Управление образованием Новолялинского городского округа Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования Новолялинского городского округа «Дом детского творчества «Радуга» Принята на заседании педагогического совета «30» августа 2024г. Протокол № 1 Утверждена приказом директора МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга» от 30.08.2024 № 69 од Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Здравствуй, театр!» Возраст обучающихся: 3 – 5 лет Срок реализации: 2 года Автор-составитель: Самойлова Ольга Владимировна, педагог дополнительного образования г. Новая Ляля, 2024 Оглавление Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы ...................................................................... 3 1.1. Пояснительная записка ........................................................................................................................ 3 1.2. Цель и задачи программы.................................................................................................................... 5 1.3. Планируемые результаты освоения программы ............................................................................... 6 Раздел 2. Содержание программы ............................................................................................................. 7 2.1. Учебный (тематический) план первого года обучения ................................................................... 7 2.2. Содержание учебного плана первого года обучения ........................................................................ 7 2.3. Учебный (тематический) план второго года обучения..................................................................... 9 2.4. Содержание учебного (тематического) плана второго года обучения ......................................... 10 РАЗДЕЛ 3. Комплекс организационно-педагогических условий......................................................... 12 3.1. Календарный учебный график .......................................................................................................... 12 3.2. Условия реализации программы ....................................................................................................... 12 3.2.1. Материально-техническое обеспечение ....................................................................................... 12 3.2.2. Кадровое обеспечение .................................................................................................................... 12 3.2.3. Методические материалы ............................................................................................................... 12 3.2.4. Формы аттестации и оценочные материалы................................................................................. 15 4. Список литературы ............................................................................................................................... 18 4.1. Нормативные документы .................................................................................................................. 18 4.2. Литература по программе .................................................................................................................. 18 4.3. Литература для педагога: .................................................................................................................. 19 4.4. Литература для обучающихся:.......................................................................................................... 19 4.5. Для родителей:.................................................................................................................................... 19 Приложение 1. Календарный учебный график первого года обучения............................................... 20 Приложение 2. Репертуар первого года обучения ................................................................................. 22 Приложение 3. Календарный учебный график второго года обучения ............................................... 22 Приложение 4. Репертуар первого года обучения ................................................................................. 24 Приложение 5. Диагностический бланк «Оценка знаний, умений, навыков» .................................... 25 Приложение 6. Оценка результатов театрально-игровой деятельности .............................................. 26 2 Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка В младшем возрасте ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Театр, в который мы играем с детьми, помогает ребёнку узнать самого себя, заявить о себе, поверить в себя, сформировать думающего, чувствующего любящего, активного человека, готового к творческой деятельности в любой области. Уровень освоения программы – ознакомительный. Направленность программы. Программа «Здравствуй, театр!» относится к художественной направленности и рассчитана на два года обучения. В первый год обучения у детей воспитывается интерес к театрально-игровой деятельности, театральным куклам, развивается речь и психофизические способности детей. Во второй год обучения расширяется представление о театрально-игровой деятельности, формируется интонационная выразительность речи, закрепляется знание о правилах манипуляции с верховыми куклами. Данная программа является модифицированной, за основу взята авторская программа «Театр – творчество – дети», разработанная Н.Ф. Сорокиной и рекомендована Министерством образования РФ, т.к. включает обязательный минимум содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом интеграции образовательных областей. Актуальность программы. Младший возраст – уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к общечеловеческим ценностям, развитие способности и индивидуальности. Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие индивидуальных способностей воспитанника, развитие основных психических процессов и качеств (восприятия, памяти, внимания, фантазии, наблюдательности и т.