Программа Мастерица 24-25

Управление образованием Новолялинского городского округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования Новолялинского городского округа
«Дом детского творчества «Радуга»

Принята на заседании
педагогического совета
«30» августа 2024г.
Протокол № 1

Утверждена
приказом директора
МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга»
от 30.08.2024 № 69 од

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности

«Мастерица»
Срок реализации: 2 года
Возраст обучающихся: 6-14 лет

Автор-составитель программы:
Ярославцева Елена Николаевна,
педагог дополнительного
образования

г. Новая Ляля, 2024 г.

Оглавление
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы...................................... 3
1.1.

Пояснительная записка .................................................................................. 3

1.2. Цель и задачи программы: .................................................................................. 6
1.3. Планируемые результаты .................................................................................... 7
Раздел 2. Содержание программы ............................................................................. 9
2.1. Учебно-тематический план. 1 год обучения ..................................................... 9
2.2. Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения .......... 9
2.3. Учебно-тематический план. 2 год обучения ................................................... 11
2.4. Содержание учебного тематического плана второго года обучения ........... 11
Раздел 3. Комплекс организационно-педагогических условий............................ 13
3.1. Календарный учебный график ......................................................................... 13
3.2. Условия реализации программы ...................................................................... 13
3.2.1. Материально-техническое обеспечение программы ................................... 13
3.2.2. Кадровое обеспечение программы ................................................................ 13
3.2.3 Методические материалы................................................................................ 14
3.2.4. Информационно-методические условия ...................................................... 15
3.3. Формы аттестации .............................................................................................. 15
3.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов ............. 15
3.3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов ..... 16
3.3.3. Оценочные материалы .......................................................................................................... 16
2.3.1. Характеристика оценочных материалов ............................................................................. 17
РАЗДЕЛ 4. Список литературы ...................................................................................................... 21
Приложение...................................................................................................................................... 23
Приложение 1. Календарный учебный график 1 год обучения ................................................. 23
Приложение 1. Календарный учебный график 2 год обучения .................................................. 25

2

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Из всего многообразия видов творчества декоративно - прикладное
является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с
повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать,
оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно
заметить, что предметы декоративно-прикладного искусства вносят красоту в
обстановку дома, на работе и в общественных местах. С давних времен
огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали
полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы
человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и
совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам
то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а
некоторые забылись навсегда. Развитие детского творчества во многом зависит
от умения детей работать с различными материалами и соответствующими
инструментами. Также декоративно-прикладное искусство способствует
формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение,
обобщение. На нравственное воспитание детей существенное влияние
оказывает коллективный характер выполнения работы: дети, создавая каждый
свое изделие, вместе составляет общую композицию. В процессе занятий
декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и нравственноволевые качества: потребность доводить начатое дело до конца,
сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При
создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для
общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы
друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать,
выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь
другому.
Направленность.
Данная
дополнительная
общеобразовательная
программа «Мастерица» относится к художественной направленности.
Актуальность Программа актуальна, поскольку является комплексной,
вариативной,
предполагает формирование
ценностных
эстетических
ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами
творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально
открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства,
проявить и реализовать свои творческие способности. Программа помогает
развивать объемно-пространственное мышление, чувство цвета, реализовать
способности и желания ребенка. Дети пополняют свой запас знаний в ручном
шитье, программа помогает обрести навыки работы на швейной машине.
Получить базовые знания о цвете, материале, рисунке, повышение
практических знаний и умений и развитие творческой личности.

3

Отличительной особенностью данной программы является то, что она
дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах
декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и
максимально реализовать себя в нем.
Образовательная программа «Мастерица» разработана на два года
обучения. Программа предусматривает изучение необходимых теоретических
сведений по выполнению изделий декоративно – прикладного творчества.
Содержание теоретических сведений согласовывается с характером
практических работ по каждой теме. На теоретическую часть отводится не
более 30% общего объема времени. Остальное время посвящается
практической
работе.
Теория
преподносится
в
форме
беседы,
сопровождающейся показом приемов работы и ответами на вопросы учащихся.
Практические результаты и темп освоения программы является
индивидуальными показателями, так как зависят от уровня творческого
потенциала, то есть от природных способностей и первичной подготовки
учащегося.
Занятия рукоделием развивают мелкую моторику обеих рук, способствуя
тем самым гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга, что
повышает общий умственный потенциал ребенка.
Чередование занятий тремя-четырьмя видами рукоделия дает ребенку
возможность найти себя в одном из видов творчества и наиболее полно
реализовать в нем свои способности. Разнообразие творческих занятий
помогает поддерживать у детей высокий уровень интереса к рукоделию.
Овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, ребенок получает
возможность создавать высокохудожественные изделия с применением
различных техник.
Планируемая на занятиях практическая работа не является жестко
регламентированной. Обучающиеся реализовывают свои творческие замыслы,
готовят поделки, сувениры к своим семейным торжествам и к любимым
праздникам. Это позволяет повысить уровень знаний и интереса учащихся.
Основные формы и методы организации учебного процесса
Каждое занятие специфично по своей конкретной цели, по логике и по
своей структуре. Основные функции методов обучения состоят в том, чтобы
обеспечить взаимосвязанную деятельность учителя и учащегося по
обеспечению усвоения учебного содержания в соответствии с задачей;
способствовать воспитанию и развитию учащихся, активизировать учебнопознавательную деятельность ребенка. Исходя из этого, при выборе
определенных методов обучения учитывается особенность контингента детей.
Каждое занятие является формой реализации всех функций процесса обучения,
организует мотивированную учебно-познавательную деятельность каждого
ребенка, качества знаний формируется в системе, Индивидуализация обучения
осуществляется через дифференцированный подход путем создания условий
для усвоения учебного материала с учетом темпа и дозы индивидуально. В
целом работа педагога характеризует особым стилем, манерой работы.
4

