Художественное ткачество 7-15-2 года обучения

Управление образованием Новолялинского городского округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования Новолялинского городского округа
«Дом детского творчества «Радуга»

Принята на заседании
педагогического совета
«30» августа 2024г.
Протокол № 1

Утверждена
приказом директора
МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга»
от 30.08.2024 № 69 од

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности

«Художественное ткачество»
Возраст обучающихся: 7-15 лет
Срок реализации: 2 года

Автор-составитель программы:
Безель Мария Викторовна,
педагог дополнительного
образования

г. Новая Ляля, 2024 г.

Оглавление
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы ............................................................ 3
1.1. Пояснительная записка .............................................................................................................. 3
1.2. Цель и задачи программы .......................................................................................................... 5
1.3. Планируемые результаты .......................................................................................................... 6
Раздел 2. Содержание программы ................................................................................................... 8
2.1. Учебный (тематический) план. 1 год обучения ....................................................................... 8
2.2. Содержание учебного (тематического) плана. 1 год обучения ............................................. 8
2.3. Учебный (тематический) план. 2 год обучения ..................................................................... 10
2.4. Содержание учебного (тематического) плана. 2 год обучения ........................................... 11
Раздел 3. Комплекс организационно-педагогических условий .................................................. 13
3.1. Календарный учебный график ................................................................................................ 13
3.2. Условия реализации программы ............................................................................................. 13
3.2.1. Материально-техническое обеспечение программы ......................................................... 13
3.2.2. Кадровое обеспечение программы ...................................................................................... 13
3.2.3. Методические материалы ..................................................................................................... 13
3.2.4. Информационно-методические условия ............................................................................. 15
3.3. Формы аттестации .................................................................................................................... 16
3.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов ................................... 16
3.3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов ............................ 16
3.3.3. Характеристика оценочных материалов ............................................................................. 16
Раздел 4. Список литературы ......................................................................................................... 20
4.1. Нормативные документы ......................................................................................................... 20
4.2. Список литературы для педагога ............................................................................................ 20
4.3. Список литературы для детей и родителей. .......................................................................... 21
Приложение...................................................................................................................................... 22
Приложение 1. Календарный учебный график первого года обучения ..................................... 22
Приложение 2. Календарный учебный график второго года обучения ..................................... 23

2

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
На протяжении всей истории человечества искусство было неотъемлемой
частью национальной культуры, которая способствует сохранению традиций, и
влияет на формирование художественного вкуса. Изделия народных
художественных промыслов ценятся именно потому, что они сохраняют
творческий характер труда народного мастера, результатом которого будет
неповторимое произведение искусства.
В условиях возрастания социальной роли личности как носителя
национальных традиций художественной культуры важнейшей задачей
становится повышение эффективности художественного образования. Язык
различных видов искусства делает художественную деятельность уникальным
средством воспитания, обучения и развития ребенка. Кроме того, занятия
декоративно-прикладным искусством дают заложенную в человеке
потребность в творчестве, желание созидать, создавать прекрасное своими
руками. Каждому ребенку важно почувствовать себя творцом, открыть для себя
мир изобразительного искусства, дизайна, народной культуры, научиться
видеть красоту окружающей природы.
Направленность программы: программа «Художественное ткачество»
относится к художественной направленности.
Актуальность: меняется мир, одна эволюция сменяет другую, но
народные промыслы остаются по-прежнему с нами. Предметы быта,
создаваемые человеком в процессе ручного труда, окружают нас всюду. Это и
гончарные и деревянные изделия, резьба по кости, дереву, кружевоплетение и
ткачество, и многие другие виды ремёсел. Россия богата мастерами
разнообразной народной культуры. Различные промыслы переплелись между
собой и порой мы забываем, откуда пришло к нам то или иное ремесло.
Занятия народным декоративно-прикладным искусством – это путь
приобщения обучающихся к истокам фольклорной культуры, воспитание
эстетического отношения к предметам быта, знакомство с историей своей
страны, своего региона.
Адресат программы: программа «Художественное ткачество»
адресована обучающимся 7-15 лет. Изменения, происходящие в организме
младших школьников, способствуют развитию мелких мышц кисти, благодаря
чему появляется способность выполнять тонкие движения. Непрерывно
совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших
полушарий головного мозга, усиливаются аналитическая и синтетическая
функция. Восприятие младших школьников неустойчиво и неорганизованно, но
в то же время отличается остротой и свежестью, «созерцательной
любознательностью».
Повышенная
впечатлительность
способствует
проявлению яркого воображения и восприимчивости к образному содержанию.
В подростковом возрасте происходят существенные изменения в
развитии
познавательных
процессов.
Подросток
может
хорошо
концентрировать внимание в значимой для него деятельности. У него
3