д.). Происходит усвоение социальных норм поведения. Программа «Здравствуй, театр!» позволяет глубже и шире познакомить детей с театральной куклой, театральным мастерством. Данная программа учитывает особенности общения с театром, и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую культуру. Отличительные особенности программы. С учетом возрастных особенностей воспитанников в программе предусмотрено использование 3 этюдных тренажей, параллельное разыгрывание кукольных спектаклей и театрализованных игр. А также при знакомстве с текстом литературного произведения или сказки, роль персонажа разучивается при помощи жестов, мимики, движений, костюмов, мизансцен. Работа педагога проходит в тесном контакте с воспитателями и родителями. Родители присутствуют на занятиях, спектаклях, развлечениях, помогают при изготовлении костюмов, декораций и реквизитов. Адресат программы. Данная программа разработана для детей от 3 до 5 лет (дошкольный возраст). В этот период дети эмоциональны, любознательны, стремятся участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Состав групп постоянный, с участием детей ООП и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В соответствии с возрастными особенностями воспитанников подбирается репертуар сказок, но могут быть изменения в связи с интересами детей. Срок освоения программы. Весь учебный материал рабочей программы состоит из четырёх разделов: театральная азбука; путешествие в сказку; основы актёрского мастерства, речевая культура. Особое место в программе отводится практической работе, в которой занятия проводятся по подгруппам, что позволяет совершенствовать исполнительские навыки и умения. В разделе «Театральная игра» проводится диагностика знаний, умений и навыков. Программа «Здравствуй, театр!» реализуется в течение двух лет. Год обучения 1 год обучения 2 год обучения Кол-во часов в Продолжительность неделю занятия 2 час в неделю 15 мин.1 2 часа в неделю 20 мин. Общее кол-во учебных часов по программе Кол-во часов за год 66 часов 66 часов 132 часа Занятия проходят 2 раза в неделю без совмещения часов. Организационные формы обучения. Занятия реализуются в очной, традиционной форме обучения. Состав группы постоянный. Режим занятий. Данная программа составлена в соответствии с СанПинами. Театральные занятия проводятся два раза в неделю: одно занятие групповое, второе – по подгруппам. Все занятия театральной деятельностью проходят в игровой форме, что дает возможность предоставить детям, не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения заданий. Малыши в этой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других, что помогает им избежать затруднений в общении В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека фактора среды обитания», таблица 6.6. 1 4 со сверстниками и взрослыми. В течение первого года обучения воспитанники показывают результат своей деятельности (сказки) на открытых занятиях. В течение второго года обучения дети представляют результат своей деятельности (разыгрывают сказки с куклами и без них) перед родителями и детьми младшего возраста. Особенности организации образовательной деятельности. Занятия проводятся на базе МАДОУ НГО «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественноэстетическому развитии воспитанников № 11 «Рябинушка». 1.2. Цель и задачи программы Цель программы: развитие личности ребёнка младшего дошкольного возраста, его творческих способностей посредством театрального искусства. Задачи. Обучающие: − приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знание детей о театре; − формировать поэтапное освоение детьми театрального творчества; − познакомить и закреплять знания о правилах манипуляции куклами различных систем; − совершенствовать артистическим навыкам детей в плане переживания и воплощения образа; − активизировать словарный запас детей. Развивающие: − развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности; − создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности; − развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа; − поддерживать инициативу детей в индивидуальных и коллективных импровизациях; − поощрять желание принимать активное участие в праздниках, досугах, развлечениях; − развивать эмоциональность и выразительность речи у воспитанников. Воспитательные − воспитывать исполнительскую и зрительскую культуру; − воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, бережное отношение друг к другу, уважение к коллективному творчеству; − воспитывать в детях нравственную направленность (дружба, доброта, честность, взаимопомощь и т.д.). 5 1.3. Планируемые результаты освоения программы Метапредметные результаты освоения программы Регулятивные УУД: Обучающийся научится: • понимать, принимать и решать поставленную задачу, сформулированную педагогом; • организация и планирование своих действий на отдельных этапах работы над постановкой. Познавательные Обучающийся научится: УУД: • проводить сравнение и анализ поведения героя; • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; • проявление индивидуальных творческих способностей при инсценировании. Обучающийся научится: Коммуникативные • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, УУД проявление инициативы и активности; • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; • обращение за помощью. Личностные результаты освоения программы У обучающихся будут сформированы: • доброжелательное отношение и сотрудничество со сверстниками, бесконфликтное поведение; • стремление прислушиваться к мнению других; • формирование этического чувства, эстетической потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы. Предметные результаты освоения программы Обучающийся научится: • соблюдать орфоэпические и интонационные нормы чтения; выразительному чтению; • различать произведения по жанру; • правильному речевому дыханию и правильной артикуляции; • выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение); • проявлять интерес и желание к театральному искусству. 