Управление образованием Новолялинского городского округа Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования Новолялинского городского округа «Дом детского творчества «Радуга» Принята на заседании педагогического совета «30» августа 2024г. Протокол № 1 Утверждена приказом директор МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга» от 30.08.2024 № 69 од Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Рисунок и композиция» Возраст обучающихся: 12-17 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель программы: Безель Мария Викторовна, педагог дополнительного образования г. Новая Ляля, 2024 г. Оглавление Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы ...................................... 3 1.1. Пояснительная записка ............................................................................... 3 1.2. Цель и задачи программы.................................................................................... 5 1.3. Планируемые результаты .................................................................................... 6 Раздел 2. Содержание программы ............................................................................. 8 2.1. Учебно-тематический план ................................................................................. 8 2.2. Содержание учебно-тематического плана первого года обучения................. 9 Раздел 3. Комплекс организационно-педагогических условий ............................ 14 3.1. Календарный учебный график .......................................................................... 14 3.2. Условия реализации программы....................................................................... 14 3.2.1. Материально-техническое обеспечение программы ................................... 14 3.2.2. Кадровое обеспечение программы ................................................................ 14 3.2.3. Методические материалы ............................................................................... 14 3.3. Формы аттестации и оценочные материалы ................................................... 15 3.3.1. Характеристика оценочных материалов ....................................................... 17 Раздел 4. Список литературы ................................................................................... 20 4.1. Нормативные документы .................................................................................. 20 4.2. Список методической литературы ................................................................... 20 4.3. Список учебной литературы ............................................................................. 21 Приложение ............................................................................................................... 22 Приложение 1. Календарный учебный график первого года обучения .............. 22 Приложение 2. Методические рекомендации ........................................................ 25 2 Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Рисунок – основа изобразительного искусства, всех его видов. В системе художественного образования рисунок является основополагающим учебным предметом. В образовательном процессе обучение по программе «Рисунок и композиция» способствует целостному восприятию предметного мира обучающимися. Программа по рисунку включает целый ряд теоретических и практических заданий. Эти задания помогают познать и осмыслить окружающий мир, понять закономерность строения форм природы и овладеть навыками графического изображения. Направленность программы – художественная. Актуальность программы в том, что искусство и детская художественная деятельность рассматриваются в ней не как самоцель, а как мощное средство формирования отношения ребенка к миру и к себе, как средство духовного воспитания. Задания в программе выстроены по принципу возрастания сложности. В нее включены задания, которые выполняются в разных графических техниках и направленны на развитие аналитического мышления и зрительной памяти. Отличительные особенности программы состоит в том, что она разработана с учетом образовательных технологий, которые отражаются в следующем: - принципы обучения (индивидуальность, доступность, результативность) - формы и методы обучения (занятия, конкурсы, выставки, экскурсии, пленэр, МК) - методы контроля и управления образовательным процессом (анализ результатов конкурсов, творческих работ и т.п.) Данная программа «Рисунок и композиция» призвана помочь обучающимся, в освоении фундаментальных основ изобразительного искусства, необходимых для дальнейшей творческой деятельности. Занятия представляют собой учебные задания по натурному и композиционному рисованию для учащихся, а также способствуют осознанному выбору будущей профессии. Адресат программы. Программа «Рисунок» адресована обучающимся 12 – 17 лет. Программа будет интересна и полезна тем, кто имеет базовые знания в области изобразительной деятельности. Школьный возраст является самым продуктивным периодом становления ребенка как личности. Духовная жизнь детей 12-17 лет неразрывно связана с «миром вещей». Эстетически организованная среда оказывает огромное влияние на мировоззрение. Изобразительная деятельность одно из первых и наиболее доступных средств самовыражение ребёнка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Академический рисунок является мощным средством познания и отображения действительности. В рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально – волевой сферы. Посредством искусства в значительной мере формируются эстетические чувства. Воспитательная сила искусства заключается в том, что оно заставляет ребёнка 3 глубоко переживать самые разнообразные чувства. Практическое мышление развивается через представления и образное мышление в таких видах деятельности, как рисование. Развитие художественного восприятия, творчества и практическая деятельность в учебном процессе их содержательное взаимодействие являются одними из главных задач образования детей. Формы обучения – очная. Особенности организации образовательного процесса – традиционная модель, которая представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение всего года обучения. Особенности организации образовательного процесса. Для реализации программы «Рисунок и композиция» создано творческое объединение «ДПИ и народные промыслы». Форма проведения занятий – групповые в разновозрастных группах. Количество детей в учебной группе – не более 15 человек. Такое количество обучающихся обусловлено необходимостью индивидуального подхода к каждому ребенку. Режим занятий: учебная нагрузка для обучающихся составляет – 4 академических часа 1 раз в неделю. Академический час – 40 минут, перерыв между занятиями – 10 минут. Общий объём программы составляет 128 часов. Год обучения 1 год обучения Продолжительность Количество Общее занятия занятий в неделю количество занятий за год 40 минут 4 128 Итого 128 Особенности организации образовательного процесса. Программа «Рисунок и композиция» составлена с учетом сложившихся традиций академической школы обучения рисунку, а также принципов наглядности, последовательности, доступности. Содержание программы учебного предмета «Рисунок и композиция» построено с учетом возрастных особенностей детей и с учетом особенностей их объемно-пространственного мышления. Разделы содержания предмета определяют основные направления, этапы и формы в обучении рисунку, которые в своем единстве решают задачу формирования у обучающихся умений видеть, понимать и изображать трехмерную форму на двухмерной плоскости. Темы заданий располагаются в порядке постепенного усложнения – от простейших упражнений до изображения сложной и разнообразной по форме натуры. Главной формой обучения является длительный тональный рисунок, основанный на продолжительном наблюдении и внимательном изучении натуры. Параллельно с длительными постановками выполняются краткосрочные 4 зарисовки и наброски, которые развивают наблюдательность и зрительную память обучающихся, дают возможность быстрее овладеть искусством рисунка. На примере рисования простых форм предметов дается представление о наглядной перспективе, понятия о светотеневых отношениях, некоторые сведения о пластической анатомии человека. А также осуществляется переход к изображению более сложных комбинированных форм, изучаются законы линейной и воздушной перспективы, приемы решения творческого рисунка, передача пространства. Постепенно обучающие приобретают навыки последовательной работы над рисунком по принципу: от общего к частному и от частного к обогащенному общему. Значительно расширяются и усложняются композиционные, пространственные и тональные задачи в рисовании натюрмортов. Содержание учебного предмета распределено по следующим разделам и темам: технические приемы в освоении учебного рисунка; способы и средства построения изображения; объёмно-пространственное восприятие и законы перспективы; линейный рисунок; линейно-конструктивный рисунок; тональный длительный рисунок; законы композиции; конструктивно-пластическая организация формы; творческий рисунок и создание художественного образа графическими средствами. Методы обучения. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: • словесный (объяснение, беседа, рассказ); • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); • практический; • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). 1.2. Цель и задачи программы Цель: художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков по учебному предмету, а также подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства. Задачи: Обучающие – освоить терминологию предметов «Рисунок и композиция»; – приобрести умение грамотно изображать графическими средствами с натуры и по памяти предметы окружающего мира; – приобрести навыки работы с подготовительными материалами: набросками, зарисовками, эскизами; – формировать умение создавать художественный образ в рисунке на основе решения технических и творческих задач; 5 – формировать навыки передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены. Развивающие – совершенствовать общие способности обучающихся и приобретение детьми общеучебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы; – развивать чувственно-эмоциональные проявления: внимание, память, фантазию, воображение; – развивать художественный вкус, способности видеть и понимать прекрасное; – способствовать улучшению моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера; – способствовать развитию коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации). Воспитательные – развитие личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе; – формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством; – формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов; – воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия; воспитание аккуратности. 