продолжает развиваться теоретическое мышление, появляется способность
достаточно легко абстрагироваться от конкретного наглядного материала.
Основной особенностью их интеллектуальной деятельности является
нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению. Важной
особенностью этого возраста является формирование самостоятельного,
творческого мышления. Реализуя свой творческий потенциал, проявляя
творческую активность, у обучающихся определяется система ценностей
человеческого существования, формируется положительная «Я-концепция»,
которая характеризуется отношением подростка к самому себе и
объективностью
его
самооценки. Группа
является
разновозрастной.
Объединение детей и подростков разного возраста строится на основе общих
целей и интересов. Состав обучающихся разного возраста и разного уровня
подготовленности в разновозрастной группе позволяет успешно решать ряд
общих образовательных и воспитательных задач в зависимости от той роли,
которую выполняет обучающийся. В любом случае ребенок приобретает опыт
социального взаимодействия, что составляет суть его социального развития,
расширяется сфера его самореализации и самоутверждения.
Режим занятий: в 1 год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по
2 академических часа, 2 год обучения – занятия 3 раза в неделю по 2
академических часа. Академический час – 40 минут, перемена 10 минут.
Общий объём программы составляет 320 часов
Год обучения
1 год обучения
2 год обучения

Продолжительность
занятия
40 минут
40 минут

Количество занятий в
неделю
4
6
Итого

Общее
количество
занятий за год
128
192
320

Особенности организации образовательного процесса.
Программа «Художественное ткачество» базируется на основе
педагогических принципов:
•
доступности (соответствует возрастным особенностям детей 7-15 лет);
•
последовательности (учебный материал изучается от простого к
сложному, от упражнений на освоение технических приемов ткачества к
самостоятельным творческим работам);
•
наглядности
(предусматривает
использование
нагляднодидактических материалов, иллюстраций, демонстраций технических приемов);
•
научности (практическое освоение технологий росписи ткани
опирается на изучение теории);
•
индивидуальности
(освоение
программы
предполагает
индивидуальный подход и вариативность заданий);
•
результативности
(предусмотрены
различные
виды
учета
образовательных результатов).
Занятия проводятся очно и могут проходить в виде урока, мастеркласса, лекции, семинара, беседы, практического занятия. Занятие включает в
себя организационную, практическую и теоретическую часть. При этом
4

используется индивидуальная работа с обучающимися, учебная игра, обмен
мнениями, обсуждение, просмотр работ.
Используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический;
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные
впечатления).
Предложенные методы работы в рамках образовательной программы
являются наиболее продуктивными и основаны на проверенных методиках и
сложившихся традициях прикладного творчества.
Этапы освоения программы распределены от простого к сложному.
Изучение начинается с ознакомления с историей развития данной технологии
ткачества, с основными материалами, оборудованием и организацией рабочего
места, проводится инструктаж по технике безопасности. Далее выполняются
упражнения по освоению основных технических приемов и операций с
использованием образцов, шаблонов, технологических карт и прямого
копирования действий педагога. Затем обучающиеся знакомятся с
теоретическими основами, необходимыми для выполнения эскизов и шаблонов
к самостоятельным творческим работам в технике ручного ткачества с учетом
требований технологии гладкого ткачества; учатся выполнять эскизы,
подчиняясь законам построения декоративной композиции или орнамента,
грамотно стилизуя мотивы и сочетая цвета. Воплощение в тканых изделиях
творческих идей, представленных в эскизах или технических рисунках,
является итогом освоения технологии гладкого ткачества.
В процессе обучения предусматриваются следующие формы занятий:
•
типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое
упражнение),
•
беседа,
•
экскурсия,
•
дискуссия,
•
практическое упражнение под руководством педагога по
закреплению определенных навыков,
•
самостоятельное изготовление конкретного изделия,
•
учебная игра.
Формы подведения итогов: тестирование, участие в творческих
выставках, конкурсах, мастер-классах.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для развития художественнотворческих способностей учащихся посредством ткачества.
Задачи:
Обучающие:
• овладеть знаниями и представлениями об искусстве художественного
ткачества;
5

познакомить с художественными особенностями и творческими
возможностями технологии гладкого ткачества;
• научить применять полученные знания для творческой работы по
ткачеству, соблюдая требования технологии;
• изучить национальные традиции своего региона в декоративноприкладном творчестве.
Развивающие:
• сформировать систему практических навыков и умений, необходимых
для освоения технологии ручного ткачества;
• развивать внимание, память, воображение, образное, абстрактное,
логическое и аналитическое мышление, творческие способности в процессе
художественно-поисковой и практической деятельности по созданию эскизов и
воплощению их в материале;
• формировать
адекватную
оценку
собственной
творческой
деятельности;
• развивать
эстетический вкус, эмоциональное отношение к
окружающему миру, интерес к декоративно-прикладному искусству.
Воспитательные:
• осуществлять трудовое и эстетическое воспитание обучающихся;
• воспитывать волевые качества детей, связанные с достижением
качественных результатов практических работ на ткани: усидчивость, терпение,
упорство, аккуратность, желание исправлять ошибки;
• формировать коммуникативную культуру, терпимость к чужому
мнению, умение работать в группе.
•