В процессе обучения применяются следующие формы контроля:
•
Творческие работы
•
Участие в выставках и конкурсах
•
Отчетные выставки объединения
•
Занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных
разделов программы)
•
Систематическое наблюдение в течении учебного года
Адресат программы Возраст детей, участвующих в реализации
программы «Мастерица» - 6-14 лет, объединенные по возрастам: 6-10 лет, 11-14
лет. Данное формирование разновозрастных групп способствует не только
развитию коммуникативных навыков, но и приобретение опыта
разновозрастного взаимодействия, организаторских навыков, освоение
широкого спектра социальных ролей, актуализация знаний старшими
обучающимися, опережающее обучение для младших обучающихся,
преемственность знаний, формирование глобальных навыков. Предварительной
подготовки для занятий по данной программе не требуется.
Учет половозрастных, индивидуально-психологических, физических
и иных особенностей и состояний учащихся, обоснованность принципов
комплектования учебных групп.
Программа рассчитана на освоение детьми возраста 6-14 лет, поэтому
возрастные особенности личности учащихся среднего этапа обучения являются
основным фактором, который должен быть принят во внимание педагога.
Учитывая основные психологические новообразования младшего и среднего
школьного возраста, педагог обязан также учитывать особенности проведения
занятий на данном этапе и строить учебный процесс согласно формуле
успешного обучения, поскольку в этот период с точки зрения биологии у детей
6-10 лет изменения, происходящие в организме младших школьников,
способствуют развитию мелких мышц кисти, благодаря чему появляется
способность выполнять тонкие движения, это помогает ребенку овладеть
навыком быстрого письма. Непрерывно совершенствуется нервная система,
интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга,
усиливаются аналитическая и синтетическая функция. Повышенная
впечатлительность способствует проявлению яркого воображения и
восприимчивости к образному содержанию. Память, в свою очередь, имеет
преимущественно
наглядно-образный
характер,
вследствие
этого,
теоретические знания требуют иллюстрирования при помощи наглядности.
Важным моментом в обучении младших школьников является тот факт, что в
этом возрасте речь организует мышление ребенка, следовательно, особое
значение приобретает словесное рисование будущего изделия, когда ребенок
сначала проговаривает задуманную композицию.
Для детей 11-14 лет ведущая деятельность – общественно полезная.
Вниманию младшего подростка характерна специфическая избирательность.
Переключение внимания часто происходит непроизвольно в связи с его легкой
возбудимостью и интересом к необычному, яркому. Существенные изменения
5

происходят и в мыслительной деятельности. Мышление уже более
систематизировано и последовательно. Также меняется соотношение между
конкретно-образным мышлением и абстрактным в пользу последнего.
Мыслительная деятельность приобретает новую черту – критичность.
Подросток 11-14 лет уже не опирается слепо на авторитет учителя или
учебника, а стремится иметь свое собственное мнение. Умение мыслить
абстрактно, систематизировать знания, критичное отношение к собственной
работе – это те качества, которые делают средний школьный возраст наиболее
благоприятным для развития творческого мышления. Большое значение
приобретает выполнение некоторых самостоятельных заданий и практических
работ, при этом результат является для него побуждением к действию.
Мотивация к учению носит в значительной мере внешний характер. Учебный
материал больше подлежит запоминанию, а не обдумыванию и связыванию с
реальной жизнью.
Объединяя обучающихся в разновозрастную группу, можно достичь
следующего результата: дети младшего школьного возраста стремятся
подражать более старшим ребятам, а младшие подростки имеют возможность
оказать помощь, стать наставниками в небольшом детском коллективе.
Учитывая
возрастные
особенности
разновозрастной
группы
преподавание техники изготовления игрушки должно строиться на понимании
сущности обучения декоративно-прикладному творчеству, как процессу
взаимодействия
педагог-обучающийся,
обучающийся-обучающийся,
вовлекающему в себя стремление к соучастию, сопереживанию, совместную
увлеченность коммуникационно-познавательной деятельностью. Такие условия
способствуют личностно-ориентированной направленности обучения и
помогают обучающемуся стать активным участником учебного процесса.
Режим занятий. Сроки реализации программы – 2 года. Занятия в 1 год
обучения проходят 2 раза в неделю по 2 часа (40 минут-10 минут перерыв-40
минут). Всего 128 часов в год.
Занятия 2 года обучения проходят 2 раза в неделю по 3 часа (40 минут-10
минут перерыв-40 минут- 10 мин перерыв -40 мин). Всего 192 часа в год.
Таким образом, общее количество часов по программе составляет 320
часов.
Общий объем программы: 1 год обучения объём программы составляет
– 124 часа в год; 2 год обучения объём программы составляет – 192 часа в год.
Возраст обучающихся
1 год обучения (6-8 лет)
2 год обучения (9-14 лет)

Продолжительность
занятий
40
40

Кол-во занятий в неделю

За год

4
6
Итого:

128
192
320

1.2. Цель и задачи программы:
Цель: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка
через народное декоративно-прикладное искусство.
6