1.3. Планируемые результаты Метапредметные: – развитие художественно-творческих способностей; – развитие индивидуально выраженных способностей; – развитие памяти, внимания, воображения, образного, абстрактного, логического и аналитического мышления; – наличие адекватной самооценки учебных достижений; – адекватное восприятие предложений и оценки педагога; – умение организовать собственную творческую деятельность на основе сформированных регулятивных учебных действий; – умение работать с простейшими информационными объектами: рисунком, схемой; – умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; – способность осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; 6 Личностные: – наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к духовным ценностям; – чувство уверенности в себе, вера в свои возможности; Предметные результаты: – умение пользоваться понятиями: «линейно-конструктивный рисунок», «тональный рисунок», «композиция», «перспектива», «объём», «набросок», «эскизный проект», «художественный образ»; – овладение основами академического рисунка; – развитие художественных знаний, умений и навыков; – умение работать с нужными инструментами и художественными материалами; – применение творческих способностей в процессе художественнопоисковой и практической деятельности. 7 Раздел 2. Содержание программы 2.1. Учебно-тематический план Задачи: - научить основам академического рисунка; - научить практически применять полученные знания в области предмета – академический рисунок; - способствовать знанию и активному использованию профессиональной лексики; - изучить основы цветоведения и композиции; - учить применять на практике основы перспективы; - способствовать освоению творческого рисунка. Количество часов Технические приемы в освоении учебного рисунка Вводная беседа о рисунке. Организация работы Графические изобразительные средства 4 3 практ ика 1 2 2 - наблюдение 2 1 1 наблюдение, мониторинг 2. 2.1. Законы перспективы Рисунок простых плоских фигур. Симметрия. Асимметрия. Перспектива 4 2 2 1 2 1 2.2. Рисунок геометрических фигур. Пропорция. Силуэт 2 1 1 Рисование геометрических и плоских фигур по представлению Линейно-перспективный рисунок геометрических тел по представлению Плоскостная композиция из геометрических фигур Объёмная композиция из различных геометрических форм Рисование различных геометрических объёмов Рисунок с натуры группы геометрических тел Линейно-конструктивный рисунок с натуры группы предметов быта Пространственная композиция из геометрических объёмов Формально-образная композиция из геометрических объёмов Рисование сложных геометрических форм Линейно-конструктивный рисунок с 12 3 9 4 1 3 наблюдение 4 1 3 наблюдение 4 1 3 наблюдение 16 4 12 4 1 3 наблюдение 4 1 3 наблюдение 4 1 3 наблюдение 4 1 3 наблюдение 24 3 21 8 1 7 № 1. 1.1. 1.2. 3. 3.1. 3.2. 3.3. 4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 5. 5.1. Наименование раздела, темы 8 всего теория Формы аттестации наблюдение, практическая работа наблюдение, практическая работа наблюдение 5.2. 5.3. 6. 6.1. 6.2. 6.3. 7. 7.1. 7.2. 8. 8.1. натуры архитектурных деталей и технических форм Светотеневой рисунок натюрморта из предметов быта Композиция и объёмнопространственные структуры Тональный длительный рисунок Тональный рисунок геометрических тел Рисунок предметов быта на светлом и темном фонах Тональный рисунок с натуры архитектурных деталей и технических форм Рисование сложных пластических и пространственных структур Изображение частей лица Линейный и светотеневой рисунок головы в фас, в профиль, в три четверти Творческий рисунок Основы композиции и цвет всего 8 1 7 наблюдение 8 1 7 наблюдение 24 8 8 3 1 1 21 7 7 наблюдение наблюдение 8 1 7 наблюдение 24 4 20 12 12 2 2 10 10 наблюдение наблюдение 20 20 128 4 4 26 16 16 102 наблюдение 2.2. Содержание учебно-тематического плана первого года обучения Раздел 1. Технические приемы в освоении учебного рисунка 1.1. Вводная беседа о рисунке. Организация работы. Вводный теоретический урок. Беседа о предмете рисунок. Организация рабочего места. Правильная посадка за мольбертом. Знакомство с материалами, принадлежностями, инструментами, приемы работы карандашом, постановка руки. Знакомство с понятиями «линия», «штрих», «пятно». Формат А3. Материал – графитный карандаш. Практическая работа: рисование геометрических орнаментов. 1.2. Графические изобразительные средства. Рисунок орнамента с использованием геометрических элементов (квадрат, окружность и т д.). Закрепление навыков деление отрезков на равные части и проведения прямых и дугообразных линий. Композиция листа. Формат А3. Материал – графитный карандаш. Практическая работа: упражнения по выполнению штриховки и тональной растяжки, карандаш Т, ТМ, М. Раздел 2. Законы перспективы. 2.1. Рисунок простых плоских фигур. Симметрия. Асимметрия. Перспектива. Рисование упражнений в связи с темой задания. Линейный рисунок прямоугольного и квадратного листа бумаги в вертикальном и горизонтальном положении с одной и двумя точками схода. Линейный рисунок круга в горизонтальном положении. Закрепление понятия об уровне глаз рисующего (линия горизонта, точка схода). Формат А3. Материал – графитный карандаш. Практическая работа: линейно-конструктивные зарисовки. 