Программа шахматы плюс

Управление образованием Новолялинского городского округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования Новолялинского городского округа
«Дом детского творчества «Радуга»

Принята на заседании
педагогического совета
«30» августа 2024г.
Протокол № 1

Утверждена
приказом директора
от 30.08.2024 № 69 од

Разноуровневая дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Шахматы плюс»
для детей 6 -16 лет
срок реализации 4 года

Автор-составитель: Перминов
Евгений Александрович,
педагог дополнительного образования
высшая квалификационная категория

Новая Ляля, 2024г.

Оглавление
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы ....................................................3
1.1. Пояснительная записка ..................................................................................................3
1.2. Цель и задачи программы ..............................................................................................5
1.3. Планируемые результаты ...............................................................................................6
Раздел 2. Содержание программы ...........................................................................................7
2.1. Учебный (тематический) план первого года обучения ..................................................7
2.2. Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения .........................8
2.3. Учебный (тематический) план второго года обучения ...................................................8
2.4. Содержание учебного (тематического) плана второго года обучения .........................9
2.5. Учебный (тематический) план третьего года обучения ...............................................10
2.6. Содержание учебного (тематического) плана третьего года обучения .....................11
2.7. Учебный (тематический) план четвертого года обучения ..........................................12
2.8. Содержание учебного (тематического) плана четвёртого года обучения ..................12
Раздел 3. Комплекс организационно-педагогических условий ..........................................14
3.1. Календарный учебный график ........................................................................................14
3.2. Условия реализации программы .....................................................................................14
3.2.1. Материально-техническое обеспечение программы .................................................14
3.2.2. Кадровое обеспечение ...................................................................................................14
3.3. Методические материалы ................................................................................................14
3.4. Формы аттестации ...........................................................................................................19
3.5. Оценочные материалы .....................................................................................................19
4. Список литературы..............................................................................................................20
4.1. Нормативные документы .................................................................................................20
4.2. Список литературы, использованной при составлении программы ...........................21
4.3. Список литературы для детей и родителей ...................................................................21
Приложение 1. Календарный учебный график первого года обучения .............................23
Приложение 2. Календарный учебный график второго года обучения .............................24
Приложение 3. Календарный учебный график третьего года обучения ............................26
Приложение 4. Календарный учебный график четвёртого года обучения........................27
Приложение 5. Лист оценки результатов для школьников .................................................29
Приложение 6. Диагностические задания по оценке уровня освоения программы .........29

2

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Шахматы – древняя игра, по творческим возможностям – богатейшая.
Сегодня обучение шахматам – популярный и эффективный инструмент
развития интеллекта детей.
Направленность программы. Разноуровневая дополнительная
общеобразовательная программа «Шахматы плюс» является программой
физкультурно-спортивной направленности.
Актуальность программы. В настоящее время, когда весь мир
вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно
большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в
огромном объеме информации, умение анализировать ее и делать логические
выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного
мышления играют шахматы. Особенно важно обучение игре в шахматы
гиперактивных детей, которые с трудом могут долго усидеть на месте. Они
становятся спокойнее, уравновешеннее.
В последние годы шахматы, по сравнению с другими видами спорта,
отошли на второй план незаслуженно. Шахматы, как вид спорта, должны
идти в ногу с такими видами спорта, как футбол, хоккей, кроме того
известно, что в небольших поселках и городах нет базы для развития этих
видов спорта. Учитывая остроту проблемы и личную заинтересованность в
развитии шахматного спорта, творческое объединение «Шахматы» ДДТ
«Радуга» функционирует на базе нескольких школ г. Новая Ляля.
Актуальность программы заключается в том, что обучающиеся после
прохождения программы дальше самостоятельно могут осваивать игру в
шахматы и участвовать в соревнованиях.
Отличительная особенность программы. Работа с детьми по данной
программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах,
проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала. Программа
интегрирована с ежегодным графиком городских и школьных соревнований,
что позволяет обучающимся в полной мере проявить полученные
теоретические знания на практике, а также выявить недостатки в подготовке.
Занятия многообразны по своей форме: лекции, беседы, игровые занятия,
выполнение упражнений пересекаются с сеансами одновременной игры с
руководителем, конкурсами по решению задач, этюдами, турнирами, играми
с гандикапом, играми различного типа на шахматную тематику. В рамках
освоения программы проводится анализ сыгранных партий на ответственных
турнирах. В программе отведено большее количество часов на практику.
Образовательный процесс строится с учетом следующих принципов:
1.Индивидуального подхода к учащимся.
Этот принцип предусматривает взаимодействие между педагогом и
воспитанником. Подбор индивидуальных практических заданий
необходимо производить с учетом личностных особенностей каждого
3

учащегося, его заинтересованности и достигнутого уровня знаний.
2.Системности.
Полученные знания, умения и навыки, учащиеся системно
применяют на практике, участвуют в шахматных турнирах. Это позволяет
использовать знания и умения в единстве, целостности, реализуя
собственный замысел, что способствует самовыражению ребенка,
развитию его творческого потенциала.
3.Комплексности и последовательности.
Реализация этого принципа предполагает, например, постепенный
переход обучающего от одной стадии шахматной партии к другой, с
каждым годом углубляя приобретенные знания, умения, навыки.
4.Цикличности.
Учащиеся всех лет обучения осваивают последовательно одни и те
же разделы, существует возможность предлагать вновь пришедшим детям
задания сначала более простые, соответствующие первому году обучения,
а затем более сложные.
5.Наглядности.
Использование наглядности повышает внимание учащихся,
углубляет их интерес к изучаемому материалу, способствует развитию
внимания, воображения, наблюдательности, мышления.
Адресат программы. Программа является разноуровневой, рассчитана
на 4 года обучения. Каждый год обучения представлен как цикл, имеющий
задачи, учебный план, содержание программы, планируемые результаты.
В творческом объединении занимаются дети младшего школьного
возраста: 1 год обучения 6-8 лет, 2 год обучения 7-9 лет, 3 год обучения 810 лет, 4 год обучения 9-16 лет. Обучение детей шахматам в этом возрасте
совершенствует умение планировать свои действия от составления плана
решения задачи к ее практическому решению. Важным моментом является
деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают,
классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности.
Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование у
детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие,
внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого
управления поведением.
Объем и сроки освоения программы. Режим занятий. Учебная
нагрузка по программе составляет 191 час.
Продолжительность одного академического часа составляет 40 минут.
Общее количество часов в неделю:
Год обучения

Число занятий в неделю

Продолжительность

1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения
4 год обучения

1
1
1
1

40 минут
40 минут
40 минут + 40 минут
40 минут + 40 минут
Итого:
4

Общее
число
часов в год
31
32
64
64
191

Форма обучения - очная. В школах занятия проводятся в учебных
кабинетах в свободное от учебы время.
Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов,
бесед, анализируются сыгранные ребятами партии, а также разбираются
партии известных шахматистов, ребята готовят доклады по истории шахмат.
Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и
сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач,
этюдов, и игровые занятия, турниры, игры с гандикапом, игры различного
типа на шахматную тематику.
Индивидуальный подход проводится для детей, у которых возникают
трудности с усвоением программы, но и для тех воспитанников, которые
способны на изучение материала быстрее и глубже остальных.
Педагогическая целесообразность программы в том, что происходит
вовлечение детей в такой интеллектуальный, значимый вид спорта, как
шахматы. В предлагаемой программе реализуется связь с общим
образованием, выраженная в более эффективном и успешном освоении
учащимися общеобразовательной программы благодаря развитию личности
способной к логическому и аналитическому мышлению, а также
настойчивости в достижении цели. В целях приобщения детей к жизни
объединения и Дома детского творчества «Радуга» планируется вовлечение
детей в общие воспитательные и досуговые мероприятия.
Практическая значимость.
Программа разработана на основе разноуровневого подхода и
предусматривает три уровня сложности: стартовый (ознакомительный),
базовый, продвинутый.
Первый год обучения – уровень стартовый (ознакомительный).
Обучающиеся с знакомятся с первоначальными понятиями, правилами
игры, с удовольствием играют в шахматы.
Второй и третий год обучения - базовый уровень.
Обучающиеся знакомятся с основными тактическими приемами,
открытыми дебютами и основными идеями эндшпиля.
Четвертый год обучения - продвинутый уровень.
Обучающиеся знакомятся более углубленно с различными дебютами и
ловушками, уверенно применяют тактические приемы на практике.
Особенности организации образовательной деятельности. Группы
одного возраста с постоянным составом.
Формы реализации образовательной программы – традиционная
модель. Представляет собой линейную последовательность освоения
содержания в течении одного или нескольких лет обучения в одной
образовательной организации.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – развитие интеллектуальных и творческих
способностей детей посредством организации полноценного досуга через
обучение игре в шахматы.
5