Задачи:
Обучающие:
- познакомить воспитанников с историей и современными направлениями
развития декоративно-прикладного творчества;
- научить детей владеть различными техниками работы с материалами,
инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
- обучать технологиям разных видов рукоделия.
Развивающие:
- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка:
фантазию, наблюдательность, мышление, художественный вкус.
- развивать образное и пространственное мышление, память,
воображение, внимание;
- развивать положительные эмоции и волевые качества;
- развивать моторику рук, глазомер.
Воспитательные:
- приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих
богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной,
формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их
дальнейшем обогащении;
- побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами
гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в
созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям,
культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности);
- способности развитию внутренней свободы ребенка, способности к
объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного
достоинства, самоуважения;
-воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в
совместной творческой деятельности;
- воспитывать усидчивость, аккуратность, активность, уважение и любовь
к труду, формировать потребность учащихся к саморазвитию.
- развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать
трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
1.3. Планируемые результаты
Освоение содержания программы «Мастерица» обеспечивает в сфере
метапредметных результатов:
Формирование навыков сотрудничества.
Понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявлять
доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к
мнению одноклассников и др.
Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному
материалу и способам решения новых учебных и практических задач.
Понимание и принятие учебной задачи, поставленной педагогом, на
разных этапах обучения.
7

Планирование своих действия в соответствии с условиями реализации
поставленной задачи.
Умение осуществлять контроль своих действий и корректировать в
зависимости от характера сделанных ошибок.
Использование предложений и оценки педагога, одноклассников,
родителей и других людей для улучшения результата.
Фиксирование по ходу занятия и в конце его удовлетворенность/
неудовлетворённость своей работой на занятии.
В сфере личностных результатов:
Развитие навыков творческого взаимодействия и проявления в нем своей
индивидуальности.
Развитие начальных представлений о моральных нормах и правилах
нравственного поведения, в том числе в процессе игровой, учебной, творческой
и трудовой деятельности.
Формирование устойчивого интереса к выбранной деятельности.
Понимание мотивов собственных поступков и поступков окружающих
людей, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки.
Развитие эстетических чувств, уметь создавать свой замысел, эскиз.
Выстраивание психологически комфортных взаимоотношений с
окружающими людьми независимо от их социальной и национальной
принадлежности.
Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на
принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания,
умение находить с ними общий язык и общие интересы
В сфере предметных результатов:
Формирование информационной и предметной компетентности.
Знание и правильное использование приспособлений для ручного труда;
рациональное и экономное использование материала; умение работать с
цветом, при составлении композиции.
Организация самостоятельной деятельности с учетом требований ее
безопасности.
Умение применять различные техники самостоятельно.
Создание авторских работ, в процессе творческого использования
возможностей материала, изученных технологий.
Знание модных тенденций в рукоделии; область применения артобъектов.

8

Раздел 2. Содержание программы
2.1. Учебно-тематический план. 1 год обучения
№
п/п
1.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
4.

Темы
Вводное занятие. Цветоведение

Количество часов
Всего
Теория
Практика
4
2
2

Техника «Изонить».
Закладка
Теремок
Морское дно
Изготовление плоских игрушек из
фетра
Сердце
Смайлик
Композиция «Теремок»
Морские обитатели
Лесная полянка
Творческая мастерская

16
4
8
4
104

3
1
1
1
2,5

13
3
7
3
101,5

4
4
48
24
24
4

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0

3,5
3,5
47,5
23,5
23,5
4

Итого:

128

7,5

120,5

Форма
аттестации
Входящая
диагностика
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

Наблюдение
Наблюдение
Выставка
Выставка
Наблюдение
Итоговая
диагностика
Выставка

2.2. Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения
1. Вводное занятие. Цветоведение. Знакомство с программой обучения.
Цветоведение. Понятие о цветовом круге. Теплые, холодные и нейтральные
цвета. Понятие о светлых и темных тонах. Сочетание родственных и
контрастных цветов. Вышивка. Виды швов. Виды вышивки. Инструменты,
ткань, нитки. Технология выполнения швов «вперед иголку», «назад иголку»,
«крестик».
Практическая работа. Планировка уголка для шитья и рукоделия.
Зарисовка цветового круга. Оставление из полосок цветной бумаги, ниток
сочетания родственных и контрастных цветов.
2. Техника «Изонить». Техника «изонить». Материалы, инструменты,
приспособления. Понятие – геометрическая фигура (круг, овал, угол, дуга).
Техника безопасности при работе ножницами, иглой и нитками.
Практическая работа. Изображение углов, моделирование образов с их
использованием. Изображение окружностей, дуг, овалов, моделирование
образов с их использованием. Изготовление закладок, открыток, панно с
применением геометрических фигур, комбинированные узоры.
3. Изготовление игрушек из фетра. Основные ручные швы. Техника
закрепления нити. Шов «вперед иголкой», «петельный», «стебельчатый»,
«потайной». Техника безопасности при работе ножницами, иглой и нитками,
клеем.
9

Практическая работа. Выполнение швов на образце. Подбор материалов
для игрушки. Зарисовка выкроек-лекал. Перенос эскиза на фетр. Работа с
клеем. Сшивание деталей и оформление игрушки. Примерный перечень работ:
«Сердце», «Смайлик», композиция «Теремок» (мышка, лягушка, заяц, лиса,
волк, медведь), «Морские обитатели» (кит, морская звезда, дельфин, медуза,
разные виды рыбок), «Лесная полянка» (разные виды: грибов, цветов, ягод,
листиков).
4. «Творческая мастерская»
Практическая работа. Подготовка выставки работ вместе с детьми.
Расположение изделий на демонстрационном стенде. Выставка работ.
Награждение учащихся. Подведение итогов. Итоговый мониторинг. Экскурсия
в магазин тканей.
Требования к уровню подготовки обучающихся первого года
обучения
В конце первого года обучения у учащихся сформированы:
Знания:
•
что такое декоративно-прикладное творчество;
•
виды декоративно-прикладного творчества;
•
основы цветоведения;
•
технику изонить
•
основы композиции;
•
свойства бумаги, разновидности бумаги;
•
материалы и инструменты при работе с бумагой;
•
техника безопасности при работе с материалами и инструментами;
•
материалы инструменты и приспособления для шитья;
•
технику безопасности при работе с колющими, режущими
инструментами и нагревательными приборами;
•
виды тканей;
•
правила кроя ткани, соединительные швы;
•
технику безопасности;
•
выполнять простейшие швы;
•
владеть приемами работы с фетром и аксессуарами;
•
выполнить несколько игрушек и оформить их самостоятельно;
•
общие сведения о сочетании цветов;
•
декоративные возможности.
Умения:
• работать с цветом, правильно составлять композицию;
• пользоваться инструментами и приспособлениями;
• пользоваться материалами и инструментами для шитья;
• подбирать ткань по цвету и фактуре;
• изготовлять шаблоны;
• владеть приемами кроя.
10

