Театр-творчество-дети

Управление образованием Новолялинского городского округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования Новолялинского городского округа
«Дом детского творчества «Радуга»

Принята на заседании
педагогического совета
«30» августа 2024г.
Протокол № 1

Утверждена
приказом директор
МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга»
от 30.08.2024 № 69 од

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности

«Театр – творчество – дети!»
Возраст обучающихся: 5-8 лет
Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:
Самойлова Ольга
Владимировна,
педагог дополнительного
образования

г. Новая Ляля, 2024

Оглавление
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы ........................................................................... 3
1.1.

Пояснительная записка ........................................................................................................................ 3

1.2. Цель и задачи программы......................................................................................................................... 5
1.3. Планируемые результаты освоения программы .................................................................................... 6
Раздел 2. Содержание программы .................................................................................................................. 7
2.1. Учебный (тематический) план первого года обучения ......................................................................... 7
2.2. Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения ............................................... 8
2.3. Учебный (тематический) план второго года обучения......................................................................... 9
2.4. Содержание учебного (тематического) плана второго года обучения .............................................. 10
Раздел 3. Комплекс организационно-педагогических условий ................................................................. 12
3.1. Календарный учебный график ............................................................................................................... 12
3.2. Условия реализации программы ............................................................................................................ 12
3.2.1. Материально-техническое обеспечение ............................................................................................ 12
3.2.2. Кадровое обеспечение ......................................................................................................................... 13
3.2.3. Методические материалы .................................................................................................................... 13
3.2.4. Информационно-методические условия ............................................................................................ 14
3.3. Формы аттестации ................................................................................................................................... 15
3.3.1. Оценочные материалы ......................................................................................................................... 15
3.3.2. Характеристика оценочных материалов ............................................................................................ 16
4. Список литературы .................................................................................................................................... 18
4.1. Нормативные документы ....................................................................................................................... 18
4.2. Литература по программе:...................................................................................................................... 19
4.3. Литература для педагога: ....................................................................................................................... 19
4.3. Литература для обучающихся:............................................................................................................... 19
4.4. Литература для родителей:..................................................................................................................... 20
Приложение .................................................................................................................................................... 21

Приложение 1. Календарный учебный график первого года обучения ..................................... 21
Приложение 2. Репертуар первого года обучения ....................................................................... 25
Приложение 3. Календарный учебный график второго года обучения ..................................... 26
Приложение 4. Репертуар второго года обучения ....................................................................... 30
Приложение 5. Диагностический бланк «Оценка знаний, умений, навыков воспитанников» 31
Приложение 6. Оценка результатов театрально-игровой деятельности по направлениям...... 32

2

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Чем богаче жизненный опыт ребёнка, тем ярче он проявляется в
различных видах творческой деятельности. Поэтому так важно приобщать
маленького человека к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать,
тем больше результатов можно достигнуть.
Театр, в который мы играем с детьми, помогает ребёнку узнать самого
себя, заявить о себе, поверить в себя, сформировать думающего, чувствующего
любящего, активного человека, готового к творческой деятельности в любой
области.
Уровень освоения программы – базовый.
Направленность программы. Программа «Театр – творчество – дети!»
относится к художественной направленности и рассчитана на два года
обучения. В первый год обучения у детей совершенствуются исполнительские
умения в создании художественного образа, идет обучение созданию образа
героя с помощью выразительных пластических движений, закрепляются знания
и умения о правилах манипуляции с куклами. Во второй год обучения
развивается творческая самостоятельность, активность, инициативность в
передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.
Данная программа является модифицированной, за основу взята
авторская программа «Театр – творчество – дети», разработанная Н.Ф.
Сорокиной и рекомендована Министерством образования РФ, т.к. включает
обязательный минимум содержания по театрализованной деятельности для
ДОУ с учетом интеграции образовательных областей.
Актуальность программы. Программа предполагает обучение детей
театральной деятельности. Занятия помогают развить интересы и способности
ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности,
стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов
действия,
развитию
ассоциативного
мышления;
настойчивости,
целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при
проигрывании ролей. Занятия театральной деятельностью требуют от ребенка
решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует
формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение
комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к
импровизации, частые выступления на сцене перед зрителями способствуют
реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению
и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя,
которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать
товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Отличительные особенности программы. С учетом возрастных
особенностей воспитанников в программе предусмотрено использование
этюдных тренажей, параллельное разыгрывание кукольных спектаклей и
театрализованных игр.
3

А также при знакомстве с текстом литературного произведения или
сказки, роль персонажа разучивается при помощи жестов, мимики, движений,
костюмов, мизансцен.
Работа педагога проходит в тесном контакте с воспитателями и
родителями. Родители присутствуют на занятиях, спектаклях, развлечениях,
помогают при изготовлении костюмов, декораций и реквизитов.
Адресат программы. Данная программа разработана для детей от 5 до 8
лет (дошкольный возраст). В этот период дети эмоциональны, любознательны,
стремятся участвовать в совместной деятельности со сверстниками и
взрослыми. Состав групп постоянный, с участием детей особых
образовательных потребностей и детей, оказавшихся в трудной жизненной
ситуации.
В соответствии с возрастными особенностями воспитанников
подбирается репертуар сказок, но могут быть изменения в связи с интересами
детей.
Режим занятий. Данная программа составлена в соответствии с СанПин
для дошкольных организаций и учреждений дополнительного образования.
Театральные занятия проводятся два раза в неделю: одно занятие групповое,
второе – по подгруппам.
Программа «Театр – творчество – дети» реализуется в течение двух лет.
Год обучения
1 год обучения
2 год обучения

Кол-во часов в Продолжительность
неделю
занятия
1 час в неделю
25 мин.1
2 часа в неделю
30 мин.
Общее кол-во учебных часов по программе

Кол-во часов за год
66 часов
66 часов
132 часа

Занятия во 2 год обучения проводятся по 1 часу 2 раза в неделю без
совмещения часов.
Срок освоения программы. Весь учебный материал программы состоит
из четырёх разделов: театральная азбука; путешествие в сказку; основы
актёрского мастерства.
Особое место в программе отводится практической работе, в которой
занятия проводятся по подгруппам, что позволяет совершенствовать
исполнительские навыки и умения. В разделе «Театральная игра» проводится
диагностика знаний, умений и навыков.
Формы обучения. Занятия реализуются в очной, традиционной форме
обучения. Все занятия театральной деятельностью проходят в игровой форме,
что дает возможность предоставить детям, не только изучать и познавать
окружающий мир через постижение сказок, но и жить в гармонии с ним,
получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного
выполнения заданий. Дети в этой форме учатся выражать свои чувства и
В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 января 2021 г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека фактора среды обитания», таблица 6.6.
1

