Управление образованием Новолялинского городского округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования Новолялинского городского округа
«Дом детского творчества «Радуга»
Принята на заседании
педагогического совета
«06» декабря 2024г.
Протокол № 04
Утверждена
приказом директора
МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга»
от 06.12.2024 № 118 од
Муниципальное автономное
образовательное
учреждение
дополнительного
образования
Новолялинского городского
округа "Дом детского
творчества "Радуга"
2024.12.18 15:48:20 +05'00'
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Театр маленького актёра»
Возраст обучающихся: 3 – 5 лет
Срок реализации: 20 недель
Автор-составитель:
Зыкина Анна Олеговна,
педагог дополнительного
образования
г. Новая Ляля, 2024
Оглавление
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы .............................................................3
1.1. Пояснительная записка .............................................................................................................. 3
1.2. Цель и задачи программы .......................................................................................................... 5
1.3. Планируемые результаты освоения программы ..................................................................... 5
Раздел 2. Содержание программы ................................................................................................... 7
2.1. Учебный (тематический) план (2-я младшая группа) ............................................................ 7
2.2. Содержание учебного плана (2-я младшая группа) ................................................................ 7
2.3. Требования к знаниям и умениям (2-я младшая группа) ........................................................9
2.4. Учебный (тематический) план (средняя группа).....................................................................9
2.5. Содержание учебного плана (средняя группа) ...................................................................... 10
2.6. Требования к знаниям и умениям (средняя группа) ..............................................................10
РАЗДЕЛ 3. Комплекс организационно-педагогических условий ................................................12
3.1. Календарный учебный график ................................................................................................ 12
3.2. Условия реализации программы ............................................................................................. 12
3.2.1. Материально-техническое обеспечение .............................................................................. 12
3.2.2. Кадровое обеспечение ........................................................................................................... 12
3.2.3. Методические материалы ..................................................................................................... 12
3.2.4. Формы аттестации и оценочные материалы ....................................................................... 14
3.2.5. Характеристика оценочных материалов ..............................................................................15
4. Список литературы.......................................................................................................................17
4.1. Нормативные документы ......................................................................................................... 17
4.2. Литература по программе ........................................................................................................ 17
4.3. Литература для педагога: ......................................................................................................... 18
4.4. Литература для обучающихся: ................................................................................................ 18
4.5. Для родителей: .......................................................................................................................... 18
Приложение.......................................................................................................................................19
Приложение 1. Календарный учебный график (2-я младшая группа) ....................................... 19
Приложение 2. Календарный учебный график (средняя группа) ............................................... 22
Приложение 3. Репертуар (2-я младшая группа).......................................................................... 25
Приложение 4. Диагностический бланк «Оценка знаний, умений, навыков» .......................... 25
Приложение 5. Оценка результатов театрально-игровой деятельности .................................... 26
2
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
В младшем возрасте ребенок постепенно выходит за пределы семейного
круга. Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для
ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной
функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к
противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается
через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в
дошкольном возрасте.
Театр, в который мы играем с детьми, помогает ребёнку узнать самого
себя, заявить о себе, поверить в себя, сформировать думающего, чувствующего
любящего, активного человека, готового к творческой деятельности в любой
области.
Уровень освоения программы – стартовый.
Направленность программы. Программа «Театр маленького актёра»
относится к художественной направленности и рассчитана на один год
обучения. У детей воспитывается интерес к театрально-игровой деятельности,
театральным куклам, развивается речь и психофизические способности детей,
формируется интонационная выразительность речи.
Данная программа является модифицированной.
Актуальность программы. Младший возраст – уникальный период в
жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального,
волевого,
познавательного
развития,
происходит
приобщение
к
общечеловеческим ценностям, развитие способности и индивидуальности.
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его
неповторимой индивидуальности. Поскольку именно в процессе работы над
образом происходит развитие индивидуальных способностей воспитанника,
развитие основных психических процессов и качеств (восприятия, памяти,
внимания, фантазии, наблюдательности и т.д.). Происходит усвоение
социальных норм поведения.
Программа «Театр маленького актёра» позволяет глубже и шире
познакомить детей с театральной куклой, театральным мастерством. Данная
программа учитывает особенности общения с театром, и рассматривает их как
возможность воспитывать зрительскую культуру.
Отличительные особенности программы. С учетом возрастных
особенностей воспитанников в программе предусмотрено использование
этюдных тренажей, параллельное разыгрывание кукольных спектаклей и
театрализованных игр.
А также при знакомстве с текстом литературного произведения или
сказки, роль персонажа разучивается при помощи жестов, мимики, движений,
костюмов, мизансцен.
Работа педагога проходит в тесном контакте с воспитателями и
родителями. Родители присутствуют на занятиях, спектаклях, развлечениях,
помогают при изготовлении костюмов, декораций и реквизитов.
3
Адресат программы. Данная программа разработана для детей от 3 до 5
лет (дошкольный возраст). В этот период дети эмоциональны, любознательны,
стремятся участвовать в совместной деятельности со сверстниками и
взрослыми. Состав групп постоянный, с участием детей ООП и детей,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В соответствии с возрастными
особенностями воспитанников подбирается репертуар сказок, но могут быть
изменения в связи с интересами детей.
Срок освоения программы. Весь учебный материал рабочей программы
состоит из четырёх разделов: театральная азбука; путешествие в сказку; основы
актёрского мастерства, речевая культура.
Особое место в программе отводится практической работе, в которой
занятия проводятся по подгруппам, что позволяет совершенствовать
исполнительские навыки и умения. В разделе «Театральная игра» проводится
диагностика знаний, умений и навыков. Программа «Театр маленького актёра»
реализуется в течение 20 недель.
