Управление образованием Новолялинского муниципального округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования Новолялинского муниципального округа
«Дом детского творчества «Радуга»
Принята на заседании
педагогического совета
«28» августа 2025г.
Протокол № 01
Утверждена
приказом директора
МАОУ ДО НМО «ДДТ «Радуга»
от 01.09.2025 № 90 од
Муниципальное автономное
образовательное
учреждение
дополнительного
образования
Новолялинского
муниципального округа
"Дом детского творчества
"Радуга"
2025.09.30 12:27:00 +05'00'
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Играем вместе»
Возраст обучающихся: 4 – 5 лет
Срок реализации: 1 года
Автор-составитель:
Самойлова Ольга
Владимировна,
педагог дополнительного
образования
г. Новая Ляля, 2025
Оглавление
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы ............................................................ 3
1.1. Пояснительная записка .............................................................................................................. 3
1.2. Цель и задачи программы .......................................................................................................... 5
1.3. Планируемые результаты освоения программы ..................................................................... 6
Раздел 2. Содержание программы ................................................................................................... 7
2.3. Учебный (тематический) план первого года обучения .......................................................... 7
2.4. Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения ................................. 7
Раздел 3. Комплекс организационно-педагогических условий .................................................. 10
3.1. Календарный учебный график ................................................................................................ 10
3.2. Условия реализации программы ............................................................................................. 10
3.2.1. Материально-техническое обеспечение .............................................................................. 10
3.2.2. Методические материалы ..................................................................................................... 10
3.3. Формы аттестации и оценочные материалы .......................................................................... 12
3.3.1. Оценочные материалы .......................................................................................................... 13
3.3.2. Характеристика оценочных материалов ............................................................................. 13
4. Список литературы...................................................................................................................... 15
4.1. Нормативные документы ......................................................................................................... 15
4.2. Литература по программе ........................................................................................................ 16
4.3. Литература для педагога: ......................................................................................................... 16
4.4. Литература для обучающихся: ................................................................................................ 16
4.5. Для родителей: .......................................................................................................................... 16
Приложение 1. Календарный учебный график первого года обучения ..................................... 17
Приложение 2. Репертуар первого года обучения ....................................................................... 20
Приложение 3. Диагностический бланк «Оценка знаний, умений, навыков» .......................... 20
Приложение 4. Оценка результатов театрально-игровой деятельности .................................... 22
Приложение 5. Воспитательная деятельность .............................................................................. 23
2
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
В младшем возрасте ребенок постепенно выходит за пределы семейного
круга. Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для
ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной
функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к
противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается
через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в
дошкольном возрасте.
Театр, в который мы играем с детьми, помогает ребёнку узнать самого
себя, заявить о себе, поверить в себя, сформировать думающего, чувствующего
любящего, активного человека, готового к творческой деятельности в любой
области.
Направленность программы. Программа «Здравствуй, театр!»
относится к художественной направленности
Актуальность программы. Младший возраст – уникальный период в
жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального,
волевого,
познавательного
развития,
происходит
приобщение
к
общечеловеческим ценностям, развитие способности и индивидуальности.
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его
неповторимой индивидуальности. Поскольку именно в процессе работы над
образом происходит развитие индивидуальных способностей воспитанника,
развитие основных психических процессов и качеств (восприятия, памяти,
внимания, фантазии, наблюдательности и т.д.). Происходит усвоение
социальных норм поведения.
Программа «Здравствуй, театр!» позволяет глубже и шире познакомить
детей с театральной куклой, театральным мастерством. Данная программа
учитывает особенности общения с театром, и рассматривает их как
возможность воспитывать зрительскую культуру.
Отличительные особенности программы. Программа рассчитана на
один год обучения. В течении года обучения у детей воспитывается интерес к
театрально-игровой деятельности, театральным куклам, формируется
интонационная выразительность речи, закрепляется знание о правилах
манипуляции с верховыми куклами. Весь учебный материал рабочей
программы состоит из четырёх разделов: театральная азбука; путешествие в
сказку; основы актёрского мастерства, речевая культура.
Особое место в программе отводится практической работе, в которой
занятия проводятся по подгруппам, что позволяет совершенствовать
исполнительские навыки и умения. В разделе «Театральная игра» проводится
диагностика знаний, умений и навыков.
Программа «Здравствуй, театр!» является модифицированной, за основу
взята авторская программа «Театр – творчество – дети», разработанная Н.Ф.
Сорокиной и рекомендована Министерством образования РФ, т.к. включает
обязательный минимум содержания по театрализованной деятельности для
ДОУ с учетом интеграции образовательных областей.
С учетом возрастных особенностей воспитанников в программе
предусмотрено использование этюдных тренажей, параллельное разыгрывание
кукольных спектаклей и театрализованных игр.
А также при знакомстве с текстом литературного произведения или
сказки, роль персонажа разучивается при помощи жестов, мимики, движений,
костюмов, мизансцен.
Работа педагога проходит в тесном контакте с воспитателями и
родителями. Родители присутствуют на занятиях, спектаклях, развлечениях,
помогают при изготовлении костюмов, декораций и реквизитов.