2.3. Учебно-тематический план. 2 год обучения
№
п/п

Темы
Всего
6

Количество часов
Теория
Практика
2
4

1.

Вводное занятие. Цветоведение

2.

Изготовление объемных игрушек
из фетра
Медвежонок в одежде
Домик
Новогодний калейдоскоп: снеговик
Ангелочек в платье
Символ Нового года
Кукла
Одежда для куклы
Подарки и сувениры
Брелок «Смайлик»
Брелок «Сердечко»
Брелок «Зверушка»
Кошелек
Валентинки
Игрушка «Крестики нолики»
Сувенир для подарка на 8 Марта
Корзинка с ручкой
Игольница
Ловец снов
Чехол для телефона
Талисман для бойца
Творческая мастерская

78

7

71

12
12
12
12
12
12
6
96
3
3
6
6
6
12
12
12
6
12
6
12
12

1
1
1
1
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0

11
11
11
11
11
11
5
84
2
2
5
5
5
11
11
11
5
11
5
11
12

Итого:

192

21

171

2.1.
2.2
2.3
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.
3.8.
3.9.
3.10
3.11
3.12
4.

Форма
аттестации
Входящая
диагностика

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Выставка
Выставка
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Итоговая
диагностика

2.4. Содержание учебного тематического плана второго года обучения
1. Вводное занятие. Цветоведение. Знакомство с программой обучения.
Цветоведение. Понятие о цветовом круге. Теплые, холодные и нейтральные
цвета. Понятие о светлых и темных тонах. Сочетание родственных и
контрастных цветов. Вышивка. Виды швов. Виды вышивки. Инструменты,
ткань, нитки. Технология выполнения швов «вперед иголку», «назад иголку»,
«крестик».
Практическая работа. Планировка уголка для шитья и рукоделия.
Зарисовка цветового круга. Оставление из полосок цветной бумаги, ниток
сочетания родственных и контрастных цветов. Перевод рисунка на ткань.
Выполнение швов на образце ткани, крестиком на канве. Вышивка узора на
салфетке, на канве.
2. Изготовление объемных игрушек из фетра. Основные ручные швы.
Техника закрепления нити. Шов «вперед иголкой», «петельный»,
11

«стебельчатый», «потайной». Техника безопасности при работе ножницами,
иглой и нитками, клеем.
Практическая работа. Выполнение швов на образце. Подбор материалов
для игрушки. Зарисовка выкроек-лекал. Перенос эскиза на фетр. Работа с
клеем. Сшивание деталей и оформление игрушки.
3. Подарки и сувениры. Беседа о многообразии подарков и сувениров из
фетра. Объяснение выполнения работы. Просмотр видео- презентации.
Практическая работа. Заготовка выкроек-лекал, работа с шаблоном,
раскрой фетра, декорирование деталей (закрепление карабинов для брелоков),
сшивание деталей, набивка изделия наполнителем.
4. Итоговое занятие
Практическая работа. Подготовка выставки работ вместе с детьми.
Расположение изделий на демонстрационном стенде. Выставка работ.
Награждение учащихся. Подведение итогов. Итоговый мониторинг. Экскурсия
в магазин тканей.
Требования к уровню подготовки обучающихся второго года
обучения
В конце второго года обучения у учащихся сформированы:
Знания:
• Истории и современных направлений развития в творческой
деятельности;
• Техника безопасности трудa;
• отличительные особенности плоских и объёмных игрушек;
• технологию работы с готовыми выкройками, шаблонами.
• Основные свойства фетра, соблюдать правила раскроя;
• Соединение деталей;
• Набивка деталей;
• Оформление глаз, носа;
• Выполнение плоскостных и объемных композиции из фетра.
Умения:
• Применять разные техники в одной творческой работе;
• Выполнять плоскостные и объемные композиции из фетра
• выполнять выкройки по схемам;
• выполнять простейшие швы;
• владеть приемами работы с фетром и аксессуарами;
• выполнить и самостоятельно оформить игрушки,
• работать как самостоятельно, так и в коллективе;
• совершенствоваться и творчески использовать свои умения и
навыки.

12

Раздел 3. Комплекс организационно-педагогических условий
3.1. Календарный учебный график
Год
обучения

Дата начала Дата
обучения
окончания
обучения
16.09.2024
24.05.2025

1 год
(4 часа в
неделю)
2 год
16.09.2024
(6 часов
в
неделю)

24.05.2025

Количество
учебных
недель
32

Количество
учебных
дней
64

Количество
учебных
часов
128

32

64

192

Режим
занятий
2 занятие по 2
часа в неделю
2 занятие по 3
часа в неделю

Каникулы:
Осенние: 27.10.2024 – 03.11.2024
Зимние: 29.12.2024 – 10.01.2025
Дополнительные для первоклассников: 15.02.2025-23.02.2025
Весенние: 29.03.2025 – 06.04.2025

3.2. Условия реализации программы
3.2.1. Материально-техническое обеспечение программы
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

Оборудование, инструменты и материалы
Кабинет.
Магнитно-маркерная доска
Ноутбук
Цветной картон
Иголки для шитья
Спицы для вязания
Крючок для вязания
Скотч
Пяльца для вышивки
Бумага для записей
Карандаши простые
Ручки
Линейки
Ножницы
Клей
Нитки цветные, мулине, пряжа
Фетр цветной
Наполнитель для мягких игрушек

Кол-во
1
1
1
1 упаковка
15
60
15
1
15
1 упаковка
15
15
15
15
15
15 наборов
15 наборов
1 упаковка

3.2.2. Кадровое обеспечение программы
Программу ведет педагог дополнительного образования Ярославцева
Елена Николаевна, образование высшее по квалификации: учитель математики,
информатики, физики.