Задачи. Обучающие:
−
познакомить с историей шахмат;
−
дать обучающимся теоретические знания о шахматной игре и
рассказать о правилах игры и правилах турнирного поведения;
−
привить обучающимся навыки самостоятельной работы с
учебной шахматной литературой;
−
научить делать выводы и ставить задачи на будущее.
Развивающие:
−
развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость;
−
привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом;
−
планировать свою деятельность, работать самостоятельно;
−
научить применять полученные знания на практике при игре с
друзьями и взрослыми.
Воспитательные:
−
научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них;
−
учить выбирать из множества единственно правильное решение;
−
ввести в мир логической красоты и образного мышления;
−
расширить представления об окружающем мире;
−
научить уважать соперника.
1.3. Планируемые результаты
Метапредметные. Регулятивные УУД. Обучающийся научится:
– работать по предложенному педагогом плану,
– самостоятельно планировать свою деятельность;
– совместно с педагогом и другими воспитанниками давать
объективную оценку сыгранной партии.
Познавательные УУД. Обучающийся научится:
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
разные источники информации;
– перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
результате совместной работы всей команды;
Коммуникативные УУД. Обучающийся научится:
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль;
– принимать другую точку зрения, отличную от своей;
– выслушивать собеседника и вести диалог.
Личностные результатами освоения программы «Шахматы» является
формирование следующих умений:
−
рост интеллектуального и социального развития;
−
выбирать из множества вариантов единственно правильное
решение;
−
работать самостоятельно;
−
уважать соперника.
Предметные. Обучающиеся будут знать:
6

−
правила игры и турнирного поведения;
−
основные тактики и стратегия, активно применять в своей игре
тактические приемы;
−
основы по разыгрыванию дебюта, миттельшпиля и эндшпиля;
Обучающиеся будут уметь:
−
решать задачи на мат в несколько ходов;
−
проводить комбинации;
−
применять полученные теоретические знания на практике.
Раздел 2. Содержание программы
2.1. Учебный (тематический) план первого года обучения
Стартовый уровень
Цель. Знакомство с правилами игры в шахматы, и первоначальными
понятиями.
Задачи.
Образовательные:
- привить устойчивый интерес учащихся к занятиям по шахматам;
- создать условия для усвоения и понимания правил и понятий
шахматной игры.
Развивающие:
- создать условия для мотивации учащихся к познанию нового,
неизвестного для них;
- развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость.
Воспитательные:
−
ввести в мир логической красоты и образного мышления;
−
расширить представления об окружающем мире.

№

Тема / Виды деятельности

1.

3.

Организационное занятие
Шахматы – спорт, наука,
искусство
Правила игры

4.

2.

Количество часов
теория практика Всего
1
1
1

-

1

1

-

1

Первоначальные понятия

2

5

7

5.
6.
7.

Дебют
Тактика игры
Эндшпиль

2
2
2

3
4
4

5
6
6

8.

Конкурсы по решению задач

-

3

3

9.

Сеанс одновременной игры

-

1

1

11

20

31

Всего:

7

Формы
аттестации
Беседа
Беседа
Беседа
Наблюдение,
сам.работа
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Контрольное
Занятие
Контрольное
занятие

2.2. Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения
1.
2.
3.

4.

5.

6.

7.

8.
9.

Организационное занятие. Теория: знакомство с детьми. Постановка задач на год.
Правила техники безопасности.
Шахматы – спорт, наука, искусство. Теория: краткая история шахмат. Различные
системы проведения шахматных соревнований.
Правила игры. Теория: правила турнирного поведения. Правило «тронул-ходи».
Первоначальные понятия. Теория: шах, мат, ничья. Относительная ценность
фигур.
Практика: упражнения на запоминание правил шахматной нотации, игры с
ограниченным набором фигур, простейшие этюды.
Дебют. Теория: определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания.
Рокировка.
Практика: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ
наиболее часто повторяющихся ошибок.
Тактика игры. Теория: понятие о тактике и комбинации. Простые тактические
приемы. Пат.
Практика: разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов.
Эндшпиль. Теория: простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в
эндшпиле. Правило квадрата.
Практика: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций,
решение задач.
Конкурсы решения задач, этюдов. Практика: понятие о позиции. Правила
проведения конкурсов решений, решение конкурсных позиций и определение
победителя конкурса.
Сеанс одновременной игры. Практика: проведение руководителем сеансов
одновременной игры (в том числе тематических) с последующим разбором партий.

После первого года обучения обучающиеся должны знать:
- представление об истории и происхождении шахмат;
- правила игры и турнирного поведения;
- основные шахматные понятия.
К концу первого года обучения обучающиеся должны уметь:
- активно применять в своей игре простые тактические приемы;
- владеть первоначальными знаниями по разыгрыванию дебюта и
эндшпиля;
- применять полученные теоретические знания на практике;
- с удовольствием играть в шахматы;
- видеть и осознавать свои ошибки.
2.3. Учебный (тематический) план второго года обучения
Базовый уровень.
Цель. Знакомство с основными тактическими приемами.
Задачи.
Образовательные:
- привить обучающимся навыки самостоятельной работы с учебной
шахматной литературой.
8

Развивающие:
- научить применять полученные знания на практике при игре с
друзьями и взрослыми;
- планировать свою деятельность, работать самостоятельно.
Воспитательные:
- учить выбирать из множества единственно правильное решение.
№

Тема / Вид деятельности

Вводное занятие
Шахматы – спорт, наука,
2.
искусство
3.
Тактика игры
4.
Стратегия игры
5.
Дебют
6.
Миттельшпиль
7.
Эндшпиль
8.
Конкурсы по решению задач
Сеанс одновременной игры с
9.
руководителем
10.
Итоговое занятие
Всего:
1.

Количество часов
Всего
теория
практика
1
1
1

-

1

1
3
2
1
2
-

3
6
3
1
3
3

4
9
5
2
5
3

-

1

1

11

1
21

1
32

Формы
аттестации
Беседа
Беседа
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Конт. занятие
Конт. занятие
Наблюдение

2.4. Содержание учебного (тематического) плана второго года
обучения
1.
2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Вводное занятие. Теория: постановка задач на год. Правила техники безопасности.
Шахматы – спорт, наука, искусство. Теория: краткая история шахмат.
Классификационная система. Русские и советские шахматисты. Практика: изучение
системы проведения шахматных соревнований.
Тактика игры. Теория: основные тактические приемы. Понятие темпа.
Контрудары. Тактические возможности позиций.
Практика: разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов.
Стратегия игры. Теория: принципы разыгрывания середины партии.
Централизация. Комбинационные тактические приемы.
Практика: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.
Дебют. Теория: план в дебюте. Дебютные принципы. Открытые дебюты. Основные
идеи некоторых начал.
Практика: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ
наиболее часто повторяющихся ошибок.
Миттельшпиль. Теория: основные идеи миттельшпиля. Форсированный переход в
эндшпиль.
Практика: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.
Эндшпиль. Теория: пешечный эндшпиль. Цугцванг. Легкофигурный эндшпиль.
Ладейные окончания. Атака в эндшпиле.
Практика: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций,
решение задач.
Конкурсы решения задач, этюдов.
Практика: решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса.

9

9.
10.

Сеансы одновременной игры.
Практика: проведение руководителем сеансов одновременной игры (в том числе
тематических) с последующим разбором партий.
Итоговое занятие. Подведение итогов года. Планы на следующий год. Практика:
разбор сыгранных партий.

К концу второго года обучения дети должны знать:
- историю русских (советских) шахмат, имена чемпионов мира;
- представление об организации шахматных соревнований;
- розыгрыши основных дебютов и окончаний;
- правила этикета при игре в шахматы,
К концу второго года обучения дети должны уметь:
- уверенно владеть тактическими приемами, стараться их сочетать;
- строить и стараться реализовывать свои стратегические планы;
- с удовольствием играть в шахматы;
- участвовать в соревнованиях, различных мероприятиях;
- осознавать свои ошибки, видеть ошибки соперника,
- самостоятельно оценить позицию: преимущества и недостатки
у каждой из сторон, возможные варианты развития событий;
- для выигрыша партии не стремится к излишнему перевесу в качестве.
2.5. Учебный (тематический) план третьего года обучения
Базовый уровень
Цель. Знакомство с основными дебютами, основами разыгрывания
эндшпиля.
Задачи.
Образовательные:
- познакомить с принципами разыгрывания различных дебютов;
- научить делать выводы и ставить задачи на будущее.
Развивающие:
- развитие умений производить логические операции (анализ, синтез,
сравнение, обобщение).
Воспитательные:
- воспитание важных личностных качеств (усидчивость, настойчивость,
трудолюбие, целеустремлённость, воля к победе, эмоциональная
устойчивость к поражениям).
Формы
аттестации

Количество часов
№

Тема / Вид деятельности

1.