Возрастная категория
2-я младшая группа
Средняя группа
Кол-во
часов
в Продолжительность
неделю
занятия
2 часа в неделю
15 мин.1
2 часа в неделю
20 мин.
Общее кол-во учебных часов по программе
Кол-во часов за год
40 часов
40 часов
80 часов
Занятия проходят 2 раза в неделю без совмещения часов.
Организационные формы обучения. Занятия реализуются в очной,
традиционной форме обучения. Состав группы постоянный.
Режим занятий. Данная программа составлена в соответствии с
СанПинами. Театральные занятия проводятся два раза в неделю: одно занятие
групповое, второе – по подгруппам.
Все занятия театральной деятельностью проходят в игровой форме, что
дает возможность предоставить детям, не только изучать и познавать
окружающий мир через постижение сказок, но и жить в гармонии с ним,
получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного
выполнения заданий. Малыши учатся выражать свои чувства и понимать
чувства других, что помогает им избежать затруднений в общении со
сверстниками и взрослыми.
В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 января 2021 г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека фактора среды обитания», таблица 6.6.
1
4
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: способствовать развитию личности ребёнка младшего
дошкольного возраста, его творческих способностей посредством театрального
искусства.
Задачи.
Обучающие:
− знакомить детей с видами театра (драматический, музыкальный и т.д.);
− совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и
воплощения образа, моделировать навыки социального поведения в
заданных условиях;
− активизировать словарный запас детей.
Развивающие:
− развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности;
− создать условия для развития творческой активности детей, участвующих
в театрализованной деятельности;
− развивать творческую самостоятельность в создании художественного
образа;
− поддерживать инициативу детей в индивидуальных и коллективных
импровизациях;
Воспитательные
− воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со
сверстниками, бережное отношение друг к другу, уважение к
коллективному творчеству;
− воспитывать в детях нравственную направленность (дружба, доброта,
честность, взаимопомощь и т.д.).
1.3. Планируемые результаты освоения программы
Метапредметные результаты освоения программы
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
• понимать, принимать и решать поставленную
задачу, сформулированную педагогом;
• организация и планирование своих действий на
отдельных этапах работы над постановкой.
Познавательные
Обучающийся научится:
УУД:
• проводить сравнение и анализ поведения героя;
• понимать и применять полученную информацию
при выполнении заданий;
• проявление
индивидуальных
творческих
способностей при инсценировании.
Обучающийся научится:
Коммуникативные
• включаться в диалог, в коллективное обсуждение,
УУД
проявление инициативы и активности;
• работать в группе, учитывать мнения партнёров,
отличные от собственных;
5
• обращение за помощью.
Личностные результаты освоения программы
У обучающихся будут сформированы:
• доброжелательное отношение и сотрудничество со сверстниками,
бесконфликтное поведение;
• стремление прислушиваться к мнению других;
• формирование этического чувства, эстетической потребности, ценности и
чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений
художественной литературы.
Предметные результаты освоения программы
Обучающийся научится:
• правильному речевому дыханию и правильной артикуляции;
• выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость,
злоба, удивление, восхищение);
• проявлять интерес и желание к театральному искусству.
6
Раздел 2. Содержание программы
2.1. Учебный (тематический) план (2-я младшая группа)
Наименование темы
Раздел 1. Театральная
азбука
1.1. Здравствуй, театр
1.2. Театральная игра
Раздел 2. Путешествие в
сказку
2.1. Сказка «Колобок»
2.2. Сказка «Репка»
2.3. Сказка «Лиса, заяц и
петух»
Раздел
3.
Основы
актёрского мастерства
3.1. Мы - актеры
3.2. Актерское мастерство
3.3.
Показ
сказки
«Колобок»
3.4. Показ сказки «Репка»
3.5. Показ сказки «Лиса,
заяц и петух»
3.6. Игровая викторина по
стихам А.Л. Барто
Раздел
4.
Речевая
культура
4.1. Речь и голос
4.2. Сценическая речь
4.3. Работа над ролью
4.4. Репетиция сказки
4.5. В гости к Дашеньке
4.6. Домашние животные
4.7. «Пришла весна!»
4.8. «В гостях у ёжика»
4.9. «Заяц серый, куда
бегал?»
4.10.
«Непослушный
мышонок»
Кол-во
часов
3
В том
числе
теории
1
В том числе
практики
Формы аттестации
1
2
3
1
3
2
-
беседа
Пед. диагностика
1
1
1
1
1
1
-
Опрос, наблюдение
беседа
наблюдение
14
2
12
7
3
1
2
-
5
3
1
беседа
наблюдение
показ
1
1
-
1
1
показ
показ
1
-
1
беседа
20
2
18
6
1
4
3
1
1
1
1
1
2
-
4
1
4
3
1
1
1
1
1
беседа
наблюдение
сам. работа
наблюдение
беседа
беседа
беседа
беседа
беседа
1
-
1
беседа
40
8
32
2
2.2. Содержание учебного плана (2-я младшая группа)
Раздел 1. «Театральная азбука».
1.1. Здравствуй, театр. Теория: Знакомство с видами театра (настольный
театр, игры-инсценировки). Знакомство с мимикой, жестами, движениями.
7
Игры-знакомства («Назови имя», «Назови, кто рядом стоит»). Прослушивание
сказок: «Колобок», «Лиса, заяц и петух», «Репка».
1.2. Театральная игра. Практика: Упражнения и этюды с куклами настольного
театра. Этюды на мимику и движения. Скороговорки, чистоговорки.
Раздел 2. «Путешествие в сказку».