Все занятия театральной деятельностью проходят в игровой форме, что
дает возможность предоставить детям, не только изучать и познавать
окружающий мир через постижение сказок, но и жить в гармонии с ним,
получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного
выполнения заданий. Малыши в этой форме учатся выражать свои чувства и
понимать чувства других, что помогает им избежать затруднений в общении со
сверстниками и взрослыми. В течение первого года обучения воспитанники
показывают результат своей деятельности (сказки) на открытых занятиях. В
течение второго года обучения дети представляют результат своей
деятельности (разыгрывают сказки с куклами и без них) перед родителями и
детьми младшего возраста.
Уровень освоения программы – стартовый.
Адресат программы. Данная программа разработана для детей от 4 до 5
лет (дошкольный возраст). В этот период дети эмоциональны, любознательны,
стремятся участвовать в совместной деятельности со сверстниками и
взрослыми. Состав групп постоянный, с участием детей ООП и детей,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В соответствии с возрастными
особенностями воспитанников подбирается репертуар сказок, но могут быть
изменения в связи с интересами детей.
Объём программы, срок освоения. Программа «Здравствуй, театр!»
реализуется в течение одного года. Общее количество учебных часов,
необходимых для освоения программы – 66.
Год обучения
Количество часов
1 год обучения
66 часов в год
Особенности организации образовательного процесса. Занятия
проводятся на базе МАДОУ НМО «Детский сад № 10 «Снежок».
Режим занятий. Данная программа составлена в соответствии с
СанПинами. Театральные занятия проводятся два раза в неделю: одно занятие
групповое, второе – по подгруппам.
Год обучения
2 год обучения
Кол-во
часов
в Продолжительность
неделю
занятия
2 часа в неделю
20 мин.
Общее кол-во учебных часов по программе
Кол-во часов
год
66 часов
66 часов
за
Занятия проходят 2 раза в неделю без совмещения часов.
4
Формы обучения: очная.
Формы организации образовательного процесса: фронтальная,
групповая, парная, индивидуальная.
Формы реализации образовательной программы – традиционная
модель. Представляет собой линейную последовательность освоения
содержания в течении одного или нескольких лет обучения в одной
образовательной организации.
Перечень форм проведения
занятий:
игра; импровизация;
инсценировки и драматизация; объяснение; рассказ детей; чтение педагога;
беседы; просмотр видеофильмов; разучивание произведений устного народного
творчества; обсуждение; словесные и подвижные игры; пантомимические
этюды и упражнения; репетиция, спектакль.
Формы подведения итогов: наблюдения; открытое занятие;
выступления в малых подгруппах; показ миниатюр в тематических праздниках;
участие в конкурсной деятельности на уровне ДОУ.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие творческих способностей ребёнка младшего
дошкольного возраста посредством театрального искусства.
Задачи.
Обучающие:
− приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт:
знание детей о театре;
− формировать поэтапное освоение детьми театрального творчества;
− познакомить и закреплять знания о правилах манипуляции куклами
различных систем;
− совершенствовать артистическим навыкам детей в плане переживания и
воплощения образа;
− активизировать словарный запас детей.
Развивающие:
− развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности;
− создать условия для развития творческой активности детей, участвующих
в театрализованной деятельности;
− развивать творческую самостоятельность в создании художественного
образа;
− поддерживать инициативу детей в индивидуальных и коллективных
импровизациях;
− поощрять желание принимать активное участие в праздниках, досугах,
развлечениях;
− развивать эмоциональность и выразительность речи у воспитанников.
Воспитательные
− воспитывать исполнительскую и зрительскую культуру;
5
− воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со
сверстниками, бережное отношение друг к другу, уважение к
коллективному творчеству;
− воспитывать в детях нравственную направленность (дружба, доброта,
честность, взаимопомощь и т.д.).
1.3. Планируемые результаты освоения программы
Метапредметные результаты освоения программы
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
• понимать, принимать и решать поставленную задачу,
сформулированную педагогом;
• организация и планирование своих действий на отдельных
этапах работы над постановкой.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
• проводить сравнение и анализ поведения героя;
• понимать и применять полученную информацию при
выполнении заданий;
• проявление индивидуальных творческих способностей при
инсценировании.
Обучающийся научится:
Коммуникативные
• включаться в диалог, в коллективное обсуждение,
УУД
проявление инициативы и активности;
• работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные
от собственных;
• обращение за помощью.
Личностные результаты освоения программы
У обучающихся будут сформированы:
• доброжелательное отношение и сотрудничество со сверстниками, бесконфликтное
поведение;
• стремление прислушиваться к мнению других;
• формирование этического чувства, эстетической потребности, ценности и чувства
на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы.
Предметные результаты освоения программы
Обучающийся научится:
• проявлять интерес к театральному искусству;
• соблюдать орфоэпические и интонационные нормы чтения; выразительному
чтению;
• различать произведения по жанру;
• правильному речевому дыханию и правильной артикуляции;
• выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба,
удивление, восхищение).