13

3.2.3 Методические материалы
1 год обучения
№
разде
ла

Название
раздела, темы

1

Вводное
занятие.
Цветоведение.

2

Техника
«Изонить».
Изготовление
панно.

3

Изготовление
игрушек из
фетра.

4

Творческая
мастерская

Материально-техническое
оснащение, дидактикометодический материал

Формы, методы,
приемы обучения.
Педагогические
технологии

Видео материал «Знакомство Беседа,
с предметом.»
демонстрация,
практическая
работа
Видео материал «Техника
Беседа,
изонить»,
демонстрация,
демонстрационные техники
практическая
«Изонить», плакат «Техника работа
безопасности при работе с
иголкой и ножницами»,
методика работы в технике
«Изонить» для обучающихся
(технологическая карта)
Видео материал
Беседа,
«Изготовление игрушек из
практическая
фетра», плакаты «Виды
работа
швов», плакат «Техника
безопасности при работе с
иголкой и ножницами»,
методика изготовления
игрушек из фетра для
обучающихся
(технологическая карта)
Презентация
Учебная
дискуссия,
командная работа

Формы учебного
занятия

Практическая
работа
тестирование
Практическая
работа,
Выставка

Практическая
работа,
Выставка

Выставка

2 год обучения
№
разде
ла

Название
раздела, темы

Материально-техническое
оснащение, дидактикометодический материал

1

Вводное
занятие.
Цветоведение.

Видео материал
«Цветоведение»

2

Изготовление
игрушек из
фетра.
Подарки и
сувениры

Видео материал
«Разнообразие изделий из
фетра».
Презентации

3

14

Формы, методы,
приемы обучения.
Педагогические
технологии

Беседа,
демонстрация,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа

Формы учебного
занятия

Практическая
работа
тестирование
Практическая
работа,
Выставка
Практическая
работа,
Выставка

4

Творческая
мастерская

Презентация

Учебная
дискуссия,
командная работа

Выставка

3.2.4. Информационно-методические условия
Электронные образовательные ресурсы
Видеоматериалы: видео уроки по темам: Изонить, вышивание
крестиком, игрушка из фетра, вяжем на спицах, вяжем крючком.
Формы организации учебно-воспитательного процесса:
−
очный,
−
дистанционный (при выполнении диагностических работ и в рамках
дистанционного обучения).
Методы обучения:
−
словесный,
−
наглядный практический,
−
объяснительно-иллюстративный,
−
частично-поисковый,
−
частично проблемный,
−
частично дискуссионный.
Формы организации образовательной деятельности:
−
групповая,
Формы организации учебного занятия: беседа, практическое занятие,
презентация, видео-урок, экскурсия.
Программой предусмотрены следующие педагогические технологии:
технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения,
технология блочно-модульного обучения, технология развивающего обучения,
технология проблемного обучения, технология дистанционного обучения,
технология проектной исследовательской деятельности, коммуникативная
технология обучения.
Наглядные пособия:
1.
Выставка готовых работ,
2.
Образцы изделий, эскизов,
3.
Ресурсы интернет,
4.
Журналы, книги, фотографии, буклеты, таблицы, рисунки.

3.3. Формы аттестации
3.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
- Журнал посещаемости.
- Материал анкетирования и тестирования.
- Диагностические работы.
- Перечень готовых работ.
15

- Заметки и фотоотчеты.
3.3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
- диагностическая карта;
- защита творческих работ, презентаций;
- выставочная деятельность;
- конкурсная деятельность;
- открытые занятия.
Формы подведения итогов реализации программы «Мастерица»:
Итоговые занятия, праздничные мероприятия, выставки по итогам
обучения, участие в выставках разного уровня. Праздничные мероприятия– это
своего рода контроль среза знаний, умений, навыков, полученных на занятиях.
Организация выставок– это контроль роста ребенка, способ выражения
творчества, воспитание ответственности и желания работать интереснее.
Результативность и целесообразность работы по программе «Мастерица»
выявляется с помощью комплекса диагностических методик:
1.
Вводный контроль (тестирование, беседа, анкетирование,
наблюдение) проводится ежегодно в начале учебного года.
2.
Итоговый контроль (беседа, тестирование, наблюдение,
результаты самостоятельных работ, портфолио) проводится в мае месяце.
3.3.3. Оценочные материалы
В рамках программы предусмотрены следующие диагностики:
1.
Тестовые задания
2.
Карта наблюдения за коммуникативными универсальными
учебными действиями.