1.3. Планируемые результаты
Метапредметные:
- осуществлять контроль результатов на каждом этапе при выполнении
творческой работы;
- использовать предложения и оценки педагога, одноклассников,
родителей и других людей для улучшения результата;
- умение работать в коллективе;
- развивать внимание, память, воображение, образное, абстрактное,
логическое и аналитическое мышление, творческие способности.
Личностные:
- формировать основы российской гражданской идентичности и культуры
обучающихся, ценностного отношения к окружающему миру, природе России
и родного края, культурным традициям своего народа;
- проявлять интерес к содержанию предмета «Художественное
ткачество»;
- понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к
труду людей ремесленных профессий.
- чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
6

- воплощать творческий замысел в материале с учетом его декоративных
свойств.
Предметные:
- иметь теоретические знания, практические умения и навыки в области
ручного ткачества;
- работать с нужными инструментами и приспособлениями;
- формировать навыки ручного труда;
- выполнять различные виды декоративных работ: орнаменты,
декоративные композиции, декоративные изделия в техниках ручного
ткачества;
- применять творческие способности в процессе художественнопоисковой и практической деятельности по созданию эскизов и воплощению их
в материале.
- знать и применять техники и технологические приемы выполнения
произведений декоративно-прикладного искусства в различных технологиях и
материалах ручного ткачества.

7

Раздел 2. Содержание программы
2.1. Учебный (тематический) план. 1 год обучения
Задачи:
- знакомство с историей гобеленов (ткачество, ковроткачество);
- первоначальное знакомство с народными промыслами и художественного
ткачества;
- научить простейшим способам изготовления тканых полотен;
- изучить историю орнамента;
- учить технологии изготовления тканого полотна.
№
раздела
1.
2.
3.
4.

5.
6.
7.

Тема занятия

Количество часов
Всего

Народные промыслы
Гладкое ткачество: материалы
оборудование и инструменты
Техника и приёмы ткачества на
картоне
Технология ткачества гладкого
полотна
Построение орнамента и
разработка эскиза
Технология индивидуального
творчества
Техника и приёмы изготовления
элементов отделки тканых
изделий
Итого

теория

практика

Формы
аттестации

2
2

2
2

-

Наблюдение
Входящий контроль

20

2

18

28

4

24

12

2

10

52

4

48

12

2

10

Наблюдение.
Выставка.
Наблюдение за
ткачеством,
обсуждение и оценка
результатов
Наблюдение.
Устный опрос
Наблюдение
Выставка
Наблюдение.
Выставка готовых
изделий

128

18

110

2.2. Содержание учебного (тематического) плана. 1 год обучения
1. Народные промыслы. Теоретическая часть. Декоративноприкладное искусство и его значение в жизни человека. Демонстрация изделий.
Внутренний распорядок, общие правила безопасности труда и личной гигиены.
2. Гладкое ткачество: материалы оборудование и инструменты.
Теоретическая часть. Художественные и технологические характеристики
пряжи, различного состава и фактуры, применяемой в технике гладкого
ткачества. Разновидности нитей основы, их назначение, состав и техническая
характеристика. Советы по хранению нитей и пряжи. Виды ткацких рам и
станков, их назначение, характеристика с точки зрения домашнего творчества и
доступности для обучения детей. Советы по изготовлению ремизной рамы.
Инструменты и приспособления для гладкого ткачества: челноки, деревянные
расчески, ножницы, гобеленовые иглы и др., их описание, способы подготовки
к работе, правила применения. Инструктаж по технике безопасности
выполнения практических работ в технике гладкого ткачества в мастерской
художественной обработки материалов.
8