4

понимать чувства других, что помогает им избежать затруднений в общении со
сверстниками и взрослыми. В течение первого года обучения воспитанники
показывают результат своей деятельности (сказки) на открытых занятиях. В
течение второго года обучения дети представляют результат своей
деятельности (разыгрывают сказки с куклами и без них) перед родителями и
детьми младшего возраста.
Особенности организации образовательной деятельности. Занятия
проводятся на базе МАДОУ НГО «Детский сад общеразвивающего вида с
приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому
развитии воспитанников № 11 «Рябинушка».
Формы реализации образовательной программы – традиционная
модель. Представляет собой линейную последовательность освоения
содержания в течении одного или нескольких лет обучения в одной
образовательной организации.
Организационные
формы
обучения.
Группы
обучающихся
сформированы по возрастным группам детского сада. Состав группы
постоянный. Группы являются одного возраста. Переводы с групп обучения
осуществляются согласно возрасту обучающихся.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие личности ребёнка старшего дошкольного
возраста, его творческих способностей посредством театрального искусства и
овладение навыками общения и коллективного творчества.
Задачи:
Обучающие:
−
приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный
опыт: знание детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях,
костюмах, атрибутах, театральной терминологии;
−
формировать поэтапное освоение детьми театрального творчества;
−
познакомить и закреплять знания о правилах манипуляции куклами
различных систем;
−
совершенствовать артистическим навыкам детей в плане
переживания и воплощения образа;
−
активизировать словарный запас детей.
Развивающие:
−
развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности;
−
создать условия для развития творческой активности детей,
участвующих в театрализованной деятельности;
−
развивать творческую самостоятельность в создании
художественного образа;
−
моделировать навыки социального поведения в заданных условиях;
− поддерживать инициативу детей в индивидуальных и коллективных
импровизациях;
5

−
поддерживать стремление детей использовать игровые, песенные,
танцевальные импровизации;
−
поощрять желание принимать активное участие в праздниках,
досугах, развлечениях, используя импровизационные умения;
−
развивать эмоциональность и выразительность речи у
воспитанников;
−
создать условия для совместной театрализованной деятельности
детей и взрослых.
Воспитательные:
− воспитывать исполнительскую и зрительскую культуру;
−
воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со
сверстниками, бережное отношение друг к другу, уважение к коллективному
творчеству;
−
воспитывать в детях нравственную направленность (дружба,
доброта, честность, взаимопомощь и т.д.);
− формировать потребность в самовыражении.
1.3. Планируемые результаты освоения программы
Развивающие результаты освоения программы
Регулятивные
Обучающийся научится:
УУД:
• понимать, принимать и решать поставленную
задачу, сформулированную педагогом;
• планировать свои действия на отдельных этапах
работы над постановкой.
Познавательные
Обучающийся научится:
УУД:
• проводить сравнение и анализ поведения героя;
• понимать и применять полученную информацию
при выполнении заданий;
• проявлять
индивидуальные
творческие
способности при инсценировании.
Обучающийся научится:
Коммуникативные
• включаться в диалог, в коллективное обсуждение,
УУД
проявление инициативы и активности;
• работать в группе, учитывать мнения партнёров,
отличные от собственных;
• обращаться за помощью.
Воспитательные результаты освоения программы
У обучающихся будут сформированы:
• доброжелательное отношение и сотрудничество со сверстниками,
бесконфликтное поведение;
• стремление прислушиваться к мнению других;
• этического чувство, эстетические потребности, ценности и чувства на
6

основе опыта слушания и заучивания произведений художественной
литературы.
Образовательные результаты освоения программы
Обучающийся научится:
• соблюдать орфоэпические и интонационные нормы чтения;
• выразительному чтению;
• различать произведения по жанру;
• правильному речевому дыханию и правильной артикуляции;
• выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость,
злоба, удивление, восхищение);
• проявлять интерес и желание к театральному искусству.

Раздел 2. Содержание программы
2.1. Учебный (тематический) план первого года обучения
Базовый уровень
Цель. Знакомство с театром и театральным искусством.
Задачи.
Образовательные:
- привить устойчивый интерес обучающихся к театральным занятиям;
- обучить приёмам куклвождения верховых кукол.
Развивающие:
- создать условия для мотивации учащихся к познанию нового,
неизвестного для них;
- развить свободно и естественно выполняют на сцене простые
артистические действия;
- создавать художественный образ, сочинять этюды.
Воспитательные:
- воспитывать театральную культуру.
Наименование темы
всего
Раздел 1. Театральная азбука
6
Здравствуй, театр
2
Театральная игра
4
Раздел 2. Путешествие в сказку
18
2.1. Знакомство со сказкой
2
2.2. Верховые куклы
8
2.3. Кукловождение
8
Раздел 3. Основы актёрского
22
мастерства
3.1. Мы – актеры
9
3.2. Актерское мастерство
9
3.3. Играем в сказку
2

Количество часов
теория практика
2
4
2
4
7
11
2
5
3
8
6
16
6
7

3
9
2

Формы
аттестации
опрос
наблюдение
беседа
беседа
наблюдение
беседа
наблюдение
открытое занятие

3.4.. Ритмопластика
Раздел 4. Речевая культура
4.1. Культура и техника речи
4.2. Сценическая речь
4.3. Работа над ролью
Итого:

2
20
8
8
4
66

4
4
19

2
16
4
8
4
47

сам.работа
беседа
сам.работа
наблюдение

2.2. Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения
Раздел 1. «Театральная азбука»
1.1.Здравствуй, театр. Теория: Знакомство с театром. Понятие театра.
Особенности театрального искусства, виды театрального искусства. Театр и
игра в жизни человека. Знакомство с театральными профессиями, устройство
зрительного зала, культура поведения зрителя. Упражнения на развитие
пластичности, этюды на действия.
1.2. Театральная игра
Практика: Диагностические упражнения и этюды с использованием
верховых кукол и кукол-марионеток. Этюды на мимику и движения.
Скороговорки, чистоговорки.
Раздел 2. «Путешествие в сказку».
2.1. Знакомство со сказкой. Теория: Прослушивание, чтение или
просмотр сказки. Беседа и обсуждение прочитанного по сказке, имитация
характера героев.
2.2. Верховые куклы. Теория: Знакомство с основами кукольного театра:
основы взаимодействия кукол верхового театра и кукол-марионеток между
собой (куклы би-ба-бо, куклы с «живой рукой»).
Практика: упражнения с театральными куклами.
2.3. Кукловождение. Практика: Упражнения и отработка этюдов, приемов
кукловождения с использованием кукол разных систем.
Раздел 3. «Основы актёрского мастерства».
3.1. Мы – актеры.
Теория: Знакомство с основами актёрского
мастерства: жесты, мимика, черты характера героя. Пантомима. Основные
принципы драматизации.
Практика: Этюды на мимику и движения.
3.2. Актерское мастерство. Практика: Игровое творчество: сочинение
сказок, мини-сценок с использованием костюмов, драматизация сказок,
инсценирование стихов, театрализованные игры, придумывание диалогов
действующих лиц. Проигрывание этюдов на выразительность жеста
и
выражение основных эмоций, на воспроизведение отдельных черт характера.
3.3.. Играем в сказку. Практика: Воплощение образа героя сказки. Игры –
разыгрывание спектаклей по сказкам.
3.4. Ритмопластика. Практика: Танцевальное творчество: этюды с
музыкальным сопровождением, пластические игры, имитирующие движения
животных.
Раздел 4. «Речевая культура».
8

