Управление образованием Новолялинского городского округа Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования Новолялинского городского округа «Дом детского творчества «Радуга» Принята на заседании педагогического совета «30» августа 2024г. Протокол № 1 Утверждена приказом директор МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга» от 30.08.2024 № 69 од Разноуровневая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Играем в театр» Возраст обучающихся: 5-8 лет Срок реализации: 2 года Автор-составитель: Самойлова Ольга Владимировна, педагог дополнительного образования г. Новая Ляля, 2024 Оглавление РАЗДЕЛ 1. Комплекс основных характеристик программы ....................................................................... 3 1.1. Пояснительная записка ............................................................................................................................. 3 1.2. Цель и задачи программы......................................................................................................................... 5 1.3. Планируемые результаты освоения программы .................................................................................... 6 Раздел 2. Содержание программы .................................................................................................................. 8 2.1. Учебный (тематический) план первого года обучения ........................................................................ 8 2.2. Содержание учебного (тематического) плана ........................................................................................ 8 2.3. Учебный (тематический) план второго года обучения........................................................................ 10 2.4. Содержание учебного (тематического) плана ...................................................................................... 11 РАЗДЕЛ 3. Комплекс организационно-педагогических условий.............................................................. 13 3.1. Календарный учебный график ............................................................................................................... 13 3.2. Условия реализации программы ............................................................................................................ 13 3.2.1. Материально-техническое обеспечение ............................................................................................ 13 3.2.2. Кадровое обеспечение ......................................................................................................................... 13 3.2.3. Методические материалы .................................................................................................................... 14 3.4. Формы аттестации и оценочные материалы......................................................................................... 15 3.4.1. Оценочные материалы ........................................................................................................................ 15 3.4.2. Характеристика оценочных материалов ............................................................................................ 16 4. Список литературы .................................................................................................................................... 19 4.1. Нормативные документы ....................................................................................................................... 19 4.2. Литература по программе: ..................................................................................................................... 19 4.3. Литература для педагога: ....................................................................................................................... 20 4.4. Литература для обучающихся: ............................................................................................................... 20 4.5. Литература для родителей: .................................................................................................................... 20 Приложение .................................................................................................................................................... 21 Приложение 1. Календарный учебный график первого года обучения.................................................... 21 Приложение 2. Репертуар первого года обучения ...................................................................................... 23 Приложение 3. Календарный учебный график второго года обучения .................................................... 23 Приложение 4. Репертуар второго года обучения ...................................................................................... 28 Приложение 5. Оценочные материалы. (1 год обучения) ......................................................................... 28 Приложение 6. Оценочные материалы. (2 год обучения) ......................................................................... 31 Приложение 7. Диагностический бланк «Оценка знаний, умений, навыков воспитанников» 34 2 РАЗДЕЛ 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Чем богаче жизненный опыт ребёнка, тем ярче он проявляется в различных видах творческой деятельности. Поэтому так важно приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больше результатов можно достигнуть. Театр, в который мы играем с детьми, помогает ребёнку узнать самого себя, заявить о себе, поверить в себя, сформировать думающего, чувствующего, любящего, активного человека, готового к творческой деятельности в любой области. Направленность программы. Программа «Играем в театр» относится к художественной направленности и рассчитана на два года обучения. В первый год обучения у детей совершенствуются исполнительские умения в создании художественного образа, идет обучение созданию образа героя с помощью выразительных пластических движений, закрепляются знания и умения о правилах манипуляции с куклами. Во второй год обучения развивается творческая самостоятельность, активность, инициативность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий. Данная программа является модифицированной, за основу взята авторская программа «Театр – творчество – дети», разработанная Н.Ф. Сорокиной и рекомендована Министерством образования РФ, т.