3. Техника и приемы ткачества на картоне. Теоретическая часть.
Особенности техники и приемов ткачества на картоне. Принципы подбора
цветовой гаммы. Материалы и инструменты для ткачества на картоне.
Специфика натягивания основы на прямоугольную, круглую и
цилиндрическую форму. Технология ткачества на прямоугольной и
цилиндрической форме. Приемы лучевого ткачества.
Практическая часть. Подготовка картона для ткачества. Подбор
цветовой гаммы ниток. Плетение на картоне с использованием различных
техник и приемов. Примеры изделий: сувениров, игрушек, салфеток, элементов
одежды вазочек и т.д., которые можно выполнить путем ткачества на картоне.
Особенности внешнего вида, варианты отделки и технологические карты для их
изготовления. Выставка готовых изделий.
4. Технология ткачества гладкого полотна. Теоретическая часть.
Примеры простых орнаментов, включающих полосы, столбики, клетки,
характерных для ручного гладкого ткачества с одноцветным перебором у
разных народов. Правила построения технического рисунка для ткачества по
канве с учетом плотности полотна. Требования к эскизу и шаблону. Технология
ткачества по техническому рисунку, эскизу, шаблону. Ассортиментный ряд
текстильных изделий, в которых используются тканые полотна, выполненные в
технике гладкого ткачества. Особенности их внешнего вида, цветовой гаммы и
декоративного оформления.
Практическая часть. Алгоритм работы над созданием модели
текстильного изделия от набросков до дизайн-проекта и разработки
технологической карты. Выполнение технического рисунка по канве для
ткачества орнаментального полотна с использованием узоров из цветных полос
и «столбиков». Выполнение эскиза гобелена с учетом накладных элементов.
Выставка готовых работ.
5. Построение орнамента и разработка эскиза. Теоретическая часть.
Особенности построения орнамента и формы передачи сюжета: декоративная,
реалистическая и комбинированная трактовка сюжета. Статическая,
динамическая композиции.
Практическая часть. Построение орнамента с подбором цветовой
гаммы. Разработка эскиза.
6. Технология индивидуального творчества. Теоретическая часть.
Стадии работы над гобеленом: формирование идеи, разработка фор-эскиза,
эскиз изделия, аналитические расчёты, подбор материалов.
Практическая часть. Формирование идеи проекта и фиксирование ее в
фор-эскизах. Выполнение эскиза в технике гладкого ткачества. Ткачество
геометрического орнамента с использованием схемы. Выставка готовых
изделий.
7. Техника и приемы изготовления элементов отделки тканых
изделий. Теоретическая часть. Роль накладных элементов в декоративной
отделке тканых полотен, выполненных в технике гладкого ткачества с
одноцветным перебором. Многообразие элементов отделки, выполненных из
текстильных материалов, в том числе и из нитей и пряжи: кисти, помпоны,
9

шнуры, цепочки. Их художественные характеристики. Материалы и
инструменты для изготовления элементов отделки. Техника и приемы их
выполнения. Технические приемы вышивки тканого полотна гобеленовыми
иглами и пряжей. Примеры применения для отделки тканого полотна
аппликации, пришивания бусин и фурнитуры в изделиях ручного ткачества.
Практическая часть. Упражнения по выполнению из пряжи шнуров и
цепочек, помпонов и кистей, вышивке тканого полотна гобеленовой иглой.
Требования к уровню подготовки 1-го года обучения
В конце первого года обучения обучающиеся должны:
знать:
- основные сведения об истории возникновения искусства ковроткачества;
- технологические приемы выполнения произведений декоративно-прикладного
искусства в технике ручного гладкого ткачества;
- оборудования и технологию художественной обработки материала;
уметь:
- организовывать свое рабочее место;
- осуществлять контроль результатов на каждом этапе при выполнении
творческой работы;
- применять основные технологии ручного гладкого ткачества.

2.3. Учебный (тематический) план. 2 год обучения
Задачи:
- продолжить знакомство с искусством художественного ткачества;
- научить всем техникам и приёмам ручного ткачества;
- учить декорировать тканое изделие, согласно разработанному идейному
замыслу;
- освоить основы композиции;
- ознакомить с дизайном и технологией нетрадиционных техник тканого
полотна.
№
раздела
1.

Тема занятия

Количество часов
Всего

теория

практика

Формы
аттестации

Народные промыслы

6

2

4

2.
3.

Техники плетения
Техника и приёмы саржевого
полотна

24
24

8
4

16
20

4.

Основы композиции и разработка
эскиза
Выполнение авторского изделия

18

2

16

Наблюдение
Входящий
мониторинг
Наблюдение.
Наблюдение.
Выставка готовых
изделий
Наблюдение.

24

4

20

Устный опрос.

5.

10

6.

7.
8.

Основы проектирования
художественных изделий в
технике гладкого ткачества
Дизайн текстильного изделия
Панно и гобелены в
нетрадиционной технике

42

4

38

24
30

4
4

20
26

Итого

192

32

160

Наблюдение.
Выставка
Наблюдение.
Выставка.
Наблюдение
Наблюдение.
Выставка готовых
изделий.