4.1. Культура и техника речи. Теория: Значение тембра голоса для
передачи
характера
персонажа
в
театрализованной
деятельности,
эмоциональная выразительность речи. В этот раздел включены игры со словом,
развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять
небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Практика: Упражнения: 1. Дыхательные и артикуляционные
упражнения.2.Дикционные и интонационные упражнения. 3. Творческие игры
со словом.
4.2. Сценическая речь. Практика: Разучивание игр и упражнений,
направленных на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение
владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией,
логикой речи.
4.3. Работа над ролью. Практика: Работа над текстом сказки, репетиция
сказки.
Требования к знаниям и умениям
Обучающийся должен знать:
• виды театров; различать и называть виды кукольных театров;
театральные профессии; театральную терминологию.
Обучающийся должен уметь:
• свободно и естественно выполняют на сцене простые артистические
действия;
• умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова
и расставляя логические ударения; умеют запоминать заданные педагогом
мизансцены. Владеть приемами кукловождения верховых кукол, кукол с
«живой рукой»; определять характер персонажа.
Обучающийся получит возможность научиться
• создавать художественный образ, используя песенные и танцевальные
импровизации; самостоятельно показывать предложенный характер
персонажа, включая театральную куклу; сочинять этюды по сказкам.
2.3. Учебный (тематический) план второго года обучения
Базовый уровень
Цель. Знакомство с театром и театральным искусством.
Задачи.
Образовательные:
- привить устойчивый интерес обучающихся к театральным занятиям;
- обучить приёмам куклвождения кукол разных систем.
Развивающие:
- создавать выразительный образ в этюдах, драматизациях;
- развить свободно и естественно выполняют на сцене простые
артистические действия;
9

- умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова
и расставляя логические ударения;
- создавать художественный образ, сочинять этюды.
Воспитательные:
- воспитывать театральную культуру.
Наименование темы
Раздел 1. Театральная азбука
Здравствуй, театр
Театральная игра
Раздел 2. Путешествие в
сказку
2.1. Знакомство со сказкой
2.2. Верховые куклы
2.3. Кукловождение
Раздел 3. Основы актёрского
мастерства
3.1. Мы – актеры
3.2. Актерское мастерство
3.3. Играем в сказку
3.4. Ритмопластика
Раздел 4. Речевая культура
4.1. Культура и техника речи
4.2. Сценическая речь
4.3. Работа над ролью
Итого:

всего
7
3
4
17

Количество часов
теория
практика
3
4
3
4
6
11

Формы
аттестации
опрос
наблюдение

1
8
8
22

1
5
5

3
8
17

беседа
беседа
наблюдение

9
9
2
2
20
8
8
4
66

5
4
4
18

4
9
2
2
16
4
8
4
48

беседа
наблюдение
открытое занятие
сам.работа
беседа
сам.работа
наблюдение

2.4. Содержание учебного (тематического) плана второго года обучения
Раздел 1. «Театральная азбука».
1.1.Здравствуй, театр. Теория: понятие «опера», «балет». Отличия
выразительных средств кукольного театра и драматического. Особенности
актерской игры в кукольном театре. Знакомство с театральной терминологией,
создателями спектакля. Упражнения на развитие пластичности, этюды с
куклами. Простые двигательные навыки – осанка, походка. Работа над
инсценировками.
1.2. Театральная игра: Практика: Диагностические упражнения и этюды
с использованием верховых кукол и кукол-марионеток. Этюды на мимику и
движения. Скороговорки, чистоговорки.
Раздел 2. «Путешествие в сказку».
В содержании программы сохраняется принципы работы над созданием
спектакля, но репертуар, этюды и упражнения меняются и усложняются,
согласно возрасту воспитанников.
2.1. Знакомство со сказкой. Теория: Прослушивание, чтение или
просмотр сказки. Беседа и обсуждение прочитанного по сказке, имитация
характера героев.
10

2.2. Верховые куклы. Теория: Знакомство с основами кукольного театра:
основы взаимодействия кукол верхового театра и кукол-марионеток между
собой (куклы би-ба-бо, куклы-марионетки, тростевые куклы, люди-куклы,
куклы с «живой рукой»).
Практика: упражнения с театральными куклами.
2.3. Кукловождение. Практика: Освоение приемов кукловождения,
упражнения и этюды с использованием кукол разных систем.
Раздел 3. «Основы актёрского мастерства».
3.1. Мы – актеры.
Теория: Знакомство с основами актёрского
мастерства: жесты, мимика, черты характера героя. Основные принципы
драматизации.
Практика: Этюды на мимику и движения. Пантомима.
3.2. Актерское мастерство. Практика: Этюды на мимику и движения.
Игровое творчество: сочинение сказок, мини-сценок с использованием
костюмов, драматизация сказок, инсценирование стихов, театрализованные
игры, придумывание диалогов действующих лиц. Проигрывание этюдов на
выразительность жеста и выражение основных эмоций, на воспроизведение
отдельных черт характера.
3.3. Играем в сказку. Практика: Воплощение образа героя сказки. Игры разыгрывание спектаклей по сказкам.
3.4. Ритмопластика. Практика: Танцевальное творчество: этюды с
музыкальным сопровождением, пластические игры, имитирующие движения
животных.
Раздел 4. «Речевая культура».
4.1. Культура и техника речи. Теория: Значение тембра голоса для
передачи
характера
персонажа
в
театрализованной
деятельности,
эмоциональная выразительность речи. В этот раздел включены игры со словом,
развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять
небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Практика:
Упражнения: 1. Дыхательные и артикуляционные упражнения.2.Дикционные и
интонационные упражнения. 3. Творческие игры со словом.
4.2. Сценическая речь. Практика: Разучивание игр и упражнений,
направленных на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение
владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией,
логикой речи.
4.3. Работа над ролью. Практика: Работа над текстом сказки, речью,
репетиция сказки.
Требования к знаниям и умениям
Обучающийся должен знать:
• виды театра (кукольный, драматический, опера, балет), о театральной
культуре, театральных профессиях; виды театральных кукол: настольный,
верховые куклы, тростевые куклы, куклы-марионетки, куклы с «живой
рукой», люди-куклы; приемы кукловождения; основные принципы
11

драматизации
Обучающийся должен уметь:
• создавать выразительный образ героев; передавать интонацией
выразительность речи;
• менять по заданию высоту и силу звучания голоса; двигаться в
заданном ритме; создавать пластические импровизации под музыку
разного характера; взаимодействовать куклами разных систем; строить
диалог с партнером на заданную тему, составлять диалог между
сказочными героями.
Обучающийся получит возможность научиться
• взаимодействовать с куклами разных систем в рамках одной
постановки; придумывать сценки на основе содержания, придуманного
самим; свободно и раскрепощенно держаться при выступлении перед
взрослыми и сверстниками.
Раздел 3. Комплекс организационно-педагогических условий
3.1. Календарный учебный график
Год
обучения
1 год

Дата
начала
обучения
2 сентября

Дата
окончания
обучения
24 мая

Количество
учебных
недель
33

Количество
учебных
дней
66

2 год

2 сентября

24 мая

33

66

Количество Режим
учебных
занятий
часов
66
2 занятия
по 1 часу в
неделю
66
2 занятия
по 1 часу в
неделю

Каникулы: осенние 26.10.24- 03.11.2024г.
зимние 30.12.24 - 10.01.2025 г.
Дополнительные каникулы 15.02. – 23.02.2025 г.
весенние 29.03.2025 – 06.04.2025 г.