6 Раздел 2. Содержание программы 2.1. Учебный (тематический) план первого года обучения Стартовый уровень Цель. Знакомство обучающихся с театральным искусством. Задачи. Образовательные: - познакомить с основными театральными понятиями; - обучить приемам кукловождения настольных кукол. Развивающие: - следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях; - владеть своим вниманием; - передавать мимикой, позой, жестами, движением основные эмоции. Воспитательные: - воспитывать театральную культуру. Наименование темы Раздел 1. Театральная азбука 1.1.Здравствуй, театр 1.2.Театральная игра Раздел 2. Путешествие в сказку 2.1.Знакомство со сказкой 2.2.Театр на столе 2.3.Кукловождение Раздел 3. Основы актёрского мастерства 3.1.Мы - актеры 3.2..Актерское мастерство 3.3.Играем в сказку Раздел 4. Речевая культура 4.1.Речь и голос 4.2.Сценическая речь 4.3.Работа над ролью Кол-во часов 3 В том числе теории 1 В том числе практики Формы аттестации 1 2 23 1 12 2 11 6 6 11 20 6 6 2 11 18 Опрос, наблюдение беседа наблюдение 7 7 6 20 2 3 5 7 6 17 беседа наблюдение показ 7 7 6 66 3 18 4 7 6 48 беседа наблюдение сам. работа 2 опрос Пед. диагностика 2.2. Содержание учебного плана первого года обучения Раздел 1. «Театральная азбука». 1.1. Здравствуй, театр. Теория: Знакомство с видами театра (настольный театр, игры-инсценировки). Знакомство с мимикой, жестами, движениями; с приёмами кукловождения настольного театра. Игры-знакомства («Назови 7 имя», «Назови, кто рядом стоит»). Прослушивание сказок: «Колобок», «Репка». 1.2. Театральная игра. Практика: Упражнения и этюды с куклами настольного театра. Этюды на мимику и движения. Скороговорки, чистоговорки. Раздел 2. «Путешествие в сказку». 2.1. Знакомство со сказкой. Теория: Чтение, прослушивание или просмотр сказки. Беседа, обсуждение прочитанного, имитация характера, образа героя по сказке. 2.2. Театр на столе. Теория: Знакомство с основами кукольного театра: основы взаимодействия кукол настольного театра. Основы взаимодействия кукол настольного театра между собой. 2.3. Кукловождение. Практика: Упражнения и этюды с куклами настольного театра. Разыгрывание сказок, мини-сценок, потешек, стихов, этюдов с куклами настольного театра. Танцевальное творчество: свободная пляска персонажей сказок, танцевальные импровизации с куклами. Раздел 3. «Основы актёрского мастерства». 3.1. Мы – актеры. Теория: Фантазия, воображение и память - помощники в сказке. Жесты, черты характера. Основные принципы драматизации. Соучастие в сказке. 3.2. Актерское мастерство. Практика: Этюды на мимику и движения. Игровое творчество: игры-инсценировки, мини-сценки, потешки, подвижные игры, пальчиковые игры. Этюды с музыкальным сопровождением. Создание образа героя сказки. 3.3. Играем в сказку. Практика: Проведение кукольных спектаклей с использованием кукол настольного театра. Показ сказок. Раздел 4. «Речевая культура». 4.1.Речь и голос. Теория: Значение тембра голоса для передачи характера персонажа в сказке, эмоциональная выразительность речи. 4.2. Сценическая речь. Практика: Скороговорки, чистоговорки. 4.3. Работа над ролью. Практика: Работа над текстом сказки, речью, репетиция сказки, разучивание чистоговорок, скороговорок, речевые и дыхательные упражнения, песенки. Требования к знаниям и умениям первого года обучения 1 год обучения Требования к знаниям и умениям Обучающийся должен знать: • основные театральные понятия: актёр, зритель, настольные куклы; • правила поведения во время спектакля. Обучающийся должен уметь: • ориентироваться в музыкальном зале, называть предметы театрально• игрового оборудования; 8 • • • • 1 год обучения • • • следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях; владеть своим вниманием; передавать мимикой, позой, жестами, движением основные эмоции; владеть приёмами кукловождения настольных кукол. Обучающийся получит возможность научиться в совершенстве управлять куклами настольного театра; перевоплощению в образ героя; строить простейший диалог. 2.3. Учебный (тематический) план второго года обучения Стартовый уровень Цель. Знакомство с театральным искусством и театральными куклами. Задачи. Образовательные: - привить устойчивый интерес обучающихся к театральным занятиям; - обучить приемам кукловождения верховых кукол. Развивающие: - создавать выразительный образ в этюдах, драматизациях; - уметь манипулировать с верховыми куклами; - развить память, внимание. Воспитательные: - воспитывать театральную культуру. Количество Наименование темы часов Раздел 1. Театральная 4 азбука 1.1.Здравствуй, театр 2 1.2.Театральная игра 2 Раздел 2. Путешествие в 19 сказку 2.1. Знакомство со сказкой 4 2.2. Верховые куклы 7 2.3. Кукловождение 8 Раздел 3. Основы 23 актёрского мастерства 3.1. Мы – актеры 8 3.2. Актерское мастерство 11 3.3. Играем в сказку 4 Раздел 4. Речевая культура 20 4.1.. Речь и голос 8 4.2. Сценическая речь 8 4.3. Работа над ролью 4 Итого: 66 В том числе теории 2 В том числе практики 2 Формы аттестации 2 7 2 12 опрос Пед.диагностика 4 3 4 4 8 19 опрос беседа наблюдение 4 8 8 21 4 11 4 12 8 4 45 беседа наблюдение показ беседа наблюдение сам.работа 9 2.4. Содержание учебного (тематического) плана второго года обучения Раздел 1. «Театральная азбука». 1.1. Здравствуй, театр. Теория: Знакомство с видами театра (кукольный театр, верховые куклы). Знакомство с мимикой, жестами, движениями; с приёмами кукловождения верховых кукол. Практика: Прослушивание сказок, стихов, упражнения на развитие простых двигательных навыков – осанка, походка. 1.2. Театральная игра. Практика: Упражнения и этюды с использованием театра ложек и кукол на гапите. Этюды на мимику и движения. Скороговорки, чистоговорки. Раздел 2. «Путешествие в сказку». 2.1. Знакомство со сказкой. Теория: Чтение, прослушивание или просмотр сказки. Беседа, обсуждение прочитанного по сказке, имитация характера героев. 2.2. Верховые куклы. Теория: Знакомство с основами кукольного театра: основы взаимодействия верховых кукол между собой; с театральной ширмой, приемами кукловождения ложками и верховыми куклами на гапите. 