2.4. Содержание учебного (тематического) плана. 2 год обучения
1. Народные промыслы. Теоретическая часть. Декоративноприкладное искусство и краткие исторические сведения о возникновении и
развитии промысла. Демонстрация изделий.
2. Техники плетения. Теоретическая часть. Изучить технологию
следующих техник: «плетёнка», способ «Палас», техника с крупными
уступами, способ «Килим», «Способ сцепления разноцветных утков по
кромкам гобелена» (Узор из двух полос), способ перехода из одного цвета в
другой, частичное ткачество, фактурное ткачество «Сумаховое плетение»,
рельефное ткачество вертикальными столбиками, «Обвивка контура».
Практическая часть. Освоение техник плетения. Разработка и
установка технического рисунка (картона). Выполнение самостоятельной
работы.
3. Техника и приемы саржевого полотна. Теоретическая часть.
Особенности саржевого плетения и сфера его применения в гладком ткачестве.
Чередование нитей основы с помощью проборной планки в саржевом
переплетении. Приемы создания рельефной поверхности полотна с помощью
беспорядочных широких петель в саржевом переплетении.
Практическая часть. Ткачество одноцветного саржевого полотна.
Выполнение приемов ткачества фактурного саржевого полотна. Выставка
готовых изделий.
4. Основы композиции и разработка эскиза. Теоретическая часть.
Композиция: части, виды, элементы. Роль композиции в искусстве. Условия
правильной и гармоничной композиции.
Практическая часть. Разработка эскиза на основе композиции.
5. Выполнение авторского изделия. Теоретическая часть. Основы
создания авторской работы с применением полученных знаний по основам
композиции.
Практическая часть. Выполнение декоративной композиции из
цветной бумаги с использованием техники плетения. Выставка готовых
изделий.
6. Основы проектирования художественных изделий в технике
гладкого ткачества. Теоретическая часть. Ассортимент утилитарных
изделий, сувенирной продукции и декоративно-художественных произведений,
выполненных в технике гладкого ткачества.
11

Практическая часть. Изготовление декоративного панно.
7. Дизайн текстильного изделия. Теоретическая часть. Виды
текстильного дизайна. Современные тенденции в текстильном дизайне.
Практическая часть. Выполнение и защита творческой работы «Дизайн
текстильного изделия».
8. Панно и гобелены в нетрадиционной технике. Теоретическая
часть. Виды техник ручного ткачества, способы их комбинации («полотнянка»
и «ворс»).
Практическая часть. Подбор пряжи различной структуры и цвету.
Выполнение изделия с использованием новой техники. Придание изделию
законченный вид, оформление работы. Выставка.
Требования к уровню подготовки 2го года обучения
В конце второго года обучения обучающиеся должны:
знать:
- теоретические основы художественного ткачества;
- оборудования и технологию художественной обработки материала;
- техники и приёмы плетения;
- специфики художественного оформления тканых изделий;
уметь:
- работать самостоятельно;
- выполнять различные виды декоративных работ: орнаменты, декоративные
композиции, декоративные изделия в техниках ручного ткачества;
- выполнять основные технологические операции по художественной обработке
материала;
- воплощать творческий замысел в материале с учетом его декоративных
свойств.

12

Раздел 3. Комплекс организационно-педагогических условий
3.1. Календарный учебный график
Год
обучени
я
1 год
2 год

Дата
начала
обучения
16
сентября
2024 года
16
сентября
2024 года

Дата
окончания
обучения
24 мая
2025 года

Количество
учебных
недель
32

24 мая
2025 года

32

Количество Количество
учебных
учебных
дней
часов
64
128

96

192

Режим
занятий
2 занятия в
неделю по 2
часа
3 занятия в
неделю по 2
часа

Каникулы:
Осенние: 27.10.2024 – 03.11.2024
Зимние: 29.12.2024 – 10.01.2025
Весенние: 29.03.2025 – 06.04.2025

3.2. Условия реализации программы
3.2.1. Материально-техническое обеспечение программы
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Оборудование, инструменты и материалы
Кабинет
Магнитно-меловая доска
Ноутбук
Колонки
Мультимедиа
Картон упаковочный
Карандаши простые
Ручки
Линейки
Ножницы
Клей
Цветные мотки пряжи
Учебно-методическая литература

Кол-во
1
1
1
1
1
15 листов
15
15
15
15
15
15

3.2.2. Кадровое обеспечение программы
Программу ведет педагог дополнительного образования Безель Мария
Викторовна, образование высшее.
3.2.3. Методические материалы
1 год обучения
№

1.

Название раздела,
темы

Народные промыслы

Материальнотехническое
оснащение,
дидактикометодический
материал
Ноутбук,
мультимедиа, учебно13

Формы,
методы,
приёмы
обучения,
педагогические
технологии
Рассказ,
демонстрация

Формы
учебного
занятия

Лекция,
экскурсия

2.

3.