к. включает обязательный минимум содержания по театрализованной деятельности с учетом интеграции образовательных областей. Актуальность программы. Программа предполагает обучение детей театральной деятельности. Занятия помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации, частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию. Отличительные особенности программы. С учетом возрастных особенностей обучающихся в программе предусмотрено использование этюдных тренажей, параллельное разыгрывание кукольных спектаклей и театрализованных игр. 3 А также при знакомстве с текстом литературного произведения или сказки, роль персонажа разучивается при помощи жестов, мимики, движений, костюмов, мизансцен. Работа педагога проходит в тесном контакте с родителями. Родители присутствуют на занятиях, спектаклях, развлечениях, помогают при изготовлении костюмов, декораций и реквизитов. Программа разработана на основе разноуровневого подхода и предусматривает два уровня сложности: стартовый (ознакомительный) и базовый. Первый год обучения – стартовый уровень (ознакомительный). Формирование у обучающихся интереса к театральному творчеству. Второй год обучения - базовый уровень. Развитие творческих способностей, речевой и поведенческой культуры, средствами театрального искусства. Адресат программы. Данная программа разработана для детей 5 - 8 лет. В этот период дети эмоциональны, любознательны, стремятся участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Состав групп постоянный, с участием детей с особыми образовательными потребностями и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В соответствии с возрастными особенностями обучающихся подбирается репертуар сказок, но могут быть изменения в связи с интересами детей. Срок освоения программы. Весь учебный материал программы состоит из трёх разделов: основы театральной культуры; основы актёрского мастерства; речевая культура. Особое место в программе отводится практической работе, в которой занятия проводятся по подгруппам, что позволяет совершенствовать исполнительские навыки и умения. В разделе «Театральная игра» проводится диагностика знаний, умений и навыков. Программа «Играем в театр» реализуется в течение двух лет. Год обучения Кол-во часов в Продолжительность Кол-во часов за неделю занятия год 1 1 год обучения 1 час в неделю 25 мин. 33 часа 2 год обучения 2 часа в неделю 30 мин. 66 часов Общее кол-во учебных часов по программе 99 часов Занятия во 2 год обучения проводятся по 1 часу 2 раза в неделю без совмещения часов. Формы обучения. Занятия реализуются в очной, традиционной форме обучения. Все занятия театральной деятельностью проходят в игровой форме, В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека фактора среды обитания», таблица 6.6. 1 4 что дает возможность предоставить детям, не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения заданий. Дети в этой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других, что помогает им избежать затруднений в общении со сверстниками и взрослыми. В течение первого года обучения обучающиеся показывают результат своей деятельности (сказки) на открытых занятиях. В течение второго года обучения дети представляют результат своей деятельности (разыгрывают сказки с куклами и без них) перед родителями и детьми младшего возраста. Особенности организации образовательной деятельности Формы реализации образовательной программы – традиционная модель. Представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течении одного или нескольких лет обучения в одной образовательной организации. Организационные формы обучения. Группы на каждый год обучения – одновозрастные. Состав группы постоянный. Режим занятий. Данная программа составлена в соответствии с СанПинами для дошкольных организаций. Продолжительность занятий: в группе первого года обучения – 25 минут; в группе второго года обучения – 30 минут. Формы аттестации образовательных результатов: - открытое занятие; - выступления в малых подгруппах; - показ миниатюр в тематических праздниках; - участие в конкурсной деятельности на уровне ДОУ; - участие в городских, муниципальных, окружных, фестивалях; - показ отчётного спектакля, - выступления на концертах на уровне ДОУ, ДДТ «Радуга»; - защита творческих работ. 1.2. Цель и задачи программы Цель программы: развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста, его творческих способностей посредством театрального искусства и овладение навыками общения и коллективного творчества. Задачи. Обучающие: − приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знание детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии; − формировать поэтапное освоение детьми театрального творчества; − познакомить и закреплять знания о правилах манипуляции куклами различных систем; 5 − совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа; − активизировать словарный запас детей. Развивающие: − развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности; − создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности; − развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа; − моделировать навыки социального поведения в заданных условиях; − поддерживать инициативу детей в индивидуальных и коллективных импровизациях; − поддерживать стремление детей использовать игровые, песенные, танцевальные импровизации; − поощрять желание принимать активное участие в праздниках, досугах, развлечениях, используя импровизационные умения; − развивать эмоциональность и выразительность речи у воспитанников; создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых. Воспитательные: − воспитывать исполнительскую и зрительскую культуру; − воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, бережное отношение друг к другу, уважение к коллективному творчеству; − воспитывать в детях нравственную направленность (дружба, доброта, честность, взаимопомощь и т.д.); − формировать потребность в самовыражении. 1.3. Планируемые результаты освоения программы Развивающие результаты освоения программы Регулятивные Обучающийся научится: УУД: • понимать, принимать и решать поставленную задачу, сформулированную педагогом; • планировать свои действия на отдельных этапах работы над постановкой. Познавательные Обучающийся научится: УУД: • проводить сравнение и анализ поведения героя; • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; • проявлять индивидуальные творческие 6 способности при инсценировании. Обучающийся научится: Коммуникативные • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, УУД проявление инициативы и активности; • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; • обращаться за помощью. Воспитательные результаты освоения программы У обучающихся будут сформированы: • доброжелательное отношение и сотрудничество со сверстниками, бесконфликтное поведение; • стремление прислушиваться к мнению других; • формирование этического чувства, эстетической потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы. Образовательные результаты освоения программы Обучающийся научится: • соблюдать орфоэпические и интонационные нормы чтения; • выразительному чтению; • различать произведения по жанру; • правильному речевому дыханию и правильной артикуляции; • выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение); • проявлять интерес и желание к театральному искусству. 