2.3. Кукловождение. Практика: Упражнения и этюды по принципу взаимодействия кукол ложкового театра, кукол на гапите между собой. Сказки, мини-сценки, потешки, стихи, этюды, с верховыми куклами. Раздел 3. «Основы актёрского мастерства». 3.1. Мы – актеры. Теория: Знакомство с мимикой, жестами, движениями, интонацией. Жесты, черты характера героя в театрализованной деятельности. Основные принципы драматизации. Соучастие в театрализованной деятельности. 3.2. Актерское мастерство. Практика: Игровое творчество: драматизация сказок, инсценированные стихов, театрализованные игры, придумывание диалогов действующих лиц. Создание образа героя сказки. Этюды на мимику и движения. Танцевальное творчество: игры, имитирующие движения животных, танцевальные импровизации в жанр. 3.3. Показ сказки. Практика: Проведение кукольных спектаклей с использованием театра ложек, верховых кукол на гапите. Показ сказок е марша, вальса, польки. Игры-драматизации. Раздел 4. «Речевая культура». 4.1. Речь и голос. Теория: Значение тембра голоса для передачи характера персонажа в сказке, эмоциональная выразительность речи. 4.2. Сценическая речь. Практика: Дыхательная гимнастика, упражнения, этюдный тренаж на дикцию, звукоподражательные упражнения, пальчиковая гимнастика. Разучивание чистоговорок, скороговорок, песенки. 4.3. Работа над ролью. Практика: Работа над текстом сказки, речью, репетиция сказки. 10 Требования к знаниям и умениям, второй год обучения 2 год обучения 2 год обучения Требования к знаниям и умениям Обучающийся должен знать: • виды театральных кукол: ложковый, на гапите; • приёмы кукловождения; • основные принципы драматизации. Обучающийся должен уметь: • создавать выразительный образ в этюдах, драматизациях; • манипулировать с верховыми куклами; • определять характер персонажа; • работать с партнёром и в группе; • участвовать в танцевальных импровизациях с куклами и без них; • характеризировать душевное состояние и настроение персонажей в спектакле. Обучающийся получит возможность научиться • действовать согласованно; • правильно произносить скороговорку с разными интонациями; • строить простейший диалог; • проявлять инициативность в передаче выразительного образа героев. 11 РАЗДЕЛ 3. Комплекс организационно-педагогических условий 3.1. Календарный учебный график Год обучения 1 год Дата начала обучения 2 сентября Дата окончания обучения 24 мая Количество учебных недель 33 Количество учебных дней 66 2 год 2 сентября 24 мая 33 66 Количество Режим учебных занятий часов 66 2 занятия по 1 часу в неделю 66 2 занятия по 1 часу в неделю Каникулы: осенние 26.10.24- 03.11.2024г. зимние 30.12.24 - 10.01.2025 г. дополнительные 15.02. – 23.02.2025 г. весенние 29.03.2025 – 06.04.2025 г. 3.2. Условия реализации программы 3.2.1. Материально-техническое обеспечение Наименование Количество Оборудование Кабинет Музыкальный зал Элементы декораций: ширмы Стол Стулья Магнитная доска Ковровое покрытие Декорации к спектаклям (деревья, кустарники) Материалы Детские костюмы для спектаклей Куклы для настольного театра Пальчиковый театр Театр Би-ба-бо Технические средства Музыкальный центр Ноутбук 1 1 3 2 20 1 1 6 15 2 набора 1 набор 6 набора 1 1 3.2.2. Кадровое обеспечение Программу ведёт педагог дополнительного образования. Образование среднее специальное, высшее педагогическое (дошкольное). 3.2.3. Методические материалы Первый год обучения № п/п Название темы раздела, Материальнотехническое оснащение, дидактический материал Формы, методы, Формы приёмы обучения. учебного Педагогические занятия технологии 12 1. Театральная азбука Художественная литература, иллюстрации, 2. Путешествие сказку 3. Основы актёрского мастерства Картотека словесных игр, иллюстрации по сказкам. Куклы настольного театра Карточки настроения, элементы костюмов, 4. Речевая культура № п/п Название темы в Картотека пальчиковой гимнастики Рассказ, объяснение, беседа, демонстрация. Развивающее обучение. Игры-занятия, упражнения, Игры-драматизации, здоровье сберегающие технологии. Ролевая беседа, игра, Игры, упражнения, этюды, совместная деятельность, театрализованные игры, Объяснение, упражнение, разыгрывание потешек, сценок, стихотворений Игра-занятие, игрыдраматизации, Ролевая игра, занятие-сказка, играпутешествие. Игра-занятие, диалог, беседа, репетиция, праздники. Второй год обучения Формы, методы, Формы учебного приёмы обучения. занятия Педагогические технологии 1. раздела, Материальнотехническое оснащение, дидактический материал Театральная азбука Художественная литература, иллюстрации по видам театра, театральных кукол. 2. Путешествие сказку Игры-занятия, упражнения, Игрыдраматизации, здоровье сберегающие технологии. Ролевая игра, занятие-сказка, играпутешествие. 3. Основы актёрского мастерства Игра, упражнение, объяснения, демонстрация, театрализованные игры, ролевая игра, практическая работа. Беседа, познавательная игра, самостоятельная работа репетиция, спектакль, в Картотека словесных игр, иллюстрации по сказкам. Куклы настольного театра, верховые куклы Картотека словесных игр, карточки настроения; иллюстрации по сказкам. Видеоматериалы Рассказ, Викторины, объяснение, беседа, заочная демонстрация. экскурсия, беседа, познавательная игра. 13 4. Речевая культура спектаклей, сказок, стихов объединения, профессиональных и любительских театров Развивающее обучение, здоровье сберегающие технологии, обучение в сотрудничестве (групповая работа) Объяснение, упражнение, разыгрывание по потешек, сценок, стихотворений праздники. Картотека пальчиковой гимнастики; мнемотаблицы скороговоркам Самостоятельная работа, беседа, репетиция, концерт. Методические материалы 1. Конспекты занятий. 2. Сценарии театрализованных представлений. 3. Репертуарные сборники пьес, книги по истории кукольного театра, сборники детских сказок и стихов, специальная литература по изготовлению кукол и декораций. Алгоритм работы над спектаклем 1. Выбор сказки, обсуждение её с детьми. 