Гладкое ткачество:
материалы
оборудование и
инструменты
Техника и приёмы
ткачества на картоне

методические пособия
Учебно-методические Беседа,
пособия
демонстрация

Лекция

Демонстративные
образцы изделий

Объяснение,
метод
погружения,
упражнение
Объяснение,
метод
погружения,
упражнение
Объяснение,
демонстрация,
метод ключевых
вопросов, метод
погружения,
метод
свободных
ассоциаций,
практическая
работа
Рассказ,
демонстрация,
метод
погружения
практическая
работа
Учебная
дискуссия,
демонстрация,
упражнение

Практическая
работа

Формы,
методы,
приёмы
обучения,
педагогические
технологии
Рассказ,
демонстрация

Формы
учебного
занятия

Объяснение,
демонстрация,
упражнение
Объяснение,
метод
погружения,

Лекция,
практическая
работа
Практическая
работа, выставка

4.

Технология ткачества
гладкого полотна

Демонстративные
образцы изделий

5.

Построение орнамента
и разработка эскиза

Учебно-методические
пособия,
демонстративные
образцы изделий

6.

Технология
индивидуального
творчества

Демонстративные
образцы изделий

7.

Техника и приёмы
изготовления
элементов отделки
тканых изделий

Ноутбук,
мультимедиа,
демонстративные
образцы изделий

Название раздела,
темы

Материальнотехническое
оснащение,
дидактикометодический
материал
Ноутбук,
мультимедиа,
демонстративные
образцы изделий
Учебно-методические
пособия

Практическая
работа
Лекция,
самостоятельная
работа, выставка

Лекция,
контрольная
работа

Самостоятельная
работа, выставка

2 год обучения
№

1.

Народные промыслы

2.

Техники плетения

3.

Техника и приёмы
саржевого полотна

Демонстративные
образцы изделий,
учебно-методические
14

Лекция,
экскурсия

пособия
Ноутбук,
мультимедиа,
демонстративные
образцы изделий
Демонстративные
образцы изделий

4.

Основы композиции и
разработка эскиза

5.

Выполнение
авторского изделия

6.

Основы
проектирования
художественных
изделий в технике
гладкого ткачества
Дизайн текстильного
изделия

Демонстративные
образцы изделий,
учебно-методические
пособия

Панно и гобелены в
нетрадиционной
технике

Ноутбук,
мультимедиа,
демонстративные
образцы изделий

7.

8.

Учебно-методические
пособия

упражнение
Объяснение,
метод
погружения,
упражнение
Объяснение,
демонстрация,
метод ключевых
вопросов, метод
погружения,
метод
свободных
ассоциаций,
практическая
работа
Рассказ,
демонстрация,
метод
погружения
Учебная
дискуссия,
демонстрация,
упражнение
Объяснение,
демонстрация,
практическая
работа

Лекция,
практическая
работа
Лекция,
самостоятельная
работа, выставка

Лекция,
контрольная
работа
Лекция,
практическая
работа, выставка
Самостоятельная
работа, выставка

3.2.4. Информационно-методические условия
Электронные образовательные ресурсы
Видеоматериалы: Видеоурок «Ткачество» (https://infourok.ru/videourokna-temu-tkachestvo-1872632.html?ysclid=lnomzcc06z968762968), видео мастерклассы
по
ткачеству
(https://vk.com/wall99425022_4256?ysclid=lnomyolng1830431961)
Формы организации учебно-воспитательного процесса:
−
очный,
−
дистанционный (при выполнении диагностических работ и в рамках
дистанционного обучения).
Методы обучения:
−
словесный,
−
наглядный практический,
−
объяснительно-иллюстративный,
−
частично-поисковый,
−
частично проблемный,
−
частично дискуссионный.
15

Формы организации образовательной деятельности:
−
групповая,
−
индивидуально-групповая.
Формы организации учебного занятия: беседа, игра, открытое занятие,
практическое занятие, презентация, экскурсия.
Программой предусмотрены следующие педагогические технологии:
технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения,
технология блочно-модульного обучения, технология развивающего обучения,
технология проблемного обучения, технология дистанционного обучения,
технология проектной исследовательской деятельности, коммуникативная
технология обучения.
Наглядные пособия: примеры готовых работ.
3.3. Формы аттестации
3.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
- Журнал посещаемости.
- Материал анкетирования и тестирования.
- Диагностические работы.
- Перечень готовых работ.
- Выставочная деятельность.
- Конкурсная деятельность.
- Заметки и фотоотчеты.
3.3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
- диагностическая карта;
- защита творческих работ, презентаций;
- выставки;
- конкурсы;
- открытые занятия.
Результативность и целесообразность работы по программе
«Художественное
ткачество»
выявляется
с
помощью
комплекса
диагностических методик:
1.
Вводный контроль (тестирование, беседа, анкетирование,
наблюдение) проводится ежегодно в начале учебного года.
2.
Текущий контроль (результаты выполненных учащимися
творческих работ, участие в выставках; анкетирование и т.д.) проводится после
изучения каждой темы.
3.
Итоговый контроль (беседа, тестирование, наблюдение,
результаты самостоятельных работ, портфолио) проводится в мае месяце.
3.3.3. Характеристика оценочных материалов
Планируемые
результаты