9 2.2. Рисунок геометрических фигур. Пропорции. Силуэт. Рисование упражнений в связи с темой задания. Знакомство с понятием перспективного сокращения с одной и двумя точками схода, с приемом построения прямоугольных форм и окружности в перспективе. Изучение понятий «пропорция» и «силуэт». Формат А3. Материал – графитный карандаш. Практическая работа: линейные зарисовки простых предметов в перспективе. Раздел 3. Рисование геометрических и плоских фигур по представлению. 3.1. Линейно-перспективный рисунок геометрических тел по представлению. Рисунок простых плоских предметов. Геометрические тела в перспективе и их конструкция. Понятие «композиция», «симметрия» «асимметрия» в учебном рисунке. Совершенствование техники работы штрихом. Формат А3. Материал – графитный карандаш. Практическая работа: строгое линейное построение основных геометрических тел, выявление конструкции геометрических тел средствами линии. 3.2. Плоскостная композиция из геометрических фигур. Начальные понятия о формальной композиции. Практическая отработка категорий контраста и нюанса, масштаба, пропорций, симметрии и ассиметрии, уравновешенности и выявление центра композиции. Формат А3. Материал – графитный карандаш. Практическая работа: ряд практических упражнений по составлению плоской формальной композиции. 3.3. Объемная композиция из различных геометрических фигур. Изучение понятий и приёмов построения объёмной и глубиннопространственной композиции. Освоение выразительных средств композиции. Формат А3. Материал – графитный карандаш. Практическая работа: упражнения на выявление центра композиции, передачу конструктивного строения формы, отработка графических приёмов анализа конструктивных связей элементов композиции с применением закона контраста света и тени (для выявления объёма в пространстве). Раздел 4. Рисование различных геометрических объёмов. 4.1. Рисунок с натуры группы геометрических тел. Геометрическая форма в световоздушной среде. Знакомство с принципами натурного воспроизведения различных геометрических объёмов. Изучение методики и технических приёмов исполнения объёмного светотеневого рисунка. Формат А3. Материал – графитный карандаш. Практическая работа: выразительное композиционное размещение рисунка: - строгое конструктивное построение формы в перспективе; - передача объёма средствами светотени. 10 4.2. Линейно-конструктивный рисунок с натуры группы предметов быта. Конструкция составных геометрических объёмов. Освоение метода линейно-конструктивного построения формы в перспективе. Формат А3. Материал – графитный карандаш. Практическая работа: выразительное композиционное размещение рисунка натюрморта из предметов быта: - строгое линейное построение предметов, передача их пропорций и пространственной взаимосвязи; - выявление конструктивного строения формы средствами линии. 4.3. Пространственная композиция из геометрических объемов. Знакомство с понятием объёмно-пространственной структуры. Её свойства, конструктивные и пространственные связи. Формат А3. Материал – графитный карандаш. Практическая работа: конструктивное построение элементов композиции по законам линейной перспективы; светотеневое решение рисунка с применением закона контраста. 4.4. Формально-образная композиция из геометрических объемов. Совершенствование конструктивно-пространственного и образно-пластического мышления. Задача: средствами графики показать логику и закономерности конструкции, структуры, формообразования объёма в пространстве. Формат А3. Материал – графитный карандаш. Практическая работа: создание композиций на тему формообразования: трансформируемая структура (дизайн), архитектурное пространство (архитектура). Раздел 5. Рисование сложных геометрических форм. 5.1. Линейно-конструктивный рисунок с натуры архитектурных деталей и технических форм. Конструкция сложных геометрических форм. Развитие навыков линейного рисования и анализа конструктивных связей элементов сложного геометрического объёма. Формат А3. Материал – графитный карандаш. Практическая работа: композиционно грамотное размещение рисунка; передача пропорций; строгое перспективное построение и линейноконструктивный анализ формы. 5.2. Светотеневой рисунок натюрморта из предметов быта. Светотень, фактура, цветность. Освоение практических навыков исполнения рисунка по технологической карте. Выразительная композиция рисунка натюрморта из предметов быта (строгое перспективное построение формы; передача пропорций и пространственно-масштабной взаимосвязи предметов; передача объёма, света, фактуры и цветности предметов средствами тона и светотени). Формат А3. Материал – графитный карандаш. Практическая работа: исполнение законченного светотеневого рисунка предметов быта с различной окраской и фактурой. 11 5.3. Композиция и объемно-пространственные структуры. Изображение объёмно-пространственной структуры. Конструктивный анализ формы, сочетающийся со светотеневой моделировкой объёмов. Линейная перспектива. Композиционный центр. Пластика формы. Формат А3. Материал – графитный карандаш. Практическая работа: графический рисунок композиции из объёмных букв: одной буквы, повторяемой в различных масштабах и положениях (вертикальное, горизонтальное, наклонное); из разных букв. Раздел 6. Тональный длительный рисунок. 