2. Деление сказки на эпизоды и пересказ их детьми. 3. Выбор, распределений и обсуждение ролей сказки. 4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцевальных композиций. 5. Продумывание и создание совместно с детьми, родителями, воспитателями эскизов декораций и костюмов. 6. Переход к тексту сказки: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей. 7. Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условно), с музыкальным оформлением. 8. Репетиция спектакля. 9. Показ спектакля. Дидактические материалы: 1. Картотека словесных игр, пальчиковой гимнастики; 2. Карточки настроения; 3. Художественная литература; 4. Иллюстрации по сказкам. Алгоритм работы над спектаклем 1. Выбор сказки, обсуждение её с детьми. 2. Деление сказки на эпизоды и пересказ их детьми. 3. Выбор, распределений и обсуждение ролей сказки. 4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцевальных композиций. 14 5. Продумывание и создание совместно с детьми, родителями, воспитателями эскизов декораций и костюмов. 6. Переход к тексту сказки: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей. 7. Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условно), с музыкальным оформлением. 8. Репетиция спектакля. 9. Показ спектакля. 3.2.4. Формы аттестации и оценочные материалы Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: - журнал посещаемости; - диагностический бланк; - грамоты; - фото, статьи на сайте ДДТ «Радуга». Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: - открытое занятие; - выступления в малых подгруппах; - показ миниатюр в тематических праздниках; - участие в конкурсной деятельности на уровне ДОУ; - участие в городских, муниципальных, окружных, фестивалях; - показ отчётного спектакля, - выступления на концертах на уровне ДОУ, ДДТ «Радуга»; - защита творческих работ. Этапы отслеживания образовательных результатов Входная диагностика – октябрь – наблюдение, беседа, разыгрывание этюдов. Промежуточная диагностика – декабрь, январь – наблюдение, выступления в малых подгруппах, показ миниатюр. Итоговая аттестация - апрель - является необходимым заключительным этапом образовательного процесса. Итоговая аттестация проходит в конце года через итоговый спектакль, который подводит определенную черту в освоении программы и дает возможность проявить воспитанникам в различных видах деятельности, продемонстрировать свои умения и навыки в кукловождении, драматизации, почувствовать радость творчества. Оценочные материалы Отслеживание результатов театрально-игровой деятельности проводится по следующим направлениям. Этюдный тренаж (мастерство актера) 1.Дикция (потешки, скороговорки и чистоговорки). 2.Жесты (этюды на выразительность жеста). 3.Мимика (этюды на выражение основных эмоций, на сопоставление различных эмоций, на воспроизведение отдельных черт характера). 4.Движения (этюды с музыкальным сопровождением). 15 Игры-драматизации 1.Желание участвовать в играх – драматизациях. 2.Умение общаться с партнером. 3.Умение импровизировать при создании образа. Этюды с куклами 1.Желание играть с куклой. 2.Навыки управления ею. 3.Умение импровизировать с куклой. Кукольные спектакли 1.Желание участвовать в спектакле с верховыми куклами. 2.Навыки взаимодействия с партнером при управлении с куклой. 3.Умение создать образ с помощью кукол. Игры – спектакли с элементами кукольного театра 1.Желание участвовать в игре – спектакле. 2.Навыки общения с партнером. 3.Умение создавать образ персонажа, используя различные средства выразительности (слово, жесты, мимика, движение, управление куклами) Характеристика оценочных материалов Личностные результаты Планируемые результаты Доброжелательное отношение и сотрудничество со сверстниками, бесконфликтное поведение Стремление прислушиваться к мнению других Формирование этического чувства, эстетической потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы Критерии оценивания Умение работать в коллективе. Умение находить выход из создавшейся ситуации. Умение принимать мнение других детей и педагога Положительная реакция на произведения художественной литературы. Проявляет желание к заучиванию текста. Вносит личное отношение к произведению Виды контроля/ промежуточной аттестации Входящий, промежуточный, итоговый Диагностический инструментарий (формы, методы, диагностики) Диагностическая карта, наблюдение, индивидуальная беседа Входящий, промежуточный, итоговый Наблюдение Входящий, промежуточный, итоговый Беседа, наблюдение, выступления. 16 Метапредметные результаты Предметные результаты Понимать, принимать и решать поставленную задачу, сформулированную педагогом Проводить сравнение и анализ поведения героя; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий Проявлять индивидуальные творческие способности при инсценировании Работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных Соблюдать орфоэпические и интонационные нормы чтения; выразительному чтению Правильному речевому дыханию и правильной артикуляции Выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение) Умение самостоятельно выполнять поставленную задачу проявляет самостоятельнос ть и инициативу Промежуточный, итоговый Беседа, наблюдение Промежуточный, итоговый Контрольные задания, наблюдение Самостоятельно е участие в этюдах, инсценировках Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами Проявляет умение к выразительному чтению Промежуточный, итоговый Контрольные задания, наблюдение Промежуточный, итоговый Наблюдение, задания Промежуточный, итоговый Практические задания Самостоятельно применяет речевое дыхание и артикуляцию Самостоятельно выражает эмоции в этюдах и упражнениях Промежуточный, итоговый Наблюдение, практические задания Промежуточный, итоговый Практические задания Наблюдение 17 4. Список литературы 4.1. Нормативные документы Настоящая дополнительная общеразвивающая программа «Здравствуй, театр!» художественной направленности разработана в соответствии с нормативно - правовыми документами: 1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273Ф3. 