6
Раздел 2. Содержание программы
2.3. Учебный (тематический) план первого года обучения
Цель. Знакомство с театральным искусством и театральными куклами.
Задачи.
Образовательные:
- привить устойчивый интерес обучающихся к театральным занятиям;
- обучить приемам кукловождения верховых кукол.
Развивающие:
- создавать выразительный образ в этюдах, драматизациях;
- уметь манипулировать с верховыми куклами;
- развить память, внимание.
Воспитательные:
- воспитывать театральную культуру.
Количество
Наименование темы
часов
Раздел 1. Театральная
4
азбука
1.1.Здравствуй, театр
2
1.2.Театральная игра
2
В том числе
теории
2
В том числе
практики
2
2
-
2
Формы
аттестации
опрос
Пед.диагности
ка
Раздел 2. Путешествие в
сказку
2.1. Знакомство со сказкой
2.2. Верховые куклы
2.3. Кукловождение
Раздел
3.
Основы
актёрского мастерства
3.1. Мы – актеры
3.2. Актерское мастерство
3.3. Играем в сказку
Раздел
4.
Речевая
культура
4.1. Речь и голос
4.2. Сценическая речь
4.3. Работа над ролью
Итого:
17
7
10
4
6
7
24
4
3
5
3
7
19
опрос
беседа
наблюдение
9
11
4
21
5
8
4
11
4
13
беседа
наблюдение
показ
8
8
5
66
8
22
8
5
44
беседа
наблюдение
сам.работа
2.4. Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения
Раздел 1. «Театральная азбука».
1.1. Здравствуй, театр. Теория: Знакомство с видами театра (кукольный
театр, верховые куклы). Знакомство с мимикой, жестами, движениями; с
приёмами кукловождения верховых кукол. Практика: Прослушивание сказок,
стихов, упражнения на развитие простых двигательных навыков – осанка,
походка.
1.2. Театральная игра. Практика: Упражнения и этюды с использованием
театра ложек и кукол на гапите. Этюды на мимику и движения. Скороговорки,
чистоговорки.
Раздел 2. «Путешествие в сказку».
2.1. Знакомство со сказкой. Теория: Чтение, прослушивание или просмотр
сказки. Беседа, обсуждение прочитанного по сказке, имитация характера
героев.
2.2. Верховые куклы. Теория: Знакомство с основами кукольного театра: основы
взаимодействия верховых кукол между собой; с театральной ширмой,
приемами кукловождения ложками и верховыми куклами на гапите.
2.3. Кукловождение. Практика: Упражнения и этюды по принципу
взаимодействия кукол ложкового театра, кукол на гапите между собой. Сказки,
мини-сценки, потешки, стихи, этюды, с верховыми куклами.
Раздел 3. «Основы актёрского мастерства».
3.1. Мы – актеры. Теория: Знакомство с мимикой, жестами, движениями,
интонацией. Жесты, черты характера героя в театрализованной деятельности.
Основные принципы драматизации. Соучастие в театрализованной
деятельности.
3.2. Актерское мастерство. Практика: Игровое творчество: драматизация
сказок, инсценированные стихов, театрализованные игры, придумывание
диалогов действующих лиц. Создание образа героя сказки. Этюды на мимику и
движения. Танцевальное творчество: игры, имитирующие движения животных,
танцевальные импровизации в жанр.
3.3. Показ сказки. Практика: Проведение кукольных спектаклей с
использованием театра ложек, верховых кукол на гапите. Показ сказок е марша,
вальса, польки. Игры-драматизации.
Раздел 4. «Речевая культура».
4.1. Речь и голос. Теория: Значение тембра голоса для передачи характера
персонажа в сказке, эмоциональная выразительность речи.
4.2. Сценическая речь. Практика: Дыхательная гимнастика, упражнения,
этюдный тренаж на дикцию, звукоподражательные упражнения, пальчиковая
гимнастика. Разучивание чистоговорок, скороговорок, песенки.
4.3. Работа над ролью. Практика: Работа над текстом сказки, речью, репетиция
сказки.
Требования к знаниям и умениям, второй год обучения
2 год
обучения
Требования к знаниям и умениям
Обучающийся должен знать:
• виды театральных кукол: ложковый, на гапите;
• приёмы кукловождения;
• основные принципы драматизации.
Обучающийся должен уметь:
• создавать выразительный образ в этюдах, драматизациях;
• манипулировать с верховыми куклами;
• определять характер персонажа;
• работать с партнёром и в группе;
• участвовать в танцевальных импровизациях с куклами и без них;
8
•
2 год
обучения
•
•
•
•
характеризировать душевное состояние и настроение персонажей в
спектакле.
Обучающийся получит возможность научиться
действовать согласованно;
правильно произносить скороговорку с разными интонациями;
строить простейший диалог;
проявлять инициативность в передаче выразительного образа героев.