7 Раздел 2. Содержание программы 2.1. Учебный (тематический) план первого года обучения Стартовый уровень Цель. Знакомство с театром и театральным искусством. Задачи. Образовательные: - привить устойчивый интерес обучающихся к театральным занятиям; - обучить приёмам кукловождения верховых кукол. Развивающие: - создать условия для мотивации учащихся к познанию нового, неизвестного для них; - развить свободно и естественно выполняют на сцене простые артистические действия; - создавать художественный образ, сочинять этюды. Воспитательные: - воспитывать театральную культуру. Количество часов Наименование темы всего теория Раздел 1. Основы театральной 15 7 культуры 1.1. Театральная азбука 6 6 1.2. Основы кукольного театра 3 1 1.3. Театр кукол 6 Раздел 2. Основы актёрского 9 1 мастерства 2.1. Театральная игра 4 1 2.2. Актёрское мастерство 5 Раздел 3. Речевая культура 9 1 3.1. Культура и техника речи 9 1 Итого 33 9 Формы практика аттестации 8 2 6 8 Беседа Беседа, опрос Опрос, беседа 3 5 8 8 наблюдение Беседа, наблюдение 24 2.2. Содержание учебного (тематического) плана Раздел 1. Основы театральной культуры. 1.1. Театральная азбука Теория: Знакомство с театром. Понятие театра. Особенности театрального искусства, виды театрального искусства. Театр и игра в жизни человека. Знакомство с театральными профессиями, устройство зрительного зала, культура поведения зрителя. 1.2. Основы кукольного театра. Теория: Знакомство с «Театром кукол», видами театральных кукол, (пальчиковый и настольный театр, куклы би-ба-бо). Особенности актерской игры в кукольном театре. Практика: Этюды с куклами. 8 1.3. Театр кукол. Практика: Знакомство с основами кукольного театра: пальчиковый и настольный театр, основы взаимодействия кукол верхового театра между собой (куклы би-ба-бо). Упражнения на развитие пластичности, этюды с куклами. Простые двигательные навыки – осанка, походка. Работа над инсценировками. Раздел 2. Основы актёрского мастерства. 2.1. Театральная игра. Теория: Знакомство с основами актёрского мастерства: жесты, мимика, черты характера героя. Практика: Прослушивание, чтение или просмотр сказок. Беседа и обсуждение прочитанного по сказке, имитация характера героев. Сочинять этюды по сказке. Пантомима. Основные принципы драматизации. 2.2. Актерское мастерство. Практика: Этюды на мимику и движения. Игровое творчество: драматизация сказок, инсценирование стихов, театрализованные игры, придумывание диалогов действующих лиц. Проигрывание этюдов на выразительность жеста и выражение основных эмоций, на воспроизведение отдельных черт характера. Раздел 3. Речевая культура 3.1. Культура и техника речи. Теория: Значение тембра голоса для передачи характера персонажа в театрализованной деятельности, эмоциональная выразительность речи. В этот раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Практика: Разучивание игр и упражнений, стихотворений направленных на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи. Все упражнения делятся на 3 вида: 1. Дыхательные и артикуляционные упражнения. 2. Дикционные и интонационные упражнения. 3. Творческие игры со словом. Требования к знаниям и умениям Обучающийся должен знать: • виды театров; различать и называть виды кукольных театров; театральные профессии; театральную терминологию. Обучающийся должен: • свободно и естественно выполнять на сцене простые артистические действия; • уметь читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения; • уметь запоминать заданные педагогом мизансцены; • владеть приемами кукловождения настольных, верховых кукол; • определять характер персонажа. Обучающийся получит возможность научиться • создавать художественный образ, используя песенные и танцевальные 9 импровизации; • самостоятельно показывать включая театральную куклу; • сочинять этюды по сказкам. предложенный характер персонажа, 2.3. Учебный (тематический) план второго года обучения Базовый уровень Цель. Знакомство с театром и театральным искусством. Задачи. Образовательные: - привить устойчивый интерес обучающихся к театральным занятиям; - обучить приёмам кукловождения кукол разных систем. Развивающие: - создавать выразительный образ в этюдах, драматизациях; - развить свободно и естественно выполняют на сцене простые артистические действия; - умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения; - создавать художественный образ, сочинять этюды. Воспитательные: - воспитывать театральную культуру. Количество часов Наименование темы всего теория практика Раздел 1. Основы театральной 19 4 15 культуры 1.1. Знакомство с театром 1 1 1.2. Театр кукол 9 3 6 1.3. Кукловождение 9 9 Раздел 2. Основы актёрского 32 14 18 мастерства 2.1. Здравствуй, театр 3 3 2.2. Мы – актеры 11 11 2.3. Актерское мастерство 9 9 2.4. Работа над ролью 2.5. Ритмопластика 3 2 - 3 2 2.6. Театральная игра Раздел 3. Речевая культура 3.1. Культура и техника речи 3.2. Сценическая речь Итого: 4 15 8 7 66 18 4 15 8 7 48 10 Формы аттестации Беседа, опрос Сам.работа Опрос, беседа Беседа Беседа Наблюдение, сам.работа Сам.работа Показ, наблюдение наблюдение Беседа Наблюдение 2.4. Содержание учебного (тематического) плана Раздел 1. Основы театральной культуры 1.1. Знакомство с театром. Теория: Отличия выразительных средств кукольного театра и драматического. Особенности актерской игры в кукольном театре. Знакомство с театральной терминологией, создателями спектакля, театральными профессими. Упражнения на развитие пластичности, этюды с куклами. Простые двигательные навыки – осанка, походка. Работа над инсценировками. 1.2. Кукловождение. Практика: Освоение приемов кукловождения, упражнения и этюды с использованием кукол разных систем. 1.3. Театр кукол. Теория: Знакомство с основами кукольного театра: основы взаимодействия кукол верхового театра и кукол-марионеток между собой и др. Практика: Этюды с куклами. Раздел 2. Основы актёрского мастерства 2.1. Здравствуй, театр. Теория: Знакомство с театром. Понятие театра. Особенности театрального искусства, виды театрального искусства. Театр и игра в жизни человека. Знакомство с театральными профессиями, устройство зрительного зала, культура поведения зрителя. Упражнения на развитие пластичности, этюды на действия. 2.2. Мы – актеры. Теория: Знакомство с основами актёрского мастерства: жесты, мимика, черты характера героя. Пантомима. Основные принципы драматизации. 2.3. Актерское мастерство. Практика: Этюды на мимику и движения. Игровое творчество: сочинение сказок, мини-сценок с использованием костюмов, драматизация сказок, инсценирование стихов, театрализованные игры, придумывание диалогов действующих лиц. Проигрывание этюдов на выразительность жеста и выражение основных эмоций, на воспроизведение отдельных черт характера. 2.4. Работа над ролью. Практика: Работа над текстом сказки, речью, репетиция сказки. 2.5. Ритмопластика. Практика: Танцевальное творчество: этюды с музыкальным сопровождением, пластические игры, имитирующие движения животных. 