2. «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 № 678-р. 3. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р. 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее-СанПиН). 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 7. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 8. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). 10. Устав МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга». 11. Образовательная программа МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга». 4.2. Литература по программе 1. Губанова, Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников (методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей) [Текст] / Н.Ф. Губанова - М.: АЙРИС-Пресс, 2004 г. – 255 с. 2. Маханёва, М.Д. Театрализованные занятия в деском саду [Текст] / М.Д. Маханёва - М.: Творческий центр «СФЕРА», 2004 г. – 123 с. 3. Петрова, Т.И. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду [Текст] / Т.И. Петрова - М.: Школьная пресса, 2003 г. – 127 с. 18 4. Сорокина, Н.Ф., Миланович, Л.Г. Программа «Театр – творчество – дети». [Текст] / Библиотека ж. «Дошкольное воспитание» - 1996. - № 8 – С. 14-20. 5. Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр [Текст] Н.Ф. Сорокина. - М.: Аркти, 2000 г. – 159 с. 4.3. Литература для педагога: 1. Бондаренко, И.В. Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста [Текст] / И.В. Бондаренко - М.: АЙРИСС-Пресс, 2006 г. – 143 с. 2. Зарецкая, Н.В. Музыкальные сказки для детского сада [Текст] / Н.В. Зарецкая. - М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2004г. - 152 с. 3. Кисленко, Л.Е. Волшебные колокольчики. Утренники в детском саду [Текст] / Л.Е. Кисленко - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005 г. - 220 с. 4. Сорокина, Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий [Текст] / Н.Ф. Сорокина. - М.: Аркти, 2004 г. – 286 с. 5. Щеткин, А.В. Театральная деятельность в детском саду (4 - 5 лет) [Текст] \ А.В. Щёткин - М.: Мозаика-Синтез, 2007 г. - 127с. 4.4. Литература для обучающихся: Младшая группа: Сборник русских народных сказок и потешок для самых маленьких Средняя группа: Русские народные сказки 4.5. Для родителей: 1. Алянский Ю.Л. «Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре» Издательство: Детская литература, 2020 г. – 160с. 2. Антонова Е., Бауман Е. «В театре. Экскурсия в закулисы» Издательство «Настя и Никита», 2018 г.-14 с. 3. Евреинов Н. Н. «Что такое театр?» Москва: ГЦТМ им. А. А. Бахрушина: Navona, 2020. — 47 с. 4. Детская энциклопедия. 2008, № 3. О театре: познавательный журнал Издательство: Аргументы и факты, 2008. 19 Приложение 1. Календарный учебный график первого года обучения 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Сентябрь Октябрь 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Ноябрь 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Месяц Декабрь № п/п 1 2 3 Дата Неделя Тема занятия Здравствуй, театр 1 Кукловождение Путешествие в сказку. 2 Знакомство со сказкой «Цыплёнок» К.Чуковского Работа над ролью 3 Театр на столе «Цыплёнок» К.Чуковского Кукловождение 4 Мы – актеры «Цыплёнок» К.Чуковского Актерское мастерство 1 Речь и голос «Цыплёнок» К.Чуковского Сценическая речь 2 Показ сказки: «Цыплёнок» К.Чуковского Театральная игра Путешествие в сказку 3 Знакомство со сказкой: «Репка» Кукловождение 4 Театр на столе «Репка» Кукловождение 1 Мы – актеры «Репка» Актерское мастерство 2 Речь и голос «Репка» Сценическая речь 3 Показ сказки: «Репка» Работа над ролью Путешествие в сказку 4 Знакомство со сказкой: «Добрая девочка» Кукловождение 1 Театр на столе «Добрая девочка» Кукловождение 2 Мы – актеры «Добрая девочка» Актерское мастерство 3 Речь и голос «Добрая девочка» Сценическая речь 4 Мы – актеры «Добрая девочка» Актерское мастерство Кол-во часов 1 1 Форма занятия Место проведения Групповая Индивидуально-групповая Кабинет, муз. зал Групповая комната Форма контроля Беседа, опрос Наблюдение 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Групповая Индивидуально-групповая Групповая Индивидуально-групповая Групповая Индивидуально-групповая Групповая Индивидуально-групповая Групповая Индивидуально-групповая Кабинет, муз. зал Групповая комната Кабинет, муз. зал Групповая комната Кабинет, муз. зал Групповая комната Кабинет, муз. зал Групповая комната Кабинет, муз. зал Групповая комната Беседа, опрос Наблюдение Беседа, опрос Наблюдение Беседа, опрос Наблюдение Беседа, опрос Наблюдение Показ Пед.наблюдение 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Групповая Индивидуально-групповая Групповая Индивидуально-групповая Групповая Индивидуально-групповая Групповая Индивидуально-групповая Групповая Индивидуально-групповая Кабинет, муз. зал Групповая комната Кабинет, муз. зал Групповая комната Кабинет, муз. зал Групповая комната Кабинет, муз. зал Групповая комната Кабинет, муз. зал Кабинет, муз. зал Беседа, опрос Наблюдение Беседа, опрос Наблюдение Беседа, опрос Наблюдение Беседа, опрос Наблюдение Показ Сам.работа 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Групповая Индивидуально-групповая Групповая Индивидуально-групповая Групповая Индивидуально-групповая Групповая Индивидуально-групповая Групповая Индивидуально-групповая Кабинет, муз. зал Групповая комната Кабинет, муз. зал Групповая комната Кабинет, муз. зал Групповая комната Кабинет, муз. зал Групповая комната Спорт. зал Групповая комната Беседа, опрос Наблюдение Беседа, опрос Наблюдение Беседа, опрос Наблюдение Беседа, опрос Наблюдение Беседа, опрос Наблюдение Путешествие в сказку 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 57 58 59 60 61 62 63 64 1 1 1 Групповая Индивидуально-групповая Групповая 3 Кукловождение Театр на столе «Машенька и медведь» 1 1 Индивидуально-групповая Групповая Групповая комната Кабинет, муз. зал Наблюдение Беседа, опрос 1 1 1 1 1 1 1 Индивидуально-групповая Групповая Индивидуально-групповая Групповая Индивидуально-групповая Групповая Индивидуально-групповая Групповая комната Кабинет, муз. зал Групповая комната Кабинет, муз. зал Групповая комната Кабинет, муз. зал Кабинет, муз. зал Наблюдение Беседа, опрос Наблюдение Беседа, опрос Наблюдение Показ Сам.