2.1. Сказка «Колобок, «Репка», «Лиса, заяц и петух». Теория: Чтение,
прослушивание или просмотр сказки. Беседа, обсуждение прочитанного,
имитация характера, образа героя по сказке.
Раздел 3. «Основы актёрского мастерства».
3.1. Мы – актеры. Теория: Фантазия, воображение и память - помощники в
сказке. Жесты, черты характера. Основные принципы драматизации. Соучастие
в сказке.
3.2. Актерское мастерство. Практика: Этюды на мимику и движения. Игровое
творчество: игры-инсценировки, мини-сценки, потешки, подвижные игры,
пальчиковые игры. Этюды с музыкальным сопровождением. Создание образа
героя сказки.
3.3. Показ сказки «Колобок». Практика: показ сказки по подгруппам.
3.4. Показ сказки «Репка». Практика: показ сказки по подгруппам.
3.5. Показ сказки «Лиса, заяц и петух». Практика: показ сказки по подгруппам.
3.6. Игровая викторина по стихам А.Л. Барто. Практика: Чтение
стихотворения «Лошадка», «Бычок», «Зайка», «Кот», «Таня» (имитирование
движений по словам).
Раздел 4. «Речевая культура».
4.1. Речь и голос. Теория: Значение тембра голоса для передачи характера
персонажа в сказке, эмоциональная выразительность речи.
4.2. Сценическая речь. Практика: Скороговорки, чистоговорки.
4.3. Работа над ролью. Практика: Работа над текстом сказки, речью, репетиция
сказки, разучивание чистоговорок, скороговорок, речевые и дыхательные
упражнения, песенки.
4.4. Репетиция сказки. Практика: репетиция сказки «Колобок», «Репка», «Лиса,
заяц и петух».
4.5. В гости к Дашеньке. Практика: Речевое упражнение «Самолет», речевое
упражнение «Поезд», речевое упражнение «Лошадка», хоровод «В гости к
Дашеньке пришли».
4.6. Домашние животные. Практика: Загадки о домашних животных
(Поросенок, корова, собака, кошка, бычок), беседа о домашних животных,
показ сказки «Зимовье».
4.7. «Пришла весна!». Практика: Сюрпризный момент, беседа, поем песню
«Жили у бабуси два веселых гуся», подвижная игра «Дождик».
4.8. «В гостях у ёжика». Практика: Загадка, чистоговорка, мини-сценка «Еж и
лиса», подвижная игра «Ровным кругом»
4.9. «Заяц серый, куда бегал?». Практика: Упражнение на развитие речи, образы
героя.
4.10. «Непослушный мышонок». Практика: Художественное слов, чтение
стихотворения, чтение сказки «О глупом мышонке».
8
2.3. Требования к знаниям и умениям (2-я младшая группа)
1 год
обучения
1 год
обучения
Требования к знаниям и умениям
Обучающийся должен знать:
• основные театральные понятия: актёр, зритель, настольные куклы;
• правила поведения во время спектакля.
Обучающийся должен уметь:
• ориентироваться в музыкальном зале, называть предметы театрально• игрового оборудования;
• следить за развитием действия в драматизациях и кукольных
спектаклях;
• владеть своим вниманием;
• передавать мимикой, позой, жестами, движением основные эмоции;
• владеть приёмами кукловождения настольных кукол.
Обучающийся получит возможность научиться
•
•
перевоплощению в образ героя;
строить простейший диалог.
2.4. Учебный (тематический) план (средняя группа)
Наименование темы
Раздел 1. Театральная
азбука
1.1. Здравствуй, театр
1.2. Театральная игра
Раздел 2. Путешествие в
сказку
2.1. Сказка «Три медведя»
2.2. Сказка «Кто сказал
«мяу»?
Раздел
3.
Основы
актёрского мастерства
3.1. Мы - актеры
3.2. Актерское мастерство
3.3. Показ сказки «Три
медведя»
3.4. Показ сказки «Кто
сказал «мяу»?
Раздел
4.
Речевая
культура
4.1. Речь и голос
4.2. Сценическая речь
4.3. Работа над ролью
4.4. Репетиция сказки
4.5. Речевичок
Кол-во
часов
3
В том
числе
теории
1
В том числе
практики
Формы аттестации
1
2
2
1
2
2
-
беседа
Пед. диагностика
1
1
1
1
-
беседа
беседа
12
2
10
6
4
1
2
-
4
4
1
беседа
наблюдение
показ
1
-
1
показ
23
4
19
7
4
3
3
6
40
2
2
9
5
4
3
3
4
31
2
беседа
наблюдение
сам. работа
наблюдение
беседа
9
2.5. Содержание учебного плана (средняя группа)
Раздел 1. «Театральная азбука».
1.1. Здравствуй, театр. Теория: Знакомство с видами театра (настольный
театр, игры-инсценировки). Знакомство с мимикой, жестами, движениями.
Игры-знакомства («Назови имя», «Назови, кто рядом стоит»). Прослушивание
сказок: «Колобок», «Лиса, заяц и петух», «Репка».
1.2. Театральная игра. Практика: Упражнения и этюды с куклами настольного
театра. Этюды на мимику и движения. Скороговорки, чистоговорки.
Раздел 2. «Путешествие в сказку».
2.1. Сказка «Три медведя». Теория: Чтение, прослушивание или просмотр
сказки. Беседа, обсуждение прочитанного, имитация характера, образа героя по
сказке.
2.2. Сказка «Кто сказал «мяу»?». Теория: Чтение, прослушивание или
просмотр сказки. Беседа, обсуждение прочитанного, имитация характера,
образа героя по сказке.