3.2. Условия реализации программы
3.2.1. Материально-техническое обеспечение
Наименование

Количество

Оборудование
Кабинет
Музыкальный зал
Элементы декораций: ширмы
Стол
Стулья
Магнитная доска
Ковровое покрытие
Декорации к спектаклям (деревья, кустарники)
Материалы
Детские костюмы для спектаклей
12

1
1
3
2
20
1
1
6
15

Куклы для настольного театра
Пальчиковый театр «Красная шапочка»
Театр Би-ба-бо
Технические средства
Музыкальный центр
Ноутбук

2 набора
1 набор
6 наборов
1
1

3.2.2. Кадровое обеспечение
Программу ведёт педагог дополнительного образования. Образование
среднее специальное, высшее педагогическое (дошкольное).
3.2.3. Методические материалы
Первый год обучения
№
п/п

Название
темы

1.

Рассказ, объяснение,
беседа,
демонстрация.
Развивающее
обучение.
Путешествие
в Картотека
Игры-занятия,
сказку
словесных
игр, упражнения, этюды
иллюстрации
по с куклами.
сказкам.
Игры-драматизации,
Верховые куклы
здоровье
сберегающие
технологии
Основы актёрского Картотека
Игра, упражнение,
мастерства
словесных
игр, театрализованные
карточки
игры.
настроения;
Развивающее
иллюстрации
по обучение, здоровье
сказкам.
сберегающие
технологии.
Речевая культура
Картотека
Объяснение,
пальчиковой
упражнение.
гимнастики;
разыгрывание
мнемотаблицы
по потешек,
сценок,
скороговоркам
стихотворений

2.

3.

4.

раздела, Материальнотехническое
оснащение,
дидактический
материал
Театральная азбука
Художественная
литература,
Видеоролики по
темам занятия.

Формы,
методы, Формы учебного
приёмы
обучения. занятия
Педагогические
технологии
Викторины,
ролевая
игра,
беседа,
Ролевая
игра,
занятие-сказка.
Самостоятельная
работа,
репетиция.
Ролевая
игра,
занятие-сказка,
играпутешествие,
праздники,
спектакль.
Диалог, беседа,
репетиция,
праздники.

Второй год обучения
№
п/п

Название
темы

раздела, Материальнотехническое
оснащение,
дидактический
материал

Формы,
методы, Формы учебного
приёмы обучения. занятия
Педагогические
технологии
13

1.

Театральная азбука

2.

Путешествие
сказку

3.

4.

Художественная
литература,
иллюстрации
по
видам театра.
Видеоролики по
темам занятий,
спектаклей, сказок.
в Картотека
словесных
игр,
иллюстрации
по
сказкам.
Верховые куклы,
куклы марионетки

Рассказ, объяснение,
беседа,
демонстрация,
ролевая игра,

Игры-занятия,
беседы, упражнения,
этюды с куклами.
Игры-драматизации,
здоровье
сберегающие
технологии
Основы актёрского Картотека
Игра, упражнение,
мастерства
словесных
игр, объяснения,
карточки
демонстрация,
настроения;
театрализованные
иллюстрации
по игры, практическая
сказкам.
работа.
Видеоматериалы
Развивающее
спектаклей, сказок,
обучение, здоровье
стихов.
сберегающие
технологии,
обучение
в
сотрудничестве
(групповая работа)
Речевая культура
Картотека
Объяснение,
пальчиковой
упражнение,
гимнастики;
разыгрывание
мнемотаблицы
по потешек,
сценок,
скороговоркам
стихотворений

Викторины,
заочная
экскурсия,
беседа,
познавательная
игра.
Ролевая
игра,
занятие-сказка.
Самостоятельная
работа,
репетиция.
Ролевая
игра,
беседа,
познавательная
игра,
самостоятельная
работа
репетиция,
спектакль,
праздники.

Самостоятельная
работа, беседа,
репетиция,
ролевая
игра,
концерт.

3.2.4. Информационно-методические условия
Методические материалы
1. Конспекты занятий.
2. Сценарии театрализованных представлений.
3. Репертуарные сборники пьес, книги по истории кукольного театра,
сборники детских сказок и стихов, специальная литература по изготовлению
кукол и декораций.
Алгоритм работы над спектаклем
1. Выбор сказки, обсуждение её с детьми.
2. Деление сказки на эпизоды и пересказ их детьми.
3. Выбор, распределений и обсуждение ролей сказки.
4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов,
постановка танцевальных композиций.
5. Продумывание и создание совместно с детьми, родителями,
воспитателями эскизов декораций и костюмов.
14

6. Переход к тексту сказки: работа над эпизодами. Уточнение
предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
7. Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации
и реквизита (можно условно), с музыкальным оформлением.
8. Репетиция спектакля.
9. Показ спектакля.
Дидактические материалы:
1. Картотека словесных игр, пальчиковой гимнастики;
2. Карточки настроения;
3. Художественная литература;
4. Иллюстрации по сказкам.
3.3. Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- журнал посещаемости;
- диагностический бланк;
- грамоты;
- фото, статьи на сайте творческого объединения «Театр Гномы», на сайте
ДДТ «Радуга».
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- открытое занятие;
- выступления в малых подгруппах;
- показ миниатюр в тематических праздниках;
- участие в конкурсной деятельности на уровне ДОУ;
- участие в городских, муниципальных, окружных, фестивалях;
- показ отчётного спектакля,
- выступления на концертах на уровне ДОУ, ДДТ «Радуга»;
- защита творческих работ.
Этапы отслеживания образовательных результатов
Входная диагностика – октябрь – наблюдение, беседа, разыгрывание
этюдов.
Промежуточная
диагностика – декабрь, январь – наблюдение,
выступления в малых подгруппах, показ миниатюр.
Итоговая аттестация - апрель - является необходимым заключительным
этапом образовательного процесса. Итоговая аттестация проходит в конце года
через итоговый спектакль, который подводит определенную черту в освоении
программы и дает возможность проявить воспитанникам в различных видах
деятельности, продемонстрировать свои умения и навыки в кукловождении,
драматизации, почувствовать радость творчества.
3.3.1. Оценочные материалы

15

Отслеживание результатов театрально-игровой деятельности проводится
по следующим направлениям.
Основы театральной культуры
1.
Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству.
2.
Называет различные виды театральных кукол.
Речевая культура
Дикция (потешки, скороговорки и чистоговорки).
Этюдный тренаж (мастерство актера)
1.Жесты (этюды на выразительность жеста).
2.Мимика (этюды на выражение основных эмоций, на сопоставление
различных эмоций, на воспроизведение отдельных черт характера).
3.Движения (этюды с музыкальным сопровождением).
Игры-драматизации
1.Желание участвовать в играх – драматизациях.
2.Умение общаться с партнером.
3.Умение импровизировать при создании образа.
Этюды с куклами
1.Желание играть с куклой.
2.Навыки управления ею.
3.Умение импровизировать с куклой.
Кукольные спектакли
1.Желание участвовать в спектакле с верховыми куклами.
2.Навыки взаимодействия с партнером при управлении с куклой.
3.Умение создать образ с помощью кукол.
Оценочные материалы2
3.3.2. Характеристика оценочных материалов

Личностные результаты

Планируемые
результаты

2

Доброжелательное
отношение и
сотрудничество со
сверстниками,
бесконфликтное
поведение
Стремление
прислушиваться к
мнению других