6.1. Тональный рисунок геометрических тел. Светотень, фактура, цветность. Освоение навыков исполнения законченного светотеневого рисунка предметов с различной окраской и фактурой. Выразительное композиционное решение: - строгое перспективное построение формы; - передача пропорций и пространственно-масштабной взаимосвязи предметов; - передача объёма, света, фактуры и цветности предметов средствами тона и светотени. Формат А3. Материал – мягкий графитный карандаш. Практическая работа: Композиционное размещение, прорисовка конструкции, уточнение пропорций и перспективного построения. Тональная проработка формы предметов. Обобщение тональных отношений. Освещение верхнее боковое. 6.2. Рисунок предметов быта на светлом и темном фонах. Выявление объема предмета и его пространственного расположения на предметной плоскости. Передача материальности. Композиция, размещение рисунка на листе бумаги. Построение формы предметов, линейно конструктивный рисунок. Выявление формы тоном, проработка деталей. Обобщение, завершение работы. Формат А4, А3. Материал – мягкий графитный карандаш. Ряд практических упражнений: тональные зарисовки фруктов и овощей, предметов быта, простых по форме на светлом по тону и тёмном фонах. 6.3. Тональный рисунок с натуры архитектурных деталей и технических форм. Конструкция и пластика усложнённых форм. Освоение принципов рисования объёмных форм, осложнённых деталями. Развитие навыков линейно-конструктивного построения и светотеневого решения рисунка. Изображение объектов, сочетающих в себе элементы геометрии и пластики. Формат А3. Материал – мягкий графитный карандаш. Практическая работа: рисунок с натуры архитектурной или технической формы (розетка, ионик, балясина, стилизованный растительный элемент, слесарные тисы, мясорубка). Перспективное построение и конструктивный анализ формы строения моделей. Передача объёма средствами светотени. Передача пропорций. Разработка деталей и подчинение их целому. 12 Раздел 7. Рисование сложных пластических и пространственных структур. 7.1. Изображение частей лица. Конструктивное и пластическое строение деталей головы. Освоение навыков перспективно-объёмного изображения сложной формы. Знакомство с принципами рисования отдельных частей человеческого лица. Познание их конструкции и пластики. Формат А3. Материал – графитный карандаш. Практическая работа: линейно-конструктивный и светотеневой рисунок формы деталей головы. 7.2. Линейный и светотеневой рисунок головы в фас, в профиль, в три четверти. Конструктивно и пластически сложная форма в перспективном ракурсе. Знакомство со структурой и пропорциями головы. Освоение методики её рисования. Композиционно выразительное размещение рисунка: - строгое построение и передача пропорций; - объёмно-конструктивный анализ формы средствами линии и светотени; Формат А2. Материал – графитный карандаш. Практическая работа: линейно-конструктивный и светотеневой рисунок головы в фас, в профиль, в три четверти. Проработка деталей портрета; обобщение рисунка. Раздел 8. Творческий рисунок. 8.1. Основы композиции и цвет. Создание художественного образа графическими средствами. Композиция листа. Поэтапное светотеневое изображение предметов. Выразительная передача образа, формы. Знакомство с перспективными явлениями при рисовании с натуры. Знакомство с искусством цвета. Формат А3, А4. Материал – графитный карандаш, краски, кисти Практическая работа: ряд контрольных упражнений на закрепление знаний по основам композиции и на изучение науки о цвете. Требования к уровню подготовки обучающихся Результатом освоения предмета «Рисунок и композиция» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков: • знание понятий «пропорция», «симметрия» • знание законов перспективы; • умение использования приемов линейной и воздушной перспективы; • умение моделировать форму сложных предметов тоном; • умение последовательно вести длительную постановку; • умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях; • умение принимать выразительное решение постановок с передачей их эмоционального состояния; • навыки владения линией, штрихом, пятном; • навыки выполнения линейного и линейно-конструктивного рисунка; • навыки передачи фактуры и материала предмета; • навыки передачи пространства средствами штриха и светотени. 13 Раздел 3. Комплекс организационно-педагогических условий 3.1. Календарный учебный график Год обучени я 1 год Дата начала обучения 16 сентября 2024 года Дата окончания обучения 24 мая 2025 года Количество учебных недель 32 Количество Количество учебных учебных дней часов 32 128 Режим занятий 1 раз в неделю по 4 часа Каникулы: Осенние: 27.10.2024 – 03.11.2024 Зимние: 29.12.2024 – 10.01.2025 Весенние: 29.03.2025 – 06.04.2025 3.2. Условия реализации программы 3.2.1. Материально-техническое обеспечение программы № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. Оборудование, инструменты и материалы Кабинет Магнитно-меловая доска Ноутбук Колонки Мультимедиа Картон Карандаши простые Ластики Линейки Ножницы Клей Маркеры Тушь Перья Краски укрывочные Кисти Малярный скотч Демонстрационные гипсовые учебные модели Кол-во 1 1 1 1 1 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 1 25 3.2.2. Кадровое обеспечение программы Программу ведет педагог дополнительного образования Безель Мария Викторовна, образование высшее. 