9
Раздел 3. Комплекс организационно-педагогических условий
3.1. Календарный учебный график
Год
обучения
1 год
Дата
начала
обучения
8 сентября
Дата
окончания
обучения
23 мая
Количество
учебных
недель
33
Количество
учебных
дней
66
Количество Режим
учебных
занятий
часов
66
2 занятия
по 1 часу
в неделю
Каникулы:
Осенние 27 октября-02 ноября
Зимние 29 декабря-11 января
Весенние 30 марта-05 апреля
3.2. Условия реализации программы
3.2.1. Материально-техническое обеспечение
Наименование
Количество
Оборудование
Кабинет
Музыкальный зал
Элементы декораций: ширмы
Стол
Стулья
Магнитная доска
Декорации к спектаклям (деревья, кустарники)
Материалы
Детские костюмы для спектаклей
Куклы для настольного театра
Пальчиковый театр
Театр Би-ба-бо
Технические средства
Музыкальный центр
Ноутбук
1
1
3
2
20
1
6
15
2 набора
1 набор
6 набора
1
1
3.2.2. Методические материалы
Первый год обучения
№
п/п
1.
2.
Название
темы
раздела, Материальнотехническое
оснащение,
дидактический
материал
Театральная азбука
Художественная
литература,
иллюстрации,
Путешествие
сказку
в
Картотека
словесных
игр,
иллюстрации
по
сказкам.
Формы,
методы, Формы
приёмы
обучения. учебного
Педагогические
занятия
технологии
Рассказ, объяснение,
беседа,
демонстрация.
Развивающее
обучение.
Игры-занятия,
упражнения,
Игры-драматизации,
здоровье
Ролевая
беседа,
игра,
Ролевая игра,
занятие-сказка,
играпутешествие.
3.
Основы актёрского
мастерства
4.
Речевая культура
Куклы настольного
театра
Карточки
настроения,
элементы
костюмов,
Картотека
пальчиковой
гимнастики
сберегающие
технологии.
Игры, упражнения,
этюды, совместная
деятельность,
театрализованные
игры,
Объяснение,
упражнение,
разыгрывание
потешек,
сценок,
стихотворений
Игра-занятие,
игрыдраматизации,
Игра-занятие,
диалог, беседа,
репетиция,
праздники.
Второй год обучения
№ Название
п/п темы
Формы,
методы, Формы
приёмы обучения. учебного
Педагогические
занятия
технологии
1.
раздела, Материальнотехническое
оснащение,
дидактический
материал
Театральная азбука
Художественная
литература,
иллюстрации
по
видам
театра,
театральных
кукол.
Рассказ, объяснение, Викторины,
беседа,
заочная
демонстрация.
экскурсия,
беседа,
познавательная
игра.
2.
Путешествие
сказку
Игры-занятия,
упражнения,
Игры-драматизации,
здоровье
сберегающие
технологии.
Ролевая игра,
занятие-сказка,
играпутешествие.
Игра, упражнение,
объяснения,
демонстрация,
театрализованные
игры, ролевая игра,
практическая
работа.
Развивающее
обучение, здоровье
сберегающие
технологии,
обучение
в
сотрудничестве
(групповая работа)
Объяснение,
упражнение,
разыгрывание
по потешек,
сценок,
Беседа,
познавательная
игра,
самостоятельна
я
работа
репетиция,
спектакль,
праздники.
3.
4.
Картотека
словесных
игр,
иллюстрации
по
сказкам.
Куклы настольного
театра, верховые
куклы
Основы актёрского Картотека
мастерства
словесных
игр,
карточки
настроения;
иллюстрации
по
сказкам.
Видеоматериалы
спектаклей, сказок,
стихов объединения,
профессиональных и
любительских
театров
Речевая культура
в
Картотека
пальчиковой
гимнастики;
мнемотаблицы
Самостоятельна
я
работа,
беседа,
репетиция,
11
скороговоркам
стихотворений
концерт.
Методические материалы
1.
Конспекты занятий.
2.
Сценарии театрализованных представлений.
3.
Репертуарные сборники пьес, книги по истории кукольного театра,
сборники детских сказок и стихов, специальная литература по изготовлению
кукол и декораций.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
объяснительно-демонстрационный, сценические игры, этюды, упражнения,
репетиции; танцевально-ритмические композиции и упражнения;
речевое декламированные, упражнения на развитие сценической речи.
Дидактические материалы:
1.
Картотека словесных игр, пальчиковой гимнастики;
2.
Карточки настроения;
3.
Художественная литература;
4.
Иллюстрации по сказкам.
3.3. Формы аттестации и оценочные материалы
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- журнал посещаемости;
- диагностический бланк;
- грамоты;
- фото, статьи на сайте ДДТ «Радуга».
Этапы отслеживания образовательных результатов
Входная контроль – октябрь – наблюдение, беседа, разыгрывание этюдов.
Текущий контроль Промежуточная контроль – апрель-май (в конце года) – наблюдение,
выступления в малых подгруппах, показ миниатюр в тематических праздниках,
участие в конкурсной деятельности на уровне ДОУ.