Вводное занятие
Шахматы – спорт, наука,
искусство
Тактика игры и стратегия игры
Дебют
Эндшпиль

2.
3.
4.
5.

теория

практика

Всего

2

-

2

2

-

2

4
5
6

6
11
12

10
16
18

10

Беседа
Беседа
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение,

6.
7.
8.

Сеансы одновременной игры
Конкурсы по решению задач
Итоговое занятие
Всего:

2
21

6
8
43

6
8
2
64

сам. работа
Конт. занятие
Конт. занятие
Наблюдение

2.6. Содержание учебного (тематического) плана третьего года обучения
1.
2.

3.

4.

5.

6.
7.
8.

Вводное занятие. Теория: постановка задач на год. Правила техники безопасности.
Шахматы – спорт, наука, искусство. Теория: краткая история шахмат.
Проникновение шахмат в Европу и Россию. Претенденты на шахматную корону.
ФИДЕ. Сильнейшие шахматисты современности, знакомство с системами
проведения соревнований.
Тактика и стратегия игры. Теория: защита от тактических приемов. Атака при
разносторонних и односторонних рокировках. Атака на нерокированного короля.
Комбинирование приемов. Активные и пассивные фигуры. Лавирование.
Практика: разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов.
Дебют. Теория: развитие фигур и борьба за центр в наиболее популярных дебютах.
Выбор дебютного репертуара.
Практика: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ
партий известных шахматистов.
Эндшпиль. Теория: фигура против пешки. Позиционная ничья. Борьба фигур в
эндшпиле. Особенности каждой фигуры в эндшпиле.
Практика: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций,
решение задач.
Сеансы одновременной игры.
Практика: проведение руководителем кружка сеансов одновременной игры (в том
числе тематических) с последующим разбором партий с кружковцами.
Конкурсы решения задач, этюдов.
Практика: решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса.
Итоговое занятие. Теория: подведение итогов года. Обзор выполнения
поставленных задач.

Требования к уровню подготовки
К концу третьего года обучения дети должны знать:
- историю отечественных шахмат;
- имена чемпионов мира;
- розыгрыши основных дебютов и окончаний, имеет в своем арсенале
несколько наиболее проработанных
дебютов.
К концу третьего года обучения дети должны уметь:
- разбираться в системах проведения шахматных соревнований;
- записывать партию;
- уверенно владеть тактическими приемами, грамотно их
комбинировать;
- строить и реализовывать стратегические планы, читать планы
противника;
- следовать правилам этикета без напоминаний, не боясь признать свое
поражение;
11

- осознавать свои и чужие ошибки, искать их причину, стараться
использовать ошибки соперника.
К концу третьего года обучения обучающиеся получат
возможность:
- проявлять инициативу, помогать начинающим, заниматься
самостоятельно.
2.7. Учебный (тематический) план четвертого года обучения
Продвинутый уровень
Цель. Знакомство с различными дебютами и дебютными ловушками.
Задачи.
Образовательные:
- подготовка шахматистов-разрядников.
Развивающие:
- формирование системного и конкретного мышления, развития
долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого
воображения.
Воспитательные:
- формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки,
воспитания уважения к чужому мнению.
№

Тема / Вид деятельности

1.

3.
4

Вводное занятие
Шахматы – спорт, наука,
искусство
Тактика и стратегия игры
Дебют

5.

Эндшпиль

2.

6
Сеансы одновременной игры
7
Конкурсы по решению задач
8.
Итоговое занятие
Всего:

Количество часов
теория
2

практика
-

Всего
2

2

-

2

4
8

8
14

12
22

3

7

10

2
21

6
8
43

6
8
2
64

Формы
аттестации
Беседа
Беседа
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение,
Сам. работа
Конт. занятие
Конт. занятие
Наблюдение

2.8. Содержание учебного (тематического) плана четвёртого года
обучения
1.
2.

3.

Вводное занятие. Теория: постановка задач на год. Правила техники
безопасности.
Шахматы – спорт, наука, искусство. Теория: краткая история шахмат.
Некоронованные (неофициальные) чемпионы мира. Творчество Пола Морфи.
Сильнейшие шахматисты современности. Основы судейства.
Тактика и стратегия игры. Теория: сочетание тактических приемов: связки и
двойного удара, связки и перекрытия. Понятие «рентген» в шахматах.
Закрытый (неподвижный) центр в шахматной партии. План игры. Подрыв
центра на ферзевом фланге. Подрыв центра на королевском фланге. Игра на
фланге без подрыва центра.
12

4.

5.

6.
7.
8.

Практика: разбор специально подобранных позиций, решение тематических
этюдов.
Дебют. Теория: развитие фигур и борьба за центр в закрытых дебютах.
Дебютные ошибки. Выбор дебютного репертуара. Принятый ферзевой гамбит.
Отказанный ферзевой гамбит. Английское начало. Староиндийская защита.
Новоиндийская защита.
Практика: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ
партий известных шахматистов.
Эндшпиль. Теория: понятие «оппозиция» в шахматах. Метод треугольника.
Позиционная ничья. Борьба фигур в эндшпиле. Сочетание тактических приемов
с участием проходной пешки.
Практика: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных
позиций, решение задач.
Сеансы одновременной игры.
Практика: проведение руководителем объединения сеансов одновременной
игры (в том числе тематических) с последующим разбором партий.
Конкурсы решения задач, этюдов.
Практика: решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса.
Итоговое занятие. Теория: подведение итогов года. Обзор выполнения
поставленных задач. .

К концу четвертого года обучения дети должны знать:
- историю мировых и отечественных шахмат;
- имена чемпионов мира и претендентов на шахматную корону,
современных шахматистов;
- розыгрыш открытых, полуоткрытых и закрытых дебютов и их
названия, иметь в своем арсенале несколько наиболее проработанных
дебютов;
- все тактические приемы и шахматные термины.
К концу четвертого года обучения дети должны уметь:
- разбираться в системах проведения шахматных соревнований;
- оценивать свою позицию на любой стадии шахматной партии;
- уверенно владеть тактическими приемами, грамотно их
комбинировать;
- строить и реализовывать стратегические планы, читать планы
противника;
- осознавать свои и чужие ошибки, искать их причину, стараться
использовать ошибки соперника;
- самостоятельно грамотно анализировать позиции, четко направлять
тактические приемы на реализацию стратегических планов.
К концу четвертого года обучения обучающиеся получат
возможность:
- участвовать в проводимых мероприятиях не только как участник, но и
как организатор;
- проявлять инициативу, помогать начинающим, заниматься
самостоятельно.

13

Раздел 3. Комплекс организационно-педагогических условий
3.1. Календарный учебный график
Год
обучения
1 год

Дата
начала
обучения
16.09.2024

Дата
окончания
обучения
24.05.2025

Количество
учебных
недель
31

2 год

16.09.2024

24.05.2025

32

3 год

16.09.2024

24.05.2025

32

4 год

16.09.2024

24.05.2025

32

Количество Количество
Режим
учебных
учебных
занятий
дней
часов
31
31
1 занятие
по 1 часу
в неделю
32
32
1 занятие
по 1 часу
в неделю
32
64
1 занятие
по 2 часа
в неделю
32
64
1 занятие
по 2 часа
в неделю

Каникулы.
Осенние 27.10.2024-03.11.2024
Зимние 29.12.2024-10.01.2025
Весенние 29.03.2025-06.04.2025

3.2. Условия реализации программы
3.2.1. Материально-техническое обеспечение программы
Занятия проводятся в учебном кабинете. На занятиях используются:
• магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами – 1 штука;
• шахматные часы – 3 штуки;
• словарь шахматных терминов;
• комплекты шахматных фигур с досками – 8 штук.
3.2.2. Кадровое обеспечение
Программу ведет педагог дополнительного образования Перминов
Евгений Александрович. Образование высшее по специальности
«лесоинженерное дело», прошел профессиональную подготовку по
специальности
«педагог
дополнительного
образования»,
высшая
квалификационная категория. Является призёром Всероссийского конкурса
профессионального мастерства работников сферы дополнительного
образования «Сердце отдаю детям».
3.3. Методические материалы
1 год обучения
№ Название раздела,
п/п темы

1

Организационное
занятие

Материальнотехническое оснащение,
дидактико-методический
материал
Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат.
14

Формы, методы,
приемы обучения.
Педагогические
технологии
Словесные,
наглядные.
Технология
группового

Формы
учебного
занятия
Беседа

2

Шахматы-спорт,
наука, искусство

Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат.