Раздел 3. «Основы актёрского мастерства».
3.1. Мы – актеры. Теория: Фантазия, воображение и память - помощники в
сказке. Жесты, черты характера. Основные принципы драматизации. Соучастие
в сказке.
3.2. Актерское мастерство. Практика: Этюды на мимику и движения. Игровое
творчество: игры-инсценировки, мини-сценки, потешки, подвижные игры,
пальчиковые игры. Этюды с музыкальным сопровождением. Создание образа
героя сказки.
3.3. Показ сказки «Три медведя». Практика: показ сказки по подгруппам.
3.4. Показ сказки «Кто сказал «мяу»?». Практика: показ сказки по подгруппам.
Раздел 4. «Речевая культура».
4.1. Речь и голос. Теория: Значение тембра голоса для передачи характера
персонажа в сказке, эмоциональная выразительность речи.
4.2. Сценическая речь. Практика: Скороговорки, чистоговорки.
4.3. Работа над ролью. Практика: Работа над текстом сказки, речью, репетиция
сказки, разучивание чистоговорок, скороговорок, речевые и дыхательные
упражнения, песенки.
4.4. Репетиция сказки. Практика: репетиция сказки «Колобок», «Репка», «Лиса,
заяц и петух».
4.5. Речевичок. Практика: Игровые упражнения, передающие образы героев
сказки: Зайчики, лисички, медведи, чтение стихотворения «Добрые слова»,
игра «Назови вежливые слова», музыкально-ритмическое композиция «Если
добрый ты», «Волшебная дверь, чтение стихотворения В.Н. Орлова, игра
«Зернышки», мини-сценка «Ёж».
2.6. Требования к знаниям и умениям (средняя группа)
2 года
Требования к знаниям и умениям
Обучающийся должен знать:
• основные театральные понятия: актёр, зритель, настольные куклы;
10
обучения
2 года
обучения
•
правила поведения во время спектакля.
Обучающийся должен уметь:
• ориентироваться в музыкальном зале, называть предметы театрально• игрового оборудования;
• следить за развитием действия в драматизациях и кукольных
спектаклях;
• владеть своим вниманием;
• передавать мимикой, позой, жестами, движением основные эмоции;
• владеть приёмами кукловождения настольных кукол.
Обучающийся получит возможность научиться
•
•
перевоплощению в образ героя;
строить простейший диалог.
Требования к знаниям и умениям выпускников
Требования к знаниям и умениям
Обучающийся должен знать:
• основные театральные понятия: актёр, зритель, настольные куклы;
• правила поведения во время спектакля.
Обучающийся должен уметь:
• ориентироваться в музыкальном зале, называть предметы театральноигрового оборудования;
• следить за развитием действия в драматизациях и кукольных
спектаклях;
• владеть своим вниманием;
• передавать мимикой, позой, жестами, движением основные эмоции.
Обучающийся получит возможность научиться
•
•
перевоплощению в образ героя;
строить простейший диалог.
11
РАЗДЕЛ 3. Комплекс организационно-педагогических условий
3.1. Календарный учебный график
Год
обучения
1 год
Дата
начала
обучения
9 декабря
Дата
окончания
обучения
23 мая
Количество
учебных
недель
20
Количество
учебных
дней
40
Количество Режим
учебных
занятий
часов
40
2 занятия
по 1 часу
в неделю
Каникулы: зимние 30.12.24 - 10.01.2025 г.
дополнительные 15.02. – 23.02.2025 г.
весенние 29.03.2025 – 06.04.2025 г.
3.2. Условия реализации программы
3.2.1. Материально-техническое обеспечение
Наименование
Количество
Оборудование
Кабинет
Музыкальный зал
Элементы декораций: ширмы
Стол
Стулья
Магнитная доска
Ковровое покрытие
Декорации к спектаклям (деревья, кустарники)
Материалы
Детские костюмы для спектаклей
Куклы для настольного театра
Пальчиковый театр
Театр Би-ба-бо
Технические средства
Музыкальный центр
Ноутбук
1
1
3
2
20
1
1
6
15
2 набора
1 набор
6 набора
1
1
3.2.2. Кадровое обеспечение
Программу ведёт педагог дополнительного образования. Образование
среднее специальное.
3.2.3. Методические материалы
Первый год обучения
№
п/п
1.
Название
темы
раздела, Материальнотехническое
оснащение,
дидактический
материал
Театральная азбука
Художественная
литература,
иллюстрации,
Формы,
методы, Формы учебного
приёмы
обучения. занятия
Педагогические
технологии
Рассказ, объяснение, Ролевая
беседа,
беседа,
демонстрация.
Развивающее
игра,
12
2.
Путешествие
сказку
в
3.
Основы актёрского
мастерства
4.
Речевая культура
Картотека
словесных
игр,
иллюстрации
по
сказкам.
Куклы настольного
театра
Карточки
настроения,
элементы
костюмов,
Картотека
пальчиковой
гимнастики
обучение.
Игры-занятия,
упражнения,
Игры-драматизации,
здоровье
сберегающие
технологии.
Игры, упражнения,
этюды, совместная
деятельность,
театрализованные
игры,
Объяснение,
упражнение,
разыгрывание
потешек,
сценок,
стихотворений
Ролевая
игра,
занятие-сказка,
играпутешествие.
Игра-занятие,
игрыдраматизации,
Игра-занятие,
диалог, беседа,
репетиция,
праздники.
Методические материалы
1.
Конспекты занятий.
2.
Сценарии театрализованных представлений.
3.
Репертуарные сборники пьес, книги по истории кукольного театра,
сборники детских сказок и стихов, специальная литература по изготовлению
кукол и декораций.