Критерии
оценивания

Виды контроля/
промежуточной
аттестации

Умение работать в
коллективе.
Умение находить
выход
из
создавшейся
ситуации.
Умение
принимать мнение
других детей и
педагога

Входящий,
промежуточный,
итоговый

См. приложение 4

16

Диагностический
инструментарий
(формы, методы,
диагностики)
Диагностическая
карта,
наблюдение,
индивидуальная
беседа

Промежуточный, Наблюдение
итоговый

Формирование
этического чувства,
эстетической
потребности, ценности и
чувства на основе опыта
слушания и заучивания
произведений
художественной
литературы

Предметные
результаты

Метапредметные результаты

Понимать, принимать и
решать поставленную
задачу,
сформулированную
педагогом
Планировать свои
действия на отдельных
этапах работы над
постановкой.
Проводить сравнение и
анализ поведения героя;
понимать и применять
полученную
информацию при
выполнении заданий
Проявлять
индивидуальные
творческие способности
при инсценировании
Включаться в диалог, в
коллективное
обсуждение,
проявление инициативы
и активности
Работать в группе,
учитывать мнения
партнёров, отличные от
собственных
Соблюдать
орфоэпические и
интонационные нормы
чтения;
выразительному чтению
Различать произведения
по жанру

Положительная
реакция
на
произведения
художественной
литературы.
Проявляет
желание
к
заучиванию
текста.
Вносит
личное
отношение
к
произведению
Умение
самостоятельно
выполнять
поставленную
задачу
Проявляет
самостоятельность
и инициативу в
работе
над
постановкой
Самостоятельно
создаёт
образ
героя по заданию
педагога

Входящий,
промежуточный,
итоговый

Беседа,
наблюдение,
выступления.

Промежуточный, Беседа,
итоговый
наблюдение

Промежуточный, Наблюдение,
итоговый
выступление

Промежуточный, Наблюдение,
итоговый
беседа,

умеет применять Промежуточный, Контрольные
полученные
итоговый
задания,
знания, опыт в
наблюдение
своем творчестве
Беседа,
Игровые формы Наблюдение
наблюдение

Умение
взаимодействия с
партнером,
оценивать
свои
результаты
и
сверстников,
Владеет
чёткой
выразительной
речью, несколько
стихов

Промежуточный, Наблюдение
итоговый

Входящий,
промежуточный,
итоговый

Наблюдение,
беседа

Знает и различает Входящий,
произведения по промежуточный,
жанру
итоговый

Наблюдение

17

Владеет правильным
речевым дыханием и
правильной
артикуляцией
Выражать
разнообразные
эмоциональные
состояния (грусть,
радость, злоба,
удивление, восхищение)
Проявлять интерес и
желание к театральному
искусству

Самостоятельно
применяет
речевое дыхание и
артикуляцию
Проявляет
инициативу,
творческую
активность при
создании образа.

Промежуточный, Наблюдение,
итоговый
практические
задания
Входящий,
промежуточный,
итоговый

Диагностическая
карта,
наблюдение

Проявляет
Входящий,
устойчивый
промежуточный,
интерес
к итоговый
театральному
искусству.
Называет
различные виды
театра,
театральные
профессии

Диагностическая
карта,
Наблюдение,
тесты

4. Список литературы
4.1. Нормативные документы
Настоящая дополнительная общеразвивающая программа «Здравствуй, театр!»
художественной направленности разработана в соответствии с нормативно правовыми документами:
1.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273Ф3.
2.
«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 №
678-р.
3.
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от
29.05.2015 № 996-р.
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее-СанПиН).
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
18

7.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 № 629 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
8.
Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
9.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015
№ 09-3242 «О направлении информации» (вместе с Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы).
10. Устав МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга».
11. Образовательная программа МАОУ ДО НГО «ДДТ «Радуга».
4.2. Литература по программе:
1.
Губанова, Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников
(методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей)
[Текст] / Н.Ф. Губанова - М.: АЙРИС-Пресс, 2004 г. – 255 с.
2.
Маханёва, М.Д. Театрализованные занятия в деском саду [Текст] /
М.Д. Маханёва - М.: Творческий центр «СФЕРА», 2004 г. – 123 с.
3.
Петрова, Т.И. Подготовка и проведение театрализованных игр в
детском саду [Текст] / Т.И. Петрова - М.: Школьная пресса, 2003 г. – 127 с.
4.
Сорокина, Н.Ф., Миланович, Л.Г. Программа «Театр – творчество –
дети». [Текст] / Библиотека ж. «Дошкольное воспитание» - 1996. - № 8 – С. 1420.
5.
Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр [Текст] Н.Ф. Сорокина. М.: Аркти, 2000 г. – 159 с.
4.3. Литература для педагога:
1.
Бондаренко, И.В. Театрализованные музыкальные представления
для детей дошкольного возраста [Текст] / И.В. Бондаренко - М.: АЙРИССПресс, 2006 г. – 143 с
2.
Зарецкая, Н.В. Музыкальные сказки для детского сада [Текст] / Н.В.
Зарецкая. - М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2004г. - 152 с.
3.
Кисленко, Л.Е. Волшебные колокольчики. Утренники в детском
саду [Текст] / Л.Е. Кисленко - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005 г. - 220 с.
4.
Сорокина, Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий [Текст] /
Н.Ф. Сорокина. - М.: Аркти, 2004 г. – 286 с.
5.
Щеткин, А.В. Театральная деятельность в детском саду (4 - 5 лет)
[Текст] \ А.В. Щёткин - М.: Мозаика-Синтез, 2007 г. - 127с.
4.3. Литература для обучающихся:
Первого года обучения:
Сборник русских народных сказок
19

Второго года обучения:
1.
Сборник русские народные сказки
2.
Сказки народов мира

1.
2.
3.
4.

4.4. Литература для родителей:
Алянский Ю.Л. «Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре»
Издательство: Детская литература, 2020 г. – 160с.
Антонова Е., Бауман Е. «В театре. Экскурсия в закулисы»
Издательство «Настя и Никита», 2018 г.-14 с.
Евреинов Н. Н. «Что такое театр?» Москва: ГЦТМ им. А. А.
Бахрушина: Navona, 2020. — 47 с.
Детская энциклопедия. 2008, № 3. О театре: познавательный журнал
Издательство: Аргументы и факты, 2008.