3.2.3. Методические материалы № 1. Название раздела, темы Технические приемы Материальнотехническое оснащение, дидактикометодический материал Ноутбук, Формы, методы, приёмы обучения, педагогические технологии Рассказ, 14 Формы учебного занятия Лекция в освоении учебного рисунка мультимедиа, учебно-методические пособия Учебнометодические пособия Учебнометодические пособия, демонстрационные образцы Учебнометодические пособия, демонстрационные образцы Учебнометодические пособия, демонстрационные образцы 2. Законы перспективы 3. Рисование геометрических и плоских фигур по представлению 4. Рисование различных геометрических объёмов 5. Рисование сложных геометрических форм 6. Тональный длительный рисунок Демонстрационные образцы 7. Рисование сложных пластических и пространственных структур 8. Творческий рисунок Учебнометодические пособия, демонстрационные образцы Ноутбук, мультимедиа, демонстрационные образцы демонстрация Беседа, демонстрация Объяснение, метод погружения, упражнение Лекция, практическая работа Практическая работа Объяснение, метод погружения, упражнение Практическая работа Объяснение, демонстрация, метод ключевых вопросов, метод погружения, метод свободных ассоциаций, практическая работа Рассказ, демонстрация, метод погружения Объяснение, демонстрация, упражнение Лекция, самостоятельная работа, выставка Учебная дискуссия, демонстрация, упражнение Самостоятельная работа, выставка Лекция, практическая работа Лекция, контрольная работа, выставка 3.3. Формы аттестации и оценочные материалы Оперативное управление процессом невозможно без осуществления контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Именно через контроль осуществляется проверочная, воспитательная и корректирующая функции. Для проверки эффективности и качества реализации программы применяются различные способы отслеживания результатов. Виды контроля включают: 15 • предварительный контроль проводится в начале учебного года (сентябрь). Ведется для выявления у обучаемых имеющихся знаний, умений и навыков; • промежуточный контроль (январь–февраль) проводится в середине учебного года; • итоговый контроль (май) проводится в конце каждого учебного года, позволяет оценить результативность работы педагога за учебный год. В процессе обучения и воспитания применяются универсальные способы отслеживания результатов: Оценочные и методические материалы: - педагогическое наблюдение, наблюдение за организаторскими и коммуникативными навыками; - опросы; - тестирование; - составление презентации и защита; - коллективное обсуждение; - анализ; - творческие задания - работа над ошибками; - участие в выставках различного уровня. Контрольно-диагностический блок. Диагностика образовательного процесса позволяет систематизировать и наглядно оформить индивидуальные данные об обучающихся, организовать деятельность с использованием диагностических методов, максимально раскрывающих потенциал каждого ребенка. Анализ результатов диагностики позволяет подобрать эффективные способы организации детского коллектива, определить перспективу индивидуального развития личности. Для большинства обучающихся основным результатом является произведение собственных рук, а также набор компетенций, приобретаемых в ходе освоения данной программы. Использование принципа постепенного продвижения личности, дает возможность для самореализации воспитанника в условиях свободного выбора различных видов изобразительной деятельности. При этом успехи и достижения сравниваются не со стандартом, а с исходными возможностями. Для определения возможностей и умений ребенка при записи в объединение первичное тестирование, используется методика выявления исходного уровня владения умениями и навыками. Дальнейшее отслеживание результатов обучения проводится по контрольным заданиям, защите творческого проекта в течение года и итоговому тестированию в конце учебного года. 16 Метапредметные результаты Личностные результаты 3.3.1. Характеристика оценочных материалов Планируемые результаты Критерии оценивания Виды контроля / промежуточной аттестации Наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к духовным ценностям Активное участие в решении практических задач технологической и социальной направленности; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора Самоанализ, умение любить и ценить себя и свою творческую деятельность Умение анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий Умение привнести оригинальность в свою работу Входящий, промежуточный, итоговый Умение концентрироваться на задании, Умение привнести оригинальность в свою работу, Соблюдение технологической карты Чувство уверенности в себе, верить в свои возможности Развитие художественнотворческих способностей Развитие индивидуально выраженных способностей Развитие памяти, внимания, воображения, образного, абстрактного, логического и аналитического мышления 17 Диагностический инструментарий (формы, методы, диагностики) Наблюдение, игровая программа, работа в парах, опрос, тестирование Входящий, промежуточный, итоговый Наблюдение, беседа, выставки, конкурсы Промежуточный Наблюдение, беседа Промежуточный, Итоговый Наблюдение, беседа, выставка Входящий, промежуточный, итоговый Наблюдение, опрос, беседа, выставки, конкурсы Предметные результаты Наличие адекватной самооценки учебных достижений Адекватное восприятие предложений и оценки педагога Умение организовать собственную творческую деятельность на основе сформированных регулятивных учебных действий Умение работать с простейшими информационными объектами: рисунком, схемой; Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности Осуществление взаимного контроля в совместной деятельности Умение пользоваться понятиями: «линейноконструктивный рисунок», «тональный рисунок», «композиция», «перспектива», «объём», «набросок», «эскизный проект», «художественный