работа 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Групповая Индивидуально-групповая Групповая Групповая Индивидуально-групповая Групповая Индивидуально-групповая Групповая Индивидуально-групповая Групповая Индивидуально-групповая Кабинет, муз. зал Групповая комната Кабинет, муз. зал Групповая комната Кабинет, муз. зал Групповая комната Кабинет, муз. зал Групповая комната Кабинет, муз. зал Групповая комната Кабинет, муз. зал Кабинет, муз. зал Беседа, опрос Наблюдение Беседа, опрос Наблюдение Беседа, опрос Наблюдение Беседа, опрос Наблюдение Беседа, опрос Сам.работа Показ Сам.работа 1 1 1 1 1 1 1 1 Групповая Индивидуально-групповая Групповая Индивидуально-групповая Групповая Индивидуально-групповая Групповая Индивидуально-групповая Кабинет, муз. зал Групповая комната Кабинет, муз. зал Групповая комната Кабинет, муз. зал Групповая комната Кабинет, муз. зал Групповая комната Беседа, опрос Наблюдение Беседа, опрос Наблюдение Беседа, опрос Наблюдение Беседа, опрос Наблюдение Кукловождение Мы – актеры «Машенька и медведь» Актерское мастерство 2 Речь и голос «Машенька и медведь» Сценическая речь 3 Показ сказки: «Машенька и медведь» Работа над ролью Путешествие в сказку 1 Знакомство со сказкой: «Заюшкина избушка» Кукловождение 2 Театр на столе «Заюшкина избушка» Кукловождение 3 Мы – актеры «Заюшкина избушка» Актерское мастерство 4 Речь и голос «Заюшкина избушка» Сценическая речь 1 Мы – актеры «Заюшкина избушка» Актерское мастерство 2 Показ сказки: «Заюшкина избушка» Работа над ролью Путешествие в сказку 3 Знакомство со сказкой: «Волк и козлята» Работа над ролью 4 Театр на столе «Волк и козлята» Кукловождение 1 Мы – актеры «Волк и козлята» Актерское мастерство 2 Речь и голос «Волк и козлята» Сценическая речь Январь 1 Февраль 38 39 40 41 42 43 44 Март 36 37 2 Показ сказки: «Добрая девочка» Работа над ролью Знакомство со сказкой: «Машенька и медведь» 1 Апрель 33 34 35 Кабинет, муз. зал Кабинет, муз. зал Кабинет, муз. зал Показ Сам.работа Беседа, опрос 21 65 66 Показ сказки: «Волк и козлята» Театральная игра 3 1 1 Итого: Групповая Индивидуально-групповая Кабинет, муз. зал Групповая комната Показ Сам.работа, наблюдение 66 Приложение 2. Репертуар первого года обучения Сказки: «Цыплёнок» «Теремок» «Репка» «Волк и козлята» «Заюшкина избушка» Этюды с куклами: «Козлик» «Ёжик» «Серый волк» «Котик» Этюды на различные эмоции, мимику: «Ворона и собачка» «Коза рогатая» Игры с движением: «Зимняя пляска» «Зайцы» «Мыши на лугу» «Козочки на лугу» Приложение 3. Календарный учебный график второго года обучения № п/п дата месяц 1 неделя 1 2 Октя брь 4 5 6 7 8 9 10 11 2 Сентябрь 3 3 4 1 2 Тема занятия Кол-во часов Форма занятия Место проведения Форма контроля Здравствуй, театр. Беседа о театре, разыгрывание кукольных спектаклей с куклами настольного театра Кукловождение Путешествие в сказку Знакомство со сказкой: «Теремок» 1 Групповая Кабинет, муз. зал Беседа, опрос 1 Индивидуально-групповая Групповая комната Наблюдение 1 Групповая Театральная игра Верховые куклы «Теремок» Кукловождение Мы – актеры «Теремок» Актерское мастерство Речь и голос «Теремок» Сценическая речь Верховые куклы «Теремок» 1 1 1 1 1 1 1 1 Индивидуально-групповая Групповая Индивидуально-групповая Групповая Индивидуально-групповая Групповая Индивидуально-групповая Групповая Кабинет, муз. зал Опрос, беседа Кабинет, муз. зал Кабинет, муз. зал Групповая комната Кабинет, муз. зал Групповая комната Кабинет, муз. зал Групповая комната Кабинет, муз. зал Сам.работа Беседа, опрос Наблюдение Беседа, опрос Наблюдение Беседа, опрос Наблюдение Беседа, опрос 22 12 13 14 15 16 3 4 45 46 3 4 Декабрь 1 2 3 4 Январь 1 2 3 1 Февраль 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 2 2 М ар т 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 1 Ноябрь 17 1 3 Кукловождение Мы - актёры «Теремок» Работа над ролью Показ сказки «Теремок» Актёрское мастерство Путешествие в сказку. Знакомство со сказкой: «Три ёлочки» (драматизация), «У зайчишек Новый год» - кукольный спектакль Сценическая речь Мы - актеры «Три ёлочки» Актёрское мастерство Речь и голос «Три ёлочки» Сценическая речь Мы - актеры «Три ёлочки» Актерское мастерство Верховые куклы «У зайчишек Новый год» Кукловождение Речь и голос «Три ёлочки» Работа над ролью Верховые куклы «У зайчишек Новый год» Кукловождение Показ сказки: «Три ёлочки», «У зайчишек новый год» Актёрское мастерство Здравствуй, театр Сценическая речь Путешествие в сказку. Знакомство со сказкой: «Сказка о глупом мышонке» Актёрское мастерство Речь и голос «Сказка о глупом мышонке» Сценическая речь Мы – актёры «Сказка о глупом мышонке» Актёрское мастерство Речь и голос «Сказка о глупом мышонке» Сценическая речь Мы – актеры «Сказка о глупом мышонке» Актёрское мастерство Речь и голос «Сказка о глупом мышонке» Сценическая речь 1 1 1 1 1 Индивидуально-групповая Групповая Индивидуально-групповая Групповая Индивидуально-групповая Групповая комната Кабинет, муз. зал Групповая комната Кабинет, муз. зал Групповая комната Наблюдение Беседа, опрос Сам.работа Открытый показ Наблюдение 1 Групповая Кабинет, муз. зал Беседа, опрос 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Индивидуально-групповая Групповая Индивидуально-групповая Групповая Индивидуально-групповая Групповая Индивидуально-групповая Групповая Индивидуально-групповая Групповая Индивидуально-групповая Групповая Индивидуально-групповая Групповая Индивидуально-групповая Групповая Индивидуально-групповая Групповая комната Кабинет, муз. зал Групповая комната Кабинет, муз. зал Групповая комната Кабинет, муз. зал Групповая комната Кабинет, муз. зал Групповая комната Кабинет, муз. зал Кабинет, муз. зал Кабинет, муз. зал Групповая комната Кабинет, муз. зал Групповая комната Кабинет, муз. зал Групповая комната Наблюдение Беседа, опрос Наблюдение Беседа, опрос Наблюдение Беседа, опрос Сам.