2.6. Театральная игра. Практика: Диагностические упражнения и этюды с использованием верховых кукол и кукол-марионеток. Этюды на мимику и движения. Придумывание сценок на основе содержания сказки. Раздел 3. Речевая культура 3.1. Культура и техника речи. Практика: Значение тембра голоса для передачи характера персонажа в театрализованной деятельности, эмоциональная выразительность речи. В этот раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Все упражнения 11 делятся на 3 вида: 1. Дыхательные и артикуляционные упражнения. 2. Дикционные и интонационные упражнения. 3. Творческие игры со словом. 3.2. Сценическая речь. Практика: Разучивание игр и упражнений, направленных на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи, строить диалоги с партнёрами. Скороговорки, чистоговорки. Требования к знаниям и умениям Обучающийся должен знать: • виды театра (кукольный, драматический, опера, балет), о театральной культуре, театральных профессиях; • виды театральных кукол: настольный, верховые куклы, тростевые куклы, куклы-марионетки, куклы с «живой рукой», люди-куклы; • приемы кукловождения; основные принципы драматизации Обучающийся должен уметь: • создавать выразительный образ героев; • передавать интонацией выразительность речи; • менять по заданию высоту и силу звучания голоса; • двигаться в заданном ритме; создавать пластические импровизации под музыку разного характера; взаимодействовать куклами разных систем; • строить диалог с партнером на заданную тему, составлять диалог между сказочными героями. Обучающийся получит возможность научиться • взаимодействовать с куклами разных систем в рамках одной постановки; • придумывать сценки на основе содержания, придуманного самим; • свободно и раскрепощенно держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками. 12 РАЗДЕЛ 3. Комплекс организационно-педагогических условий 3.1. Календарный учебный график Год обучения 1 год Дата начала обучения 2 сентября Дата окончания обучения 24 мая Количество учебных недель 33 Количество учебных дней 66 2 год 2 сентября 24 мая 33 33 Количество Режим учебных занятий часов 66 2 занятия по 1 часу в неделю 33 1 занятия по 1 часу в неделю Каникулы: осенние 26.10.24- 03.11.2024г. зимние 30.12.24 - 10.01.2025 г. Дополнительные 15.02. – 23.02.2025 г. весенние 29.03.2025 – 06.04.2025 г. 3.2. Условия реализации программы 3.2.1. Материально-техническое обеспечение Наименование Количество Оборудование Кабинет 1 Музыкальный зал 1 Элементы декораций: ширмы 1 Стол 10 Стулья 20 Магнитная доска 1 Ковровое покрытие 1 Декорации к спектаклям (деревья, 4 кустарники) Материалы Детские костюмы для спектаклей 10 Куклы для настольного театра 3 набора Пальчиковый театр «Красная шапочка» 1 набор Театр Би-ба-бо 2 набора Технические средства Музыкальный центр 1 Ноутбук 1 Телевизор 1 3.2.2. Кадровое обеспечение Программу ведёт педагог дополнительного образования. Образование среднее специальное, высшее педагогическое (дошкольное). 13 3.2.3. Методические материалы Первый год обучения № п/п Название темы 1. Рассказ, объяснение, беседа, демонстрация. Развивающее обучение. Основы актёрского Картотека Игра, упражнение, мастерства словесных игр, театрализованные карточки игры, этюды. настроения; Развивающее иллюстрации по обучение, здоровье сказкам. сберегающие технологии. Речевая культура Картотека Объяснение, пальчиковой упражнение. гимнастики; разыгрывание мнемотаблицы по потешек, сценок, скороговоркам стихотворений 2. 3. раздела, Материальнотехническое оснащение, дидактический материал Основы театральной Художественная культуры литература, Видеоролики по темам занятия Формы, методы, Формы учебного приёмы обучения. занятия Педагогические технологии Викторины, ролевая игра, беседа, Ролевая игра, занятие-сказка, играпутешествие, праздники, спектакль. Диалог, беседа, репетиция, праздники. Второй год обучения № п/п 2. раздела, Материальнотехническое оснащение, дидактический материал Основы театральной Художественная культуры литература, иллюстрации по видам театра. Видеоролики по темам занятия Основы актёрского Картотека мастерства словесных игр, карточки настроения; иллюстрации по сказкам. Видеоматериалы спектаклей, сказок, стихов объединения, профессиональных и любительских театров 3. Речевая культура 1. Название темы Картотека 14 Формы, методы, Формы учебного приёмы обучения. занятия Педагогические технологии Рассказ, объяснение, беседа, демонстрация, ролевая игра, этюды с куклами. Викторины, заочная экскурсия, беседа, познавательная игра. Игра, упражнение, Ролевая игра, объяснения, беседа, демонстрация, познавательная театрализованные игра, игры, практическая самостоятельная работа. работа Развивающее репетиция, обучение, здоровье спектакль, сберегающие праздники. технологии, обучение в сотрудничестве (групповая работа) Объяснение, Самостоятельная пальчиковой гимнастики; мнемотаблицы скороговоркам упражнение, разыгрывание по потешек, сценок, стихотворений работа, беседа, репетиция, ролевая игра, концерт. Методические материалы для проведения занятий 1. Конспекты занятий. 2. Сценарии театрализованных представлений. 3. Репертуарные сборники пьес, книги по истории кукольного театра, сборники детских сказок и стихов, специальная литература по изготовлению кукол и декораций. Алгоритм работы над спектаклем 1. Выбор сказки, обсуждение её с детьми. 2. Деление сказки на эпизоды и пересказ их детьми. 3. Выбор, распределений и обсуждение ролей сказки. 4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцевальных композиций. 5. Продумывание и создание совместно с детьми, родителями, воспитателями эскизов декораций и костюмов. 6. Переход к тексту сказки: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей. 7. Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условно), с музыкальным оформлением. 8. Репетиция спектакля. 9. Показ спектакля. 3.4. Формы аттестации и оценочные материалы Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: - журнал посещаемости; - диагностический бланк; - грамоты; - фото, статьи на сайте ДДТ «Радуга». Этапы отслеживания образовательных результатов Входная диагностика – октябрь – наблюдение, беседа, разыгрывание этюдов. Промежуточная диагностика – декабрь, январь – наблюдение, выступления в малых подгруппах, показ миниатюр в тематических праздниках, участие в конкурсной деятельности на уровне ДОУ. Итоговая аттестация - апрель – наблюдение, выступления в малых подгруппах, показ миниатюр в тематических праздниках, участие в конкурсной деятельности на уровне ДОУ. 3.4.1. Оценочные материалы 15 Отслеживание результатов театрально-игровой деятельности проводится по следующим направлениям. Основы театральной культуры 1. Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству. 2. Называет различные виды театральных кукол. Речевая культура Дикция (потешки, скороговорки и чистоговорки). Этюдный тренаж (мастерство актера) 1.