3

Правила игры

Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат. Шахматные
часы.

4

Первоначальные
понятия

5

Дебют

6

Тактика игры

7

Эндшпиль

8

Конкурсы по
решению задач

9

Сеанс
одновременной
игры

Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат. Шахматные
часы. Шахматная
литература.
Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат. Шахматные
часы. Шахматная
литература.
Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат. Шахматные
часы. Шахматная
литература.
Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат. Шахматные
часы. Шахматная
литература.
Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат. Шахматные
часы. Шахматная
литература.
Комплекты настольных
шахмат

обучения
Словесные,
наглядные.
Технология
группового
обучения
Словесные,
наглядные,
практические.
Технология
группового
обучения
Словесные,
наглядные,
практические.
Технология
группового
обучения
Словесные,
наглядные,
практические.
Технология
группового
обучения
Словесные,
наглядные,
практические.
Технология
группового
обучения
Словесные,
наглядные,
практические.
Технология
группового
обучения
Словесные,
наглядные,
практические.
Технология
группового
обучения
Игра. Технология
группового
обучения

Беседа

Беседа.
Игра в парах

Беседа.
Игра в парах

Беседа.
Игра в парах

Беседа.
Игра в парах

Беседа.
Игра в парах

Контрольное
занятие

Контрольное
занятие

2 год обучения
№ Название
п/п раздела, темы

1

Вводное занятие

Материально-техническое
оснащение, дидактикометодический материал
Магнитная
15

Формы, методы,
приемы обучения.
Педагогические
технологии
Словесные,

Формы
учебного
занятия
Беседа

демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат.
2

Шахматы-спорт,
наука, искусство

Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат.

3

Тактика игры

Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат. Шахматные часы.
Шахматная литература.

4

Стратегия игры

Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат. Шахматные часы.
Шахматная литература.

5

Дебют

Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат. Шахматные часы.
Шахматная литература.

6

Миттельшпиль

Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат. Шахматные часы.
Шахматная литература.

7

Эндшпиль

Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат. Шахматные часы.
Шахматная литература.

8

Конкурсы по
решению задач

Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат. Шахматные часы.
Шахматная литература.

9

Сеанс
одновременной
игры
Итоговое
занятие

Комплекты настольных
шахмат.

10

Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат.
16

наглядные.
Технология
группового
обучения
Словесные,
наглядные.
Технология
группового
обучения
Словесные,
наглядные,
практические.
Технология
группового
обучения
Словесные,
наглядные,
практические.
Технология
группового
обучения
Словесные,
наглядные,
практические.
Технология
группового
обучения
Словесные,
наглядные,
практические.
Технология
группового
обучения
Словесные,
наглядные,
практические.
Технология
группового
обучения
Словесные,
наглядные,
практические.
Технология
группового
обучения
Игра. Технология
группового
обучения
Словесные,
наглядные,
практические.
Технология

Беседа

Беседа.
Игра в парах

Беседа.
Игра в парах

Беседа.
Игра в парах

Беседа.
Игра в парах

Беседа.
Игра в парах

Контрольное
занятие

Контрольное
занятие
Беседа.
Игра в парах

группового
обучения

3 год обучения
№ Название
п/п раздела, темы

Материально-техническое
оснащение, дидактикометодический материал

1

Вводное занятие

Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат.

2

Шахматы-спорт,
наука, искусство

Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат.

3

Тактика и
стратегия игры

Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат. Шахматные часы.
Шахматная литература.

4

Дебют

Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат. Шахматные часы.
Шахматная литература.

5

Эндшпиль

Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат. Шахматные часы.
Шахматная литература.

6

Сеанс
одновременной
игры
Конкурсы по
решению задач

Комплекты настольных
шахмат.

Итоговое
занятие

Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат.

7

8

Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат. Шахматные часы.
Шахматная литература.

17

Формы, методы,
приемы обучения.
Педагогические
технологии
Словесные,
наглядные.
Технология
группового
обучения
Словесные,
наглядные.
Технология
группового
обучения
Словесные,
наглядные,
практические.
Технология
группового
обучения
Словесные,
наглядные,
практические.
Технология
группового
обучения
Словесные,
наглядные,
практические.
Технология
группового
обучения
Игра. Технология
группового
обучения
Словесные,
наглядные,
практические.
Технология
группового
обучения
Словесные,
наглядные,
практические.
Технология
группового
обучения

Формы
учебного
занятия
Беседа

Беседа

Беседа.
Игра в парах

Беседа.
Игра в парах

Беседа.
Игра в парах

Контрольное
занятие
Контрольное
занятие

Беседа.
Игра в парах

4 год обучения
№ Название
п/п раздела, темы

Материально-техническое
оснащение, дидактикометодический материал

1

Вводное занятие

Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат.

2

Шахматы-спорт,
наука, искусство

Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат.

3

Тактика и
стратегия игры

Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат. Шахматные часы.
Шахматная литература.

4

Дебют

Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат. Шахматные часы.
Шахматная литература.

5

Эндшпиль

Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат. Шахматные часы.
Шахматная литература.

6

Сеанс
одновременной
игры
Конкурсы по
решению задач

Комплекты настольных
шахмат.

Итоговое
занятие

Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат.

7

8

Магнитная
демонстрационная доска.
Комплекты настольных
шахмат. Шахматные часы.
Шахматная литература.

18

Формы, методы,
приемы обучения.
Педагогические
технологии
Словесные,
наглядные.
Технология
группового
обучения
Словесные,
наглядные.
Технология
группового
обучения
Словесные,
наглядные,
практические.
Технология
группового
обучения
Словесные,
наглядные,
практические.
Технология
группового
обучения
Словесные,
наглядные,
практические.
Технология
группового
обучения
Игра. Технология
группового
обучения
Словесные,
наглядные,
практические.
Технология
группового
обучения
Словесные,
наглядные,
практические.
Технология
группового
обучения

Формы
учебного
занятия
Беседа

Беседа

Беседа.
Игра в парах

Беседа.
Игра в парах

Беседа.
Игра в парах

Контрольное
занятие
Контрольное
занятие

Беседа.
Игра в парах

3.4. Формы аттестации
Формы
отслеживания
и
фиксации
образовательных
результатов: грамоты, дипломы, журнал посещаемости, протоколы
соревнований.
Формы предъявления и демонстрации образовательных
результатов: открытые занятия, соревнования.

Личностные результаты

3.5. Оценочные материалы
Характеристика оценочных материалов
Планируемые
результаты

Критерии
оценивания

Рост
интеллектуального
и социального
развития
Умение выбирать
из множества
вариантов
единственно
правильное
решение
Умение работать
самостоятельно

Участие в
шахматных
турнирах

Метапредметные результаты

Умение уважать
соперника

Совместно с
педагогом и
другими
воспитанниками
дает объективную
оценку сыгранной
партии.
Умение добывать
новые знания:
находить ответы
на вопросы,
используя разные
источники
информации

Виды
Диагностический
контроля/промежуточной инструментарий
аттестации
(формы, методы,
диагностики)
Соревнование, турнир
Грамоты,
итоговый
протокол

Решение
шахматных
задач

Промежуточная и
итоговая аттестации

Наблюдение,
контрольное
занятие

Работа с
шахматной
литературой;
Участие в
онлайнтурнирах
Оценка
поведения
после победы в
шахматной
партии
Анализ
сыгранных
партий

Промежуточная и
итоговая аттестации

Наблюдение,
сеанс
одновременной
игры

Игра в парах

Наблюдение

Игра в парах, с
руководителем

Беседа,
наблюдение,
опрос

Работа с
шахматной
литературой и
интернет
источниками

Самостоятельная работа

Беседа,
наблюдение,
опрос,
практические
задания

19

Предметные результаты

Умение доносить
свою позицию до
других: оформлять
свою мысль

Оценка
объяснения
позиции,
ситуации

Самостоятельная работа

Умение принимать
другую точку
зрения, отличную
от своей

Оценка
поведения в
конфликтной
ситуации

Ведение диалога

Участие в
шахматных
турнирах

Соревнование, турнир

Грамоты,
итоговый
протокол

Решение
шахматных
задач
Участие в
шахматных
турнирах,
решение
шахматных
задач
Участие в
шахматных
турнирах,
сеанс
одновременной
игры, онлайнтурниры

Промежуточная и
итоговая аттестации

Наблюдение,
контрольное
занятие
Грамоты,
итоговый
протокол.
Наблюдение,
контрольное
занятие
Грамоты,
итоговый
протокол.
Наблюдение,
опрос, беседа

Знание основ по
разыгрыванию
дебюта,
миттельшпиля и
эндшпиля;
Умение решать
задачи на мат в
несколько ходов
Проведение
различных
комбинаций

Применение
полученные
теоретических
знаний на
практике.