Критерии
оценивания

16

Виды контроля /
промежуточной
аттестации

Диагностический
инструментарий
(формы, методы,

Личностные результаты
Метапредметные
результаты

Формирование основы
российской
гражданской
идентичности и
культуры
обучающихся,
ценностного
отношения к
окружающему миру,
природе России и
родного края,
культурным
традициям своего
народа
Проявление интереса
к содержанию
предмета
«Художественное
ткачество»

диагностики)
Опрос,
тестирование

Знаниевый
компонент

Итоговый

Умение
планировать свою
деятельность,
Желание
использовать
готовые изделия,
Коллективное
взаимообучение
Знаниевый
компонент

Входящий,
промежуточный

Наблюдение,
игровая программа,
работа в парах,
микрогруппах

Итоговый

Опрос,
тестирование

Входящий,
промежуточный,
итоговый

Наблюдение,
беседа, выставки,
конкурсы

Промежуточный,
итоговый

Наблюдение,
выставки

Итоговый

Выставка, конкурс

Понимание
исторических
традиций ремесел,
положительно
относиться к труду
людей ремесленных
профессий
Чувство уверенности в Самоанализ,
себе, верить в свои
умение любить и
возможности
ценить себя и
свою творческую
деятельность
Воплощение
Умение создавать
творческого замысла в изделие с учетом
материале с учетом
используемого
его декоративных
материала
свойств
Осуществление
Критическое
контроля результатов мышление,
на каждом этапе при
самоанализ
выполнении
творческой работы

17

Предметные
результаты

Использование
предложений и оценки
педагога,
одноклассников,
родителей и других
людей для улучшения
результата

Критическое
мышление, умение
адекватно
воспринимать
оценку других
обучающихся,
родителей и
педагога

Итоговый

Выставка, конкурс

Умение работать в
коллективе

Умение оказывать
помощь товарищу,
соблюдение
дисциплины

Входящий,
промежуточный,
итоговый

Наблюдение,
игровая программа,
работа в парах,
микрогруппах

Развитие внимания,
памяти, воображения,
образного,
абстрактного,
логического и
аналитического
мышления,
творческих
способностей
Имеет теоретические
знания, практические
умения и навыки в
области ручного
ткачества

Умение
концентрироваться
на задании,
Умение привнести
оригинальность в
свою работу,
Соблюдение
технологической
карты
Знаниевый
компонент,
Применение
знаний в процессе
изготовления
изделия

Входящий,
промежуточный,
итоговый

Наблюдение,
опрос, беседа,
выставки,
конкурсы

Промежуточный,
итоговый

Наблюдение,
беседа,
критический
анализ, опрос,
тестирование

Работа с нужными
инструментами и
приспособлениями

Использование
полученных
знаний на
практике
Умение
организовать свою
деятельность

Промежуточный

Наблюдение,
беседа

Входящий,
промежуточный,
итоговый

Наблюдение,
беседа

Формирование
навыков ручного
труда

18

Выполнение
различных видов
декоративных работ:
орнаменты,
декоративные
композиции,
декоративные изделия
в техниках ручного
ткачества
Применение
творческих
способностей в
процессе
художественнопоисковой и
практической
деятельности по
созданию эскизов и
воплощению их в
материале
Знание и применение
техник и
технологических
приемов выполнения
произведений
декоративноприкладного
искусства в различных
технологиях и
материалах ручного
ткачества

Наличие готового
изделия

Итоговый

Выставка, конкурс

Использование
законов
композиции и
цветоведения

Промежуточный

Наблюдение,
беседа, тест, опрос

Умение
оперировать
техниками и
технологическими
приёмами

Промежуточный

Наблюдение,
беседа,
критический
анализ

19

Раздел 4. Список литературы
4.1. Нормативные документы
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Художественное ткачество» художественной направленности разработана в
соответствии с нормативно-правовыми документами:
1.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273Ф3.
2.
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 №
678-р.
3.
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от
29.05.2015 № 996-р.
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее-СанПиН).
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
7.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 № 629 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
8.
Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
9.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015
№ 09-3242 «О направлении информации» (вместе с Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы).
10. Устав МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга».
11. Образовательная программа МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга».
4.2. Список литературы для педагога
Основная литература
1) Бохан М.В. Необычный гобелен: сумки, пояса, игрушки. – М.: АСТПРЕСС КНИГА, 2011. – 144с.: ил.
2) Уталишвили Н.А. Эксклюзивный гобелен: Техника. Приемы. Изделия:
Энциклопедия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009. – 80 с.: ил.
3) Фрейтаг И.П., Аникина Л.Л. Что умеют мастера. Детям о
традиционной культуре Русского Севера. – Выпуск 5. – Ткачество: учебное
20