Итоговый контроль (итоговая аттестация) - апрель – наблюдение,
выступления в малых подгруппах, показ миниатюр в тематических праздниках,
участие в конкурсной деятельности на уровне ДОУ.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- открытое занятие;
- выступления в малых подгруппах;
- показ миниатюр в тематических праздниках;
- участие в конкурсной деятельности на уровне ДОУ;
- показ отчётного спектакля,
- выступления на концертах на уровне ДОУ.
12
Вид контроля
Входной
контроль
Цель проведения
Определение
уровня
обучающихся,
выявление
творческих способностей
Оценка качества освоения
материала пройденной темы
Текущий
контроль
Промежуточный
контроль
Итоговый
контроль
(итоговая
аттестация)
Определение
обучающегося
Определение
программы
успешности
успешности
Диагностический
инструментарий (формы,
методы, диагностики)
развития Беседа,
наблюдение,
интересов прослушивание
учебного Опрос, контрольное задание,
тестирование,
открытое
задание
развития Конкурсы,
соревнования,
концерты
освоения Публичное
выступление,
защита проекта
3.3.1. Оценочные материалы
Отслеживание результатов театрально-игровой деятельности проводится
по следующим направлениям.
Этюдный тренаж (мастерство актера)
1.Дикция (потешки, скороговорки и чистоговорки).
2.Жесты и движения (этюды на выразительность жеста).
3.Мимика (этюды на выражение основных эмоций, на сопоставление
различных эмоций, на воспроизведение отдельных черт характера).
Игры-драматизации
1.Желание участвовать в играх – драматизациях.
2.Умение общаться с партнером.
3.Умение импровизировать при создании образа.
Этюды с куклами
1.Желание играть с куклой.
2.Навыки управления ею.
3.Умение импровизировать с куклой.
Кукольные спектакли
1.Желание участвовать в спектакле с верховыми куклами.
2.Навыки взаимодействия с партнером при управлении с куклой.
3.Умение создать образ с помощью кукол.
3.3.2. Характеристика оценочных материалов
Планируемые
результаты
Критерии оценивания
Виды
контроля/
промежуточн
ой аттестации
Диагностически
й
инструментарий
(формы, методы,
диагностики)
13
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные
результаты
Доброжелательное
отношение и
сотрудничество со
сверстниками,
бесконфликтное
поведение
Стремление
прислушиваться к
мнению других
Формирование
этического чувства,
эстетической
потребности, ценности и
чувства на основе опыта
слушания и заучивания
произведений
художественной
литературы
Умение работать в Входящий,
коллективе.
промежуточн
Умение
находить ый, итоговый
выход из создавшейся
ситуации.
Диагностическая
карта,
наблюдение,
индивидуальная
беседа
Входящий,
промежуточн
ый, итоговый
Входящий,
промежуточн
ый, итоговый
Наблюдение
Понимать, принимать и
решать поставленную
задачу,
сформулированную
педагогом
Проводить сравнение и
анализ поведения героя;
понимать и применять
полученную
информацию при
выполнении заданий
Проявлять
индивидуальные
творческие способности
при инсценировании
Работать в группе,
учитывать мнения
партнёров, отличные от
собственных
Умение
принимать
мнение других детей
и педагога
Положительная
реакция
на
произведения
художественной
литературы.
Проявляет желание к
заучиванию текста.
Вносит
личное
отношение
к
произведению
Умение
самостоятельно
выполнять
поставленную задачу
Промежуточн
ый, итоговый
Беседа,
наблюдение
Соблюдать
орфоэпические и
интонационные нормы
чтения;
выразительному чтению
Правильному речевому
дыханию и правильной
артикуляции
проявляет
самостоятельность
инициативу
Беседа,
наблюдение,
выступления.
Промежуточн
и ый, итоговый
Контрольные
задания,
наблюдение
Самостоятельное
Промежуточн
участие в этюдах, ый, итоговый
инсценировках
Контрольные
задания,
наблюдение
Проявляет
Промежуточн
инициативу,
ый, итоговый
согласованность
действий
с
партнерами
Проявляет умение к Промежуточн
выразительному
ый, итоговый
чтению
Наблюдение,
задания
Самостоятельно
Промежуточн
применяет
речевое ый, итоговый
дыхание
и
артикуляцию
Наблюдение,
практические
задания
Практические
задания
14
Выражать
разнообразные
эмоциональные
состояния (грусть,
радость, злоба,
удивление, восхищение)
Самостоятельно
Промежуточн
выражает эмоции в ый, итоговый
этюдах
и
упражнениях
Практические
задания
Наблюдение
4. Список литературы
4.1. Нормативные документы
Настоящая дополнительная общеразвивающая программа «Здравствуй, театр!»
художественной направленности разработана в соответствии с нормативно правовыми документами:
1.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273Ф3.
2.
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 №
678-р.
3.
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от
29.05.2015 № 996-р.
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее-СанПиН).
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
7.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 № 629 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
8.
Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
9.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015
№ 09-3242 «О направлении информации» (вместе с Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы).
10. Устав МАОУ ДО НМО «ДДТ «Радуга».
11. Образовательная программа МАОУ ДО НМО «ДДТ «Радуга».
15
4.2. Литература по программе
1.