16

2.3.1. Характеристика оценочных материалов

ЛИЧНОСТН
ЫЕ

Планируемые результаты

Критерии оценивания

Виды контроля /
промежуточной аттестации

Диагностический
инструментарий (формы,
методы, диагностики)

Входящий,
промежуточный,
итоговый

Наблюдение,
тестирование

Усвоение и осознание системы
полученных знаний, стремление к
самоопределению. Учебный диалог на
теоретических и практических занятиях
Развитие начальных представлений Сформированность моральных норм и
о моральных нормах и правилах
правил поведения
нравственного поведения, в том
числе в процессе игровой, учебной,
творческой и трудовой
деятельности

промежуточный,
итоговый

Наблюдение,
тестирование

промежуточный,
итоговый

Наблюдение. Диагностика

Формирование устойчивого интереса Умение планировать свою дальнейшую
к выбранной деятельности
деятельность,
желание
использовать
готовые изделия на выставке в быту, для
подарков
Проявление положительных качеств
Активное включение в общение и
личности и управление своими эмоциями в
взаимодействие со сверстниками
различных (нестандартных) ситуациях и
на принципах уважения и
условиях.
доброжелательности,
Проявление дисциплинированности,
взаимопомощи и сопереживания,
трудолюбия и упорства в достижении
умение находить с ними общий
поставленных целей.
язык и общие интересы
Оказание бескорыстной помощи своим
сверстникам, нахождение с ними общего
языка и общих интересов.

промежуточный,
итоговый

Наблюдение. Диагностика

промежуточный,
итоговый

Наблюдение. Диагностика

Понимание мотивов собственных

Входящий,

Наблюдение, работа в

Выстраивание
психологически
комфортных
взаимоотношений
с
окружающими людьми независимо от
их социальной и национальной
принадлежности.

Сформирована эмоциональная
стабильность;
Доброжелательность, вежливость,
терпение;
Социальная ответственность;
Самостоятельность;
Социальная релаксация

Развитие
навыков
творческого
взаимодействия и проявления в нем
своей индивидуальности

Сформированность осознанного выбора

поступков и поступков
окружающих людей, развитие
самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки

Развитие эстетических чувств,
уметь создавать свой замысел,
эскиз

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Формирование
сотрудничества

навыков

Понимание и принятие элементарных
правил работы в группе: проявлять
доброжелательное
отношение
к
сверстникам,
стремиться
прислушиваться
к
мнению
одноклассников и др.

в пользу определенного действия или
бездействия;
сформированность осознанности
возможных последствий;
ответственность за свои поступки;
осознание своего вклада в случившееся,
умение думать о своих действиях, а не о
чужих
Ярко выражен интерес к объектам,
проявление положительного настроя
при выполнении действий, наблюдается
активная деятельность, использование
знаний на практике
Учащийся сделал свой вклад в работу
группы, активно участвуя в
обсуждениях; принимал и выполнял все
возложенные на него задачи; помогал
группе в выборе и достижении целей.
Проявляет интерес к общению;
помогает и поддерживает
одноклассников, прислушивается к их
советам; правильно оценивает
замечания одноклассников;
высказывает свою точку зрения при
оценке ответов других обучающихся
Умение ориентироваться на заданную
систему требований, осознанно
контролировать свои действия;
самостоятельное исправление ошибок

Формирование
учебнопознавательного интереса к новому
учебному материалу и способам
решения
новых
учебных
и
практических задач.
Понимание и принятие учебной Контролирование соответствия
задачи, поставленной педагогом, на выполняемых действий, при изменении

18

промежуточный,
итоговый

микрогруппах

Итоговый

Наблюдение, беседа

Промежуточный,
итоговый

Наблюдение,
тестирование

Промежуточный,
итоговый

Наблюдение,
тестирование

Входящий,
промежуточный

Наблюдение, решение
задач

Промежуточный,
итоговый

Наблюдение, решение
задач

разных этапах обучения.

условий внесение коррективов в способ
действия до начала решения задания

Планирование своих действия в
соответствии с условиями
реализации поставленной задачи

Умение составлять план действий для Итоговый
решения несложных учебных задач,
проговаривая
последовательность
выполнения действий;

ПРЕДМ
ЕТНЫЕ

Умение осуществлять контроль своих
действий
и
корректировать
в
зависимости от характера сделанных
ошибок.

Наблюдение, решение
задач

Умение вносить коррективы в
деятельность на основе новых
обстоятельств, изменившихся ситуации,
установленных ошибок, возникших
трудностей;
оценивание соответствия результата
цели и условиям
Использование предложений и оценки Освоение способов пошагового
педагога, одноклассников, родителей итогового контроля результатов;
и других людей для улучшения умение взаимодействовать со взрослым
результата.
и со сверстниками в деятельности;
готовность к преодолению трудностей;
формирование установки на поиск
способов разрешения трудностей

Итоговый

Наблюдение, решение
задач

Промежуточный,
итоговый

Наблюдение,
задач

решение

Фиксирование по ходу занятия и в
конце
его
удовлетворенность/
неудовлетворённость своей работой
на занятии.
Формирование информационной и
предметной компетентности.

Промежуточный,
итоговый

Наблюдение,
задач

решение

удовлетворенность учащихся
собственными достижениями,
объективность самооценки

Тестирование,
беседа

опрос,

Итоговый

Тестирование,
беседа

опрос,

Промежуточный,

Наблюдение,

беседа,

Извлекает знания непосредственно из
Итоговый
реальности. Владеет приемами действий
в нестандартных ситуациях,

Знание
модных
тенденций
в Проявление интереса и изучение
рукоделии; область применения арт- модных тенденций
объектов.
Знание и правильное использование Умеет работать с цветом, правильно

19

приспособлений для ручного труда;
рациональное
и
экономное
использование материала; умение
работать с цветом, при составлении
композиции.
Организация
самостоятельной
деятельности с учетом требований ее
безопасности.

использует приспособления для ручного итоговый
труда

практические работы

Самостоятельность и ответственность в
процессе обучения; формирование
умений ставить перед собой цели и
добиваться их достижения
собственными силами;

Промежуточный,
итоговый

Наблюдение,
опыты,
практические работы

Промежуточный,
итоговый
итоговый

Наблюдение,
опыты,
практические работы
практические работы

Умение
применять
различные Самостоятельно применяет различные
техники самостоятельно.
техники на выбранном объекте труда
Создание авторских работ, в процессе Создает авторские работы
творческого
использования
возможностей материала, изученных
технологий.