образ» Критическое мышление, самоанализ Итоговый Выставка, конкурс Критическое мышление, умение адекватно воспринимать оценку педагога Соблюдение технологической карты Итоговый Выставка, конкурс Входящий, промежуточный, итоговый Наблюдение, опрос, беседа, выставки, конкурсы Умение сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников Входящий, промежуточный Наблюдение, критический анализ Умение оказывать помощь товарищу, соблюдение дисциплины Входящий, промежуточный, итоговый Наблюдение, игровая программа, работа в парах, микрогруппах Критическое мышление, самоанализ, соблюдение дисциплины, взаимопомощь Промежуточный, Итоговый Наблюдение, выставка, конкурс Знаниевый компонент, использование профессиональной лексики, применение теоретических академических знаний в процессе рисунка Промежуточный, итоговый Наблюдение, беседа, критический анализ, опрос, тестирование 18 Овладение основами академического рисунка Развитие художественных знаний, умений и навыков; Умение работать с нужными инструментами и художественными материалами Применение творческих способностей в процессе художественнопоисковой и практической деятельности Умение организовать свою деятельность, наличие готовой работы Входящий, промежуточный, итоговый Наблюдение, беседа, выставка, конкурс Умение оперировать техниками и приёмами «академического рисунка» Использование полученных знаний на практике Промежуточный Наблюдение, беседа, критический анализ Наблюдение, беседа Промежуточный Использование законов Промежуточный композиции, перспективы и цветоведения, умение пользоваться графическими средствами изображения 19 Наблюдение, беседа, тест, опрос Раздел 4. Список литературы 4.1. Нормативные документы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Рисунок и композиция» художественной направленности разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: 1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-Ф3. 2. «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 № 678р. 3. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р. 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее-СанПиН). 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 7. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 8. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). 10. Устав МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга». 11. Образовательная программа МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга». 4.2. Список методической литературы 1. Анциферов, Л.Г. Анциферова, Т.Н. Кисляковская. Рисунок. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М., 2003 2. Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1963 3. Ватагин В. Изображение животных. М., 1957 4. Дейнека А. Учитесь рисовать. М., 1961 20 5. Костерин Н. Учебное рисование: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2002 «Дошкол. воспитание», № 2010 «Воспитание в дошкол. учреждениях» – 2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1984 6. Ли Н. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. М.: Эксмо, 2010 7. Лушников Б. Рисунок. Изобразительно-выразительные средства: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобраз. искусство»/ Б. Лушников, В. Перцов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006 8. Медведев Л. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: Учеб. пособие для студентов худож. – граф. фак. пед. интов. - М.: Просвещение, 1986 9. Основы академического рисунка. 100 самых важных правил и секретов/ авт.-сост. В. Надеждина. - Минск: Харвест, 2010 10. Рисунок. Учеб. пособие для студентов худож. – граф. фак. пед. ин-тов. Под ред. А. Серова. М: Просвещение, 1975 11. Ростовцев Н. Учебный рисунок: Учеб. для учащихся педучилищ по спец. 2003 «Преподавание черчения и изобразит. искусства». 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1985 12. Соловьёва Б. Искусство рисунка. Л.: Искусство, 1989 13. Учебный рисунок: Учеб. пособие / Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Акад. художеств СССР. Под ред. В. Королёва. - М.: Изобраз. искусство, 1981 13. Фаворский В.А. Художественное творчество детей в культуре России первой половины 20 века. М.: Педагогика, 2002 14. Хейл Р. Рисунок. Уроки старых мастеров: подробное изучение пластической анатомии человека на примере рисунков великих художников: пер. с англ. О. Герасиной/ Р. Хейл.-М.: Астрель, 2006 4.3. Список учебной литературы 1. Барышников А.П. Перспектива. - М., 1955 2. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004 3. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008 4. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005 5. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2006 21 Приложение Приложение 1. Календарный учебный график первого года обучения № раз дел а 1. Дата Месяц Недел я Тема занятия Кол-во часов Технические приемы в освоении учебного рисунка Вводная беседа о рисунке. Организация работы Графические изобразительные средства 4 1.1. Сентябрь 3 1.2. Сентябрь 3 2. 2.1. Сентябрь 4 Законы перспективы Рисунок простых плоских фигур. Симметрия. Асимметрия. Перспектива 4 2 2.2. Сентябрь 4 Рисунок геометрических фигур. Пропорция. Силуэт 2 Рисование геометрических и плоских фигур по представлению Линейно-перспективный рисунок геометрических тел по представлению Плоскостная композиция из геометрических фигур 12 Объёмная композиция из различных геометрических форм 4 Рисование различных геометрических объёмов 16 3. 