Губанова, Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников
(методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей)
[Текст] / Н.Ф. Губанова - М.: АЙРИС-Пресс, 2004 г. – 255 с.
2.
Маханёва, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст] /
М.Д. Маханёва - М.: Творческий центр «СФЕРА», 2004 г. – 123 с.
3.
Петрова, Т.И. Подготовка и проведение театрализованных игр в
детском саду [Текст] / Т.И. Петрова - М.: Школьная пресса, 2003 г. – 127 с.
4.
Сорокина, Н.Ф., Миланович, Л.Г. Программа «Театр – творчество –
дети». [Текст] / Библиотека ж. «Дошкольное воспитание» - 1996. - № 8 – С. 1420.
5.
Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр [Текст] Н.Ф. Сорокина. М.: Аркти, 2000 г. – 159 с.
4.3. Литература для педагога:
1.
Бондаренко, И.В. Театрализованные музыкальные представления
для детей дошкольного возраста [Текст] / И.В. Бондаренко - М.:
АЙРИСС-Пресс, 2006 г. – 143 с.
2.
Зарецкая, Н.В. Музыкальные сказки для детского сада [Текст] / Н.В.
Зарецкая. - М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2004г. - 152 с.
3.
Кисленко, Л.Е. Волшебные колокольчики. Утренники в детском
саду [Текст] / Л.Е. Кисленко - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005 г. - 220 с.
4.
Сорокина, Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий [Текст] /
Н.Ф. Сорокина. - М.: Аркти, 2004 г. – 286 с.
5.
Щеткин, А.В. Театральная деятельность в детском саду (4 - 5 лет)
[Текст] \ А.В. Щёткин - М.: Мозаика-Синтез, 2007 г. - 127с.
4.4. Литература для обучающихся:
Младшая группа:
Сборник русских народных сказок и потешек для самых маленьких
Средняя группа:
Русские народные сказки
4.5. Для родителей:
1.
Алянский Ю.Л. «Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре»
Издательство: Детская литература, 2020 г. – 160с.
2.
Антонова Е., Бауман Е. «В театре. Экскурсия в закулисы»
Издательство «Настя и Никита», 2018 г.-14 с.
3.
Евреинов Н. Н. «Что такое театр?» Москва: ГЦТМ им. А. А.
Бахрушина: Navona, 2020. — 47 с.
4.
Детская энциклопедия. 2008, № 3. О театре: познавательный
журнал
Издательство:
Аргументы
и
факты,
2008.
16
Приложение 1. Календарный учебный график первого года обучения
№
п/п
1
2
дата
Тема занятия
Кол-во
часов
месяц недел
я
1
Здравствуй, театр. Беседа о театре, разыгрывание
1
кукольных спектаклей с куклами настольного театра
Кукловождение
1
Форма занятия
Место
проведения
Форма
контроля
Групповая
Кабинет,
Беседа, опрос
Индивидуальногрупповая
Кабинет
Наблюдение
Групповая
Индивидуальногрупповая
Групповая
Индивидуальногрупповая
Групповая
Индивидуальногрупповая
Групповая
Индивидуальногрупповая
Групповая
Индивидуальногрупповая
Групповая
Кабинет
Кабинет
Опрос, беседа
Сам.работа
Кабинет,
Кабинет
Беседа, опрос
Наблюдение
Кабинет,
Кабинет
Беседа, опрос
Наблюдение
Кабинет
Кабинет
Беседа, опрос
Наблюдение
Кабинет
Кабинет
Беседа, опрос
Сам.работа
Кабинет,
1
1
3
Мы – актеры «Как гуси на юг собирались»
Актерское мастерство
1
1
7
8
1
Речь и голос «Как гуси на юг собирались»
Сценическая речь
1
1
9
10
2
Верховые куклы «Как гуси на юг собирались»
Кукловождение
1
1
3
Мы - актёры «Как гуси на юг собирались»
Работа над ролью
1
1
4
Показ сказки «Как гуси на юг собирались»
1
Актёрское мастерство
1
Индивидуальногрупповая
Кабинет
Открытый
показ
Наблюдение
Путешествие в сказку.
Знакомство со сказкой: «У зайчишек Новый год» кукольный спектакль
Сценическая речь
1
Групповая
Кабинет,
Беседа, опрос
1
Индивидуально-
Кабинет
Наблюдение
5
6
11
12
Октябрь
3
4
Сентябрь
2
Путешествие в сказку
Знакомство со сказкой: «Как гуси на юг собирались»
Театральная игра
13
15
16
Ноябрь
14
1
2
Мы - актеры «У зайчишек Новый год»
Актёрское мастерство
1
1
19
20
3
Речь и голос «У зайчишек Новый год»
Сценическая речь
1
1
21
22
4
Мы - актеры «У зайчишек Новый год»
Актерское мастерство
1
1
23
24
1
Верховые куклы «У зайчишек Новый год»
Кукловождение
1
1
24
25
2
Речь и голос «У зайчишек Новый год»
Работа над ролью
1
1
3
Верховые куклы «У зайчишек Новый год»
Кукловождение
1
1
28
29
4
Показ сказки: «У зайчишек новый год»
Актёрское мастерство
1
1
30
31
1
Здравствуй, театр
Сценическая речь
1
1
Путешествие в сказку.