Соревнование, турнир.
Промежуточная и
итоговая аттестации

Соревнование, турнир

Наблюдение,
беседа,
разыгрывание
шахматных
комбинаций
Беседа,
наблюдение

4. Список литературы
4.1. Нормативные документы
Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматы» разработана
в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273Ф3.
2.
«Концепция развития дополнительного образования детей до
2030 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31 марта
2022 № 678-р.
3.
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от
29.05.2015 № 996-р.
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее-СанПиН).
20

5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
7.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 № 629
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
8.
Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении
Целевой
модели
развития
региональных
систем
дополнительного образования детей».
9.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015
№ 09-3242 «О направлении информации» (вместе с Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы).
10. Устав МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга».
11. Образовательная программа МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга».
4.2. Список литературы, использованной при составлении программы
1. Авербах, Ю. А. Шахматные окончания [текст] / Ю. А. Авербах.- М.:
Физкультура и спорт, 1981;
2. Карпов, А. Е. Шахматные сюжеты [текст] / А. Е. Карпов, Е. Я. Гик.- М.:
Знание, 1991;
3.Карпов, А. Е. Все о шахматах [текст] / А. Е. Карпов, Е. Я. Гик.- М.: ФАИРПРЕСС, 2005;
4.Карпов, А. Е. Шахматный калейдоскоп [текст]/ А. Е. Карпов, Е. Я.Гик.- М.:
Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1981;
5. Осачук, А. П. Закрытый центр в шахматной партии [текст] / А. П.Осачук.Ростов н/Д: Феникс,2005;
6.Пак, В. Н. Все чемпионы мира по шахматам [текст] / В. Н. Пак.-М.: АСТ:
Донецк: Сталкер,2005.
4.3. Список литературы для детей и родителей
1. Авербах, Ю. Шахматная школа [текст] / Ю. Авербах, А. Котов. – Ростов
н/Д: Феникс, 2007;
2. Карпов, А. Е. Учитесь шахматам [текст] / А. Е. Карпов. — М.: Эгмонт
Россия Лтд, 2004;
3. Карпов, А. Е. Школьный шахматный учебник [текст] / А. Е. Карпов, А. Б.
Шингирей. — М.: Русский шахматный дом, 2005;
4. Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей [текст] / В. В.
Костров, Д. А. Давлетов. — СПб.: Литера, 2005;
5. Мазаник, С.В. Шахматы для всей семьи [текст] / С.В. Мазаник. — СПб.:
Питер, 2009;
21

6. Петрушина, Н. М. Шахматный учебник для детей [текст] / Н. М.
Петрушина – Ростов н/Д Феникс, 2006;
7. Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] / И.
Г. Сухин. — Ростов н/Д: Феникс, 2004.

22

Приложение 1. Календарный учебный график первого года обучения
№

Дата
Месяц

Неделя

Форма
занятия

Часы

Раздел 1 Организационное занятие
1
сентябрь 3
Игра в парах 1
Раздел 2 Шахматы – спорт, наука, искусство
2
сентябрь 4
Игра в парах 1
Раздел 3 Правила игры
3
октябрь 1
Игра в парах 1
Раздел 4 Первоначальные понятия
4
октябрь 2
Игра в парах 1
5
октябрь 3
Игра в парах 1
6
октябрь 4
Игра в парах 1
7
ноябрь
1
Игра в парах 1
8
ноябрь
2
Игра в парах 1
9
ноябрь
3
Игра в парах 1
10 ноябрь
4
Игра в парах 1
Раздел 5 Дебют
11 декабрь 1
Игра в парах 1
Игра в парах
Игра в парах

1
1

14 декабрь 4
Игра в парах
15 январь
2
Беседа
Раздел 6 Тактика игры
16 январь
3
Игра в парах

1
1

12
13

декабрь
декабрь

2
3

1

17
18

январь
февраль

4
1

Игра в парах
Игра в парах

1
1

19

февраль

2

Игра в парах

1

Тема занятия

Место
проведен
ия

Форма
контроля

Знакомство с детьми. История развития шахмат

Кабинет

Беседа

Знакомство с шахматной доской.

Кабинет

Беседа

Основные правила шахматной игры.

Кабинет

Беседа

Фигуры, их ходы, взятия. Решение упражнений
Сила фигур, их ценность.
Шах разными фигурами. Решение упражнений
Способы защиты от шаха. Решение упражнений
Простые маты. Решение упражнений
Мат двумя фигурами. Решение упражнений
Закрепление пройденного по теме «Первоначальные понятия»

Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Сам. работа

Центр и фланги, овладение центром.
Центральные и крайние пешки
Рокировка короткая и длинная. Решение упражнений
Расположение пешек после рокировки.
Когда рокировку делать нельзя
Решение упражнений на мат в 1 ход
От теории к практике

Кабинет

Наблюдение

Кабинет
Кабинет

Наблюдение
Наблюдение

Кабинет
Кабинет

Конт.занятие

Понятие «Размен».
Когда выгоден размен. Решение упражнений
Понятие «Битое поле». Решение упражнений
Понятие «Открытые линии».
Сдвоенные ладьи на открытой линии. Решение упражнений
Ничья, ее виды.

Кабинет

Наблюдение

Кабинет
Кабинет

Наблюдение
Наблюдение

Кабинет

Наблюдение

Уст.опрос

20 февраль 4
21 март
1
Раздел 7 Эндшпиль
22 март
2

Игра в парах
Игра в парах

1
1

Игра в парах

1

23
24
25

март
март
апрель

3
4
1

Игра в парах
Игра в парах
Игра в парах

1
1
1

26

апрель

2

Игра в парах

1

27 апрель
3
Игра в парах 1
Раздел 8 Конкурсы по решению задач
28 апрель
4
Игра в парах 1
29

май

1

Игра в парах

1

30 май
2
Беседа
1
Раздел 9 Сеанс одновременной игры
31 май
3
Игра
1
итого

Понятие «Пат». Решение упражнений
Понятие «Проходная пешка» Решение упражнений
Детский мат. Решение упражнений.

Кабинет
Кабинет

Наблюдение
Наблюдение

Король и пешка против короля.
Правило квадрата. Решение этюдов
Две связанные пешки против короля. Решение этюдов
Две изолированные пешки против короля. Решение этюдов
Три пешки против двух на фланге.
Три пешки против трех на фланге. Решение этюдов
Многопешечные окончания.
Роль короля в эндшпиле. Решение этюдов
Закрепление пройденного

Кабинет

Наблюдение

Кабинет
Кабинет
Кабинет

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

Кабинет

Наблюдение

Кабинет

Наблюдение

Конкурсы по решению задач на «мат»

Кабинет

Конкурсы по решению задач на «мат»

Кабинет

От теории к практике

Кабинет

Конт.
занятие
Конт.
занятие
Опрос

Сеанс одновременной игры с руководителем

Кабинет

Конт.
занятие

31

Приложение 2. Календарный учебный график второго года обучения
№

Дата
Форма
Часы
Месяц
Недел занятия
я
Раздел 1 Вводное занятие
1
сентябрь 3
Игра в парах 1
Раздел 2 Шахматы – спорт, наука, искусство
2
сентябрь 4
Игра в парах 1
Раздел 3 Тактика игры

Тема занятия

Место
Форма
проведения контроля

Постановка задач на год. Шахматная нотация.

