.
Средний - правильно выполняет задание с небольшой помощью
Инструкция 2: Оцени позицию на доске, найди открытые линии, взрослого,
поставь на них нужные фигуры.
или допускает 1-2 ошибки.
Инструкция 3: Оцени позицию на доске, определи у кого Низкий - выполняет задание неправильно.
материальный перевес, на какие фигуры, скажи достаточный
материальный перевес для победы или нет.
Задание № 8. (УУД. Разыгрывание шахматных положений).
Критерии оценки:
Инструкция 1: Поставь на шахматной доске вилку.
Высокий - ребенок правильно выполняет все задания.
Инструкция 2: Поставь на шахматной доске связку.
Средний - ребенок выполняет задания с небольшой помощью взрослого,
Инструкция 3: Сделай на шахматной доске перекрытие.
допускает 1-2 ошибки.
Инструкция 4: Поставь на шахматной доске двойной шах, Низкий - ребенок выполняет задания неправильно.
двойной удар.
Инструкция 5: Сделай на шахматной доске блокировку;
определи, где перегрузка.
Задание № 9. (УУД. Атака на рокированного короля).
Критерии оценки:
Инструкция 1: Поставь королю мат в 2 хода.
Высокий - выполняет задание правильно.

31

Инструкция 2: Найди комбинацию с выигрышем фигуры.
Задание № 10. (УУД. Разыгрывание дебютов.).
Инструкция 1: Начни Итальянскую партию. (5 ходов)
Инструкция 2: Начни Испанскую партию (5 ходов)
Инструкция 3: Начни Русскую партию (5 ходов)
Задание № 11. (УУД. Многопешечный эндшпиль).
Инструкция 1:
Реши этюд. Белые начинают и выигрывают.
Инструкция 2:
Реши этюд. Белые начинают и делают ничью.

Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или
допускает 1-2 ошибки.
Низкий - выполняет задание неправильно.
Критерии оценки:
Высокий - ребенок правильно выполняет все задания.
Средний - ребенок выполняет задания с небольшой помощью взрослого,
допускает 1-2 ошибки.
Низкий - ребенок выполняет задания неправильно.
Критерии оценки
Высокий - выполняет задание правильно.
Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или
допускает 1-2 ошибки.
Низкий - выполняет задание неправильно.

3 год обучения
Задание № 1. (Знания. Чемпионы мира по шахматам.
Сильнейшие шахматисты современности).
Инструкция: Назови по порядку чемпионов мира по шахматам,
начиная с первого. Назови сильнейших шахматистов нашего
времени.

Критерии оценки:
Высокий - называет всех чемпионов мира по шахматам.
Средний - рассказывает с дополнительными вопросами
педагога. Называет 3-4 чемпиона мира по шахматам.
Низкий - отвечает односложно, дополняет рассказ педагога. Называет 12
чемпионов мира по шахматам.
Задание № 2. (Знания. Тактика и стратегия игры).
Критерии оценки:
Инструкция 1:Объясни следующие понятия или покажи на Высокий - правильно выполняет задание
шахматной доске: подвижный и неподвижный центр, активные и Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или
пассивные фигуры, лавирование, висячие пешки, изолированная допускает 1-3 ошибки.
пешка.
Низкий - выполняет задание неправильно.
Инструкция 2:
Расставь на шахматной доске позиции с вышеуказанными
понятиями.
Задание № 3. (Знания. Дебютные ловушки).
Критерии оценки:
Инструкция:
Высокий - выполняет задание правильно.
Объясни, что значит понятие «Дебютная ловушка».

32

Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого,
допускает 12 ошибки.
Низкий - выполняет задание неправильно.
Задание № 4. (Знания. Легкофигурный эндшпиль.).
Критерии оценки:
Инструкция 1: Объясни следующие понятия: цугцванг, Высокий - выполняет задание правильно.
позиционная ничья, правило треугольника.
Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или
Инструкция 2: Объясни особенности (роль)каждой фигуры в допускает 1-2 ошибки.
эндшпиле.
Низкий - выполняет задание неправильно.
Задание № 5. (УУД. Тактика и стратегия игры).
Инструкция 1: Оцени позицию на доске, покажи ходы, после
которых пассивные фигуры становятся активными.
Инструкция 2: Оцени позицию на доске, покажи хорошие ходы
при плане игры с неподвижным центром.
Инструкция 3: Оцени позицию на доске, Покажи хорошие ходы
при плане игры с учетом того, что у соперника есть изолированная
пешка.
Задание № 6. (УУД. Разыгрывание дебютов)
Инструкция 1: Начни Сицилианскую защиту (5 ходов)
Инструкция 2: Начни Французскую защиту (5 ходов)
Инструкция 3:Начни защиту Каро-Канн (5 ходов)

Критерии оценки:
Высокий - правильно выполняет задание.
Средний - правильно выполняет задание с небольшой помощью
взрослого,
или допускает 1-2 ошибки.
Низкий - выполняет задание неправильно.