пособие по трудовому обучению для учащихся начальной школы. – СПб.:
Издательство «СМИО Пресс», 2007. – 40 с.: ил.
Дополнительная литература
1) Зариф М. Ковры: [справочник]/Мехди Зариф; пер. с ит. И. Замойской –
М.: АСТ: Астрель, 2006. – 319 с.; ил.
2) Хлопцева Е.В. Гобелен: это модно: сумки, пояса, панно. – Ростов на
Дону: Феникс, 2007. – 155с.
3) Хромова С.А. Гобелены. – М.: Профиздат, 2008. – 112с.
4.3. Список литературы для детей и родителей.
1)
Бохан М.В. Необычный гобелен: сумки, пояса, игрушки. – М.: АСТПРЕСС КНИГА, 2011. – 144с.: ил.
2) Уталишвили Н.А. Эксклюзивный гобелен: Техника. Приемы. Изделия:
Энциклопедия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009. – 80 с.: ил.
3) Фрейтаг И.П., Аникина Л.Л. Что умеют мастера. Детям о
традиционной культуре Русского Севера. – Выпуск 5. – Ткачество: учебное
пособие по трудовому обучению для учащихся начальной школы. – СПб.:
Издательство «СМИО Пресс», 2007. – 40 с.: ил.

21

Приложение
Приложение 1. Календарный учебный график первого года обучения
№
Дата
разд Месяц
Неделя
ела
1.
Сентябрь 3
2.

Сентябрь

3

3.

Сентябрь
Октябрь

4.

Ноябрь

4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
3
4
5
1
2
3
4
1
2
3
4

Декабрь

5.

Декабрь
Январь

6.

Январь
Февраль

Март

Тема занятия

Кол-во
часов

Форма
занятия

Народные промыслы

2

Кабинет

Наблюдение

Гладкое ткачество: материалы
оборудование и инструменты
Техника и приёмы ткачества на картоне

2

Групповая, лекция,
экскурсия
Групповая, лекция

Кабинет

Входящий контроль

Практическая
работа

Кабинет

Наблюдение.
Выставка.

Практическая
работа

Кабинет

Наблюдение за ткачеством,
обсуждение и оценка
результатов

Лекция,
самостоятельная
работа, выставка
Лекция,
контрольная работа

Кабинет

Наблюдение. Устный опрос

Кабинет

Наблюдение
Выставка

Технология ткачества гладкого полотна

Построение орнамента и разработка
эскиза
Технология индивидуального
творчества

4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4

Место
проведения

Форма контроля

Апрель

7.

Май

2
3
4
5
1
2
3

4
4
4
4
4
4
4
128

Техника и приёмы изготовления
элементов отделки тканых изделий
ИТОГО

Самостоятельная
работа, выставка

Кабинет

Наблюдение. Выставка
готовых изделий

Приложение 2. Календарный учебный график второго года обучения
№
Дата
разд Месяц
Неделя
ела
1.
Сентябрь 3
2.
Сентябрь 4
1
Октябрь
2
3
3.
Октябрь
4
Ноябрь
1
2
3
4.
Ноябрь
4
Декабрь
1
2
5.
Декабрь
3
4
Январь
3
4
6.
Январь
5
Февраль
1

Тема занятия

Кол-во
часов

Народные промыслы
Техники плетения

6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6

Техника и приёмы саржевого полотна

Основы композиции и разработка
эскиза
Выполнение авторского изделия

Основы проектирования
художественных изделий в технике
23

Форма
занятия

Место
проведения

Форма контроля

Лекция, экскурсия
Лекция,
практическая
работа

Кабинет
Кабинет

Наблюдение. Мониторинг.
Наблюдение.

Практическая
работа, выставка

Кабинет

Наблюдение.
Выставка готовых изделий

Лекция,
практическая
работа
Лекция,
самостоятельная
работа, выставка

Кабинет

Наблюдение.

Кабинет

Устный опрос.
Наблюдение.
Выставка

Лекция,
контрольная работа

Кабинет

Наблюдение.
Выставка.

Март
7.

Март
Апрель
Апрель
Май

2
3
4
1
2
3
4
2
3
4
5
1
2
3

гладкого ткачества

6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
192

Дизайн текстильного изделия

Панно и гобелены в нетрадиционной
технике

ИТОГО

24

Лекция,
практическая
работа, выставка

Кабинет

Наблюдение

Самостоятельная
работа, выставка

Кабинет

Наблюдение.
Выставка готовых изделий.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».