Кабинет

Беседа

Русские чемпионы мира по шахматам

Кабинет

Беседа

24

3
октябрь 1
Игра в парах 1
4
октябрь 2
Игра в парах 1
5
октябрь 3
Игра в парах 1
6
октябрь 4
Игра в парах 1
Раздел 4 Стратегия игры
7
ноябрь
1
Игра в парах 1
8
ноябрь
2
Игра в парах 1
9
ноябрь
3
Игра в парах 1
10 ноябрь
4
Игра в парах 1
11 декабрь 1
Игра в парах 1
12 декабрь 2
Игра в парах 1
13 декабрь 3
Игра в парах 1
14 декабрь 4
Игра в парах 1
15 январь
2
Беседа
1
Раздел 5 Дебют
16 январь
3
Игра в парах 1
17 январь
4
Игра в парах 1
18 февраль 1
Игра в парах 1
19 февраль 2
Игра в парах 1
20 февраль 3
Игра в парах 1
Раздел 6 Миттельшпиль
21 февраль 4
Игра в парах 1
22 март
1
Игра в парах 1
Раздел 7 Эндшпиль
23 март
2
Игра в парах 1
24 март
3
Игра в парах 1
25 март
4
Игра в парах 1
26 апрель
1
Игра в парах 1
27 апрель
2
Игра в парах 1
Раздел 8 Конкурсы по решению задач
28 апрель
3
Игра в парах 1
29 апрель
4
Игра в парах 1
30 май
1
Беседа
1

Вилка разными фигурами. Решение упражнений
Связка разными фигурами. Решение упражнений
Перекрытие разными фигурами. Решение упражнений
Двойной шах, двойной удар. Решение упражнений

Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

Реализация материального перевеса. Решение упражнений
Блокировка разными фигурами. Решение упражнений
Понятие «Перегрузка». Решение упражнений
Понятие «Сквозной удар». Решение упражнений
Понятия «Завлечение». Решение упражнений
Понятие «Отвлечение» Решение упражнений
Решение упражнений на пройденные темы
Решение задач на пройденные темы
От теории к практике

Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Конт.занят.
Конт.занят.
Опрос

Открытые дебюты. Итальянская партия. Ловушки.
Русская партия. Ловушки. Разбор позиций.
Королевский гамбит. Ловушки. Разбор позиций
Испанская партия. Разбор позиций
Испанская партия. Ловушки. Разбор позиций

Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

Атака на рокированного короля. Решение задач
Понятие «позиционный перевес». Решение упражнений

Кабинет
Кабинет

Наблюдение
Наблюдение

Слон и пешка против короля. Решение упражнений
Пешечное большинство на фланге. Решение упражнений
Конь и пешка против короля. Решение упражнений
Ладейный эндшпиль. Решение упражнений
Двух ладейный эндшпиль. Решение упражнений

Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

Решение задач на мат в 2 хода
Решение задач на мат в 2 хода
От теории к практике

Кабинет
Кабинет
Кабинет

Конт. Занят.
Конт. Занят.
Опрос

25

Раздел 9 Сеанс одновременной игры с руководителем
31 май
2
Игра
1
Сеанс одновременной игры с руководителем
Раздел 10 Итоговое занятие
32 май
3
Игра в парах 1
Подведение итогов года.
итого

Кабинет

Конт. Занят.

Кабинет

Наблюдение

32

Приложение 3. Календарный учебный график третьего года обучения
№

Дата

Форма
занятия
Раздел 1 Вводное занятие
1
сентябрь
3
Игра в парах
Месяц

Часы

Тема занятия

Место
Форма
проведения контроля

2

Вводное занятие.
Повторение пройденного.

Кабинет

Беседа

Чемпионы мира по шахматам.
Сильнейшие шахматисты современности

Кабинет

Беседа

Защита от тактических приемов. Решение задач
Атака короля при односторонних рокировках.
Решение задач
Атака короля при разносторонних рокировках.
Решение задач
Активные и пассивные фигуры.
Решение упражнений
Закрепление пройденного

Кабинет
Кабинет

Наблюдение
Наблюдение

Кабинет

Наблюдение

Кабинет

Наблюдение

Кабинет

Наблюдение

Полуоткрытые дебюты. Французская защита
Защита Каро – Канн. Разбор позиций
Сицилианская защита. Разбор позиций
Сицилианская защита. Разбор позиций
Ловушки в полуоткрытых дебютах.
Разбор позиций
Решение упражнений на пройденные темы

Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

Кабинет

Конт. занятие

Неделя

Раздел 2 Шахматы – спорт, наука, искусство
2
сентябрь
4
Игра в парах
2
Раздел 3 Тактика и стратегия игры
3
октябрь
1
Игра в парах
4
октябрь
2
Игра в парах

2
2

5

октябрь

3

Игра в парах

2

6

октябрь

4

Игра в парах

2

1

Игра в парах

2

2
3
4
1
2

Игра в парах
Игра в парах
Игра в парах
Игра в парах
Игра в парах

2
2
2
2
2

3

Игра в парах

2

7
ноябрь
Раздел 4 Дебют
8
ноябрь
9
ноябрь
10 ноябрь
11 декабрь
12 декабрь
13

декабрь

26

14 декабрь
4
Игра в парах
15 январь
2
Беседа
Раздел 5 Эндшпиль
16 январь
3
Игра в парах
17 январь
4
Игра в парах
18 февраль
1
Игра в парах
19 февраль
2
Игра в парах
20 февраль
3
Игра в парах
21 февраль
4
Игра в парах
22 март
1
Игра в парах
23 март
2
Игра в парах
24 март
3
Игра в парах
Раздел 6 Сеанс одновременной игры
25 март
4
Игра в парах

2
2

Решение упражнений на пройденные темы
От теории к практике

Кабинет
Кабинет

Конт. занятие
Опрос

2
2
2
2
2
2
2
2
2

Этюд Рети и другие окончания
Ферзь против ладьи в окончании.
Конь с пешкой против ладьи. Решение этюдов
Слон с пешкой против ладьи. Решение этюдов
Позиционная ничья. Разбор позиций
Решение упражнений
Особенности каждой фигуры в эндшпиле
Разбор позиций на пройденные темы
Разбор позиций на пройденные темы

Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет

2

Сеанс одновременной игры с руководителем

Кабинет

26 апрель
1
Игра в парах
27 апрель
2
Игра в парах
Раздел 7 Конкурсы по решению задач
28 апрель
3
Игра в парах
29 апрель
4
Игра в парах
30 май
1
Игра в парах
31 май
2
Беседа
Раздел 8 Итоговое занятие
32 май
3
Игра в парах
итого

2
2

Разбор и анализ сыгранных партий
Разбор и анализ сыгранных партий

Кабинет
Кабинет

Контрольное
занятие
Сам. работа
Сам. работа

2
2
2
2

Разбор партий известных шахматистов
Разбор партий известных шахматистов
Решение задач на тему «Найди комбинацию»
От теории к практике

Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет

Сам. работа
Сам. работа
Конт. занятие
Опрос

2
64

Подведение итогов года

Кабинет

Наблюдение

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Сам. работа
Сам. работа

Приложение 4. Календарный учебный график четвёртого года обучения
№

Дата
Месяц

Неделя

Форма
занятия

Раздел 1 Вводное занятие
1
сентябрь 3
Игра в парах

Часы

Тема занятия

Место
проведен
ия

Форма
контроля

2

Вводное занятие.
Повторение пройденного

Кабинет

Беседа

27

Раздел 2 Шахматы – спорт, наука, искусство
2
сентябрь 4
Игра в парах
2
Некоронованные чемпионы мира по шахматам.
Разбор интересных партий
Раздел 3 Тактика и стратегия игры
3
октябрь 1
Игра в парах
2
Сочетание связки и двойного удара. Решение упражнений
4
октябрь 2
Игра в парах
2
Сочетание связки и перегрузки. Решение упражнений
5
октябрь 3
Игра в парах
2
Рентген в шахматах. Решение упражнений
6
октябрь 4
Игра в парах
2
Закрытый центр в шахматной партии. Разбор позиций
7
ноябрь
1
Игра в парах
2
Подрыв центра на ферзевом фланге. Разбор позиций
8
ноябрь
2
Игра в парах
Раздел 4 Дебют
9
ноябрь
3
Игра в парах
10 ноябрь
4
Игра в парах
11 декабрь 1
Игра в парах
12 декабрь 2
Игра в парах
13 декабрь 3
Игра в парах
14 декабрь 4
Игра в парах
15 январь
2
Беседа
16 январь
3
Игра в парах
17 январь
4
Игра в парах
18 февраль 1
Игра в парах
19 февраль 2
Игра в парах
Раздел 5 Эндшпиль
20 февраль 3
Игра в парах
21 февраль 4
Игра в парах
22 март
1
Игра в парах
23 март
2
Игра в парах
24 март
3
Игра в парах
Раздел 6 Сеанс одновременной игры
25 март
4
Игра
26 апрель
1
Игра в парах
27 апрель
2
Игра в парах

Кабинет

Беседа

Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

2

Подрыв центра на королевском фланге, Разбор позиций

Кабинет

Наблюдение

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Принятый ферзевой гамбит. Разбор партий
Отказанный ферзевой гамбит. Разбор партий
Отказанный ферзевой гамбит. Разбор партий
Староиндийская защита. Разбор партий
Защита Нимцовича. Разбор партий
Решение упражнений на пройденные темы
От теории к практике
Система Колле. Разбор партий
Новоиндийская защита. Разбор партий
Английское начало. Разбор партий
Игра с «кандикапом» с руководителем

Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

2
2
2
2
2

Оппозиция. Решение этюдов
Метод треугольника. Решение этюдов
Ладья против ферзя в эндшпиле. Ничья. Решение упражнений
Разбор позиций на пройденные темы
Разбор позиций на пройденные темы

Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Сам. работа
Сам. работа

2
2
2

Сеанс одновременной игры с руководителем
Разбор и анализ сыгранных партий
Разбор и анализ сыгранных партий

Кабинет
Кабинет
Кабинет

Конт. занятие

28

Конт. занятие

Опрос
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

Сам. работа
Сам. работа

Раздел 7 Конкурсы по решению задач
28 апрель
3
Игра в парах
29 апрель
4
Игра в парах
30 май
1
Игра в парах
31 май
2
Беседа
Раздел 8 Итоговое занятие
32 май
3
Игра в парах
итого

2
2
2
2

Разбор интересных партий известных шахматистов
Решение задач на тему «Найди комбинацию»
Решение задач на тему «Найди комбинацию»
От теории к практике

Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет

Сам. работа
Конт. занятие
Конт. занятие
Опрос

2

Подведение итогов года

Кабинет

Наблюдение

64

Решение
задач на
мат
декабрь

Решение
задач на
выигрыш
фигуры
декабрь

Вопросы
по теории
май

Розыгр
ыш
дебюта
май

Решение
задач на
мат
май

Решение
задач на
выигрыш
фигуры
май

Критерии оценки: высокий – 3-2.5 балла; средний – 2.4-1.5 балла; низкий – ниже1.4 балла

Приложение 6. Диагностические задания по оценке уровня освоения программы
1 год обучения
Задание № 1. (Знания. История шахматной игры).
Инструкция:
Расскажи кратко историю развития шахмат.

Критерии оценки:
Высокий - знает историю возникновения шахмат, высказывает свое
эмоциональное отношение к игре.
Средний - рассказывает об истории шахмат с дополнительными
вопросами педагога.
Низкий - отвечает односложно, дополняет рассказ педагога.
29

Уровень

Итого

Личностные
результаты

Розыгрыш
дебюта
декабрь

УУД

Вопросы по
теории
декабрь

Теоретическа
я подготовка

УУД

Фамилия
имя

Теоретическа
я подготовка

Приложение 5. Лист оценки результатов для школьников

Задание № 2. (Знания. Фигуры, их ходы, взятие).
Инструкция 1:
Сделай ход пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).
Инструкция 2:
Побей фигуру пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).
Задание № 3. (Знания. Понятия «шах», «мат», «пат»).
Инструкция 1:
Найди схемы, где в шахматной партии королю объявлен «шах».
Инструкция 2:
Найди схемы, где стоит мат.
Инструкция 3:
Найди схемы, где стоит пат.
Задание № 4. (Знания. Рокировка короткая и длинная).
Инструкция:
Скажи, что такое «Рокировка»; для чего ее делают; перечисли
случаи, когда ее делать нельзя.
Задание № 5. (УУД. Ставим мат).
Инструкция:
Поставь на шахматной доске «мат» королю в 1 ход, в 2 хода.

Критерии оценки:
Высокий - правильно выполняет задание
Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или
допускает 1-3 ошибки.
Низкий - выполняет задание неправильно.
Критерии оценки:
Высокий - выполняет задание правильно.
Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого,
допускает 12 ошибки.
Низкий - выполняет задание неправильно.
Критерии оценки:
Высокий - выполняет задание правильно.
Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или
допускает 1-2 ошибки.
Низкий - выполняет задание неправильно.
Критерии оценки:
Высокий - правильно выполняет задание.
Средний - правильно выполняет задание с небольшой помощью
взрослого,
или допускает 1-2 ошибки.
Низкий - выполняет задание неправильно.
Критерии оценки:
Высокий - выполняет задание правильно.
Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или
допускает 1-2 ошибки.
Низкий - выполняет задание неправильно.

Задание № 6. (УУД. Начало шахматной партии).
Инструкция 1:
Начни парию грамотно, старайся овладеть центром.
Инструкция 2:
Каждый ход делай новой фигурой.
Инструкция 3:
Правильно сделай рокировку, учитывая расположения пешек на
фланге.
Задание № 7. (УУД. Разыгрывание шахматных положений).
Критерии оценки:
Инструкция 1:
Высокий - ребенок правильно выполняет все задания.
Поставь на шахматной доске шах ферзем, ладьей.
Средний - ребенок выполняет задания с небольшой помощью
30

Инструкция 2:
Поставь на шахматной доске шах конем, слоном.
Инструкция 3:
Поставь на шахматной доске шах пешкой.
Инструкция 4:
Напади своей фигурой на две фигуры соперника.
Задание № 8. (УУД. Окончание партии. Эндшпиль).
Инструкция 1:
Объясни на доске «Правило квадрата».
Инструкция 2:
Расскажи о роли короля в эндшпиле.
Инструкция 3:
Покажи лучшее расположение пешек в окончаниях.

взрослого,
допускает 1-2 ошибки.
Низкий - ребенок выполняет задания неправильно.

Критерии оценки:
Высокий - выполняет задание правильно.
Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или
допускает 1-2 ошибки.
Низкий - выполняет задание неправильно.

2 год обучения
Задание № 1. (Знания. Системы проведения соревнований.
Русские чемпионы мира по шахматам).
Инструкция:
Назови системы проведения соревнований, кратко расскажи о
каждой. Назови русских чемпионов мира по шахматам.

Критерии оценки:
Высокий - знает системы проведения. Называет всех русских
чемпионов мира по шахматам.
Средний - рассказывает с дополнительными вопросами
педагога. Называет 1-2 чемпиона мира по шахматам.
Низкий - отвечает односложно, дополняет рассказ педагога. Не
называет чемпионов мира по шахматам.
Задание № 2. (Знания. Тактика и стратегия игры).
Критерии оценки:
Инструкция 1: Дай следующие определения: темп игры, Высокий - правильно выполняет задание
открытая линия, материальный перевес.
Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или
Инструкция 2:
допускает 1-3 ошибки.
Покажи на диаграмме сильные и слабые поля, объясни свое Низкий - выполняет задание неправильно.
мнение.
Задание № 3. (Знания. Тактические приемы).
Критерии оценки:
Инструкция:
Высокий - выполняет задание правильно.
Найди схему где смоят: вилка, связка, перекрытие, блокировка, Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или
двойной шах, двойной удар, перегрузка.
допускает 1-2 ошибки.
Низкий - выполняет задание неправильно.
31

Задание № 4. (Знания. Атака на рокированного короля).
Критерии оценки:
Инструкция:
Высокий - выполняет задание правильно.
Покажи на диаграмме позиции, где рокированный король слабо Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого,
защищен, объясни свое мнение.
допускает 12 ошибки.
Низкий - выполняет задание неправильно.
Задание № 5. (Знания. Классификация дебютов).
Критерии оценки:
Инструкция:
Высокий - выполняет задание правильно.
Расскажи,на какие группы делятся дебюты. Дай определение Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или
каждой группе.
допускает 1-2 ошибки.
Низкий - выполняет задание неправильно.
Задание № 6. (Знания. Многопешечный эндшпиль.).
Критерии оценки:
Инструкция 1: Расскажи о роли короля в эндшпиле.
Высокий - выполняет задание правильно.
Инструкция 2: Расскажи при наличии каких фигур на доске Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или
получается «Оппозиция».
допускает 1-2 ошибки.
Инструкция 3: Расскажи о плане игры при пешечном Низкий - выполняет задание неправильно.
большинстве на фланге.
Задание № 7. (УУД. Тактика и стратегия игры).
Критерии оценки:
Инструкция 1: Оцени позицию на доске, покажи ходы Высокий - правильно выполняет задание.
сохраняющие темп игры.
Средний - правильно выполняет задание с небольшой помощью
Инструкция 2: Оцени позицию на доске, найди открытые линии, взрослого,
поставь на них нужные фигуры.
или допускает 1-2 ошибки.
Инструкция 3: Оцени позицию на доске, определи у кого Низкий - выполняет задание неправильно.
материальный перевес, на какие фигуры, скажи достаточный
материальный перевес для победы или нет.
Задание № 8. (УУД. Разыгрывание шахматных положений).
Критерии оценки:
Инструкция 1: Поставь на шахматной доске вилку.
Высокий - ребенок правильно выполняет все задания.
Инструкция 2: Поставь на шахматной доске связку.
Средний - ребенок выполняет задания с небольшой помощью
Инструкция 3: Сделай на шахматной доске перекрытие.
взрослого,
Инструкция 4: Поставь на шахматной доске двойной шах, допускает 1-2 ошибки.
двойной удар.
Низкий - ребенок выполняет задания неправильно.
Инструкция 5: Сделай на шахматной доске блокировку;
определи, где перегрузка.
Задание № 9. (УУД. Атака на рокированного короля).
Критерии оценки:
32

Инструкция 1: Поставь королю мат в 2 хода.
Инструкция 2: Найди комбинацию с выигрышем фигуры.
Задание № 10. (УУД. Разыгрывание дебютов.).
Инструкция 1: Начни Итальянскую партию. (5 ходов)
Инструкция 2: Начни Испанскую партию (5 ходов)
Инструкция 3: Начни Русскую партию (5 ходов)
Задание № 11. (УУД. Многопешечный эндшпиль).
Инструкция 1:
Реши этюд. Белые начинают и выигрывают.
Инструкция 2:
Реши этюд. Белые начинают и делают ничью.