Критерии оценки:
Высокий - ребенок правильно выполняет все задания.
Средний - ребенок выполняет задания с небольшой помощью взрослого,
допускает 1-2 ошибки.
Низкий - ребенок выполняет задания неправильно.
Задание № 7. (УУД. Легкофигурный эндшпиль).
Критерии оценки
Инструкция 1: Реши на доске «Оппозицию» зная правило Высокий - выполняет задание правильно.
треугольника.
Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или
Инструкция 2: Реши этюд. Белые начинают и выигрывают. (Конь допускает 1-2 ошибки.
или слон с пешкой против ладьи).
Низкий - выполняет задание неправильно.
Инструкция 3: Реши этюд. Белые начинают и делают ничью.
(Конь или слон с пешкой против ладьи).
Инструкция 4: Реши этюд. Белые начинают и выигрывают. (Ферзь
против ладьи).

33

4 год обучения
Задание № 1. (Знания. Некоронованные чемпионы мира по
шахматам. Сильнейшие советские шахматисты).
Инструкция:
Назови некоронованных чемпионов мира по шахматам. Назови
советских чемпионов мира.

Критерии оценки:
Высокий - называет 3-4 некоронованных чемпиона мира по шахматам.
Называет всех советских чемпионов мира по шахматам.
Средний - рассказывает с дополнительными вопросами педагога.
Называет 1-2 некоронованных чемпионов мира по шахматам. Называет 23 советских чемпиона мира по шахматам.
Низкий - отвечает сложно, дополняет рассказ педагога. Не называет
некоронованных чемпионов мира. Называет 1-2 советских чемпионов
мира по шахматам.
Задание № 2. (Знания. Тактика и стратегия игры).
Критерии оценки:
Инструкция 1:
Высокий - правильно выполняет задание
Объясни следующие понятия: закрытый центр, активные и Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или
пассивные фигуры, лавирование. Расскажи, какой план игры допускает 1-3 ошибки.
возможен при закрытом центре.
Низкий - выполняет задание неправильно.
Инструкция 2:
Расставь на шахматной доске позиции с вышеуказанными
понятиями.
Задание № 3. (Знания. Закрытые дебюты).
Критерии оценки:
Инструкция:
Высокий - выполняет задание правильно.
Объясни, что значит понятие «Закрытый дебют». Перечисли, какие Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого, допускает
закрытые дебюты ты знаешь.
12 ошибки.
Низкий - выполняет задание неправильно.
Задание № 4. (Знания. Эндшпиль.).
Критерии оценки:
Инструкция 1:
Высокий - выполняет задание правильно.
Объясни или расставь на шахматной доске следующие понятия: Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или
цугцванг, оппозиция, правило треугольника.
допускает 1-2 ошибки.
Инструкция 2:
Низкий - выполняет задание неправильно.
Объясни особенности (роль)каждой фигуры в эндшпиле.
Задание № 5. (УУД. Тактика и стратегия игры).
Критерии оценки:
Высокий - правильно выполняет задание.

34

Инструкция 1: Оцени позицию на доске, покажи хорошие ходы,
при игре с закрытым центром.
Инструкция 2: Оцени позицию на доске, покажи хорошие ходы
при плане игры с целью физического уничтожения центра.
Инструкция 3: Оцени позицию на доске, Покажи хорошие ходы
при плане игры с учетом того, что у соперника есть изолированная
пешка.
Задание № 6. (УУД. Закрытые дебюты.)
Инструкция 1: Разыграй отказанный ферзевой гамбит.
Инструкция 2: Разыграй принятый ферзевой гамбит.
Инструкция 3: Разыграй защиту Нимцовича.

Средний - правильно выполняет задание с небольшой помощью
взрослого,
или допускает 1-2 ошибки.
Низкий - выполняет задание неправильно.

Критерии оценки:
Высокий - ребенок правильно выполняет все задания.
Средний - ребенок выполняет задания с небольшой помощью взрослого,
допускает 1-2 ошибки.
Низкий - ребенок выполняет задания неправильно.
Задание № 7. (УУД. Эндшпиль).
Критерии оценки
Инструкция 1: Реши на доске «Оппозицию» зная правило Высокий - выполняет задание правильно.
треугольника.
Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или
Инструкция 2: Реши этюд. Белые начинают и выигрывают. (Ферзь допускает 1-2 ошибки.
против ладьи).
Низкий - выполняет задание неправильно.
Инструкция 3: Реши этюд. Белые начинают и выигрывают.
(Позиции с участием проходной пешки).

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».