3.1. Октябрь 1 3.2. Октябрь 2 3.3. Октябрь 3 4. 2 Лекция 2 Лекция, практическая работа 4 4 22 Форма занятия Место проведения Форма контроля Кабинет Наблюдение, входящий мониторинг Наблюдение, беседа Лекция, практическая работа Лекция, практическая работа Кабинет Наблюдение, беседа Кабинет Наблюдение, беседа Самостоятельная работа, выставка Лекция, контрольная работа, выставка Лекция, контрольная работа, выставка Кабинет Наблюдение, беседа Кабинет Наблюдение, беседа, выставка Кабинет Наблюдение, беседа, выставка 4.1. Октябрь 4 Рисунок с натуры группы геометрических тел 4 4.2. Ноябрь 1 Линейно-конструктивный рисунок с натуры группы предметов быта 4 4.3. Ноябрь 2 Пространственная композиция из геометрических объёмов 4 4.4. Ноябрь 3 Формально-образная композиция из геометрических объёмов 4 Рисование сложных геометрических форм Линейно-конструктивный рисунок с натуры архитектурных деталей и технических форм Светотеневой рисунок натюрморта из предметов быта Композиция и объёмнопространственные структуры 24 5. 5.1. Ноябрь Декабрь 4 1 5.2. Декабрь 5.3. Декабрь Январь 2 3 4 3 6. 6.1. Январь 4 5 6.2. Февраль 6.3. Февраль 1 2 3 4 7. Лекция, самостоятельная работа Лекция, самостоятельная работа Лекция, самостоятельная работа Лекция, контрольная работа, выставка Кабинет Наблюдение, беседа Кабинет Наблюдение, беседа Кабинет Наблюдение, опрос, критический анализ Кабинет Наблюдение, беседа, выставка 4 4 Самостоятельная работа Кабинет Наблюдение 4 4 4 4 Самостоятельная работа Лекция, практическая работа Кабинет Наблюдение Кабинет Наблюдение, беседа Тональный длительный рисунок Тональный рисунок геометрических тел 24 4 4 Самостоятельная работа, выставка Кабинет Рисунок предметов быта на светлом и темном фонах Тональный рисунок с натуры архитектурных деталей и технических форм Рисование сложных пластических и пространственных структур 4 4 4 4 Самостоятельная работа, выставка Самостоятельная работа, выставка Кабинет Наблюдение, беседа, критический анализ, выставка Наблюдение Кабинет Наблюдение 24 23 7.1. Март 7.2. Март Апрель 8. 8.1. Апрель Май 1 2 3 4 2 3 4 5 1 2 3 Изображение частей лица 4 4 4 4 4 4 20 4 4 4 4 4 128 Линейный и светотеневой рисунок головы в фас, в профиль, в три четверти Творческий рисунок Основы композиции и цвет ИТОГО 24 Лекция, самостоятельная работа Контрольная работа Кабинет Наблюдение, беседа Кабинет Наблюдение, беседа, критический анализ Контрольная работа, выставка Кабинет Наблюдение, опрос, тестирование, выставка Приложение 2. Методические рекомендации Освоение программы предмета «Рисунок и композиция» проходит в форме практических занятий на основе анализа натуры в сочетании с изучением теоретических основ изобразительной грамоты. Рисование с натуры дополняется зарисовками по памяти и представлению. Выполнение каждого задания желательно сопровождать демонстрацией лучших образцов аналогичного задания из методического фонда, просмотром произведений мастеров рисунка в репродукциях или слайдах. Приоритетная роль отводится показу педагогом приемов и порядка ведения работы. На начальном этапе обучения должно преобладать подробное изложение содержания каждой задачи и практических приемов ее решения, что обеспечит грамотное выполнение практической работы. В старших классах отводится время на осмысление задания, в этом случае роль педагога- направляющая и корректирующая. Одним из действенных и результативных методов в освоении рисунка, несомненно, является проведение педагогом мастер-классов, которые дают возможность обучающимся увидеть результат, к которому нужно стремиться; постичь секреты мастерства. Каждое задание предполагает решение определенных творческих задач, которые сообщаются педагогом перед началом выполнения задания. Поэтому степень законченности рисунка будет определяться степенью решения поставленных задач. По мере усвоения программы от обучающихся требуется не только отработка технических приемов, но и развитие эмоционального отношения к выполняемой работе. Дифференцированный подход в работе педагога предполагает наличие в методическом обеспечении дополнительных заданий и упражнений по каждой теме занятия, что способствует более плодотворному освоению предмета обучающимися. Активное использование учебно-методических материалов необходимо обучающимся для успешного восприятия содержания программы. Рекомендуемые учебно-методические материалы: пособия; презентация тематических заданий курса рисунка (слайды, видео фрагменты); методические разработки для педагога (рекомендации, пособия, указания); методические разработки (рекомендации, пособия) к практическим занятиям для обучающихся; методические пособия для самостоятельной работы обучающихся; варианты и методические материалы по выполнению контрольных и самостоятельных работ. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся Обучение рисунку должно сопровождаться выполнением домашних (самостоятельных) заданий. Каждое программное задание предусматривает выполнение набросков и зарисовок по теме занятия. Домашние задания должны 25 быть посильными и нетрудоемкими по времени. Регулярность выполнения самостоятельных работ должна контролироваться педагогом и влиять на итоговую оценку обучающегося. Ход работы заданий сопровождается периодическим анализом с участием самих обучающихся с целью развития у них аналитических способностей и умения прогнозировать и видеть ошибки. Каждое задание оценивается соответствующей оценкой. 26