работа Беседа, опрос Наблюдение Беседа, опрос Сам.работа Беседа, опрос Наблюдение Сам.работа Наблюдение Беседа, опрос Наблюдение 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Групповая Индивидуально-групповая Групповая Индивидуально-групповая Групповая Индивидуально-групповая Групповая Индивидуально-групповая Групповая Индивидуально-групповая Кабинет, муз. зал Групповая комната Кабинет, муз. зал Групповая комната Кабинет, муз. зал Групповая комната Кабинет, муз. зал Групповая комната Кабинет, муз. зал Групповая комната 1 1 Групповая Индивидуально-групповая Кабинет, муз. зал Групповая комната Беседа, опрос Наблюдение Беседа, опрос Наблюдение Беседа, опрос Наблюдение Беседа, опрос Наблюдение Сам.работа Наблюдение, сам.работа Беседа, опрос Наблюдение 23 47 48 49 50 2 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 4 3 Апрель 1 2 3 4 Май 1 2 3 Мы – актеры «Сказка о глупом мышонке» Актёрское мастерство Показ сказки «Сказка о глупом мышонке» Работа над ролью Путешествие в сказку Знакомство со сказкой: «Под грибом» Актёрское мастерство Верховые куклы «Под грибом» Кукловождение Речь и голос «Под грибом» Сценическая речь Верховые куклы «Под грибом» Кукловождение Мы – актеры «Под грибом» Театральная игра Верховые куклы «Под грибом» Кукловождение Показ сказки: «Под грибом» Работа над ролью Речь и голос Актёрское мастерство 1 1 Итого: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 66 Групповая Индивидуально-групповая Групповая Индивидуально-групповая Кабинет, муз. зал Групповая комната Кабинет, муз. зал Кабинет, муз. зал Сам.работа Сам.работа Открытый показ Сам.работа Групповая Индивидуально-групповая Групповая Индивидуально-групповая Групповая Индивидуально-групповая Групповая Индивидуально-групповая Групповая Индивидуально-групповая Групповая Индивидуально-групповая Групповая Индивидуально-групповая Групповая Индивидуально-групповая Кабинет, муз. зал Групповая комната Кабинет, муз. зал Групповая комната Кабинет, муз. зал Групповая комната Кабинет, муз. зал Групповая комната Кабинет, муз. зал Кабинет, муз. зал Кабинет, муз. зал Групповая комната Кабинет, муз. зал Групповая комната Кабинет, муз. зал Групповая комната Беседа, опрос Наблюдение Беседа, опрос Наблюдение Беседа, опрос Наблюдение Беседа, опрос Наблюдение Беседа, опрос Сам.работа Беседа, опрос Наблюдение Беседа, опрос Наблюдение Беседа, опрос Сам.работа Приложение 4. Репертуар первого года обучения Сказки: «Теремок» «Сказка о глупом мышонке» «Под грибом» Этюды с куклами: «У медведя во бору» «Ёжик чистюля» «Белочка» Этюды на движение: «Руки-ноги» «Передай позу» «Весёлые обезьянки» Этюды на различные эмоции, мимику: «Лохматый пёс» «Весёлый воробей» Стихи: «Мишка» «Зайчмк» «Осень» 24 Приложение 5. Диагностический бланк «Оценка знаний, умений, навыков» № п./ п. Ф.И. ребенка Теоретическая часть Основы театральной культуры Театра льная азбука 1. Театр кукол Практическая часть Речевая культура Дикция Основы актёрского мастерства Мимика Жесты Движен ие Этюды куклами с Кукольные спектакли Общая оценка Игрыдраматиза ции …. 2. 3. Высокий уровень – 3 балла Соответствует уровню – 2 балла Низкий уровень- 1 балл 25 Приложение 6. Оценка результатов театрально-игровой деятельности Речевая культура Дикция Высокий уровень – 3 балла: высокая речевая активность, чёткая выразительная речь, интонационно окрашена, словарь содержит все части речи, знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Соответствует возрасту – 2 балла: речь не чётка, не выразительная, диалоги строит с помощью педагога. Минимальный уровень – 1 балла: речь не внятная, не умеет строить диалог с партнёром. Основы актёрского мастерства Жесты Высокий уровень – 3 балла: владеет знаниями и самостоятельно может продемонстрировать жесты, позу, движение, точно и выразительно выполняет задания без помощи педагога. Соответствует возрасту – 2 балла: владеет знаниями и может продемонстрировать жесты, позу, движение. Минимальный уровень – 1 балла: стесняется проявлять себя в действиях, с заданием не справляется. Мимика Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности. Соответствует возрасту – 2 балла: владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику. Минимальный уровень – 1 балла: слабо различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя. Движения (этюды с музыкальным сопровождением). Высокий уровень – 3 балла: умеет предавать несложный ритмический рисунок, творчески активен, проявляет самостоятельность и инициативу. Соответствует возрасту – 2 балла: затрудняется в выполнении заданий по ритмопластике, выполняет задание с помощью взрослого. Минимальный уровень – 1 балла: не способен выполнять несложный ритмический рисунок, двигается не ритмично. Игры-драматизации Высокий уровень – 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность при создании образа. Соответствует возрасту – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности. Минимальный уровень – 1 балла: не проявляет инициативы, стесняется проявить себя в действиях с партнерами на всех этапах работы над образом. Этюды с куклами. Высокий уровень - 3балла: проявляет желание играть с куклой. Знает навыки управления ею. Умеет импровизировать с куклой. Соответствует возрасту – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над этюдом. Минимальный уровень – 1 балла: слабо владеет элементарными навыками кукловождения. Кукольные спектакли Высокий уровень – 3 балла: желание участвовать в спектакле с куклами разных систем. Навыки взаимодействия с партнером при управлении с куклой. Умение создать образ с помощью кукол. Соответствует возрасту – 2 балла: владеет навыками кукловождения, может применять их самостоятельно в спектаклях, проявляет активность и согласованность. Минимальный уровень – 1 балла: слабо владеет элементарными навыками кукловождения, и не проявляет инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем. Не проявляет активности, выполняет большее количество операции только с помощью руководителя. 27