Жесты (этюды на выразительность жеста). 2.Мимика (этюды на выражение основных эмоций, на сопоставление различных эмоций, на воспроизведение отдельных черт характера). 3.Движения (этюды с музыкальным сопровождением). Игры-драматизации 1.Желание участвовать в играх – драматизациях. 2.Умение общаться с партнером. 3.Умение импровизировать при создании образа. Этюды с куклами 1.Желание играть с куклой. 2.Навыки управления ею. 3.Умение импровизировать с куклой. Кукольные спектакли 1.Желание участвовать в спектакле с верховыми куклами. 2.Навыки взаимодействия с партнером при управлении с куклой. 3.Умение создать образ с помощью кукол. Оценочные материалы2 3.4.2. Характеристика оценочных материалов Личностные результаты Планируемые результаты 2 Доброжелательное отношение и сотрудничество со сверстниками, бесконфликтное поведение Стремление прислушиваться к мнению других Критерии оценивания Виды контроля/ промежуточной аттестации Умение работать в коллективе. Умение находить выход из создавшейся ситуации. Умение принимать мнение других детей и педагога Входящий, промежуточный, итоговый См. приложение 5 16 Диагностический инструментарий (формы, методы, диагностики) Диагностическая карта, наблюдение, индивидуальная беседа Промежуточный, Наблюдение итоговый Формирование этического чувства, эстетической потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы Предметные результаты Метапредметные результаты Понимать, принимать и решать поставленную задачу, сформулированную педагогом Планировать свои действия на отдельных этапах работы над постановкой. Проводить сравнение и анализ поведения героя; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий Проявлять индивидуальные творческие способности при инсценировании Включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявление инициативы и активности Работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных Соблюдать орфоэпические и интонационные нормы чтения; выразительному чтению Различать произведения по жанру Положительная реакция на произведения художественной литературы. Проявляет желание к заучиванию текста. Вносит личное отношение к произведению Умение самостоятельно выполнять поставленную задачу Проявляет самостоятельность и инициативу в работе над постановкой Самостоятельно создаёт образ героя по заданию педагога Входящий, промежуточный, итоговый Беседа, наблюдение, выступления. Промежуточный, Беседа, итоговый наблюдение Промежуточный, Наблюдение, итоговый выступление Промежуточный, Наблюдение, итоговый беседа, умеет применять Промежуточный, Контрольные полученные итоговый задания, знания, опыт в наблюдение своем творчестве Беседа, Игровые формы Наблюдение наблюдение Умение взаимодействия с партнером, оценивать свои результаты и сверстников, Владеет чёткой выразительной речью, несколько стихов Промежуточный, Наблюдение итоговый Входящий, промежуточный, итоговый Наблюдение, беседа Знает и различает Входящий, произведения по промежуточный, жанру итоговый Наблюдение 17 Владеет правильным речевым дыханием и правильной артикуляцией Выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение) Проявлять интерес и желание к театральному искусству Самостоятельно применяет речевое дыхание и артикуляцию Проявляет инициативу, творческую активность при создании образа. Промежуточный, Наблюдение, итоговый практические задания Входящий, промежуточный, итоговый Диагностическая карта, наблюдение Проявляет Входящий, устойчивый промежуточный, интерес к итоговый театральному искусству. Называет различные виды театра, театральные профессии Диагностическая карта, Наблюдение, тесты 18 4. Список литературы 4.1. Нормативные документы Настоящая дополнительная общеразвивающая программа «Играем в театр» художественной направленности разработана в соответствии с нормативно - правовыми документами: 1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273Ф3. 2. «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 № 678-р. 3. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р. 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее-СанПиН). 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 7. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 8. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). 10. Устав МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга». 11. Образовательная программа МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга». 4.2. Литература по программе: 1. Бондаренко, И.В. Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста [Текст] / И.В. Бондаренко - М.: АЙРИССПресс, 2006 г. – 143 с. 2. Губанова, Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников (методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей) [Текст] / Н.Ф. Губанова - М.: АЙРИС-Пресс, 2004 г. – 255 с. 19 3. Маханёва, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст] / М.Д. Маханёва - М.: Творческий центр «СФЕРА», 2004 г. – 123 с. 4. Сорокина, Н.Ф., Миланович, Л.Г. Программа «Театр – творчество – дети». [Текст] / Библиотека ж. «Дошкольное воспитание» - 1996. - № 8 – С. 1420. 5. Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр [Текст] Н.Ф. Сорокина. М.: Аркти, 2000 г. – 159 с. 4.3. Литература для педагога: 1. Зарецкая, Н.В. Музыкальные сказки для детского сада [Текст] / Н.В. Зарецкая. - М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2004г. - 152 с. 2. Кисленко, Л.Е. Волшебные колокольчики. Утренники в детском саду [Текст] / Л.Е. Кисленко - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005 г. - 220 с. 3. Петрова, Т.И. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду [Текст] / Т.И. Петрова - М.: Школьная пресса, 2003 г. – 127 с. 4. Сорокина, Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий [Текст] / Н.Ф. Сорокина. - М.: Аркти, 2004 г. – 286 с. 5. Щеткин, А.В. Театральная деятельность в детском саду (4 - 5 лет) [Текст] \ А.В. Щёткин - М.: Мозаика-Синтез, 2007 г. - 127с. 4.4. Литература для обучающихся: Старшая группа: Сборник русских народных сказок Подготовительная группа: Русские народные сказки Сказки народов мира 4.5. Литература для родителей: 1. Алянский Ю.Л. «Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре» Издательство: Детская литература, 2020 г. – 160с. Источник контента: https://kultura174.ru/Publications/RussLit_section_5/Show?id=12786&ysclid =llx8qu9dl9231021852 www.kultura174.ru 2. Антонова Е., Бауман Е. «В театре. Экскурсия в закулисы» Издательство «Настя и Никита», 2018 г.-14 с. 3. Евреинов Н. Н. «Что такое театр?» Москва: ГЦТМ им. А. А. Бахрушина: Navona, 2020. — 47 с. 4. Детская энциклопедия. 2008, № 3. О театре: познавательный журнал Издательство: Аргументы и факты, 2008. 