20

Приложение
Приложение 1. Календарный учебный график первого года обучения
№
п/п

Тема занятия

час
ы

Форма занятия

Место проведения

Форма
контроля

Здравствуй, театр. Знакомство с театром и его
устройством

1

Групповая

Кабинет, муз. зал

Театральная игра

1

Групповая комната

2

Мы – актеры. Разыгрывание этюдов
Актёрское мастерство

1
1

Кабинет, муз. зал
Кабинет, муз. зал

3

Верховые куклы. Знакомство с куклами би-ба-бо
Кукловождение

1
1

Кабинет, муз. зал
Кабинет, муз. зал

Беседа, опрос
Наблюдение

4

Культура и техника речи. Речевые упражнения
Сценическая речь

1
1

1

Верховые куклы. Этюды с куклами
Кукловождение

1
1

Кабинет, муз. зал
Групповая комната/
прогул. участок
Кабинет, муз. зал
Кабинет, муз. зал

Беседа, опрос
Наблюдение

9
10

Индивидуальногрупповая
Групповая
Индивидуальногрупповая
Групповая
Индивидуальногрупповая
Групповая
Индивидуальногрупповая
Групповая
Индивидуальногрупповая

Беседа, опрос,
творческая
работа
Пед.
наблюдение
Опрос, беседа
Сам. работа

11
12

2

1

дата
мес недел
яц
я
1

2

7
8

13
14
15

Октябрь

5
6

Сентябрь

3
4

1
1

Групповая
Индивидуальногрупповая

Кабинет, муз. зал
Кабинет, муз. зал

Групповая
Индивидуальногрупповая
Групповая

Кабинет, муз. зал
Групповая комната

Беседа, опрос
Наблюдение,
творческая
работа
Беседа, опрос
Наблюдение

Кабинет, муз. зал

Беседа, опрос

Индивидуальногрупповая
Групповая

Групповая комната

Сам. работа

Кабинет, муз. зал

Самостоятель

3

Мы – актёры. Разбор сказки по ролям
Актёрское мастерство

1
1

4

Культура и техника речи. Речевые упражнения,
разбор ролей по сказке
Сценическая речь

1

Н
о
я
б
р
ь

16
17

Путешествие в сказку
Знакомство со сказкой.
Театральная игра

1

Верховые куклы. Разыгрывание этюда, работа по

Беседа, опрос
Наблюдение

1
1

сказке
18
19

2

20
21

3

22
23

4

24
25

1

26

28
29

2

Декабрь

27

3

30
31

4

33

1

Мы – актеры. Этюды на мимику и движения,
репетиция сказки
Актерское мастерство

1

Культура и техника речи. Упражнения на дыхание,
разучивание скороговорки, репетиция сказки
Сценическая речь

1

Верховые куклы. Этюды с куклами, репетиция
сказки
Кукловождение

1

Мы – актеры. Разыгрывание этюдов на основные
эмоции, репетиция сказки
Актерское мастерство

1

Ритмопластика. Повторение
сказке

1

хоровода, пляски по

1

1

1

1

1

Работа над ролью

1

Культура и техника речи. Упражнение на речевое
дыхание, репетиция сказки
Сценическая речь

1

Верховые куклы. Этюды с куклами, репетиция
сказки
Кукловождение

1

Я
н
в
а
р
ь

32

Кукловождение

Мы – актеры. Игры на эмоции, репетиция сказки
22

1

1
1

Индивидуальногрупповая
Групповая

Кабинет, муз. зал

ная работа,
беседа
Наблюдение

Кабинет, муз. зал

Беседа, опрос

Индивидуальногрупповая
Групповая

Кабинет, муз. зал

Наблюдение

Кабинет, муз. зал

Беседа, опрос

Индивидуальногрупповая
Групповая

Групповая комната

Наблюдение

Кабинет, муз. зал

Беседа, опрос

Индивидуальногрупповая
Групповая

Групповая комната

Наблюдение

Кабинет, муз. зал

Беседа, опрос

Индивидуальногрупповая
Групповая

Групповая комната

Наблюдение

Кабинет, муз. зал

Индивидуальногрупповая
Групповая

Групповая комната

Беседа, опрос,
творческая
работа
Наблюдение

Кабинет, муз. зал

Беседа, опрос

Индивидуальногрупповая
Групповая

Групповая комната

Наблюдение

Кабинет, муз. зал

Индивидуальногрупповая
Групповая

Групповая комната

Беседа, опрос,
наблюдение
Наблюдение

Кабинет, муз. зал

Беседа, опрос

34
35

2

36

Актерское мастерство

1

Показ кукольной сказки.

1

Работа над ролью

1

37
38

3

Знакомство со сказкой. Разбор сказки по ролям
Театральная игра

1
1

39

1

Верховые куклы. Упражнения на пальцах, этюды с
куклами
Кукловождение

1

2

Культура и техника речи. Работа по технике речи
Сценическая речь

1
1

3

Мы – актеры. Игра на внимание, повторение
диалогов по сказке.
Актерское мастерство

1

Здравствуй,
театр.
Беседа-знакомство
театральными профессиями, этюды на эмоции
Работа над ролью

1

41
42

Февраль

40

43
44
45

1

46

48
49

2

Март

47

3

50
51

4

с

1

1

1

Мы – актеры. Игры на имитацию движения,
репетиция сказки.
Актерское мастерство

1

Культура и техника речи. Упражнения и игры на
дикцию, репетиция сказки.
Сценическая речь

1

Ритмопластика.
Ритмические
повторение плясок по сказке

1

упражнения,
23

1

1

Индивидуальногрупповая
Групповая

Кабинет, муз. зал

Наблюдение

Муз. зал

Индивидуальногрупповая
Групповая
Индивидуальногрупповая
Групповая

Групповая комната

Открытый
показ
Сам.работа

Кабинет, муз. зал

Беседа, опрос
Сам.работа,
наблюдение
Беседа, опрос

Индивидуальногрупповая
Групповая
Индивидуальногрупповая
Групповая

Групповая комната

Наблюдение

Кабинет, муз. зал
Групповая комната

Беседа, опрос
Наблюдение

Кабинет, муз. зал

Беседа, опрос

Индивидуальногрупповая
Групповая

Групповая комната

Наблюдение

Кабинет, муз. зал

Беседа, опрос

Индивидуальногрупповая
Групповая

Групповая комната

Наблюдение

Кабинет, муз. зал

Беседа, опрос

Индивидуальногрупповая
Групповая

Кабинет, муз. зал

Наблюдение

Кабинет, муз. зал

Беседа, опрос

Индивидуальногрупповая
Групповая

Групповая комната

Наблюдение

Кабинет, муз. зал

Наблюдение

Кабинет, муз. зал
Групповая комната

Театральная игра

1

Индивидуальногрупповая

Групповая комната

Верховые куклы. Игра на моторику, этюды с
куклами
Кукловождение

1

Групповая

Кабинет, муз. зал

Наблюдение,
творческая
работа
Беседа, опрос

1

Групповая комната

Наблюдение

2

Культура и техника речи
Сценическая речь

1
1

Кабинет, муз. зал
Групповая комната

Беседа, опрос
Наблюдение

3

Мы – актеры. Игра-пантомима,
диалогов по сказке
Актерское мастерство

Индивидуальногрупповая
Групповая
Индивидуальногрупповая
Групповая

Кабинет, муз. зал

Индивидуальногрупповая
Групповая

Групповая комната

Самостоятель
ная работа
Сам.работа

Кабинет, муз. зал

Беседа, опрос

Индивидуальногрупповая
Групповая
Индивидуальногрупповая
Групповая
Индивидуальногрупповая
Индивидуальногрупповая
Индивидуальногрупповая

Кабинет, муз. зал

Наблюдение

Кабинет, муз. зал
Групповая комната

Сам. работа
Сам. работа

Кабинет, муз. зал
Групповая комната

Беседа, опрос
Наблюдение

Кабинет, муз. зал

Беседа, опрос

Групповая комната

Сам.работа

52

53

1

54

57

Апрель

55
56

58
59

4

60

разыгрывание

1
1

Культура и техника речи. Упражнения на дыхание,
скороговорки
Сценическая речь

1
1

1

Показ сказки.
Работа над ролью

1
1

63
64

2

Верховые куклы. Этюды с куклами.
Кукловождение

1
1

3

Мы – актеры. Этюды на различные эмоции, играпантомима
Актерское мастерство

1

Итого:

66

65
66

Май

61
62

24

1

Приложение 2. Репертуар первого года обучения
Сказки:
«Как зайцы дом построили»
Этюды с куклами:
«Здорово, Кума»
«Ёжик»
«Тили бом»
«Пошёл котик на Торжок»
«Зайчик Белочке-Малышке»
«Мотылёк»
«Киска»
«О чём разговаривают кошки»
Этюды на движение:
«Пошла Маня на Базар»
«Наш козёл-стрекозёл»
«Лягушонок»
«Полька»
«Как варили суп»
Этюды на различные эмоции, мимику:
«Проснулась Ульяна»
«Представь себе»
«О чём разговаривают кошки»
«Перчатки»
Игры:
«Снеговик»
«Весёлый Ёжик»
«Одно и то же по-разному»
Игры-пантомимы:
«Муравей»
«Шёпот и шорох»
«Угадай, что я делаю?»

Приложение 3. Календарный учебный график второго года обучения
№
п/п
1

дата
Тема занятия
Колво
меся недел
часов
ц
я
1
Здравствуй, театр. Знакомство с театром и его
1
устройством.

3
4
5

Сентябрь

2
2

3

6

Форма занятия

Место
проведения

Форма
контроля

Групповая

Кабинет, муз. зал

Индивидуальногрупповая
Групповая

Групповая
комната
Кабинет, муз. зал

Беседа, опрос,
творческая
работа
Наблюдение

Индивидуальногрупповая
Групповая

Кабинет, муз. зал

Сам. работа

Кабинет, муз. зал

Беседа, опрос

Индивидуальногрупповая
Групповая
Индивидуальногрупповая
Групповая

Кабинет, муз. зал

Наблюдение

Кабинет, муз. зал
Групповая
комната
Кабинет, муз. зал

Беседа, опрос
Наблюдение

1

Индивидуальногрупповая

Кабинет, муз. зал

Наблюдение

1
1

Групповая
Индивидуальногрупповая

Кабинет, муз. зал
Кабинет, муз. зал

Мы – актёры. Разыгрывание этюдов, разбор сказки по
ролям
Актёрское мастерство

1

Групповая

Кабинет, муз. зал

Беседа, опрос
Наблюдение,
творческая
работа
Беседа, опрос

1

Культура и техника речи. Упражнение на дыхание,
разучивание ролей по сказке

1

Индивидуальногрупповая
Групповая

Групповая
комната
Кабинет, муз. зал

Театральная игра

1

Мы – актеры. Разыгрывание этюдов на движение

1

Актёрское мастерство

1

Верховые куклы. Разыгрывание этюдов с куклами
бибабо
Кукловождение

1
1

7
8

4

Культура и техника речи. Репетиция сказки
Сценическая речь

1
1

9

1

Верховые куклы. Разыгрывание этюдов с куклами
бибабо
Кукловождение

1

11
12

13

Октябрь

10

Путешествие в сказку
2
Знакомство со сказкой:
Театральная игра

3

14
15

4

Опрос, беседа

Показ

Наблюдение
Беседа, опрос

16
17

1

18

20
21

2

Ноябрь

19

3

22
23

4

24

Сценическая речь

1

Верховые куклы. Этюды с куклами, с использованием
кукол би-ба-бо
Кукловождение

1

Мы – актеры. Разыгрывание этюдов, репетиция
сказки
Актерское мастерство

1

Культура и техника речи. Речевые упражнения,
повторение слов по ролям.
Сценическая речь

1

Верховые куклы.
Этюды с куклами би-ба-бо,
знакомство с тростевыми куклами.
Кукловождение

1

1

1

1

1

1

Мы – актеры. Этюды на мимику, работа по сказке
Актерское мастерство

1
1

27

2

Ритмопластика. Разучивание пляски-импровизации
по сказке.

1

Работа над ролью

1

Культура и техника речи. Речевые упражнения,
повторение слов по ролям.
Сценическая речь

1

Верховые куклы. Этюды
тростевыми куклами.
Кукловождение

1

28
29

Декабрь

25
26

3

30
31
32

4

с

куклами

би-ба-бо,

1

1
27

Индивидуальногрупповая
Групповая

Групповая
комната
Кабинет, муз. зал

Сам. работа

Индивидуальногрупповая
Групповая

Кабинет, муз. зал

Самостоятельн
ая работа
Наблюдение

Кабинет, муз. зал

Беседа, опрос

Индивидуальногрупповая
Групповая

Кабинет, муз. зал

Наблюдение

Кабинет, муз. зал

Индивидуальногрупповая
Групповая

Групповая
комната
Кабинет, муз. зал

Беседа, опрос,
наблюдение
Наблюдение

Индивидуальногрупповая
Групповая
Индивидуальногрупповая
Групповая

Групповая
комната
Кабинет, муз. зал
Групповая
комната
Кабинет, муз. зал

Индивидуальногрупповая
Групповая

Групповая
комната
Кабинет, муз. зал

Индивидуальногрупповая
Групповая

Групповая
комната
Кабинет, муз. зал

Индивидуальногрупповая

Групповая
комната

Беседа, опрос
Наблюдение
Беседа, опрос
Наблюдение
Беседа, опрос,
творческая
работа
Наблюдение
Беседа, опрос,
Наблюдение
Беседа, опрос
Наблюдение

1

Мы – актеры. Репетиция сказки.
Актерское мастерство

1
1

35

2

Показ спектакля для детей

1

Работа над ролью

1

Здравствуй, театр. Знакомство с театральными
профессиями, театральная игра
Театральная игра

1

Верховые куклы. Знакомство и этюды с куклами
марионетками.
Кукловождение

1

Культура и техника речи Речевые упражнения,
скороговорки, повторение ролей
Сценическая речь

1

36

Январь

33
34

37

3

38
39

1

41
42

Февраль

40
2

1

1

1

43
44

3

Мы – актеры. Этюды на эмоции, репетиция.
Актерское мастерство

1
1

45

1

Здравствуй, театр. Знакомство с другими видами
театров, театральными терминами, этюды.
Работа над ролью

1

2

Мы – актеры. Разучивание этюдов, повторение сказки
Актерское мастерство

1
1

3

Культура и техника речи. Речевые упражнения,
скороговорки
Сценическая речь

1

Верховые куклы. Повторение этюдов с куклами

1

47
48
49

Март

46

50
51

4

28

1

1

Групповая
Индивидуальногрупповая
Групповая

Кабинет, муз. зал
Кабинет, муз. зал

Беседа, опрос
Наблюдение

Кабинет, муз. зал

Индивидуальногрупповая
Групповая

Групповая
комната
Кабинет, муз. зал

Премьерный
показ
Сам.работа
Беседа, опрос

Индивидуальногрупповая
Групповая

Групповая
комната
Кабинет, муз. зал

Сам.работа,
наблюдение
Беседа, опрос

Индивидуальногрупповая
Групповая

Групповая
комната
Кабинет, муз. зал

Наблюдение

Индивидуальногрупповая
Групповая
Индивидуальногрупповая
Групповая

Групповая
комната
Кабинет, муз. зал
Групповая
комната
Кабинет, муз. зал

Индивидуальногрупповая
Групповая
Индивидуальногрупповая
Групповая

Групповая
комната
Кабинет, муз. зал
Кабинет, муз. зал

Индивидуальногрупповая
Групповая

Групповая
комната
Кабинет, муз. зал

Кабинет, муз. зал

Беседа, опрос
Наблюдение
Беседа, опрос
Наблюдение
Беседа, опрос
Наблюдение
Беседа, опрос
Самостоятельн
ая работа
Беседа, опрос
Наблюдение
Наблюдение