Алгоритм работы над спектаклем
1.
Выбор сказки, обсуждение её с детьми.
2.
Деление сказки на эпизоды и пересказ их детьми.
3.
Выбор, распределений и обсуждение ролей сказки.
4.
Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов,
постановка танцевальных композиций.
5.
Продумывание и создание совместно с детьми, родителями,
воспитателями эскизов декораций и костюмов.
6.
Переход к тексту сказки: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых
обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
7.
Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и
реквизита (можно условно), с музыкальным оформлением.
8.
Репетиция спектакля.
9.
Показ спектакля.
Дидактические материалы:
1.
Картотека словесных игр, пальчиковой гимнастики;
2.
Карточки настроения;
3.
Художественная литература;
4.
Иллюстрации по сказкам.
Алгоритм работы над спектаклем
1.
Выбор сказки, обсуждение её с детьми.
2.
Деление сказки на эпизоды и пересказ их детьми.
3.
Выбор, распределений и обсуждение ролей сказки.
13
4.
Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов,
постановка танцевальных композиций.
5.
Продумывание и создание совместно с детьми, родителями,
воспитателями эскизов декораций и костюмов.
6.
Переход к тексту сказки: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых
обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
7.
Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и
реквизита (можно условно), с музыкальным оформлением.
8.
Репетиция спектакля.
9.
Показ спектакля.
3.2.4. Формы аттестации и оценочные материалы
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- журнал посещаемости;
- диагностический бланк;
- грамоты;
- фото, статьи на сайте ДДТ «Радуга».
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- открытое занятие;
- выступления в малых подгруппах;
- показ миниатюр в тематических праздниках;
- участие в конкурсной деятельности на уровне ДОУ;
- участие в городских, муниципальных, окружных, фестивалях;
- показ отчётного спектакля,
- выступления на концертах на уровне ДОУ, ДДТ «Радуга»;
- защита творческих работ.
Этапы отслеживания образовательных результатов
Входная диагностика – октябрь – наблюдение, беседа, разыгрывание
этюдов.
Промежуточная диагностика – декабрь, январь – наблюдение,
выступления в малых подгруппах, показ миниатюр.
Итоговая аттестация - апрель - является необходимым заключительным
этапом образовательного процесса. Итоговая аттестация проходит в конце года
через итоговый спектакль, который подводит определенную черту в освоении
программы и дает возможность проявить воспитанникам в различных видах
деятельности, продемонстрировать свои умения и навыки в кукловождении,
драматизации, почувствовать радость творчества.
Оценочные материалы
Отслеживание результатов театрально-игровой деятельности проводится
по следующим направлениям.
Этюдный тренаж (мастерство актера)
1.Дикция (потешки, скороговорки и чистоговорки).
2.Жесты (этюды на выразительность жеста).
3.Мимика (этюды на выражение основных эмоций, на сопоставление
различных эмоций, на воспроизведение отдельных черт характера).
14
4.Движения (этюды с музыкальным сопровождением).
Игры-драматизации
1.Желание участвовать в играх – драматизациях.
2.Умение общаться с партнером.
3.Умение импровизировать при создании образа.
Этюды с куклами
1.Желание играть с куклой.
2.Навыки управления ею.
3.Умение импровизировать с куклой.
Кукольные спектакли
1.Желание участвовать в спектакле с верховыми куклами.
2.Навыки взаимодействия с партнером при управлении с куклой.
3.Умение создать образ с помощью кукол.
Игры – спектакли с элементами кукольного театра
1.Желание участвовать в игре – спектакле.
2.Навыки общения с партнером.
3.Умение создавать образ персонажа, используя различные средства
выразительности (слово, жесты, мимика, движение, управление куклами)
3.2.5. Характеристика оценочных материалов
Личностные результаты
Планируемые результаты
Доброжелательное
отношение и
сотрудничество со
сверстниками,
бесконфликтное
поведение
Стремление
прислушиваться к
мнению других
Формирование этического
чувства, эстетической
потребности, ценности и
чувства на основе опыта
слушания и заучивания
произведений
художественной
литературы
Критерии
оценивания
Умение работать
в коллективе.
Умение
находить выход
из создавшейся
ситуации.
Умение
принимать
мнение других
детей и педагога
Положительная
реакция
на
произведения
художественной
литературы.
Проявляет
желание
к
заучиванию
текста.
Вносит личное
отношение
к
произведению
Виды контроля/
промежуточной
аттестации
Входящий,
промежуточный,
итоговый
Диагностический
инструментарий
(формы, методы,
диагностики)
Диагностическая
карта,
наблюдение,
индивидуальная
беседа
Входящий,
промежуточный,
итоговый
Наблюдение
Входящий,
промежуточный,
итоговый
Беседа,
наблюдение,
выступления.