20 Приложение Приложение 1. Календарный учебный график первого года обучения 1 2 3 дата месяц неде ля 1 Сентябрь № п/п 2 3 4 5 1 6 2 7 Октябрь 4 3 4 9 1 10 2 11 Ноябрь 8 3 4 13 1 14 Декабр ь 12 2 Тема занятия часы Форма занятия Место проведения Форма контроля Театральная азбука. Знакомство с театром 1 Групповая Театральная игра. Разыгрывание этюдов на движение Культура и техника речи. Речевые упражнения, скороговорки Основы кукольного театра. Знакомство с кукольным театром Актёрское мастерство. Разыгрывание этюдов на основные эмоции Театр кукол. Настольный театр, знакомство со сказкой Культура и техника речи. Речевые упражнения, скороговорки Актёрское мастерство. Разыгрывание этюдов на основные эмоции Театральная азбука. Правила поведения в театре 1 Групповая 1 Групповая Беседа, опрос, творческая работа Опрос, творческая работа Беседа, самост. работа 1 Групповая 1 Групповая 1 Групповая 1 Групповая 1 Групповая 1 Групповая Культура и техника речи. Упражнения на дыхание, разучивание скороговорки Актёрское мастерство. Разыгрывание этюдов на пластику Основы кукольного театра. Плоскостные куклы и декорации Театральная азбука. Виды кукольного театра 1 Групповая 1 Групповая 1 Групповая 1 Групповая Культура и техника речи. Упражнение на речевое дыхание, разучивание стихов 1 Групповая Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО 21 Беседа, творческая работа Самостоятельная работа, наблюдение Беседа, опрос Беседа, сам. работа творческая работа Беседа, опрос Беседа, сам. работа Творческая работа опрос Беседа, опрос Беседа, творческая работа Беседа, сам. работа 3 Театральная игра. Игры-драматизации 1 Групповая 16 4 1 Групповая 17 1 Основы кукольного театра. Знакомство с куклами би-ба-бо Культура и техника речи. Речевые упражнения, 1 Групповая Театральная азбука. Знакомство с устройством театра Театр кукол. Этюды с куклами би-ба-бо, репетиция сказки Актёрское мастерство. Разыгрывание этюдов на выразительность жестов Культура и техника речи. Скороговорки, речевые упражнения Театральная азбука. Беседа-знакомство с театральными профессиями Театр кукол. Разыгрывание сценок с куклами 1 Групповая 1 Групповая 1 Групповая 1 Групповая 1 Групповая 1 Групповая Культура и техника речи. Упражнения и игры на дикцию Театральная игра. Разыгрывание этюдов на основные эмоции 1 Групповая 1 Групповая 18 19 Январь 15 21 22 3 1 Февраль 20 2 2 3 1 24 2 25 Март 23 3 1 Театральная азбука. Театральный словарик 1 Групповая 27 1 Театр кукол. Показ кукольного спектакля 1 Групповая 28 2 Актёрское мастерство. Разыгрывание этюдов на движение Культура и техника речи. Речевые упражнения, повторение стихов Актёрское мастерство. Показ этюдов и сценок 1 Групповая 1 Групповая 1 Групповая 29 30 Апрель 26 3 4 22 Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Наблюдение Беседа, опрос Открытый показ Беседа, опрос Беседа, опрос Беседа, опрос Беседа, опрос Беседа, опрос Беседа, опрос Беседа, опрос Беседа, сам. работа Беседа, опрос Наблюдение Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа 32 Май 31 33 1 Театр кукол. Этюды с куклами би-ба-бо 1 Групповая 2 Культура и техника речи. Речевые упражнения, скороговорки Театральная игра. Этюды на различные эмоции, игра-пантомима Итого: 1 Групповая 1 Групповая 3 Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Беседа, творческая работа Самостоятельная работа Сам. работа, наблюдение 33 Приложение 2. Репертуар первого года обучения Сказки: «Теремок» «Три поросёнка» «Заюшкина избушка» Этюды с куклами: «Здорово, Кума» «Ёжик» «Тили бом» «Пошёл котик на Торжок» «Зайчик Белочке-Малышке» «Мотылёк» «Киска» «О чём разговаривают кошки» Этюды на движение: «Пошла Маня на Базар» «Наш козёл-стрекозёл» «Лягушонок» «Полька» «Как варили суп» Этюды на различные эмоции, мимику: «Проснулась Ульяна» «Представь себе» «О чём разговаривают кошки» «Перчатки» Игры-пантомимы: «Муравей» «Шёпот и шорох» «Угадай, что я делаю?» «Снеговик» «Весёлый Ёжик» Стихи: «Улитка и жук» «Хрюшкина подружка» «Ёжик» Приложение 3. Календарный учебный график второго года обучения 1 дата Тема занятия Кол-во часов месяц неделя Основы кукольного театра 1 Знакомство с театром кукол и приемами 1 управления перчаточными куклами типа би-ба-бо. 23 Сент ябрь № п/п Форма занятия Место проведения Форма контроля Групповая Групповая комната или кабинет ИЗО Беседа, опрос, творческая работа Театральная игра 1 Групповая Театр кукол. Беседа о кукольном театре, разыгрывание этюдов. Кукловождение 1 Групповая 1 Групповая Культура и техника речи. Упражнение на дыхание, стихи по ролям. Сценическая речь 1 Групповая 1 Групповая Мы – актеры. Этюды на мимику и движение. 1 Групповая Актерское мастерство 1 Групповая Мы – актеры. Разучивание стихов по ролям. 1 Групповая Актерское мастерство 1 Групповая Культура и техника речи. Упражнение на дыхание, скороговорки. Сценическая речь 1 Групповая Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната 1 Групповая Групповая комната 1 Групповая 14 Театр кукол. Знакомство разыгрывание этюдов по сказке. Кукловождение 1 Групповая 15 Мы – актеры. Разбор сказки по ролям. 1 Групповая Актерское мастерство 1 Групповая Театр кукол. Разыгрывание эпизодов с куклами по сказке. Кукловождение 1 Групповая 1 Групповая Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО та Групповая комната 2 3 2 4 5 3 6 7 4 8 9 1 10 11 2 12 13 3 со сказкой, 4 17 18 Нояб рь 16 1 24 Наблюдение Опрос, беседа Самостоятельная работа Опрос, беседа наблюдение Опрос, беседа Самостоятельная работа Опрос, беседа Самостоятельная работа Беседа, опрос, наблюдение Самостоятельная работа Опрос, беседа Наблюдение, сам. работа Опрос, беседа Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная 19 2 20 21 3 22 23 4 24 25 1 26 27 2 Декабрь 28 29 3 30 31 4 33 34 Январь 32 1 Культура и техника речи. Речевые упражнения, скороговорки. Театральная игра 1 Групповая 1 Групповая Мы – актеры. Этюды на мимику, репетиция по ролям. Актерское мастерство 1 Групповая 1 Групповая Культура и техника речи. Упражнение на дыхание, разучивание ролей по сказке. Сценическая речь 1 Групповая 1 Групповая Театр кукол. Этюды с куклами, репетиция кукольного спектакля. Кукловождение 1 Групповая 1 Групповая Культура и техника речи. Речевые упражнения, повторение слов по ролям. Сценическая речь 1 Групповая 1 Групповая Здравствуй, театр. Знакомство с театром и его устройством. Работа по ролям 1 Групповая 1 Групповая Мы – актеры. Этюды на мимику, репетиция по ролям. Актерское мастерство 1 Групповая 1 Групповая Театр кукол. Знакомство марионетками, этюды. Кукловождение 1 Групповая 1 Групповая с куклами 25 или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО работа Беседа, опрос Наблюдение, творческая работа Беседа, опрос Самостоятельная работа Самостоятельная работа Наблюдение Беседа, опрос Наблюдение Беседа, опрос, наблюдение Самостоятельная работа Беседа, опрос Наблюдение Беседа, опрос Самостоятельная работа Беседа, опрос, творческая работа Самостоятельная работа 35 2 36 37 3 38 39 1 41 42 Февраль 40 43 2 3 44 45 1 46 48 49 50 2 Март 47 3 Мы – актеры. Этюды на эмоции, репетиция по ролям. Актерское мастерство 1 Групповая 1 Групповая Культура и техника речи. Речевые упражнения, скороговорки, повторение ролей. Сценическая речь 1 Групповая 1 Групповая Театр кукол. Репетиция кукольного спектакля. 