марионетками, повторение по ролям сказки
Кукловождение

52
53

1

54
55

2

57

Апрель

56
3

58

59

4

60
61

1

62

64
65
66

2

Май

63

3

Индивидуальногрупповая
Групповая

Групповая
комната
Кабинет, муз. зал

Индивидуальногрупповая
Групповая

Групповая
комната
Кабинет, муз. зал

Индивидуальногрупповая
Групповая

Групповая
комната
Кабинет, муз. зал

1

Индивидуальногрупповая

Групповая
комната

Культура и техника речи. Речевые упражнения,
повторение слов по ролям.
Сценическая речь

1

Групповая

Кабинет, муз. зал

Самостоятельн
ая работа
Наблюдение,
творческая
работа
Беседа, опрос

1

Кабинет, муз. зал

Наблюдение

Показ сказки: спектакля

1

Индивидуальногрупповая
Групповая

Музык. зал

Работа над ролью

1

Верховые куклы. Повторение этюдов с куклами
бибабо, марионетками, тростевыми.
Кукловождение

1

Индивидуальногрупповая
Групповая

Групповая
комната
Кабинет, муз. зал

Открытый
показ
Самостоятельн
ая работа
Беседа, опрос

Мы – актеры. Что я знаю о театре, разыгрывание
этюдов
Актерское мастерство

1

Индивидуальногрупповая
Групповая

Групповая
комната
Кабинет, муз. зал

Индивидуальногрупповая

Групповая
комната

Итого:

66

1

Культура и техника речи. Речевые упражнения, стихи
по ролям
Сценическая речь

1

Мы – актеры. Этюды на выразительность повторение
сказки
Актерское мастерство

1

Ритмопластика.
Танцевальные
повторение плясок насекомых.
Театральная игра

1

упражнения,

29

1

1

1

1

Сам.работа
Беседа, опрос
Наблюдение
Беседа, опрос
Наблюдение

Наблюдение
Беседа, опрос
Сам. работа

Приложение 4. Репертуар второго года обучения
Сказки:
«Гуси-лебеди»
Этюды с куклами:
«Идёт петушок»
«Киска»
«Ветер дует нам в лицо»
«Котёнок»
«Ой, вставала я ранёшенько»
«Лиса»
«Зайка»
«Белый заяц»
«Кукла оживи!»
Этюды на движение:
«Два жука»
«Тень»
«Уж как шла лиса»
«Зайчишка-трусишка»
Этюды на различные эмоции, мимику:
«Курочка»
«Жук»
«Удивительная кошка»
«Я на камушке сижу»
«Плачет киска в коридоре»
«Горячий картофель»
Игры-пантомимы:
«Утренний туалет»
«Медвежата»
«Представьте себе»
«Живой оркестр»

Приложение 5. Диагностический бланк «Оценка знаний, умений, навыков воспитанников»
№
п./
п.

Ф.И. ребенка

Теоретическая часть
Основы
театральной
культуры
Театраль
ная
азбука

1.

Театр
кукол

….

2.
3.

Высокий уровень – 3 балла
Соответствует уровню – 2 балла
Низкий уровень- 1 балл

Практическая часть
Речевая
культура
Дикция

Основы актёрского мастерства

Мимика

Движени
е

Игрыдраматизац
ии

Этюды
куклами

с Кукольные
спектакли

Общая
оценка

Приложение 6. Оценка результатов театрально-игровой деятельности по
направлениям.
Основы театральной культуры
Театральная азбука
Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к
театральному искусству. Называет различные виды театра. Знает театральные
профессии, устройство театра, правила поведения в театре.
Соответствует возрасту – 2 балла: интересуется театральной
деятельностью, называет различные виды театра. Частично знает театральные
профессии, устройство театра, театральные профессии, устройство театра.
Минимальный уровень – 1 балла: не проявляет интереса к театральной
деятельности. Знает правила поведения в театре. Затрудняется назвать
различные виды театра.
Театр кукол
Высокий уровень – 3 балла: знает и называет театральные куклы разных
систем.
Соответствует возрасту – 2 балла: частично знает и называет театральные
куклы разных систем.
Минимальный уровень – 1 балла: затрудняется назвать театральные куклы
разных систем.
Речевая культура
Дикция
Высокий уровень – 3 балла: высокая речевая активность, чёткая
выразительная речь, интонационно окрашена, словарь содержит все части речи,
знает наизусть несколько стихов, скороговорок.
Соответствует возрасту – 2 балла: речь не чётка, не выразительная,
диалоги строит с помощью педагога.
Минимальный уровень – 1 балла: речь не внятная, не умеет строить
диалог с партнёром.
Основы актёрского мастерства
Мимика
Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет знания о различных
эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные
средства выразительности.
Соответствует возрасту – 2 балла: владеет знаниями о различных
эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует
мимику.
Минимальный уровень – 1 балла: слабо различает эмоциональные
состояния, но использует различные средства выразительности с помощью
воспитателя.
Движения (этюды с музыкальным сопровождением).
Высокий уровень – 3 балла: умеет предавать несложный ритмический
рисунок, творчески активен, проявляет самостоятельность и инициативу.

Соответствует возрасту – 2 балла: затрудняется в выполнении заданий по
ритмопластике, выполняет задание с помощью взрослого.
Минимальный уровень – 1 балла: не способен выполнять несложный
ритмический рисунок, двигается не ритмично.
Игры-драматизации
Высокий уровень – 3 балла: проявляет инициативу, согласованность
действий с партнерами, творческую активность при создании образа.
Соответствует возрасту – 2 балла: проявляет инициативу,
согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.
Минимальный уровень – 1 балла: не проявляет инициативы, стесняется
проявить себя в действиях с партнерами на всех этапах работы над образом.
Этюды с куклами
Высокий уровень - 3балла: проявляет желание играть с куклой. Знает
навыки управления ею. Умеет импровизировать с куклой.
Соответствует возрасту – 2 балла: использует навыки кукловождения в
работе над этюдом.
Минимальный уровень – 1 балла: слабо владеет элементарными
навыками кукловождения.
Кукольные спектакли
Высокий уровень – 3 балла: желание участвовать в спектакле с куклами
разных систем. Навыки взаимодействия с партнером при управлении с куклой.
Умение создать образ с помощью кукол.
Соответствует возрасту – 2 балла: владеет навыками кукловождения,
может применять их самостоятельно в спектаклях, проявляет активность и
согласованность.
Минимальный уровень – 1 балла: слабо владеет элементарными
навыками кукловождения, и не проявляет инициативы их продемонстрировать
в процессе работы над спектаклем. Не проявляет активности, выполняет
большее количество операции только с помощью руководителя.

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».