15
Метапредметные результаты
Предметные результаты
Понимать, принимать и
решать поставленную
задачу,
сформулированную
педагогом
Проводить сравнение и
анализ поведения героя;
понимать и применять
полученную
информацию при
выполнении заданий
Проявлять
индивидуальные
творческие способности
при инсценировании
Работать в группе,
учитывать мнения
партнёров, отличные от
собственных
Соблюдать
орфоэпические и
интонационные нормы
чтения;
выразительному чтению
Правильному речевому
дыханию и правильной
артикуляции
Выражать разнообразные
эмоциональные состояния
(грусть, радость, злоба,
удивление, восхищение)
Умение
самостоятельно
выполнять
поставленную
задачу
проявляет
самостоятельнос
ть и инициативу
Промежуточный,
итоговый
Беседа,
наблюдение
Промежуточный,
итоговый
Контрольные
задания,
наблюдение
Самостоятельно
е
участие
в
этюдах,
инсценировках
Проявляет
инициативу,
согласованность
действий
с
партнерами
Проявляет
умение
к
выразительному
чтению
Промежуточный,
итоговый
Контрольные
задания,
наблюдение
Промежуточный,
итоговый
Наблюдение,
задания
Промежуточный,
итоговый
Практические
задания
Самостоятельно
применяет
речевое дыхание
и артикуляцию
Самостоятельно
выражает
эмоции в этюдах
и упражнениях
Промежуточный,
итоговый
Наблюдение,
практические
задания
Промежуточный,
итоговый
Практические
задания
Наблюдение
16
4. Список литературы
4.1. Нормативные документы
Настоящая краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа
«Театр маленького актера» художественной направленности разработана в
соответствии с нормативно - правовыми документами:
1.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273Ф3.
2.
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 №
678-р.
3.
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от
29.05.2015 № 996-р.
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее-СанПиН).
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
7.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 № 629 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
8.
Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
9.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015
№ 09-3242 «О направлении информации» (вместе с Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы).
10. Устав МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга».
11. Образовательная программа МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга».
4.2. Литература по программе
1.
Губанова, Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников
(методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей)
[Текст] / Н.Ф. Губанова - М.: АЙРИС-Пресс, 2004 г. – 255 с.
2.
Маханёва, М.Д. Театрализованные занятия в деском саду [Текст] /
М.Д. Маханёва - М.: Творческий центр «СФЕРА», 2004 г. – 123 с.
3.
Петрова, Т.И. Подготовка и проведение театрализованных игр в
детском саду [Текст] / Т.И. Петрова - М.: Школьная пресса, 2003 г. – 127 с.
17
4.
Сорокина, Н.Ф., Миланович, Л.Г. Программа «Театр – творчество –
дети». [Текст] / Библиотека ж. «Дошкольное воспитание» - 1996. - № 8 – С. 1420.
5.
Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр [Текст] Н.Ф. Сорокина. М.: Аркти, 2000 г. – 159 с.
4.3. Литература для педагога:
1.
Маханёва, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие
для работников дошкольных учреждений [Текст] / И.В. Бондаренко - М.: ТЦ
Сфера, 2004 г. – 128 с.
2.
Зарецкая, Н.В. Музыкальные сказки для детского сада [Текст] / Н.В.
Зарецкая. - М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2004г. - 152 с.
3.
Сорокина, Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий [Текст] /
Н.Ф. Сорокина. - М.: Аркти, 2004 г. – 286 с.
4.4. Литература для обучающихся:
Младшая группа:
Сборник русских народных сказок и потешок для самых маленьких
Средняя группа:
Русские народные сказки
4.5. Для родителей:
1.
Алянский Ю.Л. «Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре»
Издательство: Детская литература, 2020 г. – 160с.
2.
Антонова Е., Бауман Е. «В театре. Экскурсия в закулисы»
Издательство «Настя и Никита», 2018 г.-14 с.
3.
Евреинов Н. Н. «Что такое театр?» Москва: ГЦТМ им. А. А.
Бахрушина: Navona, 2020. — 47 с.
4.
Детская энциклопедия. 2008, № 3. О театре: познавательный
журнал
Издательство:
Аргументы
и
факты,
2008.
18
Приложение
Приложение 1. Календарный учебный график (2-я младшая группа)
№
п/п
мес
яц
1
дата
недел
я
2
3
4
Декабрь
2
5
3
4
9
10
Январь
6
11
3
4
12
13
5
15
16
Февр
аль
14
1
Тема занятия
час
ы
Форма занятия
Место проведения
Форма
контроля
Театральная азбука
Здравствуй, театр!
1
Групповая
Кабинет, спорт. зал
Театральная азбука.
Театральная игра
Путешествие в сказку.
Сказка «Колобок».
Основы актёрского мастерства.
Мы - актёры
Речевая культура.
Репетиция сказки.
Речевая культура.
Работа над ролью
Основы актёрского мастерства.
Показ сказки «Колобок».
Речевая культура.
Работа над ролью
Основы актёрского мастерства.
Игровая викторина по стихам А.Л. Барто.
Основы актёрского мастерства.
Мы - актёры
Речевая культура.
В гости к Дашеньке.
Речевая культура.
Речь и голос
Путешествие в сказку.
Чтение сказки «Репка»
Основы актёрского мастерства.
1
Индивидуальногрупповая
Групповая
Кабинет, спорт. зал
Кабинет, спорт. зал
Беседа, опрос,
творческая
работа
Пед.
наблюдение
Опрос, беседа
Индивидуальногрупповая
Групповая
Кабинет, спорт. зал
Беседа
Кабинет, спорт. зал
Беседа
Индивидуальногрупповая
Групповая
Кабинет, спорт. зал
Сам.работа
Кабинет, спорт. зал
Беседа
Индивидуальногрупповая
Групповая
Кабинет, спорт. зал
Сам.работа
Кабинет, спорт. зал
Беседа
Индивидуальногрупповая
Групповая
Кабинет, спорт. зал
Беседа
Кабинет, спорт. зал
Беседа
Кабинет, спорт. зал
Беседа
1
Индивидуальногрупповая
Групповая
Кабинет, спорт. зал
Беседа
1
Индивидуально-
Кабинет, муз. зал
Беседа
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
2
18
19
3
20
21
1
22
24
25
2
Март
23
3
26
27
4
28
29
1
30
32
33
2
Апрель
31
3
Мы - актёры
Основы актёрского мастерства.
Герои сказки «Репка».