Высокий - выполняет задание правильно.
Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или
допускает 1-2 ошибки.
Низкий - выполняет задание неправильно.
Критерии оценки:
Высокий - ребенок правильно выполняет все задания.
Средний - ребенок выполняет задания с небольшой помощью
взрослого,
допускает 1-2 ошибки.
Низкий - ребенок выполняет задания неправильно.
Критерии оценки
Высокий - выполняет задание правильно.
Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или
допускает 1-2 ошибки.
Низкий - выполняет задание неправильно.

3 год обучения
Задание № 1. (Знания. Чемпионы мира по шахматам.
Сильнейшие шахматисты современности).
Инструкция: Назови по порядку чемпионов мира по шахматам,
начиная с первого. Назови сильнейших шахматистов нашего
времени.

Критерии оценки:
Высокий - называет всех чемпионов мира по шахматам.
Средний - рассказывает с дополнительными вопросами
педагога. Называет 3-4 чемпиона мира по шахматам.
Низкий - отвечает односложно, дополняет рассказ педагога. Называет
1-2
чемпионов мира по шахматам.
Задание № 2. (Знания. Тактика и стратегия игры).
Критерии оценки:
Инструкция 1:Объясни следующие понятия или покажи на Высокий - правильно выполняет задание
шахматной доске: подвижный и неподвижный центр, активные и Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или
пассивные фигуры, лавирование, висячие пешки, изолированная допускает 1-3 ошибки.
пешка.
Низкий - выполняет задание неправильно.
Инструкция 2:
Расставь на шахматной доске позиции с вышеуказанными
понятиями.
Задание № 3. (Знания. Дебютные ловушки).
Критерии оценки:
Инструкция:
Высокий - выполняет задание правильно.
33

Объясни, что значит понятие «Дебютная ловушка».

Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого,
допускает 12 ошибки.
Низкий - выполняет задание неправильно.
Задание № 4. (Знания. Легкофигурный эндшпиль.).
Критерии оценки:
Инструкция 1: Объясни следующие понятия: цугцванг, Высокий - выполняет задание правильно.
позиционная ничья, правило треугольника.
Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или
Инструкция 2: Объясни особенности (роль)каждой фигуры в допускает 1-2 ошибки.
эндшпиле.
Низкий - выполняет задание неправильно.
Задание № 5. (УУД. Тактика и стратегия игры).
Инструкция 1: Оцени позицию на доске, покажи ходы, после
которых пассивные фигуры становятся активными.
Инструкция 2: Оцени позицию на доске, покажи хорошие ходы
при плане игры с неподвижным центром.
Инструкция 3: Оцени позицию на доске, Покажи хорошие ходы
при плане игры с учетом того, что у соперника есть
изолированная пешка.
Задание № 6. (УУД. Разыгрывание дебютов)
Инструкция 1: Начни Сицилианскую защиту (5 ходов)
Инструкция 2: Начни Французскую защиту (5 ходов)
Инструкция 3:Начни защиту Каро-Канн (5 ходов)

Критерии оценки:
Высокий - правильно выполняет задание.
Средний - правильно выполняет задание с небольшой помощью
взрослого,
или допускает 1-2 ошибки.
Низкий - выполняет задание неправильно.

Критерии оценки:
Высокий - ребенок правильно выполняет все задания.
Средний - ребенок выполняет задания с небольшой помощью
взрослого,
допускает 1-2 ошибки.
Низкий - ребенок выполняет задания неправильно.
Задание № 7. (УУД. Легкофигурный эндшпиль).
Критерии оценки
Инструкция 1: Реши на доске «Оппозицию» зная правило Высокий - выполняет задание правильно.
треугольника.
Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или
Инструкция 2: Реши этюд. Белые начинают и выигрывают. (Конь допускает 1-2 ошибки.
или слон с пешкой против ладьи).
Низкий - выполняет задание неправильно.
Инструкция 3: Реши этюд. Белые начинают и делают ничью.
(Конь или слон с пешкой против ладьи).
Инструкция 4: Реши этюд. Белые начинают и выигрывают.
(Ферзь против ладьи).

34

4. год обучения
Задание № 1. (Знания. Некоронованные чемпионы мира по
шахматам. Сильнейшие советские шахматисты).
Инструкция:
Назови некоронованных чемпионов мира по шахматам. Назови
советских чемпионов мира.

Критерии оценки:
Высокий - называет 3-4 некоронованных чемпиона мира по шахматам.
Называет всех советских чемпионов мира по шахматам.
Средний - рассказывает с дополнительными вопросами педагога.
Называет 1-2 некоронованных чемпионов мира по шахматам. Называет
2-3 советских чемпиона мира по шахматам.
Низкий - отвечает сложно, дополняет рассказ педагога. Не называет
некоронованных чемпионов мира. Называет 1-2 советских чемпионов
мира по шахматам.
Задание № 2. (Знания. Тактика и стратегия игры).
Критерии оценки:
Инструкция 1:
Высокий - правильно выполняет задание
Объясни следующие понятия: закрытый центр, активные и Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или
пассивные фигуры, лавирование. Расскажи, какой план игры допускает 1-3 ошибки.
возможен при закрытом центре.
Низкий - выполняет задание неправильно.
Инструкция 2:
Расставь на шахматной доске позиции с вышеуказанными
понятиями.
Задание № 3. (Знания. Закрытые дебюты).
Критерии оценки:
Инструкция:
Высокий - выполняет задание правильно.
Объясни, что значит понятие «Закрытый дебют». Перечисли, Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого,
какие закрытые дебюты ты знаешь.
допускает 12 ошибки.
Низкий - выполняет задание неправильно.
Задание № 4. (Знания. Эндшпиль.).
Критерии оценки:
Инструкция 1:
Высокий - выполняет задание правильно.
Объясни или расставь на шахматной доске следующие понятия: Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или
цугцванг, оппозиция, правило треугольника.
допускает 1-2 ошибки.
Инструкция 2:
Низкий - выполняет задание неправильно.
Объясни особенности (роль)каждой фигуры в эндшпиле.
Задание № 5. (УУД. Тактика и стратегия игры).
Критерии оценки:
Инструкция 1: Оцени позицию на доске, покажи хорошие ходы, Высокий - правильно выполняет задание.
при игре с закрытым центром.
Средний - правильно выполняет задание с небольшой помощью
35

Инструкция 2: Оцени позицию на доске, покажи хорошие ходы взрослого,
при плане игры с целью физического уничтожения центра.
или допускает 1-2 ошибки.
Инструкция 3: Оцени позицию на доске, Покажи хорошие ходы Низкий - выполняет задание неправильно.
при плане игры с учетом того, что у соперника есть
изолированная пешка.
Задание № 6. (УУД. Закрытые дебюты.)
Критерии оценки:
Инструкция 1: Разыграй отказанный ферзевой гамбит.
Высокий - ребенок правильно выполняет все задания.
Инструкция 2: Разыграй принятый ферзевой гамбит.
Средний - ребенок выполняет задания с небольшой помощью взрослого,
Инструкция 3: Разыграй защиту Нимцовича.
допускает 1-2 ошибки.
Низкий - ребенок выполняет задания неправильно.
Задание № 7. (УУД. Эндшпиль).
Критерии оценки
Инструкция 1: Реши на доске «Оппозицию» зная правило Высокий - выполняет задание правильно.
треугольника.
Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или
Инструкция 2: Реши этюд. Белые начинают и выигрывают. допускает 1-2 ошибки.
(Ферзь против ладьи).
Низкий - выполняет задание неправильно.
Инструкция 3: Реши этюд. Белые начинают и выигрывают.
(Позиции с участием проходной пешки).

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».