20

РАЗДЕЛ 4. Список литературы
4.1. Нормативные документы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мастерица» художественной направленности разработана в соответствии с
нормативно-правовыми документами:
1.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273Ф3.
2.
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 №
678-р.
3.
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от
29.05.2015 № 996-р.
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее-СанПиН).
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
7.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 № 629 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
8.
Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
9.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015
№ 09-3242 «О направлении информации» (вместе с Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы).
10. Устав МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга».
11. Образовательная программа МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга».
4.2. Литература, использованная при составлении программы
1. О.С. Молотобарова. «Кружок изготовления игрушек-сувениров», М.:
Просвещение, 2010.
2. Молотобарова О.С. Серия «Пособие для руководителей кружков
внешкольных учреждений». «Кружок изготовления игрушек - сувениров».-М.:
«Издательство «Просвещение»; 1990.

3. Андреева Р.П.
С.Петербург,1999 г.

«Основа

шитья».

Издательский

дом

Литера.

4.3. Рекомендуемый список литературы для педагога:
1.Энциклопедия рукоделия. «Волшебный сад», М.:2011.
3.Белова Н.Р., Неботова З.Л. Серия «Энциклопедия рукоделия». «Мягкая
игрушка».- М.: «РИПОЛ КЛАССИК»;2001.
4.Максимова М.В., Кузьминам.А. «Девичьи хлопоты».-М.: «Издательство
ЭКСМО - ПРЕСС»; 2000.
5.Андреева И.А. Серия «Популярная энциклопедия». «Рукоделие». - М.:
«Научное издательство «Большая Российская энциклопедия»; 1996.
4.4. Рекомендуемый список литературы для обучающихся и родителей
1. Гусарова Н. Н. Техника изонить для дошкольников.
2. Бурундукова Л. Волшебная изонить. М., 2005. 9.
3. Зайцева И.Г. Мягкая игрушка, ИД МСП, 2005г.

22

Приложение
Приложение 1. Календарный учебный график 1 год обучения
№
Дата
Тема занятия
Неделя
разд Месяц
ела
1.
Сентябрь 3
Вводное занятие. Цветоведение

Кол-во
часов

Форма
занятия

Место
проведения

Форма контроля

4

Фронтальная,
практическая работа

Кабинет

Групповая,
беседа
Фронтальная,
практическая работа
Фронтальная,
практическая работа
Фронтальная,
практическая работа
Фронтальная,
практическая работа

Кабинет

Наблюдение
за
коммуникативными УУД.
Входящая диагностика
Наблюдение

Кабинет

Наблюдение

Кабинет

Наблюдение

Кабинет

Фронтальная,
практическая работа
Фронтальная,
практическая работа
Фронтальная,
практическая работа
Фронтальная,
практическая работа
Фронтальная,
практическая работа
Фронтальная,
практическая работа
Фронтальная,

Кабинет

Проверка работы, контроль
качества.
Конкурс
на
лучшую работу.
Наблюдение

Кабинет

Наблюдение

Кабинет

Наблюдение

Кабинет

Наблюдение

Кабинет

Наблюдение

Кабинет

Наблюдение

Кабинет

Наблюдение

2.

Сентябрь

4

Техника «Изонить». Закладка.

4

3.

Октябрь

1

Техника «Изонить». Теремок.

4

4.

Октябрь

2

Техника «Изонить». Теремок.

4

5.

Октябрь

3

Техника «Изонить». Морское дно.

4

6.

Октябрь

4

7.

Ноябрь

1

8.

Ноябрь

2

9.

Ноябрь

3

10.

Ноябрь

4

11.

Декабрь

1

12.

Декабрь

2

Изготовление
Сердце.
Изготовление
«Смайлик».
Изготовление
«Теремок»
Изготовление
«Теремок»
Изготовление
«Теремок»
Изготовление
«Теремок»
Изготовление

игрушек

из

фетра.

4

игрушек

из

фетра

4

игрушек

из

фетра.

4

игрушек

из

фетра.

4

игрушек

из

фетра.

4

игрушек

из

фетра.

4

игрушек

из

фетра.

4
23

13.

Декабрь

3

14.

Декабрь

4

15.

Январь

3

16.

Январь

4

17.

Январь

5

18.

Февраль

1

19.

Февраль

2

20.

Февраль

3

21.

Февраль

4

22.

март

1

23.

март

2

24.

март

3

25.

март

4

26.

апрель

2

«Теремок»
Изготовление
«Теремок».
Изготовление
«Теремок»
Изготовление
«Теремок»

игрушек

из

фетра.

4

игрушек

из

фетра.

4

игрушек

из

фетра.

4

Изготовление игрушек
«Теремок»
Изготовление игрушек
«Теремок»
Изготовление игрушек
«Теремок».
Изготовление игрушек
«Теремок».
Изготовление игрушек
«Морские обитатели».

из

фетра.

4

из

фетра.

4

из

фетра.

4

из

фетра.

4

из

фетра.

4

Изготовление игрушек
«Морские обитатели».
Изготовление игрушек
«Морские обитатели».
Изготовление игрушек
«Морские обитатели».
Изготовление игрушек
«Морские обитатели».
Изготовление игрушек
«Морские обитатели».
Изготовление игрушек
«Лесная полянка».

из

фетра.

4

из

фетра.

4

из

фетра.

4

из

фетра.

4

из

фетра.

4

из

фетра.