1 Групповая Кукловождение 1 Групповая Мы – актеры. Этюды на движение, репетиция. 1 Групповая Ритмопластика. Пластическая импровизация 1 Групповая Здравствуй, театр. Знакомство с театральными профессиями. Работа над ролью 1 Групповая 1 Групповая Культура и техника речи. Речевые упражнения, скороговорки, репетиция по ролям. Сценическая речь 1 Групповая 1 Групповая Ритмопластика. Танцевальные работа над образом. Театральная игра 1 Групповая 1 Групповая Театр кукол. Репетиция кукольного спектакля. 1 Групповая Кукловождение 1 Групповая упражнения, 26 Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Беседа, опрос, творческая работа Самостоятельная работа Беседа, опрос Наблюдение Беседа, опрос Наблюдение Беседа, опрос Самостоятельная работа Творческая работа Наблюдение Беседа, опрос Самостоятельная работа, наблюдение Беседа, опрос Наблюдение Беседа, опрос Наблюдение 51 4 52 53 1 54 56 57 2 Апрель 55 3 58 59 4 60 61 1 62 64 65 66 2 Май 63 3 Мы – актеры. Этюды на выразительность, повторение сказки по ролям. Работа над ролью 1 Групповая 1 Групповая Здравствуй, театр. Знакомство с другими видами театров, театральными терминами, этюды. Кукловождение 1 Групповая 1 Групповая Театр кукол. Показ кукольного спектакля. 1 Групповая Театральная игра 1 Групповая Культура и техника речи. Речевые упражнения, разучивание стихов по ролям. Сценическая речь 1 Групповая 1 Групповая Мы – актеры. Показ этюдов и стихов по ролям. 1 Групповая Актерское мастерство 1 Групповая Мы – актеры. Разыгрывание этюдов и сценок. 1 Групповая Актёрское мастерство 1 Групповая Театр кукол. Разыгрывание этюдов с куклами разных систем. Кукловождение 1 Групповая 1 Групповая Мы – актеры. Что я знаю о театре, разыгрывание этюдов. Актерское мастерство 1 Групповая 1 Групповая Итого: 66 27 Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Групповая комната или кабинет ИЗО Беседа, сам. работа Наблюдение Беседа, опрос Наблюдение Беседа, опрос Наблюдение Самостоятельная работа Самостоятельная работа Беседа, опрос Наблюдение Самостоятельная работа Самостоятельная работа Открытый показ Самостоятельная работа Беседа, опрос Наблюдение Приложение 4. Репертуар второго года обучения Сказки: «Три поросёнка» «Приключение Буратино» (отрывок) «Гуси-Лебеди» Этюды с куклами: «Идёт петушок» «Киска» «Ветер дует нам в лицо» «Котёнок» «Ой, вставала я ранёшенько» «Лиса» «Зайка» «Белый заяц» «Кукла оживи!» Этюды на движение: «Два жука» «Тень» «Уж как шла лиса» «Зайчишка-трусишка» Этюды на различные эмоции, мимику: «Курочка» «Жук» «Удивительная кошка» «Я на камушке сижу» «Плачет киска в коридоре» «Горячий картофель» Игры-пантомимы: «Утренний туалет» «Медвежата» «Представьте себе» «Живой оркестр» Стихи по ролям: «Волк и лиса» «Конфеты» «Кража» «Яблоко» Приложение 5. Оценочные материалы. (1 год обучения) Задание № 1. Разыгрывание сказки «Заюшкина избушка» Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр кукол бибабо. Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям. Уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Уметь составлять на столе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные 28 характеристики для создания образов персонажей. Уметь согласовывать свои действия с партнерами. Материал: наборы кукол разных театров: кукольного, настольного Методика проведения. Педагог вносит «волшебный сундучок», на крышке которого изображена иллюстрация к сказке «Заюшкина избушка». Педагог поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера. Затем сообщает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного театров. Спрашивает: «Чем отличаются эти герои?» (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют.) Педагог предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя кукольный и настольный театры. Детям предлагаются фонограммы русских народных мелодий для музыкального сопровождения сказки. Далее: самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля. Показ сказки зрителям. Задание №2. Разыгрывание этюдов Котята: • сладко спят; • просыпаются, лапкой умываются; • зовут маму; • пытаются утащить сосиску; • боятся собаки; • охотятся. Покажи: • как танцуют бабочки на поляне; • как злится лиса; • как удивляется ёжик; • как здоровается заяц, лиса, медведь; • как обижается зайки, лиса. 29 Задание № 3. Этюды на изменения тембра голоса. Скажи весело, грустно, сердито: • Какая хорошая погода. • У меня сегодня день рождение. • Я не хочу манную кашу. Задание № 4. Интонационное прочтение стихов-диалогов. Задание № 5. Проговаривание скороговорок. Идёт пешком мышонок с мешком. Тощий кощей тащит ящик овощей. Алла искала булавку. Булавка упала под лавку. Цыплёнок с курицей пьют воду на улице. У высокого куста Светы видит аиста. У ежа ежата, у ужа ужата. Задание № 6. Образные упражнения под музыку. Задание № 7. Диагностика изучения игровых интересов и предпочтений в играх-драматизациях Примерные вопросы для собеседования с ребенком. 1. Знаешь ли ты, что такое театр? Ты был в театре? Что тебе понравилось в театре больше всего? 2. Какой спектакль ты смотрел последний раз? Тебе нравится смотреть спектакли? Почему? 3. Знаешь ли ты, кто такой режиссер, актер, гримёр? Что они делают для того, чтобы спектакль можно было посмотреть? 4. Зачем в театр приходят зрители? Что они делают на спектакле? 5. Любишь ли ты играть в «театр»? 6. В какой «театр» ты любишь играть? (ребенку предлагаются картинки с разными видами театра). Почему? 7. Что ты делаешь, играя в «театр»? Тебе это нравится? 8. Тебе нравится исполнять роли сказочных героев? Почему? 9. Есть ли у тебя любимая роль? Какая? 10. Ты можешь по выражению лица узнать настроение героя? 11. Когда ты вырастешь, ты бы хотел работать в театре? Кем бы ты хотел быть: режиссером, актером, художником-оформителем? 12. Есть ли у тебя любимая книжка? Какая? 13. В спектакле, с какими персонажами ты бы хотел поучаствовать? 30 Приложение 6. Оценочные материалы. (2 год обучения) Задание № 1. Разыгрывание сказки «Три поросёнка» Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр кукол бибабо. Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям. Уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Уметь составлять на столе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей. Уметь согласовывать свои действия с партнерами. Материал: наборы кукол разных театров: кукольного, настольного Методика проведения. Педагог вносит «волшебный сундучок», на крышке которого изображена иллюстрация к сказке «Три поросёнка». Педагог поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера. Затем сообщает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного театров. Спрашивает: «Чем отличаются эти герои?» (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют.) Педагог предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя кукольный и настольный театры. Детям предлагаются фонограммы русских народных мелодий для музыкального сопровождения сказки. Далее: самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля. Показ сказки зрителям. 