Знакомство со сказкой: «Сказка о глупом мышонке»
Актёрское мастерство
1
1
Мы – актёры «Сказка о глупом мышонке»
Работа над ролью
1
1
Декабрь
17
18
34
35
36
2
3
Ф
е
в
р
а
л
ь
32
33
Январь
26
27
1
Речь и голос «Сказка о глупом мышонке»
1
групповая
Групповая
Индивидуальногрупповая
Групповая
Индивидуальногрупповая
Групповая
Индивидуальногрупповая
Групповая
Индивидуальногрупповая
Групповая
Индивидуальногрупповая
Групповая
Индивидуальногрупповая
Групповая
Индивидуальногрупповая
Групповая
Индивидуальногрупповая
Групповая
Индивидуальногрупповая
Групповая
Индивидуальногрупповая
Групповая
Кабинет,
Кабинет
Беседа, опрос
Наблюдение
Кабинет,
Кабинет
Беседа, опрос
Наблюдение
Кабинет,
Кабинет
Беседа, опрос
Сам.работа
Кабинет,
Кабинет
Беседа, опрос
Наблюдение
Кабинет,
Кабинет
Беседа, опрос
Сам.работа
Кабинет
Кабинет
Беседа, опрос
Наблюдение
Кабинет
Кабинет
Сам.работа
Наблюдение
Кабинет,
Кабинет
Беседа, опрос
Наблюдение
Кабинет,
Кабинет
Беседа, опрос
Наблюдение
Кабинет,
Кабинет,
Беседа, опрос
Сам.работа
Кабинет,
Беседа, опрос
18
37
Сценическая речь
1
Индивидуальногрупповая
Групповая
Индивидуальногрупповая
Групповая
Индивидуальногрупповая
Групповая
Индивидуальногрупповая
Групповая
Индивидуальногрупповая
Групповая
Индивидуальногрупповая
Групповая
Кабинет
Наблюдение
Кабинет,
Кабинет
Беседа, опрос
Наблюдение
Кабинет,
Кабинет
Беседа, опрос
Наблюдение
Кабинет,
Кабинет
Кабинет,
Кабинет
Сам.работа
Наблюдение,
сам.работа
Беседа, опрос
Наблюдение
Кабинет,
Кабинет
Сам.работа
Сам.работа
Кабинет
2
Мы – актёры «Сказка о глупом мышонке»
Актёрское мастерство
1
1
40
41
3
Речь и голос «Сказка о глупом мышонке»
Сценическая речь
1
1
42
43
4
Мы – актеры «Сказка о глупом мышонке»
Актёрское мастерство
1
1
44
45
1
Речь и голос «Сказка о глупом мышонке»
Сценическая речь
1
1
46
47
2
Мы – актеры «Сказка о глупом мышонке»
Актёрское мастерство
3
Показ сказки «Сказка о глупом мышонке»
1
Работа над ролью
1
Индивидуальногрупповая
Кабинет,
Открытый
показ
Сам.работа
1
Групповая
Кабинет,
Беседа, опрос
Актёрское мастерство
1
Кабинет
Наблюдение
1
Верховые куклы «Под грибом»
Кукловождение
1
1
Кабинет,
Кабинет
Беседа, опрос
Наблюдение
2
Речь и голос «Под грибом»
Сценическая речь
1
1
Кабинет,
Кабинет
Беседа, опрос
Наблюдение
3
Верховые куклы «Под грибом»
1
Индивидуальногрупповая
Групповая
Индивидуальногрупповая
Групповая
Индивидуальногрупповая
Групповая
Кабинет
Беседа, опрос
Март
38
39
48
49
50
51
4
52
55
56
57
Апрель
53
54
Путешествие в сказку
Знакомство со сказкой: «Под грибом»
19
58
Кукловождение
1
4
Мы – актеры «Под грибом»
Театральная игра
1
1
61
62
1
Верховые куклы «Под грибом»
Кукловождение
1
1
63
64
2
Показ сказки: «Под грибом»
Работа над ролью
1
1
3
Речь и голос
Актёрское мастерство
1
1
65
66
Май
59
60
Итого:
Индивидуальногрупповая
Групповая
Индивидуальногрупповая
Групповая
Индивидуальногрупповая
Групповая
Индивидуальногрупповая
Групповая
Индивидуальногрупповая
Кабинет
Наблюдение
Кабинет,
Кабинет
Беседа, опрос
Сам.работа
Кабинет,
Кабинет
Беседа, опрос
Наблюдение
Кабинет,
Кабинет
Беседа, опрос
Наблюдение
Кабинет,
Кабинет
Беседа, опрос
Сам.работа
66
Приложение 2. Репертуар первого года обучения
Сказки:
«Теремок»
«Сказка о глупом мышонке»
«Под грибом»
Этюды с куклами:
«У медведя во бору»
«Ёжик чистюля»
«Белочка»
Этюды на движение:
«Руки-ноги»
«Передай позу»
«Весёлые обезьянки»
Этюды на различные эмоции, мимику:
«Лохматый пёс»
«Весёлый воробей»
Стихи:
«Мишка»
«Зайчик»
«Осень»
Приложение 3. Диагностический бланк «Оценка знаний, умений, навыков»
№
Ф.И. ребенка
Предметные УУД
Этюдный тренаж
Метапредметные УУД
Игры —
Этюды с
Личностные
Общая оценка
Кукольные
20
Дикция
1.