Основы актёрского мастерства.
Мы – актёры
Речевая культура.
Репетиция сказки.
Речевая культура.
Сценическая речь
Основы актёрского мастерства.
Показ сказки «Репка».
Речевая культура.
Работа над ролью
Речевая культура.
Домашние животные
Речевая культура.
Речь и голос
Речевая культура.
«Пришла весна!»
Речевая культура.
Речь и голос
Речевая культура.
«В гостях у ежика».
Речевая культура.
Речь и голос
Путешествие в сказку.
Сказка «Лиса, заяц и петух».
Основы актёрского мастерства.
Мы - актёры
Основы актёрского мастерства.
«Ох, и хитрая лиса! Трудно ее выгнать, да!»
Основы актёрского мастерства.
Мы - актёры
Речевая культура.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
групповая
Групповая
Кабинет, муз. зал
Беседа
Индивидуальногрупповая
Групповая
Кабинет, муз. зал
Беседа
Кабинет, муз. зал
Наблюдение
Индивидуальногрупповая
Групповая
Кабинет, спорт. зал
Наблюдение
Кабинет, спорт. зал
Показ
Индивидуальногрупповая
Групповая
Кабинет, спорт. зал
Сам.работа
Кабинет, спорт. зал
Беседа
Индивидуальногрупповая
Групповая
Кабинет, спорт. зал
Беседа
Кабинет, спорт. зал
Беседа
Индивидуальногрупповая
Групповая
Кабинет, спорт. зал
Беседа
Кабинет, спорт. зал
Беседа
Индивидуальногрупповая
Групповая
Кабинет, спорт. зал
Беседа
Кабинет, спорт. зал
Беседа, опрос
Индивидуальногрупповая
Групповая
Кабинет, спорт. зал
Наблюдение
Индивидуальногрупповая
Групповая
Кабинет, спорт. зал
Сам.работа
Кабинет, спорт. зал
Беседа, опрос
Кабинет, спорт. зал
20
34
35
36
37
1
38
40
43
44
2
Май
39
3
«Заяц серый, куда бегал?»
Речевая культура.
Речь и голос
Речевая культура.
«Непослушный мышонок»
Речевая культура.
Речь и голос
Основы актёрского мастерства.
Репетиция сказки «Лиса, заяц и петух».
Речевая культура.
Работа над ролью
Основы актёрского мастерства.
Показ сказки «Лиса, заяц и петух».
Основы актёрского мастерства.
Мы - актёры
Театральная азбука.
Театральная игра
Основы актёрского мастерства
Актерское мастерство
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого:
Индивидуальногрупповая
Групповая
Кабинет, спорт. зал
Кабинет, спорт. зал
Сам.работа,
наблюдение
Беседа
Индивидуальногрупповая
Групповая
Кабинет, спорт. зал
Беседа
Кабинет, спорт. зал
Наблюдение
Индивидуальногрупповая
Групповая
Кабинет, спорт. зал
Сам.работа
Кабинет, спорт. зал
Наблюдение
Индивидуальногрупповая
Групповая
Кабинет, спорт. зал
Беседа
Кабинет, спорт. зал
Индивидуальногрупповая
Кабинет, спорт. зал
Пед.диагности
ка
Наблюдение
40
21
Приложение 2. Календарный учебный график (средняя группа)
№
п/п
мес
яц
1
дата
недел
я
2
3
4
Декабрь
2
5
3
4
9
10
Январь
6
11
3
4
12
13
5
15
16
Февр
аль
14
1
Тема занятия
час
ы
Форма занятия
Место проведения
Форма
контроля
Театральная азбука.
Здравствуй, театр
1
Групповая
Кабинет, спорт. зал
Театральная азбука.
Театральная игра
Основы актёрского мастерства.
Мы- актёры
Речевая культура.
Речь и голос
Основы актерского мастерства.
Мы-актеры
Речевая культура.
Сценическая речь
Путешествие в сказку.
Сказка «Три медведя»
Основы актёрского мастерства.
Мы- актёры.
Речевая культура.
Речевичок
Речевая культура.
Речь и голос
Речевая культура.
Речевичок
Речевая культура.
Речь и голос
Основы актёрского мастерства.
Актёрское мастерство
Речевая культура.
1
Индивидуальногрупповая
Групповая
Кабинет, спорт. зал
Кабинет, спорт. зал
Беседа, опрос,
творческая
работа
Пед.
наблюдение
Беседа
Индивидуальногрупповая
Групповая
Кабинет, спорт. зал
Беседа
Кабинет, спорт. зал
Беседа
Индивидуальногрупповая
Групповая
Кабинет, спорт. зал
Наблюдение
Кабинет, спорт. зал
Беседа
Индивидуальногрупповая
Групповая
Кабинет, спорт. зал
Беседа
Кабинет, спорт. зал
Беседа
Индивидуальногрупповая
Групповая
Кабинет, спорт. зал
Беседа
Кабинет, спорт. зал
Беседа
Кабинет, спорт. зал
Беседа
1
Индивидуальногрупповая
Групповая
Кабинет, спорт. зал
Наблюдение
1
Индивидуально-
Кабинет, муз. зал
Беседа
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
2
18
19
3
20
21
1
22
24
25
2
Март
23
3
26
27
4
28
29
1
30
32
33
2
Апрель
31
3
Речь и голос
Основы актёрского мастерства.
Показ сказки «Три медведя»
Речевая культура.
Работа над ролью
Речевая культура.
Речевичок
Речевая культура.
Речь и голос
Путешествие в сказку.
Сказка «Кто сказал «мяу»?
Основы актёрского мастерства.
Мы- актёры
Речевая культура.