31 Задание № 2. Разыгрывание этюдов 3. Пантомимические этюды. Медвежата: Покажи: • сладко спят; • как танцует добрая фея на балу у Золушки; • просыпаются, лапкой умываются; • как злится страшная ведьма на балу у Спящей • зовут маму; Красавицы; • едят мёд; • как удивляется черепашка-ниндзя; •гуляют на поляне; • как здоровается Снежная Королева; • лезут в берлогу. как обижается Винни-Пух. Задание № 3. Этюды и упражнения на выявление актерских умений Ребенку предлагается передать содержание фразы, «считывая» интонацию, с которой звучит данный текст: ♦ Чудо остров! ♦ Карабас-Барабас ♦ Наша Таня громко плачет... ♦ Первый снег! Ветер! Холодно! Задание № 4. Детям предлагается прочесть по тексту с разными интонациями (удивленно, радостно, вопросительно, сердито, ласково, спокойно, равнодушно): «Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке». Задание №5. Этюды на изменения тембра голоса. Педагог. Киска, как тебя зовут? Ребенок. Мяу! (Нежно) Педагог. Киска, хочешь молока? Ребенок. Мяу! (С удовлетворением) Педагог. Стережешь ты мышку тут? Ребенок. Мяу! (Утвердительно) Педагог. А в товарищи щенка? 32 Ребенок. Мяу! Ффф-ррр! (Изобразить: трусливо, пугливо...) Задание № 6. Интонационное прочтение стихов-диалогов. Задание № 7. Проговаривание скороговорок. В тетради Кондрат начертил квадрат Жаба в луже сидела, на ужа глядела. Жук жужжал-жужжал-жужжал и на ужин к ней попал. На опушке в избушке живут старушки болтушки. На подносе у Фроси ананас и абрикосы У царя и у царицы жили во дворце жар-птицы. Рано утром пели птицы для царя и для царицы. Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов. Задание № 8. Образные упражнения под музыку. Задание № 9. Диагностика изучения игровых интересов и предпочтений в играх-драматизациях Примерные вопросы для собеседования с ребенком. 1. Знаешь ли ты, что такое театр? Ты был в театре? Что тебе понравилось в театре больше всего? 2. Какой спектакль ты смотрел последний раз? Тебе нравится смотреть спектакли? Почему? 3. Знаешь ли ты, кто такой режиссер, актер, художник-оформитель, костюмер, бутафор? Что они делают для того, чтобы спектакль можно было посмотреть? 4. Зачем в театр приходят зрители? Что они делают на спектакле? 5. Любишь ли ты играть в «театр»? 6. В какой «театр» ты любишь играть? (ребенку предлагаются картинки с разными видами театра). Почему? 7. Что ты делаешь, играя в «театр»? Тебе это нравится? 8. Тебе нравится исполнять роли сказочных героев? Почему? 9. Есть ли у тебя любимая роль? Какая? 10. Ты можешь по выражению лица узнать настроение героя? 11. Когда ты вырастешь, ты бы хотел работать в театре? Кем бы ты хотел быть: режиссером, актером, художником-оформителем? 12. В спектакле, с какими персонажами ты бы хотел поучаствовать? 13. Какие ты знаешь виды театров? 33 Приложение 7. Диагностический бланк «Оценка знаний, умений, навыков воспитанников» № п./ п. Ф.И. ребенка Теоретическая часть Основы театральной культуры Театра льная азбука 1. Театр кукол Практическая часть Речевая культура Дикция Основы актёрского мастерства Мимика Жесты …. 2. 3. Высокий уровень – 3 балла Соответствует уровню – 2 балла Низкий уровень- 1 балл 34 Движен ие Этюды куклами Игрыдраматиза ции с Кукольные спектакли Общая оценка Оценка результатов театрально-игровой деятельности проводится по следующим направлениям. Основы театральной культуры Театральная азбука Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральному искусству. Называет различные виды театра. Знает театральные профессии, устройство театра, правила поведения в театре. Соответствует возрасту – 2 балла: интересуется театральной деятельностью, называет различные виды театра. Частично знает театральные профессии, устройство театра, театральные профессии, устройство театра. Минимальный уровень – 1 балла: не проявляет интереса к театральной деятельности. Знает правила поведения в театре. Затрудняется назвать различные виды театра. Театр кукол Высокий уровень – 3 балла: знает и называет театральные куклы разных систем. Соответствует возрасту – 2 балла: частично знает и называет театральные куклы разных систем. Минимальный уровень – 1 балла: затрудняется назвать театральные куклы разных систем. Речевая культура Дикция Высокий уровень – 3 балла: высокая речевая активность, чёткая выразительная речь, интонационно окрашена, словарь содержит все части речи, знает наизусть несколько стихов, скороговорок. Соответствует возрасту – 2 балла: речь не чётка, не выразительная, диалоги строит с помощью педагога. Минимальный уровень – 1 балла: речь не внятная, не умеет строить диалог с партнёром. Основы актёрского мастерства Мимика Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности. Соответствует возрасту – 2 балла: владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику. Минимальный уровень – 1 балла: слабо различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя. Движения (этюды с музыкальным сопровождением). 35 Высокий уровень – 3 балла: умеет предавать несложный ритмический рисунок, творчески активен, проявляет самостоятельность и инициативу. Соответствует возрасту – 2 балла: затрудняется в выполнении заданий по ритмопластике, выполняет задание с помощью взрослого. Минимальный уровень – 1 балла: не способен выполнять несложный ритмический рисунок, двигается не ритмично. Игры-драматизации Высокий уровень – 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность при создании образа. Соответствует возрасту – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности. Минимальный уровень – 1 балла: не проявляет инициативы, стесняется проявить себя в действиях с партнерами на всех этапах работы над образом. Этюды с куклами Высокий уровень - 3балла: проявляет желание играть с куклой. Знает навыки управления ею. Умеет импровизировать с куклой. Соответствует возрасту – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над этюдом. Минимальный уровень – 1 балла: слабо владеет элементарными навыками кукловождения. Кукольные спектакли Высокий уровень – 3 балла: желание участвовать в спектакле с куклами разных систем. Навыки взаимодействия с партнером при управлении с куклой. Умение создать образ с помощью кукол. Соответствует возрасту – 2 балла: владеет навыками кукловождения, может применять их самостоятельно в спектаклях, проявляет активность и согласованность. Минимальный уровень – 1 балла: слабо владеет элементарными навыками кукловождения, и не проявляет инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем. Не проявляет активности, выполняет большее количество операции только с помощью руководителя. 36