Мимика
Жесты и
движения
драматизац
ии
куклами
спектакли
1
2
3
….
2.
3.
4.
5.
Высокий уровень – 3 балла
Соответствует уровню – 2 балла
Низкий уровень- 1 балл
21
Приложение 4. Оценка результатов театрально-игровой деятельности
Речевая культура
Дикция
Высокий уровень – 3 балла: высокая речевая активность, чёткая
выразительная речь, интонационно окрашена, словарь содержит все части речи,
знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их
повторяет.
Соответствует возрасту – 2 балла: речь не чётка, не выразительная,
диалоги строит с помощью педагога.
Минимальный уровень – 1 балла: речь не внятная, не умеет строить
диалог с партнёром.
Основы актёрского мастерства
Жесты и движения
Высокий уровень – 3 балла: владеет знаниями и самостоятельно может
продемонстрировать жесты, позу, движение, точно и выразительно выполняет
задания без помощи педагога.
Соответствует возрасту – 2 балла: владеет знаниями
и может
продемонстрировать жесты, позу, движение.
Минимальный уровень – 1 балла: стесняется проявлять себя в действиях,
с заданием не справляется.
Мимика
Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет знания о различных
эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные
средства выразительности.
Соответствует возрасту – 2 балла: владеет знаниями о различных
эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует
мимику.
Минимальный уровень – 1 балла: слабо различает эмоциональные
состояния, но использует различные средства выразительности с помощью
воспитателя.
Игры-драматизации
Высокий уровень – 3 балла: проявляет инициативу, согласованность
действий с партнерами, творческую активность при создании образа.
Соответствует возрасту – 2 балла: проявляет инициативу,
согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.
Минимальный уровень – 1 балла: не проявляет инициативы, стесняется
проявить себя в действиях с партнерами на всех этапах работы над образом.
Этюды с куклами.
Высокий уровень - 3балла: проявляет желание играть с куклой. Знает
навыки управления ею. Умеет импровизировать с куклой.
Соответствует возрасту – 2 балла: использует навыки кукловождения в
работе над этюдом.
Минимальный уровень – 1 балла: слабо владеет элементарными
навыками кукловождения.
Кукольные спектакли
Высокий уровень – 3 балла: желание участвовать в спектакле с куклами
разных систем. Навыки взаимодействия с партнером при управлении с куклой.
Умение создать образ с помощью кукол.
Соответствует возрасту – 2 балла: владеет навыками кукловождения,
может применять их самостоятельно в спектаклях, проявляет активность и
согласованность.
Минимальный уровень – 1 балла: слабо владеет элементарными
навыками кукловождения, и не проявляет инициативы их продемонстрировать
в процессе работы над спектаклем. Не проявляет активности, выполняет
большее количество операции только с помощью руководителя.
Приложение 5. Воспитательная деятельность
Воспитательная деятельность педагога занимает центральное место в
образовательном процессе, поскольку именно она способствует формированию
не только знаний и умений, но и ценностных ориентиров, социальных навыков
и личностных качеств обучающихся.
Цель - личностное развитие каждого ребёнка с учётом его
индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на
основе традиционных ценностей российского общества.
Задачи:
– развивать положительное отношение ребёнка к себе и другим людям;
– формировать коммуникативную и социальную компетентности;
– развивать у детей интерес к эстетической стороне действительности,
знакомить с разными видами и жанрами искусства, в том числе
народного творчества;
– содействовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни;
– формировать стремление быть причастным к труду взрослых;
– формировать представление о России как своей стране, узнавать и
называть символику своей страны;
– обогащать представления детей о многообразии культурных норм и
ценностей, принятых в обществе;
– поддерживать самостоятельное взаимодействие и сотрудничество с
взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности;
– воспитывать
чувство
ответственности,
самостоятельности,
инициативности, формировать основы патриотизма;
– формировать систему ценностей, основанную на непотребительском
отношении к природе и понимании самоценности природы;
– поощрять проявления морально-волевых качеств.
В практике работы будут применятся следующие формы воспитательной
работы: мероприятия, дела, игры.
Формы работы: фестивали, самодеятельные концерты и спектакли,
вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.
Основные формы взаимодействия педагога с родителями
23
1. Групповые формы: дни открытых дверей, родительское собрание, творческие
мастерские, совместная досуговая деятельность.
2. Индивидуальные формы: индивидуальная консультация (беседа).
Информация для родителей с деятельностью как творческого объединения, так
и учреждения представлена на: сайте организации и блогах педагогов,
информационных стендах, соц.сетях.
24