Речевичок
Речевая культура.
Речь и голос
Основы актёрского мастерства.
Актёрское мастерство
Речевая культура.
Речь и голос
Основы актёрского мастерства.
Актёрское мастерство
Речевая культура.
Речь и голос
Основы актёрского мастерства.
Актёрское мастерство
Речевая культура.
Сценическая речь
Основы актёрского мастерства.
Показ сказки «Кто сказал «мяу»?
Речевая культура.
Работа над ролью
Речевая культура.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
групповая
Групповая
Кабинет, муз. зал
Сам.работа
Индивидуальногрупповая
Групповая
Кабинет, муз. зал
Сам.работа
Кабинет, муз. зал
Беседа
Индивидуальногрупповая
Групповая
Кабинет, спорт. зал
Беседа
Кабинет, спорт. зал
Беседа
Индивидуальногрупповая
Групповая
Кабинет, спорт. зал
Беседа
Кабинет, спорт. зал
Беседа
Индивидуальногрупповая
Групповая
Кабинет, спорт. зал
Беседа
Кабинет, спорт. зал
Беседа
Индивидуальногрупповая
Групповая
Кабинет, спорт. зал
Беседа
Кабинет, спорт. зал
Беседа
Индивидуальногрупповая
Групповая
Кабинет, спорт. зал
Беседа
Кабинет, спорт. зал
Наблюдение
Индивидуальногрупповая
Групповая
Кабинет, спорт. зал
Наблюдение
Кабинет, спорт. зал
Показ
Индивидуальногрупповая
Групповая
Кабинет, спорт. зал
Сам.работа
Кабинет, спорт. зал
Беседа, опрос
23
34
35
5
36
37
1
38
40
43
44
2
Май
39
3
Речевичок
Речевая культура.
Речь и голос
Основы актёрского мастерства.
Мы- актёры
Речевая культура.
Речь и голос
Речевая культура.
Речевичок
Речевая культура.
Речь и голос
Основы актёрского мастерства.
Мы- актёры
Речевая культура.
Работа над ролью
Театральная азбука.
Театральная игра
Основы актёрского мастерства.
Актёрское мастерство
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого:
Индивидуальногрупповая
Групповая
Кабинет, спорт. зал
Беседа
Кабинет, спорт. зал
Беседа
Индивидуальногрупповая
Групповая
Кабинет, спорт. зал
Беседа
Кабинет, спорт. зал
Беседа
Индивидуальногрупповая
Групповая
Кабинет, спорт. зал
Беседа
Кабинет, спорт. зал
Беседа
Индивидуальногрупповая
Групповая
Кабинет, спорт. зал
Наблюдение
Кабинет, спорт. зал
Индивидуальногрупповая
Кабинет, спорт. зал
Пед.диагности
ка
Наблюдение
40
24
Приложение 3. Репертуар (2-я младшая группа)
Сказки
«Репка»
«Колобок»
«Лиса, заяц и петух»
«Три медведя»
«Кто сказал «мяу»?
Этюды на различные эмоции, мимику:
«Дед да баба», «Ёж и лиса», «Пчелы и медведь».
Игры с движением:
«Где мы были, мы не скажем»
«Кто как ходит?»
«Зеркало»
Приложение 4. Диагностический бланк «Оценка знаний, умений, навыков»
№
п./п.
Ф.И. ребёнка
Теоретическая часть
Практическая часть
Основы театральной
культуры
Театральная Театр кукол
азбука
Речевая Основы актерского мастерства
культура
Дикция Мимика Жесты Движение Игрыдраматизации
1.
2.
3.
Высокий уровень – 3 балла
Соответствует уровню – 2 балла
Низкий уровень- 1 балл
Общая оценка
Приложение 5. Оценка результатов театрально-игровой деятельности
Речевая культура
Дикция
Высокий уровень – 3 балла: высокая речевая активность, чёткая выразительная речь, интонационно окрашена,
словарь содержит все части речи, знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет.
Соответствует возрасту – 2 балла: речь не чётка, не выразительная, диалоги строит с помощью педагога.
Минимальный уровень – 1 балла: речь не внятная, не умеет строить диалог с партнёром.
Основы актёрского мастерства
Жесты
Высокий уровень – 3 балла: владеет знаниями и самостоятельно может продемонстрировать жесты, позу,
движение, точно и выразительно выполняет задания без помощи педагога.
Соответствует возрасту – 2 балла: владеет знаниями и может продемонстрировать жесты, позу, движение.
Минимальный уровень – 1 балла: стесняется проявлять себя в действиях, с заданием не справляется.
Мимика
Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет знания о различных эмоциональных состояниях и характерах
героев; использует различные средства выразительности.
Соответствует возрасту – 2 балла: владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их
продемонстрировать; использует мимику.
Минимальный уровень – 1 балла: слабо различает эмоциональные состояния, но использует различные средства
выразительности с помощью воспитателя.
Движения (этюды с музыкальным сопровождением).
Высокий уровень – 3 балла: умеет предавать несложный ритмический рисунок, творчески активен, проявляет
самостоятельность и инициативу.
Соответствует возрасту – 2 балла: затрудняется в выполнении заданий по ритмопластике, выполняет задание с
помощью взрослого.
Минимальный уровень – 1 балла: не способен выполнять несложный ритмический рисунок, двигается не
ритмично.
Игры-драматизации
26
Высокий уровень – 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую
активность при создании образа.
Соответствует возрасту – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в
коллективной деятельности.
Минимальный уровень – 1 балла: не проявляет инициативы, стесняется проявить себя в действиях с партнерами
на всех этапах работы над образом.
27