4
24

практическая работа
Фронтальная,
практическая работа
Фронтальная,
практическая работа
Фронтальная,
практическая работа

Кабинет

Наблюдение

Кабинет

Наблюдение

Кабинет

Фронтальная,
практическая работа
Фронтальная,
практическая работа
Фронтальная,
практическая работа
Фронтальная,
практическая работа
Фронтальная,
практическая работа

Кабинет

Проверка работы, контроль
качества.
Конкурс
на
лучшую работу.
Наблюдение

Кабинет

Наблюдение

Кабинет

Наблюдение

Кабинет

Наблюдение

Кабинет

Фронтальная,
практическая работа
Фронтальная,
практическая работа
Фронтальная,
практическая работа
Фронтальная,
практическая работа
Фронтальная,
практическая работа
Фронтальная,
практическая работа

Кабинет

Проверка работы, контроль
качества.
Конкурс
на
лучшую работу.
Наблюдение

Кабинет

Наблюдение

Кабинет

Наблюдение

Кабинет

Наблюдение

Кабинет

Наблюдение

Кабинет

Наблюдение

27.

апрель

3

28.

апрель

4

29.

апрель

5

30

май

1

31

май

2

32

май

3

Изготовление игрушек
«Лесная полянка».
Изготовление игрушек
«Лесная полянка».
Изготовление игрушек
«Лесная полянка».
Изготовление игрушек
«Лесная полянка».
Изготовление игрушек
«Лесная полянка».

из

фетра.

4

из

фетра.

4

из

фетра.

4

из

фетра.

4

из

фетра.

4

Творческая мастерская

4

Фронтальная,
практическая работа
Фронтальная,
практическая работа
Фронтальная,
практическая работа
Фронтальная,
практическая работа
Фронтальная,
практическая работа

Кабинет

Наблюдение

Кабинет

Наблюдение

Кабинет

Наблюдение

Кабинет

Наблюдение

Кабинет

Фронтальная,
практическая работа

Кабинет

Проверка работы, контроль
качества.
Конкурс
на
лучшую работу.
Итоговая диагностика

128
Приложение 1. Календарный учебный график 2 год обучения
№
Дата
Тема занятия
Неделя
разд Месяц
ела
1.
Сентябрь 3
Вводное занятие. Цветоведение

3
3.1.

Сентябрь

4

Подарки и сувениры
Брелок «Смайлик»

3.2.

Сентябрь

4

Брелок «Сердечко»

2.

Кол-во
часов

Форма
занятия

Место
проведения

6

Фронтальная,
практическая работа

3

3

Групповая,
беседа Кабинет
Фронтальная,
практическая работа
Фронтальная,
Кабинет
практическая работа

Изготовление объемных игрушек
из фетра
25

Кабинет

Форма контроля
Наблюдение
за
коммуникативными УУД.
Входящая диагностика
Наблюдение
Наблюдение

2.1.

Октябрь

2.2

Октябрь

1
2
3
4

Медвежонок в одежде
Медвежонок в одежде
Домик
Домик

6
6
6
6

Фронтальная,
практическая работа
Фронтальная,
практическая работа

Кабинет

Наблюдение

Кабинет

Проверка работы, контроль
качества.
Конкурс
на
лучшую работу.

6

Фронтальная,
практическая работа
Фронтальная,
практическая работа

Кабинет

Наблюдение

Кабинет

Наблюдение

3
3.3.

Ноябрь

1

Подарки и сувениры
Брелок «Зверушка»

3.4.

Ноябрь

2

Кошелек

6

3
4
1
2
3
4
3
4
5

Изготовление объемных игрушек
из фетра
Новогодний калейдоскоп: снеговик
Новогодний калейдоскоп: снеговик
Ангелочек в платье
Ангелочек в платье
Символ года
Символ года
Кукла
Кукла
Одежда для куклы

6
6
6
6
6
6
6
6
6

Фронтальная,
практическая работа
Фронтальная,
практическая работа
Фронтальная,
практическая работа
Фронтальная,
практическая работа
Фронтальная,
практическая работа

Кабинет

Наблюдение

Кабинет

Наблюдение

Кабинет

Наблюдение

Кабинет

Наблюдение

Кабинет

Наблюдение

6

Кабинет

Наблюдение

6
6
6
6
6
6

Фронтальная,
практическая работа
Фронтальная,
практическая работа
Фронтальная,
практическая работа
Фронтальная,
практическая работа

Кабинет

Наблюдение

Кабинет

Наблюдение

Кабинет

Наблюдение

2.

2.4.

Ноябрь
Ноябрь
Декабрь

2.5.

Декабрь

2.6.

Январь

2.8.

Январь

2.3.

3.
3.5.

Февраль

1

Подарки и сувениры
Валентинки

3.6.

Февраль

3.7.

Февраль
Март
март

2
3
4
1
2
3

Игрушка крестики нолики
Игрушка крестики нолики
Подарок на 8 марта
Подарок на 8 марта
Корзинка с ручкой
Корзинка с ручкой

3.8.

26

3.9.

март

4

Игольница

6

3.10

апрель

3.11

апрель

2
3
4

Ловец снов
Ловец снов
Чехол для телефона

6
6
6

3.12

апрель

5

Талисман для бойца

6

3.13

май

1

Талисман для бойца

6

4.

Май
Май

2
3

Творческая мастерская
Творческая мастерская

6
6
192

27

Фронтальная,
практическая работа
Фронтальная,
практическая работа
Фронтальная,
практическая работа
Фронтальная,
практическая работа
Фронтальная,
практическая работа
Фронтальная,
практическая работа

Кабинет

Наблюдение

Кабинет

Наблюдение

Кабинет

Наблюдение

Кабинет

Наблюдение

Кабинет

Проверка работы, контроль
качества.
Конкурс
на
лучшую работу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».